Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Урок по литературе. "Литература как художественное отражение действительности"

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом…
Раскрыта настежь книжка,
Ее читает за столом
Взволнованный мальчишка.
Сидит мальчишка за столом
И в тишине ночной,
Как будто рядом за углом,
Он слышит этот бой.
Пригнали “легионов тьму,
а каждого - десяток,

И крикнуть хочется ему
«Неправильно! Нельзя так!»
Теснит Спартака легион,
И с четырех сторон
Он римлянами окружен.
Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему “Литература как художественное отражение жизни”, которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе (“Начальное понятие о литературе как искусстве слова”), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на

Первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: “Любите книгу” М. Горького, “Баллада о мальчике” Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина “Память и воображение” и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького “Любите книгу”. Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как “велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему”, обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом “Любите книгу” позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в “путанице мыслей, чувств, событий”, научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с “Балладой о мальчике” Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом… Раскрыта настежь книжка, Ее читает за столом Взволнованный мальчишка. Сидит мальчишка за столом И в тишине ночной, Как будто рядом за углом, Он слышит этот бой. Пригнали “легионов тьму, а каждого – десяток,

И крикнуть хочется ему “Неправильно! Нельзя так!” Теснит Спартака легион, И с четырех сторон Он римлянами окружен. Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть – в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа “Два капитана”: “Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану”. Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа “Муму” и истории реального прототипа – немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Схожі твори:

  1. Словарный состав языка Гоголя в поэме “Мертвые души” определяется, с одной стороны, грандиозной темой, избранной Гоголем, – “показать хотя с одного боку вею Русь”, – с другой стороны, отношением автора...
  2. Поэма Н. А. Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает...
  3. В первой половине XIX века произошли два наиболее важных события в истории России, оказавшие серьезное влияние на развитие всей общественной и духовной жизни страны. Одно из них – Отечественная война...
  4. Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная...
  5. Зарубежная литература всегда привлекала внимание. Стоило какому-нибудь иностранному писателю получить известность, как его немедленно переводили на русский язык. “Переводчики – почтовые лошади просвещения”,- заметил однажды А. С. Пушкин. Смысл этих...
  6. Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны...
  7. Литература Как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической,...
  8. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”. “Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира....
  9. Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание Путешествия из Петербурга в Москву автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в...
  10. Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист...
  11. Романтизмом называют художественное направление, которое возникло в начале XIX века в Европе и продолжалось до середины XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Предпосылкой...
  12. Произведение по повести Архипа Тесленко “Казненные жизни”. Вершиной творчества Архипа Тесленко считается повесть “Казненные жизни”, которую называют “художественным документом, заслуживающим даже социологических исследований об эпохе “черной тишины”. Эта повесть-размышление о...
  13. “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская...
  14. И. С. Нечуй-Левицкий обогатил украинскую литературу произведениями об украинской древности, детально описывая украинскую природу, обычаи и быт крестьян, традиции украинцев, их повседневные дела. Последовательный рассказ о жизни Кайдашей помогает воссоздать...
  15. Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет...
  16. Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно не затронутую в прежней трагедии. Особенно интересна в этом отношении трагедия “Ипполит”. Миф об Ипполите – один из... Распад Мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные...
  17. Новыми общественными отношениями новый общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий а 13 веке. Наряду со все более теряющей связь жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая...

.
Литература как художественное отражение жизни

Литература - художественное отражение жизни человека и общества

Если на каждой странице данного учебника написать назва­ния произведений русской литературы, оставивших вечный след в памяти людей и ставших достоянием мирового искусства, - этих страниц не хватило бы.

За свою тысячелетнюю историю русская литература обогати­лась выдающимися произведениями - замечательным миром образов, мыслей, идей. Изучить все произведения, получить о каждом полное представление невозможно. Но знать имена выда­ющихся поэтов и писателей, читать созданные ими творения необ­ходимо. Литература, как и любой другой вид искусства, обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Дорогу ко всему подлинно значимому и прекрасно­му в мире литературы открывают те произведения, которые мы называем классическими.

Творцом произведения, которому суждено стать классическим, может быть только особо выдающийся, гениальный художник. Если ему удалось в своем творчестве выразить то, что волнует всех, находит отклик у каждого читателя, то перед нами - великое тво­рение. Говоря о подобных произведениях, мы ставим вопрос и о том времени, когда они были созданы. Это время может совершен* но отличаться от современности. Казалось бы, и искусство опреде­ленной эпохи может представлять только исторический интерес. Но нет. Особенность классического произведения заключается в том, что оно типично для своего времени и вместе с тем раскры­вает общечеловеческие ценности. В нем отражается определен­ная эпоха со своими неповторимыми признаками и в то же время выражаются существенные и важные для человечества взгляды, мысли, идеи. При этом общечеловеческое начало в произведении становится наиболее важным.

