Ф. Достоевский и его отказ от роматизации образов «простого народа. И. С. Тургенев - Расцвет реализма

Глава десятая. Итоги творчества

После "Нови" Тургенев не создал ничего принципиально нового в идейном отношении. В "Старых портретах" (1880) и "Отчаянном" (1881) мы видим всё те же наблюдения над русской стариной, проникнутые тем же стремлением найти в старой жизни параллели к современности. "Отчаянный" Миша нимало не напоминает современную молодежь по ее внутреннему миру и идейным стремлениям, но, по мысли Тургенева, психологическая основа его типа однородна с типом современной молодежи: широта натуры, "отчаянность", стремление во всем дойти до крайности, доброта и даже жажда "самоистребления".

"Песнь торжествующей любви" (1881) и "Клара Милич" (1882) продолжают старую тургеневскую тему "подчинения воли". Так в последние годы жизни и творчества повторял Тургенев свои старые идеи, мотивы и темы. Он не ограничился этим и собрал их воедино в том цикле миниатюр, которые составили знаменитые его "Стихотворения в прозе" ("Senilia"). Быть может, эти стихотворения в прозе возникли как подготовительные этюды к будущим большим работам; об этом сам Тургенев говорил Стасюлевичу. К тому же одно из стихотворений ("Встреча") он снабдил соответствующей пометкой в рукописи и действительно включил его в состав "Клары Милич". Во всяком случае, собранные воедино, они образовали своеобразную поэтическую исповедь Тургенева, его завещание, конспект всего передуманного и пережитого. Давние размышления как бы сгустились и приняли особо конденсированную форму коротких рассказов, лирических монологов, аллегорических образов, фантастических картин, поучительных притч, снабженных иной раз заключительной моралью: "Я понял, что и я получил подаяние от брата моего" ("Нищий"); "Житье дуракам между трусами" ("Дурак"); "Бей меня! но выслушай!" - говорил афинский вождь спартанскому. "Бей меня - но будь здоров и сыт!" - должны говорить мы" ("Услышишь суд глупца"); "Только ею, только любовью держится и движется жизнь" ("Воробей") и т. д.

По содержанию, стилю и тону многие стихотворения в прозе представляют собой как бы ответвление прежних крупных произведений Тургенева. Иные восходят к "Запискам охотника" ("Щи", "Маша", "Два богача"), иные к любовным повестям ("Роза"), иные к романам. Так, "Деревня" напоминает гл. XX "Дворянского гнезда", а "Порог", "Чернорабочий и белоручка" связаны с "Новью"; стихотворения в прозе, развивающие тему бренности жизни, тяготеют к "Довольно"; персонифицированные фантастические образы смерти ("Насекомое", "Старуха") ведут свое начало от "Призраков". "Призраками" и "Довольно" подготовлена была и самая форма отрывков, эпизодов, размышлений и лирических монологов, вполне законченных каждый в отдельности и связанных друг с другом единством мысли и настроения.

Круг этих мыслей и настроений нам уже знаком по прежним произведениям Тургенева. В "Стихотворениях в прозе" развертываются перед нами мотивы тщеты существования, бессмысленности надежд на личное счастье" стихийного равнодушия к человеку вечной природы, которая выступает в виде грозной необходимости, подчиняющей себе свободу при помощи грубой силы; все эти мотивы сливаются в единое представление неизбежности и непредотвратимости гибели, космической и личной. И рядом с этим, на равных правах, выступает с не меньшей силой другой круг мотивов и настроений: любовь, побеждающая страх смерти; красота искусства ("Стой!"); нравственная красота народного характера и чувства ("Щи"); моральное величие подвига ("Порог",. "Памяти Ю. П. Вревской"); апология борьбы и мужества ("Мы еще повоюем!"); животворящее чувство родины ("Деревня", "Русский язык").

В этом откровенном и прямом соединении противоречивых рядов чувств и представлений о жизни заключена наиболее интимная исповедь Тургенева, итог всей его жизни.

