Общество русской культуры татарстана. Глава Общества русской культуры РТ: «Русский мусульманин – странное явление. Зачем и кому в Казани нужен "Дом русской культуры"

Подпишите обращение Общества русской культуры Республики Татарстан и подписавшихся к Президенту России, правительству РФ, Государственной Думе РФ и российскому обществу
http://www.change.org/ru/петиции/требуем-признания-ру..

Внимание! Основное обсуждение важности вопросов поднятых в обращении к Президенту, Правительству, Государственной Думе и РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ будет происходить в специально созданной для этого встрече "Подпиши петицию за русский язык и русский народ!"
https://vk.com/podpishipeticiuzarusskii
Там же будут выкладываться комментарии подписантов.

Просим максимально возможного Вашего участия в распространении данного документа среди ваших друзей, родственников и знакомых!
С благодарностью Ваше Общество русской культуры РТ.

Сделайте следующий шаг

Превратите вашу подпись в сотни подписей, попросив ваших друзей и коллег подписаться.

Конституция 1993 года закрепила и усилила существующее этнофедеративное деление страны, что способствовало усилению правящих этнократических кланов в провозгласивших суверенитет национальных республиках и бесправию русского населения.

Согласно данным переписи населения Российской Федерации 2010 года 86% населения страны назвали Русский язык родным, а 99% населения России владеет им. В условиях совместного проживания на огромной территории Российской Федерации около двухсот народов Русский язык, является одним из гарантов стабильности государства в условиях растущей угрозы терроризма и попыток подорвать единство и стабильность на территории нашей страны.

Вместе с тем, уже не первый десяток лет этнократические кланы, находящиеся у власти в Республике Татарстан, прикрываясь правом сохранения национального языка и культуры, проводят политику умаления значения Русского языка, организуя обучение ему по программам «для школ с родным нерусским языком». Как следствие произошло катастрофическое падение общей грамотности молодёжи, поскольку, не владея русским языком в достаточной степени, школьники не могут полноценно осваивать остальные учебные дисциплины. Для того чтобы скрыть реальную картину, руководство различных уровней не гнушается фальсификацией результатов тестирований и проверочных заданий.

Причём эти же чиновники, направляя финансовые потоки на мифическое поголовное изучение «родного» национального языка детьми из русских и русскоязычных семей, не создают реальных условий для освоения и развития национального языка для их носителей.

Нередко в качестве виновников этих действий называют русскую общественность, которая требует убрать из обязательной школьной программы для детей из русскоязычных семей национальные (получившие статус государственных) языки, заменив их Родным Русским языком. Под различными предлогами лукавыми правителями и региональными националистами любые попытки русскоязычных родителей заявить о потребности детей изучать русский язык в полном объёме, не меньшем, чем в других регионах России, рассматриваются как попытка «уничтожить языки других национальностей». Для того чтобы не решать вопрос качества преподавания его искусственно превращают в «политический».

Успешное выбивание средства на создание очередной методики, на написание и издание учебных пособий, позволяет им присваивать значительную часть бюджетных денег. Реальные результаты такой работы никем не проверяются и не могут быть проверены, поскольку для создания «красивой картинки» берутся 2-3 успевающих ученика из параллели с русскими фамилиями, которые перед проверкой заучивают вопросы и ответы на них. И это – реальность. Национальный язык для большинства детей – это урок, на котором можно просто отсиживать или делать другие уроки. При этом русским языком дети вынуждены заниматься в своё личное дополнительное время. При подготовке к экзаменам и аттестации многие родители вынуждены нанимать дорогостоящих репетиторов. Больше того, ни в одном законе не написано, что русский язык является не просто государственным, а родным для подавляющего большинства граждан России.

На фоне общей проблемы владения детьми России русским языком сокращение его преподавания в отдельных регионах преступно и творцы данных практик должны быть привлечены к ответственности как создающие угрозу целостности Российской Федерации.

Считаем, что единственным государственным языком в России должен быть русский язык, остальные языки на территории республик должны иметь статус официальных языков.

Требуем признания русского народа как государствообразующего и русского языка как родного для русскоязычных граждан и единственного государственного языка на всей территории Российской Федерации!

С уважением,

председатель Общества русской культуры РТ Салагаев Александр Леонидович,

зам.председателя Общества русской культуры РТ Щеглов Михаил Юрьевич

и нижеподписавшиеся.

_______________________

www.rus-rt.ru - официальный сайт Общества русской культуры РТ

О попытках сокрытия случаев противоправной деятельности представителей радикального ислама и этнокри

10 января в селе Базарные Матаки состоялось расширенное заседание общественного совета Алькеевского муниципального района Татарстана, на котором обсуждалось состояние межконфессиональных отношений. Подобное мероприятие было как нельзя кстати: благодаря ряду независимых интернет-порталов и федеральных СМИ стало известно, что в канун Рождественских каникул в райцентре появились так называемые «шариатские патрули», представители которых нападали на прохожих. Под предлогом, что те живут не по «Шариату», они отнимали у них деньги и ценности, а также уговаривали не праздновать Новый год - «кяферский праздник». Свои действия исламисты характеризовали как «дагват» («исламский призыв»).

Как следует из информации, опубликованной на различных ресурсах 3 января 2014 года, исламисты получили отпор от местных молодых людей из движения «Русские пробежки », членами которого в селе являются чуваши, русские и татары. Но как отреагировал на эту информацию районный Общественный совет? Об этом можно судить по тексту, вышедшему без подписи на ленте республиканского агентства «Татар-информ». Вот выдержки из этого лживого текста:

«…дезинформация активно создается и распространяется представителями радикальных движений и направлена на дестабилизацию межконфессиональной и межнациональной ситуации в республике… Показательно, что первоисточником информации является группа «Информпортал Общества русской культуры Республики Татарстан» в социальной сети «ВКонтакте», некоторые члены которой являются сторонниками крайних националистических взглядов. Часть из них привлечена к ответственности за экстремистскую деятельность, а отдельные активисты тесно сотрудничают с представителями неонацистской (фашистской) идеологии …».

Так, отрицая очевидное (вскоре изложенные факты еще раз подтвердил спецкорреспондент ИА «Русская народная линия», который побывал на месте), журналисты «Татар-информа» поспешили вылить тонну грязи на ОРК Татарстана. Мы предполагаем, что подобные действия предпринимаются Казанским кремлем с целью замолчать произошедшие межконфессиональные столкновения в республике. Вероятно, следующим шагом властей Татарстана станут репрессии в отношении местных активистов «Русских пробежек», участников русского движения республики в целом.

