Симфония номер 1 зимние грезы. Чайковский. Симфония «Зимние грёзы. Вопросы для закрепления материала

Общая характеристика симфонического творчества

П. И. Чайковский создал много симфонической музыки – около сорока произведений в разных жанрах. Это шесть симфоний плюс еще одна – без номера, но с названием – «Манфред» (фактически - семь), двенадцать увертюр и фантазий, четыре сюиты (четвертая – знаменитая «Моцартиана»). К жанру сифонической музыки относятся три его фортепианных концерта и один скриичный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Эти последние перечисленные произведения не случайно являются обязательными на всех Международных конкурсах имени П. И. Чайковского. Да и вне конкурсов они часто звучат на всех концертных эстрадах мира, составляя центральные номера любых симфонических программ.

Столь же многогранно само содержание симфонического творчества Чайковского. Здесь и зарисовки народного быта, и поэтическое воплощение образов природы, и празднично-торжественная музыка «по случаю». Чайковский, приобретя колоссальный опыт именно в симфоническом жанре, признавался: «В симфонии или сонате я свободен, нет для меня никаких ограничений… Несмотря на весь соблазн оперы, я с бесконечно большим удовольствием и наслаждением пишу симфонию или сонату и квартет». (Соната и квартет, хотя произведения и меньшие по масштабу, чем симфония, но ближе других музыкальных жанров стоят к жанру симфонии).

Главное содержание симфонической музыки П. Чайковского, если попытаться охарактеризовать ее в целом, это раскрытие душевного мира человека, в его сложных подчас драматических взаимоотношениях с окружающей жизнью. В этом смысле симфонии Чайковского сопоставимы с его операми, хотя музыкальные формы этих жанров совершенно различны. Преобладающим настроением музыки Чайковского в целом и смифонической, в частности, является лирическое излияние. Однако это не означает, что эта музыка всегда пребывает только в этом ключе – в своих лучших произведениях Чайковский касается глубоких философских проблем человеческого бытия. В каждой его симфонии мы сталкиваемся с острой конфликтной драматургией, являемся глубоко вовлеченными в столкновения и непрерывное развитие противоборствующих, а порой и антагонистических сил. И если искать какие-то параллели этому в мировой музыке (впрочем, не факт, что такие поиски и сравнения с другими творениями столь бязательны), то первым на ум приходит симфоническое творчество Бетховена. Другой параллелью симфоническому стилю Чайковского может служить творчество Й. Брамса. К общим чертам их творчества относится наличие характерного для «романтичесокго» века лирического стержня в их творчестве. Эволюция симфоний у обоих композиторов имеет общую направленность к усилению трагедийного начала. Любопытное совпадение можно усмотреть в том, что оба композитора написали в 1878 году по скрипичному концерту в одной и той же тональности – ре мажор. При этом, как часто бывает, схожие – конечно, отнюдь не во всем – индивидуальности сами друг друга не пизнают и сходство это отрицают. Чайковский не любил и не принимал музыку Брамса. По прошествии значительного исторического периода сопоставление их творчества кажется более обоснованным. И, вероятно, не случайно деятельность Российского национального оркестра под управлением М. Плетнева, началась с программы, включившей в себе Первую симфонию Брамса и «Манфред» Чайковского.

Если мысленно представить себе список, например, из ста великих симфонических произведений миовой музыки, то все симфонии П. Чайковского должны непременно быть в него включены.

Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы», соч. 13

История создания

Первая симфония «Зимние грезы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в Москву. Она создавалась весной и летом 1866 года. Она знаменует собой окончани периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.

Начало нового пути было для Чайковского трудным. Брат композитора, Модест Чайковский, его верный друг и помошник на протяжении всей жизни композитора, либреттист его опер, пишет: «Ни одно произведение не давалось ему ценолй таких усилий и страданий».

Эскизы симфонии были в основном готовы в мае 1866 года. Из переписки композитора с близкими мы хорошо знаем хронологию рабуты над симфонией (как, впрочем, и над другими произведениями). Так, в одном из июньских писем этого Чайковский сообщает, что начал оркестровать симфонию. Но летом Чайковский, по свидетельству все того же Модеста, стал более мрачным, чаще прежнего совершал прогулки в одиночестве. Причиной омраченности молодого композитора была симфония, которая, как ему казалось, не давалась ему. Он работал не только днем, но и по ночам, в результате чего его нервная система совершенно расстроилась. Партитуру композитор завершил только в ноябре, уже булдучи в Москве. Но перед возвращением в Москву, композитор решил показать еще не оконченное произведение в Петербурге Антону Рубинштейна и Н. Зарембе. Строгим судьям симфония не понравилась. Такое их отношение оскорбило молодого композитора. Все же он по приезде в Москву внес в партитуру изменения. Вторую редакцию симфонии Чайковский вновь показал тем же судьям – и вновь их отрицательное суждение! Но зато Николаю Рубинштейну симфония понравилась, и вскоре в одном из концертов Русского музыкального общества он исполнил Скерцо из симфонии. Потом, в Петербурге, под его же управлением прозвучало Adagio и Скерцо. Целиком симфония впервые была исполнина под управлением Н. Рубинштейна 6 февраля 1867 года в Москве. Именно Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил симфонию. Московская публика горячо приняла симфонию. Но настроенный очень самокритично, Чайковсий и сам был неудовлетворен рядом моментов в произведении. Потребовалось сделать третью редакцию. Но выполнить это намерение он смог только в 1874 году. В этой третьей редакции и в четырехручном преложении для фортепиано симфония была, наконец, издана Юргенсоном, восторженным почитателем композитора, в 1875 году. Именно в этой редакции симфония сейчас исполняется и известна всему миру.