Слово "литература” происходит от латинского littera , которое переводят как "буква”, "письмена”, т. е. письменность, все напи­санное.

Долгим был путь от рисуночного письма древнего человека к современной буквенной литературе. Были на этом пути иерогли­фы и клинопись, каменные плиты, обожженные глиняные таб­лички, дощечки, покрытые воском. Появление бумаги и печат­ного станка в средние века стало настоящим информационным взрывом. Рельефное изображение буквы на деревянном, металлич еском, пластмассовом брусочке с тех пор и по сей день называ­ется литерой. Все напечатанное стало литературой. Так возникло первое, са мое общее значение этого слова. Литература - это вся совокупность письменных произведений того или иного народа, эпохи, всего человечества в целом.

Письменность как средство информации имеет две стороны: первая - умение писать, вторая - способность воспринимать текст. Может показаться, что чтение гораздо проще, чем овладение правилами правописания. На самом деле это не так. Подлинная образованность и культура человека определяются не только тем, сколько и каких книг он прочел, но и тем, как он умеет читать.

Человек может удовлетворять свою любознательность, обра­тившись к политической, публицистической, научно-популярной литературе. Средства массовой информации знакомят его с жиз­нью страны и планеты. Но совершенно особое место занимает ху­дожественная литература, с которой связано другое значение тер­мина "литература” как совокупности художественных словесных произведений. Именное этим значением связано название учебно­го предмета. В этом значении литература - это явление искусства, искусство слова.

Чтение художественных произведений имеет свои особенно­сти, здесь есть свои, порой весьма сложные "формулы”, разобрать­ся в которых весьма непросто.

Ответы на многие важные вопросы дает литературоведе­ние - наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведе ний. так и творческого наследия писателей, связь с традициями национальной и мировой литературы. Литературоведение изуча­ет теоретические понятия, необходимые для осмысления художе­ственного текста. С некоторыми из них вы уже познакомились в 7 классе и знаете, что такое система образов, образ-персонаж, автор-повествователь, художественное время и художественное пространство, пейзаж в искусстве и т. д. Вероятно, вы поняли, что постижение художественного произведения - это сложный процесс. Сложность его объясняется и тем, что литература на всем протяжении своей истории изменялась и прошла тысячелетний путь от устного народного творчества до современной, чрезвы­чайно многогранной системы, называемой литературным процес­сом.

Литература как специфический вид искусства, художественно отражающий жизнь человека и общества с древнейших времен и до наших дней, как и история, развивается по хронологическому принципу. В течение исторического пути в литературе развива­лись тенденции и направления, преемственность и традиции, фор­мировались основные этапы, давшие названия периодам и стилям в литературе. В 8 классе вам предстоит изучение с историко­хронологических позиций основных направлений, периодов и стилей в литературе: древней русской литературы, литературы средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в русской литературе.

Что же такое направление и стиль ?

Направление, или течение- это литературные поня тия. обозначающие общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особен­ностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. Литературное направление характери­зуется общностью духовно-эстетических основ художественных произведений, обусловленной сходством социально-культурной ситуации и однотипного миропонимания писателей. Однако идеа­лы отдельных авторов, их отношение к поставленным проблемам и представление о путях и способах решения может быть различ­ным.

Так, в основе романтического миропонимания и романтизма как литературного направления лежат глубокое разочарование в действительности, жажда совершенства, страстное стремление к абсолютным идеалам. Однако конкретное содержание "разлада” и "мечты” у писателей-романтиков было неодинаковым: одни жаж­дали кардинального переустройства общественной жизни (на­пример, Байрон, Лермонтов), другие искали спасения в религии (Шатобриан, Жуковский), третьи - в слиянии с природой и воз­врате к народной старине.

Чередование и определенная последовательность, хронологич­ность смены литературных направлений в разных странах позво­ляют рассматривать их как явление наднациональное, между­народное, как явление мировой литературы. Однако в каждой отдельно взятой стране и в национальной литературе литератур­ное направление имеет ряд специфических признаков. Так, для русского романтизма характерно сочетание собственно романтиче­ских начал с сентиментализмом (например, у Жуковского), клас­сицизмом (у Рылеева), анакреонтикой (у Батюшкова), реализмом (у Пушкина, Лермонтова, Гоголя).