Об этом итоге прекрасно и верно сказал Л. Н. Толстой в письме к А. Н. Пыпину от 10 января 1884 года: "Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. Он не употреблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться. По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь - искусство). Это выражено во многих и многих его вещах; 2) сомнение в этом и сомнение во всем. И это выражено и трогательно, и прелестно в "Довольно", и 3) не формулированная... двигавшая им и в жизни, и в писаниях, вера в добро - любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в "Дон-Кихоте", где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра". 1*

Краткие и сжатые обобщения, появившиеся в "Стихотворениях в прозе", как нельзя более характерны для тенденций тургеневского реализма. Даже стремясь "выворотить наружу" самую интимную суть своих душевных переживаний, Тургенев хочет возвести свою исповедь к общим законам жизни, представить свои личные страдания и тревоги как результат воздействия на человека сил истории или природы. Каждый человек, которого рисует Тургенев, предстает в его изображении либо как воплощение исторических сил данной страны и народа, либо как результат подспудной, незримой работы стихийных сил, в конечном итоге - сил природы, "необходимости". Вот почему у Тургенева рассказ о человеке, об отдельном эпизоде его жизни почти всегда превращается в рассказ о его "судьбе", исторической и внеисторической.

"Мне недавно пришло в голову,- писал Тургенев 14 октября 1859 года графине Ламберт,- что в судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое,- только часто это трагическое закрыто от самого человека пошлой поверхностью жизни. Кто останавливается на поверхности (а таких много), тот часто и не подозревает, что он - герой трагедии... Кругом меня все мирные, тихие существования, а как приглядишься - трагическое виднеется в каждом, либо свое, либо наложенное историей, развитием народа". 2*

"Трагическое" в сознании Тургенева - это прежде всего необходимое, неизбежное, от человека не зависящее. Художественное отражение проявлений "необходимости" - эту задачу Тургенев решает в каждом своем значительном произведении. В судьбе каждого человека он непременно хочет увидеть и показать "либо свое" (т. е. определенное стихийными законами жизни), "либо наложенное историей, развитием народа". В первом случае это будет тургеневская повесть, во втором случае - тургеневский роман. Если в центре повествования находится любовный эпизод, то он также подается не как интимный и частный случай, а непременно либо в связи с общим философским пониманием жизни и ее законов, либо в связи с исторической характеристикой человека.

В духе общих художественных принципов Тургенева и психологический анализ проводится им не для выяснения случайных и зыбких сцеплений мыслей и настроений, не для изображения самого психического процесса, а для выражения устойчивых психических свойств, либо, по мысли Тургенева, определенных положением человека среди стихийных жизненных сил, либо опять-таки "наложенных историей, развитием народа".

Изображение природы подчинено у Тургенева тому же заданию. Природа выступает как средоточие тех естественных сил, которые окружают человека, часто подавляют его своей неизменностью и мощью, часто оживляют его и увлекают этой же мощью и красотой. Герой Тургенева осознает себя в связи с природой; поэтому пейзаж связан с изображением душевной жизни, он ей аккомпанирует непосредственно или контрастно.

Тургенев скупо отбирает факты и явления жизни и стремится достигнуть эффекта немногими, строго рассчитанными средствами. Л. Толстой упрекал Лескова в чрезмерности. Тургенева в этом никто упрекнуть не смог бы. Его закон - мера и норма, принцип необходимого и достаточного.

Тот же принцип гармонии, меры и нормы вносит он и в свой слог, в свой язык.

Русский язык он воспринимает прежде всего как создание народа и потому как выражение коренных свойств народного характера. Больше того, язык, сточки зрения Тургенева, отражает не только настоящие, но и будущие свойства народа, его потенциальные качества и возможности. "Хотя он <русский язык> не имеет бескостной гибкости французского языка,- писал Тургенев,- для выражения многих и лучших мыслей, он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе". 3* Тем, кто скептически относился к судьбам России, Тургенев говорил:

"И я бы, может быть, сомневался в них - но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? - Поверьте, господа, народ, у которого такой язык,- народ великий!" 4*

Итак, роль писателя по отношению к языку, который дан ему народом, заключается прежде всего в регулировании, в направлении, в отборе ("направить часть этих волн"), т. е. опять-таки в нормализации.

В 1911 году М. Горький писал К. Треневу: "Проштудируйте богатейших лексикаторов наших - Лескова, Печерского, Левитова купно с такими изящными формовщиками слова и знатоками пластики, каковы Тургенев, Чехов, Короленко". 5* Два ряда писателей намечает здесь Горький: одни открывают и собирают словесные богатства языка ("богатейшие лексикаторы"), другие оформляют накопленные богатства и вырабатывают норму литературной речи ("изящные формовщики слова"). Тургенев, естественно, находит себе место во втором ряду, среди "формовщиков слова", он открывает этот ряд как его бесспорный глава.

