Микеланджело сикстинская. Потолок сикстинской капеллы. Алтарная стена в Сикстинской капелле. «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти

Контакты

Адрес: 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Телефон: 0039 06 69884676

Часы работы: с 09:00 до 18:00

Стоимость: 16€

Официальный сайт: w2.vatican.va

Как добраться

Метро: станция Ottaviano (линия А)

Электричка: № 19, 30

Автобус: №32, 907, 64, 51, 81, 991

Италия – необычная страна, там обязательно стремятся побывать туристы, которые интересуются историей и искусством. Посещение основных достопримечательностей этой части света дарит не с чем несравнимое удовольствие. Среди них далеко не последнее место по популярности занимают Сикстинская капелла и музеи Ватикана. Люди приезжают туда, чтобы почувствовать неповторимый дух папского государства, посмотреть на уникальные экспонаты, работы мастеров с мировыми именами, и понять для чего все это создавалось.

В этой статье дана краткая характеристика архитектуры Сикстинской капеллы и внутреннего убранства ее помещений, рассказывается, о том, как возникла достопримечательность, и кто трудился над созданием уникальных произведений искусств, расположенных там.

Сикстинская капелла — история создания

Начнем с краткого рассказа о том, почему Сикстинская капелла (Sistine Chapel) так называется, ведь ее название напрямую связано с историей появления. В XV веке одним из римских пап был Сикст IV. Именно он решил перестроить ранее существовавшую Великую капеллу. Там обычно собирались кардиналы и их

Надо было обезопасить от внезапных набегов врагов. Как известно, в то время Италия боялась потерпеть поражения от турецкого султана Мехмеда II и флорентийской знати. Надо было построить такое здание, которое внешне было бы не настолько пышным.

Папа обратился к архитектору Баччо Понтелли. Именно ему принадлежит идея создания нечем не приметного снаружи здания. Строительными работами руководил еще один талантливый человек — Джордже де Дольчи. Так с 1473 по 1481 год выросла домовая Сикстинская капелла, в названии которой увековечили имя тогдашнего папы римского. В капелле не только проводились богослужения, она являлась местом проживания священнослужителей.

Внешняя скромность крепкого здания обманчива. Внутри его стены искусно расписали самые известные мастера того времени и их помощники:

  • Сандро Боттичелли,
  • Козимо Россели,
  • Пьетро Перуджино,
  • Доменико Гирландайо,
  • Пьеро ди Козимо,
  • Синьорелли, Пинтуриккио.

Но почему же тогда в народе бытует мнение, что Сикстинскую капеллу Ватиканского дворца в Риме расписал Микеланджело Буонарроти? Наверное, потому, что этот художник автор росписи другой части капеллы: непревзойденный потолок, увидев который трудно забыть этот памятник архитектуры, стал огромным холстом для маэстро. Его фрески украсили тысячу квадратных метров.

Ранее Микеланджело утверждал, что он скорее скульптор, но не смог отказаться от предложения папы. Возможно, он согласился только ради того, чтобы доказать, что не уступает по уровню мастерства самому Леонардо да Винчи. До того ему доводилось соревноваться с последним при проведении своеобразного конкурса, в котором искали художника достойного сделать роспись зала Большого совета во Флоренции. Все то, что мы сегодня видим на потолке капеллы, заняло пять лет жизни великого Микеланджело Буонарроти.

С 1483 года, а именно тогда освятили Сикстинскую капеллу, она стала местом, в котором регулярно созываются Конклавы. На таких собраниях выбирают нового папу после смерти или отставки предыдущего. С этим процессом связаны некоторые интересные факты. Например, когда наконец-то принимается позитивное решение, из трубы капеллы начинает идти белый дым, а если выбор нового главы католической церкви по какой-то причине не смогли сделать во время очередного Конклава, новость оповещает черный дым.

В 1999 году произошла реставрация фресок Сикстинской капеллы.

Кроме того, что в здании собирались кардиналы, с самого начала его появления возник одноименный хор («Сикстинская» капелла). Говорят, что там в свое время побывал юный Моцарт и посещение капеллы вдохновило его на создание шедевров. Сегодня в составе хора поют 19 мужчин и 30 мальчиков. Музыка пользуется популярностью не только среди людей, приближенных к церкви. В миру ее также слушает немалое количество почитателей.

Это не единственное название, связанное со зданием капеллы в Ватикане. Сикстинской капеллой первобытного искусства именуют пещеру Альтамира, расположенную на Севере Испании. Там нашли образцы наскальной живописи эпохи палеолита.

