Сколько лет было магомаеву когда умер. Дочь муслима магомаева из-за любви отказалась от карьеры певицы. «Что так сердце растревожено»

Муслим Магомаев являлся популярным исполнителем. Его неподражаемый голос стал привлекать внимание публики ещё с начала 60-х годов прошлого столетия. В репертуаре великого артиста звучали оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Личная жизнь Муслима Магометовича привлекала внимание публики всегда. Артист в течение 30 лет был счастлив в браке с Тамарой Синявской. После ухода из жизни мужчины несколько женщин утверждали об отношениях с ним и рождении от него детей, но экспертиза ДНК это не подтвердила.

В настоящее время сложно встретить человека в России, который бы не знал такого певца, как Муслим Магомаев. На телеэкранах часто выходят в эфир телепередачи, посвящённые творческой деятельности этого великого певца. Просмотрев программу, можно узнать ответ на многие возникающие вопросы, в том числе, какой у него был рост, вес, возраст. Годы жизни Муслима Магомаева достаточно легко найти в различных источниках. Легенда ушёл из жизни в середине 2008 года. На момент смерти ему было 64 года.

Муслим Магомаев, фото в молодости и сейчас которого собираются поклонниками исполнителя до сих пор, в течение многих лет сохранял массу тела. Он делал заявления, что отрицательно это кажет влияние на вокал. Артист весил 75 кг при росте в 170 см.

Биография и личная жизнь Муслима Магомаева

Биография и личная жизнь Муслима Магомаева привлекает внимание всех, кто желает узнать более подробно об этом мастере вокала.

Мальчик родился в 1942 году. В это время для страны было сложное военное время. Малыша родители назвали в честь его дедушки Муслимом. Отец – Магомет Магомаев был художником. Мать – Айшет Магомаева была драматической актрисой. Воспитанием мальчика в течение нескольких лет занимался брат его отца. Мужчина подарил племяннику отеческую любовь. Был в меру строг и справедлив.

Когда ребёнок пошёл в школу, то переселился к маме. С этого времени наш герой много времени проводил в театральных кулуарах, наблюдая за выступлениями мамы. В это время проявился талант Муслима. Песни в исполнении парня вызывали восхищения у людей, которые их слушали.

Получив аттестат, талантливый молодой человек становится студентом музыкального училища в родном Баку. Его учителем стал Владимир Аншелевич, выступлениям которого рукоплескали любители классической музыки во многих странах мира. Помогала становлению Магомаева выдающийся концертмейстер Тамара Кретинген и мастер вокала Александр Миловаюнов. Благодаря усилиям этих выдающихся людей, голос молодого человека обретал силу.

В начале 60-х годов прошлого столетия артист был принят в музыкальный коллектив в Баку, с которым объездил все закавказские республики. В 1962 году наш герой одерживает победу в Хельсинки. С этого времени о молодом певце заговорили не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Муслим гастролирует за рубежом. Ему аплодируют слушатели в Италии, Франции, Соединённых Штатах Америки и многих других странах. В репертуаре Магомаева было множество оперных арий, романсов, эстрадных песен.

В начале нового тысячелетия звезда перестал гастролировать. Он занимался рисованием, написанием мемуаров, с которыми могут в настоящее время познакомиться поклонники исполнителя.

О личной жизни артиста долгое время почти ничего известно не было. Сам артист говорил, что в первый раз женился в молодости на ровеснице. В течение многих лет Муслим Магомаев прожил в браке с Тамарой Синявской, на руках которых и умер. Уже после ухода мужчины из жизни всплыли некоторые тайны, которые он хранил в течение многих лет. В настоящее время можно сказать, что поклонники могут узнать всё о жизни великого мэтра советской и мировой эстрады.

Семья и дети Муслима Магомаева

Семья и дети Муслима Магомаева в течение нескольких лет боролись за наследство, оставшееся после его ухода из жизни.

Семья популярного исполнителя проживала в азербайджанской столице. Именно здесь появился на свет малыш, названный Муслимом.

Артист гордился своими близкими. Назван Муслим был в честь своего деда по линии отца, который был творческим человеком. Он писал музыку, руководил местным оркестром.

Отцом великого артиста был талантливый бакинский художник по имени Магомет. Папу мальчик не помнил. Он погиб за несколько дней до победы над фашисткой Германией.

