Попов григорий борисович александринский театр приемная. Хлопоты директора Александринки: от «Зенит-Арены» до Сургута. Год в сизо привел к сделке

26.04.18 подоплёка

Как сообщал «Интересант» , вчера утром коллективу Александринского театра был представлен новый директор - Ринат Досмухамедов. Специально по такому случаю в Петербург приехал министр культуры РФ Владимир Мединский. Наблюдатели гадали: с чем связана такая спешка: теперь уже бывший директор Григорий Попов едва-едва написал заявление об уходе «по личным причинам», а в Александринке тут же высадился десант из Москвы, и в руководящее кресло сел новый директор - Досмухамедов.

Возможное объяснение появилось очень скоро, и это целая детективная история.

Сегодня ночью ЦБ РФ объявил о введении в Азиатско-Тихоокеанском банке временной администрации, которая должна принять меры по повышению финансовой устойчивости банка. Это - не банкротство, АТБ продолжит обслуживать клиентов, но - свидетельство критической ситуации в финансовом учреждении.

Поскольку банк является одним из крупнейших, системно значимым для регионов Сибири и Дальнего Востока, санация осуществляется по так называемому мягкому варианту - мораторий на требования кредиторов не введён, вклады не заморожены, но управлять АТБ будет Фонд консолидации банковского сектора. Это означает, что менеджмент Азиатско-Тихоокеанского банка и органы управления фактически отстраняются от руководства.

Ну и вдобавок к тому вчера поздно вечером Тверской суд Москвы вынес постановление о заочном аресте совладельца АТБ Андрея Вдовина по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Речь идет о 13 миллионах долларов. Оперативно сбежавший на Запад банкир объявлен в международный розыск.

Какая тут связь с новым директором Александринки? Дело в том, что Ринат Досмухамедов и Андрей Вдовин хорошо знакомы. И за их плечами - даже не один проблемный банк, а два.

С апреля 2016 года по март 2017 года Досмухамедов являлся первым вице-президентом «М2М Прайвет Банка». А Вдовин возглавлял совет директоров этого банка. Поруководили они «успешно» - в декабре 2016-го ЦБ РФ отозвал у «М2М Прайвет Банка» лицензию.

С марта 2017 года по февраль 2018 года Досмухамедов был председателем совета директоров Азиатско-Тихоокеанского банка, причем на этом посту он сменил Вдовина. До настоящего времени, судя по размещенной на сайте АТБ информации, Ринат Мингалиевич является членом совета директоров банка.

Итак, банкир, не очень удачно отметившийся в двух крупных финансовых учреждениях - «М2М Прайвет Банке» и Азиатско-Тихоокеанском банке, меньше чем за сутки до санации второго из них - АТБ, получает новую спасительную должность - должность директора Александринского театра. При этом назначение происходит буквально за несколько часов до объявления в международный розыск его партнера по работе в банках.

Интересно, что никогда ранее к сфере культуры Досмухамедов никакого отношения не имел, зато его связывают товарищеские и партнерские отношения с министром культуры Мединским (). Они познакомились во время учебы в МГИМО, и, по слухам, именно Досмухамедову Мединский был обязан своим карьерным стартом на госслужбе в конце 90-х.

В целом мы, конечно, очень рады за Рината Мингалиевича. Не каждому человеку так в жизни везет - чтобы за несколько часов до пожара собрать вещи и спокойно переместиться в другое здание. Вот только надо сказать ребятам из Азиатско-Тихоокеанского банка, чтобы они вывеску с фамилией «Досмухамедов» с официального сайта убрали, а то - никакой конспирации.

Ну и за Александринку еще немного тревожно. Вдруг Эльвира Сахипзадовна по старой памяти и там санацию какую-нибудь решит объявить? А это же - не банк. Это - театр.

Николай ПЕЧЕРНИКОВ,

интернет-журнал «Интересант»

По делу о мошенничестве с видеотабло для «Зенит-Арены» проходит директор Александринки Григорий Попов. А к его бизнесу уже идут претензии из-за Дворца искусств в Сургуте.

