Showthread php выставка оттепель в третьяковской галерее. Выставка "оттепель" в третьяковской галерее. Что я увижу на выставке "Оттепель"

Масштабный выставочный проект на Крымском Валу объединит картины и рисунки, скульптуры, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами «эпохи оттепели» в единую инсталляцию

Государственная Третьяковская галерея
16 февраля - 11 июня 2017
Москва, Крымский Вал, 10, залы 60–61

«Эпохой оттепели» в отечественной истории принято называть период с 1953 года (со времени первых амнистий после смерти Сталина) до августа 1968 года - даты ввода советских танков в Чехословакию, развеявшего иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом». «Оттепель» стала важнейшим политическим, социальным и культурным проектом в истории СССР, одной из «великих утопий» XX века, осуществлявшейся одновременно с культурными революциями и демократическими преобразованиями в странах Западной Европы и США.

Не случайно такой относительно короткий промежуток времени (всего около 15 лет) величают эпохой. Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом - как самая большая и самая малая величины - определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–40-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и назвать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

«Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник - на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

«Атом - космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х - первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим - времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–60-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
  • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
  • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие


Как известно, всякая презентация начинается с бесплатного буфета, где есть что выпить и закусить.

Выставку посетило высокое начальство. Здесь Ольга Голодец с директором ГТГ Зельфирой Трегуловой и представителем РЖД.

Несколько слов перед торжественным разрезанием красной ленты.

На импровизированной сцене организаторы, покровители и спонсоры выставки.

Гости внимательно слушают. Среди них замечен профессор МГУ и Строгановки Владимир Борисович Кошаев.

Первый раздел выставки "Разговор с отцом". Напряженный диалог поколений в послевоенном советском обществе подогревался двумя темами, о которых многие предпочитали молчать: правда о войне и правда о лагерях. История оттепели - это история процессов реабилитации, которые начались сразу же после смерти И. В. Сталина.

Следующий раздел - "Лучший город Земли". Город в эпоху оттепели - это основное «место действия», место соприкосновения приватной и публичной сфер: жители этого города пока что не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни (как это произойдет в 1970-е), и город выполняет для них функцию общественного форума или «большого дома» - это пространство для застолий во дворе, танцев и чтения стихов на площадях и в парках.

Далее - "Международные отношения". Противостояние СССР и США определило политическую картину мира во второй половине XX века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

Фестиваль:

Далее - "Новый быт". Обещание обеспечить каждую семью отдельным жильем, соответствующим требованиям гигиены и культурного быта, было закреплено в новой программе партии 1961 года. Общество, которое через 20 лет должно было жить при коммунизме, в качестве одной из главных целей имело создание комфортного частного быта. Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник - на производство»: мир советского человека должен быть улучшен с помощью предметно-бытовой среды, и художникам-дизайнерам необходимо воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству».

Открытое пространство в центре экспозиции организаторы назвали площадью Маяковского.

Раздел "Атом - космос". Атом и космос - как самая малая и самая большая величины - определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра. Массовизация высшего образования и развитие научных институтов порождают новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладевает умами и становится одной из главных тем в советской культуре, затрагивая не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

Сотрудники института физических проблем - члены семьи Капицы:

Раздел "Освоение". В пропагандистской кампании, которая сопровождала освоение целинных земель, эксплуатировалась «романтика дальних странствий», стремление к самоутверждению и самостоятельности. Освоение также ассоциировалось с идеей «массовизации» героизма тяжелых «трудовых будней» на всех широтах Советского Союза, на масштабных стройках, на целинных землях Казахстана, в лесах Урала и Сибири. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки на стройки и на целину, чтобы запечатлеть «молодых романтиков».

Заключительный раздел "В коммунизм!". В 1961 году на XXII съезде КПСС в своем выступлении Н.С. Хрущёв пообещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Успехи в освоении космоса и новые научные открытия стимулировали воображение, и в культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия. Идеи роботизации процессов производства частично реализовывались на практике, и это позволяло думать, что люди недалекого коммунистического будущего смогут позволить себе заниматься только самосовершенствованием и творчеством в самых разных сферах.

С коммунизмом я что-то не очень понял, что хотели сказать организаторы. Видимо выставка требует более внимательного и вдумчивого прочтения.
Несколько общих, панорамных видов:

Пора на выход:

Посвященный эпохе советской истории, которая длилась 15 лет. сайт рассказывает о важнейших событиях, героях и идеях времени, которые нашли отражение в экспозиции выставки. Выставка откроется 16 февраля и продлится до 11 июня.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице.1962

Что я увижу на выставке "Оттепель"?

