Техники печатной графики их художественные возможности. Печатная графика. О печатной графике

Краткое описание

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.
В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Описание

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»
Создание эстампа своими руками. Печатная графика. Брандина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2012 «Творчество развивается
только в творчестве»
В старину говорили так: живопись без рисунка - то же, что человек без костей. XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать». Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы. Термин графика произошёл от греческого слова graphike , от grapho – пишу, черчу, рисую. Это , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.
Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей. Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом. Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет. Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения. Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка. Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к «таинству» работы с красками, ножницами и бумагой — орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати. q ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.
Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками. Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.
Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.


- прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);
- несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);
- графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.


Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом: 1. Предварительно подготавливается эскиз; 2. Эскиз переводится на кальку; 3. На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;
4. Вырезаются элементы аппликации. 5. На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами; 6. На заготовленную доску валиком наносится краска; 7. Сверху кладем чистый лист бумаги; 8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист; 9. Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск
1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.

4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы
аппликации.

5. На саму поверхность картона
наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Удачи…… Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства. В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».
Литература
Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги
XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

статья на сайт - учмет.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»

Создание эстампа своими руками.

Печатная графика.

Брандина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

«Творчество развивается
только в творчестве»

В старину говорили так: живопись без рисунка – то же, что человек без костей.

Великий венецианский живописец XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать».

Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы.

Термин графика произошёл от греческого слова graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую.

Это вид изобразительного искусства , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки.

Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи.

Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей.

Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом.

Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет.

Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения.

Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка.

Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к "таинству" работы с красками, ножницами и бумагой - орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати.

    ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.

Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками.

Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.

Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.

Материалы необходимые для работы:

Прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);

Несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);

Графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.

Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом:

    Предварительно подготавливается эскиз;

    Эскиз переводится на кальку;

    На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;

    Вырезаются элементы аппликации.

    На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами;

    На заготовленную доску валиком наносится краска;

    Сверху кладем чистый лист бумаги;

    Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист;

    Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск

1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.


4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы

аппликации.

5. На саму поверхность картона

наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении.

Удачи……

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.

В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Литература

Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Поляков Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.

Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Графика

История графики начинается с эпохи Возрождения, когда живопись отделилась от архитектуры, и завершился процесс разделения живописи и рисунка. Термин графика имеет греческий корень:grapho -пишу, черчу.

2. Рисунок

Рисунок предшествует любому творению художника. Его зарождение произошло еще в далекой древности, когда появилась наскальная живопись. Позже рисунки на папирусе. (16-11 в д н э) Греческая вазопись 5-4 в д н э. Огромную роль рисунок сыграл в Средние века, когда разрабатывались архитектурные детали и фрески. В эпоху возрождения и новое время распространен рисунок с натуры.

Для рисунка используются различные материалы. Начиная с дощечек и пергамента в древности до бумаги в современности. Инструменты рисовальщика делятся на сухие(грифель, карандаш) и мокрые(кисть, перо). Штифт -это металлический грифель, в Средние века-свинцовый, с 15 в- серебряный. Особенной популярность он пользовался в эпоху классицизма. Но в 19 столетии он был вытеснен графитным карандашом.

Не менее разнообразно было в применении перо. (Микеланджело, Рафаэль, Гварди, Тьеполо). Сначала тростниковое, с небольшим перерывом в Средние века, когда использовалось гусиное, потом вновь тростниковое в эпоху Ренессанса. В 17 в оно вытесняется металлическим.

Жидкостями для пера в Средние века служили: чернильный орешек, бистр, китайская тушь, в 18 в - сепия, с 19 в - анилиновые чернила.

