Театральные куклы своими руками для детей. Мастерим домашний кукольный театр своими руками от а до я. этап — заключительный

Даже во времена технического прорыва, когда множество детей увлекается электронными играми, не пропадает интерес к кукольному театру. Это милое и забавное занятие интересно как маленьким детям дошкольного возраста, так и школьникам. Ведь куклы - это интересные персонажи, которые могут поведать различные небылицы, увлекательные истории и сказки. А это очень привлекает внимание детей. Так называемый веселый вертеп всегда в моде.

Для чего нужен кукольный театр?

Такой простой игровой набор используют зачастую для интеллектуального развития детей младшего возраста, а также применяют в целях организации полезного домашнего досуга ребенка. Это увлечение, которое позволяет раскрыться детской фантазии как таковой, определить его грани творческих способностей.

Чтобы организовать в домашних условиях интересное развлечение, не нужно бежать в магазин и искать нечто подобное. Сделать кукольный театр особенно если применить все нижеуказанные примеры.

Какие инструменты и материалы нужны для творчества?

Чтобы сделать домашний кукольный театр своими руками, понадобятся ножницы маленькие и большие (отдельно для бумаги и ткани), такой материал для поделок, как фоамиран разноцветный, нитки, игла, швейная машинка, клеевой пистолет, подсобные хозяйственные приспособления в виде ершиков, лоскуты плотного однотонного разноцветного материала, картонные пустые коробки разной величины, пластиковые трубы и уголки для соединения, карандаш или маркер для рисования выкроек, линейка, набор разноцветных бумажных листов различной плотности. Вот, в общем-то, и весь элементарный набор, который может понадобиться для того, чтобы выполнить приведенные здесь образцы.

Если вы до сих пор думаете, что сделать детский кукольный театр своими руками сложно, приступайте к дальнейшему изучению материала этой статьи, и вы поймете, что проще задания для родителей и быть не может. Оказывается, что мы много чего упускаем в жизни, а когда ребенок подрастает, находим великолепные идеи, которые очень могли бы пригодиться в воспитании и развитии малыша в первые годы жизни.

Домашний лучше делать сообща, это интересно не только ребенку, но и родителям, особенно весело и увлекательно после плодотворного труда пользоваться его результатом. Фантазия помогает создавать самые разнообразные персонажи.

Проект ширмы кукольного театра

Начинается работа по выполнению игрового набора с проектирования основы. Так называемая ширма может быть выполнена несколькими способами. Самые простые приведены на фото ниже.

Вот такой оригинальный настольный кукольный театр своими руками можно сделать, если в ход пустить пластиковые трубы, обычные коробки из-под обуви или сшить оригинальную книжку-раскладушку из плотного фоамирана.

Ширмой для игрового творческого набора может служить и пошитая мини-шторка, которая может спокойно держаться на штапике и крепиться к двери липучками.

Вот такие очень простые идеи помогут вам обзавестись такой удивительно интересной и полезной игрой для детей, как кукольный театр. для него делается просто, но послужит не только основой, но и украшением, поэтому для ее выполнения берется плотный красивый материал - кримплен, бархат, велюр.

Куклы из картона и цветной бумаги

После изготовления ширмы приступают непосредственно к созданию самих персонажей. Это могут быть животные или и небылиц. Вот такие образцы могут наполнить ваш кукольный театр.

Своими руками выкройки такого плана легко вырезаются ножницами из картона. Украшаются они аппликационным оклеиванием из цветной бумаги, замша и рисованием фломастерами или маркерами.

Два круга внизу фигуры вырезаются в целях создания удобного отверстия для пальцев, которыми можно удерживать персонаж как ножницы. Такие куклы очень практичны, если их выполнять из плотного картона.

Театральные персонажи из фоамирана

Создавать удивительно интересные поделки для детей можно из самых простых подручных средств. Если вы серьезно задумали сделать кукольный театр своими руками, плана, предлагаемые здесь, помогут вам воплотить свои идеи в жизнь.

Вот таких милых зверушек можно пошить из любого плотного материала, а также из пластичной замши - фоамирана.

