Что такое технологическая культура определение. Структура технологической культуры. Технологическая культура В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой. Система технологического образования в воспитании тех

Тема урока: Технологическая культура: ее сущность и содержание

Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Оснащение уроков: презентация, содержащим произведения искусства, памятники культуры, технические достижения человечества; учебник технологии (гл.1, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,

Ход уроков

1. Изложение нового материала

Уже с первого урока важно заинтересовать учащихся новым содержанием технологии. Познакомьте их со структурой учебника, содержанием. Школьники должны осознать важность и необходимость приведенных в учебнике сведений.

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить спроецированный на экран план изучения темы.

Вопросы для фронтальной вступительной беседы, приведенные в начале параграфа, помогут учащимся погрузиться в рассматриваемое содержание, сформировать мотивационную сторону его усвоения.

Выяснение понятие «культура» является первым этапом формирования термина «технологическая культура». Перед тем, как дать определение, необходимо выяснить, что учащиеся понимают под «культурой» вообще. Можно предположить, что этот вопрос вызовет у школьников определенные трудности, так как понятие «культура» многогранно и определений существует множество. Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм, учитель вводит понятие «культура». Перейдя к разбору схем учебника «Виды культуры» (с.7), можно предложить охарактеризовать каждый из ее видов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «технологическая культура». Важно заметить, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых ее шагов.

Логичным переходом может служить фронтальное выполнение заданий кроссворда, ответы на вопросы которого составят новое понятие «технология».

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

Ваше понимание «технологии»?

Назовите виды технологий?

Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для человечества?

Обычно вариантов ответов на эти вопросы у учащихся бывает множество, поэтому учитель должен быть всегда готов расширить, дополнить их содержание. Учителю необходимо указать на происхождение термина «технология», ввести новое понятие. Разбирая содержание схемы учебника (с.9), учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и привести примеры.

Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах предлагается описать технологию изготовления, например, валика (показ). Данную беседу учитель должен построить таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выявили необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс), на чем обрабатывать? Чем? Вводятся понятия «технологические машины», «технологические приспособления». Учитель делает вывод, опираясь на схему учебника (с.10).

Взаимовлияние рассматриваемых компонентов друг на друга учащиеся могут усвоить, работая по учебнику (с.11, рис. 1-2) и рассматривая приведенный экскурс в историю развития техники. Важно, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что каждой ступени развития общества соответствуют преобладающие способы производства.

Перечислим ряд вопросов, которые можно применять на данном этапе беседы:

Знаете ли вы, что такое катапульта, праща, водочерпательное колесо? Где они применялись?

Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.

Какие открытия и изобретения принадлежат Архимеду, Ньютону, Копернику?

Обобщая ответы учащихся, учитель вводит понятие «технологический уклад». Далее можно предложить учащимся самостоятельную работу с учебником (с.12-15, схема, рис. 3-7), заранее огласив вопрос:

Назовите технологические уклады и их основные технические достижения.

Демонстрация видеофильма и слайд-фильмов, устные выступления, подготовленные учащимися, могут служить завершающей частью данного этапа урока.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.19).

2. Практическая работа

Выполнить задания и упражнения

А) Расположить исторически сложившиеся типы универсальной культуры в правильном прядке:

Антропологическая (1), мифологическая (2), технологическая (3), космологическая (4).

Ответ: 2,4,1,3.

Б) Заполнить пустые графы таблицы «Основные научные открытия и изобретения в эпоху господства антропологической культуры (характерной для развитой природной цивилизации и охватывающей 2-ую половину 18, а также 19 и начало 20 веков)». Рекомендуется использование справочного, энциклопедического материала. Здесь приведена заполненная таблица, некоторые графы которой учитель при подготовке для учащихся оставляет незаполненными.

