Произведениями каких писателей вы познакомились. Произведения какого писателя оказали на вас наибольшее влияние? Подготовка к восприятию нового материала

Фактрум публикует подборку забавных чудачеств писателей, о которых рассказывали очевидцы.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. И сразу же на ум приходят строки: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», - вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

Николай Васильевич Гоголь


Современники Николая Васильевича Гоголя свидетельствуют, что прозаик поражал их своими странностями. У него была любовь к рукоделию: с величайшей старательностью он кроил себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал - только сидя.

Одной из многочисленных причуд писателя была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Антон Павлович Чехов


В ялтинский период жизни за Чеховым его близкие стали замечать удивительные склонности и проявления. Его сестра Мария Павловна вспоминала, что писатель частенько садился на корточки возле кучи щебня в саду и начинал методично молотком этот щебень разбивать в мелкую крошку . Потом эти камешки шли для подсыпок дорожек в саду и во дворе. Так Антон Павлович мог и два, и три часа подряд бить камни. А сестра волновалась - не стряслось ли чего с братом.

В Ялте писатель пристрастился и к коллекционированию почтовых марок. «Он получал и отправлял по нескольку тысяч писем, - пишет чеховед. - Эти письма приходили к нему не только из России, но и из зарубежных стран. Антон Павлович эти марочки аккуратно снимал с конвертов, складывал их в пачечки и перевязывал белой ниткой. В каждой пачке было по 200 марок, и вся его коллекция составляет несколько тысяч!»

Федор Михайлович Достоевский


Яркой особенностью Федора Михайловича Достоевского был нескончаемый интерес к людям. Писатель любил знакомиться с новыми людьми, заговаривать на улице со случайными прохожими, при этом смотря собеседнику прямо в глаза и выспрашивая его обо всем на свете. Таким образом Достоевский собирал материал для будущих произведений, формировал образы героев.

Когда замысел созревал, Федор Михайлович запирался и подолгу работал, забывая о еде и сне. При этом он расхаживал по комнате и вслух проговаривал текст. Однажды с ним даже произошел курьезный случай. Писатель работал над «Преступлением и наказанием» и громко рассуждал о старухе-процентщице и Раскольникове. Лакей, услышав это из-за дверей, отказался обслуживать Достоевского. Ему показалось, что тот собирается кого-то убить.

Лев Николаевич Толстой


Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.

Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался - много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем - знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

Владимир Владимирович Набоков


© Peterburg.biz

Писательство для Владимира Набокова было сродни ритуалу. Большинство своих текстов он писал на прямоугольных карточках 3 на 5 дюймов (7,6 на 12,7 см), которые потом сшивались в книги. Причем Набокову требовались только разлинеенные карточки и только с заостренными углами, а также карандаши с резинкой на конце. Других инструментов писатель не признавал.

Общеизвестно и его увлечение энтомологией. Вот в качестве иллюстрации забавный фотоснимок мэтра в коротких шортах и с сачком.

Евгений Петрович Петров (Катаев)


© Infoglaz.ru

Евгений Петров, известный произведениями «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Светлая личность» и другими, написанными в соавторстве с Ильей Ильфом, был личностью незаурядной. Только буйная фантазия Петрова могла породить на свет столь оригинальные сюжеты для романов и придумать для себя уникальное увлечение.

Основой коллекции писателя были марки. На первый взгляд, в этом нет ничего таинственного, ведь тогда филателия была широко распространена. Но у Евгения Петрова это выражалось в своеобразной форме - он сочинял и отсылал письма в реальные страны, но в несуществующие города и по выдуманным им самим адресам .

Как результат, где-то через полтора месяца его письмо возвращалось обратно, увенчанное марками, штампами иностранных почтовых отделений и с пометкой: «Адресат не найден». Именно такие помеченные конверты и представляли интерес для писателя. Оригинально, не правда ли?

Цели:

  • Обобщить знания детей по разделу “Великие русские писатели”.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
  • Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде.

Оборудование : портреты Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, рисунки детей к прочитанным произведениям, тесты, медали, грамоты.

Подготовительная работа:

1. Деление на команды.

2. Придумывание названия команды, эмблемы команды.

3. Выполнение рисунков по рассказам Л.Н.Толстого.

4. Инсценировка одной из басен И.А.Крылова.

Ход урока

I.Организация класса.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

Сегодня мы проведём урок в форме КВН, который будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких? (показываю на портреты писателей, дети называют их фамилии, имена, отчества)

Вы уже разбиты на команды. Представляю вам жюри – это ваши мамы, члены родительского комитета).

Итак, мы начинаем КВН. (звучит музыка “Мы начинаем КВН”)

III. Ход конкурсов.

(После каждого конкурса, жюри объявляет результаты).

1. Представление команд и их эмблем.

2. Разминка (вопросы по биографиям авторов, за каждый правильный ответ, команда получает по одному баллу).

