Отношение персонажей к вишневому саду. Отношение к вишневому саду персонажей пьесы. Можно ли было спасти вишневый сад? Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

Как характеризует героев пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" их восприятие вишневого сада и отношение к нему?

Последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением русской драматургии XX века. Каждый критик истолковывает пьесу по-своему: кто-то с психологической, а кто-то с социальной точки зрения, но, наверное, не найдется человека, который бы не признал, что вишневый сад - один из главных образов пьесы.

Если между персонажами "Вишневого сада" существует заметная разобщенность, часто они просто не видят и не слышат друг друга (это чувствуется в некоторых диалогах, когда каждый кидает реплики в пустоту и не ждет ответа), то вишневый сад - тот персонаж, к которому обращаются все без исключения. Его любят, боготворят его, восхищаются им или равнодушны к нему, но никто не игнорирует его.

Через отношение к вишневому саду раскрыты многие характеры. Так, мы просто не смогли бы представить себе Раневскую с ее чувствительной душой без проникновенных обращений к вишневому саду. Для нее он - чуть ли не синоним райских кущ. Она одушевляет его силой своего воображения, обращая к нему, как к хранителю своей молодости, восторженные призывы: "О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое..." Прощаясь с садом, она прощается с юностью, хотя в душе она все еще молодая девушка, а скорее - ребенок в своей трогательной беспомощности. Раневская, безусловно, очень чуткая, нежная натура, но весь пафос ее речей, обращенных к саду, - обычное пустословие, за которым не стоит даже мысли о том, чтобы сохранить сад в реальности. В этом Раневская весьма напоминает своего брата, который может обратиться с напыщенной речью к любому предмету, даже к шкафу. И сад для него - не более чем некий романтический символ. Как только речь заходит о торгах, то есть о чем-то приземленном, Гаев отмахивается - "какая чепуха". И Раневская, и Гаев живут по законам своего воображения, не понимая, что они не имеют никакой силы в реальном мире. Люди, для которых сад стал частью их судьбы, даже не пытаются на самом деле спасти его. Они надеются на наследство, на замужество Вари, еще на какое-нибудь чудо. Им в голову не приходит, что спасение совсем рядом. Оно с огромной настойчивостью предлагается им Лопахиным.

Лопахин, в конце пьесы начавший вырубку сада, по иронии судьбы является тем единственным человеком, который способен по-настоящему его оценит Для Гаева и Раневской сад - только красивая декорация, еще один атрибут их никчемной жизни. Лопахин - делец (так, с оттенком презрения, называют его все в усадьбе), и именно его коммерческое чутье подсказывает единственный выход ие только для поправки материального положения семьи, но и для спасения сада - деление его на дачные участки. Это предложение вызывает испуганные восклицания брата и сестры, а между тем они не могут не понимать, что в ином случае сад будет продан и его ждет еще более верная гибель.

Лопахин, выступающий в малопривлекательной роли добившегося успеха пронырливого выходца из низшего сословия, - обладатель куда более чуткой души, чем тот же Гаев, пусть эта душа скрывается за грубыми манерами и спотыкающейся речью. Первоначальные намерения Лопахина как нельзя более благородны. Ои хочет спасти вишневый сад ради Любови Андреевны, к которой испытывает невысказанные и до конца им самим ие осознанные чувства. Увы, социальная деятельность Лопахина совершенно расходится с теми добрыми побуждениями, которые живут в его душе. Благородство обернулось насмешкой. Чехов в своей лаконичной манере через восприятие вишневого сада показал и лучшие качества души человека, и его любовь, и несчастную судьбу.

В конце концов выкуп вишневого сада не приносит счастья ни бывшим владельцам, которые вынуждены слышать звук топора, оставляющего на месте прекрасных деревьев пеньки, ни новому обладателю, который, радуясь "случайному" приобретению, не может не чувствовать боли, причиняемой им.

