Политех история здания. История создания политехнического музея. Испытания XX века

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1871 по 1903 год. Разные части музея строились по проектам архитекторов Ипполита Монигетти, Николая Шохина, Георгия Макаева и других архитекторов. Большая аудитория Политехнического музея открылась в 1907 году и сразу стала важным центром культурной жизни. В 1913-1916 годах с трибуны Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры.

В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали , Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов. С этой же трибуны в 1910-1920-х годах читали стихи , Блок, Чуковский. Бурные литературные баталии и многолюдные поэтические вечера прекратились в середине 1920-х – когда репертуар Большой аудитории Политехнического полностью стал диктоваться требованиями официальной пропаганды и идеологической цензуры.После установления советской власти Большая аудитория Политеха не раз становилась местом проведения показательных политических процессов.

В августе 1920 года здесь проходил процесс по делу антибольшевицкого «Тактического центра». По воспоминаниям Мельгуновой: «…публику пускали по билетам, каждой из нас дали на руки по 6-12 билетов, причем мы должны были предварительно записать всех, кому их раздадим с адресами, степенью родства и т. д.». Некоторые из обвиняемых до процесса не дожили, перед судом предстали 28 участников коалиции (в т.ч. С.Мельгунов, Н.Щепкин, С.Трубецкой), из них 19 были приговорены Революционным Трибуналом ВЦИК к расстрелу - с заменой на тюремные сроки.

26 апреля – 8 мая 1922 здесь проходили заседания Революционного Трибунала по Московскому церковному процессу. Сопротивление изъятию церковных ценностей, спровоцированное советской властью, стало поводом для начала серии процессов над священнослужителями и мирянами. 4 мая заседание Политбюро, заслушав вопрос «О московском процессе в связи с изъятием ценностей» постановило «дать директиву Московскому трибуналу немедленно привлечь [патриарха] Тихона к суду», а также поручило «т. Троцкому от имени Политбюро сегодня же инструктировать редакторов всех московских газет о необходимости уделять несравненно большее внимание этому процессу и, в особенности, выяснить роль верхов церковной иерархии».

5 мая патриарх Тихон был вызван в трибунал свидетелем. При появлении патриарха в Большой аудитории, по воспоминаниям очевидцев, три четверти публики безмолвно поднялось с мест. Патриарх держал себя с достоинством, говорил спокойно и ясно, взял на себя всю ответственность за написание и распространение воззвания от 28 февраля 1922 года, опротестовывавшем насильственное изъятие церковных ценностей. Трибунал, под председательством М. Бека, настойчиво добивался от патриарха признать воззвание незаконным. Патриарх возражал: «С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно».

Трибунал, в соответствии с директивой Политбюро, вынес частное определение о привлечении патриарха к уголовной ответственности и аресте. 11 человек были приговорены к расстрелу; из них 5 расстреляны, остальным расстрел заменен 5 годами заключения. Еще 23 человека приговорены к различным срокам заключения.

В 1960-е годы Большая аудитория Политехнического музея снова стала центром культуры, став одним из символов «хрущевской оттепели».Здесь выступали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Именно Большой аудитории Вознесенский посвятил стихотворение «Прощание с Политехническим».

«В настоящее время ведется устройство фундаментной плиты, свай и монолитных перекрытий. Помимо этого, специалисты воссоздают кирпичную кладку и реставрируют фасады. На объекте также приступили к монтажу башенного крана», - сказал О. Антосенко .

Он отметил, что работы ведутся по графику, отставаний нет.

С начала года Мосгосстройнадзор провел на объекте 32 проверки, в том числе совместно со специалистами Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве . Все выявленные нарушения были устранены в установленные сроки.

Напомним, здание Политехнического музея является памятником истории и культуры регионального значения, а Большая аудитория - объектом культурного наследия федерального значения.

Все работы на объекте выполняются в строгом соответствии с проектом, с учетом реставрационного задания и разрешения на реконструкцию, выданного Мосгорнаследием.

После реконструкции здание будет приспособлено под современное использование. Обновленный музей разделят на две функциональные зоны: «музей-парк» и «классический музей».

В первой зоне разместят зону погрузки и ожидания прибывших коллекций, временные хранилища и выставки, лектории, «площадь и улица инноваций», центры юных инноваторов, ресторан и бар, музейный буфет, сувенирный киоск.

Также там предусмотрена административно-учебная зона с библиотекой, читальными залами, лабораториями, офисами, реставрационной мастерской.

