21 всемирный русский народный собор. Вячеслав володин и патриарх кирилл обсудили российскую государственность, революции и биотехнологии. Будущее страны за образованными людьми

В Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при участии многих иерархов Русской Православной Церкви, духовных лидеров традиционных религий России, государственных и общественных деятелей, прошел XXI Всемирный русский народный собор.

Одно из ключевых церковно-общественных мероприятий года было посвящено теме "Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития", непосредственно связанной со 100-летием русской трагедии 1917 года, ставшей переломным моментом всей русской истории, и, несмотря на прошедшие десятилетия, до сих пор в полной мере не осмысленной всеми нами.

Открывая Собор, Патриарх Кирилл с болью отметил, что семена ненависти, посеянные столетие назад, вновь прорастают в несколько ином виде.

«Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев...», - сказал Патриарх Кирилл.

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с несколько иными формами разрушительных идеологий, чем в начале XX века, но все они непосредственно связаны с началом общественного раскола. И неслучайно еще Александр Солженицын говорил, что революционная смута столетней давности имеет истоки в куда более глубоких исторических пластах, когда, во многом с подачи Запада, русские люди впервые разделились сами в себе.

«Если возвращаться к глубокой мысли Александра Исаевича Солженицына о том, что XVII век породил 1917 год, то, конечно, для нас, старообрядцев, это очень близкая тема, обсуждение того пути, который повернул Россию на Запад. И 37-й год прошлого века это подтвердил: на тех же Соловках, где три с половиной века назад начались гонения на старообрядцев, в XX столетии Господь вновь нам показал, что этот путь - тупиковый, кровавый путь…», - считает предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, митрополит Корнилий (Титов).

Мысли Александра Солженицына в ходе прошедшего Собора звучали не раз. Так, многие соборяне убеждены: для покаянного осмысления трагедий прошлого и возрождения русского национального единства в настоящем нам очень важен солженицынский принцип "жить не по лжи".

Об этом говорил председатель Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, митрополит Иоанн (Попов):

«Прежде всего нужно говорить правду. Правду, какая бы она ни была горькой, неудобной. И оттого, насколько мы способны говорить эту правду: о самих себе, о тех отношениях, которые существуют в нашем обществе, от этой правды будет зависеть воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее России».

Сегодня, когда мы видим единение столь разных представителей нашего общества в рамках того же Всемирного русского народного собора, появляется надежда, что прежние трагические гражданские противостояния уже ушли в прошлое, и несмотря на наши различия, мы научились как минимум слушать друг друга.

«Во многом раскол - это навязанная тема, тема, которую активно использует наша псевдолиберальная оппозиция и западные СМИ, чтобы держать Россию в состоянии вечной гражданской войны. Считаю, что у нас, русских православных людей, достаточно сил, чтобы с любовью относиться ко всем урокам - и трагическим, и победным урокам XX столетия, выработать универсальный синтез решения наших проблем и наших исторических задач в XXI веке», - заявил председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

Действительно, как не раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, сегодня нам крайне важно солидарное устремление в будущее на основе лучших традиций прошлого. И сегодня, в ходе прошедшего Всемирного русского народного собора, очень важным рефреном прозвучала мысль Предстоятеля: "Образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения". И если российская элита всецело осознает русские национальные интересы и свою ответственность за страну, никакие гражданские противостояния нам больше не будут страшны.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил в среду на открытии XXI Всемирного русского народного собора (ВРНС) и определил базовые ценности, обеспечивающие «незыблемость» российского государства. Господин Володин также назвал недопустимой романтизацию революций и героизацию тех, кто их осуществляет. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал критику революционного пути. Он выразил надежду, что Россия «не оступится и не сорвется в пропасть», как столетие назад, а останется «островом стабильности» в стороне от «расчеловечивания» и «гипертрофированной индивидуализации», которым подвержены общества, делающие ставку на технический прогресс.


Поздравления в адрес делегатов ВРНС, собравшихся в конференц-центре храма Христа Спасителя, направили президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. На открытии собора светскую власть представлял спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Мы должны научиться ценить и оберегать существующее жизнеустройство и понимать, как в этом жизнеустройстве выражаются наши базовые ценности: семья, вера, сплоченность, Родина и, конечно, справедливость»,- сказал он. По мнению спикера, недостаток справедливости «может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счете, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности».