При всем конкретно-историческом своеобразии националь­ных разновидностей литературных направлений они могут быть сближены по значению в литературном процессе. Такова, напри­мер. роль сентиментализма - "оппонента” классицизма и пред­шественника романтизма в литературном процессе Франции и России. Между национальными разновидностями литературных направлений, таким образом, существует внутренняя связь - вы­ражение закономерностей общелитературного порядка и основа взаимовлияний в литературе.

С содержанием понятий литературного направления, течения, периода тесно связано понятие стиль в литературе. Словом stylos древние греки называли деревянную, костяную или металличе­скую палочку, заостренную на конце и предназначенную для пи­сания на восковых дощечках. Но научное понятие стиль , конечно, гораздо сложнее и многограннее.

Литература, как и искусство в целом, обладает единством со­держания и формы произведения. Стиль обеспечивает эту проч­ную связь в самом процессе творчества. Первоначальное значение слова "стиль" помогает понять, что явление связано с творчеством, единым способом обработки того материала, которым располагал художник перед началом работы.

Характер отпечатка зависит от stylos , но не зависит от восковой дощечки; почерк зависит от нажима пера, но не от качества бума­ги. Иначе говоря, художественный стиль - это инструмент освоения и передачи действительности писателем.

Одна и та же тема (например, "маленького человека”) по- разному решается Пушкиным в "Станционном смотрителе”, Гоголем в "Шинели”, Достоевским в "Бедных людях” благодаря различию стилей, которыми реализуется различие художествен­ного сознания авторов. По-разному предстают в разных стилях одни и те же предметы, события, мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под воздействием стиля, поэтому мы го­ворим "язык Пушкина”, "язык Гоголя”, "язык Достоевского”.

Вот мир Достоевского: слово звучит с напряженностью, дохо­дящей до исступления, с постоянной интонацией вопроса, требу­ющего незамедлительного ответа. Детали и описания резко кон­трастны, события и отношения героев конфликтны, всякая идея находит заостренное выражение в сюжете. Отсюда можно заклю­чить, что напряженность, контрастность и гиперболичность - свойства стиля Достоевского, которые соответствуют трагическо­му образу мира, созданному им в своих романах и повестях.

Формирование литературных стилей, направлений, перио­дов - сложный исторический процесс, для понимания которого нужны знания теоретических понятий, чтение и анализ произве­дений разных писателей.

Каковы особенности классицизма, сентиментализма, роман­тизма, реализма в русской литературе, каким образом они пре­ломляются в творчестве отдельных писателей и поэтов; что такое историзм, цикличность, хронологичность по отношению к исто­рии словесности; каково место русской словесности в истории ми­ровой литературы?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, вниматель­но изучив учебник, начиная от фрагментов из "Слова о полку Игореве” и "Повести временных лет” до произведений писателей XX в. Мировая литература представлена в 8 классе творчеством У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Дж. Байрона, чьи произведения в определенной степени оказали влияние на развитие русской ли­тературы. В раздел учебника "Русская литература Казахстана” включены произведения И. Шухова и Ю. Герта.

1. Что такое литература: история, наука или искусство? Кокос определе­ние и почему вы считаете наиболее точным?

2. В чем отличие литературы от других видов искусства: музыки, живопи­си, архитектуры, кино, театра, телевидения и т. п.?

3. В чем, на ваш взгляд, заключается задача литературы - учить, воспи­тывать, убеждать, утешать, тревожить? Обоснуйте свой ответ примера­ми из прочитанных книг.

4. Каково место и значение литературоведческого анализа в процессе постижения художественного текста?

5. Прочитайте в рабочей тетради и перескажите текст "Совет поэта".

6. Прочитайте в рабочей тетради текст "Доверяйте искусству” и выполни­те задания к нему.

7. Прочитайте в рабочей тетради афоризмы н высказывания об искусстве и литературе. Выберите наиболее интересные, с вашей точки зрения, и поясните их смысл.

8. Заполните в рабочей тетради таблицу о значении литературы в жизни человека цитатами из прочитанных книг и афоризмами.

9. Выполните в рабочей тетради задание 1.

10. Расскажите о книге, прочитанной вами в последнее время и в определен­ной степени изменившей ваши взгляды на жизнь.

1. Что изучает литературоведение как наука?

2. Что такое литературное направление ?

3. Что такое стиль в литературе? Каково первоначальное значение слова "стиль?

