Старинные балы. Как проходили балы. Общие правила поведения на балу

Инструкция

Балы было принято давать круглый год. Официальное открытие сезона проводили в ноябре, когда представители высшего сословия вернулись из летних резиденций и начинали откровенно скучать в городах. На балы было принято ездить всю зиму, исключая время, когда шел пост. Зачастую глава семьи получал несколько приглашений на балы, назначенные на один и тот же день. Одни из них можно было проигнорировать, на других – появиться обязательно. Большинство балов заканчивалось ближе к утру. На следующий день после полудня необходимо было делать визиты, а затем готовиться к новым балам.

К бальным помещениям в доме относился зал, где и проходило основное действо, курительная комната, буфет и игровая. Бальный в XIX веке был настолько точно прописан, что малейшее отступление от него считалось неприличным. Регламентировано было все: и , и правила исполнения танцев, и этикет, и нормы общения, и оформление залов.

Балы были придворными, частными, купеческими, детскими, общественными, свадебными, именинными. Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия и признаком финансовой несостоятельности. Если проводился тематический бал, например, монохромный, в приглашении указывалось, в костюмах какого цвета должны явиться приглашенные. К , иногда маскарадный туалет для дамы стоил ее мужу одной-двух деревень вместе с землями и крестьянами.

Молодым девушкам предписывалось являться на балы в пастельных тонов, иметь незамысловатые прически, надевать ограниченное число не слишком броских украшений. Дамы постарше могли позволить себе что-то более экстравагантное и яркое. В любом случае платье было открытым, размер декольте порой шокировал. На балы обували мягкие туфли, как правило, без . Из косметики полагалось пользоваться лишь пудрой.

После получения приглашения в течение двух дней полагалось отправить письменное согласие принять участие в торжестве. Отказывать не полагалось, если на то не было веских причин, например, смерти близкого родственника.

Балы давали в огромных залах, украшенных цветами и лентами и освещаемых тысячами восковых свечей. В середине зала танцевали. По двум длинным стенам обычно монтировали возвышения, где расставляли кресла и ломберные столы, на каждый из которых клали несколько новых колод игральных карт. За этими столами сплетничали, проигрывали состояния, затевали дуэли, обсуждали политику. Для музыкантов обычно ставили отдельный помост со скамейками, расположенными амфитеатром.

Приехав на бал, гости должны были засвидетельствовать свое почтение хозяевам дома. Если дама состояла в браке, она была обязана приехать на бал с супругом. Когда тот отсутствовал, можно было явиться с подругой и с ее мужем. Незамужние девушки сопровождались матерями или пожилыми родственницами, которые должны были зорко следить за соблюдением всех приличий. Девушки, не пользующиеся популярностью у кавалеров, все равно танцевали, так как партнеров для них выбирала мать или родственница. Даже если дама была откровенно дурна собой, с ней должны были заводить светский разговор, говорить комплименты. Она же, в свою очередь, должна улыбаться, флиртовать при помощи веера и выказывать симпатию кавалеру.

У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая карне или агенд. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Дать обещание одного танца двум кавалерам считалось дурным тоном и могло спровоцировать дуэль. У красивых и свободных девушек и женщин агенд был расписан с первых же минут бала. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер. Если это правило не соблюдалось, то начинали поговаривать о скорой свадьбе.

«История балов императорской России» - не только историческое исследование, но и первое в новейшей истории руководство по организации бала

Текст: Сергей Шулаков
Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Центрполиграф»

Первый бал в России устроил Лжедмитрий I: на его свадебном пиру играл оркестр Станислава Мнишка, а после трапезы гости танцевали. Но традиция не прижилась. Доктор исторических наук, профессор Оксана Захарова в исследовании «История бального церемониала в России», вошедшего в сборник «История балов императорской России», объясняет: «Уже само проведение самозванцем невиданных до этого при русском дворе церемониалов было вызовом обществу» . Балы, или ассамблеи, Петру I пришлось вводить административным способом. Царь максимально упростил задачу, указ от 1718 года специально оговаривал: «Хозяин не обязан ни встречать, ни провожать гостей или чему-либо для них беспокоиться; но должен иметь, на чем их посадить, чем их подчевать и чем осветить комнаты…». Сейчас мы сочли бы такое поведение человека, к которому пришли в гости, очень невежливым - но Петр так понимал «европейское обхождение»…
Позже балы развились в сложную систему. Популярностью пользовались так называемые тихие балы. Бывало, что именинница принимала решение устроить такой «тихий», то есть без объявления и приглашений, бал, и все, кто заезжал поздравить ее в течение дня, получали приглашение от камердинера. «Вечером на «тихий бал» к А. С. Небольсиной пожаловала вся Москва. Экипажи тянулись по обеим сторонам Поварской до Арбатских ворот. Именинница умела принимать гостей: будь то главнокомандующий или студент, каждому поклон, каждому ласковое слово. Делай что хочешь - играй, разговаривай, молчи, ходи, сиди, «только не спорь слишком громогласно и с запальчивостью; этого хозяйка боится»».
В 1840-х годах на петербургских балах, в подражание парижским, впервые прозвучало словечко «светская львица». Среди дам случались фанатичные поклонницы балов. Одна из них, в ответ на предостережение о том, что танцы ночами напролет могут сказаться на внешнем облике, отвечала: «А на что мне красота? Я замужем и прельщать никого не намерена. Годом прежде, годом позже, а все же надобно будет подурнеть… Пока время не ушло, напрыгаюсь и навеселюсь вдоволь, а там и примусь за нравоучения своим детям».
Светская и бальная жизнь в исследовании Оксаны Захаровой пересекается с литературной. Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, одна из львиц петербургского света, овдовев, вышла замуж за француза, барона де Пойли, и вскоре умерла. Передавали, что француз отравил богатую русскую княгиню, и Некрасов, не чуравшийся светской жизни, написал стихотворение:

…Тут пришла развязка. Круто изменился
Доктор спекулятор: деспотом явился!
Деньги, бриллианты – все пустил в аферы,
А жену тиранил, ревновал без меры.
И когда бедняжка с горя захворала,
Свез ее в больницу… Навещал сначала,
А потом уехал - словно канул в воду!..