Вторая зона, «классический музей», включает Большую аудиторию на 700 мест, фойе лектория и Большой аудитории, «галерею материи», «галерею энергии», «галерею информации», химическую лабораторию.

Частично новые выставочные помещения оборудуют в чердачных пространствах музея.

После реконструкции поток посетителей в двух музейных зданиях, одно из которых планируется построить за МКАД, в Сколково, увеличится в три раза и достигнет 1,5 млн человек в год.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина , реконструируют не только здание - поменяется вся концепция Политеха. Это будет не просто коллекция экспонатов, лекций и экскурсий, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов и образовательных проектов.

Информационная служба портала Стройкомплекса

Здание Политехнического музея

Политехнический музей является интересным местом, заслуживающим внимания москвичей и гостей столицы. Он не ассоциируется с "музеем" в классическом понимании этого слова. Любимый ребятами всех возрастов, Политех имеет собственную концепцию – это открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Сотрудники Политехнического музея верят, что любопытство и созидание являются движущими силами нашего мира. Однако одного любопытства, не подкрепленного знаниями, не достаточно для создания чего-то нового. В связи с этим именно просвещение должно быть главной целью любых проектов. И действительно, посещение Московского Политехнического музея пробуждает нешуточный интерес к науке и у детей, и у взрослых!


История Политехнического музея

Московский Политех – один из наиболее крупных и одновременно старейших музейных комплексов мира. Идея его создания принадлежит Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии. Сам музей был открыт лишь спустя 9 лет после того, как из государственной казны выделили деньги на строительство здания. Изначально он задумывался как хранилище экспонатов Политехнической выставки, состоявшейся в том же году в честь двухсотлетия со дня рождения Петра І. Однако, благодаря энтузиазму основателей, первоначальные 9 экспозиций быстро разрослись и даже возникли новые, посвященные естественным наукам. Образованную интеллигенцию и аристократию притягивало сюда как магнитом. Новый музей быстро превратился в научно-исследовательский центр Российской империи.


Хотя торжественное открытие Политехнического музея и состоялось в 1872 году, строительство продолжалось в течение еще более чем 30 лет. Проект был разработан талантливым российским архитектором И.А. Монигетти и реализован не менее именитыми Н.А. Шохиным, В.А. Вебером, Г.И. Макаевым и другими. Здание Политехнического музея одновременно величественное и утонченное: высокие арочные окна и пики гармонично сочетаются с ажурной лепниной и изящными башенками. Архитектура строения отражает лучшие традиции классического русского зодчества. Здание музея представляет собой немалую культурно-историческую ценность, а потому на сегодняшний день взято под охрану государства.

В 1907 году, по окончании строительства, открылась Большая аудитория Политехнического музея – одно из любимых мест публичных собраний не только великих ученых, но и известных политических и культурных деятелей. Ораторами за кафедрой Большой аудитории были Н. Бор, И. Мечников, Б. Окуджава, В. Маяковский, А. Блок, В. Ленин и другие. Традиционно в знаменитой аудитории проходили увлекательные лекции, семинары и диспуты, конференции, а также поэтические вечера и литературные чтения.


В эпоху Советского Союза Московский Политехнический музей стал центром просвещения широких масс населения, причем не столько с научных позиций, сколько с политических. Главной задачей многочисленных экспозиций стало отражение достижений советской промышленности всех отраслей: от машиностроительной и горнодобывающей до сельскохозяйственной, пищевой и текстильной. Основная деятельность лабораторий музея перекочевала из исследовательской сферы в образовательную: здесь стали проводить курсы повышения квалификации работников технических специальностей.

В 1988 году Политех был удостоен почетного звания "Главный музей истории науки и техники СССР".

Московский Политех: реалии и перспективы

На сегодняшний день здание Московского Политехнического музея, располагающееся по адресу: Новая площадь 3/4, не принимает гостей в связи с глобальной реставрацией, которая продлится до 2018 года. Но это вовсе не значит, что любознательным туристам придется ждать посещения этого замечательного места еще несколько лет. Основные экспозиции временно работают в 26-м павильоне ВДНХ, в Технополисе «Москва» (известном как АЗЛК, м. «Текстильщики»), на базе Культурного центра ЗИЛ (м. «Автозаводская»).