Музыкальное содержание

носит заглавие «Грезы зимней дорогой». Эта часть относится к числу лучших творений композитора. Это образ зимней дороги и связанных с ней лирических дум, переживаний, воспоминаний, настроений. В одном из писем к Н. Ф. Фон-Мекк Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя мое особое внимание, потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!». Симфония начинается еле слышным звучанием скрипок (этот прием называется тремоло – от итал. tremolo – дрожащий; его особенность в быстром чередовании двух одних и тех же звуков); в данном случае это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. Возникающая на этом фоне мелодия поручена флейте и фаготу. Их звучание создает реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон (то есть одну и ту же мелодию), но на расстоянии двух октав. Эта мелодия, если выражаться музыкально грамотно, называется главной партией. Потом последуют другие партии – связующая (ее название понятно), побочная, заключительная. Главная и побочная называются так не потому, что одна важнее, а другая второстепеннее, а только потому, что главная всегда исполняется в главной – основной – тональности произведения, а побочная – в како-нибудь другой – побочной тональности. Умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступаютструнные – альты, затем виолончели. Постепенно в звучание вливаются все новые и новые инструменты. Мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом ее обрывки. И вот, уже во весь голос богатырски звучит мощная тема. Несколько сухих аккордов, и на фоне тынущихся звуков струнных вступает кларнет. Песня его, задумчиваю и спокойная, и есть побочная партия. Она льется привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. Раздел, в котором темы походят первый раз, называется экспозицией. Заключительный ее раздел - праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. Это возбуждение приводит к разработке – среднему разделу первой части. В ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различныхтем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. После генеральной паузы, то есть паузы у всего оркестра, осторожно, робко начинают звучатьбасовые голоса. На них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые духовые, и, наконец, полилась печальная мелодия – главная тема первой части. Так начался третий, заключительный разделпервой части, называемый репризой. Завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одногоиз элементов главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. Устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. Оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.

– Adagio cantabile – названа Чайковским «Угрюмый край, туманный край». Эта музыка создавалась композитором подвпечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Как и в первой части симфонии, образ природы здесь сливается с лирическим настроением, спокойным, задумчивым. Хотя поводом для написания этой частибыли зрительные впечатления, музыка лишена звукоизобразительности. Оркестровая фактура, светлая, прозрачная, создает впечатление воздуха, простора. Примечательно, что для этой части композитор использовал тему из своей юношеской увертюры «Гроза». Кстати, эта тема позднее была использована Чайковским еще раз – в музыке к весенней сказке А. Островского «Снегурочка». Поначалу это тихая ласковая тема гобоя. Ее сопровождают, даже, можно сказать, окружают наигрыши флейт наподобие свирели. Их сопровождает фагот. Вскоре появляется вторая тема части. Ее звучание более взволнованное. По ходу развитие каждое новое появление первой темы звучит все более эмоционально напряженно. Кульминация в развитии – эпизод в котором тема одновременно звучит у гобоев, кларнетов, валторн. После этого наступает спад звучности. Возвращается тема втупления.

– Скерцо. Примечателшьно, что и здесь Чайковский воспользовался ранее напианной музыкой, позаимствовав ее из своей фортепианной сонаты до-диез минор. Характер музыки в этой части симфонии созвучен с настроением предыдущей части. Скерцо начинается кратким вступлением, после чего у срипоквступает основная тема в остром прихотливом ритме. В звучании, благодаря некоторым особенностям музыкального лада, угадываются черты народной песенности. Средний раздел Скерцо – радиционное для такой формы в классической музыке трио. Оно звучит словно лирический вальс. Невольно в мыслях возникает представление о домашнем уюте, тепле, музицировании в гостиной. Чайковский любил это поэтически-мечтательное состояние души. Ясно рисуется картина старой усадьбы, мягкия свет в окнах, мелькающте тени обитателей этого уютного жилища.

– Финал. На сей раз это яркая картина уличной народной жизни. Контраст с предыдущими частями очень яркий, но не драматический. Если в двух предыдущих частях Чайковский заимствовал музыкальный материал из своих более раннихпроизведений, то здесь он воспользовался – как это делали многие композиторы –мелодией народной песни «Я посею ли, млада»; в городском быту эта песня была известна под названием «Цвели цветики». Композитор оригинально обработал этот известный мотив: в Финале он предстает как в мажорном, так и в минорном «преломлении». И каждый раз это привносит музыкальное и эмоциональное разнообразие. В какой-то момент песня приобретает размашистый, даже, можно сказать, грубы характер в духе разухабистого «замоскорецкого» пляса. Радостной, колокольно-праздничной музыкой завершается вся симфония.

© Александр МАЙКАПАР

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»

Спокойная русская природа вдохновляла многих музыкантов на создание потрясающих по красоте и живописности произведений. Не исключением является и Петр Ильич Чайковский. Симфония «Зимние грезы» - это не только первое симфоническое сочинение в творчестве композитора, но и первая в истории отечественной музыки лирико-психологическая композиция. Узнать интересные факты, прочитать об истории создания, а также послушать произведение можно на данной странице.

История создания и премьеры

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди.

Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, композитор был практически на грани нервного срыва. Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку. После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения. Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.

Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».

Интересные факты

  • Существует несколько авторских редакций произведения. Премьера постоянно откладывалась в дальний ящик, потому что профессора не могли оценить по достоинству всю красоту, скрытую в произведении.
  • В скерцо композитор использовал материал из фортепианной сонаты, сочиненной в 1865 году.
  • Любимым временем года композитора была зима.
  • Главная тема из второй части была использована позже в музыке к весенней сказке Островского «Снегурочка».
  • Наиболее важными людьми в творчестве Чайковский считал своих учителей Рубинштейна и Зарембу. Они всегда строго относились к молодому композитору и давали весомые советы для совершенствования.
  • Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, поэтому музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.
  • Брат композитора сказал, что ни одна из композиций не давалась так сложно и не требовала столько усилий, как Первая симфония.
  • Последняя редакция была создана в Италии. Взглянув на произведение с критической точки зрения, музыкант смог найти явные погрешности в оркестровке. После совершенствования, композиция вновь была исполнена на большой сцене. Теперь она получила должное признание критиков.
  • В основе четвертой части заложена русская народная песня «Я посею ли, млада». Примечательно, что эта песня имеет также второе название, более распространенное в городском быту, а именно «Цвели цветики».
  • В общей сложности на сочинение произведения ушло практически 8 лет.


Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.

Первая часть называется «Грезы зимней дороги», что сразу дает настрой на легкую меланхолию. Но название обманчиво, ведь музыка наполнена невероятной живой энергетикой. Подчеркивает эту особенность стремительный темп Allegro. Тональность соль минор отлично передает лиричность главной темы. Главная партия состоит из двух элементов: первый спокойный, имеющий дух протяжной народной песни, и второй, вносящий ощущение тревоги, которое достигается при помощи использования большого количества хроматических интонаций.

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.

Вторая часть медленная, написана в темпе Адажио. Название «Угрюмый край, туманный край» соответствует образности, вложенной в музыку. Форма трехчастная с явно-выраженными чертами рондо. Музыка загадочна, плавна. В ней живет дух русской песни. С первых тактов слушатель становится вовлечен в туманный мир, в котором все таинственно.

Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная. Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным. Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.

Симфония № 1 создана композитором вскоре после окончания Петербургской консерватории, знаменуя собой начало нового этапа в жизни и творчестве композитора, завершая период становления. Начав работу над симфонией в мае 1866 года, Петр Ильич завершил ее к ноябрю. Первый опыт в симфоническом жанре дался ему трудно – много времени отнимала работа в Московской консерватории, для сочинения музыки оставалось только ночное время, что привело композитора к нервному истощению.

Симфония № 1 является программной – дал ей название «Зимние грезы», первая и вторая части также снабжены заголовками. В этом произведении отразилась любовь композитора к русской природе, детские воспоминания о зимней поездке из Воткинска в Петербург. При этом нельзя говорить о конкретной «звукописи» – это скорее передача впечатлений композитора.

В Симфонии № 1 «Зимние грезы» в полной мере проявились такие характерные черты стиля , как близость к русскому песенному фольклору и симфоничность мышления. Темы пронизаны народно-песенными интонациями, в финале же композитор использует подлинную народную мелодию, которая не становится в симфонии чем-то инородным благодаря чертам русской песенности, присутствующим в других темах. Вместе с тем, темы лишены «закругленности» песенных мелодий и требуют дальнейшего развития.

Первая часть – Allegro tranquillo – носит название «Грезы зимнею дорогой». Ее основные партии – печальная, «тусклая», как зимний день, главная, и лирически-светлая побочная – не являются конфликтными по отношению друг к другу, поэтому и в разработке нет особых драматических моментов – все остается в пределах лирического симфонизма. Немало интересных моментов в оркестровом изложении – например, главную партию при ее первом появлении проводят флейта и фагот в две октавы, создавая впечатление бескрайнего пространства.

Второй части – Adagio cantabile ma non tanto – автор дал название «Угрюмый край, туманный край». Ее образное содержание связано с воспоминаниями о поездке на остров Валаам в 1860 году. Темы этой части тоже выдержаны в стихии русской песенности, форма же сочетает черты рондообразности и вариантно-строфического развития. Одна из тем позаимствована из увертюры «Гроза», созданной в юности, а впоследствии он использовал ее и в музыке к сказке «Снегурочка».

Третья часть –Allegro scherzando giocoso – и финал – Andante lugubre. Allegro maestoso – программных названий не имеют. В третьей части вновь использует материал из ранее созданного произведения – фортепианной сонаты до диез минор, а в финале цитирует русскую народную песню «Я посею ли, млада», известную также под названием «Цвели цветики». Эта тема, представая то в минорном, то в мажорном варианте, приобретает характер удалой пляски.

Судьба произведения оказалась непростой – консерваторские наставники композитора Н. Рубинштейн и Н. Заремба ее не одобрили, исполнена она была только в 1868 году и забыта на несколько лет. Лишь после исполнения в 1874 году переработанного варианта симфонии к ней пришло подлинное признание.

Музыкальные Сезоны

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударная группа, струнные.

История создания

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения отразились впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил; воспоминания детских лет о зимней дороге из далекого уральского городка Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться; картины веселых масленичных гуляний.

