Культурология. Философия в первом приближении Человеческое состояние названо искусственным

Включающей национальные традиции, язык, историю, литературу.Экономические, культурные и научные контакты стран и их народов делают актуальными темы, связанные с исследованием межкультурных коммуникаций, соотношения языков и культур, изучением языковой личности.

В процессе обучения языку, общению на данном языке без культуры обойтись нельзя.Чтобы обучить речевому общению, необходимо выяснить, как связаны язык и культура и как показать эту взаимосвязь в процессе обучения.

В отличие от страноведения и этнолингвистики лингвокультурология представляет собой "целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отражённых в языке, контрастивный анализ лингвокультурологических сфер разных языков (народов) на основании теории лингвистической относительности (гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа)"

Язык через значение выходит в мир, значение - это тропинка, которая соединяет язык с внеязыковой реальностью. За языковыми явлениями лежит определённая социокультура. За языковой картиной мира лежит социокультурная картина мира. Чтобы реально пользоваться разговорным языком, надо знать совокупность внеязыковых фактов, то, что лежит за языком. Возрастающий интерес к проблеме "язык-культура" делает всё настоятельней необходимость уточнения источников, параметров, методов исследования понятий, входящих в сферу терминологического инвентаря

концепции "язык и культура" сходятся интересы всех наук о человеке, это та сквозная идея, которая разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э.Сепир писал: Язык, таким образом, выступает как реализованная внутренняя форма выражения культуры, как средство аккумуляции знаний культуры.

Главное назначение культуры - быть средством духовного обогащения личности. Человек погружается в "мир культуры", осваивая множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Национальный характер культуры предполагает взаимодействие языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного "фундаментального основания" - мировой культуры, достижения всего человечества. Культура как творение народа является единством национального (специфического) и общего (интернационального).

аиболее полно соотношение "язык - культура" отражено в трудах В. фон Гумбольдта, который писал: "Человек преимущественно: живёт с предметами так, как их преподносит ему язык: Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он вступает в круг другого языка".

оследователи В. фон Гумбольдта (неогумбольдтианцы) рассматривают "картину мира" как "промежуточный языковой мир", создаваемый творческим духом нации, как форму представления данной национальной культуры и как сопоставительную интерференцию разных культур, отражённых в различных национальных языках..

Б.Л. Уорф в работе "Отношение норм поведения и мышления к языку" отмечал, что язык и культура развивались вместе, постепенно влияя друг на друга. Но в этом союзе сама природа языка является тем фактором, который сдерживает его развитие: "Это происходит потому, что язык является системой, а не просто комплексом норм. Структура большой системы поддаётся существенному изменению очень медленно, в то время как во многих других областях культуры изменения совершаются сравнительно быстро. Язык, таким образом, отражает массовое мышление; он реагирует на все изменения и нововведения, но реагирует слабо и медленно, тогда как в сознании производящих изменения это происходит моментально".

наше время русский язык и его носители резко вышли в мир, пошли межкультурные контакты. Россияне стали больше владеть другими языками для общения, им нужно было знать культурную составляющую. Сюда же добавился почти моментальный выход в Интернет. Лингвистика сделала задачу сопоставления культур абсолютно необходимой. Если мы обучаем языку, то должны учить находить в тексте те знаки, которые приведут к пониманию некоторого общего концептуального смысла, который в значительной степени культурно обусловлен значениями языковых единиц. В плане проблемы "язык и культура" разрабатывается метод встречного, паритетного описания культуры через факты её отражения в языке и интерпретации самих языковых фактов через "глубинный, внеязыковой, культурный компонент" (вертикальный контекст). Синтез собственно лингвистических методов с методами других, смежных наук привели к познавательной, когнитивной (социально-речевой) ориентации, к когнитологии: языковой контекст должен корректироваться культурологическим, опираться на более глубокие сведения культурологического характера, на передачу внеязыкового, когнитивного "со-значения" для адекватности речевого употребления.