Ливис - отмывка расплывчатым слоем. (Тьеполо, А. Маньяско, О.Фрагонар.) 17-18 века- время широкого использования тонового рисунка. Лавис становится многоцветным, в 2-3 тона (Гварди. Тьеполо, Рембрандт). Со вт пол 18 века доминирует перовой рисунок. Предромантизм и романтизм возрождают тооновой рисунок(Гойа, Делакруа, жерико)

Мягкую линию дают такие материалы как уголь, итальянский карандаш, сангина. В технике сангины работали Леонардо, Андреа дель Сатро, Корреджо. Обращались также и к итальянскому карандашу. В угле работали Тициан и Тинторетто.

В разные эпохи использовались свои техники. Для готики характерны грифель и перо, Высокий Ренессанс - перо, итальянский карандаш, сангина, маньеристы - перо и кисть, а с 18 в - техникав три карандаша (сангина, черный мел, белила)

До конца 16 в художники работали в цехах. Позже возникло первое высшее учебное заведение.(1585) в Болонье. Возникла академическая система обучения.

В рисунках с натуры исследователи выделяют несколько форм: кроки(наброски), эскиз (подготовительная композиция), этюд - наиболее тесно связанная с натурой рисунок.

В России 18 века господствовал линеарный рисунок. (А. Матвеев, Боровиковский)

3. Печатная графика (гравюра)

Печатная графика (гравюра) дает возможность получить десятки оттисков, оригинальных отпечатков. Есть различные виды материала, от которого зависит художественный образ. Печать разделяется на высокую (выпуклую), глубокую (углубленную) и плоскую. К первым относятся гравюра на дереве (ксилография) и линогравюра. Пример плоской печати - литография.

Ксилография - древнейший вид гравюры. Предположительно возникла в Китае. (6 в.) В Европе она известна с 14 века, время расцвета - 15-16 века. В России ее зарождение отмечается с 1564.(«Апостол»)

Большую заслугу в развитии ксилографии имели такие немецкие мастера, как Дюрер, Гольбейн. А также итальянец Франческо Колонна. Аналог такой гармонии как в этих произведениях видим только в древнерусской рукописной графике, в рукописях Киева(11 в), Новгорода и Пскова.(12-15 в)

Техника кьяроскуро - п оявилась в 16 веке, цветная ксилография механического способа. Зародилась она в Китае. В 18 веке она нашла развитие в Японии. Эта техника повлияла на прикладное искусство, ее принцип лежит в основе набойки тканей.

В 17-18 веке ксилография вытесняется гравюрой на металле. Но она не ушла до конца. графика рисунок материал гравюра

19-20 век отмечен в истории старой техники ксилографии деятельностью таких мастеров как Обри Бёрдсли в Англии, Феликс Валлотон во Франции, Франс Мазерель в Бельгии и др. В русской школе 20 в такие мастера как Фаворский. В А, Фалилеев В. Д, Кравченко А И, Гончаров А Д, Остроумова - Лебедева А П.

Линогравюра - гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже 19-20 века, но распространение получила полвека спустя. Она также относиться к технике высокой печати. В этой технике работали мексиканские художники «Мастерской народной графики» Л. Мендеса, в России - Д И Митрохин, В Д Фалилеев. Современные мастера - Г Захаров, И Голицын, А Ушин сумели нарушить «суровость» линогравюры.

Глубокую печать представляет такая техника как гравюра на металле. Алексей и Иван Зубовы и Алексей Ростовцев.

В зависимости от способа нанесения рисунка на доску выделяют несколько разновидностей гравюры на металле: резцовая гравюра или резец «сухая игла» и меццо-тинто; либо химическим путем: офорт, мягкий лак, акватинта. Есть еще смешанная техника - «карандашная манера» и пунктир.