По итогам последней серии обысков, связанных со строительством «Зенит-Арены», были арестованы два человека: финансист АО «Театрально-декорационные мастерские» Елена Ковалева и директор «Стейдж Технолоджи Констракш» Артем Куспиц. Тогда же, как выяснила «Фонтанка», был допрошен директор Александринского театра Григорий Попов. Он до последнего времени мог быть конечным бенефициаром финансовых схем этих компаний. Тем временем именно ему грозит иск от очередного петербургского бизнесмена.

Как ранее писала «Фонтанка», 5 июля сотрудники Управления экономической полиции ГУ МВД и их коллеги из Следственного комитета по Петербургу провели серию обысков по уголовному делу, возбужденному в феврале 2016 года по статье «мошенничество». И как уже рассказывала «Фонтанка», правоохранительные органы изучают обстоятельства исполнения контракта, заключенного в 2014 году между «Трансстроем» – генеральным подрядчиком по строительству «Зенит-Арены» – и компанией «Театрально-декорационные мастерские» («ТДМ»). Мастерские должны были поставить два видеотабло шириною в 30 метров и высотой в 10 метров за 168 млн рублей. Однако экранов нет и сегодня. Зато 50 млн аванса ушли из бюджета.

По версии следствия, аванс был обналичен через цепочку фирм. Первым получателем числилась как раз «Стейдж Технолоджи Констракшн», учредителем и директором которой, по данным Kartoteka.ru, является Артем Куспиц. Он же, насколько известно «Фонтанке», ранее трудился в «Театрально-декорационных мастерских». По итогам обысков и допросов Куспиц и финансист «ТДМ» Елена Ковалева были задержаны, а потом, по ходатайству следствия, Смольнинский районный суд арестовал их. По информации нашего издания, Куспица отправили в изолятор, а Ковалева теперь должна будет постоянно находиться дома.

Впрочем, жестокий театральный мир Петербурга больше обсуждал не их судьбу, а интерес силовиков к директору Александринского театра Григорию Попову. Последний также был допрошен в рамках веерных следственных действий. Как говорит собеседник в правоохранительных органах, именно он был одним из собственников «Театрально-декорационных мастерских» на момент заключения договора на поставку табло для стадиона. Эту же информацию подтвердил и давний знакомый Попова.

Реестр нынешних акционеров «ТДМ» скрыт, среди изначальных учредителей директора Александринки нет. Однако ему в 2000-е годы принадлежала одноименная компания «Театрально-декорационные мастерские», только с другим юридическим статусом – ООО, а не ЗАО. Сейчас эта фирма называется «Триада-Сервис». Партнером Попова по этому бизнесу был учредитель и действующий директор «ТДМ» Владимир Халиф, на квартире которого 5 июля также прошли обыски. Сама «Триада-Сервис» сейчас зарегистрирована по одному адресу с «Стейдж Технолоджи Констракшн» – первым получателем аванса за видеотабло.

Есть еще одно весьма существенное свидетельство участия Попова в деятельности мастерских. «ТДМ» является крупным поставщиком сценического оборудования: занавесы и прожекторы от этой компании можно встретить в Большом театре, на новой сцене Мариинки, в Большом драматическом театре. В 2010 году она получила контракт от Александринского театра на техническое перевооружение сцены за 610 млн рублей. В большинстве тендеров заказчиком была Северо-Западная дирекция Министерства культуры.

Также к мастерским в 2015 году обратились и сотрудники «Сургутнефтегаза», которые отвечают за строительство в Сургуте Дворца искусств «Нефтяник» на 1000 мест. Дворец должен стать лучшим в регионе, поэтому крупнейшая нефтедобывающая компания страны, а если точнее – то фактический ее собственник, миллиардер Богданов, не жалеет средств. У «ТДМ» «Сургутнефтегаз» заказал лампы и усилители из Европы, стоимость которых достигает 1,5 млн евро. Для их поставки «ТДМ» наняла петербургскую компанию «ВЭД-Сервис» и фирму «Хорд». По данным «Фонтанки», это произошло, так как у «ТДМ» просто не хватало собственных средств. Так что «ВЭД-Сервис» не столько зарабатывала, сколько оказывала услугу.

