Гюстав флобер - цитаты. Гюстав Флобер: цитаты, афоризмы, высказывания Цитаты классика французской литературы

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.Бюджет никогда не сохраняет равновесия.Весь талант писателя, в конце концов, состоит лишь в выборе слов.Все, что прекрасно, - нравственно.Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно.Если женщина любит хама, то он непременно непризнанный гений, избранная душа и т. п., так что из-за этой своей природной склонности к косоглазию они не видят ни истинного, когда его встречают, ни прекрасного там, где оно есть. Общая их болезнь - требовать от яблони апельсинов.Есть две разновидности тщеславия: тщеславие общественное и тщеславие частное, зовущееся спокойной совестью, человеческим достоинством, самоуважением, - настолько справедлива истина, что в каждом из нас живут два человека, тот, кто действует, и тот, кто судит.Женщина молода до тех пор, пока ее любят.Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности.Когда план слишком долго и тщательно выстраивают, он в результате исчезает.Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоёвывают толпу.Кто хочет греть свои ноги у солнца, упадёт на землю.Меланхолия - не что иное, как безотчетное воспоминание.Настойчивость смягчает судьбу.Не прикасайтесь к идолам... Их позолота остается у вас на пальцах.Необычайные чувства порождают высокие творения.Нет такой глупости, которой бы не рукоплескали, и такого глупца, что не прослыл бы великим человеком, или великого человека, которого не обзывали бы кретином.Нужно всегда надеяться, когда отчаиваешься, и сомневаться, когда надеешься.Последовательность создает стиль, так же как постоянство создает силу.Публика бюсты чтит, но не очень-то им поклоняется. Ими восхищаются для приличия.Слово - не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли.Спорить гораздо легче, чем понимать.Страсть к познанию - вот источник высоких радостей, уготованных для благородных душ.Счастье есть красный плащ с подкладкой из лохмотьев: когда хочешь укутаться в него, все разлетается по ветру, и остаешься закутанным в холодную ветошь, которая обещала так много тепла.Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль - это сама жизнь, это кровь мысли.Художник должен все поднимать на поверхность, он подобен насосу, в нем есть большущая трубка, спускающаяся в самые недра предметов, в глубинные слои. Он втягивает в себя и выпускает на солнечный свет гигантскими снопами то, что было придавлено землёю и никому не видно.Человек отрицает природу, сокрушает её, подавляет даже в своём теле, которого он стыдится и прячет словно преступление.Чтобы предмет стал интересен, достаточно долго на него смотреть.Язык похож на надтреснутый котёл, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды.Без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного!Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми.Всё изнашивается, даже горе.Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.Драматическое искусство - это геометрия, переходящая в музыку.Есть два врага у того, кто хорошо пишет: во-первых, публика, потому что стиль заставляет её думать, побуждает к работе мысли, а во-вторых - правительство, ибо оно чувствует, что мы - сила, а власть не терпит рядом с собой никакой другой власти.Есть фразы, остающиеся в голове, неотступно преследующие, подобно мелодиям, которые все время звучат в ушах и настолько сладостны, что причиняют боль.Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения.Книга - организм сложный. И любая ампутация, любое изменение, сделанное чужими руками, калечит её. Она может стать лучше, не важно, это будет уже не та книга!Когда состаришься, привычки становятся тиранами.Когда-то считали, что только сахарный тростник дает сахар, а теперь его добывают почти отовсюду. То же самое и с поэзией: будем извлекать ее откуда бы то ни было, ибо она во всем и везде. Нет атома материи, который не содержал бы поэзии.Люди со вкусом - престранная каста: у них есть свои собственные маленькие святые, которых никто не знает.Мы утратили веру даже в порок.Не доверяйте разочарованным. Это почти всегда бессильные.Нет такого атома материи, что не имел бы мысли; так приучим же себя смотреть на мир, как на произведение искусства, приёмы которого нам нужно наследовать в своих произведениях.Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня.Ничто не внушает мне такого презрения к успеху, как мысль о том, какой ценой он достигается.Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его.Почести обесчещивают, высокое звание унижает, должность оглупляет.Путешествие должно быть серьёзным трудом, иначе оно, если только не пьянствовать целыми днями, становится одним из самых горьких и в то же время самых глупых занятий.Смеяться над жизнью полезно, а порой и прекрасно - только бы жить.Статистика - самая точная из всех неточных наук.Счастье - выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни.Талант признают только тогда, когда он шагает по трупам, и нужны тысячи снарядов, чтобы пробить себе брешь в Фортуне.То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе.Точность мысли обуславливает точность выражений.Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым.Человеческая речь подобна треснутому котлу, и когда нам хочется растрогать своей музыкой звёзды, у нас получается собачий вальс.Чтобы сохранить совесть чистой, надо поднять её выше совести всех прочих людей.