Вячеслав Володин подчеркнул необходимость общественной консолидации на основе взаимного уважения и сохранения традиций, а также опасность революционного пути: «Сегодня вперед движется только тот, кто ценит, умеет накапливать и сохранять достигнутое». Несмотря на общественную полемику, развернувшуюся в связи со столетием революции 1917 года , некоторые уроки истории «для всех очевидны», полагает спикер Госдумы: «Революции - это в первую очередь насильственный захват власти. Недопустимо романтизировать революции и героизировать людей, свергающих законные правительства, обрекающие свои народы на страдания». Он призвал при принятии законов учитывать мнение «людей с разными культурными традициями и вероисповеданиями», поддерживать диалог с экспертным сообществом, институтами гражданского общества и конфессиями, а также отметил важность политического компромисса, консолидации общества и свободы самореализации каждого человека.

XXI Всемирный русский народный собор, открывшийся в Москве в среду 1 ноября, посвящен теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». ВРНС основан в 1993 году, главой ВРНС является патриарх Московский и всея Руси. С 2005 года собору предоставлен специальный консультативный статус при ООН. В работе собора традиционно принимают участие представители высших органов власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

Пределы движения вперед и самореализации человека обозначил патриарх Кирилл: по его мнению, слепая вера в безграничные возможности технологий является квазирелигией и может привести к разрушению социума. «Слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы, что скоро удастся так модернизировать наш разум и тело, что возникнут новые существа. Вера в технологии сегодня - то же, чем была вера в прогресс, это своеобразная квазирелигия,- сказал глава РПЦ.- Источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит - к разрушению социума и концу истории».

Патриарх выразил беспокойство в связи с развитием медицинских и генетических технологий на фоне социального неравенства: «Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, а другим - судьба подчиненных».

Такая перспектива противоречит христианскому взгляду на человека, отметил глава РПЦ: «Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто готов заплатить, а тем, кто рискует покинуть мир слишком рано».

Глава РПЦ считает, что российское общество за последние годы стало более консолидированным и приобрело «иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма». «Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути,- утверждает он.- В нашем обществе нет трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению». Патриарх выразил уверенность, что «страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года».

Открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. Фото А.Егорцева

1 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. В работе ВРНС приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

В этом году на повестку Собора вынесена тема «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Анализируя опыт государства и народа за минувшие со дня октябрьского переворота 100 лет, выступающие проводили тревожные параллели с современностью. При этом многие указывали на очевидную зыбкость того «стабильного развития», о котором сегодня с энтузиазмом заявляют чиновники с высоких трибун.

В начале XX века в Российской империи тоже отмечался стабильный экономический рост, но последовавшая Первая мировая война, геополитические провокации, активная революционная пропаганда внутри страны, разложение в рядах интеллигенции и государственной элиты, стремительное разобщение общества - все это вскоре привело государство к катастрофе 1917 года.

Отголоски и последствия октябрьского переворота, дальнейшей гражданской бойни, жестоких репрессий и духовно-культурной деформации Россия испытывает на себе до сих пор. Население, как и столетие назад, разобщено: народ, власть, элита, бизнес, культура - зачастую векторы их существования разнонаправлены.

Об опасности наблюдаемой тенденции, когда «элита» начинает активно дистанциироваться от народа, говорил в своем выступлении и Патриарх Кирилл.

«Я думаю, образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита - это не те, кто поднялся выше народа, настоящая элита - те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными и государственными интересами», - отметил Патриарх Московский и всея Руси.

При этом основной конфликт XXI века, по мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, заключается вовсе не в столкновении государств, культур, религий и наций, а в тенденции глобального изменения сознания, агрессивного расчеловечивания.

«На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. Подлинная альтернатива этому процессу - не «война всех против всех»,.. а новый диалог народов… Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», - заключил в своем выступлении Патриарх Кирилл.


Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим общественным форумом и интеллектуальным центром, который представляет интересы русского народа перед лицом власти, объединяя при этом представителей разных конфессий и национальностей, оставаясь на позициях патриотизма, государственности и здравого смысла.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора

1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!

Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.

Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.

Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.

Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.

Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.

Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.

Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.

Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.

Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.

Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.

Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.

Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.

Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.

Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.

И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.

Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.

И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.

Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.

Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.

ВРНС проводится под эгидой РПЦ для обсуждения наиболее значимых гуманитарных, цивилизационных проблем

Участие в этом авторитетном форуме принимают представители высшего духовенства всех традиционных религий, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, политики, деятели науки, образования и культуры. В этом году Собор посвящён теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Собравшиеся поделятся мыслями о том, каким они видят настоящее и будущее нашей страны, а также обсудят причины геополитических и социальных проблем.

Президент РФ Владимир Путин направил приветствие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, участникам, организаторам и гостям ВРНС. В телеграмме главы государства, в частности, говорится: «Уверен, что и нынешний форум <…> поднимет важные и самые острые вопросы современности, вдохновит участников на содержательные дискуссии. Подчеркну, Россия всегда была сильна традициями народного единения и сплочённости, ратовала за укрепление мира, сотрудничества, доверительного, взаимополезного диалога со своими партнёрами. И только сохраняя это историческое наследие, нашу нравственную и духовную опору, мы сможем двигаться вперёд, добиваться поставленных целей».

Открывая Собор, Патриарх Кирилл отметил: «Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растёт, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути». По его словам, сегодня наше «общество консолидировано», в нём нет того трагического гражданского раскола, «мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению».

«История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис», – уверен глава РПЦ.

По его словам, сегодня мировое сообщество «вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха - эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом - мировоззрение». «Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа - вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведёт лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам», – подчеркнул Владыка.

Говоря об исторических потрясениях России в XX веке, он отметил, что простой народ органически не склонен к революционности, «напротив, он - хранитель традиции». «Обе катастрофы были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности. Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков», – указал Патриарх.

«Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита - не те люди, кто поднялся "выше народа". Настоящая элита - это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым. Поэтому невозможно "назначить" элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы. Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие», – добавил Владыка.

Поэтому, по его словам, в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. «Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учёте общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке», – уверен глава РПЦ.

Патриарх также заявил, что традиционная семья является основой государства. «Семья - структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства - всё это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьёй связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания», - отметил он. «Семья – механизм передачи традиций… Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии – так возникают династии учителей, военных, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаём будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаём - понимая, чувствуя, что семья - это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают», – считает Владыка.

«Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество - это тоже большая семья, семья семей. Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искажённое определение понятию "человек". Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять её в любом другом направлении значит изменять самому Богу», – добавил Патриарх.

«Сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сёстрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так "Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа"», – сказал глава РПЦ и добавил, что «XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми».

«Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нём - "перековать" человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведёт к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но всё пронизывает собой. Это - стремление к любви и к Богу, – указал Патриарх. – Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния - мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом».

В свою очередь, спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал базовые ценности, на основе которых парламент должен строить законотворческую работу. «Мы должны научиться ценить и оберегать существующее жизнеустройство. Понимать, как в этом жизнеустройстве выражаются наши базовые ценности: семья, вера, сплочённость, Родина, и, конечно, справедливость, недостаток которой может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счёте, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности», – сказал он. «При принятии законов важно учитывать мнение широких слоёв общества: людей с разными культурными традициями и вероисповеданиями. Только через всестороннее обсуждение, диалог с экспертным сообществом, институтами гражданского общества, конфессиями законы получают широкую поддержку», – добавил политик.

«Только при взаимном уважении и согласии в обществе государство может быть сильным, может успешно развиваться. Наша страна уникальна. Её устройство и особенности сформировались в результате тысячелетней истории совместного проживания сотен народов с разными культурами и религиями. Вот почему для нас крайне важным является развитие устойчивое, эволюционное, основанное на диалоге и взаимопонимании с опорой одновременно на национальные традиции и современные институты демократии», - подчеркнул председатель Госдумы.

Он также раскрыл высшую миссию власти в России: «стремиться к консенсусу по главным вопросам и искать общественные компромиссы по спорным темам, их решения, не допуская перерастания в серьёзные проблемы».