При этом важно, что «Информпортал Общества русской культуры Республики Татарстан » не является первоисточником информации об описанных событиях, как, следуя измышлениям «Татар-информа», сейчас утверждают другие местные СМИ.

Почему так происходит? После межнациональных столкновений в райцентре Нурлат, случившихся летом 2013 года, руководитель Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ Александр Терентьев заявлял, что там на самом деле произошла «криминальная разборка», и что кто-то хочет «сделать из мухи слона». Однако вскоре следствию удалось доказать межэтническую подоплеку нурлатских событий, и это признал сам Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов .

К сожалению, из произошедшего не было извлечено никаких уроков. Все тот же Александр Терентьев, во всеуслышание заявляя, что все межнациональные и межконфессиональные проблемы в Татарстане исходят от «небольших групп русских фашистов », продолжает замалчивать рост исламистских и сепаратистских настроений в регионе. Более того, он пытается направить репрессивную активность силовых структур на представителей русских организаций и подростков, обсуждающих межнациональные проблемы в социальных сетях.

Между тем именно из Алькеевского района, в котором действуют «шариатские патрули», несколько человек уже отправились в Сирию, где сейчас воюют на стороне исламистов (братья Рустем и Руслан Нигматуллины ). Этот факт были вынуждены признать руководители силовых ведомств региона. В Нижнекамске и Набережных Челнах сторонники исламистов открыто агитируют помогать сирийской оппозиции, а бывший имам набережночелнинской мечети «Тауба» Айрат Вахитов и по сей день ведет в своем твиттере репортажи с сирийских фронтов и активно призывает к джихаду волонтеров из Татарстана.

На этом фоне Александр Терентьев на проходившем 23 декабря в Москве круглом столе Всемирного русского народного собора по теме «Откуда исходит угроза православию в Татарстане? » не постеснялся заявить: «У нас не может не вызывать возмущение работа некоторых информационных ресурсов, которые применительно к Татарстану употребляют выражения «ползучая исламизация», «шариатские патрули. А имевшие место угрозы принять ислам священнику из села Базарные Матаки и поджог его дома за отказ это сделать – это события 2010 года, то есть трехлетней давности ».

Символично, что позиция этого чиновника не нашла понимания на круглом столе, в результате чего, по свидетельствам очевидцев, Терентьев имел довольно бледный вид. Однако межэтническая ситуация в Татарстане не стала лучше. Так, 30 декабря 2013 года группа кавказцев в количестве 16 человек напала на местных парня и девушку, а затем избила (есть видео инцидента) троих подоспевших на подмогу товарищу молодых людей. Однако после вмешательства полиции зачинщики дружно написали заявления как «потерпевшие», а агрессорами оказались казанцы. Как полагают эксперты, это произошло только потому, что избитые молодые люди оказались представителями одной из патриотических организаций, связанных с футбольным фанклубом, а один из нападавших кавказцев – родственником сотрудника Центра по противодействию экстремизму МВД по Татарстану.

Что во всех этих условиях предпринимает местная власть? Взаимодействует с патриотически настроенной местной молодёжью, выступающей за здоровый образ жизни и готовой сотрудничать с правоохранителями? Сотрудничает с казаками, которые вынуждены охранять церкви в республике от поджогов исламистов? Нет, она ведёт борьбу с ними – первых преследуя полицейскими мерами, а вторым не давая даже официально зарегистрироваться, как это происходит в Алексеевском, Чистополе и Набережных Челнах.

Может быть, власть Республики Татарстан помогает Русской православной церкви (ведь половина верующих в республике – православные)? Может, вслед за строительством мечетей (общее количество 1524 по республике) руководство Татарстана принялось помогать строительству православных храмов (общее количество 225)? Нет. Проблему переложили на Минлесхоз РТ, и на пепелищах сожженных исламистами церквей до сих пор можно видеть лишь руины.

То, что Аппарат Президента Татарстана подготовил и провел встречу Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием , не является свидетельством трезвого анализа ситуации и желания выправить ее. Ведь после скандала с содомией в Казанской семинарии, получившего всероссийский резонанс, подобная встреча может лишь дискредитировать главу региона.

Главное, чем сейчас занимаются в Казанском кремле, – это подавление конструктивных инициатив общественности и замалчивание проблем в республике. Возмущает и позиция некоторых чиновников от МВД, которые с упорством, достойным лучшего применения, преследуют русских активистов, стремясь «записать» их в экстремисты, и не замечают действительно радикально настроенных ваххабитских элементов.

Так, в своём заявлении, сделанном 9 января 2014 года, заместитель начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Татарстану Рамиль Нугуманов отрицал инцидент в Базарных Матаках и наличие там «шариатских патрулей», которые он отчего-то назвал «исламскими». По поводу же драки на улице Баумана в центре Казани Нугуманов и вовсе солгал, сказав, что «четверо пытались учинить драку – двое из них – скинхеды, двое – представители Закавказья », хотя, конечно, знает, что число участников не «два – на – два», а, как минимум, «четверо – на – шестнадцать».

Характерно, что именно Нугуманов после прошедшего 4 ноября 2013 года в Казани Крестного хода без объяснения причин лично схватил и доставил лидера русской патриотической молодёжи Витольда Филиппова в отделение. В участке Филиппову объявили, что причиной его задержания стала «экстремистская символика». Таковой полицейские признали трехцветный шарф с надписью «Слава России!». Через несколько дней Глава императорского дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна , побывавшая в Казани, вручила экс-президенту - госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву орден на ленте тех самых имперских цветов.

На фоне всего происходящего создается впечатление, что заседание в Алькеевском районе не даст никаких положительных результатов. Будет ли взамен покосившегося и догнивающего Храма Пресвятой Троицы достроена церковь? Наведут ли порядок в мечети «Мидхат », куда любили ходить братья Нигматуллины, воюющие сейчас в Сирии? Пока же складывается впечатление, что власти Татарстана снова загоняют проблемы «вглубь».

А.Л. Салагаев
Республики Татарстан, профессор

Председатель Общества русской культуры М.Ю. Щеглов
г. Казани, доцент

4849 0

Председателю Правительства РФ ,

Кандидату в Президенты России

В.В . Путину

Уважаемый Владимир Владимирович !