Резцовая гравюра получается путем обработки металлической доски специальным резцом - штихелем. « Стружка» от борозд, которая в гравюре называется барбы, сглаживается специальной гладилкой - шабером. Художник в резцовой гравюре чувствует себя намного свободнее, чем в ксилографии. Отличие печати резцовой гравюры от ксилографии в том, что краску для каждого отпечатка нужно наносить заново. Количество отпечатков не безгранично (не более 300)

15 век - в Германии мастер, известный живописец и график Мартин Шонгауэр, В Италии - А.Мантенья, А. Поллайоло. До них несколько анонимных мастеров. Расцвет резцовой гравюры падает на 16 ст. связан с именем А. Дюрера. В России в 17 в. Работали А. Тухменский, Л.Бунин, в 18 в. Е.П.Чемесов, Г.И.Скородумов, в 19 в. - Н.И.Уткин, Ф.П.Толстой, в 20 в. Д.И.Митрохин.

Основным видом гравюры с химической обработкой доски является офорт. Расцвет приходится на на 17-18 век, хотя возник он в 16 в. Борозды наполняются краской. Свободные от лака поверхности доски травят кислотой. Многие мастера обращались к офорту, такие как Дюрер, Калло, Рембранд, Рейнолдс, Тьеполо, Каналетто, Пиранеза, Хогарт, Ватто, Буше, Фрагонар. Гойя иногда сочетал офорт с акватинтой. В технике офорта работали барбизонцы, импрессионисты, В А Серов, а также П.Пикассо, Дж. Моранди, Ф. Брэнгвин, многие современные графики. Такие замечательные мастера - братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев.

Мягкий лак - по сути, разновидность офорта. Только в лак добавляется жир и поэтому грунт становится особенно мягким. Наиболее известным мастером 20 ст. считается Кете Кольвиц.

Разновидность офорта также является акватинта. Она напоминает рисунок тушью с отмывкой. Есть свидетельство, что технику акватинты изобрел Жан Батист Лепренс в 1765 г.

Из смешанных техник в 18 в. Получила распространение карандашная манера, внешне напоминающая мягкий лак. В 18 веке эту технику использовали исключительно как репродукционную, для перевода рисунков знаменитых мастеров в гравюру.

Пунктирная (точечная) манера известна еще с 16 в. и заимствована у ювелирного искусства. Особое развитие получила в 18 в. в Англии, где возникла целая школа во главе с Бартолоцци.

Литография (гравюра на камне) - плоская печать. Эту технику изобрел А. Зенефельдер в Мюнхене в 1796г. Рисунок наносится на камень, оттиски делаются на специальном литографском станке. Литография стала наиболее излюбленной техникой 19 в. В ней работали романтики Бонингтон, Жерико, Делакруа. В России успешно работали такие жанристы как И.С. Щедровский и В.Ф. Тимм.

Во вт половине 19 -нч. 20 в. прослеживаются две линии в развитии литографии:изысканная, эскизная и очень лаконичная по манере(Э.Мане, Э.Дега, Дж.Уистлер, А.Фантен-Латур, А.Марке) и остросоциальная, политического характера, идущая от Домье (К. Кольвиц, Т. Стейнлер, позже - Ф.Брэнгвин). Мастер литографии был французский живописец Альбер Марке.

Особенности хромолитографии прекрасно использованы в российской детской иллюстрации. Прекрасным ее исполнителем был Ю.А.Васнецов, Е.И. Чарушин, Б.Ермолаев.

4. Виды графики

По своему назначению и содержанию графика подразделяется на станковую, журнально-газетную, плакат, книжную иллюстрацию и промышленную графику. Художественный рисунок является произведением именно станковой графики. В технике рисунка можно исполнить произведения различных жанров. Иногда станковые рисунки объединяются в серии(Д.А.Шмаринов, Л.Ф.Сойфертис, А.Ф.Пахомов)

Эстамп - отпечаток, полученный на бумаге с деревянной или металлической доски или другого материала.

Самым распространенным видом газетно-журнальной графики является карикатура. Это преувеличение, чаще всего с насмешкой.(18 век - У.Хогарт, 19 в - Т.Роулендсон, 1812 г И.И.Теребенев. 1830 и 1843 - литографии Домье.