Сочинение симфонии шло с трудом. Окончив весной Петербургскую консерваторию, Чайковский был тут же приглашен Николаем Рубинштейном, основателем Московской консерватории, в число ее профессоров. Занятий с учениками было много, они отнимали почти все дневное время, так что для сочинения оставалась лишь ночь. Композитор не любил работать по ночам, да и хрупкое здоровье ему этого не позволяло. Острое переутомление вскоре привело к нервному расстройству. Однако в сентябре Чайковский все же закончил симфонию и отдал ее на суд своих бывших учителей - профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Они сурово раскритиковали первый симфонический опус своего выпускника и отказались включить его в программы концертов Русского музыкального общества, на что Чайковский рассчитывал.

Вернувшись из Петербурга, композитор принялся за переработку симфонии. Вторая редакция была завершена в ноябре, но тоже одобрения не получила. Премьера откладывалась на неопределенное время. Чайковский сумел только организовать исполнение двух средних частей в Москве и Петербурге, но оно прошло почти незамеченным. Лишь один оставшийся неизвестным критик (он подписался инициалами А. Д., которые исследователям расшифровать не удалось - по-видимому это был не музыкант, а просвещенный любитель) написал: «Мы не знаем, чему приписать эту холодность (с которой были приняты исполненные отрывки. - Л. М. ), потому что симфония имеет несомненные достоинства. Она в высшей степени мелодична и превосходно инструментована: особенно нам понравилось адажио: оно все составлено из одной темы, чисто русского характера, в которой так и слышится мотив русской песни, захватывающей душу. Несмотря на это, тема совершенно оригинальна». Отзыв удивительно чуткий, несмотря на допущенную неточность - в адажио две, хотя и близко родственные по характеру темы - остался единственным. Профессионалов показанная музыка не привлекла.

Премьера симфонии в полном виде состоялась только 3 (15) февраля 1868 года в Москве, в восьмом симфоническом собрании РМО под управлением Н. Г. Рубинштейна. Но это исполнение оказалось единственным. На него критика также не сочла нужным отреагировать. Симфония больше не исполнялась, казалось, о ней было забыто.

Через несколько лет, после поездки в Италию в 1874 году, композитор еще раз пересмотрел симфонию: сократил некоторые длинноты, изменил оркестровку. В этой окончательной редакции симфония была издана и исполнена еще через девять лет - в 1883 году в Москве под управлением М. Эрмансдерфера, немецкого дирижера, работавшего в 80-х годах в Москве. Только тогда ее наконец оценили. «Вот это настоящая русская симфония, - писал рецензент. - В каждом такте ее чувствуется, что ее мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Но прошло еще три года, когда первый симфонический опыт давно уже прославленного композитора прозвучал и в Петербурге. С тех пор она прочно закрепилась в концертном репертуаре.

Оказавшаяся, по существу, первой русской симфонией (написанная несколько ранее симфония Римского-Корсакова успеха не имела и практически была забыта), она, вместе с тем, явилась и первым образцом лирического симфонизма. Симфония программна. Чайковский дал ей название и подзаголовки первых двух частей. В скерцо, такой «подсказки» не имеющем, использован материал написанной в 1865 году фортепианной сонаты.

Музыка

Первая часть носит заглавие «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышным тремоло скрипок - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия, интонируемая флейтой и фаготом. Благодаря большому расстоянию между голосами этих инструментов, создается впечатление широко раскинувшихся просторов, пустыни, одиночества. Умолкла мелодия у деревянных духовых, и вступили с нею же альты, затем виолончели. А у духовых в это время - острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо. Что-то в них слышится беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос богатырски зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Удаль, молодецкий размах слышатся в ней. Начальная, прежде грустная мелодия влилась в нее и стала тоже мощной, уверенной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Все смолкло. Несколько сухих аккордов, и на фоне скупых тянущихся нот у струнных инструментов запел кларнет. Песня его - побочная тема - задумчива и спокойна. Она льется привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. Умолк кларнет, но песня не прервалась: ее подхватили другие инструменты, повели дальше, распели еще шире. И снова молчание. Заключительный раздел экспозиции - праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами, - непосредственно вливается в разработку. В ней - взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. И снова, вот уже в третий раз - генеральная пауза. Осторожно, робко, как будто не всегда попадая в такт, «раскачиваются» басовые голоса. На них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые, и, наконец, полилась печальная мелодия - главная тема первой части. Это началась реприза.

Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край». Она создавалась под впечатлением поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Медленно, сосредоточенно вступление струнных. Гобой запел раздольную мелодию, напоминающую протяжные крестьянские песни. Быстрые пассажи флейты - как легкое дуновение ветерка, как рябь, пробежавшая по озерным волнам. Вступает фагот со своей мелодией, и вот уже будто два голоса - высокий мальчишеский и сопровождающий его мужской - ведут каждый свою песню, согласно сливаясь. Тепло, проникновенно запели альты и флейты. Их мелодия словно вылилась из первой: она так же широка и привольна. Ее подхватывают скрипки и уносят куда-то далеко, ввысь, где она не прекращается, а будто истаивает, продолжая звучать недосягаемо для человеческого слуха. А снизу, у виолончелей, вновь возникает первая песня. С отдельными фрагментами темы вступают разные инструменты. Прихотливо переплетаются голоса, пока не запевают вторую тему «солисты» - кларнет и тепло, сочно звучащие скрипки. Мощный хор оркестровых голосов подхватывает песню, ведет ее дальше... Мгновенная остановка, трепет неуверенности, может быть, тревоги, и снова взлетает ввысь могучая народная песня. Закончен рассказ. Сдержанным послесловием завершают часть струнные.