Если для старшего поколения вишневый сад - практически живое существо, к которому обращаются восторженные речи, отношение к которому выявляет чистоту, сердечность, молодость души, то младшее поколение не страдает сентиментальностью в отношении сада. Оттого Варя, Аня и Петя кажутся гораздо старше, чем люди предыдущего поколения.

В душе Пети и Ани нет места прошлому, их мысли устремлены в будущее, хотя чаще всего речи Трофимова, которыми так восхищается Аня, - не более чем краснобайство. Петя показан человеком, чутким к диктату времени, но зато несколько туповатым в восприятии прекрасного, воплощением чего является вишневый сад. Петя абсолютно неотзывчив к красоте природы, но, не имея возможности избежать молчаливого присутствия вишневого сада, вынужден, по крайней мере, обращать внимание на его существование и считаться с ним. Оп не может игнорировать вишневый сад, но может рассуждать об отвлеченных понятиях даже тогда, когда речь заходит о конкретном саде: "Вся Россия наш сад", "Мы насадим новый сад, роскошнее этого..." Аня же увлечена исключительно Петей, поэтому вслушивается в звучание его речей, стремится куда-то, а вишневый сад просто-напросто остается вне ее поля зрения, тем более что с этим местом у нее, в отличие от матери и дяди, не связано приятных воспоминаний. Ее сводная сестра Варя - особа прагматичная и довольно приземленная, вот почему она точно так же равнодушна к саду.

» очень многогранна и неоднозначна. Глубина и образность персонажей поражают своей неповторимостью. Не менее удивительна художественная нагрузка, возложенная на пейзаж, благодаря которому пьеса и получила название. Пейзаж у Чехова является не только фоном, вишневый сад, по моему мнению, представляет собой один из главных персонажей.

Вишневый сад - это укромный, тихий уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той спокойной, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце.

Герои «Вишневого сада» Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

«Ведь я родилась здесь, - говорит Раневская, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»

Для Раневской и Гаева вишневый сад - неотторжимая часть родового гнезда, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие тонкими душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни,

Аня и Трофимов тоже выросли в вишневом саду, но они еще очень молоды, полны жизненных сил и энергии, поэтому покидают вишневый сад с легкостью, с радостью.

Другой герой - Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить.

Во время чтения пьесы начинаешь проникаться заботами ее героев, переживать за судьбу самого вишневого сада. Невольно возникает вопрос: почему все-таки гибнет вишневый сад? Неужели нельзя было сделать хоть что-то для того, чтобы спасти сад, который так дорог персонажам произведения? Чехов дает на это прямой ответ: можно. Весь трагизм заключается в том, что хозяева сада не способны на это по складу своего характера, они либо живут прошлым, либо слишком легкомысленно и равнодушно относятся к будущему.

Раневская и Гаев переживают не столько о судьйе вишневого сада, сколько о своих собственных несбывшихся мечтах и стремлениях. Они гораздо больше говорят о переживаниях, но когда вишневого сада решена, то легко и быстро возвращаются к привычному образу жизни и своим настоящим заботам.

Аня и Трофимов полностью устремлены в будущее, которое кажется им светлым и беспечальным. Для них вишневый сад - нежеланная обуза от которой надо избавиться, для того, чтобы в будущем посадить новый, прогрессивный вишневый сад.

Лопахин воспринимает вишевый сад как объект своих деловых интересов, воз-можность провести выгодную сделку, судьба самого сада его не волнует. При всей его склонности к поэзии дело и выгода для него на первом месте.

Так кто же виноват в утрате вишневого сада? Ответ прост и категоричен - ви-новаты все персонажи. Бездействие одних, легкомыслие и равнодушие других - вот причина гибели сада. С самого начала понятно, что в образе гибнущего сада Чехов выводит старую дворянскую Россию и задает читателю все тот же вопрос: кто виноват в том, что прежнее общество, прежний уклад жизни уходит в прошлое под натиском новых деловых людей? Ответ все тот же - равнодушие и бездействие общества.

