Русский народный оркестр состав. История оркестра русских народных инструментов. Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Анна Васильевна Козина

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №40», г. Новокузнецк

Русский народный оркестр как школа коллективной игры

Введение

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Коллективное музицирование в ДМШ помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, «чувство локтя», учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе коллективного музицирования наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся.

За время существования русских народных оркестров, исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. В связи с этим большое значение приобрела проблема приобщения детей к занятиям в оркестрах русских народных инструментов, которые становятся для них настоящей школой музыкального развития.

Предпосылки образования русского оркестра. Своеобразие идеи.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз» музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Русский народный оркестр сложился в конце XIX века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, усовершенствовал их и создал первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный, по художественным возможностям.

Развито было ансамблевое народно-инструментальное исполнительство и в современный Андрееву период. В последней трети XIX века в отдельных областях России имелись такие самобытные коллективы, как хоры рожечников, в некоторых селах весьма многочисленные по своему составу. И всё-таки, создание Андреевым русского оркестра было явлением уникальным, никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, столь доступного для начального освоения. Балалайка не только была потомком старинных русских щипковых инструментов, но и оказалась созвучна современной Андрееву музыкальной культуре, ибо в силу своей общедоступности, демократичности позволяла организовывать в массовых масштабах широкую сеть любительских оркестров. Главное же - балалайка оказалась необычайно удачно приспособленной для воплощения как стихии темпераментной русской пляски, задорной частушки, задушевной лирической песни, так и образцов классической музыки.

Трудности были связанны, прежде всего, с длительным и стойким предубеждением против балалайки в привилегированных классах царской России, и в среде интеллигенции. И хотя отдельные высококвалифицированные балалаечники, такие, как выдающийся русский скрипач и композитор, известный оперный певец-бас, композитор и дирижёр и другие, пользовались определённым признанием и в «просвещённой» части русского общества, но это являлось скорее исключением, нежели правилом.

Поэтому преодолеть вековые предрассудки, изменить общественный статус инструмента, иными словами, «соединить балалайку и фрак» могла только личность незаурядная. Именно такой личностью и был Василий Васильевич Андреев – неутомимый пропагандист русских народных инструментов, основатель первого русского народного оркестра, страстный публицист, тонкий музыкант, композитор, выдающийся балалаечник, дирижёр и общественный деятель.

Что такое оркестр русских народных инструментов. Инструментальный состав оркестра.

В состав русского народного оркестра, получившего наибольшее распространение, должны входить следующие инструменты: домры трёхструнные (малые, альтовые, басовые); балалайки (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), баяны (стандартные, с готовыми аккордами в левой клавиатуре), ударные (по желанию в зависимости от надобности). В больших профессиональных, а иногда и в самодеятельных оркестрах, кроме названных инструментов, употребляются домра - пикколо (самый маленький и самый высокий по звучанию инструмент), домра меццо-сопрано (промежуточная между малой и альтовой), домра тенор (промежуточная между альтовой и басовой) и домра - контрабас, самый большой по размерам и самый низкий по настройке инструмент домровой группы, а также гусли и некоторые народные или симфонические духовые и ударные инструменты (свирели, жалейки, рожки, флейта, гобой, кларнет, литавры и т. д.). В начальной стадии организации оркестра эти инструменты не используются.

Чтобы обеспечить равновесие оркестровых групп и получить наилучшую звучность оркестра, рекомендуется соблюдать следующие численные соотношения инструментов в оркестре: таблица №1

Название инструментов

Количество участников

домры малые

домры альтовые

домры басовые

балалайки примы

балалайки секунды

балалайки альты

балалайки басы

балалайки контрабасы

по желанию

Общее количество оркестрантов

Наличие инструментов, их качество, а также исполнительские возможности участников оркестра вызывают иногда некоторые отклонения от рекомендуемых соотношений. Слабые исполнительские группы полезно иногда усиливать количественно.

Расположение оркестра .

Размещение инструментальных групп в оркестре имеет важное значение и для получения лучшего звучания, и для удобства управления оркестром во время репетиции и концерта.

Все инструменты высоких регистров и ведущие мелодию должны располагаться на переднем плане, непосредственно перед дирижёром и по бокам от него, а инструменты, обладающие более низким регистром, аккомпанирующие – на втором плане, примерно в порядке фортепианной клавиатуры, то есть басы слева; средние и более высокие регистры справа.