В письме к О. К. Гижицкой (1878) Тургенев высказал главные свои языковые требования. Он советует своей корреспондентке избегать того языка, который он называет журнальным. "Слог этот,- говорит он,- отличается какой-то хлесткой небрежностью и распущенностью, неточностью эпитетов и неправильностью языка".

За этой отрицательной формулой своих языковых требований Тургенев дает и формулу положительную: "при передаче собственных мыслей и чувств не брать сгоряча готовых, ходячих (большей частью не точных или приблизительно точных) выражений - а стараться ясно, просто и сознательно верно воспроизводить словом то, что пришло в голову". 6*

Осуществление этого принципа в художественной практике самого Тургенева было задачей более чем трудной, потому что "просто" нужно было говорить о вещах далеко не простых, а "ясно" - не только о событиях внешних, зримых и ощутимых. "Ясность" нужна была Тургеневу для того, чтобы передать "внутренний трепет неясных чувств и ожиданий" ("Переписка"). Довести сложное до простоты, неясное, смутное до точности и верности - таково задание Тургенева-стилиста. Вот почему он восхищался таким, например, пушкинским словосочетанием, как "тяжелое умиленье" ("С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны"). По поводу этих строк Тургенев говорил Л. Нелидовой: "Заметили ли вы это выражение: "с каким тяжелым умиленьем"? - А! Понимаете ли вы, как это сказано? Я дал бы себе отрезать по мизинцу на каждой руке за то, чтобы суметь так сказать". 7*

Принцип сложной простоты и точного выражения "неясных чувств и ожиданий" приводит к таким характерно тургеневским словосочетаниям, как "сочувственное негодование", "ласковое презрение", "острая теплота" (воздуха), "кислый треск" (кузнечиков) или "молчание полноты" и "колыхание счастья". А язык тургеневского психологического анализа приводит к таким характеристикам-уподоблениям: "Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам" ("Первая любовь"). "Очертания их <мыслей> были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бы бродивших тучек" ("Дворянское гнездо"). Или: "Вся жизнь моя озарилась любовью, именно вся, до самых мелочей, словно темная, заброшенная комната, в которую внесли свечку" ("Дневник лишнего человека"). Тургенев как бы доказывает, что ни одно слово не сказано здесь в неточном или приблизительно точном смысле: вся - "именно вся, до самых мелочей"; озарилась - "словно темная, заброшенная комната" и т. д.

Стремление дать простое и точное выражение сложным и неясным явлениям естественно влечет к афористичности, сентенциозности; поэтому тургеневские характеристики, определения, сравнения часто приобретают афористическую форму: "Оно, счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть" ("Фауст"). "Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь- известное состояние души и тела; она не развивается постепенно - в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить, хотя она проявляется не всегда одинаково; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать, ни взять. холера или лихорадка..." ("Переписка"). "Смерть, как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее - когда захочет" ("Накануне"). В последнем примере афоризм явственно перерастает в аллегорию; вот почему в "Стихотворениях в прозе", в которых языковые и стилистические тенденции Тургенева выражены с наибольшей прямотой и ясностью, особенно много встречается законченных афоризмов и аллегорий.

Изображение "неясных чувств и ожиданий" очень часто находит у Тургенева другое русло и выражается в лирической декламации, как например в "Довольно": "О скамейка, на которой мы сидели молча, с поникшими от избытка чувств головами,- не забыть мне тебя до смертного моего часа!" Примеры этого рода настолько многочисленны и знакомы, что их нет надобности приводить. Именно эта струя тургеневского языка и стиля вызывала нарекания критики в склонности Тургенева к старомодным "тонкочувствительным излияниям". Отмечалось также, что именно в этих случаях проза Тургенева тесно соприкасается с поэтической речью, хотя стремление сблизить прозу со стихом характерно для всего тургеневского творчества, начиная с ранних его прозаических опытов и кончая "Стихотворениями в прозе".

На протяжении всего своего творчества Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливал равновесие между Ними. Его позиция в вопросе о соотношении стиха и прозы заметно отлична от пушкинской. Как Пушкин стремился отделить прозу от стиха, найти для прозы свои законы, утвердить в прозе "прелесть нагой простоты", освободить ее от лиризма и сделать орудием логической мысли,- так Тургенев стремился к обратному: к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность логической мысли со сложностью поэтического настроения,- словом, он стремился, в конечном счете, к стихотворениям в прозе. В различии соотношения стиха и прозы у Пушкина и Тургенева сказалось различие этапов русской литературной речи. Пушкин создавал новый литературный язык и заботился о кристаллизации его элементов; Тургенев распоряжался всеми богатствами, приобретенными в результате пушкинской реформы, упорядочивал и оформлял их; он не подражал Пушкину, а развивал его достижения.