*В каком городе он родился? (в Москве)

*Почему в день рождения А.С.Пушкина по всей России звонили колокола? (в честь рождения внучки императора Павла I).

*На каком языке говорили в семье Пушкина? (на французском)

*Сколько лет было Пушкину, когда его впервые привезли к бабушке в имение Захарово? (шесть)

*Кто учил маленького Сашу писать по-русски? (бабушка)

*Как звали его няню? (Арина Родионовна)

*Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне? (“Зимний вечер”)

*Как звали Крылова? (Иван Андреевич)

*Что писал И.А.Крылов? (басни)

*Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей: жадность, глупость, наглую самоуверенность)

*Где он работал? (в Петербургской публичной библиотеке)

*Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке? (более 30 лет)

*Какие иностранные языки изучил Крылов без помощи учителей? (французский и итальянский)

*Как звали в семье маленького М.Ю.Лермонтова? (Мишелем)

*Кто воспитывал Мишеля? (бабушка)

*Где учился Лермонтов? (в Москве)

*Как назывались стихи, которые он написал по поводу смерти Пушкина? (“На смерть Поэта”)

*Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов? (27)

*Где родился Л.Н.Толстой? (в деревне Ясная Поляна)

*Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? (пятеро)

*Кем был Толстой? (графом)

*Какие рассказы Л.Н.Толстого вам запомнились?

3. Восстановление стихотворения.

Каждой команде даётся деформированный отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”. Стихотворение разрезано по строчкам, дети должны правильно их разложить.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4. Конкурс капитанов.

(Звучит песня “Капитаны”. Чтение наизусть капитанами команд стихов Лермонтова или Пушкина (по выбору самих детей).

5. Викторина по басням И.А.Крылова.

В какой басне такая мораль?

*Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”)

*К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк
всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит. (“Мартышка и Очки”

*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона и Лисица”)

6. Конкурс “Домашнее задание”.

Инсценировка басен И.А.Крылова.

7. Тест по рассказам и биографии Л.Н.Толстого (каждой команде выдаётся листок с тестом, побеждает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на все вопросы)

Какое произведение написал Л.Н.Толстой?

А)“Акула”

Б) “Утёс”

В)“Зимнее утро”

Г)“Зеркало и Обезьяна”

Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?

А)“Куда девается вода из моря?”

Б)“Лев и собачка”

В) “Акула”

Г)“Прыжок”

В каком произведении говорится о дружбе животных?

А)“Котёнок”

Б)“Акула”

В)“Прыжок”

Г)“Лев и собачка”

Из какого произведения приведённые строки?

“Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками”

А)“Прыжок”

Б)“Лев и собачка”

В)“Акула”

Г)“Какая бывает роса на траве?”

Найди лишнее произведение.

А)“Акула”

Б) “Какая бывает роса на траве?”

В)“Прыжок”

Г) “Зимний вечер”

Какое из приведённых произведений можно назвать научно-познавательным?

А)“В тот год осенняя погода...”

Б)“На севере диком”

В)“Куда девается вода из моря?”

Г)“Горные вершины”

Сколько братьев и сестёр было у Л.Н.Толстого?

А) два брата и две сестры

Б) один брат и одна сестра

В)три брата и одна сестра

Г) 4 сестры и один брат

Сколько лет было маленькому Толстому, когда скончалась его мать?

А)пять лет

Б) полтора года

В)десять лет

Г)три года

Узнайте произведение по ключевым словам.

Корабль, Африка, капитан, мальчики, матросы, артиллерист, морское чудовище.

Как называется явление, о котором написал Л.Н.Толстой?

А) смена времён года

Б) вращение Земли вокруг своей оси

В) вращение Земли вокруг Солнца

Г) круговорот воды в природе

8. Конкурс художников.

IV. Подведение итогов жюри.

V. Вручение грамот, выставление оценок.

VI. Итог урока.

Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?