Гюстав Флобер, (1821–1880), французский писатель

Бюджет никогда не сохраняет равновесия.

Необычайные чувства порождают высокие творения.

Народ, состоящий из атеистов, не смог бы просуществовать.

Меланхолия – не что иное, как безотчетное воспоминание.

Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоевывают толпу.

Спорить гораздо легче, чем понимать.

Слово – не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли.

Точность мысли обусловливает точность выражений.

Муза, сколь бы несговорчива ни была, причиняет меньше огорчений, чем женщина.

Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения.

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.

Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми.

Все изнашивается, даже горе.

Все, что прекрасно, - нравственно.

Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.

Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно.

Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности.

Когда состаришься, привычки становятся тиранами. Когда-то считали, что только сахарный тростник дает сахар, а теперь его добывают почти отовсюду. То же самое и с поэзией: будем извлекать ее откуда бы то ни было, ибо она во всем и везде. Нет атома материи, который не содержал бы поэзии.

Люблю любить, люблю ненавидеть.

Мы утратили веру даже в порок.

Настойчивость смягчает судьбу.

Нельзя жить одним вдохновением. Пегас чаще идет шагом, чем скачет галопом. Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром.

Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его.

Поэзия - это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее.

Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше.

Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.

То, что понимают плохо, часто стараются объяснить с помощью слов, которые не понимают.

То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль - это сама жизнь, это кровь мысли.

Точность мысли обуславливает точность выражений.

Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.

Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им.

Я умер бы со смеху, глядя, как один человек судит другого, если бы это зрелище не внушало мне жалость.

Gustave Flaubert

(фр. Gustave Flaubert ; 1821 - 1880) - французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.

Воля – главный элемент всякого начинания.

Страсти наши – как вулканы: гул слышен постоянно, извержения бывают лишь временами.

Страсти – это лучшее, что есть на земле, это источник героизма, восторга, поэзии, музыки, искусства, решительно всего.

Блаженство – обман, придуманный для того, чтобы разбитому сердцу было потом еще тяжелее.

Без стремления к идеальному не существует правды.

Будущее – наихудшая часть настоящего.

Будущее нас тревожит, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.

Чтобы вас уважали те, кто ниже вас, уважайте сами то, что выше вас!

Великие люди никогда не становились великими при жизни. Великими их делали потомки.

Вкус определяется как особое дарование, быстрота суждений, умение различать оттенки прекрасного.

Глупость быстро распространяется.

Воспоминание о первой любви обесцвечивает новую любовь.

Жизнь происходит от греха, грех – от желания, желание – от ощущения, ощущение – от соприкосновения.


Жизнь терпима лишь при условии, что ты всегда отстраняешься от нее.

Жизнь человеческая – ложь. За всякой улыбкой таится зевота, за всяким восторгом – проклятие, за всяким удовольствием – отвращение, а от сладкого поцелуя остается на губах томящая жажда новых наслаждений.

Жизнь – это непрерывное убывание! Радости, родные, друзья – всё умирает, уходит, ускользает.

Глупость – нечто несокрушимое. Кто ее атакует, сам об нее разбивается.

Братство – одна из лучших выдумок общественного лицемерия.

Воображение – это способность, которую скорее надо сжимать, чтобы придать ей силу, чем расширять, дабы она обрела протяженность.

Последовательность создает стиль, так же как постоянство создает силу.