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка, но содержание ее очевидно и без этого. Открывается скерцо легкими трелями у кларнетов и флейт. И сразу зашелестели в прихотливом ритме скрипки, словно снежные хлопья, подхваченные метелью. Причудливую, но народную по характеру мелодию подхватили деревянные духовые, и скоро все закружилось в метельном хороводе. Вспоминается Пушкин:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин! -

кажется, именно так можно расшифровать программу этого раздела. Но мелькнул огонек вдали. Другой, третий, и усталый путник въезжает в своей занесенной снегом кибитке в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна, звучит обаятельный, нежный вальс. Это - средний раздел скерцо. Мелодия вальса изящная, чуть меланхоличная, но слышатся в ней и мужественные нотки. Сквозь его мелодию постепенно начинает проби­ваться завывание метели. Все громче, громче оно, и вот уже не слышно вальса, только ветер метет и бьет в лицо колючим снегом. Что же это было? Видение? Греза? Впереди бесконечный зимний путь...

Финал . Откуда-то снизу поползли медленные сумрачные звуки - и в нерешительности остановились. Еще раз зазвучала сосредоточенная мелодия - и вновь прервалась. В третий раз она началась выше, в более светлых тембрах флейт, гобоев, кларнетов, и, словно обретя новые силы, вылилась, наконец, полностью в насыщенном низком регистре скрипок. Таков пролог. Раздумье. Снова зазвучала мелодия - уже в быстром энергичном движении, не в миноре, как раньше, а в мажоре - светло, уверенно. Это народная песня «Я посею ли млада», городской вариант старинной крестьянской песни «Цвели цветики». За несколько тактов произошел стремительный взлет от сурового пролога к буйному ликующему веселью. Задорно звучит главная тема финала с ее массовым складом, ритмом быстрого марша, резкими восклицаниями. Это образ веселящегося, ликующего народа. Снова появляется песня «Я посею ли млада», теперь в характере и движении плясовой. Массовые картины - своего рода общий план действия - время от времени сменяются небольшими жанровыми зарисовками. Более прозрачным становится звучание оркестра, более короткими - мелодические линии, прихотливо сплетающиеся в многоголосном изложении. И вновь врывается буйное ярмарочное веселье. Внезапно наступает момент сосредоточенности, раздумья. Слышится музыка пролога. Затем медленно, словно раскачиваясь, начинается длительное постепенное нарастание, приводящее к мощному ликующему заключению.

Л. Михеева

Первая симфония, написанная в 1866 году молодым композитором, только что вышедшим из стен Петербургской консерватории, приобрела окончательный вид лишь спустя восемь лет. Данное автором заглавие «Зимние грезы» указывает на тот круг образов, который носился перед его творческим воображением при сочинении симфонии: это картины зимней русской природы и возникающие на их фоне жанровые сценки. Отдельные моменты музыки могут вызывать у слушателя живые конкретные ассоциации (например, ровное тремолирующее движение у скрипок в первой части - «Грезы зимней дорогой», ассоциирующееся с представлением о долгом неторопливом санном пути, таинственные лесные шорохи и зовы во второй части - «Угрюмый край, туманный край» и т. д.), но эти скупые штрихи и намеки не складываются в законченную, последовательно развивающуюся поэтическую программу. Композитор не стремится к конкретному «живописанию в звуках», а передает лишь свои впечатления, преломленные сквозь призму личного лирического чувства. Он свободно ведет нас от одного образа или настроения к другому, иногда совершенно отличному по характеру, следуя внутренней логике симфонического развития. Неоднократно уже указывалось на близость образного строя симфонии к поэтическим образам русской зимы в творчестве Пушкина, Л. Толстого, Плещеева и других замечательных мастеров отечественной литературы. Глубоко национален и интонационный строй ее музыки: большинство тем «Зимних грез» имеет песенный характер и в той или иной степени близок русской народной мелодике. Поэтому, когда в финале появляется подлинная народная песня, она не кажется чем-то инородным, а естественно вливается в общий поток музыки.

Вместе с тем уже в структуре основных тем ясно выражена симфоничность мышления Чайковского. Особенно показательна с этой точки зрения тема главной партии первой части . При легко улавливаемой близости отдельных ее мелодических оборотов к народной песне, тема лишена песенной закругленности: принцип прогрессирующего дробления (4 такта + 2 + 1 + 1) придает ей разомкнутый характер

и вызывает ощущение незавершенности, настоятельно требующей продолжения и развития. Во втором предложении тема, данная в ином тембровом оформлении (альты вместо флейты и фагота), сопровождается острой «колючей» фигуркой у флейты,

которая в дальнейшем приобретает большое значение в качестве динамизирующего фактора. Пронизывая все последующее развитие, она достигает перед самым вступлением побочной партии мощного торжествующего звучания.

Оба элемента получают широкое развитие уже в пределах экспозиции, в результате чего главная партия «поглощает» связующую, построенную на том же материале, образуя один большой раздел с волнообразно развертывающимся нарастанием. Позже такое «разбухание» главной партии станет характерным для наиболее драматических симфоний зрелого Чайковского.

