Архипов сергей художник. Послания Сергея Архипова.Из творческого наследия художника

Сергей Георгиевич Архипов (12 января 1897 - 25 марта 1991) - советский художник, педагог. Член Союза художников РСФСР; почётный гражданин города Мичуринска.

Биография

Архипов родился и работал в городе Мичуринске (Козлове) Тамбовской области. Учился в Козловском коммерческом училище (1907-1915), где брал уроки рисования у художника-педагога П. Я. Арклина; в 1915-1916 гг. - в Московском коммерческом институте. Но образование не закончил, был призван в армию, в чине прапорщика участвовал в первой мировой войне. Вернувшись в Козлов, стал заниматься в мастерской А. М. Герасимова, который создал и руководил деятельностью «Коммуны творчества Козловских художников». Однако вскоре Архипов снова был призван - теперь уже в РККА. В её составе сражался на фронтах гражданской войны. После демобилизации продолжил образование. В 1924 году закончил Московский институт народного хозяйства. Вернувшись в Мичуринск, преподавал в техникумах и плодоовощном институте (ныне Мичуринский государственный аграрный университет). Участник Великой Отечественной войны.

Творчество

На раннем творчестве Архипова сказались события первой мировой и гражданской войны. Лейтмотив творчества художника этих лет - торжество смерти. К этому периоду относится создание им рукописной иллюстрированной книги «Апокалипсис», представляющей собой сокращенный вариант «Откровения Иоанна Богослова». Книга была создана им в 1919 году, когда он находился в Казани. Здесь же «Апокалипсис» для музейной коллекции приобрел заведующий художественным отделом губернского музея Петр Максимилианович Дульский. В настоящий момент книга хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.

Архипов входил в козловскую коммуну художников «Творчество» под руководством А. М. Герасимова, с которым поддерживал дружеские отношения. Знакомство с А. М. Герасимовом оказало большое влияние на Архипова, изменило его взгляды на живопись:

В то время я увлекался импрессионизмом, любил и изучал русскую иконопись и писал как символист. Однако любил и ценил Рылова, Туржанского, Жуковского, а узнав Герасимова, полюбил и его. Под его влиянием я стал заметно отходить от символизма, начал больше работать на природе. Интересно то, что Александр Михайлович никогда не говорил мне ничего отрицательного о моих работах, но, тем не менее, я начал уходить от символизма к реализму, стал понимать, что надо много и упорно учиться и работать

В своем творчестве Архипов большое внимание уделял своему родному городу - Козлову-Мичуринску. Благодаря его картинам сохранен облик его старых улиц, домов и церквей, многие из которых утрачены в настоящее время. Автор картин на исторические и религиозные темы («Основание Козловской крепости», «Наказание разинцев», «Спас»); портретов знаменитых земляков - И. В. Мичурина и И. Г. Рахманинова; книжных иллюстраций. Фундаментальный труд Архипова - рукописный текст «Слова о полку Игореве». Картины С. Г. Архипова выставляются в Мичуринском городском краеведческом музее, в картинной галерее при Доме-музее А. М. Герасимова в Мичуринске, в Тамбовской областной картинной галерее. В Мичуринском краеведческом музее хранятся рукописные воспоминания С. Г. Архипова.

Литература

  • Архипов Сергей Георгиевич // России Чернозёмный край. - Воронеж, 2000. - С. 766.
  • Воронова Т. И. Архипов Сергей Георгиевич // Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 39.
Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Изучая книгу П.П. Ревякина "Техника акварельной живописи" М.1959, мне очень понравились примеры работ
    А.Е. Архипова. В большинстве своем это яркие, сочные картины, в которых преобладает прямой солнечный свет. Захотелось больше узнать о творчестве этого интересного художника.

    О жизни и творчестве А.Е. Архипова


    Творчество Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930)

    Архипов - сын крестьянина Рязанской губернии. В 1877 - 1888 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Некоторое время (1884 - 1886) занимался в Академии художеств, но решающую роль в формировании живописца сыграла московская школа, советы и наставления его первых учителей - В.Г. Перова и В.Е. Маковского, а затем В.Д. Поленова. Воспринятые от них заветы передвижничества и кровная связь с русской деревней определили круг интересов художника - свое искусство он посвятил крестьянству. В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил в МУЖВЗ большую серебряную медаль и звание классного художника.
    В ранних произведениях Архипова 80-х годов проявилась новая трактовка жанровой картины. Это небольшие картины, просто и незатейливо повествующие о деревенском житье-бытье.


    Крестьянки на берегу Волги

    В 1890-е годы в творчестве Архипова на смену небольшим картинам приходят произведения, выражающие гораздо более широкие представления о жизни.
    В 1891 г. Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
    В произведениях «По реке Оке» (1889, ГТГ), «Лед прошел» (1895, Рязанский областной художественный музей) - вместо интерьерных сценок с одной-двумя фигурами появляется широкое пространство пейзажа; характерным становится горизонтально вытянутый, панорамный формат полотен.


    По реке Оке. 1889
    Из книги Ревякина: "Преобладание прямого света. Все предметы залиты прямым солнечным светом, имеют однообразную белесовато-желтую окраску в освященных местах и насыщенную многоцветную в теневых".


    Радоница (Перед обедней). 1892. Холст, масло. 58х114 см


    Лед прошел. 1895

    В 1890-х - начале 1900-х годов Архипов создает произведения, проникнутые драматическим социальным содержанием. В картине «Прачки» (конец 1890-х годов, варианты ГРМ и ГТГ) тема страданий угнетенного человека оказалась связанной с судьбой русской женщины.


    Прачки. конец 1890-х

    В 1898 г. он получил звание академика (действительный член Академии художеств).
    В 1904 г. он стал одним из основателей «Союза русских художников».
    В первое десятилетие ХХ века Архипов оставляет жанровую живопись. Он много работает над пейзажами, пишет главным образом виды русского Севера - деревни на берегу холодных и тихих рек или озер с их посеревшими от морозов и дождей избами.


    Пейзаж. Этюд со срубом. 1910-е


    Крестьянка в разовом. 1910-е


    Женщина в красном. 1919


    В гостях. 1915
    Из книги Ревякина: "Светотень в условиях помещения, заполненного разноцветными предметами. Картина хорошо показывает сложную, разноцветную светотень изображенных персонажей.

    После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918-1920 г. преподавал в ГСХМ, а в 1922-1924 г. - во Вхутемасе.
    1924 - член Ассоциации художников революционной России.
    1927 - народный художник РСФСР.Архипов умер в Москве 25 сентября 1930. Он не был женат и не имел детей, однако, художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина.

    Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.