ущность концептуальной сферы того языка, который изучается, и языка, по сравнению с которым это изучается, выявляется в подходах, методах, которые имеют национальное своеобразие.

Культурная антропология - это американский подход, германский - это герменевтика , французский - это эпистемология . Все эти дисциплины одинаково правомерно существуют и представляют сугубо национальную форму проявления одного и того же. Как практически показать через текст концептуальную основу - в этом вся задача, потому что теория - одно, а прагматика действия, то есть технология этого исследования, - это другое дело.

Следует различать предмет реальности, представление понятия - концепт и языковое выражение. Важно увидеть всё это через призму конфликтов культур, как можно больше знать и о культуре своего партнёра, и о своей культуре, а также важно видеть это через разные углы зрения. Культура воспринимается в широчайшем этнографическом смысле как система идей, традиций, образ жизни, видение мира, национальный характер, менталитет. Без культурных коннотаций не может существовать ни одно слово Н.С.Трубецкой писал: при сопоставлении должно быть что-то общее в сопоставляемых частях.

о мнению В.В.Воробьёва, лингвокультурология как научная дисциплина характеризуется рядом специфических особенностей:

    Это научная дисциплина синтезирующего типа, пограничная между науками, изучающими культуру, и филологией (лингвистикой).

    Основным объектом лингвокультурологии являются взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования и изучение интерпретации этого взаимодействия в единой системной целостности.

    Предмет лингвокультурологии - национальные формы бытия общества, воспроизводимые в системе языковой коммуникации и основанные на его культурных ценностях, всё, что составляет "языковую картину мира".

    Лингвокультурология ориентируется на новую систему культурных ценностей, выдвинутых новым мышлением, современной жизнью общества, на полную, объективную интерпретацию фактов и явлений и информацию о различных областях культурной жизни страны.

    Объективная, полная и целостная интерпретация культуры народа требует от лингвокультурологии системного представления культуры народа в его языке, в их диалектическом взаимодействии и развитии, а также разработки понятийного ряда, который способствует формированию современного культурологического мышления.

Культура

1. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием

1) общество 2) культура 3) познание 4) наука

2. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру.

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право.

3. В приведенном списке указаны черты сходства матери­альной и духовной культуры и отличия материальной культуры от духовной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) деятельность человека 2) вещественный результат

3) создание ценностей 4) формирование идей, образов

4. Выберите в приведенном списке верные утверждения о культуре и запишите в строку цифры, под которы­ми они указаны.

1) Культурой называют уровень воспитанности человека.

2) Культура возникла только с появлением государства.

3) Культура - определенный уровень развития общества.

4) Культура сформировалась раньше общества.

5) Культура представляет собой часть природной среды.

5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к областям культуры.

1) искусств 2) мораль 3) образование 4) общество 5) религия 6) наука

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда

Прочтите текст и выполните задания 6.1-6.6

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, - есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

6.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

6.2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?

6.3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.

6.4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

6.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна.

Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

6.6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

7. Верны ли следующие суждения о духовной жизни обще­ства?

А. Духовная жизнь охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума.

Б. В процессе духовной жизни общество усваивает накоплен­ные ценности и творчески создает новые.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочтите текст и выполните задания 8.1 - 8.6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура - это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

8.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

8.2. На основе текста заполни пробелы в таблице.

8.3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.

8.4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

8.5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?

Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

9. Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется

1) творчеством 2) образованием 3) социализацией 4) религией

10. Студент четвертого курса педагогического университета Владимир преподает химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?

4) дополнительное образование

11. Недавняя выпускница строительного университета Екате­рина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

12. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одна из задач образования - приобщение человека к дос­тижениям цивилизации.

Б. Образование - важное средство социализации человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. В 1993 и в 2008 г. в стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан.

Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку цифры, под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием пол­ного (среднего) образования, увеличился в 2008 г. по срав­нению с 1993 г.

2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993 и 2008 г.

4) Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем обра­зования, значительно уменьшилась в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

5) Среднее профессиональное образование популярнее полно­го (среднего) образования в обоих опросах.

14. М. - гражданин России, директор крупного завода. Уста­новите правильную последовательность прохождения им ступеней образования.

1) обучение в средней (полной) школе

2) получение высшего профессионального образования

3) окончание основной школы

4) посещение дошкольного образовательного учреждения

5) защита диссертации и получение ученой степени

15. Что является отличительным признаком искусства?

1) использование художественных образов

16. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обоб­щает все остальные?

1) архитектура 2) музыка 3) живопись 4) искусство

17. Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно

1) морали 2) религии 3) искусству 4) идеологии

18. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Целью искусства является самовыражение творца и эмо­циональное воздействие на зрителя.

Б. Благодаря искусству осуществляется научное познание ми­ра.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства - получение и постоянное об­новление знаний об окружающем мире.

Б. Художественный вымысел совершенно недопустим в про­цессе познания мира с помощью искусства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

21.Найдите в приведенном ниже списке виды искусства, и за­пишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура 2) культура 3) живопись 4) литература 5) религия

22. Какому понятию соответствует определение: «область культуры, связанная со специализированной деятельно­стью по созданию системы знаний о природе, обществе и че­ловеке»?

1) образование 2) наука 3) искусство 4) религия

23. Что является отличительным признаком науки?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности явлений и событий

4) обращение к сверхъестественным силам

24. К наукам об обществе относится

1) астрономия 2) физиология 3) экономика 4) география

25. Верны ли следующие суждения о роли науки в совре­менном мире?

А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности ученых за последствия их деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о роли науки в совре­менном мире?

А. Потребности развития общества влияют на выбор проблем, исследуемых наукой.

Б. Научные знания влияют на формирование мировоззрения че­ловека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

27. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и за­пишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сход­ства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) влияние на формирование мировоззрения человека

2) допустимость художественного вымысла

3) важность эмоциональной составляющей

4) отражение природных и общественных явлений

28. В приведенном списке указаны черты сходства гумани­тарных и естественных наук и отличия гуманитарных наук от естественных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) стремление к достоверной информации об окружающем мире

2) сосредоточение на проблемах человека и общества

3) выдвижение и обоснование гипотез

4) исследование закономерностей развития живой и неживой природы

29. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обоб­щает все остальные?

1) христианство 2) ислам 3) религия 4) буддизм

30.Представление о существовании внешних сверхъестест­венных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует

1) мораль 2) религию 3) искусство 4) идеологию

31. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм 2) индуизм 3) шаманизм 4) конфуцианство

32. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия влияет на отношение верующего к действитель­ности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.

Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34. В приведенном списке указаны черты сходства религии и науки и отличия религии от науки. Выберите и запи­шите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а за­тем черт различия.

1) обращение к сверхъестественным силам

2) организация процесса обучения

3) объяснение природных и общественных явлений

4) воздействие на эмоции человека

35. Нормы и оценки поведения человека, группы или обще­ства в целом с позиции добра и зла находят отражение в

1) деятельности 2) познании 3) морали 4) праве

36. Способность человека самостоятельно вырабатывать свою линию поведения в соответствии с нормами мора­ли называют

1) нравственным сознанием

2) этническим самосознанием

3) свободой совести

4) самообразованием

37. Способность человека к моральному самоконтролю назы­вают

1) долгом 2) совестью 3) честью 4) достоинством

38. Принцип: «Будь честным в любой ситуации», - относится к сфере

1) права 2) морали 3) религии 4) познания

39. «Относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - один из принципов

1) искусства 2) науки 3) права 4) морали

40. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали действуют только в духовной сфере жизни общества.

Б. В требованиях морали выражено стремление людей к самосо­вершенствованию.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

41. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к категориям морали:

1) долг 2) совесть 3) честь 4) сознание 5) достоинство

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

42. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Согласно гуманистическому идеалу лишь благо государ­ства может быть критерием справедливости общества.