Песенная побочная партия, контрастирующая своим светлым лирическим характером тускловатому «зимнему» колориту главной, представляет собой относительно самостоятельный эпизод. Фанфарная заключительная партия, напоминающая то ли звуки призывного охотничьего рога, то ли какой-то тяжеловесный могучий пляс, непосредственно переходит в разработку. В отличие от позднейших симфонических разработок Чайковского, становящихся центром драматического конфликта, в ней особых «событий» не происходит. После репризы, воспроизводящей в сокращенном виде (и с соответствующими тональными сдвигами) структуру экспозиции, дана довольно развернутая кода, в которой получают дальнейшее развитие основные элементы главной партии.

Вторая часть симфонии - «Угрюмый край, туманный край» (Можно полагать, что в ней отразились впечатления от суровой красоты русского севера, запомнившиеся Чайковскому после поездки на Ладожское озеро.) - примечательна необычайной широтой мелодического дыхания, не ослабевающего на всем протяжении ее достаточно длительного звучания. Форму этой части одни исследователи определяют как рондообразную, другие как вариантно-строфическую. Ее особенность в том, что два эпизода построены на мелодическом обороте, вычлененном из основной темы, и являются лишь свободным ее видоизменением. Эта плавно развертывающаяся, постепенно набирающая дыхание тема протяженностью в двадцать тактов принадлежит к прекраснейшим образцам лирически-песенной мелодики Чайковского. Отдельные, как бы инкрустированные в мелодическую линию обороты народного характера оттеняют ее типично русский облик.

В последующих произведениях тема приобретает каждый раз новую окраску, достигая в заключительном разделе патетического звучания у валторны соло. Нельзя не упомянуть и о поэтическом вступлении к этой части, погружающем слушателя в меланхолически сумрачную атмосферу северорусского пейзажа. (В этом вступлении использован материал побочной партии из увертюры «Гроза» (по драме Островского), написанной Чайковским в консерваторские годы. Но другая фактура и инструментовка (там - флейта и гобой с контрапунктом скрипок в высоком регистре и звонкими аккордами арфы, здесь - одни струнные, плотно расположенные в среднем матовом регистре) существенно изменяют выразительную окраску музыки.)

Две последние части симфонии не имеют особых программных заголовков, но музыка их обладает не менее яркой образностью. Скерцо (Материалом для крайних разделов скерцо послужило скерцо из фортепианной сонаты до-диез минор, не публиковавшейся при жизни композитора.) , окрашенное легким налетом меланхолии, - нечто вроде фантастического хоровода снежинок. Своеобразную остроту придает ему «перебивающийся» ритм сдвоенных тактов. Средний раздел скерцо - плавный лирический вальс - вводит нас в сферу овеянного домашним уютом зимнего интерьера (вспомним, что в цикле «Времена года» пьеса «Декабрь. Святки» тоже написана в форме вальса).

Торжественный праздничный финал стал прообразом позднейших симфонических финалов Чайковского, знаменовавших выход из замкнутой сферы личных переживаний, мучительных душевных борений и метаний наружу, в мир светлой радости и веселья. От мягких, прозрачных по колориту предшествующих частей симфонии этот финал отличается массивностью, грузностью звучания. Композитор рисует картину народного празднества яркими, порой кричащими красками: здесь впервые вступает полный состав большого оркестра с «тяжелой» медью (три тромбона, туба) и целой группой ударных; манера письма широкая, несколько лапидарная. Резкость контраста до известной степени смягчается большим вступительным разделом (64 такта), начало которого окрашено в сумрачные тона, и лишь постепенно, при подходе к основному разделу, колорит музыки все больше светлеет и проясняется. Во вступлении впервые звучит мелодия хороводной песни «Я посею ли млада», которая становится далее основой побочной партии, контрастируя своей плавной напевностью удалой размашистой теме главной партии. Интересно, что Чайковский дает эту песенную мелодию в миноре в отличие от общеизвестного мажорного варианта. Только в коде финала она однажды проводится в ликующем мажорном звучании и в ритмическом увеличении, придающем ей торжественный эпически-величавый характер.

Не все удалось Чайковскому в этом своеобразно задуманном финале. Наиболее уязвимой его частью является несколько формальная разработка, начинающаяся небольшим фугато на материале побочной партии, после чего следует развернутая фуга, в основе которой лежит краткий мотив, вычлененный из темы главной партии.

Несмотря на следы известной незрелости, Первая симфония Чайковского, пленяющая своей лирической непосредственностью и поэтичностью музыки, уже позволяет увидеть в ее авторе будущего гениального симфониста-драматурга. И в конструировании тематического материала, и в обращении с ним, его развитии, трансформации и прорастании из немногих первоначальных элементов все новых образований проявляется подлинная симфоничность музыкального мышления композитора.

Пётр Ильич Чайковский. Биография и краткий обзор творчества

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века - вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать мудрость и вдохновение композиторы XX – XXl веков.

Имя П. И. Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Несколько лет тому назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский самый исполняемый в мире композитор. Его музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий.

Очень точно о значении творчества П.И. Чайковского сказал известный американский дирижёр Леопольд Стоковский: «Чайковский и музыка - это два нераздельных понятия. До тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. Он для меня все».

Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим Воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Пётр Ильич имел ещё двух сестёр и четырёх братьев.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви. Его воспитание было поручено француженке - гувернантке Фанни Дюрбах.