Годы

Открытия, изобретения

1729

Г. Стефан

Явление электропроводности

1733

Ш. Дюфе

Электричество

1738

А.К. Нартов

Станок с механическим суппортом

1748

М.В. Ломоносов

Закон сохранения и превращения энергии

1770

П. Дро

Первый робот «Пишущий мальчик»

1789

М.Г. Клапрот

Уран

1791

И.П. Кулибин

Самокатка

1799

А. Вольт

Гальванический элемент

1801

Е.А. Артамонов

Двхколесный велосипед

1802

В.В. Петров

Электрическая дуга

1826

Г. Ом

Закон Ома

1831

М.Фарадей

Электромагнитная индукция

1832

Н.И. Лобачевский

Новая неевклидовая геометрия

1832

И. Пикел

Генератор электрического тока

1834

Б.С. Якоби

Электродвигатель

1834

Е.А. и М.Е. Черепановы

Паровоз

1837

Я.Э. Пуркинье

Основы теории клетки

1859

Ч. Дарвин

Эволюционное учение

1860

Э. Лендар

Газовый двигатель внутреннего сгорания

1869

Д.И. Менделеев

Периодическая система элементов

1874

А.Н. Ладыгин

Электролампочка

1877

Т.А. Эдиссон

Фонограф

1881

А.Ф. Можайский

Летательный аппарат

1884

И.С. Костович

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания

1887

Г.Герц

Электромагнитные волны

1888

Ф.А. Блинов

Трактор

1891

Д.Добровольский

Трехфазный асинхронный двигатель

1895

А.С. Попов

Радио

1895

В.К. Рентген

Рентгеновский лучи

1896

А.А. Беккерель

Естественная активность

1898

В. Пауэльсон

Магнитная запись звука

1900

Т.А. Эдисон

Щелочной аккумулятор

1905

А. Энштейн

Теория относительности

1910

М. Кюри, А. Дебьер

Радиоактивность и радиоактивное излучение

1927

Д.Л. Берд

Запись изображения

Учащимся можно предложить заполнить аналогичную таблицу «Основные научные открытия и изобретения 20 века». Для активизации учащихся данное задание рекомендуется предложить в виде организации соревнования между 2-3 командами. Выигрывает та команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

3. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.

Введение

Тема реферата «Технологическая культура» по дисциплине «Культурология».

Цель работы - ознакомится с понятием технологической культуры, а именно:

Технологией;

Миром техники в пространстве культуры;

Особенностями научного знания;

Происхождением и развитием инженерной культуры.

Технология как культурный феномен

Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой -- условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности -- ее механизмы и способы -- в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей.

Понятие технологии используется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь в виду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводной сварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую все условия -средства, методы, процедуры -- его осуществления («конвейерная технология», «технология машиностроения»); формы и способы использования техники; применение научных знаний в организации практической деятельности; научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов. Понимая под технологией организационную сторону любой человеческой деятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле.

Становление и развитие технологической культуры

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии.

Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.

С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры.

Технические знания долгое время -- вплоть до эпохи Возрождения -- имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки.

Но параллельно с развитием техники и специальных технических знаний в истории культуры шел еще один процесс: развитие философского мышления.

В Новое время оба потока знаний -- сложившееся в практической деятельности техническое знание и созревшая в лоне философии теоретическая наука -- сблизились и переплелись друг с другом. В результате родилась наука в современном ее понимании.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной».

Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники -- все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов -- техники, науки и инженерии.

Вряд ли в наше время можно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима с невежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще. Существование технологической культуры как особой «ниши» культурного пространства -- это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху, когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества.

Особенности технологической культуры

1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности.

2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер.

3. Она по отношению к духовной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль.

4. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности.

5. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности.

План урока

«____» ________________ 20___г. 9 класс

Раздел 8. Основы технологической культуры

Тема: Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека

Практическая работа: работа с основными понятиями темы, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий

Цель урока: формировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

    Организационный этап.

    Актуализация знаний

КУЛЬТУРА Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какой смысл вы вкладываете в него?

С чем связана культура?

Культура связана:

    С поведением человека

    С производством

    С искусством и т.д.

    Объяснение нового материала.

В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития.
Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие. Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.
Для современной - технологической - культуры таким базовым
понятием является «технология».
Наиболее распространенным является утверждение, что слово «технология» происходит от греческого «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда. В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Составной частью технологической культуры является технологическое мышление.
Технологическое мышление - это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы.
Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств
преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт. В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики.
Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы.
Технологическая культура связана с технологической эстетикой.
Технологическая эстетика - это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты. Технологическая эстетика является теоретической основой дизайна. В свою очередь, она развивается на стыке ряда научных достижений: эстетики, искусствознания, социологии, эргономики (инженерной психологии), экономики, технологии производства и дрТехнологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.
Технологической культура- это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Современная технологическая эпоха резко обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.
Каждый человек должен быть специально подготовлен к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.

