Фестиваль оттепель лицом к будущему интервью. Фестиваль “Оттепель: лицом к будущему”. Поэтические чтения и концерты

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка "Оттепель" — одно из трех главных событий в программе всемосковского фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". Фестиваль прекрасно показывает, о каком прошлом и будущем в прошедшем ностальгирует Москва и почему праздновать оттепель удобнее, чем революцию


Свежие краски и пышные юбки — платья новых москвичек расцветают гладиолусами на картинах Юрия Пименова, авангардиста 1920-х, оттаявшего и зацветшего вновь в 1960-е. "Конструкторы" Ивана Степанова встали за кульманы и проектируют города, растущие компактными конструктивистскими блоками на сервизе, сделанном по форме Анны Лепорской, ученицы Малевича: почти что супрематический фарфор, но с золотыми каемочками — не все излишества были преодолены к 1967-му. В витринах лучшего города Земли отражаются модницы, одетые их ровесником — молодым модельером Вячеславом Зайцевым. И обнаженные Адам и Ева, покинув советский рай, летят этакими стругацкими "прогрессорами" сквозь космическую пустоту, протягивая руки с солнцами мирного атома — "Тебе, человечество!", как называлось грандиозное в своих размерах и комсомольской наивности панно Таира Салахова.

Не стоит думать, что кураторская группа Третьяковской галереи под руководством Кирилла Светлякова включила очередной марш энтузиастов на полную громкость. На выставке есть и "возвращение отцов", причем у зрителя не остается сомнений, что "Отец" Павла Никонова вернулся не только с фронта, но и из лагеря. И память о войне и ГУЛАГе — с расчеловеченным героем скульпторов-фронтовиков, Вадима Сидура и Эрнста Неизвестного, и формулой скорби — разорванным блокадным кольцом — Константина Симуна. И диссидентство, и противостояние "сурового стиля" и не менее сурового андерграунда, разделившее мир искусства на официальный и неофициальный, хотя границы между обоими во многих случаях были нечетки и проходили по живому. К третьяковской выставке выпустят превосходный каталог, куда, помимо статей по истории оттепельного искусства, архитектуры и дизайна, включены эссе Мариэтты Чудаковой — об оттепельной прозе, Андрея Плахова — об оттепельном кино, Александра Маркова — о неомарксизме Ильенкова и Мамардашвили, а также множество исторических, социологических и антропологических очерков. Эта книга как бы вбирает в себя все смыслы фестиваля.

Хронологические границы оттепели на фестивале определены широко — 1953-1968 годы, от смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию. Что, конечно, не совпадает с границами оттепели ни в политической истории — от XX съезда до возобновления практики публичных политических процессов над инакомыслящими, прежде всего творческой интеллигенцией, ни в истории искусства, где оттепельным началом принято считать VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, а концом — хрущевский погром в Манеже. Но в контексте истории культуры, а все три выставки так или иначе имеют в виду такой контекст, датировку можно считать справедливой — от первых ласточек до последних отголосков.

Первой открылась выставка в Музее Москвы, и, как все, к чему имеет отношение куратор Александра Селиванова, "Московская оттепель: 1953-1968" — проект исключительного качества. Духовная и материальная культура оттепели — архитектура, дизайн, мода, кино, музыка, литература, искусство — описана с помощью общих понятий, в которых словно бы сходятся формальный, историко-культурный и социологический подходы: "решетка", "капсула", "новое", "ритм", "мобильность", "прозрачность", "синтез", "органика", "пустота". Скажем, "решетка" — структурный принцип модернизма, предполагающий "утрату середины", равномерность и равноценность, стандартизацию и воспроизводимость,— являет себя и в фасадах блочных многоэтажек, и в полосато-клетчатых узорах ткани для платья, и в расчерченной на ровные квадратики абстракции "Кафельного пола" Михаила Рогинского. Кажется, почти все из предложенных кураторской командой выставки оттепельных "общих понятий" на самом деле — лишь половинки вельфлинианских бинарных оппозиций, ну а их пары, как и положено, остались в предыдущей эпохе. Фигурой умолчания из прошлого при той же "решетке" должна бы быть "пирамида" со всеми ее иерархическими имперскими ценностями, воплощением которых стали сталинские высотки. И, несомненно, что оттепельная половина бинарных оппозиций отмечена знаком "плюс" во всех — эстетических и этических — смыслах.