Почти десять лет назад в августе 2002 года при посещении Республики Татарстан Вы задали вопрос : «А легко ли русским в Татарстане ? »

Целое десятилетие ни Вы , ни люди из Вашего окружения при неоднократных посещениях Татарстана не нашли возможности встретиться с русской общественностью , чтобы получить ответ на этот вопрос !

Теперь послушайте , легко ли живется русским в Татарстане :

Общество русской культуры РТ неоднократно обращалось в различные инстанции , в том числе и к Вам, Владимир Владимирович с просьбой решить проблему преподавания русского языка в школах республики , у нас он преподается в урезанном объеме и как неродной ! Все письма переправлялись в Министерство образования и науки РТ откуда мы получали стандартные отписки .

Русская общественность неоднократно обращалась к руководству республики с просьбой создать в Казани Русский этнокультурный центр («Русский дом»). К чести первого президента РТ М. Шаймиева , который дважды встречался с Правлением Общества русской культуры , им было дано поручение проработать этот вопрос . Однако со сменой власти , вопрос о Русском доме окончательно похоронен . Президент Р. Минниханов , выезжая за рубеж , постоянно встречается с представителями татарских диаспор , оказывает им материальную и иную помощь . В частности , после встречи в Киеве в мае 2010 года было принято решение о приобретении на средства Республики Татарстан отдельного здания в центре столицы Украины . Позднее в этом здании был открыт национально-культурный центр . В то же время , он не нашел возможности встретиться с русской общественностью и решить вопрос по Русскому дому в Казани !

В Казани свои особняки имеют Всемирный конгресс татар , Татарский общественный центр , там же располагается радикальная молодежная организация «Азатлык ». Нам же выделена комната 10 кв . метров в Доме дружбы народов , а пользование другими помещениями зависит от указаний Управления по внутренней политике Аппарата Президента РТ : могут разрешить , а могут не пущать !

На протяжении десяти лет не передается , несмотря на обращения общественности и настоятеля о. Олега (Соколова ) Богоявленского храма , здание колокольни . Таких примеров можно приводить множество .

В данной ситуации властям проще объявить нас «экстремистами », чем решать наши вопросы !

Владимир Владимирович , мы внимательно следим за Вашими выступлениями по национальному вопросу . В течение двенадцати лет Вы избегали произносить слово «русский », включая нас в состав «россиян ». В последней статье по национальному вопросу Вы признали , что русские являются в России государствообразующим народом . Но в условиях сложившейся уродливо-ассиметричной этнофедерации республики получают все, а население центральных областей России - ничего . Хребет России истончается и это становится проблемой национальной безопасности России .

То , что русские являются государствообразующим этносом - это половинчатое признание , русские - это прежде всего этнос , со своей культурой мирового уровня и своими этнокультурными потребностями , которые не получают удовлетворения в федеральных и особенно республиканских СМИ. Мы , русские в республиках , фактически являемся заложниками антирусской политики федерального центра .

Сейчас идет Ваша предвыборная кампания , и Вы назначили четырех доверенных лица из Татарстана , но в списке нет ни одной русской фамилии ! Неужели Вы не доверяете никому из полуторамиллионного русского населения Татарстана ?

Возникает естественный вопрос , будут ли русские Татарстана в такой ситуации голосовать за Вашу кандидатуру на пост Президента Российской Федерации на ближайшие шесть лет?

Председатель Общества русской культуры РТ ,

профессор А.Л . Салагаев

Общество русской культуры Республики Татарстан выразило свою позицию по поводу решения пленума Духовного управления мусульман РТ о чтении проповедей в мечетях республики исключительно на татарском языке.

Председатель организации Михаил Щеглов в своей работе «Интересный ракурс языкового вопроса в Татарстане» в целом выступил в поддержку инициативы муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, однако, некоторые моменты привлекают особое внимание, в частности, отношение лидера ОРК РТ к русским мусульманам.

В частности, Щеглов в своем труде ссылается на свое же выступление на конференции «Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества», прошедшей 10 октября 2012 года в Казани. В связи с чем хотелось бы процитировать выступление главы Общества русской культуры на конференции четырехлетней давности.

«Он (русский мусульманин – прим.ред.) стремится проявить религиозное рвение, стать большим мусульманином, чем сам муфтий, а это прямой путь к радикализации», — заявил тогда он.

Исходя из слов Щеглова следует, что если мусульманин стремится улучшить уровень свой веры, с большей трепетностью соблюдает религиозные каноны, то он автоматически становится радикалом. Да и к тому же, неужели уровень веры, каковым обладают российские муфтии, является своего рода «допустимым потолком» для всех мусульман нашей страны?

Возвращаясь же к работе Щеглова нынешнего года, то сегодня лидер ОРК РТ говорит буквально следующее:

«И с тех пор не поменял мнения, по-прежнему не знаю ни одного русского мусульманина, который бы жил в русской традиции, популяризировал русскую культуру. Ну, а какой же ты тогда русский? Раз ты веру сменил — то и язык учи татарский (если в местные мечети ходишь), и вообще национальность другую пиши».

Отсюда, русский, будучи мусульманином, как считает Щеглов, не вправе оставаться русским и обязательно должен стать татарином, если он живет в Татарстане. А давайте зададим вопрос: А если русский является атеистом или христианином и не занимается популяризацией русской культуры, то он также не вправе быть русским или же это касается исключительно русских мусульман? И с какой стати русский в случае смены религии обязан учить язык и менять свою национальность? Не стоит забывать о том, что ислам не ограничен какими-либо национальными рамками. Ислам не является религией исключительно татар, арабов или узбеков, а ислам – это международная религия, как и христианство.

Однако, по мнению Щеглова, у русских мусульман два пути: либо стать «нормальными татарами», либо «плодить опасности для России».

«Так, что пусть уж, лучше, эти новоиспечённые русские мусульмане ходят в нормальные татарские мечети с татарским языком, учат татарский и становятся нормальными татарами во втором или третьем поколении, чем плодят опасности для России и нашего народа».

Кто дал право Щеглову решать судьбу русских мусульман – неизвестно. Так или иначе, российские мусульмане сами в состоянии разобраться во внутренних делах уммы.