Реставрация Политехнического музея, по словам сотрудников, помимо строительных работ, включает разработку новой концепции научно-культурного центра, который будет активно популяризировать науку. В Политехе планируется создание мощной практической образовательной базы, где школьники и студенты смогут проводить различные эксперименты, семинары, диспуты, а также принимать активное участие в научно-исследовательских проектах. Главная задача, которую ставит перед собой Московский Политехнический музей, – собрать в единое целое минувшее, настоящее и грядущее отечественной науки. Уже сегодня, несмотря на ремонтные работы, Политехнический музей является организатором ряда интереснейших интерактивных научно-познавательных проектов.

Нельзя обойти вниманием Политехническую библиотеку, которая в 2014 году отпраздновала свое 150-летие. Это крупнейшее в России собрание тематической литературы, доступное для любого желающего, достигшего 18 лет (с 14 лет записаться могут также учащиеся средних и высших учебных заведений). Библиотека бережно хранит не только профильную техническую литературу, здесь найдутся интересные экземпляры для любителей гуманитарных наук, музейного и библиотечного дела. На время реконструкции основного помещения, библиотека обосновалась в Технополисе «Москва» (пр. Волгоградский, д.42, корпус 5).

Экспозиции и проекты

«Россия делает сама» – ВДНХ, павильон «Транспорт»

Эта временная выставка состоит из 7 взаимосвязанных разделов, повествующих о ключевых моментах и перспективных направлениях научно-технического развития России. Также на базе ВДНХ функционируют лаборатории голографии и биохакинга. В первой дети от 8 лет вместе с родителями могут ознакомиться с историей голографических изображений, а также собственноручно создать свою неповторимую голограмму. На занятиях во второй лаборатории можно с головой окунуться в волшебный мир ароматов: узнать, как они влияют на человека, почему одни запахи кажутся приятными и успокаивают, а другие раздражают и бывают просто невыносимы.


План экспозиции "Россия делает сама"

Самых маленьких посетителей музея 5-7 лет на ВДНХ знакомят с вовсе не детскими понятиями, среди которых гравитация, электромагнетизм, ядерные взаимодействия. Мероприятие это протекает в рамках занятий «Рисуя Вселенную», где малыши творят песком, лепят из глины и даже проводят миниатюрные взрывы, в игровой форме познавая окружающий мир.

Экспозиция «Россия делает сама» работает со вторника по воскресенье (в будни – 10.00-19.00, по выходным – 10.00-21.00). Выходные – каждый понедельник и последняя среда нечетного месяца. Цена билета для взрослых составляет 300 рублей, для пенсионеров и студентов – 150 рублей, дети до 15 лет могут пройти бесплатно. Стоимость экскурсий и участия в проектах варьируется от 2500 до 5000 рублей. Уточнить цены на конкретные мероприятия и заказать экскурсию можно по телефону +7 495 780 60 27 или на официальном сайте музея – polymus.ru .

На выставке "Россия делает сама"

«Открытые фонды» – Технополис «Москва»

В связи с ремонтными работами в центральном здании Политеха, основная часть экспонатов временно «переселилась» в помещение бывшего АЗЛК у станции метро «Текстильщики». В 2014 году двери святая святых – хранилища фондов музея – открылись для посетителей. Это уникальная возможность ознакомиться с буднями музейных сотрудников и экспонатов, дожидающихся своей очереди быть выставленными на всеобщее обозрение. Здесь можно увидеть и первые экспонаты Политехнического музея, очутившиеся на его полках в далекий 1872 год, и совсем новые технические разработки, и даже уникальные прототипы робототехники. Служащие музея охотно делятся интересными историями из закулисной жизни коллекций, рассказывают о том, как экспонаты попали сюда и как за ними ухаживают. Также на базе Технополиса регулярно проводятся увлекательные конкурсы, викторины, лекции, адаптированные специально для школьников.

Особенностью работы «Открытых фондов» является обязательная предварительная запись на посещение. Это связано с тем, что десятки тысяч предметов коллекции музея требуют тщательного ухода и бережного обращения. Сотрудники Политеха тратят немало сил и времени для того, чтобы ценности сохранились максимально качественно и могли дольше радовать посетителей. Заглянуть в действующее хранилище можно во вторник, среду, четверг и субботу, записаться на экскурсию – по телефону или на сайте.

Технополис "Москва"

Музейно-просветительский центр Политеха – МГУ


В ближайшее время планируется начало работы нового Музейно-просветительского центра, созданного при участии Политехнического музея и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, возле станции метро «Университет». По задумке организаторов, это будет центр популяризации науки и активного вовлечения молодежи в научно-исследовательские работы. Для этого в центре не только создаются традиционные экспозиции, но и обустраиваются комфортабельные конференц-залы, кинотеатр, лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, спроектирована площадь под открытым небом для выставок и презентаций.