Юрий Могилевский. Портрет Владимира Маяковского

Команда Третьяковской галереи работала над проектом "Оттепель" четыре года, и так тщательно подошла к подготовке, что, по словам гендиректора по просветительской и издательской деятельности музея Марины Эльзессер, сумела даже "заказать специальную погоду на день открытия выставки". Действительно, в Москве потеплело и уже второй день светит солнце. Что касается экспозиции, то здесь представлено 500 произведений искусства – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии, предметы обихода, символизирующие эпоху, изобретения ученых, документы, фрагменты кинофильмов. Работы собирали из 23 музеев и 11 частных собраний. То есть выставка "Оттепель" – беспрецедентный проект уже только по своему масштабу.

Прекрасна и архитектура экспозиции: 60-й зал (где недавно показывали Айвазовского, а до этого Серова) поделен на отдельные тематические зоны, придуманные куратором Кириллом Светляковым ("Разговор с отцом", "Лучший город Земли", "Новый быт", "Освоение", "Атом – космос" и "В коммунизм!"), а в центре – большая круглая площадь с бюстом Маяковского. Именно на площади Маяковского в Москве поэты-шестидесятники читали когда-то свои стихи.

Почему Третьяковка решила провести эту выставку именно сейчас?

Таир Салахов. Гладиолусы

Выставка охватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые перемены в советском обществе, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзию свободы. Это время было столь переломным, сколь и показательным. С одной стороны – в СССР росло первое послевоенное поколение, которое не понимало, зачем огораживаться от всего мира и не знало правды о сталинских лагерях, о чем старшее поколение по привычке предпочитало молчать. С другой стороны – это была эпоха великих открытий. Космос, расщепление атома, ледокол "Ленин", Белка и Стрелка, Юрий Гагарин – вот о чем говорило это новое общество. Как бы то ни было, с тех пор прошло 50 лет, и теперь мы должны оглянуться назад, понять какой путь прошел мир за это время, провести переоценку ценностей.

В своем для сайт директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сказала, что "в такой выставке сегодня есть определенная потребность". "Об этом свидетельствует то количество проектов на данную тематику, которое сегодня делается в Европе и в США. Только что МоМА открыл большую экспозицию, посвященную 1960-м годам, в Брюсселе открылась выставка "1945 –68", где представлено искусство этого периода без разделения железным занавесом, что очень правильно. В Музее Москвы и в ГМИИ также пройдут выставки, посвященные соответствующему времени. Возможно, это был последний мощный творческий виток XX века, происходивший в условиях невероятной свободы тех, кто творил. И нам есть, что об этом сказать", – заключила она.

Где я могу больше узнать об этой эпохе?

Юрий Пименов. Бегом через улицу

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, парком Горького и музеем Москвы Третьяковская галерея проведет фестиваль "Оттепель: лицом к будущему", который станет продолжением выставочной программы. В Третьяковке до конца апреля будут читать лекции , посвященные самым разным аспектам эпохи: параллелям в советском и западном искусстве, отражению советского быта в живописи ("Поп-арт и "коммунальный модерн"), связям между наукой и искусством ("Искусство эпохи Научно-технической революции"). Читать лекции будут куратор проекта Кирилл Светляков, один из главных арт-критиков советской закалки Виталий Пацюков, директор Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб" и куратор международного симпозиума Pro&Contra Ольга Шишко и другие специалисты.

На открытии выставки Марина Эльзессер представила 700-страничный каталог. В нем собрано большое количество статей и исследований по истории искусства эпохи "Оттепели", который можно будет купить в книжном магазине галереи.

Какие экспонаты на выставке самые интересные?

Виктор Ахломов. Рассвет. Молодежь у ГУМа. Москва, 1964

На самом деле экспозиция "Оттепели" прекрасна в своей целостности: здесь кино, фото и живопись дополняют друг друга. У кураторов получилось представить эту эпоху чересчур оптимистичной. Искусство этого периода действительно отличается особенным многообразием: здесь есть и абстрактные скульптуры Вадима Сидура (чью выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже), и фигуративный соцреализм Юрия Пименова, и соцарт Михаила Рогинского – каждый из 500 экспонатов достоин упоминания.

Также на "Оттепели" есть серия фотографий Виктора Ахломова – чудесные снимки Москвы и московской молодежи, фрагменты одного из главных фильмов эпохи "Июльский дождь" Марлена Хуциева, абстрактный экспрессионизм Николая Вечтомова, чьи картины выглядели слишком "прозападными" (напрашивается сравнение с Джексоном Поллоком или , чья выставка прошла недавно в Еврейском музее), и "светящиеся" работы Франсиско Инфантэ-Арана, художника-инженера, работающего в пограничной зоне между искусством и наукой.