Всё вдохновение состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу.

Если бы Бог обладал волею, имел цель, если бы он действовал ради чего-либо, значит, у него была бы какая-нибудь потребность, значит, он не был бы совершенен. Он не был бы Богом.

Все несчастья проистекают от принуждения. При свободном проявлении страстей наступает гармония.

Для натур, склонных к крайностям, опасности излишества не существует.

Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.

Если благосостояние людей повышается, то прелесть жизни исчезает.

Вы можете сколько угодно откармливать человеческую скотину, постилать ей подстилки до самого брюха и даже золотить ее конюшни – она всё-таки останется скотиной, что бы там ни говорили.

Высокие идеи, подобно елям, произрастают в тени и на краю пропастей.

Гений – утонченная боль, то есть самое полное и сильное проникновение внешнего мира в нашу душу.

Необычайные чувства порождают высокие творения.

Главное условие прекрасного, основной его принцип – это единство в разнообразии.

Есть люди, назначение которых состоит в том, чтобы служить посредниками: через них переходят, как через мост, и идут дальше.

Глубокие чувства похожи на порядочных женщин: они страшатся, что их разгадают, и проходят по жизни с опущенными глазами.

Всё, что прекрасно, – нравственно.

Для иных людей действие тем недоступнее, чем сильнее охватившее их желание.

Всякий инстинкт раздваивается, образуя начало хорошее и дурное.

Для каждого нравственная ценность искусства заключается в том, что соответствует его интересам.

Всё изнашивается, даже горе.

Добродетель не что иное, как дальновидность.

Время от времени надо немного поскрести себе сердце скребком шутовства, чтобы очистить его от коросты.

Долг заключается в том, чтобы понимать великое, поклоняться прекрасному, а вовсе не в том, чтобы придерживаться разных постыдных условностей.

Единственное, что отличает человека от животных, это то, что он способен есть, не чувствуя голода, и пить, не чувствуя жажды, – свобода воли.

Серость быта вызывает мечты о роскоши.

В языке существует только одно слово для точного обозначения предмета, один эпитет для его определения, один глагол для выражения его действия.

Если есть на земле и среди всех ликов небытия верование, достойное преклонения, если есть что-то светлое, чистое, возвышенное, что-то, говорящее нашей неудержимой тяге к бесконечному и смутному, зовущееся на нашем языке душой, – это искусство.

До идолов дотрагиваться нельзя – позолота пристает к пальцам.

Если какое-либо заблуждение существует сто тысяч лет, из этого не следует, что в нем заключается истина.

Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом.

Искусство приукрашивает страсти.

Драматическое искусство – это геометрия, переходящая в музыку.

Искусство – роскошь, для него нужны чистые и спокойные руки.

Искусство – самое высокое проявление души.

Если художественное произведение не волнует, значит, оно не достигает истинной цели искусства.

Есть глуповатая аксиома, гласящая, что слово выражает мысль – было бы справедливее сказать, что слово искажает мысль.

Иные могли бы иметь куда больше достоинств, если бы к ним не стремились нарочито.

Есть две разновидности тщеславия: тщеславие общественное и тщеславие частное, зовущееся спокойной совестью, человеческим достоинством, самоуважением, – настолько справедлива истина, что в каждом из нас живут два человека: тот, кто действует, и тот, кто судит.

Есть нечто более неприятное, чем резкое критическое замечание, – это неуклюжая похвала.

Блондинки более чувственны, чем брюнетки. Брюнетки более чувственны, чем блондинки.

Женщина, принесшая огромные жертвы, может позволить себе некоторые прихоти.

Женщина – самое заурядное создание, о котором мы создали слишком прекрасное представление.

Сердце женщины – ларец с секретом, со множеством ящичков, вставляемых один в другой; стараешься изо всех сил, ломаешь ногти – и наконец находишь высохший цветок, хлопья пыли или пустоту.

Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени на их исполнение.

Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности.

Нагая женщина не бесстыдна – бесстыдна заслоняющая рука, наброшенный покров, тщательно выложенная складка.

Я думаю, что успех у женщин – это, как правило, признак посредственности.