Магомаев очень любил и ценил свою маму, которая была талантливой певицей и танцовщицей. Женщина в течение многих лет играла в постановках драматического театра. После смерти первого супруга она несколько лет была одна. Затем, встретив новую любовь, вышла замуж во второй раз. В браке появились на свет брат и сестра великого тенора.

Очень гордился наш герой своим дядей, который воспитывал мальчика как своего сына после смерти брата. Именно Джамал Муслимович способствовал тому, что племянник стал творческим человеком.

По официальным данным у популярного эстрадного исполнителя была только одна дочь, которую родила ему его первая супруга Офелия.

Перед самой смертью Муслима Магомаева в прессе появились статьи, что артист является отцом ещё и сына. Мальчик жил в Соединённых Штатах Америки. Сам популярный исполнитель признавал факт отношений с матерью Даниэля, но то, что именно от него тот появился на свет, не признавал. После ухода великого исполнителя из жизни Даниэль Фиготин приезжал в Россию и Азербайджан. Он посещал могилу артиста. Но сведения о родстве Муслима Магомаева с его псевдосыном широкой общественности неизвестны.

Недавно молодая девушка заявила, что она появилась на свет в результате отношений её матери с артистом. Но проведённая ДНК-экспертиза эти утверждения опровергла.

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева

В первый раз стал отцом звезда эстрады в юности. Его единственная официально признанная наследница появилась на свет в бакинском родильном доме. Назвали девочку родители Мариной. Когда малышке исполнился годик, артист ушёл из семьи. Он впоследствии говорил, что принял такое решение, так как любви к своей супруге не испытывал.

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева в 16-летнем возрасте была увезена мамой за океан. Девушка подавала надежды стать известным музыкантом, но стала работать в экономической сфере. Давить на выбор единственного ребёнка мэтр не стал.

Артист не забывал свою дочурку. Он выплачивал ей алименты. В настоящее время Марина уже взрослая. Она стала матерью все лишь раз. Сына своего назвала Марина Муслимовна Алленом.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева

В первый раз молодые люди увиделись в годы учёбы в бакинском музыкальном училище. Вскоре будущие супруги задумались о свадьбе вопреки воле их родителей. В 19-летнем возрасте они оформили свой брачный союз.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева была недовольна, что её юный супруг занимается вокалом. Она считала, что мужчина должен иметь другую специальность. Эти разногласия и привели к разводу пары.

В 70-е годы прошлого столетия Офелия уехала в Штаты. В настоящее время женщина проживает с семьёй дочери.

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская работала в опере. Её дивный голос сводил с ума. Увидев будущую жену в первый раз, артист потерял голову от любви. Он стал настойчиво ухаживать. Тамара в то время была замужем, поэтому настойчивые ухаживания она отвергала. Но в середине 70-х годов прошлого столетия женщина всё же стала нашему герою женой.

Супруги гастролировали вместе. Они часто спорили, но находили пути решения конфликта. В начале нового тысячелетия оперная дива оставила концертную деятельность. Она проводила с супругом и любимым пуделем Чарли всё свободное время. После ухода из жизни Муслима Магомаева оперная певица стала заниматься преподавательской деятельностью. Женщина часто общается с дочерью супруга.

Инстаграм и Википедия Муслима Магомаева

Инстаграм и Википедия Муслима Магомаева с каждым годом пользуются популярностью у почитателей его таланта.

Википедия содержит сведения о родителях артиста, его дедушке, жёнах и единственной дочери звезды. Здесь нельзя узнать о внебрачных детях популярного исполнителя. На странице можно прочитать, какие эстрадные композиции и когда исполнял.

В Муслима Магомаева были влюблены чуть ли не все женщины Советского Союза. Без выступления певца невозможно было представить ни один правительственный концерт, ни один новогодний «Голубой огонек». Его популярность била все рекорды, а проявления народной любви принимали подчас экстравагантные формы. Однажды эмоциональные поклонницы пронесли на руках автомобиль, в котором сидел их кумир. Но певец, у ног которого лежал весь мир, женился, и все 34 года - до конца жизни - оставался верен своей избраннице.

Конечно, до знакомства с будущей женой в жизни Муслима Магомаева было множество романтических историй. Одна из первых привела будущую звезду советской эстрады в ЗАГС. Восемнадцатилетний юноша учился в Бакинском музыкальном училище. Там он познакомился с однокурсницей по имени Офелия. Девушка так очаровала начинающего певца, что он решил жениться. Молодые расписались тайно, поскольку родные Муслима не благоволили раннему браку. У молодой пары родилась девочка, но вскоре семья распалась. Офелия не смогла выдержать сумасшедшего гастрольного графика восходящей звезды.