Лекторий Политехнического музея

Также Политех является инициатором многих других интересных проектов, основная цель которых – популяризация научных знаний среди широких слоев населения, интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Так, в Большой аудитории традиционно обосновался Лекторий Политехнического музея. После начала реконструкции величайшие умы современной России и ближнего зарубежья проводят лекции на актуальные научные темы на базе Культурного центра ЗИЛ, различных образовательных учреждений и т.д. (расписание и место проведения лекций следует уточнять по справочным телефонам или на сайте музея).


Занятия со школьниками в лаборатории Политехнического музея

Московский Политехнический музей инициировал создание Университета детей и проведения «Научных боев». Настоящий ВУЗ для "студентов" 6-13 лет функционирует на базе авторитетнейших учебных заведений Москвы, таких как Высшая школа экономики и МПГУ. В рамках занятий юные ученые посещают адаптированные лекции лучших педагогов столицы, проводят эксперименты и на практике познают мир науки и техники. «Научные бои» – необычный проект для юных дарований, суть которого заключается в том, что участник должен за 10 минут поведать слушателям о своем эксперименте или открытии без использования мультимедийных средств. Для предоставления информации можно использовать лишь простейшие наглядные примеры, что отлично развивает не только логику и точность, но и учит мыслить абстрактно и творчески, находить нестандартные решения.

Также в музее ежегодно проводится масштабный фестиваль науки и техники «Политех» и еще целое множество занятных и познавательных мероприятий, посещение которых способно не только оставить в памяти приятные воспоминания, но и расширить научный кругозор даже самого интеллектуально подкованного посетителя.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Политехнический музей

Политехнический музей

Всё-таки это более чем примечательный факт, что старейший в мире научно-технический музей находится в самом центре Москвы.

Кроме того, Политехнический музей, национальный музей истории науки и техники, является одним из крупнейших научно-технических музеев мира.

Всё началось с создания Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Это объединение учёных при императорском Московском университете возникло в 1864 году. Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Политехнический музей, один из старейших научно-технических музеев мира

С самого начала учёные говорили о необходимости создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний. Именно музей, по их мнению, должен был стать постоянной базой, где можно было бы развернуть просветительскую работу. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны были представлять мир науки и техники во всём многообразии и тем самым стимулировать развитие профессионального образования и в конечном счёте производства.

В мае 1872 года в Москве открылась Всероссийская промышленная выставка. Это была крупнейшая демонстрация промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений Российской империи. Её приурочили к 200–летию со дня рождения Петра I. Успех выставки был огромный, за три месяца её посетили 750 тысяч человек. Во многом уникальные экспонаты выставки и легли в основу музея.

12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении на Пречистенке, 7. С этого дня началось служение национального музея истории науки и техники делу просвещения и прогресса.

В 1874 году на территории, выделенной Московской городской думой на Лубянке, состоялась торжественная закладка специального здания для музея. Финансировала проект также дума. Проект музея разработал академик архитектуры Ипполит Антонович Монигетти. Ипполит Антонович, выпускник Императорской академии художеств, был главным архитектором императорских Царскосельских дворцов, строил различные здания на императорской даче в Ливадии, в Крыму. Монигетти был отличным архитектором-практиком, но он оставил о себе память в истории русского искусства и как орнаментист и автор рисунков для художественно-промышленных производств. Окончить последний из своих трудов – здание Политехнического музея – художнику не позволила тяжёлая болезнь. По проекту Ипполита Антоновича Монигетти в 1877 году была закончена центральная часть здания музея.

Южное крыло Политехнического музея было возведено в 1883 году по проекту архитектора Николая Александровича Шохина. Строительством руководил архитектор Август Егорович Вебер при участии архитектора и реставратора Ивана Павловича Машкова.

Северный корпус строился с 1903 по 1907 год по проекту Василия Ивановича Ерамишанцева совместно с Владимиром Васильевичем Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось тридцать лет.

Политехнический музей с первых дней работы стал лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества.

Активная деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу. Сюда приходили такие замечательные учёные, как физик-электротехник Александр Григорьевич Столетов, основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский, основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев, Николай Алексеевич Умов, посвятивший свою жизнь теоретической и экспериментальной физике, Сергей Алексеевич Чаплыгин, работавший в области теоретической механики и гидроаэродинамики, и многие другие.