История Общества русской культуры Республики Татарстан
У истоков Общества русской культуры
Главное - воспитать русскую интеллигенцию
Русский и православный - синонимы
В народных традициях - дух народа
Возрождение острова-града Свияжск
Работа Общества русской культуры в работе со средствами массовой информации
Неудавшейся эпизод с проведением собрания русского народа в Республике Татарстан
Первый опыт комплексного подхода к решению проблем русской культуры в Республике Татарстан
Роль великой русской реки Волги в деятельности Общества русской культуры г. Казани
Русские в РТ - объединяйтесь
^ У истоков Общества русской культуры
Общество русской культуры г. Казани создавалось в условиях неспокойной обстановки национальной жизни Республики конца 1980-х - начала 90-х годов. Митинговые страсти, эмоциональные заявления отдельных лидеров татарских организаций и партий со стороны русского населения вызывали неоднозначную реакцию. Неправильно разыграть национальную карту в то время означало провокацию взрыва недовольства с самыми долгими и тяжкими последствиями...

В неспокойное время национальное самосознание социально активного слоя русского населения республики, прежде всего интеллигенции, было очень далеко от идей противостояния и в большинстве не носило амбициозных претензий к другим народам. Русские люди проявили спокойствие и миролюбие в сложной обстановке эмоционального накала провокаций межнациональной розни. Здесь очень важным стало то, что лидеры и активисты вновь образовавшихся русских общественных организаций, в том числе Общества русской культуры г. Казани, нашли конструктивный, созидательный выход на путях реализации русского национального самосознания в Республике Татарстан.

Сегодня в регионе наблюдается относительное спокойствие. Это не только результат работы руководства республики, но и выдержки ее народа, в душе, конечно, мирного.

Вместе с тем, под влиянием прошедших политических событий в суверенной Республике Татарстан произошло смещение акцентов в национальной культурной политике, установилось новое соотношение ролей центра и региона в решении культурно-языковых вопросов.

Понимание национальных интересов русского народа, состояния его культуры и образования стали смыслом деятельности Общества русской культуры г. Казани, созданного инициативной группой в 1993 году.

На учредительной конференции инициативной группы общественного объединения "Общество русской культуры г. Казани" 1 июня 1993 года было провозглашено создание Общества, принят его Устав, избраны руководящие органы и ревизионная комиссия. Председателем правления Общества был единогласно избран руководитель социологической работы КГТУ, член президиума Казанского городского Совета народных депутатов Александр Леонидович Салагаев. В первом составе правления Общества вопросами охраны памятников истории и культуры занимался Е.П.Харитонов, светской культуроы - В.М. Моклецов, этнографии и фольклора - Н.П.Кузьмина, образования - Г.И.Чугунова, православия - О.М. Соколов, русской религиозной философией - Е.А.Цветков, организационной работы - М.Ю. Щеглов, секретарем общества была избрана М.Н. Капранова.

В списке физических лиц-учредителей Общества русской культуры - 23 человека, это люди разных социальных слоев, разного рода занятий, разного общественного положения, но объединяло их одно желание - приложить свои усилия и умения к делу "сохранения и развития культуры русского народа" - главной уставной цели Общества.

При подготовке учредительных документов остро стал вопрос о размещении Общества русской культуры. Салагаев А.Л. и Щеглов М.Ю. обратились к ректору КАИ - Л.Г. Дектяреву с просьбой предоставить юридический адрес и возможность проведения заседаний ОРК. В то время когда многие чиновники, открещиваются от своего происхождения, поскольку не видят выгоды быть русским начальником в РТ, Г.Л. Дектярев сохраняет позицию русского человека, поэтому им была оказана активная поддержка и помощь в предоставлении юридического адреса Обществу. В числе первых учредителей Общества русской культуры был так же ныне покойный профессор Казанского Университета В.Н. Конавалов.

С первого заседания, да и впоследствии, участники инициативной группы не проявляли полного единомыслия в формах и методах осуществления главной уставной цели Общества. Некоторые видели основной путь спасения русской культуры в проведении громких общественных акций, граничащих с крайними формами, большинство же участников признавали этот метод не самым эффективным. Они понимали, что тогда было бы трудно рассчитывать на массовую общественную поддержку со стороны русского населения, осознавали свою ответственность за возможные последствия.

Люди, формирующие идеологию Общества русской культуры, знали, что в массе русского населения, а часто и в среде русской интеллигенции, мало кто способен внятно пояснить смысл утверждения "я - русский". Признавая такое положение ненормальным, инициаторы Общества сформулировали приоритетные направления организации. Таковыми стали возрождение традиций (русский фольклор, православие) и воспитание русской национальной элиты (образование).

Со дня образования Общества русской культуры, его члены и актив поддерживали идею развития национальных культур всех народов Республики Татарстан, поэтому в октябре 1993 года было подано заявление о вступлении в Ассоциацию Национальных Культурных Обществ РТ. С тех пор ОРК является полноправным членом АНКО РТ.

Актив общества с самого начала регулярно участвовал во всех заседаниях правления Ассоциации и практически во всех мероприятиях. Общество и АНКО РТ часто оказывали взаимную поддержку в решении ряда общих и частных вопросов. Поскольку Общество в процессе решения главной своей задачи регулярно обращалось за поддержкой в АНКО, то в лице Ассоциации оно нашло доброго союзника. Вместе с тем Ассоциация всегда избегала политических вопросов, а Общество русской культуры, представляя интересы большой части населения РТ, уже не могло обойтись без политики. Но даже при возникающих разногласиях обе общественные организации всегда работали вместе.

Можно выделить два ярких события, которые АНКО и ОРК прошли в своем сотрудничестве: в марте 1997 года АНКО после долгих обсуждений и споров поддержало обращение Общества к властям по поводу создания русских гимназий.

В июле 1999 года Общество отказалось от участия в Дне Республики Татарстан. Тогда интенсивно шла подготовительная работа по передаче Ассоциации здания дома Дружбы народов, реконструкция которого была приостановлена. Воздерживаясь по принципиальным соображениям от участия в празднике, Общество связывало с днем суверенитета ухудшение решения национально-культурных вопросов для русского населения.
^ Главное - воспитать русскую интеллигенцию.
Уже с первых дней образования Общества русской культуры вопрос русского национального образования являлся одним из самых главных направлений его деятельности. Отправной точкой для решения задачи стала статья октябрьского 1993 года номера "Известий Татарстана", где впервые после долгих лет была поставлена проблема русского национального образования. В статье А.Л.Салагаева приводились основные отличия русской национальной гимназии от школ, где преподавание ведется на русском языке. Таковыми отличиями, прежде всего, являются:

Углубленное преподавание русского языка (так как в школах республики количество часов русского языка, по сравнению с другими регионами сокращено в два раза);

В русской литературе увеличить акцент на изучение произведений писателей - славянофилов (в русскоязычных школах литература преподносится произведениями писателей - демократов, где главенствует идея борьбы и оппозиции над идеей сохранения и привития любви к традиционным духовным ценностям);

В преподавании истории акцент должен делаться на процесс возникновения, созидания, развития русского народа и его государственности, в отличие от истории преобразований, реформ и революций;

Обязательное изучение в русских гимназиях этнокультурного компонента, т.е. русских национальных традиций, этнографии, ремесел, фольклора1; Даже занятия по физкультуре должны учитывать русские традиции, особенности физического развития славянина.