Идеал общества в том, чтобы каждый индивидуум действовал по своим способностям.

Похвала почти всегда неуклюжа, если исходит от человека несведущего.

Идея счастья – почти единственная причина всех человеческих бед.

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем – вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.

В конце концов, всё, что может искусство, – это сделать скотину менее злой.

Искусственность всегда ведет к пошлости.

Когда состаришься, привычки становятся тиранами.

Истина должна постигаться сердцем.

Истина никогда не бывает в настоящем. Кто за него держится, с ним погибает.

Каждый добрый поступок более чем на три четверти зиждется на гордости, а на четверть на соображениях выгоды, на непроизвольном, чисто животном побуждении, на желании удовлетворить собственную потребность.

Как ни жалок вымысел, он все же больше стоит, чем гнусная действительность.

Книгу можно судить по силе, с которой она вас ударила, и по длительности времени, с какой возвращаешься к ней.

Неистовое стремление к выводам – одна из самых печальных и самых бесплодных маний, свойственных человечеству.

Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоевывают толпу.

Кто мало знает, тот отходит от религии; кто много знает, тот возвращается к ней.

Ласки супруга вызывают жажду измены.

Лучшее средство жить спокойно и свободно – устроиться на вершине пирамиды, все равно какой, лишь бы высокой и с прочным основанием. Там не всегда весело, и ты там совсем одинок, зато можно утешаться – плевать с высоты.

Любая мечта в конце концов находит себе воплощение; для всякой жажды есть свой источник, и для всякого сердца – своя любовь.

Материальный успех должен быть результатом, отнюдь не целью.

Меланхолия – не что иное как, как безотчетное воспоминание.

Мысль – острейшая из разновидностей сладострастия – само сладострастие всего лишь воображение – случилось ли вам наслаждаться въявь сильнее, чем в мечтаниях?

Восстанавливаемые в памяти подробности удлиняют прожитую жизнь.

Найти форму, вполне соответствующую данному замыслу, – вот секрет создания шедевров.

Народ в конце концов признает любого тирана, лишь бы ему не мешали хлебать суп из котла.

Настойчивость смягчает судьбу.

Слова – это волочильный стан, на котором можно растянуть любое чувство.

Слово – это отдаленное и ослабленное эхо мысли.

То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают.

Небытие, ожидающее нас в будущем, ничуть не страшнее того, что осталось позади нас.

Невежество – оборотная сторона гордости.

Цинизм – это ирония порока.

Незаурядные люди могут заниматься любым делом, не роняя себя.

Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни.

Счастье – красный плащ с подкладкой из лохмотьев: когда хочешь укутаться в него, всё разлетается по ветру, и остаешься запутанным в холодную ветошь, которая обещала так много тепла.

Нельзя ссылаться как на доказательство на свидетельства толпы, ибо проверить их невозможно.

Радость бывает подчас печальна, а печаль – радостна.

Необходимо обладать чувством меры, но понятие меры меняется.

Иные недостатки, безразличные или нетерпимые в одном человеке, восхищают в другом.

Нет более надежного средства привлечь сердца к религии, чем терпимость.

Человек отрицает природу, сокрушает ее, подавляет ее, подавляет ее даже в своем теле, которого он стыдится и прячет, словно преступление.

Человек – песчинка, брошенная в бесконечность неведомой рукой, жалкая козявка с хилыми лапками, которая пытается на краю бездны ухватиться за любую веточку, ищет себе опору в добродетели, в любви, в эгоизме, в честолюбии и все это возводит в ранг добродетели, дабы надежней удержаться; цепляется за бога, но всегда слабеет, разжимает пальцы и падает.

Человеку свойственно бояться.

Человеческая речь подобна треснутому котлу, и когда нам хочется растрогать своей музыкой звезды, у нас получается собачий вальс.

Нет такого мещанина, который в пору мятежной юности хотя бы один день, хотя бы одно мгновение не считал себя способным на глубокое чувство, на смелый подвиг.

Нехорошо привыкать к недоступным удовольствиям, когда голова пухнет от забот.

Благополучие рода человеческого не может служить утешением для отдельной личности.

