Культовые спектакли. Лучшие театральные представления в мире (11 фото)

Комедия - один из старейших и популярнейших жанров в мировом театральном искусстве. Также давно известно данное направление и отечественным зрителям.

Комедия появилась в литературе и на театральной сцене в глубокой древности. Ещё во времена Древнего Рима и Греции люди полюбили смотреть комедийные спектакли. Они привлекательны для публики тем, что не просто поднимают настроение и настраивают на позитив, но и отлично высмеивают пороки общества, рассказывают сквозь смех о том, как следует жить и не совершать серьёзных ошибок в различных сферах жизни. При этом изначально такие постановки разыгрывались по всему миру, как профессиональными, так и любительскими труппами. Русский народ также испокон веков любил смотреть комедии. К ним с некоторой натяжкой можно отнести народные уличные представления. А настоящее комедийное искусство стало развиваться в стране, когда здесь в царское время зарубежные и российские труппы стали ставить пьесы крупнейших европейских драматургов. А с течением времени успешно работать в этом жанре начали и многочисленные российские авторы. Русские комедии оказались очень быстро востребованными не только на Родине, но и за её пределами. Это связано с тем, что они - искренние, добрые душевные и поучающие. А их образы понятны всем людям. Тем более, что в данном жанре работали такие великие драматурги, как Островский, Грибоедов, Гоголь и другие. Но и сегодняшние отечественные авторы создают великолепные творения данного жанра. Но при этом нынешние российские зрители также с удовольствием стараются заказать билеты на комедию спектакль по пьесам зарубежных современных драматургов. За всё это время данное искусство претерпело некоторые изменения. Сегодняшние комедии стали острее. Теперь в них можно смеяться над тем, о чём ранее было не принято говорить со сцены. Кроме того, не так давно, наряду с драматическими, появились и музыкальные постановки этой направленности.

На сегодняшний день почти в каждом театре Москвы всегда на афишах можно увидеть спектакли этого жанра. Среди них есть и особенно популярные события. При этом в столице часто проходят громкие комедийные премьеры. Зачастую попасть на такие постановки очень сложно. Но, обратившись в нашу компанию, Вы в большинстве случаев сможете попасть на такой спектакль. При этом наши опытные специалисты готовы подобрать для Вас подходящую дату события и удобные места.

Кинематограф существует уже очень давно, но это не помешало продолжать любить театр.
Телевизор не способен передать те чувства, которые переживаешь смотря на живого актера.
Вашему вниманию лучшие театры и театральные представления со всего мира.

Японский традиционный театр Кабуки

В современной Японии кабуки является самым популярным видом театрального искусства. Представление сочетает в себе танцы, песни и драматургию. В спектаклях форма, цвет и звук образуют уникальную комбинацию, ассоциируемую с величайшими мировыми сценическими традициями.

Театр Страстей Христовых

Театральные игры «Страсти Христовы» проходят в альпийской деревне Обераммергау (Бавария, Германия). Шоу представляет собой красочный спектакль с античным хором, сложное драматургическое произведение, в котором участвуют не профессиональные актёры, а любители. И, тем не менее, количество зрителей, желающих посмотреть представление, доходит до нескольких тысяч.

Чёрный театр в Праге

Пражский Чёрный театр - это нечто совершенно особенное и непохожее на всё то, что вы когда-либо видели. Его постановки основываются на неспособности человеческого глаза различать чёрное на чёрном. Освещённые объекты, фосфоресцирующие элементы, персонажи, плавающие в воздухе - это лишь некоторые элементы искусства, зародившегося в Древнем Китае. Эффектная игра теней и света, красочные костюмы, анимация и трюки, музыка и танцы, а главное - полное отсутствие слов создают особую магическую атмосферу на сцене.