4. Приведите примеры, характеризующие стиль писателя.

5. Что обозначает хронологический принцип в литературе?

6. Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?


Усова Ирина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Социально-культурный сервис», Волгодонский филиал, Донской государственный технический университет, г. Волгодонск, Россия

Образ - понятие литературоведческое. Художественный образ является основной клеточкой, из которой вырастает система образов, составляющих целостное произведение. Обычно под художественным образом понимают воспроизведение типических явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Такое воспроизведение или отражение жизни свойственно искусству, идеологии, художественно осваивающей мир. Художественный образ несет в себе «обобщение», поскольку выступает как специфический способ воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала конкретно чувственной, непосредственно воспринимаемой зримой форме. Эстетическое создание художественного образа создается посредством воплощения реального содержания человеческой жизни .

Признание диалектической природы, многослойности художественного стало общепринятым в нашей эстетике. Но далеко не все составные, слагающие его, исследованы в полной мере. Одной из составляюзщих художественного образа является соотношение в нем общественно необходимого, выступающего как социально-детерминированное и художественно-обусловленное, с одной стороны, и неповторимого, уникального, новаторского, идущего от творческой индивидуальности художника, с другой стороны.

Однако мало признать наличие в художественном образе общественно необходимого и индивидуально неповторимого, задача заключается в том, чтобы обнаружить органический характер их взаимопроникновения, их диалектическое единство .

Индивидуальная неповторимость образа не означает какую-то оригинальность, принципиальную обособленность от общезначимого, общественно необходимого. Она лишь указывает на его единственность, невозможность равнозначного повторения, замещения другим образом. В то же время это не мешает художественному образу нести и в себе и в содержании, и в форме, всеобщее, близкое и понятное людям, выражающее общественные потребности, являющееся одной из форм общественной коммуникации .

Диалектическое единство индивидуально неповторимого и общественно необходимого проявляется на разных уровнях художественного образа, начиная с предмета искусства и включая содержание и форму. Непосредственно представить механизм этого сопряжения на уровне предмета искусства позволяет категория «общеинтересного», выдвинутая Н.Г. Чернышевским. Сознает это или нет художник, но его выбор темы, сюжета и т.д. обусловлен. Будучи сыном своего времени, представителем той или социальной группы, художник вольно или невольно воплощает в своем творчестве то, что волнует или только начинает волновать его современников. «Общеинтересное», выступающее как предмет искусства, формируется в ходе социального развития общества. Это те или иные проблемные вопросы общественного развития, взятые в аспекте их «человеческой» значимости. Безусловно, формы непосредственного проявления «общеинтересного» бесконечно разнообразны и всегда носят конкретно-исторический характер, но, тем не менее, можно выделить два уровня существования «общеинтересного», конечно, теснейшим образом связанных между собой .

Первый, более подвижный, уровень «общеинтересного» порождается измениями, происходящими в общественном бытии, в образе жизни людей, их практической жизнедеятельности. Это познавательно-тематическая форма «общеинтересного». Отвечая на эту общественную потребность, образное мышление творцов искусства пытается художественно обобщить и осмыслить новые явления социального бытия людей, вскрыть их значимость для совершенствования человеческой жизнедеятельности.

Второй уровень «общеинтересного», который можно определить как идейно-эмоциональный, порождается изменениями, происходящими в сфере общественного сознания, общественной психологии. В этом случае стрелка общественного интереса указывает не столько на реальные жизненные события, выражающие собой изменения в сфере социально-экономического состояния общества, сколько на вызванные этими изменениями (или переоценивающиеся) идеи и настроения, мысли и чувства .

Оба эти слоя теснейшим образом связаны между собой и подчинены задаче правдивого воспроизведения жизни. Конечно, идейно-эмоциональный слой очень важен, он занимает ведущее положение, так как искусство есть форма познания прежде всего духовного содержания жизни и отстаивания посредством этого познания человеческих идеалов.

Но познавательно-тематический «слой» произведения также очень важен. В нем заключено исследование событийной, конфликтной, объектной стороны жизни. Искусство не сводится к абстрактной интерпретации человека, в которой оказываются неразличимы профессиональные, возрастные и другие черты людей, особенности той или иной социальной группы .

«Общеинтересное» никогда не может быть общеизвестным и общепринятым, в нем проявляется то, что составляет для общества нерешенную проблему.