Ничего великого нельзя совершить без фанатизма.

Ничто не внушает мне такого презрения к успеху, как мысль о том, какой ценой он достигается.

Нужно всегда надеяться, когда отчаиваешься, и сомневаться, когда надеешься.

Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его.

Одна неприятность обычно вызывает в памяти все остальные.

Отчаяние – это то же, что самоубийство.

Перед расставанием бывает минута, когда любимый человек уже не с нами.

Нет идиота, который не думал бы, что он великий человек, нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня.

Скептицизм страшит только жалкие умы.

Постараемся же понять всё и ничего не осуждать. Вот способ многое узнать и сохранять спокойствие.

Прекрасное нерушимо и неизменно, но мы не знаем его законов, ибо происхождение его таинственно.

Преуспевание злых – соблазн для прочих.

Прошлое служит порукой за будущее.

Прошлое – это то, чего уже нет; будущее – то, чего еще нет; настоящее абсолютно мимолетно, оно беспрестанно движется, а искусство вынимает из этого потока то или другое явление и делает его вечным.

Разочарование – свойство слабых. Не доверяйте разочарованным – это почти всегда бессильные.

Сила есть свойство, которым наслаждаешься лишь в том случае, если его расходуешь.

Раскаиваться хорошо, но не делать зла – еще лучше.

Сердце в своих привязанностях, как человечество в своих идеях, непрестанно расширяется кругами.

Сердце человека обречено на вечное одиночество.

Если ни одно прекрасное творение не осталось незамеченным, то, с другой стороны, не было такого постыдства, которое не заслуживало бы рукоплесканий, ни такого глупца, который не был бы объявлен великим человеком. Потомство иногда меняет оценку.

Слишком точное следование правде вредит красоте, а чрезмерная приверженность красоте искажает правду.

Спорить гораздо легче, чем понимать.

Уныние порождается однообразием бесцельного, беспросветного существования.

Статистика – это самая точная из неточных наук.

Ничто так не устрашает и не утешает одновременно, как предстоящий долгий труд.

Точность мысли обусловливает точность выражений.

Уверенность в полной безопасности придает отваги.

Сюжет ничего не значит, все зависит от исполнения.

Чем прекраснее мысль, тем звучнее фраза.

Эгоизм – прочная основа целомудрия.

Чтобы иметь талант, нужна уверенность, что его имеешь.

Хорошая проза должна быть столь же точна, как стих, и столь же звучна.

Цивилизация – это нечто, обращенное против поэзии.

Нельзя жить вдохновением. Пегас чаще идет шагом, чем скачет.

Все книги, вместе взятые, не стоят личных наблюдений.

Главным достоинством писателя является знание того, о чем писать не нужно.

Тему не выбирают. Вот чего не понимают ни публика, ни критики. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.

Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом.

Поэты подобны статуям, которые откапывают в развалинах; о них иногда надолго забывают, но потом находят нетронутыми в пыли, уже не имеющей названия.

Муза, сколь бы несговорчива она ни была, причиняет меньше огорчений, чем женщина.

Существуют великие гении, которые имеют только один недостаток, один порок, – а именно что их чувствуют главным образом вульгарные души, сердца, доступные легкой поэзии.

Что есть равенство, как не отрицание всякой свободы, всякого превосходства, даже самой природы? Равенство – это рабство.

В стиле, как в музыке, самое прекрасное и самое редкое – это чистота тона.

Чувство горечи, примешиваясь к желаниям, лишь усиливает их.

Шутка – самая могучая сила на свете и самая грозная, она неотразима – нет суда, который мог бы призвать ее к ответу ни за повод, ни за вызвавшее ее чувство – то, что осмеяно, то мертво – смеющийся сильнее опечаленного.

То, что зовется удовольствием, доставленным добрым поступком, – ложь и ничем не отличается от удовольствия, доставляемого пищеварением.

Есть люди большого таланта, которые имеют несчастье вызывать восхищение мелких натур: вареная говядина неприятна главным образом потому, что она основное блюдо в мелких хозяйствах.