Структура технологической культуры

Технологическая культура

Технол. этика Технол. мышление

Технол. мировоззрение Технол. Образование

Технол. эстетика

Технологическое мировоззрение -

Система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека.

Технологическое мышление -

Нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей.

технологическое образование

    Технологические знания

    Технологические умения и навыки

    Технологически важные качества личности

Технологическая этика-

Оценка создаваемых техносистем с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства

Технологическая эстетика -

Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.

    Практическая работа

Составить схему

5.Подведение итогов урока.

    Домашнее задание

Подготовить сообщение о любом открытии в истории науки и техники

2.1 Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

2.2 Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, - это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.


Глава 3 Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура - это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.


Глава 4 Человек в мире технологической культуры

Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающая ум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие в самую сущность технической деятельности, в самоудовлетворяющуюся рутину, это усвоение способствует уже не обогащению жизни (посредствам гарантирования предварительных ступеней действий), а ее объединению. Труд без затрат духовных сил, становится самоудовлетворяющим – отмечает К Ясперс.

Рутинный труд неизбежно снижает возможности, и чем ниже уровень субъективности, тем необратимее меняется личность, которая становится винтиком технократии. Люди покорные своей судьбе, не способны быть субъектами собственной жизни, регрессируют более явно.

В сфере рынка труда они занимают низшую ступень, их удел – не требующий специального образования монотонный труд.

Высокоавтоматизированный труд, сводящийся к однотипному нажиманию кнопок или рычагов, длящийся годами, снижает способности интеллекта. Труд становится всё более безжизненным, что заметил в своё время Гегель, а способности индивида – все более ограниченными.

Другой негативной стороной увеличивающая спезиализациии труда в технократизированном обществе становится отчуждение как тотальное явление, распространяющимися на все проявление личности. Отчуждение возникает, когда субъектом труда становится сверхиндевидное целое. Это целое создает специфического и целесообразного для него индивида, необходимого для решения задач сверхцелого и и соответствующий спектр мировоззрений и совокупности индивидов. Человек отрицает как микрокосм, он обновляет и реализует как часть целого.

Отчуждение заключается не только в том, что работающий не видит продукта целиком, но и в том, что человек с рыночной доминант нравственно отчужден от изготавливаемого им продукта.

Ценность продукта определяется не только представлениями о реальной пользе или вреде, сколько рыночным спросом. Это, прежде всего, касается представителей высших эшелонов производства – крупных вкладчиков, управляющих и тому подобное. Технократическое общество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущих стадиях его развития.

Самое страшное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типа отчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию.

Личность современного человека подвергается испытанию «дурной бесконечностью технического прогресса», ставящей перед ним ложные смыслы. Имеется в виду «дурная бесконечность как термин, предполагающий бесконечную и монотонную повторяемость одних и тех же свойств, проявлений, законов.

Социальная инженерия называет множество ролей в технологию их исполнения при почти полном забвении самости; распыление человека на производственные и социальные функции грозит полным уничтожением его субъективности.

Философы отмечают, что современный человек утратил способность рефликтовать в себе наличие внутреннего ядра, что облегчает возможность управления его поведением и вмешательства в систему его ценностей, навязывания ему чуждых функций.

Превращение человека в функцию, даже если ему удается при этом стать экспертом в своей области, не означает приобщения его к истиной мудрости. Общество не может с полным правом претендовать на роль мудреца, им может быть только конкретная личность.

Таким образом, являющаяся неотъемлемой частью технического прогресса специализация проводит к таким разрушающим субъективность феноменам, как монотонный, однообразный труд и тотальное отчуждение от продукта, от нравственности, от своей личности и, в конечном счете, от онтологии.

Еще один аспект проблемы личности в обществе технократии связан с переносом логики технологического прогресса в интер - и интрапсихическую сферу. Рационалистического бытие рождает рассудочное сознание, т.е, внешняя логика техноструктуры становится собственной внутренней логикой личности. Из этого следует, что человек (объект) не только внешне, но и внутренне становится частью технологического прогресса.