Со второй супругой Магомаев познакомился только спустя десять лет. Это произошло в 1972 году в Баку. Тамара Синявская, артистка Большого театра, приехала в Азербайджан на декаду русского искусства. Сначала оперная певица ни в какую не хотела лететь в южную страну, но, оказавшись на узких бакинских улочках, просто влюбилась в столицу азербайджанской республики.

kp.ru

Будущих супругов познакомили Роберт Рождественский и его жена. Магомаев протянул Тамаре руку и застенчиво сказал: «Муслим». Синявская улыбнулась в ответ: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Через несколько дней глава республики Гейдар Алиев организовал прием прибывших на фестиваль гостей. Он распорядился нагрузить яствами паром и приказал плыть из Баку в Нефтяные Камни. Руководителю Азербайджана очень хотелось показать приехавшим уникальный город, который стоял на сваях и насыпях. Когда паром уже отчалил, Гейдар Алиевич заметил, что ни Магомаева, ни Синявской нет.

И этот красавец-паром, и наши экзотические Нефтя­ные Камни тогда были нам ни к чему, - вспоминал Муслим Магомаев. - Нам с Тамарой хо­телось не шумного общества, а уединения: хотелось пого­ворить, приглядеться друг к другу.

Вскоре Тамара Синявская улетела на стажировку в Италию, но общения с Муслимом не прекратила. Певец каждый день звонил возлюбленной в далекую страну, и влюбленные подолгу разговаривали по телефону. В то время Александра Пахмутова и Николай Добронравов как раз написали для Муслима Магомаева песню «Ты моя мелодия». Тамара Синявская услышала шлягер одной из первых. Артист исполнил его по телефону.

kulturologia.ru

Влюбленные долго не решались пожениться. Ведь Муслима и Тамару связывали высокие и трогательные отношения. Магомаев умел красиво ухаживать за избранницей и мог совершать непредсказуемые поступки. Причем делал он это регулярно. К примеру, присылал огромные букеты цветов в далекую Италию.

Но помимо высокого градуса романтизма, который ни одна из сторон не хотела понижать вопросом о женитьбе, было и еще одно препятствие на пути к заключению брака. Избранница певца была замужем, и он, как порядочный человек, не мог даже намекнуть о свадьбе. Долгое время Тамара пребывала в мучительных терзаниях, но в 1974 году она все-таки сделала первый шаг - подала на развод с мужем.

У меня с мужем были прекрасные отношения, - вспоминала Тамара Ильинична. - Но тут… «Любовь нечаянно нагрянет!» Наверное, встреча наша была предначертана.

А дальше нерешительность звездной пары помог преодолеть общий друг, известный художник Таир Салахов. Магомаев в то время, не имея квартиры в Москве, жил в гостинице «Россия». Муслим и Тамара были в номере, как на пороге появился Таир. Накрыли стол, сели, завели разговор. Беседа зашла о неопределенном положении влюбленных.

И вдруг Таир сказал нам реши­тельно: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего еще испытывать? Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он все устроит». Гипноз Таира был таков, что мы подчинились, молча переглянулись и отдали ему наши паспорта… Это, наверное, судьба, - рассказывал Муслим Магометович.

24smi.org

Они расписались 23 ноября 1974 года. Свадьба, на которую было приглашено сто гостей, состоялась в столичном ресторане «Баку». Звездная пара не хотела привлекать внимание к своему празднику, но горячие поклонники все равно узнали о свадьбе и собрались под окнами ресторана. Они стояли на морозе и дружно скандировали, ожидая выход певца. Магомаев не мог ответить отказом. Он попросил открыть рамы и на протяжении сорока минут пел у настежь распахнутых окон.

После шумного гулянья в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха - в Баку. Тамару Синявскую приняли в стране огней как гялин - невестку всего Азербайджана. Руководитель республики Гейдар Алиев принимал молодоженов у себя на даче.

Первые годы совместной жизни дались супругам непросто. Молодая пара давала столичной богеме немало поводов для пересудов. Оба - сильные творческие личности. Оба - яркие незаурядные певцы. И оба - широко известны и любимы публикой. Конечно, поначалу им было трудно. Ссоры, размолвки, досадные недоразумения. Магомаев в сердцах сбегал из дома, покупал билет до Баку и улетал на родину. Но потом по-восточному широко и ярко делал первый шаг к примирению.

