Народный артист ссср алексей баталов. Скончался народный артист ссср алексей баталов 15 июня умер алексей баталов

Сегодня, 15 июня, около 6 часов утра на 89-м году жизни скончался народный артист СССР и режиссер Алексей Баталов. По словам друга семьи, Баталов скончался тихо во сне в одной из московских больниц, где он оставался последние пять месяцев после перелома шейки бедра. Мы навсегда запомним Алексея Баталова по таким фильмам, как «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Живой труп» и «Дама с собачкой». Но наиболее яркой ролью, всецело полюбившейся советскому и российскому зрителю, стал харизматичный «Гоша, он же Гога, он же Жора» в фильме «Москва слезам не верит». Фильм Владимира Меньшова вышел на киноэкраны 11 февраля 1980 года. Лирическая история о судьбе трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу. Годом позже Американская киноакадемия наградила картину высшей своей наградой - «Оскаром», посчитав ее лучшей иностранной лентой года. Сегодня сюжет оскароносного фильма знает каждый россиянин. Фильм, как и рязановская «Ирония судьбы…», - непременный атрибут новогодних праздников. Но мало кто знает, что поначалу и сценарий был другой, и актеры не рвались сниматься у Меньшова. Давайте вместе узнаем, как режиссеру и его команде все-таки удалось создать народный фильм.
«На сценарий я не сразу среагировал», - вспоминал впоследствии Владимир Меньшов. Потому что Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер («Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и др.), который в конце 70-х годов прошлого века был в большом авторитете, посчитал историю, написанную Валентином Черных, неинтересной. «Единственное, что меня привлекло, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала». Однако режиссер все же предложил Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. К примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств - изначально у Черных их не было. Появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру. По изначальному сценарию, главная героиня Екатерина Тихомирова - директор завода и депутат Моссовета - должна была вести прием избирателей. «Скучно!» - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую блестяще сыграла Лия Ахеджакова, стала сватать ее за «работника главка - очень ответственного, всего пятидесяти трех лет». Вместо фестиваля французских фильмов Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на… дипломатический прием. И только по настоянию Меньшова послов заменили кинозвездами Смоктуновским, Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики» - отечественными ЗИСами и «Победами».

В СССР секса нет

У Рудика, по сценарию, была не только активистка-мать, но и отец - Рачков-старший, токарь по профессии. В телецентре на Шаболовке, куда Родион приглашает Катерину, изначально должны были снимать КВН. Но потом собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой «Голубого огонька», который считался карточкой советского телевидения. Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие фразы вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии и у них завязывается беседа, убрали название авиакомпании. «Что происходит в мире?» - спрашивает Гоша, наливая. «Стабильности нет, - отвечает ему Николай. - Террористы опять захватили самолет компании “Эйр Франс”». Так вот, «Эйр Франс», во избежание международных проблем, решили вырезать. И если, по сценарию Черных, Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», то в фильме они всего-навсего разделывают таранку. Кстати, поскольку в те времена, как известно, в Советском Союзе секса не было, сильно урезали и встречу главной героини с героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. Наверху посчитали, что актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались». В работе над картиной Владимиру Меньшову приходилось преодолевать сопротивление и собственной съемочной группы, пренебрежительно относившейся к этой «дешевой мелодраме». Некоторые актрисы, пробовавшиеся на роли героинь, просто уходили.

А кто у нас Гоша?

На роль Гоши, по словам Владимира Меньшова, пробовалось много актеров, в том числе Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. Однако режиссер никого из них не утвердил. Отчаявшись, сам решил сыграть главного героя. Но тут по телевизору шла картина «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым, и Меньшов сразу понял, кого ему надо звать на роль Гоши. Но тут уже Баталов заупрямился. Его и сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента-слесаря он себя не очень-то видел. Но в конце концов согласился. Александр Фатюшин сначала пробовался на роль Николая, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, актеру, у которого лучше получались простые русские парни. После этого Фатюшину была предложена роль хоккеиста Гурина. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи. Но больше было жаль последней вырезанной сцены. Ближе к концу фильма все собрались на даче. Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трояка, а ханыга кричит на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал - значит завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

Пара для Баталова

С кандидатками на главную женскую роль дело также обстояло непросто. Руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Ирину Купченко, Валентину Теличкину. «Неинтересно!» - в один голос заявляли они, прочитав сценарий. Пробовалась и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Миледи в «Трех мушкетерах», она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но, когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису «под Баталова». Тогда-то и появилась Вера Алентова. А вот на роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова - потому, что не взял. Ирина Муравьева, сыгравшая Людмилу, затем признавалась, что, впервые увидев картину на монтажном столе, рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, - говорила как-то актриса. - Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Тем не менее роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей.

Девушки без возраста

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьевой - 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя. Но на экране это не ощущается.

В 40 лет жизнь только начинается

Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова (вахтерша из общежития) и Владимир Басов (замначальника главка Антон) так же важны, как и главные герои. «Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что «в 40 лет жизнь только начинается», - пояснял впоследствии режиссер. - А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то “заклеить”, а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще не была прописана. И тогда мы придумали ввести ее в ближний круг героинь - она и по телефону “хэллоу” произносит, и Катерину из роддома встречает. Для Зои Федоровой эта работа оказалась последней».