Б. Гуманизм признает ценность человека как индивидуаль­ности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

43. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних душевных пережива­ниях за судьбу Родины.

Б. Патриотизм исключает критическое отношение к сущест­вующему политическому строю.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

44. Верны ли следующие суждения о гражданственности?

А. Гражданственность предполагает определенную нравствен­ную позицию человека.

Б. Гражданственность- синоним понятия «гражданство».

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


В первом приближении культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном , т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому - по корню глагола «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, - есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик .


С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением ? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «культура»;

2) роль культуры в жизни человека и общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.



Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? Ответ


С2

Должны быть приведены следующие точки зрения:

1) культура как обработка почвы;

2) культура как производная от понятия «культ».

Данные точки зрения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках



Приведены две точки зрения

2

Приведена одна любая точка зрения

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик. Ответ :


С3

Могут быть выписаны следующие объяснения:

1) Культура - «все то, что не природа», т.к. - это «все, что сделано руками человека»;

- «культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искус­ственном, т.е. человеческом, состоянии»;

2) «Культура давно стала для человека второй приро­дой: все, что он видит в мире, он видит через культуру».

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содер­жанию формулировках.


Приведены объяснения обоих характеристик.

2

Приведено объяснение одной любой характеристики.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».


С4

1) большинство людей живет в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде ;

2) большинство людей пользуются специально изготов­ленной одеждой и предметами быта;

3) жизнь людей регулируется специально созданными со­циальными нормами.

Могут быть приведены другие примеры.


Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. Ответ:


С5

эле менты :

  1. ответ на вопрос : в тексте представлена первая точка зрения;

  2. фраза текста : «Все, что мы представляем собой - на­ши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания».
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по
содержанию формулировках.

Дан правильный ответ на вопрос, приведен фраг­мент текста.

2

Дан правильный ответ на вопрос

1

Дан неверный ответ на вопрос при наличии или отсутствии фразы текста ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.


С6

Правильный ответ должен содержать следующие эле менты :

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;


  • 2) приведены два объяснения (аргумента) , например: в случае согласия может быть указано,

  • что в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает свое поведение определен­ными рамками, отражающими социальные нормы;

  • некоторые культурные ценности, усваиваемые челове­ком, напрямую противоречат его базовым инстинктам, причиняют вред его природной составляющей;

  • человек живет в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;
в случае несогласия может быть указано, что

  • в процессе своего развития человек сформировался как особый биологический вид, отличный от других животных;

  • многие потребности, модели поведения человека явля­ются биологически обусловленными.
Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).

Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента)

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент) ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста , приведены два объяснения (аргумента)

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

Прочтите текст и выполните задания С1 - С6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью .

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура - это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. смысловые оттенки понятия «культура»

  2. специфика культуры;

  3. основные виды культуры;

  4. особенности материальной и духовной культуры.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице


С2

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу, например:

Материальная культура

Духовная культура

Продукт (результат, форма)

вещи, орудия, на­выки, знания, ко­торые являются продуктами ма­териального про­изводства или об­служивают жизнь общества

Продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства

Что воплощает

Степень практического овладения человеком силами и веществами природы

Внутренне богатство сознания, степень развитости самого человека

Данные могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно заполнены четыре пробела

2

Правильно заполнены два-три пробела

1

Правильно заполнен один пробел или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С3

Правильный ответ должен содержать следующие эле менты:

1) аспект общественной жизни, который связан с преем­ственностью;

2) объяснение, например: развитие общества невоз­можно без опоры на опыт предшествующих поколений, который воплощается, прежде всего, в культуре Может быть дано иное объяснение.


Назван аспект, дано объяснение

2

Дано объяснение

1

Назван только аспект или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.