По наличию текста, только более лаконичного карикатуре близок плакат. Более поздний по времени вид графики. конец 19 века. В основе плаката может лежать карикатурный, сатирический ил драматический образ.

Одна из самых больших и важных сфер графики- книжная иллюстрация. Она начинилась с миниатюр. Она была известна еще в Древнем Египте, в античности и поздней античности, в Византии, в Средневековой Европе. В 14-15 вв. на Западе появляется книжная иллюстрация в современном понимании. (рисунки ботичелли к «Божественной комедии» Данте.)

Во вт половине 19 нач 20 в ряд художников, преимущественно в Англии(прерафаэлиты, затем У.Моррис и его мастерские искуств и ремесел, позже О.Бёрдсли.) много сделали для книжной иллюстрации.

Труд иллюстратора всегда подчинен произведению, к которому он ее делает. Но он не должен быть его коментатором.

С книгой тесно связан книжный знак - экслибрис - знак собственника книги, который чаще всего представляет собой композицию символического или аллегорического характера. По технике это чаще всего ксилография, офорт, литография. Печатается на отдельном листе и вклеивается на форзац. Он является скорее частью промышленной графики. В эту сферу входят товарные знаки, фирменные знаки, почтовые, торговые, издательские марки, различные упаковки и т.д.

Все виды графики роднит общность материала и выразительных средств, оперирование художника карандашом на бумаге или другими материалами. Главными выразительными средствами всех видов графики является линия, силуэт, контур и пятно, светотень.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль графики и ее специфические особенности в Англии конца XVIII - начала XIX века. Анализ творчества художников-графиков и акварелистов данного периода, суть их новаторского подхода. Характеристика графических техник: акварель, меццо тинто, гравюра.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Общие сведения об искусстве графики, историческая справка о его возникновении и развитии. Материалы графики. Особенности работы с мягким материалом. Творчество Сарры Шор как яркого представителя советской графики. Процесс работы над мужским портретом.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2015

    Определение графики как вида изобразительного искусства. Техники создания иллюстраций. Взаимосвязь иллюстрации и текста, как основное условие оформления печатной продукции. Создание серии иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш".

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Графика – древний вид изобразительного искусства. Появление первых графических изображений. Элементы графики и их комбинирование. Сочетание линии, штриха, точки и пятна в графике. Применение элементов графики мастерами в создании графических произведений.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Графика как вид изобразительного искусства. История развития графики, ее виды и элементы изобразительного языка. Графические материалы, мир вещей в натюрморте. Технология выполнения творческой композиции. Особенности выполнения поисковых эскизов.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    История возникновения жанра урбанистического пейзажа и правила его изображения. История возникновения графики, виды графики. Художники, работающие в графической технике. Типы графических композиций. Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Линогравюра как один из видов печатной графики. Создание композиции в технике графики. Экспериментальная работа по созданию художественного произведения в технике литогравюра. Методические рекомендации для педагога по обучению детей в технике линогравюра.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2015

    Причины очарования Японии, исторический процесс формирования ее культуры. Разнообразие японской живописи и графики по содержанию и формам, проявление в них самобытности национального характера, виды декоративно-прикладного изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Развитие живописи, реалистические и модернистские течения. Язык и выразительные средства графики, скульптуры и архитектуры. Современные направления авангардизма. Особенности сюрреализма, андерграунда и поп-арта. Кинетизм как самостоятельное направление.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Изучение представителей итальянской школы живописи. Характеристика особенностей основных видов изобразительного искусства: станковой и прикладной графики, скульптуры, архитектуры и фотографии. Исследование техники и приемов работы с масляными красками.

Графика (греч. graphikз, от gra phoЇ -- пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.

Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в начале 20 века.

Это, прежде всего, искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги.

Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством -- она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр -- карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.

Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика.

Рисунок -- какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств -- контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.

Рисунок может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре.