Особое место в истории музея сыграла Большая аудитория. В ней стали возможными широкая демонстрация научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Неудивительно, что она очень скоро превратилась в главную публичную аудиторию Москвы.

В конце XIX – начале XX века музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.

В послереволюционные годы на смену сложившимся традициям Политехнического музея приходят новые. Официальная установка партии – пропаганда идей социалистической индустриализации.

1934 год стал переломным в судьбе музея – он превратился в выставку «Наши достижения». Выставка была, по сути, «витриной» индустриализации. Главная задача выставки – рассказ об успехах технического творчества в Стране Советов.

Музей уже не столько просвещает, сколько пропагандирует. Причём с классовых позиций.

Только в начале 70–х годов ХХ века в деятельность Политехнического музея стали возвращаться и укрепляться подлинные музейные традиции. В том числе и формирование музейного собрания с позиции документирования исторического процесса развития техники. И сам Политехнический, и посетители всё в большей степени осознают его музеем в классическом смысле этого слова.

Наконец, в декабре 1991 года музей был объявлен федеральной собственностью и определён как особо ценный объект национального достояния России, включающий собственно музей и Центральную Политехническую библиотеку.

Сегодня в музейном собрании свыше 90 коллекций и более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники.

Экспозиция музея занимает около 10,5 тысячи квадратных метров. Она построена по хронологическому принципу. В ней представлены подлинные исторические материалы, памятники науки и техники. Здесь широко использованы действующие макеты и модели, демонстрационные установки, художественные диорамы.

Каждый раздел музея по-своему уникален и неповторим.

Одна из интереснейших коллекций в разделе «Автоматы». Экспозиция «Часы и часовые механизмы» вместила в себя несколько эпох развития часов.

В разделе «Радиоэлектроника и электросвязь» можно увидеть первый в мире радиоприемник Александра Степановича Попова и коллекцию телеграфных аппаратов, начиная от первого электромагнитного телеграфа российского электротехника Павла Львовича Шиллинга. Одна из старейших коллекций музея, «Минералы, горные породы, полезные ископаемые», представлена в разделе «Горное дело».

Девять антикварных автомобилей, среди которых легковой автомобиль «Руссо-Балт» 1911 года, единственный сохранившийся в мире российский автомобиль того времени, демонстрируются в разделе «Транспорт».

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира, успешно осуществляет некогда поставленную задачу содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Коптский музей И вот мы в музее, проходим в зал, где выставлен скандальный манускрипт. Желтенькие папирусные листочки неприкаянно распластаны под стеклом. Ларионов внимательно разглядывает их и говорит:- Генка, это муляж…- Ты уверен?- Конечно, уверен, текст ничего

Из книги Воображаемые сообщества автора Андерсон Бенедикт

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Археологический музей В 1887 г. крестьянин из деревни Айя на одном из северных участков около Сайды (древний Сидон) случайно обнаружил старинные захоронения. Так была найдена королевская гробница, в которой сразу же начались археологические раскопки, проводившиеся под

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Красная книга вещей автора Буровик Ким Александрович

автора

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Лубянская площадь. Лубянский проезд. Политехнический музей Отделенный от Старой и Новой площадей соответственно сквером и огромным зданием Политехнического музея, протянулся Лубянский проезд. Это по нему шли к скамейке в сквере Фандорин, Маса и Сенька Скориков,

Из книги Город на Ишиме автора Дубицкий Андрей Федорович

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Хранителем истории города стал краеведческий музей, открытый 1 мая 1923 года при Народном доме старожилом Акмолинска Леонидом Федоровичем Семеновым.В год открытия музей занимал комнату на втором этаже красного кирпичного здания Народного дома на

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Политехнический институт (1946–1951 гг.) Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) – целая эпоха в моей жизни. Он дал мне специальность, определил друзей. Оглядываясь назад, вижу, что вся дальнейшая жизнь прошла у меня под знаком ЛПИ. Только сейчас я в полной мере оценил

Из книги Москвичи и москвички. Истории старого города автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Несостоявшийся музей Крест Георгиевского кавалераВ журнале Московской городской думы 21 апреля 1917 года была помещена любопытная запись. В ней речь шла о том, что особоуполномоченный Всероссийского союза городов по Западному фронту Н. Н. Щепкин послал в Московскую думу