Очень симпатичный можно сделать кукольный театр своими руками, выкройки образцов шьются по размеру ладони. Здесь соблюдается метод рукавички, напоминающий кухонные прихватки, сделать которые элементарно легко даже для новичка в этом деле. У персонажей нет ножек, только верхние лапки, которыми управляют и мизинец. Такие куклы использовать удобнее в ширме первого образца - из пластиковых труб.

На фото показан вариант аппликационных выкроек, которые можно как сшивать вручную, на машинке, так и склеивать. Конечно же, надежнее вариант, что прошит нитками. Ниже приведен образец выполнения львенка из отдельных деталей, а также еще одна идея аппликации.

Сшить кукольный театр своими руками - получить море позитива и порадовать своих маленьких домочадцев. Такие варианты персонажей вертепа будут в радость малышам при первых знакомствах с животным миром.

Вязаные крючком куклы

Вариантов создания игрового набора очень много. Не только можно сшить кукольный театр своими руками, но и связать из красивых разноцветных ниток. Пример можно брать вот с такого незамысловатого простого образца.

Причем вязать можно не только пальцевой персонаж, но и рукавички. А также можно выполнять крючком выкройки деталей, приведенных выше, а потом их сшивать.

Игровой набор вертепа

Можно сделать и вот такой кукольный театр своими руками. Куклы здесь выполнены по миниатюрным выкройкам напальчников.

Во втором образце для такого аппликационного шовного метода подходит идеально тонкий драп. Для оформления мордочек использован обычный бисер. Аккуратными изделия получаются при сшивании деталей на машинке.

А вот первый вариант - это ручная работа. И тоже смотрится неплохо.

Оригами и интересный вертеп

Забавное занятие - делать кукольный театр своими руками. Куклы могут быть разнообразными, делать их можно из обычной цветной бумаги методом оригами. Вот такой интересный образец персонажей можно сделать по нижеприведенной схеме.

Следуя очередности складывания листа, можно создать простенькую мордашку любого животного персонажа, она может быть дорисована шариковой ручкой, красками, фломастерами или маркерами.

Мы очень недооцениваем различные элементы быта, из которых, оказывается, получается великолепный кукольный театр. Ширма своими руками делается из пластиковых труб, кто бы мог подумать! А вот кукольных персонажей можно делать из ершиков для их чистки. Получается такой себе веселенький образец миниатюрных сказочных героев.

Ершик накручивается на палец того, кто будет управлять куклами, после чего формируются ушки, ручки, приклеивается мордочка из подготовленного ватного помпона, а также глазки, которыми могут служить фабричные заготовки либо обычные бусины.

Увлекательные куклы-спиральки приведут в восторг любого ребенка. В магазине такие игрушки уж точно не продаются.

Итак, кукольный театр своими руками, выкройки и описание образцов которого приведены в этой статье, может сделать каждый. Главное, чтобы было желание развивать в своих детях творческие наклонности и не упускать очень ценное время в воспитании - дошкольный возраст, когда ребенку требуется особое внимание.

Веселая сказочная атмосфера нужна малышам постоянно. Они учатся определенному поведению у героев сказок. Чем насыщеннее репертуар кукольного театра, тем лучше. Так что останавливаться на творчестве одних лишь зверушек не стоит.

Для того чтобы кукольный театр прослужил максимально долго, при его изготовлении стоит использовать только новые материалы - бумагу, ткань, лоскуты фоамирана. Хранить такой игровой набор необходимо отдельно от всех детских игрушек, чтобы не допускать его порчи. Ведь декор ширмы и многие детали на самих куклах требуют особого бережливого отношения.

Готовые театральные наборы используются для ролевых игр, в которых открывается весь характер малыша. Он должен непосредственно участвовать в озвучивании какого-нибудь персонажа. Ведь пассивный зритель - это не для детей. Поэтому при изготовлении кукольного театра всегда прислушивайтесь к пожеланиям ребенка.