Последней откроется выставка "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина, подверстанная к оттепельному фестивалю, но изначально никакой оттепели в виду не имевшая. Идеологом проекта выступил директор ZKM (Центр искусства и медиатехнологий в Карлсруэ), художник и куратор Петер Вайбель: его выставка, уже показанная в Брюсселе и Карлсруэ, посвящена Европе как единому художественному пространству, чье единство в период между окончанием Втором мировой войны и революциями 1968-го обеспечено общей военной травмой. Из советского искусства на вайбелевской выставке, за небольшим исключением, не было ничего официозного — преобладало полузапретное и андерграундное, и оно вырастает не благодаря оттепельной либерализации, как принято считать у нас, а скорее вопреки коммунистическому режиму. Что такое советская оттепель, на вайбелевской выставке очень хорошо видно по работам венгров, чехов и им сочувствующих, посвященных 1956-му и 1968-му. Они же, впрочем, показывают, насколько прочная советская государственная и культурно-идеологическая граница проходила по якобы единой послевоенной Европе. Но кураторы ГМИИ должны адаптировать московскую версию выставки к фестивалю, и акценты, несомненно, сместятся.

Александр Дейнека. Эскиз мозаики "Мирные стройки", 1959 год. "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина

Этот всемосковский фестиваль оттепели удачно пришелся на 2017 год — год 60-летия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с какого, по крайней мере в истории искусства, в полную силу началось оттепельное потепление, и какой, в свою очередь, удачно совпал с другим юбилеем — 40-летием, как тогда говорилось, Великого Октября. Всемирные фестивали стали проводиться вскоре после окончания Второй мировой по инициативе пары прокоммунистических международных молодежных организаций, в годы холодной войны заботливо опекавшихся СССР. Фестивали, за исключением двух — в Вене и в Хельсинки, да и то, видимо, по причине близости к большому советскому брату,— не делались в западных капстранах — это был праздник для стран Варшавского договора, Латинской Америки и Африки, тех, где, по меньшей мере в официальной риторике, победа Великого Октября расценивалось как событие планетарного масштаба.

Московский фестиваль 1957 года оказался самым массовым в истории, собрав — в закрытой стране — 34 тыс. участников из 131 государства. Молодежный фестиваль в Москве устроили еще раз — в 1985-м, но его как-то не принято связывать с зарей перестройки — скорее, напротив, с закатом застоя. И вот — о чудо! — в этом году фестиваль, XIX по счету, опять возвращается в лучший город Земли: в середине октября состоится праздничный парад делегатов в Москве, затем всемирная молодежь переместится в Сочи. И не приходится сомневаться, что в октябре 2017-го в Москве "под эгидой Росмолодежи" новые комсомольцы-интернационалисты будут праздновать 60-летие того легендарного московского фестиваля, но никак не 100-летие другой красной даты российской и всемирной истории.

Что интересно, "таинственная страсть" к оттепели, охватившая в последние годы московский креативный класс, или, как сказали бы некогда, творческую интеллигенцию, невольно попадает в общую волну ностальгии по советскому, переживаемую народом, партией, правительством и чуть ли не церковью. И именно оттепель — в отличие от сталинского террора или брежневского застоя, а ностальгирующих по тому и другому тоже предостаточно — становится предметом всеобщего консенсуса: хорошее было время, пусть и сложное. Вообще-то сверхзадачей хорошего времени, идущей как сверху, так и снизу, была реабилитация революции, но, как ни странно, революция — то, с чего, собственно, и началось советское, ностальгией к которому все, кто абстрактно, а кто вполне конкретно, так воспылали,— предметом общественного консенсуса отнюдь не является. Конечно, все московские музеи сделают какую-нибудь выставку к 100-летию 1917-го — ведь с революции, в конце концов, начинается советский авангард, главный экспортный бренд отечественного искусства, который оттепель, между прочим, так и не смогла реабилитировать. Но трудно представить себе, чтобы они с таким энтузиазмом объединились в фестивале "Революция: лицом к будущему".

Удивительно хороши и тонки тексты к "оттепельным" выставкам — в экспликациях и каталогах. В них без иллюзий проанализированы, что называется, конфликты и противоречия эпохи: компромиссность десталинизации и половинчатость реформ, скомпенсированные первой радостью от обещанного, но так и не случившегося потребительского изобилия; двоемыслие и вынужденное сотрудничество с властью, замаскированное под осознанную необходимость; свобода, подавляющим большинством обменянная на идеологическую опеку, социальную защищенность и относительное равенство без братства, то есть на благополучие, как его тогда — после стольких лет сталинской закалки и перековки — понимали. И хотя никто как будто бы не питает никаких иллюзий относительно оттепели, это межмузейное празднование 1957 года, в некотором роде замещающее празднование года 1917-го, многое говорит о нашем времени. Когда так хочется подставить лицо июльскому дождю — и, не дай бог, ветер, ветер, на всем божьем свете.