Как следует из материалов Арбитражного суда, в 2015 году оборудование поступило в «Нефтяник», однако денег посредник так и не получил. И «ВЭД-Сервис» и «Хорд» подали иски о взыскании задолженности, а приставы уже пытаются арестовать прожекторы и колонки, стоящие во дворце искусств «Сургутнефтегаза». По данным нашего издания, юристы этих петербургских компаний пойдут еще дальше: на днях в Ленинский районный суд они обратятся с иском непосредственно к Григорию Попову и потребуют от него заплатить почти 800 тысяч евро. По информации «Фонтанки», они полагают, что Попов в ноябре прошлого года был поручителем по договору с «ТДМ». Что еще раз подчеркивает, кто был владельцем компании.

«Фонтанка» указала «был», так как в последнее время, как полагают в правоохранительных органах, «Театрально-декорационные мастерские» контролировало уже другое лицо – предприниматель Максим Корнеев, в прошлом Голуб. Эту же информацию «Фонтанке» подтвердил собеседник в окружении Григория Попова. «Голуб позиционировал себя как человек, который может решить проблемы "ТДМ"», – говорит источник на рынке. В частности, именно этим и объясняется тот факт, что в день массовых обысков правоохранительные органы .

Вспомним, что Максим является совладельцем компании «СтройСоюз-СВ», которая в конце 2015 года выиграла конкурс Северо-Западной дирекции Минкульта на строительство новой сцены МДТ на Звенигородской улице за 2,5 млрд рублей. При этом проект МДТ-2 готовили как раз «Театрально-декорационные мастерские». Сам Голуб примечателен тем, что в 2000-е годы проходил свидетелем по делу серийного убийцы Телепата, а в процессе борьбы за тендер на вторую сцену театра Льва Додина использовал такой , как «ноги переломаю».

Так что на данный момент когда-то прочная компания «ТДМ» втянута в неприятности с дистанцией от уголовного дела в Петербурге до спора за оборудование во дворце Сургута, где уже неделю работают местные судебные приставы.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

Летом прошлого года следственный комитет сообщил, что сотрудники компании "Театрально-декорационные мастерские" (ТДМ) в лице Елены Ковалевой и Артема Куспица вместе с директором Александринского театра Григория Попова, выступающего как поручитель, подозреваются в хищении более 50 миллионов рублей при строительстве "Зенит-Арены". Именно данная сумма была перечислена на поставку видеотабло для футбольного стадиона. Однако, по данным СК, деньги были переведены на счета фирм-однодневок и в дальнейшем похищены.

В участии в махинациях так же подозреваются бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян (содержится под с стражей с октября прошлого года) и бывший заместитель председателя комитета по строительству Александр Янчик.

Во всей, неоконченной пока еще истории, стоит обратить внимание и на роль человека, стоящего за самой компанией ТДМ: благодаря чьему таланту поставлять комплектующие для сложнейшего инженерного объекта должны были специалисты по монтажу оборудования для театров?!

С лета прошлого года, как только о мошенничестве при поставке видеотабло начала писать пресса, во всех материалах на эту тему директор Александринского театра назывался конечным бенифициаром компании ТДМ. Из питерских СМИ тех, кто не писал бы об этом просто не было: Закс.ру , С-Петербург.ру , ДП.ру . Фонтанка... О том же говорили "Известия" . За прошедшие 6-8 месяцев с момента появления этих публикаций со стороны Григория Попова никакой попытки оспорить это утверждение не было. Несмотря на то, что в июльском интервью он называл себя просто "театральным инженером, ставшим в силу опыта лидером и идеологом ТДМ". Да и сам следственный комитет называет его фактическим руководителем .

"Когда нужно, что называется, "потрясти именем", то я помогаю коллегам" - комментировал он свое участие в деятельности этой компании. Являясь при этом поручителем по многим ее контрактам на суммы более чем в 32 миллиона евро. Кстати, сам директор компании ТДМ даже не попал под подозрение о хищении денег при строительстве "Зенит-Арены". По делу хоть и проходит как свидетель, но скорее номинально.

О многомиллионных приключения компании ТДМ еще совсем недавно можно было прочесть по ссылкам в поисковиках: злосчастное видеотабло за 50 миллионов кажутся просто семечками в сравнении с тем, в каких схемах эта компания была замешана. Сейчас же в Яндексе практически ничего нет о нем, а Google делает в результатах своего поиска ремарку.

Министр культуры наконец оказался «под колпаком»?

Как сообщает корреспондент , громкий коррупционный скандал разгорелся в Санкт-Петербурге. Директора Александринского театра Григория Попова прокуратура и полиция подозревает в коррупционном сговоре.

Попов проходит в качестве обвиняемого в деле о хищениях при строительстве стадиона Зенит-Арена. По версии следствия, господин Попов осуществлял «реальное руководство» компанией « « (АО ТДМ) - именно с ней генподрядчик строительства стадиона заключил якобы фиктивный контракт, который и лег в основу уголовного дела.

При этом за годы руководства театром господина Попова ТДМ получила от Александринки несколько заказов общей суммой более 150 миллионов рублей .

Три года назад генеральный подрядчик строительства стадиона - компания « Трансстрой« заключила контракт с ТДМ на поставку двух видеотабло за 168 млн руб., получила 50 млн руб. аванса, но контракт не исполнила. Руководил этим процессом, по мнению следователей, именно господин Попов.

Григорий Попов.

Хотя формально Григорий Попов к компании ТДМ никакого отношения не имеет, фактически он является ее близким партнером через своих близких людей, в частности, через генерального директора фирмы Владимира Халифа и ее совладельцев Владимира Струева и Сергея Чернобая .

И это еще не все. Оказалось, что Александрийский театр имел довольно плотные деловые отношение с ТДМ уже много лет, в том числе тогда, когда господин Попов являлся руководителем компании.

Оганесян тоже при делах?

К махинациям компании « Театрально-декорационные мастерские« , по мнению силовиков, причастен теперь уже бывший вице-губернатор северной столицы Марат Оганесян. Дело касается установки табло на новом питерском футбольном стадионе.

Вице-губернатор под угрозой приостановки оплаты выполняемых работ вынудил гендиректора Инжтрансстрой Виталия Лазуткина заключить контракт с компанией « Театрально-декорационные мастерские« на 168 млн рублей, 50 млн из которых были перечислены в виде аванса и похищены через аффилированные компании СТК и Промэлектрика СПб .

Если Оганесян отвечал за стратегию, то техническую часть, по версии следствия, исполнил директор Александринки Григорий Попов (фактически контролировал ТДМ).

Обыски.

По фактам хищений при строительстве стадиона на Крестовской острове в Петербурге проводились неоднократные обыске. По их результатам в разработку силовиков попали первые руководители ТДМ.

В частности, были взяты под арест финансист АО «Театрально-декорационные мастерские» Елена Ковалева и директор «Стейдж Технолоджи Констракш» Артем Куспиц .

Григорий Попов тоже допрашивался следствием, однако, дальше допросов дело не пошло. Директор Александринки остался на свободе. Нужно сказать, что обыски, связанные с театральным хозяйством города на Неве, стали просто регулярной данностью.

Роль Мединского.

Так, несколько месяцев назад оперативные работники ФСБ обыскивали Северо-западную дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры (петербургский бизнес-центр «Лениздат» на набережной Фонтанки)

Причиной стало уголовное дело об исчезновении бюджета проектирования новой сцены Театра Европы. ФСБ интересовало то, каким образом структура, находящаяся под непосредственным кураторством министра культуры РФ Владимира Мединского, умудрилась вывести несколько десятков миллионов рублей.

В 2013 году Минкульт заключил контракт на проектирование сцены Академического малого драмтеатра (Театр Европы) на Звенигородской улице, 7. Подрядчиком работ стоимостью 250 млн рублей выступила компания Театрально-декорационные мастерские (ТДМ, учредитель и генеральный директор Владимир Халиф). Проект так и не был реализован, контракт расторгли .

Только вот казенные деньги исчезли в неизвестном направлении.

Со времен, как Владимир Мединский возглавляет российское министерство культуры, ведомство просто погрязло в скандалах. И дело с ТДМ – лишь последний случай. До сих пор у всех на устах история о краже более чем 100 миллионов рублей. Выделенных на реставрацию так называемого культурного наследия.

Владимир Мединский.

Бывший заместитель Мединского Григорий Пирумов отсидел срок за то, что создал группу чиновников Минкульта, которые заключали госконтракты с недостоверной информацией и завышенной стоимостью услуг на выполнение реставрационных работ.

Были украдены деньги (отметим, что бюджетные), предназначенные на реставрацию Новодевичьего монастыря, театра в Пскове, Иоанно-Предтеченского монастыря и музея космонавтики в Калуге .

Кстати, если возвратиться к уже не раз помянутой ТДМ, то ходят упорные слухи, что за компанией в конечном счете может стоять и сам Владимир Мединский. По крайней мере, об этом упорно шепчутся в питерских театральных кругах.

А Попова он просто мог подставить в качестве козла отпущения. Зачем министру РФ марать себя коммерческими сделками, причем весьма сомнительного свойства! Но вот захочет ли теперь молчать Григорий Попов?

Дело-то принимает серьезный оборот. А накануне президентских выборов и чемпионата мира по футболу ему в качестве показательной порки могут придать подходящую раскрутку. Не заерзал ли в своем министерском кресле Владимир Ростиславович?

Возбуждено уголовное дело по факту очередного хищения бюджетных средств при реконструкционных работах. На этот раз деньги похитили при реконструкции Большого драматического театра им. Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге, сообщает источник .По данным следствия, похитителями были подрядчики, которые с 2011 по 2016 год по поддельным актам выполненных работ незаконно получили средства в размере более 1 млн рублей. Это только выявленная на данный момент сумма – впоследствии она может многократно возрасти.Что интересно, Северо-западная дирекция Министерства культуры по строительству, реконструкции и реставрации заключила договоры подряда еще в 2011 году. Подрядчиками выступили АО "Балтстрой" и ЗАО "ТДМ" ("Театрально-декорационные мастерские). Контракт на техническое перевооружение сценического комплекса БДТ составлял 1.9 млрд рублей.В 2012 году с ЗАО "ТДМ" был заключен еще один контракт, на этот раз – на поставку декораций, станков для их обслуживания и натяжки тросов. Его сумма составила 3.9 млн рублей. В 2017 году работы по обоим контрактам были завершены, но их качество повергло принимающую сторону в шок: горе-специалисты даже оборудование правильно собрать не смогли! В итоге руководство БДТ обратилось к юристам, в последствии и было возбуждено уголовное дело.И все бы ничего – ну кто в России не попадал впросак с подрядчиками? Вот только ЗАО "ТДМ" уже известный в мире культуры "деятель", в отношении которого наберется далеко не одно уголовное дело…Театрально-"распилочные" мастерские? Первый скандал касался небезызвестной "Зенит-Арены": ЗАО "ТДМ" должно было поставить туда электронное табло. 50 млн аванса, выданные компанией ЗАО "ИК "Трансстрой", были похищены. Что интересно – строительство курировал Марат Оганесян, на тот момент занимавший должность вице-губернатора Санкт-Петербурга. И именно за незаконное привлечение "ТДМ" в качестве субподрядчика его в итоге отправили за решетку: следователи утверждают, что он прекрасно знал о грядущем "распиле" 50 млн рублей и даже получил с этого свой процент.Второй скандал с ЗАО "ТДМ" произошел в связи с проектированием новой сцены для Малого драматического театра – Театра Европы. В 2013 году Минкульт выделил этой компании 252.4 млн рублей в качестве аванса. Работы не выполнены до сих пор, архитекторы Михаилу Мамошину они не заплатили, а сама компания вступила в процедуру банкротства. Теперь Северо-западная дирекция Минкульта пытается вернуть деньги обратно, но безуспешно.

БДТ пал жертвой хищений?

Вот только пока Оганесян "чалится" в СИЗО, "ТДМ", как видно, свою деятельность не прекратило. Вопросом "ну сколько уже можно?!" люди из сферы строительства и реконструкции задаваться попросту устали. А действительно, сколько? Да, контракт БДТ с "ТДМ" был заключен еще даже до истории с "Зенит-Ареной", но неужели глядя на разворачивающееся вокруг этой компании, которая к тому же в скором времени станет банкротом, нельзя было расторгнуть договор подряда или хотя бы проверять качество выполняемых ими работ по ходу их проведения?!Но людей искусства, видимо, прошлые истории ничему не учат. А может быть у Северо-западной дирекции был свой мотив: ведь уже при задержании Оганесяна в ноябре 2016 года следователи установили, что конечный бенефициар "ТДМ" – тоже человек, от искусства не далекий…Бездейственное правосудие? Дело в том, что непосредственное отношение к "ТДМ" имеет Григорий Попов, директор Александринского театра! В 2016 году он прямо заявлял о своем отношении к этой "распилочной" компании:
- Уже три года я не имею к ней [ТДМ] никакого отношения, c того момента, как вступил в должность директора Александринского театра. Но, когда нужно, что называется, "потрясти именем", то я помогаю коллегам, - утверждал он в одном из интервью.Кстати, тогда же, в июле 2016 года, он заявил о том, что до сих пор выступает поручителем по некоторым сделкам "ТДМ". Как владелец компании может выступать поручителем – это, конечно, тот еще вопрос. Но он, например, должен был расплатиться за срыв контракта по реконструкции ДК "Нефтяник" для "Сургутнефтегаза": неустойка составляла 800 тыс. евро, или, по курсу того времени, порядка 56 млн рублей!

У Попова ни стыда, ни совести?

Откуда у Попова – скромного руководителя театра – такие деньги? Как-никак "награбленное честным трудом" собирался вкладывать?
И все это он спокойно рассказывал журналистам, отметим, тогда, когда уголовные дела против "ТДМ" уже начали раскручивать! Но следователи решили иначе: они назвали его фактическим руководителем "мастерских". А в конце марта 2017 года предъявили ему обвинение. Интересно, что с июля 2016 года, когда в отношении него начались следственные действия, и вплоть до текущего момента он все еще находится на госслужбе, в то время как Оганесян заключен в СИЗО как минимум до 9 февраля 2018 года.В нормальности такого похода уже усомнились даже депутаты: Валерий Рашкин написал в Минкульт письмо с просьбой снять Попова с должности в связи с тем, что он является фигурантом уголовного дела. Но Попову хоть бы хны! И, более того, получил государственную награду!Это, впрочем, аморально, но не удивительно. Госнаграды в сфере культуры вручает обычно министр. А министр, поговаривают, в этом пушку свое рыльце тоже закопал…А министр-то голый! В августе 2017 года в Северо-западную дирекцию Минкульта (СЗМ) нагрянули с обысками сотрудники : искали следы расхищения госсредств. Возможно тех, что уже ушли все тому же "ТДМ". Возможно, каких-то еще. Всего к тому моменту к компании было предъявлено порядка 30 исков, из которых только часть – гражданские.Но упорство, с которым СЗМ продолжает работать с фирмой Попова, просто поражает. И наводит на мысль: а может быть, это директива "сверху"? Мол, или делайте через "ТДМ", или денег не увидите? Учитывая ситуацию, сложившуюся в Минкульте, это было бы не удивительно.Ведь совсем недавно на всю Россию, а то и на весь мир прогремело дело о хищениях в Эрмитаже: директора музейного комплекса Михаила Новикова отправили под домашний арест за хищение средств, выделенных на реставрацию Запасного дома Зимнего дворца. Его сын Артем Новиков, кстати, работал как раз в департаменте инвестиций, реставрации и строительства Минкульта. А после ареста отца спешно уволился – нет ли в этом совпадения?Еще год назад отгремело знаменитое "дело реставраторов": непосредственный начальник Артема Новикова, глава департамента Борис Мазо и уже бывший замминистра культуры Григорий Пирумов практически в открытую похитили сотни миллионов рублей.И все это происходит под носом у министра, который и в ус не дует! Может быть, потому и не дует, что в доле? Может, его следы в СЗМ искали силовики? Может, потому он и запрещает "Смерть Сталина", потому что знает – при нем бы уже давно был расстрелян, а не в кресле министра сидел?

Мединский боится, но делает?

Мединский, как человек, называющий Довлатова писателем 19 века и не знающий о значении лишней хромосомы у человека, пожалуй, вообще не должен бы занимать должность министра культуры. А раз уж занимает, то мог бы хоть с подчиненными и их "заслугами" разобраться. Но почему-то упорно не хочет. И когда-нибудь это обязательно привлечет внимание силовиков – а пока, видимо, только сидит и гладит по голове Попова: "ну-ну, успокойся, маленький, все будет хорошо".