Александра так и не стала дипломатом

Только благодаря Алексею Баталову роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова «Розыгрыш» еще школьницей. Родители Наташи были категорически против ее актерского будущего, пророчив ей серьезную карьеру - устроили на курсы в МИД, готовили в институт. Съемки начались без Александры, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка запросто сможет совмещать учебу и работу над фильмом. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Брежнев в восторге!

Готовая картина принималась худсоветом «Мосфильма». Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. «А директор “Мосфильма” Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: “А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!” - рассказывал Владимир Меньшов. - Но в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. “Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!»” Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор “Мосфильма” махнул рукой: “Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!” На этом судьба фильма была решена».

Как-нибудь само рассосется

В течение первого года фильм посмотрели 85 млн человек. «Москву…» купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек - режиссер Меньшов. «Почему меня не выпускали из страны? - рассуждал он впоследствии. - Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: “Ну подожди, все само как-нибудь рассосется”. Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими “проступками” было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Этого было достаточно. А я-то думал, что Родину продал, планы секретного завода выдал».

Рейган смотрел 8 раз

Когда пришло приглашение на церемонию «Оскара» (американцы прислали его на домашний адрес Меньшова), режиссера вновь не выпустили. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ. Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имеющей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии - 31 марта - он пытался слушать «Голос Америки», но из-за «глушилок» так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино. Золотая статуэтка «Оскара» оказалась у Владимира Меньшова спустя много лет после награждения. Лишь в 1989 году на церемонии награждения премии «Ника» Владимиру Меньшову решили вручить и его «Оскар». Предполагалось, что за кулисами режиссер отдаст статуэтку обратно в Госкино, где она все эти годы и хранилась, но Меньшов забрал ее с собой. По словам Владимира Меньшова, президент США Рональд Рейган, готовясь к встрече с Михаилом Горбачевым в 1985 году, не менее восьми раз посмотрел фильм «Москва слезам не верит», чтобы постичь загадочную русскую душу.

Актер Алексей Баталов скончался на 89-м году жизни. Как сообщил его друг Владимир Иванов журналистам, вчера артиста причастил священник. По некоторым данным, смерть наступила во сне. Последние пять месяцев мужчина находился в больнице.

Все время пребывания в лечебном учреждении за Баталовым ухаживала супруга Гитана Аркадьевна. Буквально неделю назад артист выходил на связь с журналистами. Тогда стало известно, что семья актера выиграла суд против соседа, построившего незаконно баню на их участке в Переделкино. Однако звезда фильмов «Москва слезам не верит» и «Летят журавли» отметил, что ему уже все равно, как разрешится ситуация.

Напомним, что 22 января Баталов получил перелом шейки бедра со смещением. Подобные травмы в таком преклонном возрасте считаются одними из самых опасных. Актеру пришлось перенести операцию по протезированию сустава. Однако после хирургического вмешательства у артиста начались осложнения.

Многие звезды уже начали оставлять соболезнования близким Алексея Владимировича. Певец Олег Газманов опубликовал пост, в котором отметил таланты Баталова.

«Ушел из жизни Алексей Баталов и унес с собой большую часть моих прекрасных светлых детских и юношеских воспоминаний. Думаю, что миллионы людей, прочитав эту скорбную новость, горестно вздохнули и вспомнили его великие роли в фильмах «Москва слезам не верит» и «Летят журавли», - написал музыкант.

Звезда сериала «Универ» Алексей Лемар учился на курсе у известного артиста во ВГИКе.

«Я безумно благодарен вам за то, что еще на первом курсе вы совместно с моей семьей вытащили меня из армии, куда я по ошибки загремел. Спасибо, за то, что моя первая профессиональная работа на ТВ была вместе с вами в паре, на проекте Сергея Майорова «Истории в деталях». Низкий поклон за то, что вы отпускали меня на съемки и давали мудрые советы, под сизый дым вашей трубки, у себя в кабинете, вдохновляя на то, чтобы я практическим опытом познавал кинематограф, радио, тв, литературу, осваивая разные профессии в этих видах искусства. Невероятно благодарен, что привили мне любовь, мудрость, человечность в отношении этого мира», - отметил актер.

Как сообщили журналисты «Комсомольской правды» , в ночь со среды на четверг Алексей Владимирович заснул и не проснулся. По предварительной информации, рано утром у него остановилось сердце. Друг артиста Владимир Иванов отметил, что Баталова похорронят рядом с его матерью на Преображенском кладбище. Позднее семья звезды подтвердила, что звезда кино ушел из жизни.

Позднее журналисты пообщались со священником Михаилом Ардовым, который бывал у Баталова в палате.

«Я навещал Алешу в больнице примерно месяц назад, - рассказал Михаил Викторович - Он был уже очень плох. К нему регулярно приходил батюшка из Патриархии».

Актер запомнился российским зрителям по фильмам «Москва слезам не верит», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Живой труп» и «Дама с собачкой».

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова . Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.


Второй избранницей Баталова стала артистка цирка Гитана Леонтенко. Она работала в цирке с 4 лет и виртуозно исполняла смертельно опасные номера. Актер увидел ее во время циркового представления и без памяти влюбился. Много лет они встречались эпизодически, без взаимных обязательств, пока в 1963 году не сочетались узами брака.


Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

С уходом Алексея Баталова остался 161 ныне живущий народный артист СССР.

В Москве в четверг, 15 июня, в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов. Актер умер в одной из московских больниц. В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил. Как рассказал "КП" Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. РБК Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, - сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. "Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он. Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова. Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных". Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому. В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова). Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году. В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год. В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.