Общее расположение оркестра должно производить и внешне впечатление хорошо организованного и дисциплинированного коллектива, расположенного вокруг стоящего в центре дирижёра правильными концентрическими полукольцами.

Дирижёр и оркестр.

«Много лет тому назад зимним вечером я блуждал после концерта по заснеженным улицам Страсбурга, полупьяный от музыки, полный восхищения дирижёром, который только что открыл мне симфонию Брамса. Пробираясь сквозь толпу, выходившую из зала, я уловил отрывок разговора, который никогда уже не мог забыть:

Превосходный концерт, - пробормотал чей-то неприятный голос.

Ерунда, - самонадеянно заявил собеседник, и его убеждённость пригвоздила меня к месту.

Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?

Вот именно об этом и я спрашивала себя на протяжении всей симфонии Брамса, - отвечал неприятный голос с самодовольным смешком».

Так пишет в начале своей книги «Я – дирижёр» Шарль Мюнш. Возможно, недоуменный вопрос, возникший у дамы и господина, так возмутивший Ш. Мюнша – в то время ещё молодого музыканта, время от времени приходит в голову и другим слушателям, случайно попавшим на концерт. В самом деле, какова истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром и возбуждённо размахивающего руками в то время, когда звучит музыка? Ведь музыканты, по всей вероятности, хорошо знают то, что они играют, и, наверное, могли бы обойтись и без дирижёра? До сих пор мы говорили только об оркестре. Поговорим теперь и о его дирижёре. Дирижёр – руководитель коллектива «оркестр», государства «оркестр». Его первая обязанность – следить за тем, чтобы в этом коллективе текла деятельная и строго организованная жизнь: чтобы музыканты «не разошлись» - вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе, вовремя вступали после пауз и т. д. (долгое время задачу дирижёра только так и понимали). Он должен направлять игру музыкантов в отношении ритма и темпа; подавать им сигналы к вступлению. А также всё время поддерживать единый для всех оркестрантов ритм. Однако было бы ошибкой сводить задачу дирижёра только к этой внешне направляющей роли. Роль его отчасти похожа на роль режиссёра. Дирижёру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов исполнения своих намерений. Дирижёр должен вдохнуть жизнь в молчаливые нотные знаки, заключённые в партитуре. При этом он обязан правильно истолковать музыку, ведь он выступает как посредник между музыкой и теми, кто её слушает, между композитором и публикой. Неумелый, бездарный или же «злонамеренный» (как говорил Вагнер) дирижёр может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении.

Конечно, никакой, даже самый превосходный дирижёр не сделает плохую музыку хорошей. Но всецело в его руках раскрыть слушателю сокровища хорошей музыки или же – зарыть их, исказив замысел композитора.

Заключение.

Русский народный оркестр сложился в конце прошлого века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, оставшиеся до того в силу исторических условий в первобытном состоянии, усовершенствовал их и создал из них первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный по своим художественным возможностям.

Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека, которая формирует жизнеспособную личность, меняя характер отношения ребёнка к культуре, природе, человеку, самому себе. Не секрет, что, декларируя роль художественного творчества и его влияние на формирование духовного пространства ребёнка, мы на деле получаем отчуждённого от художественного наследия человека, не способного или не желающего общаться с искусством. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по снижению статуса музыкального и художественного образования среди подростков. Одной из причин отчуждения людей друг от друга является подмена действительности реальной действительности виртуальной. У большинства детей – свой собственный мир, компьютер, наушники в ушах и телефон в руках.

Возникает диспропорция между уровнем технического взлёта и падения нравственно-духовных критериев людей. Одно из действенных средств, сохранения человеческого в человеке, проявляется на уровне межличностного общения в процессе коллективного музицирования и концертного исполнения. Оркестр народных инструментов в музыкальной школе является первой ознакомительной ступенью в профессиональном коллективном музицировании.

Большинство выпускников ДМШ и ДШИ выберут в своей жизни профессии не связанные с искусством, но тот опыт который они приобретут в детской музыкальной школе, воспитательный эффект искусства не станет для них предметом сожаления о бесцельно потраченном детском времени.

Список литературы:

1. Барсова об оркестре. - М.: Музыка, 19с.

2. Блок русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

3. Гнатюк развития оркестрового исполнительства ДМШ в Новосибирской области . - Кемерово: КемГУКИ, 20с.