Стихи эти едва не привели к дуэли поэта со «спекулятором». Целиком на балах разворачивался драматический роман Михаила Лермонтова и Екатерины Александровны Сушковой, о котором профессор Захарова повествует с прямо-таки душераздирающими подробностями. Любящий, как водится, беззащитен; после заверений в страстном чувстве перестал замечать влюбленную в него даму, а однажды мимоходом заявил: «Я вас больше не люблю. Да, кажется, и никогда не любил» . Поведение малообъяснимое, но великий поэт объяснял его необходимостью подчиняться условностям света, ранг в котором зависит от того, сколько репутаций человек погубил…
При дворе устраивались костюмированные балы, последний был организован в 1903 году, и многие участники явились в костюмах своих предков времен царя Алексея Михайловича: так, костюм графа С. Д. Шереметева повторял одеяние фельдмаршала графа Б. П. Шереметева с портрета в усадьбе Кусково, были и другие наряды, точно реконструированные по старым изображениям. Этот бал стал большим событием, было сделано множество хорошо известных фотографий, и странно, что осведомленная профессор Захарова не указывает на Анну Ахматову и ее «Поэму без героя», появление таинственных масок в которой, конечно, отсылка к прежним, роскошным, полным скрытых смыслов бальным увеселениям. Ну и бал в тоже заслуживает как минимум упоминания.
Зато книга местами оказывается шире заявленной темы, касаясь былых досугов и развлечений. Оказывается, разведение голубей было исконно московским занятием - «не было купеческого дома без голубятни» . Характер же москвичей за последнее время заметно испортился: в XIX веке «гостеприимством славились не только богатые, но и бедные граждане Первопрестольной».
Балы несли и политические функции. Последний официальный придворный бал Российской империи состоялся зимой 1904 года. Гости заметили, что посол империи Японской на нем отсутствовал. Дальше в Зимнем стало уже не до танцев, но аристократы и богатое купечество продолжали устраивать балы в своих особняках.
Книга дополнена вклейкой с красочными иллюстрациями, портретами светских дам, рисунками из модных журналов, изображениями вееров… Вторую ее часть составляют обширные приложения. Это хрестоматия «Балы в русской поэзии и прозе», в которую собраны не только известные отрывки из , стихи , но и несколько стихотворений много сочинявшей о балах Евдокии Ростопчиной, и стихотворение Блока «Явился он на стройном бале…»:

Он встал, и поднял взор совиный,
И смотрит - пристальный - один,
Куда за бледной Коломбиной
Бежал звенящий Арлекин…

Здесь же руководство к изучению танцев, положения бального этикета с описаниями фраков, галстуков к ним и дамских бальных платьев; то, что военные не должны являться в сапогах и при кортиках или другом парадном оружии, видимо, разумеется само собой. Есть даже «Нотный альбом», в котором можно найти танцевальные сочинения Гайдна, Шопена, композиторов конца XIX века… Книга собрана с фантазией, и даже «на злобу дня», однако добросовестный, серьезный справочный аппарат в ней повисает - ссылок в тексте нет, объяснений, откуда взяты цитаты, мало, и читатель волен догадываться об источнике в меру своей образованности или обратиться к преподавателю - сборник несет гриф: «Рекомендовано кафедрой Истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова». Или, возможно, так реализуется расчет на светскую, а значит, по замыслу издателей, ученую читательскую аудиторию, на зубок помнящую, например, «Сочинения камердинера императрицы Марии Федоровны А. Степанова и о придворных балах во времена Александра III, присланные ».

Захарова О. «История балов императорской России. Увлекательное путешествие»

М.: Центрполиграф, 2016. – 510 с.

Императрица особенно любила маскарады. Кроме больших балов и приемов, в Эрмитаже маскарады давались при дворе каждую пятницу в особых залах для дворянства (в галерее) и для купечества. На этих балах собирались нередко около пятисот масок.

Роскошь эрмитажных праздников, по словам современников, напоминала нередко волшебные сказки. На знаменитом празднике «Азора, африканского дворянина», данном императрицей в честь рождения первого внука, в залах дворца были изображены громадные вензеля, буква «А» (Александр) из настоящих бриллиантов и жемчугов. Не следует полагать, что маскарады были настолько популярны в высшем обществе, что вытеснили другие празднества, в том числе и балы. При дворе бал устраивался каждое воскресенье. Интересным представляется замечание Л. Энгельгардта о том, что императрица следовала па празднество в таком же сопровождении, как и в церковь. Перед входом в зал Екатерине Алексеевне представлялись и целовали руку дамы.

Бал открывался менуэтом: великий князь с великой княгиней, за ними - придворные и офицеры гвардии в званиях не ниже полковника. Наиболее распространенными танцами были «польские» и контрадансы. «Дамы должны были быть в русских платьях, то есть особливого покроя парадных платьях, а для уменьшения роскоши был род женских мундиров по цветам, назначенным для губерний. Кавалеры все должны были быть в башмаках. Все дворянство имело право быть на оных балах, не исключая унтер-офицеров гвардии, только в дворянских мундирах» . Императрица садилась играть в карты с заранее выбранными партнерами, которых приглашали камер-пажи. Великий князь тоже играл, но за отдельным столом. Примерно через два часа музыка затихала. Государыня откланивалась и покидала бал, а после нее спешили разъехаться все приглашенные. Великий князь Павел Петрович давал балы по понедельникам в Петербурге, а по субботам - на Каменном острове. Придворный лакей развозил личные приглашения великого князя. Помимо этого, каждый полк гвардии отправлял на праздник по два офицера.

Несмотря на все великолепие балов императорского двора, праздники вельмож того времени зачастую не уступали последним. Причем не только балы, но и семейные вечера отличались роскошью и торжественностью. «Образ жизни вельмож был гостеприимный, по мере богатства и звания занимаемого; почти у всех были обеденные столы для их знакомых и подчиненных; люди праздные, ведущие холостую жизнь, затруднялись только избранием, у кого обедать или проводить с приятностью вечер» .

Апогея своего блеска достиг российский двор при Екатерине II. Роскошь, царившая при дворе, служила заразительным примером для столичного общества. Все высшее общество увлекалось театром, и молодежь охотно устраивала домашние спектакли. Образовывались целые группы великосветских любителей; известны театры княгини Долгоруковой, графини Головниной, в доме Апраксиных. С постройкой здания Благородного собрания Москва прославится своими балами по всей России. Каждый год накануне Рождества помещики соседних с Московской губерний со своими семействами отправлялись из деревень в Москву в сопровождении длинных обозов с поросятами, гусями, курами, крупою, мукою и маслом. Замоскворечье гостеприимно встречало долгожданных хозяев неприхотливо убранных, заросших садами домов, владельцы которых не стремились к тесному общению с соседями, если не принадлежали к одной губернии.

По четвергам все соединялись в большом кругу Благородного собрания: «Тут увидят они статс-дам с портретами, фрейлин с вензелями, а сколько лент, сколько крестов, сколько богатых одежд и алмазов. Есть про что девять месяцев рассказывать в уезде! И все это с удивлением, без зависти: недосягаемою для них высотою знати они любовались, как путешественник блестящей вершиной Эльбруса».

Московские праздники 1787 года, когда Россия отмечала двадцатипятилетие восшествия императрицы на престол, надолго остались в памяти современников. Бал в собрании превзошел все ожидания. Вот воспоминания Е.П. Яньковой: «Бал был самый блестящий и такой парадный, каких в теперешнее время и быть не может: дамы и девицы все в платьях или золотых и серебряных, или шитых золотом, серебром, камений на всех премножество; и мужчины тоже в шитых кафтанах с кружевами, с каменьями. Пускали в собрание по билетам самое лучшее общество; но было много. Императрица тоже была в серебряном платье, невелика ростом, но так величественна и вместе милостива ко всем, что и представить себе трудно» .

От двора не отставали и вельможи. Маскарады Нарышкина и приемы графа Шереметева поражали своим великолепием.

Поразить людей того времени чем-либо было непросто.

Тем примечательнее праздник светлейшего князя Потемкина, который он устроил в честь Екатерины Великой в Таврическом дворце. Тысячи художников несколько недель занимались подготовкой торжества, офицерам было поручено развезти три тысячи пригласительных билетов. К 9 мая все было готово. После представления в театре Потемкин предложил императорской фамилии последовать в Зимний сад.

Описание его столь фантастично, что стоит привести воспоминание очевидца этих событий: «Зеленеющий дерновый скат вел дорогою, обсаженною цветущими померанцевыми деревьями. Там видимы были лесочки, по окружающим которые решеткам обвивались розы и жасмины, наполняющие воздух благовонием. В кустарниках видимы были гнезда соловьев и других поющих птиц. <…> Печи, которых для зимнего сего сада потребно было немало, скрыты были за множеством зеркал, одинаковой величины и цены чрезвычайной. На дорожках сего сада и на малых дерновых холмочках видимы были на мраморных подножиях вазы из того же камня, но другого цвета <…>. В траве стояли великие из лучшего стекла шары, наполненные водой, в которых плавали золотые и серебряные рыбки».

Посредине сада возвышался храм, купол которого опирался на восемь столпов из белого мрамора. Ступени из серого мрамора вели их к своеобразному жертвеннику, служившему подножием к высеченной из белого мрамора фигуре императрицы, держащей рог изобилия, из которого сыпались орденские кресты и деньги. На жертвеннике имелась надпись: «Матери отечества и моей благодетельнице». За храмом находилась беседка, внутренние стены которой состояли из зеркал. В день праздника внешние решетки были украшены лампадами в форме яблок, груш и виноградных гроздьев. Все окна сада в день праздника были закрыты искусственными пальмовыми и померанцевыми деревьями, листья и плоды которых также представляли лампады. В различных частях сада находились светильники в форме дынь, арбузов, ананасов и винограда. Между храмом и беседкой находилась зеркальная пирамида, на верху которой блистало имя императрицы. Рядом стояли другие, меньшие по размеру пирамиды, на которых фиолетовыми и зелеными огнями горели вензеля наследника престола, его супруги и обоих великих князей. Современники указывали, что всего в этот вечер дворец освещали 20 тысяч восковых свечей и 140 тысяч лампад. Когда начался бал, императрица и великая княгиня сели играть в карты до половины двенадцатого ночи. Во время ужина, накрытого в театральном зале, все столы были освещены шарами из белого и цветного стекла, в других гостиных дворца были сервированы столы посудой из лучшего серебра и фарфора. Официанты, одетые в придворные ливреи и ливреи Потемкина, разносили изысканные угощения гостям. После ужина последовал бал, продолжавшийся до самого утра.

С течением времени потемкинский праздник станет своеобразным эталоном, которому многие будут подражать, но, как говорили современники, повторить подобное волшебство не удалось. Первый бал наследника Павла Петровича состоялся 11 декабря 1765 года. «Сегодня у его В-ва первый бал; прежде никогда еще не бывало. Одевшись, читал государь цесаревич с Его Преподобием о. Платоном Св. Писание; потом изволил пройтись в церковь. Возвратясь из церкви, сел кушать. После обеда, часу в шестом, съехались званые на бал. Открыть бал изволил его В-во с фрейлиной А.А. Хитровой. Танцовали в том покое, где на часах стоят Кавалергарды, потому что на половине его В-ва нет ни одной для того довольно просторной комнаты. В начале десятаго часу бал кончился; все разъехались, и государь цесаревич сел кушать. Весьма был доволен сегоднашним вечером; танцовал и говорил очень много со своей любезной…» - вспоминал воспитатель наследника С. Порошин. Прошло две недели, и 25 декабря, на Рождество, Павел Петрович был приглашен к императрице, у которой к шести часам собрались все фрейлины и множество кавалеров. После разнообразных игр начались танцы, сначала русский, затем польский, менуэты и контрадансы.

В это время из внутренних покоев императрицы вышли семь дам в очаровательных нарядах - на них были кофты, юбки, чепчики, лишь на голове одной из них косынка. Каково же было удивление собравшихся, когда таинственные незнакомки оказались: Г.Г. Орлов; камергер А.С. Строганов; камергер граф Н.А. Головин; камергер П.Б. Пасик; шталмейстер Л.А. Нарышкин; камер-юнкер М.Е. Баскаков; камер-юнкер князь A.M. Белосельский, чью голову и украшала упомянутая косынка. А что же наследник? «С Его В-ва пот почти капал: столь искренне принимал он в сих забавах участие!» Но жизнь вносит свои перемены в характер и образ мыслей человека. Через несколько десятилетий император Павел Петрович объявит жесточайшую войну круглым шляпам, запретит «вальсовать», или, как говорилось в полицейском предписании, «употребление пляски, называемой вальсеном».

В соответствии с романтическими идеалами эпохи выбрасывается лозунг «танец должен иметь душу, выражать неподдельную страсть, подражать естественности природы». Наступала эпоха вальса. Одно из первых упоминаний вальса в художественной литературе дал Гёте в романе «Страдания юного Вертера». В письме к другу Вертер рассказывает о знакомстве с Шарлоттой и о том, как во время загородного бала они танцевали менуэт, англез, контрданс и, наконец, вальс. «Танец начался, и мы некоторое время с увлечением выделывали разнообразные фигуры. Как изящн о, как легко скользила она! Когда же все пары закружились в вальсе, поднялась сутолока, потому что мало кто умеет вальсировать. Мы благоразумно подождали, чтобы наплясались остальные, и, когда самые неумелые очистили место, вступили мы еще с одной парой… Никогда еще не двигался я так свободно. Я не чувствовал собственного тела. Подумай, Вильгельм, - держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг…» В 1791 году «в Берлине мода на вальс и только на вальс».

В 1790 году вальс через Страсбург попадает во Францию. Один из французских писателей недоумевал: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они разрешают танцевать его своим дочерям?!»
В первое десятилетие XIX века в Вене запрещалось вальсировать более десяти минут. Автор статьи в газете «Таймс» возмущен тем, что в программе Королевского бала 1816 года оказался этот «чувственный и непристойный танец». Запрет на вальс на балах во дворцах немецких кайзеров снял лишь Вильгельм II при вступлении на престол в 1888 году. Движения вальса считались непристойными, унижающими достоинство женщины. Вальс наносил своеобразный удар но кодексу рыцарской чести, составлявшему основу придворного этикета.

В начале XIX века мода на вальс сравнивалась с модой на курение табака.

Вальс стал выражением тенденций буржуазной культуры. Допустив его в свою среду, дворянство принимало тем самым и новые правила поведения, новый стиль общения. Следовательно, и нравственные принципы не могли остаться без изменений. «Современная молодежь настолько естественна, что, ставя ни во что утонченность, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы» , - писала Жанлис в «Критическом и систематическом словаре придворного этикета».

Шли годы. «Безумное и мудрое» XVIII столетие близилось к своему завершению. Веселые балы и праздники Екатерининской эпохи заменили парады и смотры. Жизнь петербургского двора начала царствования Александра Павловича не могла соперничать с блеском конца XVIII века. Причиной этому были постоянные войны, частое отсутствие императора, уезжавшего то за границу, то в другие города России. В промежутках военного затишья веселье в столице пробуждалось. Наследники екатерининских любимцев устраивали празднества в присутствии императора и великих князей, стараясь не уступать своим отцам ни в роскоши, ни в изобретательности. Весна Александровского царствования - это возобновление пышных празднеств в обеих столицах - Петербурге и Москве. «Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой сильной степени расположено к веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I» , - вспоминал . Где-нибудь у Фельетта высшее общество позволяло себе освободиться от строгостей этикета и предавалось беззаботной веселости. Старшее поколение, протанцевав минут пять, собиралось за карточными столами философствовать и сплетничать, потешаясь вистом, рокамболем или игрой в ерошки, «хрюшки никитичны»… От популярной и очень азартной игры в юрдон пошло долго бытовавшее выражение «проюрдониться».

Какой была Москва до 1812 года? Совершим мысленное путешествие по Первопрестольной столице начала XIX столетия. Завершив государственную службу, многие знатные вельможи отдыхали в Москве, жизнь в которой была не только радушнее, но и значительно дешевле, чем в Петербурге. «Богатые в продолжение всей зимы поочередно давали великолепные балы, роскошью в жизни не уступали мелким германским князьям; при великолепных домах они имели церкви, картинные галереи, хоры певчих, оркестры музыкантов, домовые театры, манежи с редкими лошадьми, соколиных и собачьих охотников с огромным числом собак, погреба, наполненные старыми винами» , - вспоминал известный балетмейстер своего времени А.П. Глушковский. На гулянья вельможи выезжали в позолоченных каретах с фамильными гербами, запряженные шестеркой лошадей. Кучера и форейторы были в немецких кафтанах и треугольных шляпах, в одной руке кучер держал вожжи, а в другой длинный бич, которым пощелкивал по воздуху. На запятках кареты стояли егерь в шляпе с пером и араб в чалме (или скороход с высоким гусаром в медвежьей шапке). Как и во времена Екатерины Великой, на балы и купеческие свадьбы приглашали гайдуков (рост не менее трех аршин) в богатых ливреях. Их служба заключалась в том, чтобы без помощи лестницы поправлять восковые свечи в люстрах. Во время обеда или ужина, когда наступало время пить за здоровье гостей, гайдук появлялся с серебряным подносом, на котором стояли «серебряные вызолоченные бокалы» , дворецкий подходил к нему с бутылкой шампанского и наливал в бокалы вино, которое гости пили «под звуки труб и литавр».

С Екатерининских времен сохранилась в Москве традиция воспитывать в богатых дворянских семьях маленьких турчанок и калмычек, которых по достижении совершеннолетия выдавали замуж с хорошим приданым. Любимым местом прогулок московских аристократов был Тверской бульвар. По вечерам князь М.В. Голицын (чей дом находился на углу Бронной и Тверского бульвара) освещал его за свой счет разноцветными фонарями и шкаликами, свет которых, попадая на шлифованные металлические круглые щиты, стоявшие в обоих концах бульвара, отражался на все его пространство.

Эти щиты называли в народе «Oeil de boeuf», то есть «бычий глаз». Во время иллюминации москвичи прохаживались по бульвару под звуки музыки в исполнении музыкантов рогового оркестра князя Голицына. Московские жители того времени не любили пословицу «На брюхе шелк, а в брюхе щелк». Они придерживались другого правила: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Гостеприимством славились не только богатые, но и бедные граждане Первопрестольной.

Что же касается домов московских аристократов, то у них для гостей каждый день был накрыт стол, и так что дворяне и талантливые артисты без всякой церемонии приезжали к ним в известные дни обедать и проводили весь вечер «в разных удовольствиях». Кулачные бои пользовались популярностью не только в среде простого народа. Не гнушались «гладиаторских игр» и некоторые московские аристократы. Так, граф А.Г. Орлов-Чесменский, известный своей необычайной силой (Алексей Григорьевич руками разгибал лошадиные подковы, свертывал в трубочки серебряные рубли), бился у себя дома на кулаках с известными в то время в Москве силачом-арабом. К особым увлечениям москвичей следует отнести также петушиные бои, разведение голубей (не было купеческого дома, где бы не было голубятни), а также слушание соловьиного пения в трактирах.

Московские жители любили оригинальничать.

Чтобы обратить на себя внимание, князь Волконский, к примеру, выезжал иногда из дома зимой в санях, сделанных наподобие продолговатой лодки, впереди которой находилась «вызолоченная птичья голова с длинным носом, наклоненным к передку саней, она служила местом для сидения кучера…».

В описываемое нами время в Москве за карточными столами выигрывались и проигрывались целые состояния. «Мне (А.П. Глушковскому. - Авт. ) случалось учить детей танцам у многих богатых картежных игроков: по тому случаю я бывал у них на всех вечеринках и балах. Нигде нельзя было лучше попить, поесть и повеселиться, как у них. Нередко на этих пиршествах бывали цыгане, фокусники и оркестр музыкантов; они платили всегда щедрою рукою. Однажды я сидел в кабинете у знакомого мне игрока Николая Ивановича Квашнина-Самарина, с которым я находился почти на приятельской ноге. Он метал банк всегда на огромные суммы. Я спросил его: «Я думаю, вчерашняя вечеринка вам дорого стоит?» - «Да, - отвечал он, - тысячи две». Тогда я решился сказать ему: «Вы имеете большое семейство, не лучше ли вам поберечь денежки на черный день?» - «Любезный друг, - ответил он, - ты не знаешь наших расчетов: чем роскошнее вечеринка, тем более на ней бывает понтеров, а это банкомету большая выгода; если понтер проиграет тысячу, другую, то говорит: «Зато я хорошо попил, поел и весело время провел», а у другого банкомета, где не допросишься и рюмки ерофеичу, жаль и рубля проиграть. Так, видишь ли, вечеринка стоила мне две тысячи, а приобрел я пять».

Летом народ любил гулять на Воробьевых горах. В то время горы были покрыты лесом, который спасал отдыхающих от летнего зноя. Здесь были раскинуты «палатки для цыган и торгующих местными и питейными продуктами…». Рано утром и вечером с соседних дач приезжали на Воробьевы горы отдыхающие для купания, прогулок и чаепития. «В летнее время помещики жили в своих подмосковных деревнях; туда приглашали они своих знакомых на пиршества, иллюминировали сады, жгли великолепные фейерверки, музыка гремела в обширных залах дома, молодежь до полуночи танцевала, все дышало весельем». Нельзя без улыбки читать в воспоминаниях современников о московских партикулярных балах начала столетия.

Москвичи отличались не только радушием, но и заметной оригинальностью в приглашении и приеме гостей. К примеру, вы пожелали поздравить соседку с именинами. В положенный день вы подъезжаете к ее дому, а швейцар вам объявляет, что вас покорнейше просят на вечер. «А много у вас будет гостей?» - «Да, приглашают всех, кто приедет утром, а званых нет; тихий бал назначен» . Вечером на «тихий бал» к А.С. Небольсиной (а именно к ней мы прибыли с поздравлениями) пожаловала вся Москва. Экипажи тянулись по обеим сторонам Поварской до Арбатских ворот. Именинница умела принимать гостей: будь то главнокомандующий или студент, каждому поклон, каждому ласковое слово. Делай что хочешь - играй, разговаривай, молчи, ходи, сиди, «только не спорь слишком громогласно и с запальчивостью; этого хозяйка боится».

В конце XVIII - начале XIX столетия бал открывал так называемый «длинный польский». Степенные старички и старушки щеголевато кланяются и приседают. Вот начинается так называемый «отбой»: не попавшие в польский мужчины один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам переходят к другой. Последний кавалер или идет к картам, или, сопровождаемый словами «Устал!», «В отставку!», «На покой!», бежит к первой паре и отбивает даму. Затем «длинный польский» превращался в «круглый», с попарными выходами и обходами, большими и малыми кругами, крестами, цепью и т. д. По окончании польского «рисуется» менуэт, выстраивается в два ряда экосез или англез, потом следуют кадрили с вальсом, за ними «манимаска или краковяк, пергудин или матрадура. В заключении горлица или метелица. После ужина - на тампет или полури». Особенность московских балов состояла также в том, что зачастую дам было больше, чем кавалеров, что вполне объяснимо: главные танцоры - военные, а гвардия стоит в Петербурге. Учитывая серьезность проблемы, во время подготовки одного из праздников графиня А.А. Орлова поручила знакомым дамам «вербовать хороших кавалеров».

Е.А. Муромцева обратилась с подобной просьбой к С.П. Жихареву, чтобы тот сопровождал ее на бал к Орловым. «Но я решительно танцевать не умею, - сказал я, - застенчив и неловок». «Purtant vous Werevkines et vous dansez souvent chez les Lobkoff, comme si je ne le savais pas» [И все-таки ты танцевал у Веревкиных и часто танцуешь у Лобковых; как будто я этого не знаю! (фр.)]. - «Это правда, но у Веревкиных был бал запросто, а у Лобковых я танцую pour rire [для смеху (фр)] в своем кружку, да и

бал или балл

Как правильно пишется?

В именах существительных «бал» и «балл» оба варианта написания являются верными – бал и балл .

Эти слова являются омофонами (звучат одинаково, но пишутся по-разному).

Этимология слова «бал»

Существительное «бал » обозначает торжественное собрание мужчин и женщин для совместного времяпрепровождения, где основным занятием являются танцы. Слово «бал » пишется с одной буквой «л », так как происходит от французского bal и является калькой этого слова. Во французском языке bal произошло от глагола bailer – танцевать. В России впервые упоминается в 1705 году.

Примеры

  • По убранству и красоте интерьеров этот бал может посоперничать с балами в лучших домах Европы.
  • На балу было столько привлекательных мужчин, что у Марии голова шла кругом.
  • Попасть на Венский бал было мечтой ее жизни!

Этимология слова «балл»

Слово «балл » известно в России со времен Петра I. Происходит от французского balle – шар. Раньше на выборах выражали свое согласие или недовольство с помощью черных и белых шаров. Они служили мерилом согласия или несогласия в обществе. Позже слово «балл » приняло более общее значения, отождествляя собой оценку и единицу измерения.

Примеры

  • На экзамене по английскому языку я получил высший балл !
  • При силе ветра в 10 баллов МЧС проинструктировало жителей о мерах безопасности.
  • Мне не хватило одного балла для поступления в МГИМО.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 64% ответили правильно)

Ежегодно, в середине ноября, жители Австрии празднуют день, который называется Мартиниганзель, который и является началом бального сезона.

Ежегодно в середине ноября жители Австрии празднуют день, который называется Мартиниганзель , который и является началом бального сезона. Этот танцевальный период длится, аж до начала Великого поста. А за этот период только в одной столице Австрии проходит около 300 балов. Между прочим, в этой стране балы могут устраивать все, кому только захочется, начиная от трубочистов и заканчивая банковскими служащими. Короче говоря — разрешается плясать до упаду. Но главное — правильно подготовиться к этому процессу.

О популярности Венских балов говорит и тот исторический факт, что еще в XVIII веке, количество участников балов и гостей доходило до 50000 , что оставляло четвертую часть населения Вены в то время. Некоторые помещения для проведения балов были даже оборудованы специальными комнатами для родов. Беременные женщины ни при каких обстоятельствах не хотели упускать возможности участвовать на балах.

Приобрести или забронировать входной билет на любой из многих понравившихся Венских балов можно довольно легко. Это можно сделать даже по интернету. Цена на такой билет будет составлять от 30 евро и выше. Причем, в стоимость билета включены танцы до самого утра, безалкогольные напитки, шампанское, вина и пиво.

Как пройти бесплатно на бал

Между тем, если девушке от 16 до 23 лет, а парню от 18 до 26 лет, то у них есть вполне реальный шанс бесплатно стать участником бала, став для этого дебютантом, которому дается право открыть бал. Хотя, чтобы это произошло, необходимо за определенное время до начала бала прислать в комиссию видеозапись со своим исполнением вальса.

Форма одежды на венском балу

Узнать необходимую форму одежды для бала можно либо на специальном интернет — сайте, либо прочитать на пригласительном билете. Если планируется бал необычайно роскошный, то для мужчин обязательны фрак, галстук- бабочка белого цвета, лакированные туфли и шелковые носки . Наручные часы лучше снять, ибо это признак дурного тона. Если без часов не представляете жизни, то разрешаются только карманные часы на цепочке.

Но такая одежда, как правило, исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев разрешается более демократичная одежда. Например, мужчинам можно явиться на бал в смокинге, в военной форме или в простом черном костюме. Причем, совсем необязательно покупать одежду для бала. За 10-20 евро можно взять напрокат вполне приличный фрак.

Что касается женских вечерних туалетов, то особых оговорок и требований к ним нет. Однако приличной и уважающей себя женщине надо помнить, что показываться на двух балах в одном и том же платье не рекомендуется.

Подготовка к балу

Перед тем как пойти на бал, желательно взять уроки танца. В среднем 50- минутный урок вальса может обойтись в 50 евро. Хотя такие уроки брать совершенно необязательно. Дело в том, что имеется несколько залов, в которых играет музыка на любой вкус, начиная от веселой польки и заканчивая тяжелым «металлом». А вообще, можно совсем не танцевать, а все время до окончания бала просидеть с бокалом вина или пива. Только удовольствия от этого будет немного.

Знаменитые венские балы

Среди огромного количества Венских балов, самыми знаменитыми считаются:

  1. Императорский бал. Проводится 31 декабря в резиденции австрийского президента — замке Хофбурге. Гостей этого бала встречают у входа лакеи в ливреях, а юноши в белых париках дарят каждому входящему небольшие сувениры. Участие в Императорским балу обойдется в 135 евро без заказа столика и в 550 евро с банкетом из 4- х блюд.
  2. 22 января проводится бал оркестра Венской филармонии . Как уже понятно из названия бала, место проведения его – столичная филармония. Интересен тем, что все работники филармонии танцуют под музыку приглашенных оркестров. Вход на бал будет составлять 120 евро.
  3. 14 февраля, в концертном зале Курсалон проводится бал Иоганна Штрауса . Стоимость входа на него будет оставлять 45 евро без столика и 120 евро с ужином из 3- х блюд. Бал посвящается Штраусу, причем, его произведения будут звучать, как в классическом исполнении, так и в рок — и джазовой обработке.
  4. В Венской опере 19 февраля проводится Оперный бал . Т.к. этот бал считается главным «гвоздем» бального сезона, то на нем присутствует большое количество гостей и знаменитых людей со всего мира. Бальный зал здесь действительно огромный, причем, его украшают необычные композиции из 60000 роз. Открывает этот бал австрийский президент, а для обслуживания гостей здесь собран лучший обслуживающий персонал, начиная от официантов и заканчивая портными.
  5. И, наконец, 20 февраля, в Венском концертном зале проводится бал кондитеров . Попасть на него можно, заплатив за вход 60 евро. На этом балу выбирается самая красивая девушка. Как правило, ей становится блондинка с пухленькими формами. Победительница бала может в качестве приза унести столько сладостей, сколько весит сама.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик

Что такое бал? Для большинства это сказочное мероприятие, чуждое современному информационному обществу, пережиток прошлого с его удручающими формальностями и излишними требованиями. Однако бал - это не сказка, а неотъемлемая часть русской культуры. Ни один другой не может похвастаться подобным культурно-просветительским значением. Указанный факт свидетельствует о необходимости возрождения бальных традиций в России.

Этимология слова

Значение слова «бал» своими истоками восходит к итальянскому и французскому языку - bal, ballo, что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых bal означает «кружить». Таким образом, бал - это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы.

До XVIII века танцевальные вечера в России назывались ассамблеей. Лишь при Петре I, когда российская культура стала стремительно смешиваться с европейской, в русский язык вошло слово «бал». Спустя 3 века его историческое значение не изменилось и все так же означает одно из самых торжественных мероприятий.

Развитие бальной культуры в России

Первый бал в России был дан в 1606 году в честь свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Однако вместе с разрывом отношений с Польским государством бальная культура ушла из России.

Традиция бальных празднеств была вновь введена лишь 2 века спустя: в 1718 году по приказу императора Петра I в Петербурге был дан роскошный бал. Однако и в начале XVIII века указанная традиция не прижилась. Лишь с восхождением на престол Екатерины II, т. е. к концу XVIII века, балы перешли из разряда редкого торжества в обыденное мероприятие, которое с удовольствием устраивала знать, а также почетные граждане города - учителя, врачи и т. д. Первый бал в Москве был дан в стенах зала Благородного собрания в конце XVIII в.

Балы давали практически круглый год, исключение составлял период Великого поста. Сезон начинался в конце сентября (время, когда знать возвращалась в город из заграничных поездок и загородных резиденций) и заканчивался в последние дни Масленицы. После революции 1917 года, когда царская власть была свергнута, имперские традиции канули в Лету вместе с имперским режимом.

Типология бальных мероприятий

Балы различались в зависимости от мест их проведения - основными разновидностями были придворные и общественные.

Несмотря на тот факт, что бал - это увеселительное танцевальное мероприятие, придворные празднества отличались особой чопорностью и строгими требованиями. Гостями на них была городская знать и интеллигенция, их посещали императорская свита и самые знатные семьи города. На придворных балах крайне неприличным считалось отступление от канонов бальных правил, в связи с чем атмосфера празднеств была крайне официальной.

Общественные балы значительно отличались от придворных. Здесь гости могли задорно танцевать, веселиться, общаться и весело проводить время. Однако нормы этикета было важно соблюдать и здесь.

Бальный этикет

Бал - это праздник, пышное торжество, предпосылками к организации которого были как свадьбы и дни рождения, так и памятные даты и национальные праздники. Однако вместе с тем он требовал от приглашённых соблюдения важных формальностей - бального этикета. Это целый свод правил в бальной культуре, от манер поведения до тона платья.

Приглашали на бал официальным приглашением, высланным отцу семейства в форме открытки или письма. В нём указывалось время и место проведение торжества, а также, если бал был тематическим, оговаривались детали одежды или внешний вид, соответствовать которому гости были обязаны.

В течение 2 или 3 дней приглашенное лицо должно было дать ответ. Отказаться от посещения бала было крайне неприлично, и единственным поводом, освобождающим приглашенного от ответственности за столь некультурное поведение перед организаторами, считался траур, срочный отъезд или, на крайний случай, болезнь.

Особо следует рассмотреть такой элемент бального этикета, как внешний вид и в частности одежда.

Бальный гардероб

Как говорил с сарказмом герой повести М. Булгакова: «Вот всё у вас, как на параде». Указанное высказывание не относится к бальному этикету, но полностью отражает его. Гости обязаны выглядеть на балу так же торжественно, как на параде: мужчины в форменных кителях или бальных костюмах (бальная пара с галстуком), а женщины - в платьях строго установленного фасона. Для дам появляться дважды в одном и том же наряде было апогеем неприличия. Каждая уважающая себя женщина готовила отдельный туалет для нового выхода в свет. В связи с этим рассылались заранее, за 10-15 дней, чтобы гости успели реализовать все приготовления.

В зависимости от тематики бала он мог быть костюмированным, монохромным, стилизованным. Помимо одежды было необходимо подготовить атрибуты - маски, декорации, стилизованные элементы и др.

Руки кавалеров и дам украшали белоснежные перчатки. Снимать их было нельзя даже в случае порчи - для подобных случаев гости приобретали запасную пару.

Важным атрибутом женского гардероба являлся веер. С помощью него дамы овеивали лицо и плечи после заводных танцев, использовали данный аксессуар также в общении с мужчинами.

Современная бальная культура

Культурное воспитание нации является одним из приоритетных направлений. Вернуться к своим истокам и по-новому взглянуть на организацию торжеств, повысить уровень своей культуры и приобщиться к истории помогают вновь организуемые бальные мероприятия. Бал - это в первую очередь разновидность интеллигентного отдыха.

На сегодняшний день возрождается бальная культура в России, и это имеет определенный успех.

Современные балы делятся на исторические, т. е. подразумевающие реконструкцию известных мероприятий из истории России, маскарады и стилистические. Стилистические балы обычно посещают люди из одной социальной категории, которая определяется принадлежностью торжества. К примеру, в Москве ежегодно устраивают бал стоматологов, а в Севастополе развивается культура офицерских балов. Важным событием уходящего года стал бал дебютанток TATLER, в котором участвовали юноши и девушки самых знаменитых семей Москвы.

Организация торжества

В последнее время педагоги заинтересованы в развитии эстетического вкуса у школьников, а также привитии норм и правил этикета. Научить детей и подростков правилам поведения в обществе поможет бал. В зависимости от возраста участников, а также мероприятия, к которому он приурочен, необходимо подготовить сценарий. На осенний бал можно разыграть шуточную сценку, которая сплотит учеников после каникул и поможет познакомиться вновь пришедшим в коллектив участникам. Сценарий зимнего бала можно приурочить к новогодним празднествам, а весенний - к предстоящим каникулам или прощанию с учебным заведением.

У студентов и школьников большой популярностью пользуются балы в осенний период, ведь это время, когда до экзаменов еще так далеко, а в мыслях витают воспоминания о беззаботном лете. В зависимости от разновидности бала (исторический, стилистический или маскарад), сценарий на осенний бал требуется подбирать соответствующий. Для школьников до 10 лет можно взять на основу сюжет сказки или мультфильма, от 10 до 15 лет - фильма или книги. Для старшеклассников и студентов можно проводить исторические балы, которые позволят вместе с развлечением приобщиться к истории своей страны.

Московские бальные мероприятия

Традиция организации и участия в балах постепенно возрождается и в России. Ведь бал - это прежде всего культурное мероприятие, место, где люди могут интеллигентно отдохнуть.

Главным событием 2017 года в бальной культуре станет запланированный на 20 мая 2017 года. К сожалению, прием заявок от девушек уже закончен, однако юноши могут попытать счастья и оказаться на указанном мероприятии.

Если у вас есть возможность поехать за границу, примите к сведению, что сегодня множество туристических агентств предлагаю туры на балы по всему миру. В Австрии только в январе 2017 года пройдут около 12 подобных мероприятий, в том числе:

  • 13.01.2017 - Штирийский бал.
  • 13.01.2017 - Бал цветов.
  • 14.01.2017 - Бал венского университета экономики и бизнеса.
  • 16.01.2017 - Бал офицеров.
  • 19.01.2017 - Бал и др.

Для детей до 8 января на стадионе «Лужники» будет проходить новогодний интерактивный спектакль-бал «Битва с Троллем». Стоимость билетов - от 500 до 2500 рублей.

Человек, попавший на бал один раз, уже никогда не сможет организовывать свой досуг по-другому. Ведь что такое бал? Это история и культура без пошлости, это торжественность и пышность без вычурности, это эстетика и наглядный пример того, как должен отдыхать интеллигентный и воспитанный человек. Если вы считаете себя таковым - добро пожаловать на бал!