Так, однажды Тамара Синявская выступала на сцене Казанского театра, а Муслим тем временем возвращался из азербайджанской столицы. Неожиданно он резко поменял маршрут и вместо Москвы оказался в Казани. Когда оперная певица вышла в антракте на поклон, ей преподнесли букет в сто пятьдесят четыре гвоздики. А вслед за букетом в ложе появился Муслим. Зал ахнул.

fb.ru

Конечно, Муслим был вспыльчивым супругом. Но именно он уступал первым и шел на примирение. По прошествии времени Тамара Синявская стала смотреть на первые годы совместной жизни, полной драматизма, философски. Она говорила, что ссоры зачастую происходят именно в тех семьях, где царит любовь и взаимное уважение, между по-настоящему родными и близкими людьми. А Муслим Магомаев дополнял жену, отмечая, что гладкая и бесконфликтная жизнь нередко свидетельствует о равнодушии между супругами. Спустя годы Тамара Синявская признавала, что подчас именно она была виновна в семейном разладе, а Муслим всегда поступал мудро. Просто она этого не замечала.

Несмотря на драматические эпизоды в начале совместного пути, Муслим и Тамара прожили счастливую семейную жизнь. Супругам было интересно друг с другом и по прошествии трех десятилетий жизни в браке. Интерес Тамары Ильиничны питали непредсказуемость, непростой характер и талант Магомаева, а Муслим Магометович на всю жизнь оставался очарованным прекрасной певицей и женщиной.

Семейная пара часто жила на даче в Подмосковье. Там Муслим любил сочинять музыку, делать аранжировки и писать картины. Среди его полотен - портреты Гейдара Алиева, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Верди. Магомаев также работал в графике и лепил скульптуры, а супруга аккомпанировала ему на рояле.

Я люблю на даче сидеть на балконе, дышать воздухом, бродить по лесу, - рассказывал Муслим Магометович. - Тамара радуется, что есть своя зелень к столу, а мне кажется, лучше на рынке все купить. Видимо, я очень городской человек. У нас довольно скромный дом - одноэтажный, но широкий. За городом такая тишина, покой, цветочки, как будто ты уже умер. На самом деле летом в жару люблю сюда приезжать, в бассейне поплавать.

Дачный сад стал в те годы настоящей гордостью супругов. Там росло целых тридцать видов деревьев и кустарников - от привычных яблони и боярышника до экзотического маньчжурского ореха. Но любимыми деревьями все равно оставались родные клен, рябина, береза, каштан. Те, о которых были сложены песни.

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку - умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).

Отец - Магомет Магомаев, художник, сыном знаменитого азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской классической музыки Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку). Мать отца (Багдагуль-Джамал) была татаркой.

Мать - Айшет Ахмедовна (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса. Ее отец был турком, а мать имела адыгейские и русские корни.

Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Своего отца Муслим Магомаев почти не помнил - тот погиб на фронте под Берлином, за три дня до окончания войны.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна.

Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.

О своем детстве певец рассказывал: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.

Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.

Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

Муслим Магомаев - Свадьба

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.

С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев - автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

Снялся в нескольких кинофильмах.

Муслим Магомаев в фильме "Низами"

В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.

По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.

При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.

Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца , на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.

В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал .

Муслим Магомаев (документальный фильм)

Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Муслима Магомаева:

Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.

"Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу", - говорил впоследствии Магомаев.

Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.

У певца было множество романов.

Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.

Мила Карева (Фиготина)

"Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина", - вспоминала Карева.

О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: "На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: "Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков".

Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)

Еще одна любовь певца - юная (в то время) певица Тата Шейхова (впоследствии народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова).

Тата Шейхова - любовница Муслима Магомаева

Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и . Также, по слухам, он сватался к , причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. "В принципе, можно было бы "заБРАКоваться" с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание", - говорил сам Магомаев.

Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). "Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый", – . По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).

Кроме того, Светлана Резанова высказала уверенность, что ребёнок, которого родила Людмила Карева (Фиготина), - это сын Муслима Магомаева. "После того как Мила забеременела, Муслим расстался с ней и отказался признавать сына. Я не хотела вмешиваться в их отношения, но постоянно слышала какие-то истории. Знаю, что ребенок, которого родила Людмила, действительно похож на Муслима. Но тогда этот малыш был ему просто не нужен, он счастливо жил с Тамарой Синявской и не хотел лишних проблем, а Мила очень часто звонила ему домой", - рассказывала Резанова.