Необычно простые идеи могут принести в дом комфорт, веселье и увлеченный интерес его обитателей. Зачастую у кукольного театра собирается вся дружная семейка, особенно в праздничные выходные. Так что пользуйтесь собранным материалом и совершенствуйте его по своему усмотрению. Все предложенные здесь идеи не требуют для своего воплощения в жизнь неподъемных финансовых затрат и большого количества свободного времени. Всего за пару часиков можно создать театральную ширму и несколько нарядных и симпатичных кукол пальцевого управления.

Кукольный театр - это не готовая игрушка, над ее созданием нужно потрудиться, а для открытия всех ее секретов стоит и немного самостоятельно постараться, пофантазировать.

Если вы не знаете, чем сегодня увлечь ребенка в эпоху множества современнейших игрушек, которые в большей своей мере не несут особенной пользы, немедленно приступайте к созданию вот такого оригинального детища.

Способность выкладывать свое творчество для развлечения маленьких зрителей дается не каждому. Наряду с актерской игрой, ценятся также и навыки оформления сцены и персонажей спектакля. Как было бы приятно развлечь детей в привычной для них обстановке, устроив немного театрального волшебства. А самым ценным будет создание не только собственного сценария, но и оформление к нему кукольного театра своими руками.

Материалы для создания

Фундаментом кукольного театра является сцена, на которой и будет происходить все действо. Сцену и ширму можно сделать в несколько способов. Самая простая сцена – из ткани. Большим отрезком ткани завешивается дверной проем, делается в ткани горизонтальный прорез, в который и будут выглядывать куклы во время спектакля.

Также несложно построить сцену из стульев или табуретов. Два стула ставят спинками друг от друга, сиденья завешиваются до пола тканью, а по дальним краям спинок протягивается на веревочке или резинке ткань – задняя часть сцены, из-под которой и будут выглядывать куклы. Из табуретов такая конструкция складывается следующим образом: три табурета в ряд, два по бокам на этом ряду. Ткань укладывается аналогичным образом.

Сцена из картона выполняется при помощи коробок. Можно либо склеить ее из нескольких коробок, либо сделать из одной. Несколько коробок предполагают выкладывание из них, как из кирпичей, полноценного каркаса театра с окошком, которое позже завешивается тканью и занавесками. Одну большую коробку следует избавить от откидных частей и двух стенок, чтобы получился фрагмент картона с П-образными сгибами. В дне коробки следует сделать прямоугольное отверстие, а оставшиеся стенки закрепить в угловом положении, чтобы коробка могла стоять при помощи складывания и приклеивания в местах сгиба маленьких квадратных цилиндров, которые будут мешать коробке сложиться. Такую сцену легко оформить цветной бумагой или обоями.

Кукольный театр в детский сад требует более приличного вида, поэтому лучше всего его сделать из фанеры.

Сцена из фанеры

Для создания этого вида кукольной сцены с ширмой потребуются навыки общения с пилой и нарезными шурупами.

В целом нужны следующие материалы и инструменты:

  • фанера или два листа размерами 750×500 см и 500×400 см, либо один лист размером 750×900 см;
  • маленькая пила;
  • 4 петли для дверец, соответственное количество шурупов к ним, отвертка или шуруповерт;
  • молоток и несколько гвоздей;
  • ткань, резинка или шнурок, иголка с нитками.

Фанеру необходимо расчертить и распилить на детали, показанные на схеме:

Если необходимо, детали можно окрасить или оклеить обоями. После этого их нужно собрать, соединив петлями для дверец. Из ткани делаем два прямоугольных отрезка по размеру окна, из которых на резинку или шнурок цепляем и обшиваем занавес. Края веревки прибиваем на ширму гвоздями и молотком. Ширма готова.

Персонажи для театра

Куклы из бумаги чаще всего используются в пальчиковом кукольном театре или крепятся на шпажках. Тельца для пальчикового театра делаются из склеенных в конусы фрагментов бумаги, а на шпажки присоединяются плоские куклы из аппликации на картоне. Далее приведены шаблоны для бумажных персонажей сказки «Теремок»:

Для постановки с героями мультфильма «Смешарики» в кукольном театре подойдут самоделки из дисков. Для одного смешарика необходимы диск, пластиковая пробка от сладкой воды, пластилин, шпажка, шаблон, фломастеры или карандаши, клей. Шаблоны персонажей приведены ниже:

Если нет возможности распечатать на цветном принтере, нужно будет раскрасить шаблоны. Далее следует приклеить их на диск, который усаживается в специальный распил сверху пробки, внутри которой помещен пластилин. В данную пробку снизу присоединяется шпажка, и кукла готова.