Публикация вызвала бурный отклик. Оппоненты статьи, в большинстве своем заявляли, что русский язык и так присутствует "везде" (в разговорной речи, СМИ, преподавании) и, следовательно, большой необходимости в русских гимназиях нет. В связи с этим следует отметить, что русский язык - это не только средство сохранения русских национальных духовных ценностей, а скорее язык межнационального общения, средство коммуникации, и именно поэтому он подвержен большему засорению и изменению. Выступая носителем русской культуры, русский язык сам нуждается в бережном отношении.

Первое обращение Общества русской культуры в управление народного образования, к его начальнику - Прохорову Ю.П. с просьбой открыть на базе казанской средней школы №4 Русскую гимназию было датировано июлем 1994 года. Тогда этот вопрос проигнорировали, словно для чиновников этой проблемы не существовало. С этого момента обращения в УНО по поводу открытия русских гимназий стали регулярными.

С момента образования в Казани отделения Международной Славянской Академии (июнь 1995 г.) вопросы о русской национальной школе стали предметом и ее заботы.

26 июня 1995 года в КГУ прошло совещание по вопросу русских национальных гимназий, где приняли участие казанские ученые - специалисты в области русского языка и литературы, депутаты Государственного совета РТ, директора нескольких казанских школ. Совещание принимает единогласное решение обратиться в Совет народных депутатов и к главе администрации г. Казани с просьбой принять необходимые меры по созданию и развитию указанных гимназий. В этом обращении были предложены конкретные школы (всего 6 школ), на базе которых при определенных условиях можно было открыть русские гимназии. В протоколе этого совещания содержалось предложение об организации семинара по русскому национальному образованию при УНО г. Казани, предложение о создании методического совета по разработке и обсуждению концепций, программ, учебных пособий для русских национальных гимназий и классов.

В администрации этот вопрос так и не был решен до конца, а Совет народных депутатов передал данное обращение в постоянную комиссию по образованию, культуре, делам молодежи и национальным вопросам. В июле 1995 года комиссия проводит заседание с приглашением работников отдела народного образования и поддерживает обращение, а также рекомендует УНО (начальник - Зайдуллина М.Г.) разработать перспективный план развития сети русских национальных школ г. Казани. Ответ от Зайдуллиной М.Н. пришел лишь в октябре, в нем, в частности, говорилось: "Сеть учреждений образования утверждается Главой администрации и при разработке проекта постановления. На следующий учебный год предложения Общества русской культуры будут учтены". Тем не менее, в приказе по управлению образования администрации г. Казани об открытии школ и классов нового типа на следующий учебный год ни одного пункта, касающегося русской гимназии не было.

В марте 1996 года в Казани проходила международная конференция по национальному образованию. Общество русской культуры приняло в ней участие, где на одной из секций Щеглов М.Ю. выступил с докладом о затянувшейся с 1993 года проблеме создания русских гимназий.

По результатам конференции ОРК направляет первое официальное обращение к министру народного образования РТ - В.Г. Гайфуллину с просьбой разъяснить позицию по вопросу организации русских национальных школ в Республике. Ответа не последовало.

Правлению Общества удается встретиться с замминистра народного образования РФ - Бацином В.И., который обещал помочь в решении вопроса.

В октябре 1997 года состоялось специализированное заседание Казанского Городского Совета народных депутатов, на котором была обсуждена "Программа сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в г. Казани". В числе прочих вопросов здесь был поднят вопрос о русских национальных гимназиях, в частности было принято предложение "создать в каждом районе не менее одной школы - гимназии". Казанский Городской Совет вынес решение "развивать сеть учреждений национального образования, для чего по согласованию с районными администрациями открыть... 7 русских гуманитарных гимназий,… срок реализации - 1998 - 2002 годы".

Городское Управление Народного Образования отдает циркулярное распоряжение районным отделам народного образования для создания "условий воспитания русской национальной интеллигенции, подготовки контингента абитуриентов факультетов русской и зарубежной филологии КГУ и филфака КГПУ", в распоряжении указывалось на определение в районах школ для их дальнейшего преобразования в русские гуманитарные гимназии. Таким образом, наконец, было получено "благословение" городских властей на создание в каждом районе русской гуманитарной гимназии, а в декабре 1997 года был сформирован и список школ. Это были: 37 школа - Авиастроительного района, 28 - Вахитовского района, 137 - Кировского, 75 и 94 - Московского, 146- Ново - Савиновского, 78 - Приволжского, 126 и 144 Советского района. Школы направили официальные письма в УНО г. Казани с просьбой о преобразовании их в русские гуманитарные гимназии.

С этого момента все зависело от четкой реализации рабочих вопросов в районных отделениях народного образования, от позиции директоров школ, а также от родителей учащихся. Но, к сожалению, данная работа не была проведена должным образом. И хотя на сегодняшний день в Казани есть несколько школ со статусом русской гимназии, тем не менее, школ с содержательным наполнением конкретной учебной работой нет ни одной.

Директора школ, с которыми беседовали члены правления Общества, жаловались, что не встречали в этом вопросе одобрения со стороны работников отделов образования разных уровней, в том числе со стороны работников ИПКРО, районных администраций. Таким образом, формально удалось добиться и получить разрешение у руководящих структур на открытие русских гимназий, но фактически, для того чтобы принятые решения были выполнены не оказалось желания, доброй воли руководителей, не было и должной активности со стороны заинтересованных родителей, родительских комитетов и т. д.