А еще в музее Дрездена хранится полотно Рафаэля, которое носит название «Сикстинская мадонна». К капелле оно практически не имеет никакого отношения. Картина, просто, названа в честь еще одного папы с тем же именем. Там, кроме Мадонны с младенцем, изображены папа Сикст II, у которого на руке шесть пальцев, Святая Варвара и ангелы. На самом деле шестой палец главы церкви – это визуальный обман. Говорят, что это внутренняя часть ладони.

Сикстинская капелла в Риме — описание

>

Размеры Сикстинской капеллы в точности такие же, как те, которые были у ветхозаветного храма Соломона (соотношение длина – ширина-высота: 40,93 м × 13,41 м × 20,70 м). Как уже говорилось, снаружи форма строения смотрится достаточно просто. Оно имеет три этажа, прямоугольную форму и квадратную крышу, на которой находится дымовая труба.

Первый этаж надежно укреплен опорами, его считают самым крепким. Вся удивительная роспись расположена на втором этаже. Он имеет несколько окон:

  • два на стене от входа,
  • остальные шесть – на боковых стенах.

На третьем этаже сегодня можно увидеть экспонаты картинной галереи, а в старину там находилась караульня. Это подтверждает версию о том, что Сикстинская капелла возводилась для того, чтобы защитить папу и кардиналов, количество которых доходило до 200 человек. Крыша этой части здания появилась позже. По периметру там расположены небольшие окна.

Выше мы рассказали о том, кто расписывал Сикстинскую капеллу. Далее попробуем сделать описание фресок , расположенных на втором этаже достопримечательности, интерьер которой является всемирным достоянием.

Историки архитектуры и искусства утверждают, что изначально было шестнадцать фресок. До наших дней из них сохранилось только двенадцать. Основная тематика изображений – библейские сюжеты. В общей сложности, все фрески составляют 2 цикла картин, в каждый из которых входит по шесть произведений. Это истории Христа и Моисея. «Тайная вечеря» — наверное, самая известная из всех фресок, расположенных в стенах Сикстинской капеллы.

Изначально там были развешены и гобелены. Они не только украшали зал, но и закрывали от взора посторонних двери, которые вели в служебные помещения. К сожалению, они почти не сохранились. Осталось только семь. Сейчас посетители капеллы в особо праздничные дни под фресками могут видеть их копии, а оригиналы – в музее. Известно, что восхитительные полотна с изображением событий, связанных с жизнью апостолов, делали из рисунков Рафаэля Санти.

Несмотря на все великолепие фресок на стенах и гобеленов, наибольшее восхищение у посетителей всегда вызывают уникальные росписи на потолке капеллы . Говорят, что такой красоты больше нигде нет, ни одна страна света не может похвастаться подобным произведением искусства. Что такое необычное изображено там? Почему же Сикстинская капелла считается одной из наиболее известных достопримечательностей мира?

Подняв голову, каждый посетитель капеллы сможет увидеть, что ее плафон условно разделен на несколько частей, каждая из которых – картина из жизни библейских героев. Там есть фрагменты, которые носят условные названия:

  • «Сотворение мира»,
  • «Рождение Адама»,
  • «Сотворение Евы»,
  • «Адам и Ева в раю»,
  • «Изгнание из рая»,
  • «История Ноя» и другие.

Многие считают, что фреска «Сотворение Адама» одна из самых интересных. Там изображены Адам и бог, которые протягивают друг другу руки. На потолке также есть росписи со всеми основными пророками и сивиллами (предсказательницы женского рода):

  • «Ливийская сивилла»,
  • «Дельфийская сивилла» и другие.

Алтарь – это еще одна часть Сикстинской капеллы, достойна внимания туристов. На алтарной стене расположена самая известная фреска Микеланджело – «Страшный суд» (1535-1541).

Где находится Сикстинская капелла и как до нее добраться

Вот вы и узнали чем интересна эта достопримечательность. Далее разберемся, в каком городе расположена Сикстинская капелла и как туда добраться.

Сикстинская капелла находится в Ватикане. Ватикан – это папское государство внутри столицы Италии – Рима. Расположение капеллы позволяет найти ее без особых проблем. Она находится рядом с Собором Святого Петра. Так что проблем с тем, как попасть к достопримечательности, не должно возникать.

Доехать туда можно :

  • на метро (станция Ottaviano, линия А),
  • электричкой (№ 19, 30),
  • автобусом (№32, 907, 64, 51, 81, 991).

Во многих источниках, упоминая официальный сайт Сикстинской капеллы, дают ссылку на w2.vatican.va. Там, если постараться, можно найти страницу, которая позволяет забронировать билеты онлайн.