Можно выделить несколько этапов в осознании людьми «общеинтересного», оно начинается с его выявления. Часто бывает необходимо обнаружить само возникновение проблемного явления, скрытого до времени в повседневном течении жизни. Для этого нужно выйти за рамки устоявшегося, общепринятого, освободиться от инертного, проникнуть через поверхностную видимость, «кажимость» в подспудное существо развивающегося явления. Выполнить эту роль по силам лишь неповторимой творческой индивидуальности, способной вырваться из плена привычных представлений, и в тоже время в силу своей социальной представительностии, принадлежности к передовым общественным силам, чутко ощущающей глубинное движение общественного развития. Таким образом, явление часто начинает осознаваться как «общеинтересное» после того, как оно оказывается открытым и художественно осмысленным, благодаря зоркой наблюдательности, своеобразности взгляда на мир художника, его умению в особенном, единичном увидеть проявление развивающейся тенденции.

Нередко искусству удавалось быть впереди. Но в этом случае художественный образ обычно лишь ставит проблему, дает первоначальный материал теоретикам и политикам для изучения общественных движений своего времени .

Итак, основной сферой проявления эстетической функции языка является художественная литература, которая отражает окружающий нас мир в особом образном строе. Образ выступает основным средством художественного обобщения действительности, знаком объективного коррелята человеческих переживаний и особой формой общественного сознания. К тому же образ в искусстве - это субъективное отражение реальности .

Такие фразы как, «художник мыслит образами, искусство - это отражение действительности в форме чувственных образов, образ - первооснова художественного творчества» и тому подобное легко обнаружить в любом исследовании по эстетике, теории литературы, стилистике художественной речи. Ни одна из них не вызывает возражений, и все они, в общем, подчеркивают специфику художественного мышления, воплощенную в произведении. Все приведенные выше высказывания оперируют словом «образ» в его главном, общеэстетическом значении: в прекрасном идея должна нам явиться воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом .

Под художественным образом понимается не просто форма наглядного представления о действительности, но способ воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной форме с позицией определенного эстетического идеала. Создавая художественный образ, автор опирается на образный потенциал слов, на их способность выразить представления о денотате: зрительные, осязательные, слуховые, моторно-двигательные и т.д.

Образный потенциал слов определяется их выразительными возможностями. Выразительные возможности слов - это языковая основа их образности (смысловая, стилистическая, грамматическая, звуковая). Образный потенциал лексических единиц трактуется как психологическая основа их образности, т.е. их способность выразить конкретно-чувственные и эмоционально-оценочные представления об обозначаемом, возникающем в сознании носителей языка при восприятии слова вне контекста. Значимость этих понятий обусловлена тем, что «образность» художественной литературы рассчитана на ассоциативность представлений. Важно и то, что художественный образ в тексте формируется на базе представлений, порождаемых словами вне контекстной реализации .

Образ формируется в сознании читателя, воспринимающего текст. Он создается на основе слова в тексте при участии других языковых средств разных уровней. Динамику образа можно проследить, основываясь на его анализе во все более расширяющихся контекстах. Поскольку образность получает твердую смысловую базу в значениях слов, особенно важна семантическая связь различных языковых средств текста. При этом в восприятии читателя слово обрастает различными смысловыми и эмоционально-оценочными оттенками, то сгущенными контекстом, то ослабленными им. Активность разных языковых единиц неодинакова: образную перспективу имеет каждое слово, но «длина» образуемых им в сознании читателя ассоциативных линий различна, как различно участие слов в создании образа. Это зависит от их выразительных возможностей и специфики конкретного употребления. То и другое, т.е. отбор языковых единиц и характер их функционирования, всецело определены замыслом писателя .

В художественном произведении языковая структура является средством формирования «общей образности», предполагающей «неизбежную образность каждого слова», каждого элемента текста. В образной структуре произведения языковая форма выступает как содержательная. Контекстуальная сочетаемость элементов, эстетически мотивированная, создает условия для установления особых в их языковой или графической оболочке, и внетекстовыми, символическими значениями, взаимодействие которых ведет к образованию лингвоэстетического подтекста, образной смысловой структуры произведения .

Нужно отметить, что для художественного изображения действующих лиц автор пользуется наряду с другими средствами речевой характеристикой, т.е. особым набором слов, выражений, синтаксиса, отображающими как речь социальной среды, к которой принадлежит персонаж, так и его индивидуальный характер. Речевая характеристика персонажа не ограничивается его прямой речью. Речь персонажа различными способами проникает в авторскую и переплетается с ней.