Фильмография Муслима Магомаева:

1962 - «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи...»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Муслим Магомаев, камео
1970 - «Бушует "Маргарита"» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1981 - «О спорт, ты - мир!» (вокал)
1981 - «Поющая земля» (документальный)
1982 - «Низами» - Низами
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 - «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища» (вокал)
2002 - «Муслим Магомаев»

Музыка Муслима Магомаева к фильмам:

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс»

Дискография Муслима Магомаева:

1995 - Благодарю тебя
1996 - Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)
2001 - Любовь - моя песня (Страна грёз)
2002 - Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
2002 - Муслим Магомаев (Избранное)
2002 - Арии из опер
2002 - Песни Италии
2002 - Концерт в зале Чайковского, 1963 г
2002 - Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев)
2003 - С любовью к женщине
2003 - Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
2004 - Рапсодия любви
2004 - Муслим Магомаев. Импровизации
2005 - Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
2006 - Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова

Песни Муслима Магомаева:

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов - А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков - О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» ("Луч солнца золотого...") (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева

Песни на музыку Муслима Магомаева:

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)


Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот «сдуру не женился».

Спрятанный паспорт и тайный брак

«Беззаботная юность кончилась — я влюбился, — вспоминал Муслим Магомаев. — Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь… Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение — мы с Офелией как раз решили пожениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старинных романсов. Она была весьма общительная женщина и, если что-то рассказывала, то кричала на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончилось тем, что я каким-то хитрым способом вернул паспорт».

19-летний Муслим все равно женился, причем тайно…

«Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдержанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:

— Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай попробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь плакаться — не поймем.

Магомаев в детстве с мамой

Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща… Теща есть теща. Все получалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу маленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу».

«Из тебя не выйдет хорошего мужа

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: «Из тебя не выйдет хорошего мужа!». Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.

«С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поездки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер».

Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Магомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех… Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.

Магомаев и Офелия. первая жена

«В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов… Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху — специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку».

Нищенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернулся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (директор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.

«После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной… Но наша семейная жизнь не получалась… Впоследствии мы расстались…»

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.

«Что тут сказать? — со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. — Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине… Первая реакция моя — надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам — наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина — за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину… Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое — вечные причитания: «Из тебя не выйдет хорошего мужа».

«Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…»

По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил «бешеные алименты». Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын — Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.

«Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик — очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…»

Марина Магомаева с мужем и сыном.

Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: «У меня прекрасная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое время дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пианистка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она потрясающе играет с листа… Но профессиональным музыкантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это…»

Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

Тамара Синявская в жизни Муслима Магомаева

В Муслима Магомаева были влюблены все женщины СССР. Его популярность была похожа на массовую истерию. А певец, по его собственному признанию, даже предстЀвить себе не мог, что женится не на Тамаре Синявской, а на ком-то другом.

В Муслима Магомаева были влюблены все женщины СССР. Без него не обходился ни один правительственный концерт, ни один новогодний «Голубой огонек». Его популярность была похожа на массовую истерию — в одном из городов импульсивные поклонницы пронесли на руках автомобиль, в котором сидел их кумир. А певец, по его собственному признанию, даже представить себе не мог, что женится не на Тамаре Синявской, а на ком-то другом.

Настоящая любов ь

Муслим Магомаев и народная артистка СССР, оперная певица Тамара Синявская прожили вместе 34 года. До этого в жизни певца было много разных встреч. «Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин… Но все это только до Тамары Ильиничны!» — говорил певец в одном из интервью.

Тамара Синявская стала самой большой любовью в жизни Магомаева. Правда, не единственной женой: когда в юности артист поступил в музыкальное училище, он женился на своей однокурснице Офелии. У молодой пары родилась дочь Марина. Но впоследствии семья распалась.

«О времени моей свободной жизни появилось множество сплетен и слухов», — вспоминал позже Муслим Магомаев. Поклонники и журналисты даже приписывали ему роман с Эдитой Пьехой. Говорили, что Муслим Магометович послал к певице послов с предложением руки и сердца. По другой «легенде», когда Пьеха была в Париже, к ней неожиданно в номер влетел ее муж, Броневицкий, и стал искать Магомаева под кроватью.