На данный момент стоимость билета :

  • 16 евро,
  • льготный дешевле – 8 евро.

Кроме того, там же указано, что цена за бронь будет превышать указанную на 4 евро. Таким образом, билеты немного дороже. Соответственно, 20 и 12 евро. Очередь у касс обычно огромная, так что лучше переплатить и приобрести билет через интернет.

Режим работы Сикстинской капеллы :

  • понедельник – суббота с 9.00 до 18.00,
  • касса закрывается в 16.00.
  • В последнее воскресенье месяца вход бесплатный.

Сикстинская капелла на карте Ватикана:

Капелла - это небольшая церковь, предназначенная для членов одного семейства, жителей одного замка или дворца. На русский язык слово «капелла» иногда переводится как «часовня», но это не совсем верно. В часовнях отсутствует алтарь, там не могут быть проведены некоторые церковные таинства. Тогда как капелла является полноценной церковью со всем набором атрибутов. Сикстинская капелла в Ватикане - самое известное сооружение этого типа.

История создания

Сикстинская капелла была построена в 1475-1483 годах по приказу папы Сикста IV, чье имя она носит по сей день. был фигурой неоднозначной. С одной стороны, во времена его правления процветали коррупция и взяточничество, именно при нем была введена инквизиция, и состоялись первые публичные

С другой стороны, он прославился тем, что поощрял развитие науки и искусства. Он перенес папскую резиденцию в Ватикан и многое сделал для восстановления и благоустройства Рима. По его инициативе были открыты библиотека и первый в мире публичный музей, а также построена Сикстинская капелла, для проведения наиболее значительных церемоний католической церкви. В этом месте и теперь собирается конклав священнослужителей для

Архитектурное решение

В XV веке полномочия между религиозным и мирским правительством были не окончательно разделены, периодически происходили вооруженные столкновения. Да и обычные прихожане, доведенные до крайности непомерно высокими налогами, иногда решались на открытое выражение своего гнева. В связи с этим Папы Римские хотели иметь в Ватикане специальное убежище, где бы они могли укрыться со своим двором в неспокойные и смутные времена.

Таким убежищем по желанию Сикста IV и стала Сикстинская капелла. снаружи должно было иметь вид крепости, а внутренним декором подчеркивать величие и могущество папской власти.

Для решения этих задач был приглашен молодой архитектор из Флоренции Джованни де Дольчи. Он построил здание, внешним видом напоминающее бастион, и руководил проведением внутренних работ по нанесению росписей.

Сикстинская капелла - это сравнительно небольшое здание (его площадь всего 520 м²), прямоугольное по форме, с высоким (высота 21 м) сводчатым потолком. Его пропорции, по замыслу Сикста IV, напоминают пропорции легендарного храма Соломона, первого иерусалимского храма.

Внутреннее убранство

В 1480 году Сикст IV пригласил самых известных живописцев того времени для создания росписей. В работе приняли участие Сандро Боттичелли, Доменико Гирлондайо, Лука Синьорелли, и молодой Пинтурикьо.

Два года понадобилось художникам, чтобы расписать стены капеллы. Средний ярус заняли изображения сцен из жизни Моисея и Иисуса Христа. В верхнем ярусе, в простенках между окнами, были помещены портреты первых пап, от Святого Петра до Марцелла I. Нижний ярус по традиции был оставлен для вывешивания регалий понтифика.

Над алтарем находилась фреска работы Перуджино «Вознесение Девы Марии». Потолок украшало усыпанное звездами небо. Эти элементы известны нам только в описаниях, т. к. спустя несколько десятилетий после открытия капеллы, они были заменены фресками Микеланджело.

Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело

В начале XVI века на полотке Сикстинской капеллы появилась трещина, проходящая по всей его длине. Папа Юлий II распорядился замазать ее и велел Микеланджело, работавшему в это самое время над статуями для будущей усыпальницы понтифика, покрыть потолок фресками.

Микеладжело Буонарроти, родившийся в год закладки Сикстинской капеллы (1475 г.), в 1508-м был уже достаточно известным скульптором. А вот была для него незнакомым делом. Он всячески пытался уклониться от этой работы, но Юлий II сумел настоять на своем. Так, получила свой законченный вид известная Сикстинская капелла. Описание, история создания фресок стали предметом исследования многих поколений искусствоведов.

Центральную часть плафона занимают 9 последовательных сюжетов Ветхого завета, среди них «Потоп», «Грехопадение», сцены сотворения первых людей (Адама и Евы) и другие. По периметру этих фресок автор изобразил пророков и сивилл, а на боковых частях свода - предшественников Иисуса Христа. Всего было изображено более 300 персонажей, которые и сегодня покоряют своей мощью и физической красотой.