У каждого героя в пьесе Чехова «Вишневый сад» было индивидуальное отношение к поместью и вишневому саду в частности. И если, иной раз это чувство сложно назвать было любовью, то уж точно не было безразличием.

У каждого персонажа пьесы была своя история, связанная с садом. У Раневской она была связанная с детством, безмятежностью, чистотой, ароматом, дурманящим голову. Для нее сад является смыслом жизни. Женщина не представляет, свою жизнь без него, а в случае аукциона, говорит, чтобы сад продавали вместе с ней.

Но после торгов, женщина быстро приходит в себя и смерено принимает потерю. Автор подмечает, что в некотором роде, она даже рада, что все наконец-то закончилось. Возможно, это происходит, от того, что она опять при деньгах, ей есть на что жить, причем довольно-таки безбедно.

Гаев так же, как и его сестра очень любит сад. Для мужчины потерять его значит лишиться чего-то родного и принять полное поражение. Он обещает Любови, что все сделает для того чтобы выкупить имение. Мужчина до последнего уверен, что это в его силах. После аукциона, Гаев огорчен, никак не комментирует «проигрыш» да и почти ни с кем не разговаривает. За него все рассказывает воодушевленный Ермолай.

Лопахин выкупает сад на торгах. Он буквально «уводит его из-под носа» у другого купца, накидывав каждый раз по десять тысяч на протяжении всего аукциона. В итоге сумма была очень значительной, что привело к безоговорочной победе Ермолая. Мужчина ликует. Его интерес к саду значителен. Бизнес-план, который он составил, принесет ему много прибыли и сад с лихвой окупится. Однако вишни не будут больше радовать глаз, они все тотчас отправляются под топор. Это показывает, что Ермолай не воспринимал сад, как нечто прекрасное и неземное. Это место его интересует только с точки зрения прибыли. Мужчина считает, что любование садом, это пережитки прошлого. К тому же это не приносит денег, а значит, является пустой тратой времени для прагматичного человека.

У старого лакея Фирса сад вызывает воспоминания былого богатства господ. Когда собранный урожай вишни сушился по особому рецепту, и вывозилась на продажу. Он не зря это вспомнил, так как считает, что вишневые деревья должны не только радовать глаз, но и приносить доход.

У Ани , дочери Раневской поначалу, как и у матери, сад поначалу вызывает бурю эмоций. Девушка счастлива, что снова находится дома и любуется прекрасным цветением. Однако после общения с Петром, она кардинально меняет свое отношение к поместью. Девушка задумывается над утопией крепостной жизни, над пережитками прошлого.

Когда вишневый сад наконец-то продан, Аня успокаивает мать, обещая ей насадить новый сад, который будет во много раз лучше. Девушка с нескрываемым счастьем покидает те места, где прошло ее детство.

Аналогичная ситуация происходит с Петром . Он с нескрываемым призрением говорит о саде, смело смотрит в будущее и спокойно покидает имение, и это несмотря на то, что остается практически без крова.

У каждого персонажа в повести показано через образ вишневого сада – отношение к самой жизни. Одни – цепляются за прошлое, другие беспокоятся за будущее, а третьи – просто живут настоящим.

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

  • Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
  • Персонажи и их роль в произведении

    1. Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
    2. Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.
    3. Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
    4. Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
    5. Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
    6. Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
    7. Симеонов – Пищик Борис Борисович. Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.
    8. Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
    9. Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
    10. Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
    11. Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.
    12. Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
    13. Характеристика героев

      1. Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
      2. Аня. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
      3. Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
      4. Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
      5. Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.

      Как Чехов относится к своим героям?