После встречи Магомаева с Тамарой Синявской — молодой артисткой Большого театра — любимец публики перестал обращать внимание на других женщин. Позже он признавался, что не смог бы жениться на другой женщине — у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело…

«Ты моя мелодия»

Они познакомились в Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, в 1972 году. О том времени Тамара Синявская вспоминает: «Когда мне было 29 лет, начался мой роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. В какую копеечку влетели ему эти звонки, можно лишь себе представить».

Именно тогда Александра Пахмутова и Николай Добронравов для Муслима Магомаева написали песню «Ты моя мелодия». Она сразу понравилась певцу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Синявская услышала песню одной из первых — по телефону в далекой Италии.

Через два года после знакомства Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились. Известно, что сама певица не торопилась оформлять эти отношения. Так продолжалось до тех пор, пока их общий знакомый не выдержал, взял их паспорта и отнес в загс.

23 ноября 1974 года они расписались. В тот же день в одном из столичных ресторанов состоялась свадьба на сто персон. Еще человек триста, узнав об этом событии, собрались возле ресторана и дружно скандировали, чтобы Магомаев исполнил их любимые песни. В такой день певец не смог отказать своим поклонникам и в течение получаса пел на бис у раскрытого окна ресторана.

После шумного гуляния в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха — в Баку. Синявскую приняли там как «гялин» — невестку всего Азербайджана. Сам первый секретарь ЦК КП республики Гейдар Алиев устроил молодоженам по этому случаю торжественный прием на своей даче.

«Царская невеста»

Поначалу столичная богема с удовольствием сплетничала о размолвках между знаменитостями — первые годы совместной жизни дались супругам довольно тяжело.

Оба сильные творческие личности, оба яркие незаурядные певцы, оба известны и любимы публикой — они никак не могли поделить между собой пьедестал. Во время ссор Муслим Магомаев в сердцах уходил из дома и сбегал в родной Баку. А потом, по-восточному пышно и торжественно, делал первый шаг к примирению — дарил любимой огромные букеты цветов, устраивал в ее честь представления.

«Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань, — вспоминает Тамара Синявская. — Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет — меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы».

В итоге их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов. Когда у Тамары Синявской спросили, благодаря чему их союз такой прочный, она ответила: «Может быть, самое главное — любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим — ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают».

«Помимо любви, привязанности есть еще одно чувство. Глубокое уважение. Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу — это все бывает очень эмоционально, громко, — но на три минуты. <…> Мы разбегаемся в разные комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь что ли прошел? И все», — поделилась рецептом счастья Тамара Синявская в одном из совместных интервью. — «Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый».

Тамара Синявская была рядом с мужем до последней минуты. Лишь ей одной известно, что стоит за сухой формулировкой «продолжительная болезнь». В шесть утра 25 октября Тамара Синявская вызвала мужу скорую помощь. Врачи примчались буквально через пять минут. Муслим Магомаев был без сознания. Но все усилия врачей были тщетны. В 6:49 утра сердце певца остановилось.

Марина попрощалась с отцом в Баку

29 октября… В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова — Тамара Синявская — с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж — Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.

«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова - список можно продолжить, - я очень молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью».

Музыка в наследство

Назван Муслим Магомаев в честь деда. Тот хоть и вырос в семье кузнеца-оружейника, рано начал играть на восточной гармони, освоил скрипку, гобой, создал оркестр и хор. Магомаев-старший организовывал концерты по произведениям народной музыки и собственным сочинениям, написал две оперы и стал одним из основоположников азербайджанской классической музыки.

«Я всегда был твердо уверен в том, что мой дед - великий композитор и дирижер. Я должен был повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом. А чтобы закрепить за мной эту заочную идею, меня и нарекли при рождении именем деда. Так я стал полным его тезкой. В то время как мои сверстники играли на полу машинками и оловянными солдатиками, я ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром» .

Отец Муслима, Магомет Магомаев, был одарен от природы: играл на рояле и много пел; будучи театральным художником, оформлял спектакли в Майкопе и Баку. Погиб за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны. Спустя 27 лет уже знаменитый на весь мир Муслим Магомаев смог навестить братскую могилу, где похоронен отец - в польском городе Хойна.

Мать Муслима была драматической актрисой. Айшет Ахмедовна, на сцене - Кинжалова. Дополнение к эффектной внешности - хороший голос. Айшет Кинжалова пела и аккомпанировала себе на аккордеоне.

В детстве Муслим зачитывался книгами Жюля Верна. Хоть уверенно шел музыкальной дорогой, но грезил и морем. Дома устроил собственный «Наутилус» - уголок в комнате, где мастерил корабли. Из любопытства ломал механические игрушки - чтобы разобраться, как они устроены. Однажды на глаза пытливому Муслиму попалась дедушкина скрипка… Инструмент пришлось клеить. Сейчас это экспонат бакинского музея.

Муслим Магомаев. Фотография: fishki.net

Муслим Магомаев. Фотография moscow-baku.ru

Муслим Магомаев. Фотография: muslimmagomaev.ru

«Соловьиный час»

«Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь» . Эта мелодия и стала песней «Соловьиный час». Стихи впоследствии написал Анатолий Горохов. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, взахлеб слушал пластинки, оставшиеся от деда. Первыми «учителями» будущего певца стали Энрико Карузо, Титто Руффо, Беньямино Джильи. Юноша сравнивал свое исполнение и знаменитых певцов.

Первое оперное выступление Муслима Магомаева состоялось в музыкальном училище. Муслим всерьез увлекся вокалом, и концертмейстер Тамара Кретинген стала искать для него неизвестные романсы и произведения старинных композиторов. Выступали на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. Одним из номеров стал отрывок из «Мазепы» Петра Чайковского .

В студенческие годы Магомаев женился на своей однокурснице Офелии. Брак оказался недолгим и подарил Магомаеву дочь Марину. Родственники супруги ждали, что Муслим начнет обеспечивать семью, а он мечтал петь в оперном театре. Но устроился в Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа, и перед молодой семьей встало новое препятствие - гастрольный график.

«Юноша из Баку покоряет мир»

Столь лестный заголовок и фотография Магомаева в журнале «Огонек» - результат поездки молодого исполнителя на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Начинающий певец был единственным солистом от Азербайджана. В Финляндии выступал в залах и на улицах. После поездки и телевизионной передачи Магомаева стали узнавать на улицах, а первым шагом к мечте стала стажировка в Азербайджанском театре оперы и балета.

В 1963 году у прессы вновь появился повод написать про Магомаева хвалебные отзывы: «Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный артист» . Это после выступления в рамках Декады культуры и искусства Азербайджана. В ложе Кремлевского дворца съездов аплодировал сам Иван Козловский . «Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху…» - писали молодому исполнителю на программке.

После этого успеха Муслиму Магомаеву предложили сольное выступление в Концертном зале имени Чайковского . Спустя год - стажировка на родину бельканто, в театре «Ла Скала», в 1966 году Магомаев выступил на сцене знаменитого театра «Олимпия», а в Каннах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий его пластинки разошлись миллионными тиражами. Советский певец получил «Золотой диск». Муслим Магомаев первым из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта поехал в США.

Состоялся Магомаев и как композитор: писал музыку для фильмов Эльдара Кулиева, к спектаклям «Рождает птица птицу» и «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве» . Муслим Магомаев записал арию князя Игоря, а Тамара Синявская - плач Ярославны. Спектакль шел не на сцене, а у стен Спасо-Преображенского монастыря.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фотография: business-gazeta.ru

Тамара Синявская и Муслим Магомаев в гостях у моряков Балтийского флота, 1981 год. Фотография: portal-kultura.ru

Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фотография: vm.ru

«Ты моя мелодия»

Муслим Магомаев стал часто выступать в Большом театре . Из всего репертуара предпочитал спектакли с участием Тамары Синявской. Знакомство состоялось с легкой руки Роберта Рождественского в Бакинской филармонии имени Муслима Магомаева - старшего, которую певец считал «семейной обителью». «Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии» , - вспоминал певец.

Муслим показывал Тамаре свой Баку. Продолжилось знакомство в Москве, а проверялось долгой стажировкой Синявской в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня «Мелодия»… Тамара ее услышала по телефону. После развода с первым мужем была стихийная свадьба в ресторане «Баку». Магомаеву пришлось петь зимой в открытые окна для поклонников, а потом два месяца болеть бронхитом.

«Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство. Глубокое уважение , - рассказывала Тамара Синявская. - Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу - это все бывает очень эмоционально, громко, но на три минуты. Мы разбегаемся в разные комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь, что ли, прошел? И все! Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый…»

Ушел со сцены Муслим Магомаев в самом расцвете славы в 1998 году. Он занимался живописью, общался с поклонниками через интернет. Одну из последних песен, «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина

Роберт Рождественский