Что еще будет в рамках проекта "Оттепель"?

Виктор Попков. Двое

Помимо самой выставки и образовательной лекционной программы, в Третьяковской галерее пройдут кинопоказы и поэтические вечера , где стихи шестидесятников будут читать актеры театра "Современник" Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова, Дмитрий Гирев, Евгений Павлов и Чулпан Хаматова. Чулпан прочтет стихи Беллы Ахмадуллиной, образ которой актриса создала в сериале , снятом по последнему роману Василия Аксенова.

Сразу три ведущих московских музея с участием еще трех десятков других организаций решили вспомнить переломную для СССР хрущевскую эпоху

Юрий Пименов. Ожидание. 1959. Государственная Третьяковская галерея

Три музея: Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — этой зимой открывают выставки о самой энергичной советской эпохе. Изобразительное искусство, архитектура, наука, поэзия, кино, мода — все стороны жизни хрущевского времени будут представлены в экспозициях. Причем в выставочном марафоне примет участие около 30 институций, и это беспрецедентный случай в нашей музейной практике.

Афиша к фильму
Летят журавли. 1957.
Режиссер Михаил Калатозов, художник Евгений Свидетелев Государственная Третьяковская галерея

Первая выставка — «Московская оттепель: 1953-1968» в Музее Москвы — стартовала уже в декабре. Хронологически она отсчитывает время со смерти Иосифа Сталина и первых шагов к потеплению политического климата в СССР, начавшемуся еще до знаменитого ХХ съезда партии в 1956 году, где генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев впервые осудил культ личности. Одной из основных задач кураторской группы (в нее вошли Евгения Кикодзе, Сергей Невский, Ольга Розенблюм, Александра Селиванова и Максим Семенов) было погружение в атмосферу той поры. Выставка устроена как лабиринт, ее экспонаты — а их на выставке почти 600, — будто мирные атомы, объединены в одну экспозиционную молекулу. Каждый раздел визуализирует структурные векторы эпохи: мобильность, прозрачность, решетка, капсула, органика, — единые ритмы невидимыми волнами соединяют вещи из совершенно разных областей жизни. Часы, фарфор, скульптура, одежда, фотографии, картины, плакаты и архитектурные макеты включаются в свободную выставочную импровизацию, пульсирующую в джазовом ритме.

Юрий Пименов. Район завтрашнего дня. 1957 Государственная Третьяковская галерея

Яркие стильные платья эмоционально близки абстракции Льва Кропивницкого «Печальная безответственность». Спиральные модернистские скульптуры Николая Силиса рифмуются с моделью памятника первому искусственному спутнику Земли. Портрет физика-ядерщика Льва Ландау работы Владимира Лемпорта не противоречит свадебному мини-платью из модной тогда синтетики. А фотографии стройных рядов хрущевских пятиэтажек ритмически совпадают с геометрической абстракцией на тканях Экспериментального бюро фабрики «Красная роза». Их автор Анна Андреева явно была знакома с похожими работами русских авангардистов: ее ткани с геометрическим рисунком напоминают образцы 1920-х Варвары Степановой.

Михаил Рогинский. Мосгаз. 1964 Государственная Третьяковская галерея

Слово «экспериментальный» встречается на выставочных этикетках часто. Сама оттепель была фантастическим экспериментом во всех областях жизни. Тесный альянс физиков и лириков сделал возможным самые смелые опыты, и потому искусство того времени столь наукообразно, а научные достижения — столь красивы.

Экспериментальная студия электронной музыки на фирме «Мелодия» разработала первый синтезатор АНС, на выставке представлены его фотографии. Фотоэлектронный оптический синтезатор был элегантен, как рояль, и при этом оставался образцом новейших технологий. В 1960-1970-е годы на нем писали музыкальные треки к фильмам на космическую тему, в том числе к «Солярису» Андрея Тарковского. А первая советская электронно-вычислительная машина УМ-1 НХ, выпущенная Ленинградским электромеханическим заводом, напоминает скульптуру швейцарца Жана Тэнгли. В то же время живопись художников круга журнала «Знание — сила» Юло Соостера и Юрия Соболева — это научные трактаты, облеченные в художественную форму.