Экология жизни: Люди. Гюстав Флобер был одним из крупнейших европейских писателей-реалистов XIX века. Предлагаем вам цитаты из самых известных его произведений «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» и «Бувар и Пекюше».

Цитаты классика французской литературы

12 декабря 1821 года родился классик французской литературы Гюстав Флобер. Он был одним из крупнейших европейских писателей-реалистов XIX века. Самыми известными его произведениями являются романы «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» и «Бувар и Пекюше».

Мы подобрали из них 10 цитат:

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны. («Госпожа Бовари»)

***

Высокопарными словами обычно прикрывается весьма неглубокая привязанность. («Госпожа Бовари»)

***

Слова - это волочильный стан, на котором можно растянуть любое чувство. («Госпожа Бовари»)

***

Самонадеянность человека зависит от той среды, которая его окружает. («Госпожа Бовари»)

***

Без идеи не может быть ничего великого . («Воспитание чувств»)

Глубокие чувства похожи на порядочных женщин: они страшатся, что их разгадают, и проходят по жизни с опущенными глазами. («Воспитание чувств»)

***

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. («Воспитание чувств»)

***

Мы ищем прибежища в посредственности, отчаявшись в той красоте, о которой мечтали. («Воспитание чувств»)

***

Толпа всегда следует по проторенной дорожке. К прогрессу, наоборот, стремится лишь меньшинство . («Бувар и Пекюше»)

Французский писатель – Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 г. в Руане, в семье главного врача городской больницы.

Флобер до 18 лет жил в служебной квартире отца в госпитале. С самого детства у него было необычное влечение к смерти и болезням, будучи маленьким ребенком, часто рассматривал трупы в морге, любил наблюдать за больными.

С 1823 по 1840 гг. Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе.

Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе, который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 г. Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены. А в 1843 г. у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание. От припадков Флобера спасали только горячие ванны, приверженцем которых писатель оставался всю жизнь.

Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, время и силы он старался посвящать литературному творчеству. В 1845 г. Флобер совершил путешествие по Италии.

В 1845 г. умер его отец, Флобер вернулся домой ради матери, которая страдала в одиночестве. Они поселились в небольшом и очень красивом поместье рядом с Руаном.

С 1846 г. Гюстав целиком посвятил себя творчеству. В это же время он знакомится с Луизой Коле – единственной любовью всей его жизни.

К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь. А также, мог осуществить свою мечту о путешествиях. В 1846 г. путешествует по Британии, в 1849 г. совершил поездку на Восток (он посетил Сирию, Египет, Грецию и Палестину).

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Оправдательный приговор после сенсационного судебного разбирательства позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

Второй роман Флобера, «Саламбо» (1862), стал результатом поездки в Африку в 1858 г. Очевидно стремление автора отрешиться от обыденности, создав эпическое полотно на темы седой древности.

В третьем романе, «Воспитание чувств» (1869) Флобер пишет историю своего поколения, замороченного романтизмом, однако вынужденного спуститься на землю после катастрофы 1848 г. и крушения идеализма. «Воспитание чувств» являет собой портрет потерянного поколения.

Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона.

В 1877 г. публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», который писал восемь последних лет, он так и остался неоконченным.

Одним из величайших творений Флобера, стали его «Письма» (опубликовано 1887-1893). В непринужденном общении с друзьями он излагает свои мысли, не заботясь о стиле и, предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания.

Личная жизнь Флобера складывалась непросто. Не желая подвергать риску заболевания свое потомство, он не женился и не продолжил свой род, хотя у него и было несколько любовниц. Ведь, несмотря на свой средний рост, Флобер производил впечатление на женщин, которым нравились его зеленые глаза и слегка вьющиеся волосы. Он слыл спортсменом, увлекался плаванием, греблей на каноэ и верховой ездой.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 г, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков.

В конце жизни Гюстав очень страдал от нервного расстройства, постоянно находился в депрессии. Болезнь истощила и без того слабый организм.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 г. от апоплексического удара в своем имении. В 1890 г. уникальному и неординарному гениальному писателю Гюставу Флоберу возведен памятник в Руане.