Танцевальное шоу Riverdance в Дублине

Грандиозное танцевальное шоу началось с короткого выступления, предварявшего ирландских исполнителей на конкурсе Евровидения-1994. 7-минутное выступление обернулось ошеломительным успехом и мировым признанием. Риверданс представляет собой синтез национальных музыкальных инструментов, кельтских напевов, акробатических трюков и элементов ирландского степ-балета.

Мюзикл «Король Лев»

Этот мюзикл основан на одноимённом мультфильме компании «Disney». Впервые был показан в Минеаполисе в 1997 году. Постановка была осуществлена с большим размахом: спецэффекты в сочетании с великолепной музыкой и текстами обеспечили мюзиклу небывалый успех.

Шекспир в театре «Глобус»

Уильям Шекспир уже давно мёртв, но его блестящие пьесы живы до сих пор. На сцене английского театра «Глобус» были поставлены все пьесы выдающегося драматурга. Этот театр также по праву назывался «Театром Шекспира». К тому же в «Глобусе» открыт тематический парк-музей, посвящённый великому писателю.

Театральная компания «SteppenWolf» («Степной волк»)

Театральная компания является «ареной» для самых престижных и успешных постановок в США. Здесь можно увидеть известных голливудских актёров, принимающих участие в различных пьесах.

Опера и балет в «Большом театре»

В один ряд с вышеназванными театрами можно поставить и российский «Большой театр». Это один из самых роскошных театров в мире оперы.

Наступивший 2016 год преподнёс ценителям театрального искусства немало новинок. В театральном сезоне 2016 года практически все московские театры постарались порадовать своих поклонников премьерами. Согласно оценке ведущих московских театральных критиков, практически все новинки заслуживают внимания. Ниже представляем рейтинг лучших спектаклей Москвы 2016 года по оценкам театральных критиков и зрителей, уже успевших посмотреть их.

Режиссёр: В. Машков. Жанр: драма.
В главных ролях - И. Верник, С. Угрюмов, К. Бабушкина, И. Пегова.
Хорошо знакомая для заядлых театралов постановка. Эта драма шла на подмостках МХТ Чехова 11 сезонов. Все эти годы № 13 пользовался неизменным успехом у зрителей. Обновление спектакля было связано с тем, что первоначальный состав, включавший Е. Миронова, А. Леонтьева и других актёров в данном сезоне занят в других спектаклях. По мнению критиков и зрителей, новый актёрский состав блестяще справился с поставленной задачей - новая версия, прошедшая модернизацию, № 13D, ничуть не уступает старой и привычной, успевшей полюбиться поклонникам театрального искусства.




В главных ролях - Н. Кукушкин.
Данный спектакль поставлен по пьесе немецкого драматурга М. Майербурга. Как и все последние постановки Серебренникова, данный спектакль отличается остро социальной направленностью, даже некоторой агрессией по отношению к настоящей российской действительности. Основной лейтмотив повествования - размышления о нетерпимости во всех её формах: гомофобии, антисемитизме. Данная постановка рекомендуется к просмотру всем тем, кто считает, что главная цель театра - заставить зрителя думать, показать правду, какой бы нелицеприятной она не была.


Гоголь-центр. Оценка: критиков - 5, зрителей - 5.
Режиссёр: К. Серебренников. Жанр: драма.
В главных ролях: О. Байрон, С. Штейнберг, О. Гущин.
Ещё один прекрасный спектакль от Гоголь-центра. История Чичикова, спроецированная на сюжет другого произведения Гоголя - "Игроков". Несмотря на то, что данная постановка уже ставилась Серебренниковым в Латвии, в Москве данная постановка является несомненным хитом, впервые зазвучавшим на русском языке.


Студия театрального искусства. Оценка: критиков - 5. зрителей - 5.
Режиссёр: С. Женовач. Жанр: драма.
В главных ролях: Г. Пускепалис, Д. Липинский, Е. Громова, И. Янковский.
Это уже вторая пьеса М. Булгакова, к которой обращается режиссёр Женовач. В постановке задействованы как выпускники Гитиса, так и уже заслуженные ветераны сцены. По словам режиссёра, спектакль, кроме названной пьесы включил в себя и другие пьесы Булгакова, включая первоначальную редакцию "Белой гвардии".