Оттепель — это и новая организация быта. Впервые со времен авангарда художники занимаются профессиональной разработкой жилых пространств. В -1960-е повсюду: в кино, на выставках, в журналах — появляются образцы новых интерьеров. В СССР развивается дизайн. Кресло, журнальный столик, торшер становятся непременной триадой нового интеллигентского быта. Часы «Заря» на выставке — образец высокого стиля, созданный советскими дизайнерами. Уже в 1950-е годы в дипломах студентов Архитектурного института разрабатываются новые стильные интерьеры, промышленные и жилые, основные тенденции которых совпадают с мировыми трендами.

В 1960-е расцвел и второй русский авангард, инспирированный несколькими выставками западного искусства в Москве. Советский модернизм на первоначальном этапе был подражательным и все же вырос в оригинальное явление. Ранние работы Юрия Соболева, в будущем главного художника журнала «Знание — сила», в начале 1960-х еще напоминают позднего Пабло Пикассо, а первые абстракции Владимира Немухина — дриппинговые сюиты Джексона Поллока.

Владимир Гаврилов. Кафе. Осенний день. 1962 Государственная Третьяковская галерея

Шестидесятые невозможно представить без темы космоса. Культ Юрия Гагарина и восторг по поводу первого космического полета объединили миллионы людей, что отразилось в массовой культуре. Кураторы ограничились несколькими важными артефактами. Конфеты «Лунные», «Белка и Стрелка», макеты памятников, номер газеты «Известия» с заголовком «Свершилось!» и несколько редких фотографий дают живое впечатление о времени начала покорения космоса.

Американская национальная выставка. Сокольники. Кабриолет Бьюик Электра 225. 25 июля 1959 Государственная Третьяковская галерея

Кирилл Светляков
Заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи и куратор выставки «Оттепель»

Оттепель давала иллюзию прямого общения всех со всеми, и даже не просто иллюзию, но и возможность, это был опыт прямой демократии. Хрущев задавал тон. Этот диалог развязал языки, дал свободу — помимо того, что начались реабилитационные процессы. Сформировалась идея некоего универсального человека, одна из важных для 1960-х. Если ты колхозник, ты думаешь об управляемых комбайнах. Если ты физик, ты интересуешься искусством. Если ты поэт, ты обязан физикой интересоваться, иначе физики тебя не поймут. Такое было не только в СССР — по всему миру.

Почему 1960-е так важны? Сейчас, отчасти истерично, ищутся связи и общности, и та эпоха дает их пример. Общность ли это драмы войны, полета в космос, сельского происхождения новых горожан или веры в коммунизм — в любом случае у человека 1960-х коллективная идентичность. Плюс -1960-е дают разнообразные модели культуры: реформированная официальная культура, контркультура, субкультуры… Например, субкультуры ученых и самых разных самодеятельных художников — мы немножко показываем в том числе живопись физиков-атомщиков.

У нас используются все медиа, потому что, если это демократическая модель, нам важна каждая чашка и каждый кусок фильма, и документы. В экспозицию зритель будет проходить через сталинский фильм о ВДНХ, а потом увидит три перформанса, связанные с темой разрушения, взятые из разных советских фильмов. Как, например, знаменитая сцена, ставшая символом борьбы с мещанством, когда юный герой Олега Табакова рубит родительский шкаф. Или сцена из фильма «Приходите завтра», где герой Анатолия Папанова, скульптор, крушит свои работы в мастерской как недостаточно искренние.
Ни в коем случае не надо воспринимать эту выставку как некий перечень олицетворяющих эпоху имен. Скорее, это попытка сформулировать главные темы этого времени. Первая тема — травмы войны и репрессий (точка отсчета — 1953 год). Очень трудно было найти визуализацию этой темы в произведениях искусства, она была подсознательно вытеснена. Вторая — город. Это очень важная тема. Город — это главное место действия той эпохи, публичное пространство, площадь, кафе со стеклянными стенами… Будут темы диалога поколений и международного противостояния, нового быта и мирного атома. Мы займем весь -60-й зал, где были выставки Серова и Айвазовского, и антресоли (там у нас будет коммунизм, слегка в пародийном ключе). До тысячи предметов собираемся задействовать. Закончится все 1968-м: танками, диссидентами, разрешениями на выезд.

Мне бы очень хотелось, чтобы эта выставка развилась в трилогию: «Оттепель», «Застой», «Перестройка». Вот, например, московский концептуализм — явление очень брежневское, когда человек пришел на работу, повесил пиджачок и ушел, исчез, его нет. Я очень хочу сделать выставку про 1970-е.

1960-е годы долго были неким идеалом, иконой. И вот теперь их начинают переосмысливать. Современники, вспоминая о той эпохе, все по-разному о ней говорили. Пришло ли сейчас то самое время, когда можно дать однозначную оценку этой эпохе? Не факт.

16 февраля выставочную эстафету принимает Третьяковская галерея на Крымском Валу. Здесь откроется выставка «Оттепель» под кураторством Кирилла Светлякова, Юлии Воротынцевой и Анастасии Курляндцевой, где эпоха предстанет не только как период тотального оптимизма, но и во всем своем противоречии. На ней покажут живопись флагманов времени: Эрика Булатова, Анатолия Зверева, Гелия Коржева, Эрнста Неизвестного, Таира Салахова. Интересным будет и сопоставление двух направлений советской абстракции: научного Юрия Злотникова и лирического Элия Белютина. Рядом с работами профессионалов можно будет увидеть художественные опыты физиков-атомщиков, ставших ключевыми фигурами эпохи. Среди художников-любителей оказался академик Дмитрий Блохинцев, директор Объединенного института ядерных исследователей в Дубне.

Еще одним хитом выставки станут эскизы интерьеров космических кораблей советского дизайнера Галины Балашовой, до недавнего времени засекреченные. В работах же живописца Николая Вечтомова и скульптора Вадима Сидура затрагивается болезненная тема военной травмы. Во фрагментах эпохальных для 1960-х годов фильмов будут подняты вопросы о соотношении частного и общественного, формировании новой элиты и меняющемся представлении о мещанстве.

Выставку в Третьяковке будет сопровождать серия лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны. Европа и СССР». Готовится в музее и фестиваль под названием «Площадь Маяковского» со спектаклями располагавшегося там в 1960-1970-х годах театра «Современник», и кинофестиваль «Война окончена».

Наконец, уже в марте свою версию оттепели представит ГМИИ. Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» соберет 200 работ разных художников из 18 европейских стран. В ее рамках пройдет шесть круглых столов с участием зарубежных экспертов.

Но и это еще не все. В феврале планируется провести вечеринку на катке в парке Горького, куда приглашаются все желающие. Единственное условие: надо одеться в стиле 1960-х. В апреле же в Музее парка Горького ожидается открытие выставки предметов быта, одежды, аксессуаров и спортивного инвентаря. В мае к фестивалю присоединится кинотеатр «Пионер», где пройдут показы фильмов, а также лекции о моде и встречи с сотрудниками парка, работавшими там в -1960-е годы. И завершится весь этот каскад оттепельных мероприятий в июне грандиозным концертом в парке Горького с хитами 1960-х и при участии актеров театра «Современник».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968
7 марта- 21 мая

В майском номере журнала «Знамя» за 1954 год, после смерти Сталина, Илья Эренбург опубликовал повесть «Оттепель», которая дала название целой эпохе советской послевоенной истории. Продлившийся всего пятнадцать лет период смог вместить в себя столь важные события и явления - реабилитацию репрессированных, появление некоторой свободы слова, относительную либерализацию общественной и культурной жизни, открытия в области космоса и атомной энергетики, оригинальный вариант модернизма в архитектуре, - что успел оставить довольно ощутимый и яркий след. Тогдашний «хрущовский» политический курс и значительные трансформации, происходящие в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе, и сегодня являются предметом для дискуссий, пристального внимания исследователей и музейных проектов.

Третьяковская галерея , ГМИИ им. А. С. Пушкина , Музей Москвы объединились, чтобы провести совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» . Трилогия стартовала в Музее Москвы в конце прошлого года выставкой «Московская оттепель». Теперь же с проектом «Оттепель» к фестивалю присоединяется Третьяковка.

Экспозиция, включающая произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Юрия Пименова, Виктора Попкова, Гелия Коржева, Эрнста Неизвестного, Владимира Сидура, Таира Салахова, Оскара Рабина, Анатолия Зверева и многих других художников и скульпторов - свидетелей эпохи, будет разбита на семь тематических разделов, иллюстрирующих сам феномен «оттепели»: «Разговор с отцом» - о диалоге поколений в послевоенном советском обществе, «Лучший город Земли» - о городе как месте соприкосновения частной и общественной жизни, «Международные отношения» - о противостоянии СССР и США, холодной войне и угрозе ядерного уничтожения, «Новый быт» - об усовершенствовании мира советского человека с помощью предметно-бытовой среды, «Освоение» - о «романтике дальних странствий»; «Атом - космос» и «В коммунизм!» завершат выставку, открывающуюся в залах на Крымском валу.

Ю. И. Пименов
«Бегом через улицу»
1963
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

В. Б. Янкилевский
«Композиция»
1961

Т. Т. Салахов
«У Каспия»
1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Т. Т. Салахов
«Гладиолусы»
1959
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Э. В. Булатов
«Разрез»
1965–1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В. Е. Попков
«Двое»
1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва