Зураб соткилава биография личная жизнь и дети. Зураб Соткилава - грузинский оперный певец: биография, семья, творчество. Болезнь и преодоление

Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.


Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Награжден главным призом фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1968)
Награжден орденом «Знак Почета» (1971)
Награжден орденом Трудового Красного знамени (1976)
Почетный член Болонской академии музыки (Италия), избран «за блестящую трактовку произведений Верди»
Награжден орденом Чести Республики Грузия (1997)
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Родился в г. Сухуми (Абхазия, Грузия). В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. — Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. — аспирантуру при Тбилисской консерватории.Стажировался в театре «Ла Скала» (руководители — Д. Барра и З. Пьяцца, 1966-1968), где подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании. Критики отмечали, что З. Соткилава — один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З. Соткилаву своим почетным членом.

Педагогическая деятельность:

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской консерватории, с 1987 г. — профессор кафедры сольного пения. В 2002 г. возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачев, В. Редькин, А. Федин и другие.

Певец (лирико-драматический тенор)
Заслуженный артист Грузинской ССР (Грузии) (1970)
Народный артист Грузинской ССР (1973)
Народный артист СССР (1979)

Лауреат Международного конкурса вокалистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (I премия, 1968)
Лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, II премия)
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, I премия и Гран-при)
Лауреат государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983)
Лауреат государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели (1998)

Участие в жюри конкурсов:

Председатель жюри в номинации «вокальное искусство» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1994). Председатель жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, 2000).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1965-1974 гг. З. Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. — приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).

В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).

На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами. Много гастролирует за рубежом. Особенно часто выступал в Италии. Репертуар (в Большом театре):

  • Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
  • Радамес («Аида» Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
  • Отелло («Отелло» Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
  • Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Измаил («Набукко» Дж. Верди)

Дискография

Фирмой «Sony» выпущены диски: «Итальянская классическая музыка» и «Русская классическая музыка».

Народный артист СССР, оперный певец Зураб Соткилава.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазская АССР; ныне - Сухум, Абхазия) в семье Лаврентия Гутуевича Соткилавы и Ксении Виссарионовны Карчава. Отец был директором школы, мать - врачом-рентгенологом.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил горно-геологический факультет Тбилисского государственного политехнического института (ныне - Грузинский технический университет) по специальности "инженер-маркшейдер", в 1965 году - Тбилисскую государственную консерваторию им. Вано Сараджишвили (класс Давида Андгуладзе), в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Увлекался футболом, с 16 лет выступал за сухумское "Динамо" на позиции защитника. В 1956 году стал капитаном сборной Грузинской ССР в возрасте до 20 лет. Через два года начал играть в основном составе тбилисского "Динамо".

Параллельно занимался вокалом с профессором Тбилисской консерватории Николаем Бокучавой. В конце 1950-х гг. , завершив вследствие травмы спортивную карьеру, сосредоточился на музыкальной деятельности. Певческий голос - тенор.

В 1965-1974 гг. являлся солистом Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси). Исполнял партии Герцога в опере Джузеппе Верди "Риголетто", Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен", Турриду в опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", Рудольфа в "Богеме" Джакомо Пуччини и др.

В 1966-1968 гг. проходил стажировку в театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1973 году дебютировал в Москве в Государственном академическом Большом театре в партии Хозе (опера Жоржа Бизе "Кармен"), в следующем году был приглашен в оперную труппу. Исполнял партии Водемона ("Иоланта" Петра Чайковского), Абесалома ("Абесалом и Этери" Захария Палиашвили), Каварадосси ("Тоска" Джакомо Пуччини), Манрико ("Трубадур" Джузеппе Верди), Радамеса ("Аида" Джузеппе Верди), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди) и др.

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2002 году возобновил там же преподавательскую деятельность. Среди учеников Соткилавы - оперные певцы Владимир Богачев, Александр Федин, Владимир Редькин и др.

В 1995 году участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. На протяжении карьеры выступал с гастролями в США, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.

Возглавлял жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации "вокальное искусство" (1994), жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (2000). В 2011 году входил в состав жюри телевизионного проекта "Призрак оперы" (Первый канал).

Являлся почетным членом Болонской музыкальной академии (Италия).

В последние годы жизни страдал от онкологического заболевания.

Народный артист СССР (1979). Лауреат орденов "Знак Почета" (1971), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" I (2017), II (2007) и III (2001) степени, Чести (1997, 2007, Грузия).

Был награжден почетной грамотой президента РФ (2012).

Был отмечен Государственной премией Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983) и Государственной премией Грузии им. Шота Руставели (1998).

Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1968, София, Болгария), IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Международного конкурса вокалистов Франциско Виньяса (1970, Барселона, Испания), российской музыкальной премии "Овация" (2008).

Был женат на пианистке Элисо Турманидзе. Дочери Теа (род. 1967) и Кетеван (род. 1971) - выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Имя лирико-драматического тенора Зураба Соткилава знают далеко за пределами страны, в которой он родился. Творческая биография певца началась в солнечном Сухуми, продолжилась в Милане и далее развивалась в Москве, где тенор стал солистом Большого театра и его гордостью.

Концерты Соткилава сопровождались неизменными аншлагами. Эмоциональная самоотдача артиста, сила и красота голоса, благородная манера исполнения сделали поклонниками Зураба Лаврентьевича миллионы любителей оперного искусства. Педагог и профессор Московской консерватории подготовил и выпустил в свет сотни талантливых молодых певцов.

Детство и юность

Будущий народный артист СССР родился весной 1937 года в крупнейшем городе Абхазии – Сухуми. В семье Соткилава пели и играли на гитаре мама и бабушка будущей звезды. В раннем детстве Зураб садился рядышком с ними на скамейке возле дома и подпевал женщинам, дававшим «концерты» соседям и случайным прохожим. В репертуаре были старинные грузинские песни, мелодичные и протяжные. О карьере певца Зураб Соткилава не мечтал – все мысли и планы в детстве и юношестве были связаны с футболом.


В младшем школьном возрасте Зураб Соткилава гонял мяч в школьной команде. По настоянию мамы (врач по профессии), обладавшей абсолютным слухом, сын посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке и фортепиано. В 16 лет подающий надежды грузинский футболист вошел в состав юношеской команды, став ее капитаном. В середине 1950-х команда победила на всесоюзных соревнованиях, капитана взяли в основной состав тбилисского «Динамо».


Восходящая звезда футбола был крайним защитником, стремительно атаковал (стометровку преодолевал за 11,1 секунды) и делал спортивную карьеру. Позже, став оперной знаменитостью, Зураб Соткилава поделился воспоминаниями о самой памятной игре – с московским «Динамо». В составе грузинской команды Соткилава сразился с самим , легендарным вратарем. Матч грузины проиграли со счетом 1:3, но знакомство с Яшиным продолжилось, когда Соткилава стал певцом.


Со спортивными буднями Зурабу Соткилава пришлось распрощаться после игры в Чехословакии: точку в карьере поставила серьезная травма. До этого футболист получил перелом в Югославии. Молодой спортсмен попробовал силы в вокале случайно: в дом захаживала пианистка Валерия Разумовская, слышавшая совместное пение Зураба с мамой и бабушкой. Она первой распознала в Соткилава певца. Женщина отвела 21-летнего парня к знакомому профессору консерватории, тот выслушал «сухумского соловья» скептически.


Но встречи с профессором продолжились: в благодарность за то, что Зураб Соткилава доставал ему дефицитные билеты на игры тбилисского «Динамо», педагог занимался с футболистом вокалом. Вскоре вокальные упражнения увенчались успехом: профессор объявил Зурабу, что у него блестящее оперное будущее. Но тогда перспектива стать оперным тенором вызвала у футболиста смех. Вспомнить о словах педагога консерватории Зурабу Соткилава пришлось после отчисления из команды в 1959-м.


Летом 1960 года Соткилава защитил диплом политехнического института в Тбилиси, где учился на горном факультете, играя в сборной. В том же году поступил в местную консерваторию. Поддержал сына отец, у которого музыкальные способности отсутствовали, а вот мама оказалась категорической противницей вокальной карьеры Зураба. Поначалу голос начинающего вокалиста определили как баритон, но на 3-м курсе у Соткилава открыли лирико-драматический тенор. В 1965-м будущая звезда оперы окончил Тбилисскую консерваторию, а спустя 7 лет - аспирантуру.

Музыка

Молодого певца приняли в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где Зураб Соткилава успешно дебютировал. Вскоре ему доверили ведущие партии в операх «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини. Затем Соткилава солировал в «Риголетто» , пел в национальных операх «Абесалом и Этери», «Миндия».


Тенор выступал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета 9 лет, с 1965 года. В 1966-м Зураба Соткилава отправили стажироваться в миланский «Ла Скала», где его учили педагоги бельканто. Маэстро и вокальный учитель Дженарро Барра восхищался грузинским певцом, голос которого напоминал ему теноров былых времен Энрико Карузо и Беньямино Джильи.

Спустя два года после начала занятий с миланскими педагогами Зураб Соткилава участвовал в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. Выступление грузинского певца было триумфальным: Соткилава вручили главный приз. В 1970-ом Зураб Соткилава занял второе место в Москве, на Международном конкурсе имени . В том же году тенор завоевал первую премию в Барселоне, где проходил международный конкурс вокалистов.


Зураб Соткилава в спектакле "Кармен"

В конце 1973-го Зураб Соткилава дебютировал на подмостках Большого театра, исполнив партию Хозе. Его пригласили в труппу БТ. Вскоре вокалисту доверили партию Отелло в опере Джузеппе Верди. Так ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду – вокальный тенор Соткилава оказался откровением. Зрители и слушатели отметили работу певца: Зураб выкладывался на сцене в полную силу. Позже он признался, что партия Отелло стала той вершиной, после которой он не понижал планку исполнения, работая на износ.


Еще одно достижение артиста – партия Туридду в опере «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Выразительность, переданный вокалистом накал страстей, техническую виртуозность Соткилава заметили поклонники, армия которых выросла в разы.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным: в Париже начались триумфальные гастроли тенора. Вскоре советскую звезду открыли любители оперного искусства в Америке, Италии и Японии, заметив, что его голос прекрасен во всех регистрах, а артистизм певца «исходит непосредственно из сердца».

Гастрольный тур конца 1970-х превратил Зураба Соткилава в звезду мирового масштаба, принеся ему звание народного артиста СССР. Последним бастионом, взятым оперной звездой, стала партия Самозванца в опере Модеста Мусоргского « ». Реже Зураб Соткилава выступал на эстраде, где его репертуар составляли романсы, русская и итальянская музыка. С 1976 года Зураб Соткилава преподавал в столичной консерватории, где вел класс сольного пения. В 1987-ом стал профессором и возглавил кафедру.

В 1995 году поклонники оперы услышали Соткилава на сцене БТ: он исполнил партию Голицына в постановке «Хованщина» . Вернулся к партии в 2002 году на тех же подмостках. Голосом Зураба Соткилава наслаждались меломаны Лондонской королевской оперы. Немецкие поклонники оперного искусства увидели певца на сцене Баварской штатс-оперы.


Слышали российского тенора в опере Дрездена, в болонском театре «Коммунале», барселонском театре «Лисео» и венецианском «Ля Фениче». В последнее десятилетие Зураб Лаврентьевич выступал в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, бывал в ближнем зарубежье. В его репертуар входили оперные арии, романсы Петра Чайковского и , грузинские и русские народные песни.

Личная жизнь

Зураб Соткилава гордился своей дружной и крепкой семьей. Он женился раз и навсегда. Половинкой и правой рукой артиста до последних дней оставалась жена Элисо Турманидзе, родившая мужу двух дочерей – Тею и Кети.


Вместе супруги прожили полстолетия. Зураб Лаврентьевич дождался двух любимых внуков – Кети и Левана, в которых души не чаял.

Смерть

Летом 2015 года артист признался, что тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. В том же году Соткилава сделали операцию в Германии, в России провели курс лечения, химиотерапию. Певец вышел на сцену в октябре 2015-го. Концерт в подмосковном Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, казалось, болезнь отступила.


Зураб Соткилава умер в 2017 году

Зураб Соткилава решился рассказать о раке, узнав о таком же диагнозе коллег и друзей и . Последние два года Зураб Соткилава преподавал в консерватории и, превозмогая недуг, выходил на сцену. В 2017 году он планировал дать юбилейный концерт – оперной звезде исполнилось 80 лет. Но онкологическая болезнь внесла коррективы в планы – вокалиста не стало 17 сентября.

Дискография

  • Ричард («Бал-маскарад», Джузеппе Верди)
  • Манрико («Трубадур», Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска», Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта», П. Чайковский)
  • Радамес («Аида», Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко», Н. Римский-Корсаков)
  • Арзакан («Похищение луны», О. Тактакишвили)
  • Отелло («Отелло», Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад», Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь», П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха», Дж. Паизиелло)
  • Самозванец («Борис Годунов», М. Мусоргский)
  • Голицын («Хованщина», М. Мусоргский)
  • Измаил («Набукко», Дж. Верди)

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Лучшие дня

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Позор Вам, г-н Соткилава!
Анатолий 15.08.2008 08:51:43

Для всех читатаелей копирую заявление Солиста Большого театра:
Народный артист СССР Зураб Соткилава делает спеиальное заявление в связи с событиями в Грузии.

«Возмущен действиями Российской Федерации в отношении Грузии. Сейчас не врем определять, чья это земля и кто виноват. Россия должна прекратить бомбардировку мирных городов», - заявляет он.

По его заявлению, разрушение столицы Грузии является мечтой не такой уж малой части российских политиков.

«Почему бомбят Зугдиди и Кодорское ущелье?! Линия фронта расширяется. Разрушается и наносится урон грузинским городам, которые никакого отношения не имеют к Цхинвалському региону», - заявляет он.

По заявлению Соткилава, Россия нарушает международное право. Российские каналы же эти события освещают односторонне.

«Почему волнует Россию гибель только мирного осетинского населения, а про погибшее грузинское мирное население никто ничего не говорит?! Почему обманывает нас такая большая медиамашина?! Это недопустимо!, - заявляет он.

Г-н Соткилава! Любовь к Родин и своему народу, и поддержка фашиста Саакашвили - не одно и то же! Не следует ли Вам покинуть Россию? После таких мерзких заявлений, думаю тяжело Вам будет здесь!