К сожалению, несмотря на то, что решение о создании русских гимназий было принято еще в 1998 году и уже сейчас срок реализации Программы истек но пункт о создании гимназий не выполнен. Поэтому на встрече с Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым, которая состоялась 28 ноября этого года, Общество русской культуры вновь поставило этот вопрос, считая, что проблема русских гимназий должна быть решена положительно.
^ Русский и православный - синонимы.
Русский - значит православный. Эта мысль, высказанная Ф.М. Достоевским в ХІХ веке, сейчас многим кажется слишком уж категоричной. Система ценностей, популярная в нынешнем "цивилизованном" мире, базируется на идеях духовного многообразия общества, признания всех религий равноправными. Сам же русский народ сейчас очень далек и от веры в Бога, и от Храма, где, тем не менее, каждый день за него и за всю страну молятся истинно верующие люди.

Вместе с тем, многие представители русской интеллигенции и духовенства считают, что все беды России и русского народа связаны с отступлением от Бога и от православной веры, доставшейся нам в наследство вместе с 1000-летней историей страны. Веры, доставшейся вместе с 1000-летием богатейшего, но не востребованного пока, духовного опыта наших предков, среди которых и на нашей казанской земле было много святых подвижников и мучеников, истинных последователей православия.

Ко времени создания Общества русской культуры на территории Казани и Республики Татарстан сохранились немые свидетели и участники некогда богатой духовной жизни православных: монастыри, храмы, часовни. В конце ХХ века в обществе перестали осуждать за религиозные убеждения, и многие люди потянулись к Храму.

Общество русской культуры г. Казани в своей деятельности по сохранению православной культуры поставило главной задачей оказание помощи верующим и Церкви по возвращению храмов. Также было важно уберечь их от разрушения и использования не по назначению. Возникла потребность и в популяризации православной духовной культуры, поддержке коллективов, исполняющих духовную музыку.

Вот основные вехи работы Общества в этих направлениях:

Благодаря участию председателя Общества - А.Л.Салагаева как представителя Городского Совета народных депутатов в феврале 1993 года было принято Постановление главы администрации г. Казани - К.Ш.Исхакова "О плане поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам города". В приложении этого Постановления был предложен план поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам.

В 1993 году председатель Общества - А.Л. Салагаев, депутат Казанского Городского Совета после личной встречи с Президентом РТ Шаймиевым М.Ш. решил вопрос об отмене распоряжения премьер-министра М.Г. Сабирова о передаче колокольни Ивановского монастыря коммерческому предприятию "Мирас", чтобы впоследствии передать ее верующим.

В январе 1992 года в Казани после долгих лет забвения проводится первый концерт духовной музыки, с осени 1994 года в участии этого концерта принимает Общество русской культуры, а с января 1995 - в празднике крещения (или Богоявления по православному календарю).

18 января 1995 г. газета "Известия Татарстана" публикует открытое письмо депутатам Верховного Совета РТ от общественных организаций, в числе которых было и Общество русской культуры. В материале, озаглавленном "Когда же вернут принадлежащее нам?", впервые было озвучено предложение - законодательно закрепить преимущественное право религиозных организаций на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией. Впервые открыто заговорили о фактах дискриминации православных верующих в вопросах возвращения им церквей, в частности, Богоявленской на улице Баумана, чья высокая колокольня из красного кирпича является одним из символов г. Казани. Именно с этой публикации, символично совпавшей с праздником Богоявленского собора - Богоявлением, началась многолетняя работа Общества русской культуры по возвращению Богоявленскому приходу его исконного имущества: здания церкви (ранее здесь был спортзал КГУ, впоследствии руководством Минкультуры РТ планировалось перенести сюда Качаловский театр со сценой в алтаре, а ко времени упомянутого обращения церковь являлась складом декораций и театрального хлама); колокольни (ее занимали предприятия бытового обслуживания и торговли); церковных домов (когда-то составлявших с храмом единый комплекс, а к 1995 году пришедших в запустение).

Депутаты никак не прореагировали на это обращение, среди них просто некому было заниматься проблемами верующих православных граждан республики, поэтому вопрос возвращения православных культовых зданий исконным владельцам является одним из важнейших в деятельности Общества русской культуры г. Казани. Несмотря на то, что впоследствии вопрос о передаче верующим колокольни Богоявленского собора поднимался на разных уровнях, вплоть до обращения в 1998 году к Президенту Республики Татарстан М.Ш.Шаймиеву и обращения в 2001 году к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, по сей день он так и не решен.

В июне 1995года в Общество поступил тревожный сигнал от жителей с. Семиозерка (Высокогорский район, примерно 10 км от Казани), где на бывших монастырских землях обосновался некий "фермер" - Шивкат Абдуллин. Вместе с пожизненным правом владения землей администрация района и совет народных депутатов наделили его правом продавать … святую воду. Изучение вопроса показало, что часть территории является памятником природы, и расположенные на ней строения охраняются как памятники культуры.

Для православных верующих республики Семиозерная Казанская Богородичная пустынь имеет огромное значение как некогда мощнейший духовный центр. Здесь обрела славу знаменитая Седмиезерная Смоленская икона Божьей Матери, дважды спасавшая Казань от чумы (1654 и 1656 годы). Здесь подвизался благодатный схиархимандрит Гавриил (Зырянов), ныне канонизированный Русской православной Церквью. В начале ХХ века Крестный ход с Семиозерной иконой от стен этого монастыря был главным, после Пасхи, событием православной Казани. Когда-то в праздники сюда стекалось верующих больше, чем к другим монастырям епархии. В конце 1920-х годов основные строения были разрушены, колокольня разобрана на кирпич для совхозного гаража, а оставшиеся строения в разное время использовались под склады, как общежитие и даже как колония для преступников. До 90-х годов сохранились лишь остатки одного храма, использовавшегося под склад горюче-смазочных материалов.

Но в народе сохранялась память о благодати самих этих мест, здесь регулярно бывали паломники, и Общество русской культуры взялось защищать святыню от непрошеных гостей. Оно обращается к Президенту Республики Татарстан, в Министерство культуры и природоохранительную прокуратуру с просьбами отменить незаконное решение районных властей и обеспечить условия для развития комплекса семиозерского монастыря как православного духовного центра. Не все просьбы Общества были удовлетворены, но нечистоплотного "фермера" с земель Седмиезерной Богородичной пустыни без лишнего шума тогда переселили на близлежащие территории.

С тех пор Обществом русской культуры проделана большая работа по возрождению духовного величия монастыря. В результате многочисленных обращений Общества к различным ветвям власти и многотрудных стараний верующих, духовенства и монахов, а также местных жителей, прежде всего частного землепользователя, крестьянина и поэта Александра Николаевича Победы и председателя совета местного самоуправления Александра Васильевича Киселева, эта святая обитель сейчас живет. Начало восстановлению монастырской жизни положила давняя традиция крестного хода, который состоялся 9 июля 1996 года в день Смоленской Седмизерной иконы Божьей Матери.

В декабре 1995 года Общество русской культуры выступило инициатором встречи руководителей национально-культурных обществ, представляющих православные народы, с тогдашним министром культуры М.М. Таишевым. На встрече вновь был остро поставлен вопрос о возвращении верующим Богоявленского собора с колокольней и впервые заявлено о необходимости восстановления полуразрушенного храма-памятника во имя Христа-Спасителя, построенного на братской могиле православных воинов, погибших во время событий 1552 года. От позиции министерства культуры по сей день существенно зависит судьба многих православных храмов, находящихся на территории Казани и Республики Татарстан. На этой встрече министр выразил свое мнение, "как татарин…": "в центре Казани не место еще одной церкви, их там и так много…" (Газета "Крис" №97 от 6.06.96). Это, очевидно, нечаянно слетевшее с уст мнение, выражает не произносимую в слух точку зрения большинства чиновников, от которых, к сожалению, зависит судьба многих православных культурных ценностей в крае.

Несмотря на подобные заявления, Общество русской культуры продолжает отстаивать интересы православных верующих. Постановлением главы администрации Высокогорского района №163 от 19.03.96г. и при активном участии Общества была зарегистрирована община прихода храма Ефимия Великого и Тихона Задонского в селе Семиозерка. А уже в июле этого же года при активном участии жителей Казани Обществом русской культуры и духовенством Петропавловского собора от стен единственного уцелевшего храма Семизерной пустыни был организован Крестный ход.

Содержание культуры, которую несет православие, наиболее ярко проявляется в христианских праздниках. Раньше придавалось большое значение их соблюдению верующими как средству активного влияния на духовную жизнь людей и как средству воспитания соборнности - главного принципа общественного согласия и единения. В условиях социализма многие православные праздники были утрачены. Сегодня Общество русской культуры активно участвует в возрождении христианских православных традиций.

1997 год стал годом возрождения в нашем городе праздничного молебна с участием преподавателей вузов и студентов в честь святой великомученицы Татианы (25 января) - защитницы "учащих и учащихся".

День всех святых, в земле российской просиявших ежегодно отмечается праздничным молебном в Казанском Богоявленском соборе. Инициатором единения российских православных народов, прежде всего русских, украинцев и белорусов, в июне 1998 года выступило Общество.

21 сентября православная церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В этот день 2002 года Общество русской культуры выступило с инициативой уставить 21 сентября праздник в честь дня России.

Октябрьский, холодный дождь и ветер в Дмитриевскую родительскую субботу 2001 года не помешали организовать и провести первую, после долгих лет советской власти, панихиду по православным воинам, "за веру и отечество живот свой положивших" в 1552 году. В этот день вся православная церковь поминает павших воинов. Служба, проведенная о. Федором (Ситкин) и о. Олегом (Соколов) привела к решению образовать православную общину храма Спаса Нерукотворного и начать работу по возращению этого храма общине. Ровно через год здесь прошла первая церковная служба. Вместе с тем, администрация г. Казани и Кабинет министров РТ в просьбе вернуть общине храм Спаса Нерукотворного категорически отказали.

27 ноября 2002 года состоялась встреча Президента РТ М.Ш. Шаймиева с русскими общественными организациями республики. На этой встрече председатель Общества русской культуры А.Л. Салагаев передал письмо председателя приходского совета храма Спаса Нерукотворного о. Федора (Ситкина) с просьбой о положительном решении вопроса передачи храма верующим. Православные граждане республики и общественность надеются на положительные изменения в отношении руководства к их нуждам. Слово за руководством республики и лично за ее Президентом…
^ В народных традициях - дух народа.
Повышение национального самосознания отразилось на духовной жизни всех народов Республики Татарстан. В сфере культуры большей популярностью стали пользоваться художественные коллективы, исполнители, авторы произведений, отражающие национальную суть своего народа, воспевающие его славное прошлое. Процесс по возрождению духовных ценностей русского народа тесным образом связан с православной религией и Русской Православной Церковью, которые являются истоками для многих народных традиций.

Работа по возрождению русских народных традиций в Республике Татарстан началась еще до создания Общества русской культуры. Необходимо упомянуть имена людей, чьими стараниями удалось многого добиться, возрождая национальные традиции и национальное самосознание русских в РТ, и чье участие украсило самую, пожалуй, яркую и красочную страницу истории Общества русской культуры г. Казани. Это - Нина Петровна Кузьмина - сейчас доцент Казанской Государственной Академии Культуры и Искусства, заслуженный деятель искусства Республики Татарстан; Михаил Юрьевич Щеглов - сейчас доцент КГТУ им. А.И. Туполева, кандидат технических наук, заместитель председателя Общества русской культуры; Татьяна Сергеевна Чекмарева - ведущий специалист Республиканского Научно-Методического центра Народного Творчества и культурно-просветительской работы при Министерстве культуры РТ (РНИЦ); Александр Константинович Смирнов - музыкант, педагог, фольклорист, член жюри республиканского конкурса "Русская песня", директор Центра русского фольклора г. Казани, и многие другие энтузиасты - любители подлинно русского народного творчества.

Осенью 1991 года Н.П. Кузьмина и М.Ю. Щеглов (в последствии член правления ОРК), пригласили из села Русское Никольское Лаишевского района ансамбль деревенских бабушек "Каравон" (что по старорусски означает "Хоровод"), Тогда энтузиастам-общественникам удалось создать телевизионную передачу и продемонстрировать ее по кабельному телевидению микрорайона молодежного жилищного комплекса - МЖК. Зрители микрорайона смогли в подлиннике увидеть русские народные традиции одного из близлежащих от Казани сел.

Появилось желание создать подобный ансамбль и у себя в микрорайоне. В декабре этого же года при молодежном жилищном комплексе Ленинского района города Казани был создан русский фольклорный ансамбль "Коляда". И уже через две недели, в рождественскую ночь, участники ансамбля с колядками пошли по подъездам своего микрорайона.