«Московская оттепель: 1953-1968». Музей Москвы, до 31 марта

«Оттепель». Третьяковская галерея на Крымском Валу, 14 февраля — 11 июня

«Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968». ГМИИ имени Пушкина, 7 марта — 21 мая

Для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» впервые объединились Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького. Центральной темой стали размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе. В рамках фестиваля Центр документального кино в Музее Москвы подготовил специальную программу документального кино.

В отечественной и мировой истории «хрущевская оттепель» считается одним из наиболее ярких примеров идеологического раскрепощения, повлекшего за собой не только реорганизацию общественного устройства, но и давшего толчок новым течениям в искусстве, архитектуре и кинематографе: художники начинают активные поиски в области нефигуративной изобразительности, двигаясь в направлении абстрактного искусства, архитекторы занимаются разработкой новых функциональных форм, а режиссеры переводят свой взгляд на внутренний мир человека.


Преобразования, произошедшие в эпоху «оттепели» в документальном кино, соответствовали всеобщему развороту мировой культуры в сторону поиска релевантных своему времени художественных методов, средств выразительности, сюжетов и героев.


Либерализация политического курса, демократические преобразования и неизбежно последовавшее за ними развенчание культа личности Сталина позволили посмотреть на мир с позиции простого человека, постепенно отодвигая на второй план формат торжественного парадного портрета, свойственного документалистике предшествующих десятилетий и призванного подчеркнуть величие страны, ее вождей и рядовых героев. В эти годы документальное кино впервые начинает рассматривать человека с близкого расстояния, переводя фокус с общественного на приватное.


Принципиально меняется контакт с действительностью. Появляются новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяющие снимать «жизнь врасплох». Для исследования человеческих характеров используются репортажи, интервью, опросы, провоцирующие ситуации.


Эта программа даст представление о том, что происходило в документальном кино в период «оттепели». Зрителям будут представлены главные документальные картины эпохи.


Фильмы объединены в четыре тематических блока. В первом представлены ранние работы режиссера Герца Франка, одного из крупнейших документалистов советского периода. Второй блок составлен из научно-популярного кино, в фокусе которого оказались самые важные научные достижения 60-х. Фильмы, вошедшие в третий блок, рассказывают о жизни города и о восприятии человеком искусства. Четвертый включает в себя две главные картины «оттепели», посвященные военному времени.

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музей Москвы и Парк Горького проведут совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».

Центральной темой фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в СССР и Европе.

В 2017 году выставки, посвященные послевоенной эпохе, представят ГТГ («Оттепель» , 14 февраля - 11 июня), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (ГМИИ, 7 марта - 21 мая) и «Московская оттепель» (Музей Москвы, 16 декабря - 31 марта). Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и станет площадкой для открытой дискуссии.

В программе фестиваля лекции «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» (Музей Москвы, январь), в конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР», на весну в Парке Горького запланирован подготовленный совместно с журналом «Теория моды» курс лекций о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Центр документального кино в Музее Москвы покажет программу документальных фильмов, созданных в «оттепельные» годы, в ГТГ будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». В ГМИИ пройдут шесть круглых столов, посвященных важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы.

В Музее Москвы пройдут поэтические вечера с участием артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций» и Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнерстве с театром «Современник» ГТГ представит цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского» - стихи поэтов-щестидесятников будут читать Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие актеры. Специальным событием проекта станет вечер «Современница. Галина Волчек о времени и театре» в формате встречи с художественным руководителем театра «Современник». В ГМИИ состоятся концерты «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», специально подготовленные к выставке Студией новой музыки под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля к фестивалю присоединится Парк Горького. Там пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке, а в Музее Парка Горького откроется выставка «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в фестивальной программе Парка Горького кинопоказы и концерт с учатсием артистов «Современника».

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музей Москвы и Парк Горького проведут совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».

Центральной темой фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в СССР и Европе.

В 2017 году выставки, посвященные послевоенной эпохе, представят ГТГ («Оттепель» , 14 февраля - 11 июня), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (ГМИИ, 7 марта - 21 мая) и «Московская оттепель» (Музей Москвы, 16 декабря - 31 марта). Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и станет площадкой для открытой дискуссии.

В программе фестиваля лекции «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» (Музей Москвы, январь), в конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР», на весну в Парке Горького запланирован подготовленный совместно с журналом «Теория моды» курс лекций о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Центр документального кино в Музее Москвы покажет программу документальных фильмов, созданных в «оттепельные» годы, в ГТГ будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». В ГМИИ пройдут шесть круглых столов, посвященных важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы.

В Музее Москвы пройдут поэтические вечера с участием артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций» и Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнерстве с театром «Современник» ГТГ представит цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского» - стихи поэтов-щестидесятников будут читать Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие актеры. Специальным событием проекта станет вечер «Современница. Галина Волчек о времени и театре» в формате встречи с художественным руководителем театра «Современник». В ГМИИ состоятся концерты «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», специально подготовленные к выставке Студией новой музыки под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля к фестивалю присоединится Парк Горького. Там пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке, а в Музее Парка Горького откроется выставка «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в фестивальной программе Парка Горького кинопоказы и концерт с учатсием артистов «Современника».

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Капроновые кофты и нейлоновые чулки, "Доктор Живаго" и самиздат, поэтические чтения в "Политехе" и первый человек в космосе — в Москву пришла оттепель.

На фестивале, посвященном этому периоду советской истории, "Оттепель: лицом к будущему" впервые объединились ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы, Парк Горького и Третьяковская галерея. В последней на этой неделе открывается масштабная выставка, посвященная, пожалуй, самому креативному периоду советской истории. Стихийная ностальгия по 1960-м отражается и в кино, и в моде, и на книжных полках.

Кажется, "таинственная страсть" к тому периоду неслучайно охватила общество именно сегодня. Оттепель, формально продлившаяся совсем недолго, с 1954 по 1968 год, была временем почти ренессансного расцвета во всем — от архитектуры и поэзии до науки и техники.

Люди искренне гордились своей страной и ее достижениями. Высоцкий, Любимов, Вознесенский, Евтушенко, Гагарин, Ландау, Калатозов, Данелия — оттепель подарила десятки имен, которые стали частью истории. Их заслуги никто не может оспорить, как это часто происходит с героями дня сегодняшнего.

1960-е сегодня помнят многие, для них эти годы — детство и молодость. То счастливое время, когда деревья были большими, будущее — светлым, фильмы — интересными, стихи — хорошими, проза — современной.

Даже те, кто не застали те годы, знают их по комедиям Рязанова или песням Окуджавы. Выставка об оттепели — место, где могут встретиться бабушка и внук, уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Наша аудитория — все. Это те люди, которые помнят оттепель, те, у кого на этот период пришлась юность их родителей. Это те люди, которых заинтересует эта тема, и, конечно, молодые зрители. Мы рассчитываем на все возрасты и социальные категории, потому что это была эпоха демократической культуры и устранения иерархии между высоким и низким".

Моду на оттепель задало телевидение. В 2013 году на экраны вышел одноименный сериал Валерия Тодоровского — по его словам, "дань памяти тому яркому поколению", к которому принадлежал и его отец, режиссер Петр Тодоровский. Несмотря на претензии к исторической точности, сериал завоевал любовь зрителей и получил премию "Ника".

© Мармот-фильм (2013) Кадр из телевизионного сериала "Оттепель"


© Мармот-фильм (2013)

В прошлом октябре на Первом канале с успехом показали другой тематический ретросериал — "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. За вымышленными именами его героев были выведены яркие представители поколения шестидесятников: Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадуллина, Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

© Студия Русский проект (2015) Кадр из телевизионного сериала "Таинственная страсть"


© Студия Русский проект (2015)

В 2017-м на телеканале "Россия" выйдет еще один сериал - "Оптимисты" режиссера Алексея Попогребского - о молодых дипломатах, которые пришли в МИД в шестидесятые менять мир.

Таинственная страсть, обрушившая советскую империю Герои фильма "Таинственная страсть" и еще тысячи и тысячи их коллег, разных и непохожих, создавали, в спорах и драках, великую страну – потому что все мысли о том, как и зачем жить, высказывали они, замечает Дмитрий Косырев.

Интерес к сериалам об оттепели напрямую связан с ностальгией по кино того времени. Фильмы шестидесятых привлекают современного зрителя прежде всего своей искренностью, желанием говорить о темах, которые долгое время были под запретом, считает куратор выставки "Оттепель" в Третьяковской галерее Кирилл Светляков.