Творчески одаренный человек может поддаться технократическому буму, но это должно изменить его внутренний мир относительно незаметно и мягко. «Но бывает, что страсть к техническим приспособлениям заменяет (вытесняет) подлинный интерес к жизни и избавляет человека от всего того обширного набора способностей и функций, которыми он наделен от рождения», - отмечает Э. Фромм.

Сказочник Андерсен считал, что механизмы не способны возвысить человека и утешить его в тяжелую минуту. Напротив, во многих его сказках поэтически воспевается красота живых существ. Человек, предпочитающий искусно деланные вещи живому, поступает нелепо и обязательно наказан своей судьбой. В описании Андерсена он предстает иногда внешне весьма благополучным, но убогим в своей внутренней ограниченности. Наверное, нестоит смешивать людей эмоционально упрощенных, для которых техника – действительно уход от реального живого мира, и людей технически ориентированных, с активной рассудочной доминантой, которая проявляется как рациональная нравственность, хотя и те и другие одинаково предпочитают живому искусственное, одухотворенному – реальность, сделанную руками человека.

Безумное увлечение техническими приёмами приводит к усиленному росту популярности всевозможных, «одаряющих человека рецептом счастья: это учебные пособия, и по технике человеческих отношений (например, книга Дейла Карнеги. Которая обучает практически искусству лицемерия и т.д)

Естественно, сами по себе предлагаемые «рецепты» не таят особого зла. Возможно, что они приносят даже пользу: они как бы обобщают опыт по данным проблемам и дают человеку первоначальные ориентиры в сложных жизненных ситуациях.

Но настоящий их вред в том, что люди, не имеющие устойчивых жизненных ориентиров, легко внушаемые, воспринимают их как аксиому, за что рано или поздно жизнь, которая несравненно богаче, жестоко мстит. В подобных случаях мир превращается в совокупность артефактов: человек весь становится частью гигантского механизма, который находится, кажется в его подчинении, на которому он в то же время сам подчинен.

Свободное время, на первый взгляд. – феномен. Противостоящий издержкам цивилизации: специализации, монотонному труду, отчуждению. Однако более глубокий анализ показывает, что свободное время действует в том же направлении изменения уровня и направленности субъективности.

Увеличение свободного времени многие исследователи связывают с технической революцией и приписывают ему роль ведущей детерминанты человеческого сознания.

Но индивид, не имеющий самоорганизовываться, с низким уровнем субъективности. Воспринимает свободное время как оборотную сторону одиночества. Отторваности от технобытия или покорно принимает развлечения, способные развеять скуку, но не возвысить.

Печально, но факт: у человека нередко нет даже явного критерия оценки процесса своего жизнеформирования.

Свобода. Определяемая некоторым избытком жизненных сил и времени. Дарованным технократизацией, становится «страшным даром» цивилизации для слабых душ.

Чем слабее душа, тем страшнее не только в духовном, но и в физическом плане становится для нее не свобода.

Свободное время совсем не обязательно является источником разрушения личности. Оно может быть благом, наградой за титаническое усилия предков, источником всестороннего развития человека.

Парадокс, но свободное время для человека массовой культуры – феномен, разрушающий его субъективность. Однако подлинного субъекта оно неоценимый дар. Расширяющий возможности самосовершенствования.

И этот закон распространяется не только на феномен свободного времени любое проявление техноцивилизации может служить не умственному прогрессу, а раскрытию творческих возможностей. Не разрушению личности, а возвышению ее.

Если субъект не боится претворять в жизнь свою индивидуальность. То он рискует натолкнуться на социальное отчуждение и на отсутствие материальной поддержки. Мало того, что окружающие человека технические средства самим своим существованием человека принуждают его к определенному взгляду на мир, рационализм, активно прививается детям, воспитывается в них.

Наивность, дарующая непосредственное восприятие мира, романтизм способность к вере, присущие юной даме, - все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабных целых культур.

Технократическая и рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям.

Свобода в том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящею ему и отвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не может вырваться за рамки этих схем.

Таким образом, технократическое воплощение рационализма, несет в себе опасность не только для тех, кто лишен внутренних импульсов активности, но также и для индивидов, претендующих на субъективность.