22 мая 1992 года на Николин день ансамбль "Коляда" выехал в село Никольское к своим народным учителям. Этот день Православная Церковь празднует как день любимого в русском народе святого Николая Угодника. Николин день - это и престольный праздник сельского храма, престол которого освещен в честь Николая Угодника и самого села, названного по имени святого. Здесь в честь этого праздника после церковной службы и праздничных обедов, исстари, еще с ХVl века велись традиции русских хороводов, сохраненные его жителями до сих пор, и потому являются одними из самых древних на территории республики.

Уникальные хороводы необычны по своим движениям, а тексты песен настолько стары, что не всем понятны, из-за давно утраченных в русском языке слов. Участники "Коляды" с большим для себя интересом узнавали русские народные традиции, которым насчитывалось несколько веков.

А с 1993 года локальное культурное мероприятие одного села стало общественным, престольный праздник превратился в фестиваль и в последствии стало одним из главных мероприятий русской традиционной культуры Республики Татарстан. На первом же фестивале в мае 1993 года, кроме самих хозяев, приняли участие лишь два фольклорных коллектива: ансамбль "Коляда", из Казани и ансамбль "Родные напевы" из города Заинска. И состоялся он лишь благодаря упорству и настойчивости инициаторов - директора д/к села Русское - Никольское - С.А. Трусова, специалиста РНМЦ - Чекмаревойвой, членам правления Общества русской культуры - Н.П. Кузьминой и М.Ю. Щеглова.С первого же раза главной проблемой фестиваля стала доставка участников и гостей в село Р. Никольское.

В 1998 году в адрес Президента РТ М.Ш.Шаймиева от Общества русской культуры было направлено письмо, с просьбой предать статус официального республиканского мероприятия народному фестивалю "Каравон". В этом письме, в частности указывалось, что в Республике "где по официальным данным проживает 43,3% русских… до сих пор не проводится ни одного русского национального праздника, приближающегося по масштабам организации ко всеми любимому татарскому празднику "Сабантуй".

Но послания, направленные в адрес Президента РТ оседали в кабинетах чиновников среднего звена, чаще - в администрации г. Казани, а здесь решать вопросы русской культуры бывает сложнее. Ежегодно организаторы фестиваля "Каравон" сталкивались с огромными трудностями в обеспечении возможности посетить праздник всеми желающими, Общество русской культуры неизменно играло роль некой пожарной команды, пытающейся спасти ситуацию на последнем этапе.

И только в 2002 году на встрече членов Общества русской культуры Президент РТ согласился с тем, что полюбившийся праздник "Каравон" нужно сделать не хуже чем татарский праздник " Сабантуй".

Многие инициаторы создания Общества русской культуры были прочно связаны с традициями русского народа, с русским фольклором, поэтому работа по подержанию и развитию народных традиций с первых дней создания ОРК велась очень интенсивно. При организационном содействии Общества русской культуры были возрождены почти полностью утраченные праздники, песни и обряды в селах и деревнях Высокогорского, Верхне-Услонского, Зеленодольского, Пестречинского и Лаишевского районов республики. Возродившись в одном селе, традиционные праздники расширяют масштабы и географию участников, собирая фольклорные коллективы со всей республики. При этом особым размахом, не считая "Каравона" отличаются праздники в Горном Матюшино. Здесь красивую многовековую традицию празднования Троицы вместе с жителями деревни и Обществом русской культуры ежегодно поддерживают своим участием сотни дачников и приезжих горожан.

Немаловажным здесь был личностный фактор и стечения обстоятельств. Например, Н.П. Кузьмина, уроженка Пензенской области, обзавелась деревенским домиком в самом центре села Матюшино.

Познакомившись с соседями, в основном - добрыми пожилыми женщинами, Нина Петровна с удивлением обнаружила, что они прекрасно поют старые русские песни своего села, помнят обряд празднования "Троицы" и праздник "Семик"… Сейчас уже многих песенниц нет в живых, а обряд живет и в самом селе Матюшино и в нотных тетрадях Н.П. Кузьминой, которые, надеемся, скоро увидят свет в виде новых изданий.

Регулярные мероприятия, связанные с народными и православными праздниками, выезд в сельскую местность, стали удачной формой работы с горожанами, для многих из которых это единственный способ прикоснуться к своей родной культуре. И очень важно, что люди не по телевизору, а в непосредственном участии в празднике узнают обычаи и традиции своих предков. Для одних - это музей под открытым небом, для других - возможность повеселиться, услышать песни, любимые их отцами и дедами, но бесспорно для тех и других - это в первую очередь общение.

Одним из мест, где Общество русской культуры принимало участие в праздновании Троицы, стало село Савиново, по соседству с которым расположен жилищный комплекс в котором проживают многие участники ансамбля "Каравон" и члены правления ОРК. История села Савиново, которое ныне входит в черту города насчитывает более трехсот лет. Оказалось, что в селе есть жители, которые помнят традиции местных хороводов. Именно от них Общество узнало, что в селе есть свой праздник, не менее важный, чем Троица - это праздник Смоленской иконы Божьей Матери. Когда-то это событие было значимо для всех сел северо-востока города Казани, поскольку именно здесь пролегал путь крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери. В 1994 году было решено провести совместно и этот праздник, который жители села отмечают и по сей день как вновь восстановленный.

Известия о традициях села Савиново завели членов правления Общества и в село Семиозерка, откуда исходили древние традиции. Первые сведения о былой духовной и хозяйственной силе Семиозерского монастыря села были получены от самих жителей этого села во время первого рабочего выезда членов правления Общества, в котором приняли участие А.Л. Салагаев, М.Ю. Щеглов и оператор МЖК - Ю.И. Васильев. Из бесед с сельчанами стало ясно, что жизнь местных крестьян всегда была тесно связана с Семиозерским монастырем, который являлся не только духовным центром, но и центром хозяйственной жизни. Монахи монастыря имели свою особую систему земледелия, которой учили местных жителей. Крестьянские дети обучались в монастырской школе, это было одно из самых грамотных сел Казанской губернии.

Из напевов семиозерских бабушек сразу же стало ясно, что их песни имеют ценность как уникальные произведения, поскольку многих из них ни в одном сборнике народного творчества не было, редко встречались подобные песни и в исполнении жителей других мест. Поэтому уже в сентябре 1995 года при совместном участии Общества и Казанского отделения ЛДПР в лице представителя этой партии Сединина была подготовлена экспедиция фольклористов в Семиозерку. Не сразу удалось записать все местные обрядовые песни, носителей традиций надо собрать, разговорить, распеть, ведь не вс