Исследователи до сих пор не могут прийти к однозначной трактовке этих образов. Одни видят в них особое толкование Библии, другие - новое осмысление героев дантевской «Божественной комедии», третьи убеждены, что Микеланджело представил этапы восхождения человека от греховного первобытного состояния до стадии татанизма и божественного совершенства.

Фреска «Страшный суд»

22 года спустя Микеланджело вновь был приглашен для работ по оформлению Сикстинской капеллы. В 1534 году папа Климент VII заказал ему расписать стену над алтарем. В результате была создана фреска «Страшный суд», которую искусствоведы называют одной из самых грандиозных во всей истории мировой живописи.

На этот раз художник изобразил человека слабым и беспомощным перед лицом неминуемой беды. От былой веры в величие и красоту людей не осталось и следа. В сцене «Страшного суда» нет ни одного жизнеутверждающего или вызывающего восхищение персонажа.

В центре помещен сам Иисус. Но его лицо грозное и непроницаемое. Его руки замерли в карающем жесте. Лица апостолов, обступающих Христа со всех сторон, тоже исполнены гнева. В руках они держат орудия пыток, которые не предвещают ничего хорошего для распластавшихся перед ними грешников.

Поздние дорисовки росписей и реставрационные работы

Сикстинская капелла - это величайший памятник монументальной живописи эпохи Возрождения. Но и более поздние поправки и дорисовки являются важным историческим свидетельством.

Сцена «Страшного суда» с десятками обнаженных тел с самого начала была неоднозначно воспринята церковнослужителями. Известно, что папа Павел IV приказал ученику Микеладжело - де Вольтерру прикрыть интимные места изображенных фигур драпировками, а Климент VIII и вовсе приказал уничтожить фреску. Спасти ее удалось только благодаря заступничеству художников. Попытки дорисовать одежды предпринимались также в XVII-XVIII веках.

В результате, когда в конце XX века группа специалистов приступила к перед ними встала серьезная проблема - какой вариант росписи следует восстановить. Было принято решение - оставить драпировки, дорисованные де Вольтером в конце XVI века, а остальные правки удалить.

После очистки фресок от копоти и пыли, они вновь засияли яркими красками. Это дало возможность увидеть изображения в том виде, в каком они были написаны великими мастерами эпохи Возрождения.

Отвечая на вопрос, что такое капелла, следует упомянуть, что это слово используется не только для обозначения религиозного сооружения. Капеллой называют место в соборе, где находятся певчие, музыкальный или певческий ансамбль, исполняющий духовную музыку, или даже профессиональное музыкальное учреждение, такое как Академическая капелла (Петербург, набережная Мойки, 20).

« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь - Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить. На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству. Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась. Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский - Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Микеланджело Буонарроти. Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником - роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения - Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр - свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того - есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте - он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом - здесь заканчиваются все экскурсии по .

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность - его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину - 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты. В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы - через них предполагалось вести прицельный огонь. Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов - просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть - стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело. Итого сохранилось 12 картин - на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной - фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов - это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых. А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее. Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл. Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство - мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода


Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана. Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    Вариант 1

    Метро: от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

    Вариант 2

    Метро: от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком: пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna - время в пути около 20 минут.

    Вариант 3

    Пешком: от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус: маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком: от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к .

Из аэропорта Фьюмичино:

    Вариант 1

    Автобус: шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком: идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра - время в пути около 15 минут.

    Вариант 2

    Поезд: по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро: по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим - именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур - посещение музеев и концерт:

  • С 19:00 до 23:00.

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно - в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый - 17 € (~1 248 руб. ) ;
  • Детский (от 6 до 18 лет) - 8 € (~588 руб. ) ;
  • Ночной тур - 38 € (~2 791 руб. ) и 29 € (~2 130 руб. ) ;
  • Аудиогид с описанием на русском языке - 7 € (~514 руб. ) ;
  • ~294 руб. ) .

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
  • Детский билет - 24 € (~1 763 руб. ) .

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день - с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла - поистине уникальное место с особой атмосферой. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм - далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

) ;
Электронное бронирование - 4 € (~294 руб. ) ;

Цена билетов с экскурсоводом:
Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
Детский билет - 24 € (~1 763 руб. )

График работы

С понедельника по субботу с 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).
Ночной тур: с 19:00 до 23:00.

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.