Могу попробовать ответить вкратце,рассказав о том,как писал свои самые известные произведения Федор Михайлович Достоевский.
Мой первый ответ почему-то исчез,так что буду максимально конкретен,а мой комментарий по данному вопросу краток и лапидарен.Итак,если вы ознакомитесь с биографией Ф.М.,то вы поймете,что жизнь его была,мягко сказать,не сахар:постоянная критика от литературных авторитетов-современников своего времени,неправильное понимание его произведений критиками,проблемы в семье и личной жизни и постоянные денежные долги(за произведения платили колоссально мало,а надо было обеспечить себя,семью брата,пасынка и свою семью;неудачные истории с рулеткой и т.п.).И в таких условиях творец писал свои произведения(зачем были сказаны условия поймете далее).Буду конкретен:"Бедные люди",принесшие писателю изначальную популярность,были написаны на,так сказать,черновике,в котором была лишь идея произведения,жанр,главные персонажи,соль сюжета и развязка, и лишь после одобрения Белинским переписывались целый год в поисках идеального окончательного варианта.Остальные произведения,типа "Идиота" и "Братьев Карамазовых",из-за недостатка денежных средств и нужды расплатиться с долгами да и просто прокормить себя хоть чем-то,кроме чая,писались частями и продавались также-частями.Журнал "Русский вестник",публиковавший романы,постоянно торопил с частями,так как писатель уже давно погряз в долгах издательству.Это интересно было отметить,так как,наверное,самый известное произведение Ф.М. "Преступление и наказание",также издававшиеся частями,не успевало в срок и было написано с помощью каллиграфистки и по совместительству будущей жены публициста Анны Григорьевны,которая помогала ему в изложении мысли и некоторых идей,касательно романа(например,образ Сонечки Мармеладовой был доработан до своего итогового вида исключительно благодаря ее помощи).
Отвечая на вопрос о заранее подготовленном плане произведений(не относится к "Бедным людям"),могу ответить так:идеи своих произведений писатель проносил с собой всю свою жизнь;многие сюжетные линии были обдуманы и придуманы еще заранее, и со временем они либо попадали в великие романы,либо,как некоторые ответвления из Карамазовых,выходили как краткие самостоятельные работы для проверки временем и окружением.Персонажей(не относится к Сонечке,про которую уже было сказано) писатель,разумеется,прорабатывал в процессе сюжета,но они уже были готовыми во всех смыслах этого слова героями произведений(ибо практически все герои произведений Ф.М. представляют собой либо его ближайшее окружение(отец,нянечка,друзья,каторжники и тп),либо его самого(например,персонаж-дворянин из "Записок из Мертвого дома" и многие другие герои были собирательными образами самого творца).
В заключение хочется отметить,что Федор Михайлович писал свои произведения,заранее зная,каким образом пойдет та или иная сюжетная линия,но в то же время подвергал работы постоянным исправлениям и корректировкам либо из-за влияния жесткой цензуры,либо из-за своей мании довести произведения до совершенства.
________________________
надеюсь,смог хоть немножко помочь:3

Тема: Александр Александрович Блок. «Россия»

Цели: познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока; дать анализ стихотворению «Россия»; развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус; воспитывать любовь русской поэзии и родному языку.

Оборудование: портрет А. А Блока.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение новой темы.

IV. зучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Поздороваться с детьми, настроить на работу.

II Актуализация знаний.

Проверить домашнее задание. Провести опрос по пройденному материалу.

III Сообщение темы и целей урока.

На доске висит портрет А. А Блока.

Чей портрет висит на доске?

Сегодня мы познакомимся с биографией А. А Блока, а также с стихотворением «Россия». Выясним чему автор посвятил это произведение и как выразил свои мысли.

IV. Новый материал.

Учащиеся читают доклады по биографии Блока.

1 ученик.

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в семье старой русской интеллигенции. Дедушка Александра Андрей Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Андреевна с раннего детства прививала мальчику любовь к науке и литературе. Отец варшавский юрист немецкого происхождения Александр Львович Блок прожил в семье недолго, родители развелись, когда Блоку было 9 лет. После мать вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Новая семья переехала в Петербург. Там юный Блок оканчивает гимназию, после чего поступает на юридический факультет петербургского университета. Поняв, что юридическая наука ему не интересна, он переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

2 ученик.

Своё первое стихотворение поэт написал в 5лет. Если рассматривать творчество Блока в целом, то можно сказать, что они пропитаны патриотизмом, чувством справедливости, верой в мирную жизнь. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, именно ей он посвятил свою первую книгу стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Во время Февральской и Октябрьской революций Блок занимал должность редактора в «Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий чиновников». Зная засекреченную информацию, Блок издаёт книгу «Последние дни Императорской власти». Блока можно считать истинным патриотом России, он не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради ссетлого будущего своей России. К концу своей жизни писатель жил очень бедно, он умер 7 августа 1921года. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, а со временем прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Первичное чтение произведениями

Учитель читает стихотворение «Россия» наизусть, с выражением.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам стихотворение?

Чему повященно произведение?

Что представляли во время прочтения?

Повторное чтение учащимися

  • самостоятельно;
  • чтение одним учеником.

Анализ стихотворения
Произведение написано 18 октября 1908. Этот период в жизни Александра Александровича Блока был особенно плодотворен. Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Для А. Блока Россия - и мать, и жена, и невеста. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя
жалеть я не умею», так как считает Россию великой державой в которую необходимо верить.
-Какие чувства испытывает поэт к России?

Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

Использует ли поэт олицетворение? Какие?

Почему меняется настроение поэта? Почему?

Как понимаете высказывание «И невозможное возможно, дорога долгая легла"?

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Подготовка к выразительному чтению

Учитель читает стих выразительно, соблюдая логические ударения, указывая паузы, обращая внимание на знаки препинания, соблюдая темп чтения.

Выразительное чтение учащимися на оценку.

V. Закрепление.

Кроссворд.

  • отчество Блока.
  • фамилия дедушки.
  • фамилия жены.
  • месяц рождения поэта.
  • произведение Блока

VI. Итог урока

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Россия».