С4

Могут быть приведены такие примеры:

  1. композитор пишет музыку для кинофильма;

  2. известный писатель сочинил новый детектив;

  3. ученый разработал новую методику проведения опера­ции на сердце.
Могут быть приведены другие примеры

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


С5

Правильный ответ должен содержать следующие эле­ менты :

1) объяснение приведенного в задании факта , например: в данном случае понятие культура характеризует черты личности Степана.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) фрагмент текста : «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культу­рой, а культурностью».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2


С6

Могут быть приведены, например, такие аргументы:

1) произведения культуры создаются в результате целена­правленной деятельности людей - познания, художест­венного или технического творчества, осмысления социальных реалий, т.е. духовного производства; 2) ценности культуры по преимуществу осознанно при­нимаются человеком, он трансформирует их, передает другим свое понимание, т.е. налицо духовная деятель­ность человека.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Приведены два аргумента (объяснения).

2

Приведен один аргумент (объяснение).

1

Ответ неверный.

0

2

Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

Термин «аудит» означает ревизию, бухгалтерскую про­верку. Аудиторская деятельность - это установление достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету изучают и кон­тролируют финансовую отчетность компании, дают экспертное заключение относительно ее правильности, надежности и соот­ветствия общепринятым стандартам.

4. Предмет философии «Первым на ум приходит определение философии как познания Универсума. Однако это определение, хотя оно и верно, может увести нас в сторону от всего того, что ее отличает: от присущего ей драматизма и атмосферы интеллектуального героизма, в которой живет философия и только философия. В самом деле, это определение представляется антитезисом возможному определению физики как познания материи. Но дело в том, что физика сначала очерчивает границы последней и только затем берется за дело, пытаясь понять ее внутреннюю структуру. Математик также дает отделение числу и пространству, т. е. все частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой. Иными словами, физику и математику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, поэтому они начинают не с проблемы, а с того, что выдается или принимается за известное. Но что такое Универсум, на розыски которого, подобно аргонавту, смело отправляется философ, неизвестно. Универсум – это огромное и монолитное слово, которое, подобно неопределенному, широкому жесту, скорее затемняет, чем раскрывает это строгое понятие: все имеющееся. Для начала это и есть Универсум... Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно. Нам более или менее известно, что такое часть, доля, осколок Универсума. По отношению к объекту своего исследования философ занимает совершенно особую позицию, философ не знает, каков его объект, ему известно о нем только следующее: во-первых, что это не один из остальных объектов; во-вторых, что это целостный объект, что это подлинное целое, не оставляющее ничего вовне себя и тем самым единственно самодостаточное целое. Но как раз ни один из известных или воображаемых объектов этим свойством не обладает. Итак, Универсум – это то, чего мы по существу не знаем, что нам абсолютно неизвестно в своем положительном содержании. Совершая следующий круг, можно сказать: другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой – это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым , постоянно искомым. <…> Философия, исповедующая чистый теоретический героизм, никогда не шла надежным, спокойным и буржуазным путем. Как и ее объект, она является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия – наука, которая себя ищет. Однако в вышеприведенном определении "философия – это познание Универсума" слово "познание" имеет иное значение, чем в прочих научных дисциплинах. Познание в строгом, изначальном смысле – это конкретное позитивное решение проблемы, т. е. совершенное проникновение субъекта в объект с помощью разума. <…> Поэтому я предлагаю, определяя философию как познание Универсума, понимать под этим целостную систему умственной деятельности, в которую систематически организуется стремление к абсолютному знанию. Итак, совокупность мыслей может стать философией при одном условии: реакция разума на Универсум должна быть такой же универсальной, целостной – короче, должна быть абсолютной системой. <…> Только в определённых точках доктринальный корпус физики соприкасается с реальностью природы – в экспериментах. И