Работа автора над словом как средством выражения образа многогранна и сложна, так как в этой работе приходится следить за тем, чтобы даже и звуковая оболочка не мешала восприятию образа, заключенного в слове. Характер образа определяет, какие формы языковой передачи речи персонажа выбраны, - прямая речь, косвенная речь или несобственно-прямая речь. Если писателю речь героя нужна как средство его характеристики через самый строй его речи, его интонации, подбор слов, он прибегает к форме прямой речи. Если эта сторона для него в данном случае не так важна, если для него важнее смысловое содержание его высказывания, он прибегает к косвенной или собственно-прямой речи .

Речевая партия персонажа может быть представлена в двух видах -произнесенной (внешней) и непроизнесенной (внутренней) речи. Первая играет существенную роль в движении сюжета. Вторая непосредственного участия в развитии событий не принимает, но сосредотачивает в себе их мотивировку, вскрывает их причинно-следственные связи и истинные отношения, обнажает их сущность.

При изображении внутренних переживаний персонажа, его мыслей, его впечатлений от происходящего используется внутренний монолог или пережитая речь, несобственно-прямая речь. Основная ее функция -изображение ситуации изнутри с позиции лица, ее непосредственного переживающего, а ее звуковое выражение представляет собой сплав речи персонажей и речи автора. Внутренняя речь - категория не лингвистики, а психологии. Она выполняет функцию реализации мысли.

Основная характеристика героя разворачивается в его речевой партии, которая представлена диалогом и внутренней речью. Здесь обуславливаются причинно-следственные связи явлений и фактов и явно или скрыто раскрывается характер персонажа. Несобственно-прямая речь и по форме, и по содержанию занимает промежуточное место между авторским повествованием и речью героя. В прозаических произведениях нередко обнаруживаются все типы изложения и их разновидности.

Другие функции выполняет еще один вид внутренней речи, который можно называть внутренней реакцией персонажа. Внутренняя реакция обычно выделяется скобками или тире из диалога или авторского повествования. Отражая эмоциональное восприятие события героем, малые вкрапления внутренней речи постоянно имеют в своем составе эмоционально или стилистические окрашенные единицы .

Конечно, существует множество лингвистических средств для создания художественных образов в арсенале писателя. Выбор тех или иных средств характеризует индивидуальный стиль писателя.

Список литературы

1. Бабенко Л.Г. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста/Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта наука, 2004. - С. 216.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/М.М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1975. - С. 87.

3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение/В.П. Белянин. - М.: Генезис, 2006. - С. 10, 14.

4. Виноградов В.В. Проблемы содержания и формы литературного произведения/В.В. Виноградов. - М., 1955. - С. 54, 74.

5. Дмитриева Н.А. Изображение и слово/Н.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1962. - С. 73.

6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста/В.А. Кухаренко. - Л., 1979. - С. 110.

7. Лосев А.Б. Диалектика художественной формы/А.Б. Лосев. - М.: Просвещение, 1927. - С. 68, 70.

8. Матиев К.В. Природа художественного образа/К.В. Матиев. - М.: Наука, 1985. - С.54.

9. Панпурин В.А. Художественный образ/В.А. Панпурин. - М.: МГУ, 1997.-53 с.


Оноре де Бальзак (). Французский писатель. Книги вводят нас в лучшее общество,знакомят нас с величайшими умами всех времён. С.Смайлс. Задача искусства не в том,чтобы копировать природу, а в том,чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, ты поэт! Оноре де Бальзак Французский писатель


Наука и искусство 1. Изучает явления жизни и природы, устанавливает закономерности, следствия и т.д. 2. Имеет дело с фактами 1. Писатель изображает жизнь, стремясь выразить своё отношение к изображаемому 2. Имеет дело с образами 3. Главный предмет изображения - человек


Художественный образ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -ая, -ое; -вен, -ве нна. 1. см. художество. 2. полн. ф. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. Художественное училище. Х руководитель театра. Художественная гимнастика. Художественная самодеятельность. Художественное конструирование (дизайн). 3. полн. ф. Изображающий действительность в образах. Художественное произведение. Художественная литература. X. фильм. 4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический, красивый. Художественные изделия. Художественное выполнение чего-н. X. вкус. * Художественная часть - концерт после собрания, лекции. II сущ художественность, -и, ж. (к 4 знач.).


ОСЕНЬ -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). II прил. осенний, -яя, -ее. По-осеннему (нареч.) дождит.


Михаил Юрьевич Лермонтов. «Осень» Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. И.Остроухов. «Осень»


Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Фёдор Иванович Тютчев Поэт, переводчик, публицист