Сложность и точность, ясность и благозвучие, простота и сила - эти черты языка Тургенева были восприняты последующими поколениями как драгоценное наследие. Недаром тургеневский язык нашел высокую оценку у Ленина. "Мы лучше вас знаем,- писал он, обращаясь к либералам,- что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского - велик и могуч". 8 * Характерно, что в ленинском перечне мастеров русского слова имя Тургенева стоит на первом месте.

Историческое значение достижений тургеневского реализма громадно. В "Записках охотника" Тургенев создал типический образ русского крестьянина, образ одновременно социальный и национальный. Тургенев "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил... С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!" 9*

Развивая традиции Пушкина, Тургенев разработал особый тип "свободного" романа, в котором повествование о личной судьбе героя превращается в цельную картину социально-политической и идейной жизни страны в определенный период ее истории. Сменявшие друг друга герои романов Тургенева, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Точно так же и образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ "тургеневской девушки", чье сердце устроено так, что оно может полюбить только избранника России.

Замечательное свойство Тургенева как великого реалиста заключалось в его искусстве улавливать новые, нарождающиеся общественные явления, еще далеко не упрочившиеся, но уже растущие, развивающиеся. Возникновение и смена идейных веяний, культурных течений, общественных настроений - это был для Тургенева постоянный предмет самого пристального художественного изучения. ".. . Мы можем сказать смело,- писал Добролюбов,- что если уже г. Тургенев тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений,- это служит ручательством за то, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко пред глазами всех" (II, 209). Сила реализма обеспечила творчеству Тургенева широкую популярность не только в России, но и за рубежом. Мировая литература испытала на себе плодотворное влияние творчества Тургенева в целом и в особенности его "Записок охотника" и романов. 10* Умение Тургенева гармонически подчинять все художественные средства идейной цели повествования стало нормой и образцом для крупнейших писателей мира. Популярность Тургенева за рубежом еще при жизни писателя достигла колоссальных размеров. Знакомясь с произведениями Тургенева, зарубежные читатели усваивали традиции русской реалистической школы.

Либерализм в политике, пессимизм в философии - все эти черты тургеневского творчества отошли в прошлое и стали достоянием истории, но принципы реалистического искусства Тургенева сохранили свое непреходящее значение.

Вспомним цитированные выше замечательные тургеневские слова: "Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами и талантами, становится неумирающим прошедшим". Справедливость этих слов Тургенев доказал всей своей деятельностью. Разрабатывая злободневные темы своего времени, он создал образ великой страны, полной неисчерпаемых возможностей и нравственных сил,- страны, где простые земледельцы, несмотря на многовековое угнетение, сберегли лучшие человеческие черты, где образованные люди, чуждаясь узко личных целей, стремились к осуществлению национальных и социальных задач, отыскивая свою дорогу иной раз ощупью, среди мрака, где передовые деятели, "центральные натуры" составили целую плеяду людей ума и таланта, "в челе которых блистает Пушкин".

Этот образ России, нарисованный великим реалистом, обогатил художественное сознание всего человечества. Созданные Тургеневым характеры и типы, несравненные картины русской жизни и русской природы далеко вышли за рамки его эпохи: они стали нашим неумирающим прошедшим и, в этом смысле, нашим живым настоящим.

Примечания

1* (Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 63. М. - Л., ГИХЛ, 1934, стр. 150. )

2* (Письма И. С. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт. М., 1915, стр. 50-51. )

3* (Письма И. С. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, стр. 64. )

4* (Н. В. Щербань. Тридцать два письма И. С. Тургенева и воспоминания о нем (1861-1875). - "Русский вестник", 1890, № 7, стр. 12-13. Насколько устойчиво было у Тургенева такое отношение к русскому языку, не только как к отражению лучших свойств русского национального характера, но и как к залогу великого будущего русского народа, свидетельствует его знаменитое стихотворение в прозе "Русский язык". Для него русский язык - нечто гораздо более важное, чем средство выражения мыслей, чем "простой рычаг"; язык - национальное достояние. Отсюда характерный для Тургенева призыв - беречь русский язык: "берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает, опять-таки Пушкин! - Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" (X, 357). Язык литературы, разработанный русскими писателями во главе с Пушкиным, был для Тургенева неразрывно связан с общенародным языком. Поэтому он решительно отвергал попытки создания какого-то особого языка для литературы в отрыве от языка общенародного. "Создать язык!! - восклицал он,- создать море. Оно разлилось кругом безбрежными и бездонными волнами; наше писательское дело - направить часть этих волн в наше русло, на нашу мельницу!" (XII, 436). )

5* (М. Горький. Собрание сочинений, т. 29. М., ГИХЛ, 1955, стр. 212. )

6* ("Слово", сб. VIII. М., б. г., стр. 26, 27. )

7* ("Вестник Европы", 1909, № 9, стр. 232-233. )

8* (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 20, стр. 55. )

9* (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. X. М., Изд-во Академии наук СССР, 1956, стр. 346. )

10* (См.: М. П. Алексеев. Мировое значение "Записок охотника". - "Записки охотника" И. С. Тургенева. Статьи и материалы. Орел, 1955, него же: И. С. Тургенев - пропагандист русской литературы на Западе. - Труды отдела новой русской литературы. М,- Л. Изд. Академии наук СССР, 1948. )

Первые пробы творческого пера (стихотворения) автора носили романтический характер. С 40-х же гг. И. Тургенев с произведением «Андрей Колосов» переходит к реализму .

В центре рассказа Андрей Колосов – импозантный человек, который живет в свое удовольствие. Герой оказывается бесчувственным и холодным по отношению к влюбленной в него девушке. Но более страшным является то, что, руководитель, «вождь» по своей природе, Колосов ведет за собой еще не заблудшие души, обращая их в религию цинизма и потребительства: в его «сети» попадает и рассказчик.

В формировании взглядов Тургенева большую роль сыграл Белинский : он помог писателю определить свое место в борьбе славянофилов с западниками. Тургенев занял позицию отрицания всяких видов отсталости и идеализации отжившего и национальной замкнутости.

Основное направление творчества Тургенева определилось в очерке «Хорь и Калиныч» («Записки охотника», 1847), а после и в «Бежином луге».

В «Записках охотника» автор идеализирует простой русский характер Хоря и Калиныча – совершенно разных по жизненным установкам героев. Хорь – рационалист; всю жизнь по крупицам он собирал свое богатство; Хорь более близок к обществу. Калиныч , напротив, – мечтатель, романтик без практичной жилки; он ближе к природе, стремится к гармонии с ней и не гонится за материальными ценностями. Тургенев восхищается качествами русского народа – его трудолюбием, усердием, самобытным умом, незаурядной фантазией, любовью к природе.

Рассказ «Бирюк» подтверждает поэтизацию русского человека: Бирюк один растит детей, честно несет свою службу, но при этом понимает состояние простого человека, которого нужда и голод толкают на кражу. Тургенев придавал особенное значение лесу и охоте, т.к. считал, что при столкновении с природой стираются сословные различия (мужики Тургенева воспринимали его как своего).

«Бежин луг» считается одним из наиболее поэтичных произведений Тургенева (в конце жизни он создаст цикл стихотворений в прозе «Senilia» ). Центром произведения становится русская природа и детская душа.

Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор создает образы крестьянских мальчиков. Сам ореол событий – более романтический: июльская ночь, костер, страшные истории, неповторимая природа. Природа в «Бежином луге» не фон событий, а средство характеристики героев, хоть и косвенное. Природные пейзажи, стихии, которые воссоздают ребята в своем воображении помогают автрору опоэтизировать души мальчиков, видеть их светлыми и живыми. Душа народа в представлении Тургенева оказывается сродни природе – поэтичной и таинственной.

Основной чертой цикла рассказов стала правдивость , которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности.

Русская душа – ранимая и неповторимая – представлена в произведении «Му-му» , где доминирующей темой является тема власти одного человека над другим. Духовный облик Герасима вмещает в себя общие черты русского национального характера. Автор любуется своими героями, страдает вместе с ними и рьяно протестует против крепостничества, развивает идеи освобождения народа.

Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю , их недостатки.