его можно варьировать в тех пределах, при которых эти точки соприкосновения сохраняются. А эксперимент представляет собой манипуляцию, посредством которой мы вмешиваемся в природу, принуждая её к ответу. Однако эксперимент раскрывает нам не саму природу как она есть, а только её определенную реакцию на ваше определённое вмешательство. Следовательно, так называемая физическая реальность – и это мне важно формально выделить – реальность зависимая, а не абсолютная квазиреальность, вот она обусловлена человеком и связана с ним. Короче, физик называет реальностью то, что происходит в результате его манипуляций. Эта реальность существует только как функция последних. Итак, философия ищет в качестве реальности именно то, что обладает независимостью от наших действий, не зависит от них; напротив, последние зависят от этой полной реальности. <…> Универсум – это название объекта, проблемы, для исследования которых родилась философия. Но этот объект, Универсум, настолько необычен, так глубоко отличается от всех остальных, что, конечно же, требует от философа совершенно иного подхода, чем в других научных дисциплинах. Формально я понимаю под Универсумом "всё имеющееся". То есть философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своём обособленном и, так сказать, отдельном существовании, – напротив, его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи – то, что её отделяет от других вещей или объединяет с ними: её место, роль и разряд среди множества вещей… Мы понимаем под вещами не только физические и духовные реалии, но также всё ирреальное, идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно имеется. Поэтому я предпочёл слово "иметь"; я даже говорю не "всё существующее", а "всё имеющееся". Это "имеющееся" охватывает самый широкий круг предметов, какой только можно очертить, настолько широкий, что включает вещи, о которых мы непременно скажем, что они имеются, но не существуют. Например, круглый квадрат, нож без черенка и лезвия… <…> Философия с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе – неразрешимая проблема. [Это так в случае, если Универсум, то есть всё имеющееся, непознаваем – по одной из двух причин: или мы неспособны его познать, или он сам по себе, по своей структуре непроницаем для мысли, ибо иррационален]. <…> В частных науках не возникает сомнения в познаваемости их предмета, там можно сомневаться в возможности полного познания и сталкиваться с некоторыми частными неразрешимыми проблемами в пределах своей общей проблемы. И даже, как в математике, доказывать их неразрешимость. Сама позиция ученого подразумевает веру в возможность познания своего объекта <…> И в обратном порядке, физической проблемой считается только то, что можно измерить и методически рассмотреть. Лишь философ в качестве существенного элемента своей познавательной деятельности допускает возможность непознаваемости своего предмета. А это означает, что философия – единственная наука, рассматривающая проблему таковой, какова она есть, без предварительного насильственного приручения. [Наука занимается практическими проблемами:] камень, лежащий на пути, мешает нам двигаться вперед. Практическая проблема состоит в том, чтобы заменить наличную реальность на иную, чтобы на дороге не было камня, стало быть, появилось то, чего нет... Практическая проблема – это такое состояние ума, в котором мы проектируем изменение реальности, задумываем появление того, чего пока нет, но нам необходимо, чтобы оно было. В корне отличается от этого состояние, при котором возникает теоретическая проблема. В языке эта проблема выражается вопросом: "Что такое та или иная вещь?" Обратите внимание на странность этого ментального действия, подобного запроса. То, о чем мы спрашиваем: "Что это?" – находится здесь, оно есть – в том или ином смысле, – иначе нам в голову не пришло бы об этом спрашивать. Однако оказывается, что нам недостаточно того, что нечто есть и находится здесь; напротив, нас беспокоит, что это есть и есть таково, каково оно есть, нас раздражает его бытие… Отсюда следует, что теоретическая проблема встаёт лишь тогда, когда мы исходим из того, что есть, что несомненно находится здесь, но тем не менее или в силу этого мыслится так, будто его нет, будто его не должно быть. Таким образом, теория начинается – как это ни парадоксально – с отрицания реальности, с виртуального разрушения мира, с его уничтожения: это идеальное возвращение мира назад к ничему, ко времени до его сотворения и вместе с тем изумление перед его бытием и движение вспять к его истокам. <…> Философия – это познание вселенной, или всего имеющегося… С высоты философии любое другое знание представляется наивным и в некотором отношении ложным, т. е. опять-таки оказывается проблематичным…»

А1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
большая роль науки в развитии производства;
деление общества на социальные группы;
ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;
высокая социальная мобильность.
А2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
общность традиций;
устойчивая государственность;
собственный язык;
общность территорий.
А3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
способы протекания конфликтов;
способы разрешения конфликтов;
процесс социализации личности;
причины возникновения конфликтов.
А5. К основным экономическим ресурсам относится:
рынок;
2)капитал;
3)обмен;
4)налоги. А6. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развиваю-щейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Примером общения не является:
1) зрители аплодируют певцу после выступления;
2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах;
4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитан¬ной книги.
А8. Нуклеарная семья:
1) наиболее распространена в аграрном обществе;
2) включает не менее трех поколений прямых родствен-ников;
3) является малой социальной группой;
4) не предполагает общность быта.
А9. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.
1) Физиологические потребности;
2) престижные потребности;
3) потребности в безопасности;
4) социальные потребности;
5) духовные потребности.
А.10. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс;
2) технический прогресс;
3) культурный прогресс;
4) религиозный прогресс.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС.
ВАРИАНТ I
В1.Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
1)Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;
2)включает в себя распределение и потребление;
3)включает помощь социально незащищенным слоям населения;
4)создает товары и услуги;
5)существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые
номера черт сходства, а во вторую колонку рядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
В2.Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
1)Загрязнение окружающей среды;
2)угроза ядерной войны;
3)ограниченность ресурсов;
4)кризис перепроизводства;
5)рост числа неполных семей.
Номера, под которыми указаны глобальные проблемы,
выпишите в порядке возрастания.
Ответ:__________________
ВЗ Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
A)Традиционное общество.
Б) Индустриальное общество.
B)Постиндустриальное общество.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
1)Машинное производство - определяющий фактор развития.
2)Большая роль церкви и армии.
3)В экономике преобладает сфера услуг.

А Б В

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своём искусственном, т.е. человеческом, состоянии.
Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания.


С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?
С3. В тексте культура характеризуется как «всё то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
ВАРИАНТ II
А1.Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1)отсутствием товарно-денежных отношений;
2)существованием свободной конкуренции производителей;
3) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
4) уравнительным распределением продукции.
А2. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А3.Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция;
2)закон спроса и предложения;
3)олигополия;
4)монополия.
А4.Личность в отличие от индивида:
является биосоциальным существом;
характеризуется неповторимыми чертами внешности;
обладает определенными желаниями и стремлениями;
способна оказывать влияние на общество.
А5.Положение, при котором доходная часть государственно¬го бюджета превышает расходную, называется:1)профицит бюджета;
2)дефицит бюджета;
3)государственный долг;
4)сбалансированный бюджет
А6.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.
Токарь;
демократ;
житель мегаполиса;
4)ребенок.
А7.Условием принадлежности к этносуявляется:
1)общность историческое судьбы;
2)отсутствие кровного родства;
3)отношение к средствам производства;
4)общий уровень доходов.
А8. В ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока¬залисьбезработными. Данный пример относится к:
1)политической и социальной сферам;
2)социальной и экономической сферам;
3)экономической и духовной сферам;
4)духовной и социальной сферам.
А9.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на про¬филактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1)престижную потребность;
2)физиологическую потребность;
3)потребность в безопасности;
4)социальную потребность.

А10. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший ника¬ких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание това¬ров и услуг.
1)Верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверно.
В1. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества.
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ____________________
В2. Найдите черты сходства и отличия реформы и революции.
Изменение всех или большинства сторон общественной жизни;
проводится только органами государственной власти;
носит скачкообразный характер;
является видом социального прогресса;
представляет собой частичное усовершенствование какой-либо одной сферы жизни общества;
изменяет основы существующего социального строя.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
Установите соответствие между видом реформ и их конкретным проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕФОРМ
А) Политические реформы.
Б) Экономические реформы.
В) Социальные реформы.
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕФОРМ
1)Проведение приватизации.
2)Введение всеобщего обязательного среднего образования.
3)Принятие конституции.
Запишите в таблицу выбранные цифры
А Б В

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3.
Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
С3. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.