Что из детских впечатлений следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около пяти лет. Представьте, если музыка звучит во всём: в шелесте листьев, перезвоне часов в гостиной, в стихах Пушкина и Шекспира, если можно сидеть за инструментом и играть по памяти иногда лишь раз услышанные мелодии, если голова полна новыми мелодиями, если вся жизнь в музыке, - можно ли её оставить, заставить себя делить с музыкой другие занятия! И мальчик попробовал.

Из Воткинска в десять лет мама отвезла его в Петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Будущие правоведы получали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре училища правоведения - сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами.

Огромное впечатление произвела на Чайковского опера Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем брал уроки музыки у брата Кюндингера - Августа. Самое сокровенное он поверяет сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».

Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом. Его любимым учителем был . И чем больше ему учитель давал заданий, тем тщательней исполнял Чайковский всё заданное. Среди его ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза».

К выпускному экзамену он написал Кантату на текст оды Шиллера «К радости». Она с успехом была исполнена под управлением его учителя А. Рубинштейна.

В сентябре 1866 года в Москве была открыта консерватория. Её создатель пригласил Чайковского на должность одного из первых её профессоров. Так началась его самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории, Чайковский много пишет. Лучшими его произведениями в этот период надо назвать увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и оперу «Воевода».

С оперой «Воевода» связано одно из интересных событий его жизни - содружество с драматургом Александром Николаевичем Островским. Они познакомились в Артистическом кружке. В кружок входила лучшая московская интеллигенция. Это сблизило Чайковского со многими выдающимися деятелями русской культуры. Жизнь композитора в Москве была насыщенной.

А летом он уезжал на юг - на Украину, в имение Каменка, на Черкащине, где жила его сестра, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Каменка обладала для него особой притягательной силой. Ведь это имение было местом, где за сорок лет до этого собирались декабристы, члены «Южного общества». Хозяйка имения Давыдова часто рассказывала о нём.

В Каменке на лоне прекрасной природы, в окружении милых сердцу людей, Пётр Ильич всегда чувствовал прилив творческих сил. Поэтому так много произведений он создал именно здесь: фортепианный цикл «Времена года», «Детский альбом», Ната-вальс, отдельные части Первой, Второй и Третьей Симфоний, части опер «Воевода», «Опричник».

В конце 60-х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России, а в середине 70-х годов творчество композитора достигает небывалого расцвета. Поражает частота появления крупных произведений. Это было возможно благодаря совершенно особому его отношению к композиторскому труду.

Об этом он говорил так: «Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления. Музыкальные мысли зарождаются во мне, как только, отвлёкшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу». Так, на протяжении всего двух лет созданы такие шедевры: опера «Евгений Онегин», Четвёртая симфония, балет «Лебединое озеро», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром.

В 1877 году Чайковский пережил тяжёлый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин» композитор стал получать письма от одной из выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своём чувстве к нему. Чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну. Не раздумывая, Пётр Ильич пошёл навстречу этому чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным расстройством уехал за границу.

Благо, что нашёлся друг, который взял на себя все материальные расходы, дал композитору возможность сменить обстановку и возродиться для творчества. Этим другом оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была вдовой крупнейшего железнодорожного магната, наследницей миллионного состояния.

Страстно любя музыку, она немалые суммы тратила на помощь музыкантам. Познакомившись с музыкой Чайковского, она стала не только его поклонницей, она была его «добрым гением», материальной и психологической поддержкой. Их дружба продолжалась до 1890 года. Но самое интересное то, что они никогда не видели друг друга. Зато самые сокровенные мысли они поверяли переписке, продолжающейся четырнадцать лет. Свою Четвёртую симфонию, написанную в сложном 1877 году, Пётр Ильич посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк «Моему лучшему другу»,- написал он на титульном листе. В письме к Надежде Филаретовне он сформулировал основную идею этого произведения: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ».

Следующие семь лет жизни композитора часто называют «годами странствий», это поездки за границу и возвращение в Москву. А между ними - новые сочинения: оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», три оркестровые сюиты, пьесы для фортепиано, второй фортепианный концерт, увертюра «1812 год», кантата «Москва».

Потрясённый смертью Николая Рубинштейна, которого он любил и ценил, Чайковский посвятил ему трио «Памяти великого художника».

1885 год начинает последний период творчества композитора. В этом году его избирают Директором Московского отделения Русского музыкального общества. Много сил и энергии он тратит на пропаганду музыки русских композиторов. Чайковский гастролирует в городах России и за рубежом в качестве дирижёра. Концерты маэстро проходят с триумфальным успехом.

С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского на музыкальных вечерах в Париже, в Праге. В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил ему звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.

В 1891 году Пётр Ильич был приглашён в Америку. В Нью-Йорке ему выпала честь выступать в день открытия нового концертного зала «Карнеги-холла». Успех выступления превзошёл все ожидания. Уже после его отъезда одна из газет писала: «...Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы могли испытывать благотворное влияние Чайковского».

Такую напряжённую исполнительскую деятельность Чайковский сочетал с композиторской. В последние годы им созданы истинные шедевры. Герои его последних произведений - это люди, тонко и глубоко думающие, чувствующие, но не находящие в жизни понимания. И потому рвущиеся к неведомому идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение. Эта идея лежит в основе двух последних симфоний композитора, в опере «Пиковая дама», во многих последних романсах. В это время он создаёт светлую романтическую оперу «Иоланта» на сюжет из средневековой легенды и такие же светлые балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Завершающей страницей творчества и жизни Чайковского стала его Шестая «Патетическая симфония». Роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя и смерть самого композитора.

Эта симфония безгранично богатым языком говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой человек выходит победителем. Ведь добро, красота и творчество бессмертны. Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью потому, что премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года. Через несколько дней Чайковский заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитора не стало. Он умер в самом расцвете сил, полный надежд и творческих замыслов.

«Похороны были так грандиозны и величественны, как только в России хоронили царей»,- вспоминал один из современников. Многотысячная толпа сопровождала гроб композитора на кладбище Александро-Невской лавры.

«Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась. Чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» - много лет назад сказал Пётр Ильич Чайковский.

И мы сегодня, в начале XXI века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка любима, она живёт полнокровной жизнью во всех странах мира. Каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему. Она приносит истинное эстетическое наслаждение.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Где Пётр Ильич получил образование?
  2. Кто был его другом в годы учёбы?
  3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время?
  4. Где композитор работал после окончания консерватории?
  5. Назовите произведения, написанные в Каменке.
  6. Кто такая Н. Ф. фон Мекк? Как она связана с Чайковским? Какое произведение посвятил ей композитор?
  7. Перечислите сочинения середины 70-х годов.
  8. Расскажите о последнем периоде жизни композитора.
  9. Какие произведения написаны в это время?

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний.

Работа над симфонией давалась трудно. Пётр Ильич уже начал работу профессора, и занятия с учениками отнимали почти все дневное время. Поэтому на музыку оставалась только ночь. И все же к сентябрю композитор закончил симфонию и отдал её на суд своих учителей – профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Симфония была сурово раскритикована. Включить её в программы концертов Русского музыкального общества отказались.

Вторая редакция симфонии тоже не получила одобрения. Чайковскому удалось только добиться исполнения двух средних частей, но оно прошло почти незамеченным.

В полном виде симфония была исполнена только в феврале 1868 года в Москве. Но это исполнение оказалось единственным. После поездки в Италию в 1874 году Пётр Ильич вновь вернулся к этому произведению и сделал ещё одну его редакцию. И только в 1883 году её по достоинству оценили. Один из рецензентов писал: «Вот это настоящая русская симфония. В каждом такте её чувствуется, что её мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Действительно, это была фактически первая русская симфония, которая одновременно была первым образцом лирического симфонизма.

П. И. Чайковский дал симфонии и первым двум её частям названия.

Первая часть носит название «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества. Ей вторят острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо.

Что-то слышится в музыке беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Первая грустная тема влилась в неё и тоже стала мощной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Но вот все смолкло. Несколько сухих аккордов, и вот запел кларнет. Песня его - побочная партия – задумчива и спокойна.

Эту песню подхватили другие инструменты, повели дальше, распели шире. И вновь молчание. Заключительный раздел экспозиции, праздничный, торжественный, вливается в разработку.

Её развитие полно драматизма и приводит к кульминации. И снова - генеральная пауза. После неё осторожно, робко, как будто раскачиваясь, начинают вступать разные инструменты.

И вот, наконец, полилась печальная мелодия - главная тема первой части. Это началась реприза. В конце части возвращается начальный образ. И только как отзвук, напоминание появляется колючий мотив. Постепенно он истаивает. Так заканчивается первая часть.

Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». В ней воплотились впечатления композитора от поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Музыка этой части удивительно напевна, широка и близка русской народной песенности. Гобой поёт раздольную мелодию, похожую на протяжную крестьянскую песню.

Ее, как лёгкое дуновение ветерка, пробежавшую по озёрным волнам рябь, сопровождают флейты. Потом со своей мелодией вступает фагот. И вот уже два голоса – высокий мальчишеский и мужской - поют каждый свою песню, согласно сливаясь. Прихотливо переплетаются голоса. Их мощный хор подхватывает песню, ведёт ее дальше. И вот взмывает ввысь могучая народная песня. Закончен рассказ.

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка. Но содержание скерцо понятно и без этого. Слушая эту музыку, сразу же вспоминаешь Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик динь-динь-динь...
Страшно, страшно поневоле
Средь невидимых равнин.

Но мелькнул огонёк вдали. И усталый путник на своей заснеженной кибитке въезжает в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна. Звучит нежный вальс. Это - средний раздел скерцо. Но сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться завывание метели. Все громче оно. И вот уже не слышно изящного вальса, только ветер метёт и бьёт в лицо колючим снегом.

Что же это было? Видение? Грёза? Впереди бесконечный зимний путь...

Финал - яркая картина народного массового праздника. Большую роль в нем играет мелодия народной песни «Цвели цветики». Интонация ее положена в основу вступления. Это - пролог, раздумья. В полном виде эта народная песня появится в характере плясовой в побочной партии финала.

Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими восклицаниями. Это - образ ликующего веселящегося народа. Ярко, колокольно-празднично заканчивается эта симфония. Финал её стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.

Вопросы:

  1. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие ещё симфонические произведения композитора вы знаете?
  2. Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор её понимал?
  3. Каково содержание симфонических сочинений композитора?
  4. В каком году написана Первая симфония? Какова её судьба?
  5. Перечислите названия и содержание частей симфонии.
  6. Объясните, почему симфония получила название «Зимние грёзы».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 22 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Симфония № 1:
I часть, Аллегро «Грёзы зимней дорогой», mp3;
II часть, Адажио «Угрюмый край, туманный край», mp3;
III часть, Скерцо, mp3;
IV часть, Финал, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.