Техническое развитие общества – путь тернистый связанный со множеством трудноразрешимых проблем. Специализация и совершенные технологии неизбежно связаны с монотонным. Отупляющим трудом для многих людей.

Технически организованная жизнь создает многоуровневое отчуждение от предмета производства, от общества и от самого себя.

Появившееся свободное время может стать плодородной почвой для адаптивного поведения. Человек должен видеть и понимать опасности технического развития общества. Но он не должен относиться к ним как к некому року.

Подлинный субъект бытия свободен от разрушающего влияния в любой, даже самой неблагополучной для него ситуации.

Социокультурные факторы связанные с прогрессом техники могут действовать на человека как дескрутивно, необратимо разрушая его субъективность. Так и конструктивно, служа средством возвышения личности.


Заключение

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В настоящее время технологический этап развития общества призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобы технологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной, экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельность развёртывается в определённой культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры - это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.


Список используемой литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

2. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

3. Добрынина В. И. Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

5. Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994.

6. Кохановский. – Философия: учебник для высших учебных заведений / Ростов на Дону.: «Феникс», 1998

7. Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994г

9. Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г


Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994.

Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

Кохановский. – Философия: учебник для высших учебных заведений / Ростов на Дону.: «Феникс», 1998

Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г

В двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии. С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры. Технические знания долгое время - вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о...

Т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления. Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое...




Функции философии. Она более не стремится дать универсальное знание о мире, включить в этот мир человека, а также имеющееся научное знание. Ее структура вообще не требует универсальности, системности и всеохватывающего характера. Соответственно, познавательная, методологическая и мировоззренческая функции философии утрачивают прежнее значение. В то же время возрастает значение критической функции...

Слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Оче­видно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной дея­тельностью человека. Оно определяет место человека в приро­де и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура . Она определяет мировоззрение и самопонимание со­временного человека. Эта культура зародилась в недрах антро­пологической культуры. Человек - исследователь, систематиза­тор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверен­ности. Мир человека постепенно становился центром его вни­мания, сферой его достижений. Возникали новые представле­ния об отношении к природе, новые средства познания, кото­рые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в ес­тественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два мо­мента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широ­кие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится при­чиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недос­тупное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средст­вами (в том числе биотехнологическими) человеческая актив­ность диффундирует в сфере действия еще не открытых зако­нов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих зако­нов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы техноло­гические "организмы" - системы взаимозависимых компонен­тов, действия которых направлены на достижение целей, по­ставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотех­нологических реакций или ядерных реакторов - не сопостави­мы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для пони­мания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реаль­ность понимается как реляционная сеть, создаваемая челове­ком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на ос­нове телеологических рассуждений, функционального плани­рования и рационального осуществления запланированного. При этом все существующее представляется результатом целе­направленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызыва­ет к жизни, запланированному функционированию таких орга­низмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средст­ва-системы функционируют изначально рационально и целесо­образно

Стремление к систематизации, присущее технологиче­скому мышлению, наделяет системообразующие принципы ре­шающим значением. Современный человек убежден в том, что подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не мо­жет существовать. В данном случае технологическое мышление обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании спо­собности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой сто­роны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процес­сов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого- либо вида продукции в сфере производственной деятельно­сти . Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и дос­тупное определение. В ней он видел "отыскание способов про­изводства полезного из бросового, бесполезного" .

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе чел ыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)" . Сегодня можно говорить о всеобщей технологии Причем она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры ле­жит преобразовательная деятельность человека, в которой про­являются его знания, умения и творческие способности , т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промыш­ленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, до­суга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в соци­альном (широком) и личностном (узком) планах:

В социальном (широком) плане технологическая культу­ра - это уровень развития жизни общества на основе целесооб­разной и эффективной преобразовательной деятельности лю­дей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

В личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира

Технологическая культура является одним из фундамен­тальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельно­сти человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсаль­ные культур, оказывает влияние на все стороны жизни челове­ка и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и че­ловека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические по­следствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образова­ния подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятель­ности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают но­вые звучания основные вопросы этики, идет процесс формиро­вания техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстети­ка, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной дея­тельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий ма­териального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной дея­тельности.

Графически структуру технологической культуры можно представить следующим образом.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразова­тельной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного произ­водства и позволяющий ему эффективно участвовать в совре­менных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека.