Что включает в себя понятие искусство. Искусство. Функции и виды искусства. Пространственно-временные виды искусства

НРИ 3. Игровой процесс Игровые персонажи Игры разочаровывают? НРИ 4. Стримы и живые

Понятие "искусство"

Что такое "искусство"? Этот термин не имеет простого и интуитивно понятного значения. Большинство людей понимают под этим словом совершенно различные, противоречивые смыслы. И в то же время это очень важная сущность, окружающая нас со всех сторон.

Давайте попробуем разобраться. Для начала посмотрим значение этого слова в наиболее популярном источнике информации – в компьютерной энциклопедии Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Искусство

Искусство (от «искусы творити») - процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Понятие искусства крайне широко - оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Согласитесь, довольно сложно для понимания. Как будто специально зашифровали и скрыли смысл от всех непосвященных. Сейчас попробуем растолковать этот термин по-человечески: проще и лаконичнее.

Искусство – инструмент культуры

В описании проскакивает ключевое слово, но оно утопает в массе бессмыслицы. Это важное слово – «культура». Искусство – главный инструмент культуры. Именно через культуру проще всего понять термин «искусство».

Культура – то, что отличает человека от животного, это вся накопленная информация человечества, передаваемая из поколения в поколение. Животные находятся в постоянном развитии, передавая изменения своим потомкам через гены. Человечество же, кроме генетического развития, использует развитие информационное. Люди рождаются и умирают, но записанная ими информация навсегда остается в культуре, и постоянно доступна новым поколениям. Искусство – конкретные интеллектуальные или физические объекты, через которые транслируется культура.

Не нужно понимать культуру только как нечто лирическое, противопостовляемое научному и техническому. Официальная наука – лишь один из разделов культуры. В науке информация о внешнем мире тщательно разобрана, рассортирована, разложена по полочкам, и превращена в формулы. В культуре же содержатся не только формулы, но и плохо структурированная информация, которая пока не поддалась научному анализу. Люди уже ухватились за эту информацию, но ещё не осознали до конца, потому используют для её описания не точные слова, а многочисленные примеры, ситуации, поступки, похожие образы.

Ничего не напоминает? Вот эта вот плохо структурированная информация – это то, на чем основано искусство.

Искусство – передача неструктурированной информации.

Фильтрация искусства

Скупая научная формулировка вас не устраивает? Не удивительно. У большинства людей слово «искусство» четко ассоциируется с такими словами как «прекрасное», «творчество», «умение», «мастерство», «шедевр», но никак не с термином «неструктурированная информация». Всё это можно объяснить, чуть подробнее, разобравшись в процессе создания произведений искусства.

Современные авторы порой творят ужасные по качеству и содержанию вещи, но тем не менее считаются частью искусства. У настоящих ценителей эти факты не вяжутся в голове. Искусствоведы даже придумали специальные категории «современное искусство» и «высокое искусство», чтобы отделить одно от другого. Хорошее, доброе, вечное не должно стоять в одном ряду с плохим, злым и сиюминутным.

Но и то, и другое является искусством. И не нужно думать, что «современное» - это обозначение только того, что появилось в наш XXI век. Непотребные картины, книги, статуи продавали на рынках ещё с незапамятных времен. Возможно, даже в каменном веке были наскальные рисунки подобного рода. Только все эти творения, направленные на удовлетворение текущих нужд, не сохранились до наших дней. Когда пена современности оседает, всё временное испаряется, остается только сухой остаток из самых лучших шедевров.

Так устроено искусство: творцы создают произведения самых разных стилей, направлений, качества, но в копилку культуры попадают только лучшие экземпляры – шедевры. Мастера своего дела изначально нацелены на такой результат – оставить след в культуре, потому рассматривают в своих произведениях вечные темы, которые будут актуальны и современникам, и потомкам. В памяти людей неприятные и незначимые события быстро забываются, по чисто психофизиологическим причинам, надолго запоминаются только приятные или яркие воспоминания, дающие эмоциональные силы при каждом воспоминании. Потому-то все классические произведения кажутся нам такими чудесными, и по той же причине мы связываем воедино слова «искусство» и «прекрасно». Входные фильтры культуры устроены так, что в неё попадает только то, что соответствует общечеловеческим ценностям, способствует дальнейшему развитию человечества.

С такой точки зрения весь спор искусствоведов сводится к тому, какую часть искусства считать искусством: всё многообразие неструктурированной информации, либо только то, что уже прошло через фильтры общечеловеческих ценностей.

Темпы нашей жизни ускоряются с каждым годом. Срок, по которому можно определить, попало ли произведение в классику, сократился буквально до 10-20 лет. Отделять вечное от сиюминутного однозначно нужно, но для этого необходимо изучать обе стороны искусства, а не отгораживаться от современных веяний. Ведь это мы всем человеческим сообществом решаем, что будут смотреть потомки, а что растворится в пучине времен. С каждым годом информации появляется всё больше, а времени на её сортировку дается всё меньше. Из-за этого странные и несуразные произведения вдруг получают высокий титул классики. В структуре и в оценке искусств стоит навести порядок, чтобы большее количество людей могло участвовать в этом процессе, и чтобы культурные фильтры справлялись со своей задачей так же хорошо, как это было до наступления цифровой эпохи.

Искусство - умение создавать прекрасное

Рассмотрим то самое «фильтрованное искусство», которое в конечном счете и останется в памяти человечества. Для его обозначения можно придумать более изящную и лаконичную формулировку:

Искусство – умение создавать прекрасное Источник искусства - создание (творчество).
Средство искусства - умение (ремесло).
Цель искусства - прекрасное (духовное наслаждение).

Всего три слова понадобилось для определения, но при этом в них умещается весь смысл: и источник, и средство, и цель.

Так же есть три действия, важные для искусства: постижение нового (для мотивирования творчества), выражение мыслей и чувств (для использования умения, мастерства), убеждение (для достижения сознания ценителей). Первые три составляющие - сама сущность искусства, эти три другие составляющие - не относятся к искусству, но необходимы для него. В чистом, бескорыстном искусстве никогда не обращают особое внимание на эти действия. Если же на каком-то элементе (постижении, выражении, убеждении) создается акцент, то искусство становится инструментом для какого-то другого действия, и перестает являться собой.


Акцент на постижении . Цель - известность автора, или извещение об описываемом событии, донесение информации (наука, новости, пиар-акции, реклама).
Акцент на выражении . Цель - доверительное отношение, необходимое для убеждения (обман, использование человеческих слабостей).
Акцент на убеждении . Цель - навязывание своих ценностей, своей точки зрения, изменение мировоззрения (власть, религия).

На рисунке показана схема искусства в виде правильного шестиугольника. На этой схеме можно заметить одно сходство, если двигаться против часовой стрелки: постижение, творчество, выражение, ремесло, убеждение, наслаждение. Это напоминает цикл любого товара: изучение, моделирование, конструирование, производство, распространение, потребление. Получается:

Искусство - цикл производства товара для души

Шестиугольник - фигура замкнутая, внутри него существует напряжение. Каждая из граней противостоит своей противоположной грани.


Выражение противостоит наслаждению.

Наслаждение - это потребность, тяга к прекрасному и душевному. Выражение - это возможность, то что может сделать человек. Часто возможностей не хватает для удовлетворения потребностей. Чтобы получить новые потребности нужно изменить возможности.


Ремесло противостоит постижению.

Производство сосредоточено на создании уже готовых идей, они оттачиваются до идеала, очень много усилий вложено в готовое производство. Поэтому появление новых знаний не выгодно производству: придется все перестраивать под новые идеи, тратить на это ресурсы, заново добиваться идеала. Изменения в производстве никогда не происходят добровольно, лишь под давлением внешних обстоятельств (пример: успешная роль актера, закрывает для него все остальные роли, его заставляют играть то, что получается лучше всего). Чтобы постичь новое нужно отвлечься от старого.


Убеждение противостоит творчеству.

С помощью убеждения распространяются и закрепляются продукты производства. «Убеждение» такая же закостенелая структура как и «ремесло». Она противодействует новым творениям, не дает им пробиться к потребителю. (пример: настоящие фанаты серии компьютерных игр всегда встречают в штыки новую игру сериала, какой бы она не была хорошей). Чтобы создать новое нужно разочароваться в старом.


Это внутреннее напряжение заставляет всю систему почти всегда стоять на месте. Лишь когда один из трех элементов движения (наслаждение, постижение, творчество) становится сильнее своей противоположности (элементы инерции: убеждение, ремесло, выражение), только тогда происходят изменения во всём цикле. Изменения происходят, и тут же элементы инерции заново начинают костенеть, до следующего изменения.

Товары искусства

Теперь разберём какие же «товары для души» производит искусство.

Все товары искусства - это ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, а именно: запахи, вкусы, прикосновения, цвета, движения, звуки, мысли. Вообще все наши ощущения о мире можно разделить на две группы: ощущения формы и ощущения движения. Ощущение цвета, которое находится на стыке этих двух групп, даёт нам наиболее полную информацию о мире.


Как видно из схемы, движение и форма являются двумя противоположностями из которых и состоит весь мир. Возможно, сознание - третья полноправная составляющая часть мира, тогда схему опять же можно представить в виде правильного шестиугольника, но пока это не получается, не хватает фактов. Попробуйте, возможно у Вас получится доказать эту теорию.


Рассмотрим каждое ощущение по отдельности.

Запах - анализ химического состава формы на расстоянии (с помощью анализа газа (отдельных атомов, оторвавшихся от анализируемого объекта)).

Вкус - непосредственный анализ химического состава формы .

Осязание - ощущение столкновения с формой . Но саму форму напрямую почувствовать невозможно.

Ускорение - ощущения при изменении скорости. Если мы движемся с равномерной постоянной скоростью, то ощутить это просто нечем. Ощущение самого движения для сознания недоступно.

Звук - ощущение волн плотности воздуха, излучаемых при движении формы. При этом звук сам по себе является движением (волной). Слух, воспринимающий звуки, как бы анализирует произошедшие вокруг движения.

Мысль - долгосрочный анализ движений . Представляет из себя предположения о том, какие движения могут произойти через некоторое время. Предположения строятся на основе уже случившихся движений (опыт). Чем больше опыта, тем сложнее и ближе к истине мысли. Это как нюх, но не на предметы и их атомы, а на события и их последствия.

Движение формы – это свет . Как говорилось выше, мы не можем почувствовать напрямую форму и движение. Также мы не можем полностью почувствовать их слияние - свет . Лишь малая его часть (под названием цвет ) доступна для восприятия.


Все ощущения движения и ощущение цвета имитируются человеком с помощью компьютера. Практически создается новый виртуальный мир, для полноты которого не хватает только ощущений вкуса, запаха, осязания. И люди постоянно пытаются сделать виртуальность всё более похожей на реальный мир.

Бог, сотворивший мир, создал человека по своему образу и подобию. Желание человека творить и создавать - это и есть та частичка Бога, которой он нас наделил, обладая которой мы и становимся подобным богам. Искусство это проявление желания творить и создавать свой собственный мир подобно Богу. Раньше творцы создавали лишь отдельные части задуманного ими мира, теперь слаженные команды творцов создают придуманные миры целиком.


Есть всеобщее правило: «90% всего, что создано на свете - полнейшая ерунда, и не стоит Вашего внимания», это правило действует и на искусство, и на все его виды в отдельности. В каждом виде: и в музыке, и в фильмах, и в компьютерных играх - лишь около 10% произведений от числа всех созданных являются настоящими шедеврами, всё остальное - шлак составляющий 90%. В нём нет ничего хорошего, но он необходим, шлак это тёмный фон, на котором сияют ярким светом оставшиеся 10% произведений.

Классификация, виды и формы искусств

Разберём все созданные человечеством виды искусства по их составу ощущений.



Начинаем просмотр схемы снизу вверх. Рассматриваем человека и выделяем все его органы чувств: нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание), глаза (зрение), уши (слух). Также есть то, чем он вызывает чувства: всё тело и рот (голосовые связки). Ну и то, что в итоге обрабатывает все полученные чувства - мозг.

Кодировка. Все чувства могут кодироваться: мысль может кодироваться в текст, звук, движения, цвет и форму; звук может кодироваться в текст или изображение; форма кодируется в виде цвета; и вообще всё что не имеет формы, всё что состоит только из волн - цвет (а также форма кодированная в цвет), движение, звук, мысль - всё можно кодировать в виде последовательности «0» и «1».


Нос воспринимает запахи, и единственная форма деятельности человека, работающая на эти чувства, - парфюмерия . Очень спорно - называть парфюмерию искусством, но назвать его низшим искусством (в противоположность выражению «высокое искусство») вполне можно. Запахи в физическом смысле - это распознавание химических элементов, находящихся в газообразном состоянии.

Язык воспринимает вкусы, и опять же есть всего лишь единственная форма деятельности человека, работающая на эти чувства, - кулинария . Но кулинария более сложна, она включает в себя создание и запахов, и вкусов, и форм. Так же относится к низшему искусству. Вкус в физическом смысле - это распознавание химических элементов, находящихся в любом состоянии в отличие от запахов, но только в непосредственной близости.

Кожа воспринимает прикосновения других физических объектов. Ощущения формы используются в дизайне всех разновидностей, в изобразительном искусстве , в спорте (к искусству спорта можно отнести киберспорт , военное искусство ). Форма напрямую ощущается только в непосредственной близости, поэтому чаще всего её ощущения воспринимаются на расстоянии с помощью кодирования в цвет.

Глаза воспринимают цвет, несущий в себе большую часть информации об окружающем мире. Как уже говорилось в него кодируются форма и движение, и все виды искусств относящиеся к ним, относятся и к цвету. Но основным для глаз является изобразительное искусство, которое с появлением специальных устройств получило продолжение в виде фотоискусства и анимации .

На стыке движений и звуков находится театр . Звуки сами по себе используются в более сложных видах искусств, и ещё при этом подразделяются по своей форме на музыку , пение , речь. Речь - звуки несущие мысль, включает в себя каллиграфией . Но главное какие мысли заложены в этом тексте. Особым видом мыслей является юмор . Спорный момент, является ли он искусством вообще? Но в нашей стране это точно особый вид искусства. Включает в себя такие формы как анекдоты, пародии, приколы. Текст используется в более сложных видах: в литературе (книги) и прессе (газеты, журналы), при этом дополнительно используются изображения в виде фотографий.


Чем выше на схеме, тем новее носители информации, хранящие в себе произведения искусства.

С появлением видеозаписи старые виды искусств преобразовались. Театр преобразовался в кино . Музыкальные композиции в видеоклипы . Остальные виды искусства движения и звука: анимация, спорт, танец, концерты - не изменились, но стали доступны в виде записей.

С появлением компьютеров и двоичной системы хранения информации большинство предыдущих носителей информации (таких как изображение, видео, аудио, текст) могут быть кодированы и сохранены в этой двоичной системе без изменений. Некоторые старые виды искусств преобразились на компьютере в новые: дизайн + анимация в моделирование , текст + движение в программирование . И уже на основе этих новых искусств появились ещё более сложные - компьютерные и видео игры (моделирование(дизайн, изображение, анимация), театр(движение, звук, музыка, речь), программирование(движение, текст)) и сайты (программирование(движение, текст), пресса, анимация).


На самом верху схемы находятся посредники информации.

Дизайны, изображения и фотографии можно найти на выставках.

Анимации и кино создаются и тиражируются в киностудиях.

Музыкальные композиции тиражируются на музыкальных студиях.

Литература и пресса тиражируются в книжных издательствах.

Компьютерные игры создаются и тиражируются в компьютерных студиях и издательствах.

Телевидение распространяет всё то, что может кодироваться в видео.

Радио распространяет всё то, что может кодироваться в аудио.

Интернет распространяет всё то, что может кодироваться в двоичную систему.

Более правильная, но и более трудная для восприятия схема видов искусств


Для увеличения изображения щелкните по нему

Вывод

Таким образом, компьютерные игры – составной вид искусства, состоящий из множества предыдущих видов искусств. А интернет – огромный общедоступный музей почти всех известных видов творчества.

Отличие от классического искусства только в том, что это новая и ещё не отфильтрованная информация. Шедевры в интернете расставлены на одних полках рядом с низкосортными произведениями, которые будут забыты через неделю. Разобраться в информационном разнообразии перенасыщенного рынка могут пока только отдельные специалисты. Мы, на этом сайте, поможем вам сориентироваться в бурном потоке самого современного вида искусства.


Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Какие бывают виды искусства, Вы узнаете из этой статьи. Доклад про виды искусства Вы можете дополнить интересными фактами.

Сообщение на тему «Виды искусства»

Искусство развивается и существует как система разнообразных видов, взаимосвязанных между собой. Его виды – это сложившиеся исторически формы творческой деятельности, которые обладают способностью к художественной реализации.

Выделяют 3 группы искусств:

  1. Пластические или пространственные виды искусств. Сюда входят: декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, фотография и архитектура. В свою очередь изобразительное искусство включает в себя:
  • графику (литография, гравюра);
  • живопись (монументальная, станковая, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, иконопись, анимализм);
  • скульптуру (рельеф и объемная трехмерная).

Декоративно прикладное искусство состоит:

  • резьбы;
  • росписи;
  • декорирования изделий;
  • художественной обработки камня и металла;
  • папье-маше;
  • керамики;
  • кружевоплетения;
  • вышивка.

2.Динамические или временные виды искусств . Они отличаются тем, что в их основе лежит композиция, развертывающаяся во времени. Сюда входят: литература и музыка.

Литература делится на:

  • художественную;
  • историческую;
  • учебную;
  • научную;
  • справочную.

Музыка подразделяется на:

  • жанровую (хорал, марш, песня, симфония и т.д.);
  • видовую (театральная, камерная, симфоническая и т.д.).

3.Пространственно-временные виды или зрелищные, синтетические. Сюда входят: киноискусство, хореография, театральное искусство и литература.

Театральное искусство включает в себя такие виды:

  • драму;
  • трагедию;
  • комедию;
  • мюзикл.

Киноискусство подразделяется на:

  • драму;
  • фантастику;
  • трагедию;
  • комедию;
  • историческое.

Таким образом, существование такого большого количества видов искусства обусловлено тем, что поодиночке ни один из них не может показать всеобъемлющую художественную картину мира. Ее можно создать только цельная художественная культура, которая состоит из разнообразных видов искусств.

4.1. Понятие искусства

4.2. Пространственные виды искусства:

· архитектура;

· скульптура;

· живопись;

· фотография.

4.3. Динамические виды искусства:

· литература;

· музыка..

4.4. Синтетические виды искусства:

· театр;

· цирк;

· кино;

· эстрада;

· хореография;

· телевидение.

4.1. Искусство – форма общественного сознания, специфический вид духовно-практического освоения мира. Искусство – одна из важнейших сфер культуры. Без него невозможно представить жизнь людей.

Зачатки художественной деятельности человечества отмечаются еще в первобытном обществе, задолго до появления науки, философии. И все же проблема сущности и специфики искусства не решена полностью до сих пор. Какой же смысл вкладывается в понятие «искусство». Можно выделить 3 разных значения этого слова.

1. Искусство – мастерство. – В этом значении «искусство» выступает как искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является нечто искусственное по сравнению с естественным, природным. Высшая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.

2. Искусство – творчество по законам красоты.

Такое творчество относится к широкому кругу деятельности:

· создание полезных вещей, машин;

· оформление и организация общественного и личного быта;

· культура повседневного поведения;

· общение людей и т.д.

Объект искусства – как и науки, философии – окружающий мир.

Предмет искусства – реальность, жизнь в ее самом широком общественном значении.

3. Искусство – художественное творчество, продуктами которого являются социальные, духовные, эстетические ценности.

Искусство оказывает влияние на формирование личности, обогащает ее чувственно-эмоциональный и интеллектуально-мыслительный потенциал.

Искусство совершенствует творческие способности и возможности человека, побуждая его к деятельности по законам красоты.

Отличие искусства от науки:

1. Объектом науки является истина, а объектом искусства – красота.

2. Отражение действительности: в науке – в форме абстрактных понятий, в искусстве – в формах художественных образов.

Искусство существует в конкретных своих видах , является моделью деятельности личности и отражением мира в определенных исторических условиях, оно классово и политически ориентировано, национально и интернационально .

Искусство существует в конкретных своих видах: архитектура, скульптура, живопись, театр, литература, музыка и др.

4.2. Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам материального воплощения.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительных средств и приемов.

Виды искусства отличаются друг от друга:

· предметом изображения;

· использованием различных изобразительных средств.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Первой попыткой является мифологическая классификация видов искусств, которая включает в себя: трагедию , комедию , «техническое искусство »: архитектура, медицина, геометрия; «мусическое искусство »: поэзия, музыка, танец.

В эпоху Возрождения было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Л. да Винчи в «Книге о живописи» и Лессинг в «Лаооконе», Ш.Батте в трактате «Изящные искусства» дали первый глубокий анализ искусства.

В начале XIXв. Гегель в «Системе отдельных искусств» изложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией; проанализировал закономерности разделения поэтического искусства на роды: эпический, лирический и драматический.

Начиная с XIXв. мировая эстетическая мысль (Гегель, Шеллинг, Вагнер, Скрябин и др.) доказала равноценность и необходимость существования и развития всех видов искусств.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы:

1 группа пространственные или пластические виды искусства:

· архитектура;

· все жанры изобразительного искусства;

· художественная фотография.

2 группа – временные или динамические виды искусства: литература и музыка.

3 группа: пространственно-временные виды : театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк.

В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные представления, а в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Облик, экспозиция, реклама различных выставок, ярмарок представляют собой эстетически наполненное художественное творчество.

Архитектура (от греч. строитель) – это вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным, духовным и эстетическим потребностям людей.

Следуя определению, в ней воедино сливаются польза и красота, технические и эстетические начала.

Архитектуру многие считают искусством историческим. Ведь для того, чтобы укрыться от непогоды, первобытный человек должен был соорудить себе какое-нибудь жилье, а это – ее начало.

В Древнем Египте строились огромные гробницы, пирамиды, храмы со множеством колонн. Для этой архитектуры характерны: геометрическая четкость форм, несочетаемость масштабов сооружений и человека, монументальность, подавляющая личность.

Грандиозные сооружения создавались не для удовлетворения реальных потребностей народа, а во имя культовых целей, во имя возвеличивания деспотической власти фараона.

В Древней Греции архитектура приобретает демократический облик.. Культовые сооружения теряют свой гнетущий характер. Так, храм Парфенон своей красотой утверждает красоту, свободу, достоинство человека. Возникают новые виды общественных зданий и построек: театры, стадионы, шкоды. Архитектурные сооружения строятся по гуманистическому принципу красоты, который был сформулирован Аристотелем: прекрасное должно быть не слишком большое и не слишком маленькое. Человек – мера всех вещей, в архитектуре присутствует мера красоты и масштабов сооружения.

В Средневековье в архитектуре господствует готический стиль . В готических соборах выражались не только религиозный порыв к Богу, но и страстная земная мечта о счастье.

В эпоху Возрождения начинает развиваться стиль барокко . Здания, построенные в этом стиле, отличались вычурностью, большим количеством лепных украшений, внутренней росписью. Архитектуре этого времени присущи пафос, приподнятость, контрастность форм. Примеры этого стиля: Версальский дворец, Зимний Дворец в Петербурге, ансамбли Царского села (архитектор Растрелли).

В эпоху Нового времени (начиная с XVIIIв ) возникают стили рококо (раковина ) и ампир . Характерные черты рококо : богатая роспись, большие зеркала, создающие впечатление легкости и нематериальности стен.

В стиле ампир (империя ) выражена монументальность и величественность, воплощены эстетические вкусы крупной буржуазии (триумфальная арка в Париже).

С XVI до 30-х годов ХХвв насчитывает трехвековую историю стиль классицизм . Его признаки: соразмерность, пропорциональность, ясность, достигаемые простыми конструктивными и художественными средствами. Это различные типы зданий: промышленные, административные, многоэтажные жилые дома. Все это требовало от архитектора решения следующих задач: создание удобного для эксплуатации здания и эстетически завершенной формы.

В ХХв. важнейшее значение начинает приобретать «архитектура малых форм»: киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.

В условиях мирового экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная «зеленая архитектура», т.е. «садово-парковая» культура.

В преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: дороги, мосты, триумфальные арки, телевизионные мачты и др. Их отличает масштабность и сложность технической конструкции.

Архитектуру справедливо называют летописью мира. Ведь она говорит тогда, когда уже молчат предания о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой «каменной книги» запечатлены целые эпохи человеческой истории.

Изобразительное искусство включает в себя: живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощи красок и цветных материалов.

Живопись бывает:

монументальная – живописные произведения большого масштаба: живопись на стенах, сводах, столпах и т.д.

Ее разновидности:

мозаика монументальная живопись, в которой изображение или орнаментный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора, кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты;

фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на известковом растворе;

станковая – живопись, имеющая самостоятельное значение, картины различных жанров, написанные на полотне (реже на картоне, бумаге), чаще всего масляными красками.

Основные жанры живописи:

· пейзаж – изображение природы;

· портретная;

· натюрморт – изображение естественных предметов: фруктов, цветов, вещей и т.д.;

· сюжетно-тематические картины – изображение исторических, батальных и бытовых сцен.

Миниатюра – живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, керамике, фарфоре, дереве.

Графика – однотонный рисунок . Она бывает в виде гравюры (гравюра – печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенного на деревянную или металлическую доску)., карикатуры, литографии (способ плоской печати на камне (известняке)).

Скульптура – вид изобразительного искусства, воспроизводящего действительность в объемно-пространственной форме.

Основные используемые материалы: камень, бронза, мрамор, дерево.

Виды скульптуры:

1. монументальная – памятники, монументы.

2. станковая – произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельное значение.

3. скульптура малых форм – игрушки, медали, резьба по камню.

Художественная фотография - относительно молодой вид искусства. Сегодня фотография – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта, освещения, специального положения фотоаппарата может создать художественный образ. В конце ХХ ст. художественная фотография заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусств.

Декоративно-прикладное искусство – это древний вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и эстетических потребностей человека.

Этот вид искусства очень древний, он использовался для украшения предметов. Художественно-образный смысл декоративно-прикладного искусства – орнамент, который становится признаком определенного национального своеобразия, по которому мы без труда узнаем, какой национальности он принадлежит: древнегреческие росписи на глиняных вазах, туркменские и китайские ковры, западно-украинские, русские печи и т.д. Этот вид искусства способствует совершенствованию предметной культуры, художественное оформление вещи должно быть строго согласовано с ее практическим значением.

4.3. Литература – письменная форма искусства, один из основных его видов.

Термин «литература», начиная с XVIIIв, вытеснил понятия «поэзия». «поэтическое искусство». Главным выразительным и изобразительным средством литературы является слово . Оно раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формирует авторскую позицию и делает ее доступной читателю.

Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие и то, что называется «художественная действительность».

Виды литературных произведений:

1. Эпос – романы, повести, рассказы, очерки.

2. Лирика - стихотворные жанры, элегия, сонет, ода.

3. Драма – комедия, трагедия.

История мировой литературы восходит из глубокой древности, фольклора. Древнейшие литературные памятники - «Библия», «Повесть временных лет», «Рамаяна». Они стали фундаментом мировой культуры.

Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.

Поражает в музыке ее способность говорить о многом, не говоря ни слова, выражать многое, не используя зрительных образов.

Жанры музыки: опера, симфония, камерная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная и др.

Музыка способна оказывать влияние на самых неподготовленных людей, воздействовать музыки на рост растений, врачевать болезни, изменять настроение в нужном направлении . Произведения мировой классики рекомендуют слушать для уменьшения раздражительности, тревоги, от головной боли. Музыка и национальна, и интернациональна, она не знает границ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Московский приборостроительный техникум

РЕФЕРАТ

на тему: "Искусство"

по обществознанию

Подготовила:

студентка группы И-3-15

Писклова Анастасия Александровна

Преподаватель:

Азизов Амиль Камильевич

Москва 2015

1. Что такое искусство

2. Функции искусства

3. Структура искусства

4. Современное искусство

Литература

1. Что такое искусство

искусство культура духовный

Искусство (от церк. слав искусьство (лат. eхperimentum -- опыт, проба); ст. слав. искоусъ -- опыт, реже истязание, пытка) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучно ] , так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасном. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии сэстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Цель искусства двойственна: для творца -- это художественное самовыражение, для зрителя -- наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро -- с моралью.

Искусство -- важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство -- художественные образы.

Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах - и понимание, отношение исполнителя.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

2. Функции искусства

Искусство выполняет рядобщественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

§ эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

§ социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

§ компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

§ гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

§ познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

§ прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

§ воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего этопознавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция -- способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является егоэстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого -- удовольствие) функции искусства.

3. Структура искусства

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требует специфических выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содержание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные -- литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся словом как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.

Существуют и иные классификации видов искусства, например, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобразительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. Ко второй группе относятся временные или динамические виды -- литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Третью группу составляют пространственно-динамические виды, которые также называют синтетическими или зрелищными, -- театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамично развивается -- появляются все новые виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое.

4. Современное искусство

Как известно, современное искусство весьма разнообразно, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Произведения современного искусства нередко создаются в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 --1955), развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е. преодоления стремления творца к безграничному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и многообразии -- ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и всесильным -- средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент -- метафора (художественный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них признака) -- своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.

В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппенинг -- действо, разыгрываемое художником на публике без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, студенты, облизывающие кузов автомобиля, -- художественный смысл, ценность и исход действа определяли случайные прохожие.

Таким образом, современное искусство -- своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точкой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая компонента (язык, совокупность выразительных средств) превращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифровку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая ограниченность коммуникативных возможностей национальных культур.

Литература

1. Aliev, Alex. (2009). The Intentional-Attributive Definition of Art. Consciousness, Literature and the Arts 10 (2).

2. Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

3. Владимирская Анна Овсеевна, Владимирский Петр Александрович. Искусство для простых смертных. -- М.:«Диалектика», 2005. -- С. 352. -- ISBN 5-8459-0902-3.

4. Т. Григорьева. Искусство-неискусство (Искусство в Японии) // Григорьева Т. П. Движение красоты: Размышления о японской культуре. М.: «Восточная литература» РАН, 2005, с. 180--192

5. С. Зенкин. Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. -- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170--200

6. Беньямин В. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»//Избранные эссе, М., 1996.

7. Пелипенко А.А. Искусство в зеркале культурологии. -- М.: Государственный институт искусствознания, 2009. -- С. 318. -- ISBN 978-5-98187-406-2.

8. Каган М. С. Морфология искусства. -- Л.: Искусство, 1972. -- 440 с. -- 20 000 экз.

9. Е. Аничков. Эстетика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). -- СПб., 1890--1907.

10. Искусство // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. -- СПб., 1907--1909.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место искусства в культуре. Представление об искусстве в культуре в целом. Выражение человеческих страстей. Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры. Основные функции искусства. Способы воспроизведения окружающей действительности.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Искусство как специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с его эстетическими идеалами. Классификация видов искусства: пространственный, временной, пространственно-временной.

    презентация , добавлен 24.11.2011

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Функции искусства как одной из важнейших культурных универсалий. Смысл эстетических категорий. Художественный образ как единица художественного освоения мира. Виды, жанры и стили искусства. Структура, функции и типы религии. Свободомыслие и его формы.

    реферат , добавлен 25.09.2011

    Сущность, функции и признаки искусства. Актуальность и перспективы развития различных его видов. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком. Выражение действительности в художественной форме при помощи образов.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Культура как универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Отражение мира в культуре и искусстве. Материализм в культуре.

    реферат , добавлен 27.01.2008

    Культурологический анализ искусства, выяснение его социокультурных смыслов и взаимодействие с другими феноменами культуры. Определение искусства, критерии художественности. Понятие массовой культуры. Способы отражения действительности в искусстве.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2010

    Специфика культурологического анализа искусства. Различные определения понятия "искусство". Происхождение и ранние формы искусства. Критерии и сущность художественного произведения. Специфика двух способов отражения действительности в искусстве.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.