"Не все понимают, что говорить правду о вещах и ситуациях, связанных с войной, о лагерях - чрезвычайно трудно. Как рассказать, как ты убивал людей на фронте? Шестидесятые вызывают симпатии у зрителей, потому что, в первую очередь, идут ассоциации с кино. Это желание говорить правду было очень важным, но где взять этот язык, как его придумать? Вот это проблематика фильмов оттепели".

© Киностудия "Мосфильм", 1957 Кадр из фильма "Летят журавли"


© Киностудия "Мосфильм", 1957

В 1960-е впервые проговаривается больное и сложное о войне в "Летят журавли" Калатозова и "Балладе о солдате" Чухрая, о плене и концлагерях в "Судьбе человека" Бондарчука, о попытках молодежи найти себя в послевоенной жизни в "Заставе Ильича" Хуциева.

"Хорошо жить еще лучше": крылатые фразы героев Никулина 95 лет назад родился культовый комедийный и драматический актер, артист цирка Юрий Никулин. Еще при жизни актёр стал легендой для многих советских и российских граждан. Реплики его героев стали крылатыми. Мы предлагаем вспомнить творческий путь Юрия Никулина по самым ярким кадрам из фильмов с его участием.

При этом фильмы оттепели были наполнены удивительным ощущением надежды. Этот невероятный оптимизм проявился в расцвете жанра комедии. Один за другим на экраны выходили хиты Данелии, Климова и Рязанова: "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Гусарская баллада".

Оттепель - это абсурдистские комедии Леонида Гайдая о приключениях неунывающего Шурика и первые новаторские фильмы Андрея Тарковского - "Иваново детство" и "Андрей Рублев". И, конечно, это лица.

Типажи шестидесятых встретить в современном кино практически невозможно, считает кинорежиссер Алексей Попогребский, автор проморолика для выставки "Оттепель".

"Для меня оттепель - это даже не столько материальная культура и стиль, сколько глаза и улыбки, которые каждый из нас помнит: глаза Самойловой, глаза Малявиной, глаза Варлей, улыбка Михалкова в "Я шагаю по Москве". Те вещи, которые нельзя в качестве костюма примерить на актера и выпустить его в кадр. Такие глаза, такие улыбки сегодня найти сложно. Мы не смотрим уже такими глазами в будущее и на сегодняшний день".

Не меньшую роль в те годы играл театр. Флагманами оттепели становятся молодые площадки - "Современник" под руководством Олега Ефремова и "Таганка" Юрия Любимова. Начинающие режиссеры и актеры, трудности с цензурой и помещениями - все это компенсировалось горящими глазами и бешеной энергией.

Самые смелые спектакли ставились по пьесам современных драматургов - Розова, Володина, Гельмана. По-новому зазвучали произведения Шварца, Брехта и даже Мольера. Культовыми постановками тех лет были "Добрый человек из Сезуана" с Высоцким и Золотухиным и "Голый король" с Евстигнеевым.

Имена режиссеров, актеров и драматургов знали не хуже звезд кино. На спектакли ломились — как на Западе на концерты "Битлз". Театр превратился в культ, сравниться с которым могло лишь преклонение перед литераторами.

Сегодня сложно представить, что поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. "Поэт в России больше, чем поэт" - эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше описывала атмосферу оттепели.

"Местом силы", как это модно теперь называть, был Политехнический музей. Послушать Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Окуджаву, Ахмадуллину собирались и рабочие, и интеллигенты. Поэты с энтузиазмом читали стихи в домах культуры при заводах и сочиняли стихи о строительстве ГЭС.

Казалось, исчезла иерархия жанров, культура перестала быть элитарной. Даже андерграундные художественные объединения — типа "Лианозовской школы" или московских нонконформистов — на короткое время смогли выйти за пределы квартирников и выставляться для более широкой публики.

Оттепель вообще была уникальным моментом слияния всех и вся, что в очередной раз объясняет ее актуальность сегодня, когда общество ищет точки соприкосновения.

Еще один остросовременный феномен тех лет — улучшение отношений с Западом. Начался он с культуры - выставка Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. В 1956 году советские граждане впервые увидели такое современное искусство, и оно произвело ошеломляющий эффект.

Последующие привозные выставки зарубежных мастеров и ответные путешествия советских художников за рубеж только закрепили творческий обмен.

Уже через год в Москве прошел грандиозный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стала "Голубка мира" Пикассо. Вместе с иностранной молодежью по эту сторону железного занавеса хлынула "запрещенка": джаз, книги, кино, живопись, мода.

На улицах царила атмосфера свободы и открытости. Пусть ненадолго, но оттепель показала, что взаимопонимание строится на очень простых вещах.