Одним из излюбленных художниками материалов для рисунка остается графический карандаш. С его помощью можно создавать линеарные или тональные изображения (линией или штрихом). Чаще для рисунков используют мягкие стержни - от 2М до 6М и более. Приятны в рисунке цанговые мexaнические карандаши с толстым мягким графитом. Удобны для выполнения быстрых набросков рисовальный уголь, сангина, одноцветная пастель (черная, коричневая, серая, белая).

Уголь как рисовальный материал использовался художниками еще в глубокой древности (кусочки древесного угля из потухшего костра). Рисовальный уголь дает глубокий бархатистый черный цвет, а разной силой нажима можно передать множество тональных переходов: от слабо-серого -- до гycтoгo черного. Углём можно выполнять как быстрые, так и длительные зарисовки. Он очень удобен, податлив и приятен в работе. Углем можно рисовать на любой бумаге: оберточной, обоях, картоне, но лучше использовать плотную шероховатую бумагу. Углем, сангиной, мелом, пастелью можно рисовать и линией, и пятном, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Рисовать можно и острым кончиком, и широкой поверхностью. Этот материал позволяет работать быстро, широко, разнообразно и даёт возможность создавать выразительные рисунки с богатыми тональными отношениями (от самого светлого до тёмного).

Уголь хорошо сочетается с другими художественными материалами - мелом, сангиной, пастелью, карандашом. Сделать угольный рисунок более светлым можно, если просто смахнуть лишний уголь кисточкой. Рисунки углем, так же как и рисунки выполненные мелом, сангиной, пастелью, необходимо закреплять, для чего используется специальный фиксатор.

Сангина -- сыпучий, как и уголь, материал, но цвет сангины красновато- коричневый, так как делают ее из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать же, как и углем: линией, штрихом, точкой, пятном, используя прием растирания (растушевки).

Мел, школьный мелок, белая пастель -- материал из рода сыпучих, крошащихся. Им работают так же, как и углём. Для мела необходима тонированная (неяркая, приглушенных тонов) шероховатая бумага.

Красиво соединение в изображении угля, сангины и мела. Мелом желательно выполнять рисунки на темном фоне или на черной бумаге.

Нередко художники используют графический материал соус -- толстые стержни из прессованного красящего вещества, имеющего множество серых оттенков. Соусом можно работать сухим и мокрым способами, разводя его кистью с водой в местах, где необходимо подчеркнуть более темный оттенок. Рисунки, выполненные соусом, хорошо передают светотеневые особенности натуры.

Красивые выразительные зарисовки можно делать различными ручками, как перьевыми, так и стержневыми. Хороши для небольших рисунков гелевые и капиллярные ручки (белых, черных, серебристых оттенков), даже, несмотря на то, что они дают однообразный штрих. Интересные наброски делают тушью, используя или мягкую кисть для изображения пятном, или перо для изображения штрихом и линией. Чередование светлых и темных пятен в изображении позволяет создавать различные контрастные сочетания.

Для рисунков пером хорошо подходит плотная глянцевая бумага, на которой тушь не расплывается.

Часто в рисовании используются фитильные карандаши -- фломастеры, которые заправляют специальной жидкой краской (чернилами) разных цветов. Ими выполняют как линейные, так и тоновые рисунки.

Акварелью можно выполнять как одноцветные, так и многоцветные зарисовки с помощью мягкой кисти. Используя технику заливки, можно выразительно передать большое пятно или его силуэт.

Разнообразные материалы и техники рисунка дают возможность передавать впечатление от увиденного, подчеркивать характер изображаемого и выражать собственное отношение к нему. Часто художники комбинируют различные материалы, чтобы усилить выразительность рисунка.

Иногда рисунок выполняется художником как эскиз будущей живописной композиции или этюд с натуры. Это и своео6разные зарисовки -- впечатления мотивов пейзажа или фиксация характерных черт человека. Несколько штрихов, росчерк линии, живописное пятно на фоне, соединенные в одном изображении, -- все это свойственно рисунку.

Наиболее типичный вид рисунка -- линейный. Еще в древности для такого изображения использовали серебряный или свинцовый грифели, которые оставляли едва заметную линию. Старые мастера рисунка часто пользовались в изображении гусиным заостренным пером или тростниковой палочкой. Их четкие штриховки или длинные извивающиеся линии хорошо передавали динамику движения, но требовали от художника определенного мастерства, так как штрихи наносились без предварительного карандашного наброска и должны были быть точными и выразительными.

Очень распространены рисунки кистью -- чернилами, тушью, акварелью и другими жидкими веществами. Для таких рисунков характерно использование пятен различной тональной насыщенности. При помощи четких по форме или размытых пятен художник передает пространство, световоздушную среду или форму предмета во взаимодействии со светом.

Соединение нервных, быстрых линий пера с легкими расплывающимися пятнами создает необычайное тональное богатство в рисунке. Рисунки пером и кистью -- это, как правило, воплощение энергетического и динамического начала, они очень эмоционально воздействуют на зрителя.

Любимый материал художников -- мягкая и бархатистая пастель. Под таким названием существуют наборы цветных мелков, приготовленных из смеси особых веществ (гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко, мел, белила) и цветных красителей в виде сухих порошков.

Пастель сгруппирована в наборы карандашей разных оттенков, и, рисуя, художник имеет перед собой как бы готовую палитру.

Пастель является кроющим материалом, так как при накладывании одного штриха на другой виден цвет преимущественно верхнего слоя. Но можно накладывать штрихи различных оттенков параллельно друг другу и растирать их непосредственно на этюде. Пастель по восприятию цветовых пятен, тонкости колорита ближе к живописи, техника же исполнения (штрихи, линии, пятна) -- ближе к рисунку.

Для рисунка пастелью требуется шероховатая, тонированная бумага: нейтральный (разбеленный или затемненный) тон помогает «собирать» цветовые оттенки рисунка в общий гармонический строй. Иногда просветы слабо тонированной бумаги, оставленные между штрихами пастели, обобщая цветовой строй, создают единый колорит.

Пастель, так же как уголь и мел, пачкается, поэтому работы необходимо фиксировать. Но фиксирование может изменить приятный мягкий тон и структуру пастели, сделав ее более яркой, резкой по цвету. Поэтому лучше всего закрывать поверхность рисунка пергаментной или папиросной бумагой либо хранить под стеклом.

Процарапывание -- это работа толстой иглой или шилом по бумаге, предварительно покрытой черной тушью. Для выполнения рисунка нужно взять плотную бумагу или глянцевый картон. Поверхность бумаги сначала равномерно натирают свечой (воском), затем покрывают черной тушью и дают ей хорошо просохнуть. На просохшей черной поверхности обычным карандашом выполняется рисунок. Целесообразно заранее сделать предварительный эскиз, так как пользоваться ластиком нельзя. Затем по контуру карандашного рисунка процарапываются линии. Процарапывать нужно легко, не прокалывая бумагу, а только снимая верхний прокрашенный слой. Светлые места в рисунке процарапываются частыми мелкими штришками или расширяющимися линиями. Эта техника увлекает красотой и четкостью линий, но изменение первоначального замысла почти исключается. Можно, так же как и в технике работы восковыми мелками, бумагу или картон сначала покрыть акварелью. С акварельной подцветкой рисунок будет выглядеть еще более привлекательным.

Для смешанной техники акварели с тушью нужны акварельная краска, кисточка, черная тушь и ручка с пером. Выполнив карандашом рисунок на бумаге, ее смачивают водой и по мокрому закрашивают акварелью. Затем по еще не просохшей бумаге рисунок обводят тушью, тушь, растекаясь по мокрой поверхности и смешиваясь с акварелью, создает всевозможные причудливые композиции, которые, словно по волшебству, начинают менять очертания. Для того чтобы изображению придать задуманную форму, необходимо поворачивать плоскость бумаги в разных направлениях.