Следует обратить внимание на то, что отдельные части шаблонов, такие как ушки, рожки, хвосты, лучше приклеить на картон, а уже потом на диск.

Куклы можно сделать и тканевые, даже не прибегая к выкройке их частей. Для кукол из носков лучше выбирать яркие ненужные носки из плотной ткани. Также понадобятся два ватных шарика, тонкая марля или бинт, две черные бусины или пуговицы, бубон из вязальных ниток, овальный отрезок ткани, иголки и нитки.

Ватные шарики заматываем в марлю, скручиваем на конце и завязываем узелком или нитками. На них, в противоположной от узелка стороне, нашиваем пуговицы. Так получатся глаза для куклы. Конец носка разрезаем по шву, куда, в вывернутом состоянии, пришиваем круглый отрезок ткани. Так получается тельце куклы и рот. Над ртом пришиваем глаза, узелки которых прикрываются пришитым бубоном, играющим роль волос. Можно также добавить другие декоративные элементы.

Актеры из перчаток — переход к более профессиональному театру. Для такой куклы нужна пара перчаток, ножницы, пуговицы, бубон или пушистый помпончик, нитки с иголкой в цвет перчаток, вышивальные нитки или другие контрастирующие со цветом перчаток, вата или другой набивной материал. Очень распространена кукла из перчаток в виде зайца. Из одной перчатки делаем голову, обрезав такие «пальцы», как мизинец, безымянный и большой. Оставшиеся будут ушами. Деталь формируем округлой, сшиваем на вывороте, после чего набиваем ватой. Во второй перчатке оставляем мизинец и большой палец снаружи, а остальные три продеваем в деталь головы и сшиваем вместе. После этого пришиваем зайцу глаза, чуб из бубона, вышиваем рот, и должна получитЬся кукла, как на фото:

Видео по теме статьи

Видео по созданию элементов кукольного театра:

МУ ДО ДДТ г. Верхнеуральска Челябинской области пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.

Творческий проект «Кукольный театр своими руками»

Проект создан для привлечения большего количества обучающихся в творческую деятельность. В проект привлечены учащиеся 12 — 13 лет.

«Кукольный театр своими руками»

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Исходя из этого возникла идея создать проект «Кукольный театр своими руками» с группой учащихся 6 класса, посещающих занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству у руководителя изостудии «Мастерская чудес» Кудриной Ольги Петровны. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Тип проекта:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево — игровой, творческий.

По виду деятельности – дополнительное образование.

По продолжительности – короткосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта – февраль - март 2017 года

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.

Актуализация проекта.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в среднем звене. Оно не только помогает воспитывать личность, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель проекта:

Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные : формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.

— освоение первичных знаний о театральном искусстве;

— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

— развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из фоамерана и ткани.
  • Установление последовательности действий изготовления кукол.
  • Организация деятельности.

Основополагающий вопрос проекта:

— Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?

Проблемные вопросы проекта :

— Каково назначение кукольного театра?

— Какова моя роль для достижения общей цели?

Педагогические принципы:

  • дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;
  • уважение личности;
  • использование метода предметного обучения;
  • поощрение творчества.

Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.

Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение.

Форма занятий :

  • коллективная;
  • индивидуально – групповая.

Этапы работы над проектом.

1 этап — организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

2 этап — разработка проекта

Цель : составление планирования на период проекта.

3 этап — технологический

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап — заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы и воспитанниками детского сада «Березка».

Работа над проектом

  1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.

Задачи:

1) познакомить с историей кукольного театра;

2) пробуждать интерес к чтению;

3) воспитывать желание сделать своими руками кукол для кукольного театра;

3) сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

Постановка гипотезы.

Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес учащихся к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

  1. Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»
  2. Просмотр презентаций:« Виды кукол»; «Кукольный театр».
  3. Конкурс рисунков «Кукольный дом».
  4. Выбор сказки для показа в кукольном театре.
  5. Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты.
  6. Изготовление кукол для показа сказок «Репка» и «Колобок» в кукольном театре.
  7. Репетиции сказок «Репка» и «Колобок».
  8. Презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками».
  1. Разработка проекта.

Тематическое планирование

Время проведения

Время проведения
Тема Особенности выполнения творческого проекта. Кукольный театр. Куклы своими руками Ширма Выбор и работа над произведением пьесы. Музыкальное оформление спектакля. Премьера сказок «Репка », «Колобок»
Вид деятельности Беседа Конкурс рисунков «Кукольный дом». Презентация

Круглый стол

Творческий процесс Оформление сцены. Создание эскизов и декораций. Работа с произведением Подбор музыки. Представление «Презентации проекта»
Содержание деятельности Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. Выставка работ

Совместная оценка.

Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. Изготовление кукол из фоамерана, изготовление перчаток для кукол. Оформление ширмы подручными средствами, изготовление элементов оформления (деревья, цветы, солнышко) Распределение ролей. Выразительное чтение сказки « Репка», «Колобок» учителем.

Отработка чтения каждой роли. Индивидуальная работа с детьми-актерами.

Проигрывание сценки под музыку. Показ кукольного спектакля зрителям.
Руководитель Кудрина Ольга Петровна

Из истории возникновения . Верховые куклы : мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.

Низовые куклы : марионетка, прыгающая и др.

Настольные куклы : плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.)

III. Технологическая направленность проекта.

Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:

  1. Театральная игра.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи :

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • произносить скороговорки и стихи;
  • тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры – детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией;
  • познакомить с основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

От этюдов к рождению спектакля – работа над сказками «Репка», «Колобок»

Задачи:

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.
  1. Заключительная стадия.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

и умеют:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • приобретать и применять свои знания на практике;
  • планировать проектную деятельность;
  • работать в группе, защищать творческий проект.

Список методической литературы.

  1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
  3. Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.59
  4. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.57
  5. Рябова О.Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа» № 11, 2005 г., с.52
  6. 6. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с.75
  7. 7. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с.45
  8. 8. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.68.
  9. 9. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
  10. 10. Голованова М.В., В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: «Просвещение», 2005 г.
  11. 11. Толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин. Москва «Просвещение».
  12. 12. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

Приложение 1

Мастер-класс

Материалы и инструменты:

Для учащихся: ножницы, фоамеран, ткань, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, деревянные шпажки для нанесения эскиза (по одной на парту), салфетка.

Для учителя: образцы кукол для кукольного театра.

Ход урока:

— Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…

— Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль. Но театр наш будет не простой, а плоскостной, т.е. все сказочные герои будут плоские.

— Посмотрите, ребята, сколько сказочных героев сегодня у нас в гостях!

Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.

— Попробуйте определить по этим условным обозначениям, с какими предметами вам предстоит работать в мастерской?

— Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? (правила техники безопасности)

— Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…

  1. Циркулем ровно начертим мы круг

Или одну, или несколько дуг.

Циркуль иголкой уколет как ёж,

Если неправильно в руки возьмёшь.

  1. Клей на парту не пролей,

Аккуратней клеем клей!

  1. Ножницы от слова “нож”.

Помни, если их берёшь!

— А какие ещё материалы нам потребуются? (фоамеран и ткань)

И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту. Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –

каждой секундой в труде дорожи”.

А сейчас я буду показывать, как делать этих сказочных героев. Будьте внимательны.

— Сначала мы рассмотрим инструкционную карту.

— Давайте теперь вместе повторим:

С чего мы начинали выполнять работу?

Как делается голова?

Как мы работаем с клеевым пистолетом?

— У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене. (Дети выполняют работу, учитель помогает).

— Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.

— Ребята, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.

— Кто такой режиссёр?

— Кто такие актёры?

— Итак, представление начинается.

— Актёры на сцену! (показ спектакля).

Показ участниками проекта сказки «Рерка»

Приложение 2

Пригласительный биле т

на кукольный спектакль «Репка» и «Колобок»

Дата:__________ Время______________

Ряд____________ Место______________

Игра актёров и актрис,

Неутомимый запах сцены,

Неповторимый шум кулис

Меняют жизни нашей цену.

Душа уносится в полёт,

И где конец игры – неясно.

Всегда театр в нас живёт,

И это всё-таки прекрасно!

Приложение 3

«Как все это было…»

Изготовление кукол

Шьем рукавички:

Сборка кукол:

Репетиции:

«Дебют» Выступление перед учащимися 2 класса

Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности 07.03.17.

Приложение 4

Сценарии сказок

Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка — чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было —
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!

Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.

Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:
Раз — вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!

Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:
Мышка эта — очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!

Артисты кланяются.

Сценарий сказки «Колобок»

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

(Бабка перестает вязать, заходит в дом)

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

(Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка)

Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке.

(Вместо игрушки на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!

(Ссправа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
я от Волка ушел,
от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!

Рассказчик: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет… Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

Домашний кукольный театр является хорошим способом развития ребенка. В частности, проект способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики руки. При этом куклы имеют отличный психотерапевтический эффект, поскольку способны помочь ребенку справиться с его страхами и переживаниями, а также получить то внимание, которого порой так не хватает. Можно сделать кукольный театр в детский сад своими руками, причем это касается не только кукол, но и ширмы, и декорации.

Изготовление кукол

Куклы могут изготавливаться из совершенно разных материалов, в том числе и из подручных. При этом размер их не важен. Они могут быть пальчиковыми, в виде перчаток или стационарных фигурок.

Пальчиковые персонажи из фетра

Пальчиковые куклы позволяет развивать мелкую моторику ребенка, его мышление и речь. Изготовить миниатюрные куклы очень просто. Для этого нужно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы;
  • бумага для выкройки;
  • карандаш.

Саму выкройку для персонажа можно нарисовать самостоятельно. Для этого сначала рекомендуется подобрать сказку или историю, которая будет ставиться, а затем тщательно продумать и ее героев. После этого можно приступать к изготовлению персонажей:

При изготовлении пальчиковых кукол стоит сразу определиться с тем, кто будет их надевать. Если это ребенок, то отверстия в куклах должны быть таковыми, чтобы персонажи в процессе инсценирования не спадали.

Паста для моделирования

Хорошим материалом для изготовления кукол может стать специальная паста для моделирования. Ее можно заменить соленым тестом или пластилином. Преимущества такого материала заключаются в том, что из него сделать как пальчиковые, так и стационарные куклы. Для изготовления персонажей нужно подготовить:

Процесс лепки для ребенка является довольно сложно, поэтому взрослому необходимо пошагово демонстрировать, как делать ту или иную фигурку. При этом все же стоит оставлять возможность ребенку проявлять свою фантазию. Если для инсценирования необходима фигурка человека, вылепить ее можно следующим образом:

  1. Из кусочка пасты размером 2*3 см нужно скатать колбаску, а затем сформировать из нее цилиндр. Он должен напоминать своей фигурой матрешку с туловищем и головой. Внизу цилиндра сделать выемку для пальца.
  2. Отдельно вылепить ручки, которые нужно прикрепить к туловищу.
  3. Все черты лица можно сделать с помощью стека или ножа для пластилина.
  4. Окрашивать персонажа можно после того, как паста высохнет и затвердеет.

Бумажные герои сказок

Бумажные куклы очень легкие в изготовлении, но они могут быть одноразовыми, поскольку легко рвутся в процессе использования. Размеры кукол зависят от личных предпочтений. Они могут надеваться на палец или на всю руку. Для изготовления бумажной куклы можно вырезать специальные шаблоны по контуру, а затем склеить их попарно, чтобы и тыльная, и изнаночная стороны соответствовали персонажи. Есть и более простой способ изготовления бумажных кукол:

  1. Из листа цветной бумаги необходимо склеить небольшой тубус, для чего лист скрутить и склеить по краю. Размеры его зависят от типа кукольного театра. Кукла может надеваться на палец или быть стационарной
  2. На полученные заготовки необходимо приклеить элементы лица и руки зависимости от персонажа.

Пластиковые ложки лучше не выбрасывать

Сделать кукол можно и из подручных материалов. Отлично справляются с этой задачей пластиковые ложки. Для таких персонажей нужно подготовить:

Дополнительно могут понадобиться готовые пластиковые глазки, а также фломастеры или маркеры. После подготовки всех необходимых инструментов можно переходить непосредственно к изготовлению кукол. Для этого надо:

  1. К выпуклой стороне ложки приклеить глазки или нарисовать их.
  2. Вокруг ручки ложки обмотать ткань и перевязать ее лентой, так чтобы получилось платье. Если изготавливается мужской персонаж, то в месте соединения ручки и выпуклой части ложки можно приклеить галстук-бабочку.
  3. Волосы сделать из цветной бумаги. Для этого с одной стороны полоски нарезать бахрому, а затем цельную часть приклеить к выпуклой части ложки.

Можно использовать и другие подручные материалы. Например, можно сделать смешариков из дисков своими руками или взять палочки из-под мороженого.

В помощь придут носки

Очень быстро можно сделать кукольный театр из носков своими руками. Для изготовления таких персонажей необходимо придерживаться следующей инструкции:

Декорации для представлений

Особое внимание необходимо уделить декорациям. Легче всего сделать их из плотного картона. Для этого на картоне необходимо нарисовать необходимый элемент, а затем вырезать по контуру. Дополнительно нужно приклеить к декорации прищепки, которыми будет выполняться крепление украшений к ширме. Их рекомендуется замаскировать, поскольку нельзя, чтобы крепежи портили вид сцены или привлекали к себе внимание. Поэтому прищепки должны быть замаскированы под часть декорации, например, под фигурку цветка или гриба. Количество прищепок зависит от размеров самой декорации.

Ширма для театра

Ширма является основой кукольного театра в детском саду. Ее внешний вид зависит от типа театра. Это может быть просто тканевый занавес, которой можно закрыть отверстие под столом. При этом все действия будут происходить на уровне крышки стола. Также можно сделать кукольный домик из ткани своими руками, выкройки для которого можно нарисовать самостоятельно. Если же изготавливается кукольный театр на пальцах своими руками или будут использоваться перчаточные куклы, то понадобится настольная ширма. Изготовить ее можно из разных материалов.

Ширма из фанеры получится очень легкой, при этом она будет жить не один год. Для изготовления нужно подготовить:

  • фанеру;
  • лобзик;
  • обои или ткань;
  • дверные петли.

  1. Выпилить из основного материала 3 заготовки, то есть одну центральную часть и две боковины. Их необходимо оклеить тканью или обоями.
  2. После того как все три части высохнут, их нужно соединить с помощью дверных петель. Это позволит закрывать ширму и складывать ее.

Аналогичным способом можно сделать ширму и из картона. Однако рекомендуется делать ее трехслойной, что значительно повысит прочность конструкции. Соединять детали необязательно дверными петлями, их можно просто сшить.

Возраст малышей, которые ходят в детский сад, предъявляет особые требования непосредственно к самому действию. Для театрального представления рекомендуется выбирать простые незамысловатые сюжеты, которые тем не менее способны научить важным жизненным вещам. Постепенно репертуар можно увеличивать, при этом периодически возвращаться к уже поставленным спектаклям. Особенность детей в том, что они быстро утомляются и перестают удерживать внимание на каком-то предмете. Это значит, что продолжительность постановки не должна превышать 10−15 минут. Дополнительно можно использовать музыкальное сопровождение.

Кукольный театр в детскому саду поможет не просто раскрыть таланты каждого ребенка, но и сплотить коллектив. Причем не только на этапе инсценирования сказок, но и в процессе изготовления кукол. Дети однозначно будут в восторге и точно не забудут тех эмоций, которые испытывали в эти моменты.

Внимание, только СЕГОДНЯ!