В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х годов, Тургенев занимает особое место. Все симпатии писателя были на стороне передового дворянства, носителя лучших традиций национальной культуры предшествующего периода. Тем не менее он сознавал, что ни своей социально-политической деятельностью, ни своей идеологической активностью передовое дворянство уже не могло претендовать на ведущее значение в национальном развитии. Единственной областью, где лучшие люди из дворянства еще могли проявлять свою значительность, были, по убеждению писателя, нравственные отношения, их глубокая преданность интересам родной страны и идее освобождения народа, любовь к родному быту и природе, готовность отречься ради стремлений ко благу родины от всего личного и эгоистического и, наконец, вытекающее из всего этого высокое, романтическое самосознание.
Стремясь осознать и оправдать в характерах лучших людей из дворянства эти высокие и благородные нравственные переживания, Тургенев создал свою «новую» творческую «манеру», свои собственный литературный стиль. Стиль этот отчетливо раскрывал глубокую внутреннюю противоречивость содержания его произведений. Те принципы сюжетосложения, приемы композиции образов, стилистические краски, которые писатель применял, изображая идейно-нравственные искания и связанные с ними любовные отношения своих героев, с одной стороны, выявляли и усиливали эмоциональную значительность их переживаний и тем самым служили задаче их идейного утверждения. С другой стороны, эти принципы и приемы обнаруживали всю созерцательность и пассивность переживаний героев и тем самым выражали идейное отрицание их характеров.
В основном эта тенденция отрицания преобладала в творчестве Тургенева. Писатель не щадил своих любимых героев, лучших людей из русского дворянства середины века, и нередко подчеркивал в их характерах не только пассивность и вялость, но и черты нравственной беспомощности, разъедающего их душу скептицизма и безверия. Самые лучшие герои Тургенева явно не оправдывали той идеологической миссии, которую он хотел бы на них возложить. И сам писатель ясно сознавал это. В этом проявляется сильная сторона творчества Тургенева, его реализм. В связи с этим и самый литературный стиль писателя, выражающий верное осознание перспективы социального развития, можно назвать, несмотря на его эмоционально-романтическую приподнятость, реалистическим стилем.
Осознавая социальную слабость передовых людей из дворянства, Тургенев искал другую силу, которая действительно могла бы возглавить русское освободительное движение. И он вынужден был видеть такую силу в представителях русской демократии 1860-1870 гг. Как писал Добролюбов, мысль и воображение Тургенева невольно подчинялись «неотразимому влиянию естественного хода общественной жизни и мысли...». Теоретически, в своих публицистических выступлениях Тургенев готов был опровергать взгляды демократов-разночинцев по всем пунктам. Но в непосредственном осмыслении действительности он не мог не отдать им дань признания и уважения. Это сказалось в «Накануне», еще определеннее в «Отцах и детях», а позднее также в «Нови» и примыкающих к ней повестях. Явившись «последним из могикан» прогрессивного дворянского движения, Тургенев, несмотря на все свои идейные колебания и даже срывы, отразил в своем творчестве неповторимый период национальной русской жизни - второй период освободительного движения. Тургенев отразил его идеологически правдиво, реалистически верно, творчески оригинально и законченно. Все это и обусловливает непреходящую ценность творчества писателя для последующих исторических эпох.

20. «Кому на Руси жить хорошо» как эпопея народной жизни. Фольклор в произведении.

Всю свою жизнь и творчество Н. А. Некрасов по­святил русскому народу. Описывая тяготы народной жизни, воспевая доброту души и беспримерное терпе­ние русских людей, поэт стремился изменить тяжкую крестьянскую долю, обратить внимание обществен­ности на полную забот и лишений жизнь русского му­жика.

Наиболее полным и ярким воплощением чаяний поэта явилась его поэма «Кому на Руси жить хоро­шо», которую по праву можно назвать эпопеей народ­ной жизни. Работу над этим произведением поэт на­чал в 1863 году. Два года прошло с тех пор, как отме­нили крепостное право. Но оправдались ли надежды, связанные с этой реформой? Счастливы ли крестьяне, получившие «вольную»? По-настоящему ли они сво­бодны? Поэма Некрасова в полной мере ответила на эти вопросы, волновавшие многих современников по­эта.

Некрасов создал образ целой исторической эпохи, показал все классы и сословия России того времени: от мужика- «вахлака» до царя. Поэтому-то перед нами не просто рассказ в стихах, именно поэма-эпопея, рас­сказывающая о самом главном в жизни всех людей - о счастье.

Нищета, непосильный труд, несправедливость, ца­рящая в обществе, подвигли русских мужиков отпра­виться на поиски правды:

Все царство облетим,

Посмотрим, поразведаем,

Попросим и дознаемся:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

Символичны названия губерний и деревень, из ко­торых пришли эти мужики: Терпигорева, Пустопо­рожняя, Заплатова, Неелова, Неурожайка - их мож­но отнести к каждой деревне, каждому месту на Руси. Какого же счастье надобно крестьянам?

Мы ищем, дядя Влас,

Непотрошеной волости,

Избыткова села.

С самого начала поэмы ощущается былинный тон повествования, слышны мотивы русских народных сказок. Некрасов сказал однажды, что свою поэму он собирал двадцать лет «по словечку». Но не только притчи и мифы легли в основу произведения. Вместе со сказочно-былинными мотивами звучат и слова, ха­рактерные для определенной эпохи. Уже в первых строках поэмы мы слышим слово «временнообязан­ных», которое было введено в обиход после отмены крепостного права. Таким образом, читатель может определить исторический период, о котором идет речь.

По законам классической эпопеи построена и ком­позиция поэмы: произведение состоит из отдельных частей и глав, связанных темой дороги, странствия мужиков-правдоискателей по Руси.

Описывая те или иные события, Некрасов, как эпи­ческий художник, стремится воссоздать жизнь во всей ее полноте, выявить все многообразие народных характеров. Рассказывая нам о свободолюбивом «бо­гатыре» Савелии, активно восстающем против произ­вола, и о «холопе примерном» Якове, и о правдоиска­теле Якиме Нагом, поэт живописует картину народ­ной Руси. Не осталась без внимания и тяжкая доля русской женщины. Мы можем судить о ней на приме­ре Матрены Тимофеевны. Все социальные слои затро­нул Н. А. Некрасов в своей эпопее, по всей Руси про­шел вместе со своими героями, которые встретили только одного человека, довольного своей участью - Гришу Добросклонова. Поэт, певец, он обрел свое сча­стье в служении народу, отчизне. Весь свой талант, силу убеждения он отдал людям. И именно в этом, по мнению Некрасова, заключается счастье:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В "Кому на Руси жить хорошо" в той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает.

Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей ХIХ века), но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо? "

Первые пробы творческого пера (стихотворения) автора носили романтический характер. С 40-х же гг. И. Тургенев с произведением «Андрей Колосов» переходит к реализму.

В центре рассказа Андрей Колосов – импозантный человек, который живет в свое удовольствие. Герой оказывается бесчувственным и холодным по отношению к влюбленной в него девушке. Но более страшным является то, что, руководитель, «вождь» по своей природе, Колосов ведет за собой еще не заблудшие души, обращая их в религию цинизма и потребительства: в его «сети» попадает и рассказчик.

В формировании взглядов Тургенева большую роль сыграл Белинский: он помог писателю определить свое место в борьбе славянофилов с западниками. Тургенев занял позицию отрицания всяких видов отсталости и идеализации отжившего и национальной замкнутости.

Основное направление творчества Тургенева определилось в очерке «Хорь и Калиныч» («Записки охотника», 1847), а после и в «Бежином луге».

В «Записках охотника» автор идеализирует простой русский характер Хоря и Калиныча – совершенно разных по жизненным установкам героев. Хорь – рационалист; всю жизнь по крупицам он собирал свое богатство; Хорь более близок к обществу. Калиныч, напротив, – мечтатель, романтик без практичной жилки; он ближе к природе, стремится к гармонии с ней и не гонится за материальными ценностями. Тургенев восхищается качествами русского народа – его трудолюбием, усердием, самобытным умом, незаурядной фантазией, любовью к природе.

Рассказ «Бирюк» подтверждает поэтизацию русского человека: Бирюк один растит детей, честно несет свою службу, но при этом понимает состояние простого человека, которого нужда и голод толкают на кражу. Тургенев придавал особенное значение лесу и охоте, т.к. считал, что при столкновении с природой стираются сословные различия (мужики Тургенева воспринимали его как своего).

«Бежин луг» считается одним из наиболее поэтичных произведений Тургенева (в конце жизни он создаст цикл стихотворений в прозе «Senilia»). Центром произведения становится русская природа и детская душа.

Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор создает образы крестьянских мальчиков. Сам ореол событий – более романтический: июльская ночь, костер, страшные истории, неповторимая природа. Природа в «Бежином луге» не фон событий, а средство характеристики героев, хоть и косвенное. Природные пейзажи, стихии, которые воссоздают ребята в своем воображении помогают автрору опоэтизировать души мальчиков, видеть их светлыми и живыми. Душа народа в представлении Тургенева оказывается сродни природе – поэтичной и таинственной.

Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности.

Русская душа – ранимая и неповторимая – представлена в произведении «Му-му», где доминирующей темой является тема власти одного человека над другим. Духовный облик Герасима вмещает в себя общие черты русского национального характера. Автор любуется своими героями, страдает вместе с ними и рьяно протестует против крепостничества, развивает идеи освобождения народа.

Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Реалистические тенденции продолжает разрабатывать автор в своих романах («Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и др.). Тургенев повлиял на многих представителей литературы – европейских и русских: Ж. Санд, Г. Флобера, Ги Де Мопассана, Д. Голсуорси, П. Гальдоса, Л. Толстого и др.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно как постижение реальной народной жизни и народных типов, так и новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.

Черты реализма в романе «Отцы и дети»

Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).

Новый тип героя

Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это . В нем воплотились реальные черты революционеров -демократов 60-х годов:

  • позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
  • эстетические взгляды героя близки к взглядам —

«Прекрасно то, что полезно»;

  • эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.

Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:

  • судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
  • судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.

В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя (недаром волна критики обрушилась на Тургенева и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).

Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой). Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна. В этом жизненный и философский реализм писателя.

Композиционное решение романа

Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста. Ходом сюжета Тургенев доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.

В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине (Базаров об Одинцовой:

«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)

следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.

Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.

Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.

Образная система — реализм персонажей романа

Важны все персонажи. Так Павел Петрович — главный противник Базарова. Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.

Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.

Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.

В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог

  • примат вечной на смертным человеком в описании могилы Базарова,
  • кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
  • описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
  • далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
  • судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.

Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»

Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:

  • описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
  • красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
  • а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;

фраза Базарова

«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»

должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться; многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,

что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.

Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

(343 слова) Тургенев Иван Сергеевич – писатель, творчество которого сыграло немаловажную роль в русской литературе второй половины XIX века. Реальная жизнь в трудах автора представлена, как она есть, без прикрас. Безусловно, это не могло не привлекать читателей, ведь в его творениях люди видели себя и окружающую их действительность.

Так как литературная деятельность Тургенева развивалась в эпоху крепостного права, эта тема отразилась во многих его произведениях. Взять, к примеру, сборник рассказов «Записки охотника». В нем писатель изображает крепостных крестьян мудрыми и талантливыми людьми, гораздо более человечными, нежели их господа. Моральные и духовные качества простонародья в этих рассказах достойны высокой оценки.

Роман «Дворянское гнездо» демонстрирует нам лучших представителей русского дворянства, образы этих людей не выдуманы автором, в их чертах мы легко можем узреть современников писателя. Тургенев также описывает крестьян с сочувствием и симпатией, ведь именно один из таких деревенских мужиков многому научил самого литератора, занимаясь переводами с нескольких языков. Поэтому Иван Сергеевич считал крепостное право главной причиной социального разлада, который калечит абсолютно всех – и крестьян, и помещиков. Оно препятствует развитию простонародья и приковывает дворян к ничтожной праздности, которая развращает их.

Черты реализма можно проследить и в одном из самых известных романов Тургенева «Отцы и дети». Здесь также представлена жизнь бедных крестьян под гнетом помещиков, однако эта тема уже отходит на второй план. Конфликт поколений, показанный в этом произведении, и есть не что иное, как жестокая реальность современного мира. В этом противостоянии литератор никого не выгородил и не возвеличил. Он с суровой прямотой изобразил закат родной для него эпохи и расцвет нового времени, с которым сам автор не ладил. Я думаю, конфликт поколений не потеряет свою актуальность и через сто лет, и через двести. Этим и отличается роман – он, что называется, «на века». При этом он написан честно, без попыток оправдать или же осудить кого-либо.

Итак, творчество Ивана Сергеевича Тургенева не только способствовало духовному воспитанию русского общества, но и повлияло на историю русской литературы. Писатель нашел вдохновение в ненависти к крепостному праву, в сочувствии простому народу. Ему удавалось подмечать все те важные явления современности, происходившие вокруг, и поднимать в своих произведениях именно те вопросы, которые больше всего волновали людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!