Каждый графический материал, будь то карандаш или уголь, тушь или пастель, имеет свои особенности выражения и способы изображения. Пятно -- плоскость и формы,линия очерчивает контур, выделяет главное, точка и штрих не только уточняют и выделяют части, но и создают светотеневые нюансы. Образ, материал и способ изображения тесно переплетены между собой, и от их взаимодействия и согласованности зависит решение задачи гармонии в композиции рисунка. Известно, что выразительно получается только то, что вызывает удивление и интерес.

«Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы», -- говорил выдающийся мастер рисунка Энгр. С помощью различных средств художественной выразительности и материалов художник может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, образ ветки дерева в рисунке точкой нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость, освещенность; с помощью штриха проявляется резкость, четкость, направленность изображения; линии создают ощущение плавности или динамичности и активности рисунка.

Штрихи разной длины и толщины, нанесенные в различных направлениях, помогают выявить форму предметов, передать пространство и расположение в нем различных объектов изображения.

Графическими средствами можно выразить очень многое. Например, легкость, воздушность и движение облаков, пластику тела, состояние дня, восход и закат солнца, потоки света и т. п. Возможности графических средств практически не ограничены, художник может передать ими все оттенки своих чувств и переживаний.

Печатная графика -- тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.

В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углублённую и плоскую гравюру.

Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве - ксилография и на линолеуме - линогравюра).

В углублённой гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.).

К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках).

Как правило, гравюры бывают чёрно-белыми (тёмный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.).

Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе - лишь на рубеже 14-15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.

Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты -- на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий.

Плакат -- разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.

Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

рисунок контурный растушевка

Печатная графика, как способ тиражирования изображений, известна с глубокой древности. В отличии от живописи, она намного более доступна, и поэтому дешева.Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка.

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн).

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников прошлого.

Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потом печатали. Особо широкое распространение получила техника литографии, которая при возможном большом тираже без снижения качества, позволяла добиваться максимальной похожести с изображениями, выполненными в живописных техниках. Это в конце XIX-XX веках стали широко использовать для популизации своего творчества сами художники и их дилеры. В Европе подобные литографские мастерские распространены и поныне.

В России в советское время коммунистический режим прекрасно понимал опасность возможного бесцензурного тиража, поэтому литографские мастерские находились под присмотром в художественных фондах, и в основном они обеспечивали печать авторских (сделанных самим автором) камней. Этим обусловлено то, что сегодня в России литография, как одна из техник печатной графики, практически приравнивается к типографской репродукции и не имеет общепринятой художественной ценности.

Вместе с тем в Европе, при очень высокой стоимости оригинальных живописных произведений, литографические тиражированные изображения живописи популярного художника может достигать очень больших цен.

Автор этих строк в 1994 году организовал в Риге выставку 15 литографий Сальвадора Дали из коллекций французских литографских мастерских, служивших иллюстрациями к книгам. На тот момент стоимость этих литографий достигала 1000-2000 долларов. Сегодня эти литографии продаются на аукционах по 10-15 тысяч долларов и выше.

Ценность печатной графики, как самостоятельного вида искусства, зависит от множества факторов. В первую очередь от величины тиража и от порядкового номера оттиска.

Сегодняшние печатные технологии позволяют добиваться огромных тиражей при неизменном качестве, тогда как при старинных техниках, таких как сухая игла, офорт и других, в процессе печатания заминалась печатная форма, и сами оттиски видоизменялись. Поэтому традиционно наивысшую ценность имеют оттиски, напечатанные первыми в тираже.

Чтобы уберечь современную печатную графику от обесценивания, приняты специальные ограничения, распространяющиеся на количество оттисков, а также специальные правила по ее атрибутированию.

Согласно международным правилам, оригинальные оттиски должны содержать следующую информацию.