      А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

      Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

      На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

      Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Ермолай Алексеевич Лопахин
    I. История жизни: “Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу...Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской” (Лопахин о себе); «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил с пьяна, и всё палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья» (Лопахин о себе);
    II. Отношение к происходящему: «Вам уже известно, ваш вишнёвый сад продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания!» ; «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» ; «Напоминаю вам господа: двадцать второго августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..»
    III. Мнение окружающих персонажей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно» (цитата Лопахина к Раневской); «Он хороший человек» (Раневская о Лопахине); «Человек, надо правду говорить... достойнейший...» (Симеон-Пищик о Лопахине); «...Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен» (Трофимов о Лопахине); «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» (Трофимов к Лопахину);

    Любовь Андреевна Раневская
    I. История жизни: «Я всегда ссорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время,- это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днём, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно. И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей...» (Раневская о себе); «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки...» (Аня о матери); «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая...» (Раневская о себе); «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у неё ничего не осталось, ничего» (Аня о матери);
    II. Отношение к происходящему: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это наш вишнёвый сад» ; «Что же нам делать? Научите, что?»; «А Леонида всё нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь всё уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!»; «Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на её имя, - нам она не верит, - а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить. (Закрывает лицо руками.) Сегодня судьба моя решается, судьба...»; «Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать. Спасите меня, Петя»; «...Без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»; «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...»
    III. Мнение окружающих персонажей: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Лёгкий, простой человек» (Лопахин о Раневской); «Хотелось бы только, … чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде» (Лопахин к Раневской); «Сестра не отвыкла ещё сорить деньгами» (Гаев о Раневской); «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы её волю, она бы всё раздала» (Варя о Раневской);
    Аня
    I. История жизни: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый партер с книжкой, и накурено, неуютно»; «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад...»
    II. Отношение к происходящему: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад»; «Мы посадим Новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»
    III. Мнение окружающих персонажей: «Как ты похожа на свою мать!» (Гаев об Ане); «Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...» (Гаев об Ане);
    IV.
    Варя
    I. История жизни: «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и всё мечтаю...» (Обращается к Ане); «Уже три года так бормочет. Мы привыкли» (Варя про Фирса).
    II. Отношение к происходящему: «Если бы господь помог!»; «Дядечка купил, я в этом уверена»;
    III. Мнение окружающих персонажей: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа» (Раневская о Варе); «Она хорошая девушка», «Она у меня из простых, работает целый день...» (Раневская о Варе); «Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви» (Трофимов о Варе); « Уж очень она усердная, не в своё дело суётся» (Трофимов о Варе);
    Леонид Андреевич Гаев
    I. История жизни: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно...» (Гаев о себе);
    II. Отношение к происходящему: «Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дряным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»;
    III. Мнение окружающих персонажей: «Я тебе верю, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать», «Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее» (Аня о Гаеве); «Какой ты хороший, дядя, какой умный!» (Аня о Гаеве);
    Пётр Алексеевич Трофимов
    I. История жизни: «А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить...» (Аня о Пете); «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» (Трофимов о себе);
    II. Отношение к происходящему: Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»; «Продано ли сегодня имение или не продано - не всё ли ровно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»;
    III. Мнение окружающих персонажей: « Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы негустые, очки» (Раневская о Пете); «Наш вечный студент всё с барышнями ходит» (Лопахин о Пете); «Какой вы умный, Петя!» (Раневская о Пете); «Облезлый барин» (Варя о Трофимове); «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» (Варя о Трофимове); «Вы смело смотрите вперёд, и не потому ли, что не видите и не ждёте ничего страшного, так ка жизнь ещё скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца...» (Раневская к Трофимову); «Я вас люблю, как родного» (Раневская к Трофимову); «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...», «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа» (Раневская к Трофимову);
    Фирс
    I. История жизни: «Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши ещё на свете не было... (Смеётся.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...»;
    II. Отношение к происходящему: « В прежнее время, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...» ;
    III. Мнение окружающих персонажей: «Спасибо, Родной», «Спасибо, мой старичок», «Я так рада, что ты ещё жив» (Раневская о Фирсе); «Надоел ты, дед. Хоть бы поскорее подох» (Яша к Фирсу);