Театр наций. Оценка критиков: 5, зрителей: 5.
Режиссёр: А. Арманис. Жанр: комедия.
В главных ролях: Е. Миронов, Ч. Хаматова.
Данный спектакль не зря получил восторженные отзывы зрителей. По мнению и критиков, и театралов - любителей, Миронов и Хаматова великолепно смогли передать энергетику Шукшина. Не малую роль в этом сыграла и оригинальная подача произведений писателя. Так, заместо декораций на заднем фоне расположены большие фото родных мест Шукшина, его земляков. Эти эксклюзивные фотографии были специально выполнены для постановки.



Режиссёр: Ф. Замбелло. Жанр: Опера.
Третье место рейтинга. Этот шедевр почти десятилетие отсутствовал в репертуаре Большого. И вот, наконец он с триумфом вернулся на подмостки. Опера Верди Травиата в постановкеЗамбелло в блистательном исполнении артистов Большого театра заставит зрителей задуматься на остро социальными, вечными, вопросами. Между тем, всё выполнено в классическом стиле, без всяких модернистских концепций. Данная постановка американского режиссёра доставит удовольствие всем поклонникам классической оперы.


Театр. док. Оценка критиков: 5, зрителей: 5.
Режиссёр: Ю. Муравицкий. Жанр: драм.
В главных ролях: А. Юдников, А. Маракулина, И. Тамеев.
Данный спектакль вполне заслуженно стал лауреатом премии "Золотая маска". Сюжет представления - истории из жизни рок - знаменитостей прошлого: Дж.Хендрикса, Дж. Моррисона, Дж. Джоплин. Спектакль уводит нас в детство и юность музыкантов, заставляет пережить вместе с ними ряд комических ситуаций из их жизни. При этом, казалось бы в неудержимо смешных этюдах прослеживается достаточно серьёзная тема исповеди. Великолепная игра актёров, замечательная постановка выделяют эти реконструкции смешных сюжетов из биографий легенд из общего ряда подобных спектаклей.


Большой театр. Оценка критиков: 5, зрителей: 5.
Режиссёр: Д. Ноймайер. Жанр: балет.
В главных ролях: С. Захарова. В. Лантратов.
Лидером рейтинга лучших спектаклей Москвы 2016 стал классический балет, поставленный Ноймайером почти 40 лет назад не перестаёт очаровывать зрителей. Конечно, не последнюю роль в этом играет и сюжет, написанный Дюма - сыном, и музыка Шопена. Но всё-таки основная заслуга здесь всё-таки принадлежит великолепному балетмейстеру. Не даром сам Ноймайеропределил этот балет как центральную точку всего своего творчества.

Москва как столичный город вмещает все возможные сферы жизни человека. Одной из таких сфер является культурная – без нее сложно себе представить цивилизованное общество. А какая культура без театра?! Как в свое время сказал Константин Сергеевич Станиславский: «Театр начинается с вешалки». Вашему вниманию представлен список лучших театров Москвы, а также возможность узнать с какой вешалки начинается каждый из них и что таит в себе.

1. Большой театр

1-е место среди лучших театров Москвы занимает Большой. Главный театр страны неоднократно претерпевал реставрации, и не так давно закончилась очередная из них, длившаяся шесть лет. Большой театр встретил открытие своего нового облика пышным концертом. На его сцене выступают мэтры своего дела – лучшие артисты российской и зарубежной сцены. Сцена «Большого» является образцом театрального искусства и мечтой каждого артиста. Для ценителей возвышенного посещение этой московской достопримечательности – обязательный пункт при посещении столицы.

2. Московский Художественный театр им. А.П. Чехова

МХТ им. А. П. Чехова – один из самых лучших и популярных театров Москвы и всей России, деятельность которого когда-то начиналась в стенах обычного кафе. На его театральной сцене выступали звезды российской величины, такие как Табаков и Смоктуновский. Теперь же здесь выступают не менее талантливые актеры, часть которых пришла на сцену из кинематографа. Также «Московский Художественный» может похвастаться литературными вечерами и номинацией на премию «KUDAGO», которая определяет лучшие места для посещения в городе.

3. Государственный Академический Театр им. Е. Вахтангова

Вся творческая направленность этого известного театра Москвы построена на одной лишь фразе своего покровителя: «Нет праздника – нет спектакля». Именно это позволяет сцене театра блестяще отыгрывать постановки. Здесь нет разделения на премьеры и «старые» постановки – все старое играется по-новому, а все новое – будто, это уже известное старое. Вот уже почти два столетия эта достопримечательность является украшением столицы.

4. Театр «Ленком»

Несмотря на то, что концертный зал московского театра «Ленком» не столь вместительный, его актеры отказываются что-либо менять, стоя на том, что в такой обстановке легче донести до зрителя желаемый результат. Сцена этого театра широко известна среди заядлых театралов, любителей искусства из числа как российских, так и зарубежных посетителей и даже тех, кто не так часто бывает в театральных концертных залах. А все потому, что свою работу «Ленком» ведет уже свыше 90 лет и всегда остается верен своему ремеслу.

5. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Свое начало театр берет в 41-ом году прошлого столетия. Случилось это благодаря слиянию двух трупп – оперной и музыкальной. Спустя пятнадцать лет после основания театра его актеры уже на постоянной основе стали давать свои представления за границей. На сегодняшний день театр с самым длинным названием в мире имеет две сцены с лучшим современным оборудованием и входит в рейтинг лучших театров Москвы, и всей России.

6. Театр им. Владимира Маяковского

Заслуги Театра имени Владимира Маяковского сложно переоценить – его сцена внесла огромный вклад в развитие отечественного искусства. Театр является одним из старейших в пределах столицы и всей России. Его история берет начало с постройки здания для приезда иностранных актеров в 80-х годах XIX столетия. Сцена театра видела множество именитых звезд актерского мастерства со всей Европы, за что на некоторое время театр получил название «Интернациональный». Это один из самых популярных театров Москвы.

7. Российский академический молодежный театр

Основывался Российский академический молодежный театр как детский. В наши же дни его сцена, по большей части, принадлежит «взрослым» постановкам, но в выходные здесь все же ставят спектакли для детской аудитории. Эта особенность сильно отличает театр от прочих. Его история богата на события, но главное, что позволило ему обрести немалую популярность среди российской и зарубежной публик – открытость для экспериментов. Сегодня здесь не боятся ставить новые и острые постановки.

8. Театр наций

Место, где сплетаются культуры с разных концов света – Театр наций в Москве. Здесь можно увидеть постановки западных и восточных авторов. На сцене театра зрители смогут увидеть лучшие мировые постановки наравне с достойными, чья популярность не обрела громкий резонанс. Также на базе театра проводятся различные фестивали и гастроли, часть из которых носит эксклюзивный характер и никогда больше не повторяется после первого преставления.

9. Московский драматический театр имени Пушкина

Сцена Московского драматического театра имени Пушкина славится тем, что соединяет в себе дух современности, сохранение почтения к классике и умение остро экспериментировать. Он считается одним из лучших московских театров. Сегодня здесь выступают лучшие актеры театра и кино, а также можно увидеть постановки со знаменитыми звездами, такими как Иван Ургант. На сцене ставятся не только проверенные временем пьесы, но и рисковые выступления, которые могут быть не поняты зрителем, но это не останавливает актеров и постановщиков.

10. Московский театр оперетты

Завершает наш топ 10 «лучшие театры Москвы» Московская оперетта. Этот культурный объект имеет богатую на события историю: он множество раз менял владельцев, здесь некогда был размещен филиал Большого театра, но его постановки всегда были тесно связаны с музыкой. Талантливая игра актеров и блестящая работа его руководителей сделали этот театр не только одним из лучших в нашей стране, но и сильно добавили популярности среди европейских туристов. А актуальное оборудование позволяет ставить на сцене Московского театра оперетты все желаемые постановки.

Таланты и поклонники

А.Н. Островский.

Театр им. В. Маяковского

Режиссер – Миндаугас Карбаускис

Молодой худрук Маяковки литовец Миндаугас Карбаускис, взявший курс на обновление вверенного ему театра, не стал переписывать текст, не стал перемещать своих героев в другие эпохи. «Таланты и поклонники» - о театре, о том фанатичном служении, которое, с одной стороны, приносит счастье, а с другой толкает на жертвы и, может быть, на предательство.

Игорь Костолевский сыграл своего князя Дулебова, неумного ухажера юной Негиной, заносчивым самовлюбленным снобом, купающийся в каждой своей интонации, в каждом шаге. Светлана Немоляева превратила свою Негину-старшую в трагикомическую старуху, в которой за суетливостью и настороженностью, можно разглядеть не очень счастливую, знающую цену жизни и горю, женщину, мать, свои нереализованные мечты старающуюся воплотить в талантливой дочери. Саму Негину сыграла приглашенная Ирина Пегова – звезда фильма «Прогулка», одна из любимых актрис Карбаускиса. Ее героиня – не роковая соблазнительница, а живая импульсивная, горячая девочка, настоящая актриса, которой подлинное счастье приносит только сцена. В финале она скользит по поворотному кругу, почти взлетая от счастья.

Маленькие трагедии

А.С. Пушкин

Театр «Сатирикон»

Режиссер – Виктор Рыжаков

Такой знакомый текст Пушкина здесь звучит непривычно – с ним играют, его разрушают и собирают вновь. В спектакле Виктора Рыжакова играют молодые – здесь нет героев, есть общие судьбы, архетипические ситуации, раскиданные на всех – на дворовых мальчиков и девочек в серых пальто, собравшихся во дворе панельного дома на танцы. Рыжаков сделал из «Маленьких трагедий» настоящий коллаж – в «Пир во время чумы» вдруг вторгается «Каменный гость», а в него – «Скупой рыцарь». Такое ощущение, что в «Маленькие трагедии» пытаются играть те, кто пережил двадцатый век – с его войнами и потрясениями.

Вместе с молодыми играет Константин Райкин – его скупой рыцарь кажется не скаредным хищным старцем, а загнанным растерянным обломком иной эпохи – он испуганно корчится над своим богатством, но бездушные руки мальчиков в серых пальто перехватывают его реплики и водят его ладонью, будто это безвольная марионетка. Мрачный и стильный коллаж «Сатирикона» венчает сцена из пушкинского «Фауста» - текст бежит по экрану, а под энергичную музыку артисты сервируют стол – длинный, на всю сцену. Безупречный банкет без единой души становится главной метафорой спектакля.

Дядя Ваня

А.П. Чехов

Театр им. Вахтангова

Режиссер – Римас Туминас

Римас Туминас поставил «Дядю Ваню» по-литовски мрачно. На большой черной сцене – остатки разваливающей усадьбы – порталы, никчемная потрескавшаяся статуя льва - такие обычно ставили перед входом или в саду. Никакого внутреннего убранства или уюта – сбоку стоит рабочий верстак, в центре – заржавевший плуг, есть еще продавленный облезлый диван. Дядя Ваня и Соня смотрят на молчащее небо сквозь закопченное стеклышко – ждут, предчувствуют стихию, грозящую смести с земли былую жизнь.

Туминас не стал растворяться в «чеховской» атмосфере, изгнав из пьесы навязываемую ей сентиментальность и многозначительность. Своим героям он прибавил эксцентричности – того гротеска, который укрупнив комическое, делает пронзительнее и трагическое. Красивый и статный Астров в исполнении Владимира Вдовиченкова страдает от своей никчемности и непонятности не меньше, чем Дядя Ваня и мало склонен к непринужденному флирту. У него все всерьез и любой ироничный диалог дается ему через силу. Профессор Серебряков в исполнении Владимира Симонова похож на надутого индюка, но в какой-то момент становится не только смешон, но и жалок, когда тело его содрогается в подагрических судорогах. Чарующая Елена Андреевна здесь превращена в холодную фарфоровую статуэтку, а сам Дядя Ваня в блестящем исполнении Сергея Маковецкого похож на так и не повзрослевшего ребенка. Он уходит в черноту сцены как в смерть с неестественной улыбкой, которую пальцами растягивает на его лице яростная Соня.

Ф.М. Достоевский

Театр им. Евг. Вахтангова

Режиссер - Юрий Любимов

В спектакле Любимов исследует современную русскую жизнь с ее поверхностным политизированным возбуждением и массово портящимся вкусом. Любимов, мастер острой формы, специалист по гротеску и сатире, решает сложный многоплановый, с тонкой психологической вязью, роман неожиданно: это музыкальная композиция, в центре которой человек – за роялем. Основа спектакля – музыка Игоря Стравинского и Владимира Мартынова, какое-то время маэстро Мартынов сам находится за инструментом. Все герои спектакля подчинены музыкальному сюжету: мелодии, звуки задают темп, эмоцию, пластический рисунок, все здесь немного марионетки, немного заводные куклы. И в первую очередь, сам Николай Ставрогин, которого высокий, странный Сергей Епишев играет, скорее, трагичным клоуном, чем философом отрицания.

Любимов выбрал из романа лишь несколько глав, не заостряя свое внимание на взаимоотношениях героев, зато много времени уделено сценам сатирического толка – когда горе-социалисты, так похожие на мошенников, суетливо решают судьбу России. Любимов, в свойственной себе манере, не стесняется публицистики – для его театра всегда были характерны злободневные шутки площадного толка. Фразу «А знает Липутин» произносят здесь, намеренно разбивая фамилию на слоги, что вызывает неизменный смех в зале, а вместо «Боже, царя храни» вдруг запевают современный гимн – как будто случайная ошибка.

Русский человек на rendez-vous

И.С. Тургенев

Театр «Мастерская П. Фоменко»

Режиссер - Юрий Буторин. Художественный руководитель постановки – Евгений Каменькович.

Спектакль по повести Ивана Тургенева «Вешние воды», хоть и поставлен молодыми силами театра, по своей стилистике – плоть от плоти знаменитой Мастерской. Здесь умеют работать со словом, здесь внимательны к тексту, и почти каждая реплика может стать поводом к игре, к изящному театральному фокусу.

В самом начале главный герой – Дмитрий Санин в исполнении молодого актера Федора Малышева одевает пальто, очки, шляпу, горбится и превращается в старика, вспоминающего юность. Потом скидывает все это, расправляет плечи и становится порывистым юношей, прогуливающимся по Франкфурту в ожидании Дилижанса. Случайно познакомившись с юной итальянкой Джеммой, он входит в дом ее матери и быстро становится женихом. Итальянская жизнь в спектакле «фоменок» подана с шутливым гротеском – шумная, как и полагается итальянской матроне, мать вставляет в пышную прическу настоящую гроздь винограда, а когда волнуется, незаметно отщипывает по ягодке. А пожилой приживал, темпераментный, лукавый и обидчивый, проявляет повадки несостоявшегося оперного гения. С течением времени спектакль дрейфует от мажора к минору – Тургенев, используя личный опыт, написал о тягостном рабстве потерявшего свою юную беспечность героя. Санин, опутанный чарами хищной Марьи Полозовой, добровольно отказывается от счастья, превращаясь в потасканного неприкаянного неудачника. Правда, мрачный пессимизм настолько не в природе Мастерской, что и здесь лирическая, с усмешкой, меланхолия, сглаживает трагедию.

Ф.М. Достоевский

Московский театр юного зрителя

Режиссер – Ирина Керученко

Достоевский написал повесть, но ее очень полюбили в театрах – «Кроткую» ставят достаточно часто, история знает знаменитую постановку Льва Додина во МХАТе с Олегом Борисовым в главной роли. Казалось бы, легенда, которую очень хорошо помнят многие театралы постарше, должна была отпугнуть от этого произведения молодых. Но нет – в маленьком питерском театре «Особняк» «Кроткую» блестяще играет Дмитрий Поднозов, а на малой сцене московского ТЮЗа ее поставила ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко. Героя-рассказчика сыграл один из лучших актеров поколения сорокалетних Игорь Гордин.

Малая сцена ТЮЗа – это белая комната, пугающая своей лабораторной белизной. Неуютное пространство заполнено старинными предметами – огромный сундук, небольшая конторка, за которой ведет свои дела ростовщик. Бледное лицо без единой кровинки, нервная кривая усмешка, маска холодного безразличия и тяжелое презрение внутри – кажется, что он презирает людей, но очень скоро станет ясно, что, в первую очередь, он презирает себя.

«Кроткую» иногда ставят как моноспектакль – ведь повествование в рассказе ведется от единого лица, а саму героиню обычно воспринимают как жертву, лицо страдательное. Керученко придумала иной расклад сил: здесь героиня в исполнении Елены Ляминой, хоть и выглядит поначалу тихоней, но характер ее, в отличие от мечущегося испуганного ростовщика, цельный и крепкий.

Окна в доме забиты картоном, ростовщик проделывает небольшую дырку, чтобы подглядывать исподтишка за обидевшим его миром, а героиня, почувствовав неминуемую гибель, разрывает картон в клочья и застывает под хлынувшим на нее потоком света.

Три сестры

А.П. Чехов

Малый драматический театр

Режиссер – Лев Додин

Если в «Пьесе без названия» по раннему опыту Чехова было много джаза, страсти, томления, фейерверка, а в аскетичном «Дяде Ване» пронзительного, порой сентиментального, трагизма, то «Трех сестер» Додин поставил жестко и лаконично.

На сцене фасад дома – за большими проемами окон семейство готовится к празднику, но веселья как будто и нет. Постепенно этот фасад будет двигаться вперед, к авансцене, будто изживая людей из своего пространство. Чеховским сестрам останется лишь узкая полоска черной сцены.

Герои Чехова здесь заранее знают о том, что жизнь проиграна. Немолодой Тузенбах в исполнении Сергея Курышева трогателен, нелеп, но его философским фантазиям о будущем совсем не свойственен оптимизм. Наташа здесь, традиционный оппонент интеллигентных сестер, энергично и хамовато захватывающая пространство, здесь совсем не такая: она как будто еще одна сестра. Ее юная надежда на новую жизнь быстро гаснет, при своем нервном аморфном, апоплексического телосложения, муже, она кажется единственной опорой семьи, Андрей – будто еще один ребенок, как Бобик и Софочка.

Сами сестры уже в самом начале не испытывают никаких иллюзий – даже юная Ирина, произнося хрестоматийный текст о будущем, совсем не похожа на мечтательницу. Все трое они, стиснув зубы, живут из-за упрямства, повторяя слова о Москве скорее как мантру, чем как надежду, в которую верят.

«Три сестры» в версии Додина, может быть, один из самых пессимистических чеховских спектаклей, впрочем, Чехову-скептику, такой беспощадный взгляд на жизнь показался бы близким.

Анна Банасюкевич