  • 19/99 - порядковый номер оттиска, через дробь- количество общего тиража.
  • оф, лит, ксил, и др - сокращенное наименование техники исполнения.
  • Наименование работы и год создания.
  • Оригинальную подпись автора.

Также, вместо порядкового номера оттиска могут стоять буквы, обозначающие пробный оттиск, или авторский оттиск.

Наличие этих буквенных обозначений свидетельствует о том что, этот вариант был забракован автором и им были внесены коррективы. Однако он не уничтожен и подписан.

Подобные оттиски среди коллекционеров имеют наивысшую ценность, так как они являются единичными и неповторимыми.

Дальнейшая ценность тиража зависит от порядкового номера оттиска и, как правило, наивысшую стоимость имеют первые 10.Чтобы не обесценивать графику, допускается тиражи не более 300 экземпляров, а для отдельных видов график, не более 100, после чего носитель изображения (офортная доска, линолеум и др.) должны быть уничтожены для невозможности последующих оттисков.

К сожалению, многие графики, что самостоятельно печатают изображения в своих мастерских, не следуют этим правилам. Например, известный латышский график Карлис Цирулис (Kārlis Cīrulis 1925.1.IX - 1994.17.II) , создавших серию изумительных офортов с видами Риги, еще при жизни печатал сотни своих изображений, и на многих вообще не ставил тиражи, или ставил недостоверные. После его смерти, с досок продолжала тиражировать эти виды его супруга уже без подписи автора. При всем моем глубочайшем уважении к этому виртуозному мастеру офорта, создавшему для нашей галереи «Splendid Palas» изображение для пригласительного билета, это привело к тому, что сегодня его творчество обесценено, и не стоит столько, сколько должно бы стоить.

Известны также многочисленные тиражи Сальвадора Дали созданные после 1981 года, когда он из-за болезни вообще не мог работать. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что он оставил огромное количество подписанных чистых листов, на которых эти литографии и печатались.

В случае с нашей выставкой литографий Сальвадора Дали, мы имели дело с литографиями, созданными по оригинальным иллюстрациям Сальвадора Дали, и которые существовали только в этой технике. Литографская мастерская заключила контракт с художником на право печати его литографий, и Дали контролировал процесс их создания, вносил коррективы и подписывал готовый тираж. После чего литографский камень стирался, а литографская мастерская издавала специальный сертификат, подтверждающие подлинность данного тиража и описание самой литографии с указанием оригинального размера бумаги и ее название.

В таких случаях часть тиража, как правило, первые оттиски, передаются самому автору, а оставшиеся поступают в распоряжение литографской мастерской, которая их и продает.

Именно поэтому до сих пор можно встретить в старых европейских литографских и офортных мастерских, часто работающих и как художественный магазин, старинную графику, оставшуюся в коллекции владельцев.

Современным багетным мастерским часто приходится иметь дело с оформлением печатных график. Зачастую их владельцы даже не подозревают о возможной их истинной стоимости. К сожалению, приемщицы на заказах и сами мастера, тоже не являются специалистами, и поэтому зачастую допускают неграмотное оформление, а то и просто портят работу.

Ниже мы постараемся рассказать об особенностях техники каждой из печатных график, а также об отличии их оформления от других носителей изображения на бумаге.

Санкт - Петербург. 2007 г.
Айвар Пожарский.

Хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов - черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно-белого оттенка с добавлением одного Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

Инструменты для создания графического рисунка

Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.

Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.

Не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.

Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.

Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.

Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.

Печатная графика


Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.

Книжная графика

К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:

  • Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель.
  • Оформление обложки - это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
  • Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.

Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.

Плакат как вид искусства

Еще один представитель графической живописи - это плакат. Основная его функция - передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:

Плакат является одним из самых распространенных видов графики.

Прикладная графика

Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.

  • Этикетка - это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
  • Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
  • Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.

Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.

Современная графика

С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства - компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.