4. Илюхин народный оркестр. - М.:Музыка, 1970.-140с.

5. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М.:Музыка, 1987.-190с.

6. Козина современного школьного оркестра.- Кемерово: Кем ГУКИ, 2006.-120с.

7. Польшина оркестра русских народных инструментов на рубеже 19-20 веков: Лекция к курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». - М.: Музыка, 1977.-21с.

8. Попова жанры. - М.:Музыка, 19с.

9. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

От автора
Первая часть пособия посвящена инструментальному составу русского
народного оркестра; в ней даются описания народных инструментов (домр, балалаек, гуслей, баянов и других видов гармоник, народных духовых и ударных инструментов), а также сведения о составах оркестров и о внешнем виде партитуры.
Автор сердечно благодарит членов кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а также товарищей А. Александрова, П. Алексеева, Г. Голанцева, А. Илюхина, П. Куликова, М. Маранцлихта, В. Хватова и других за предоставленные ими сведения и ценные критические замечания, которые немало помогли автору при написании данного пособия.
Г. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются широкой популярностью среди русского народа. Самодеятельные народные оркестры имеются при многих клубах и домах культуры. В больших городах существуют профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Как для самодеятельных коллективов, так и для профессиональных оркестров создается оригинальная литература, делаются переложения различных произведений русской, зарубежной музыки, а также советских композиторов. Однако репертуар народных оркестров все еще недостаточен и создание для них новых произведений и переложений—почетная задача советских музыкантов.
Датой рождения русского народного оркестра можно считать 1888 год, когда впервые выступил «Кружок любителей игры на балалайках» под управлением Василия Васильевича Андреева. Основатель русского народного оркестра В. В. Андреев (1861 — 1918) усовершенствовал народную балалайку и создал целую группу балалаек от примы до контрабаса.

Позднее В. В. Андреев ввел в состав оркестра группу трехструнных
домр (также усовершенствованную им), гусли, свирели, жалейки (брелки), бубны и накры.
В 1908 году Г. П. Любимовым, совместно с С. Ф. Буровым, была сконструирована четырехструнная домра. С этого времени параллельно существуют андреевские трехструнные домры и четырехструнные домры Любимова.

После Великой Октябрьской революции в составы русских народных оркестров все чаще стали вводиться баяны и другие народные инструменты, а также инструменты симфонического оркестра.
В настоящее время в инструментальный состав русского народного оркестра входят домры, балалайки , гусли, баяны и другие виды гармоник, народные духовые и ударные инструменты. Однако не все виды народных инструментов одинаково
широко распространены в составах русских народных оркестров. Некоторые используются в большинстве оркестров, а другие применяются лишь в немногих из них.

  • СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
    • Общие сведения
    • Глава первая. ДОМРЫ
      • Общие сведения
      • Группа трехструнных домр
        • Малая домра
        • икколо домра
        • Меццо-сопрановая домра
        • Альтовая домра
        • Теноровая домра
        • Басовая домра
        • Контрабасовая домра
      • Группа четырехструнных домр
        • Домра прима
        • Домра пикколо
        • Домра альт
        • Домра тенор
        • Домра бас
        • Домра контрабас
    • Глава вторая. БАЛАЛАЙКИ
      • Общие сведения
      • Группа балалаек
        • Балалайка прима
        • Балалайка секунда
        • Балалайка альт
        • Балалайка бас
        • Балалайка контрабас
    • Глава третья. ГУСЛИ
      • Гусли клавишные
      • Гусли щипковые
      • Гусли звончатые
  • ГАРМОНИКИ, БАЯНЫ, ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
    • Глава первая. ГАРМОНИКИ
      • Общие сведения
      • Баян (с готовыми аккордами)
      • Правая клавиатура баяна
      • Левая клавиатура баяна
      • Соотношение правой и левой клавиатуры баяна
      • Выборные баяны
      • Оркестровые гармоники
      • Тембровые гармоники
    • Глава вторая. НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Общие сведения
      • Рожки (владимирские)
      • Свирель
      • Жалейка
      • Брелка
      • Кувычки (кугиклы)
    • Глава третья. НАРОДНЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Накры
      • Ложки деревянные
      • Трещотки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Составы русских народных оркестров
    • Струнный состав
    • Струнный с баянами состав
    • Большой состав

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.