Рок-музыка в россии. История рок-музыки Какая отечественная рок группа появилась раньше всех

Времена советского союза мало содействовали развитию музыки, особенно стиля рок. Тут на помощь пришел западный ветер рока, который и навел многих музыкантов на исполнение именно такой музыки. Рок в СССР – это такое социальное и культурное понятие в музыке, которое позиционируется как способ самовыражения молодежи.

Рок в СССР: Зарождение

Рок в СССР начал зарождаться в районе 70-80-годов ХХ века. Это явление собирало в свои круги в основном субкультуры, людей, мышление которых не вписывалось в шаблоны союза. Как бы ни старались советские чиновники контролировать и уничтожать приверженцев рока, этот стиль музыки набирал оборотов, а времена перестройки подарили некоторую волю, что повлекло бум в создании собственных советский рок-групп и песен.

Этапы развития рока в СССР

Условно развитие во времена СССР музыка, а именно рок можно рассматривать в четырех этапах. Первый – 60-е годы ХХ ст. считается началом копирования английского рока, исполнители старались петь только на английском, поскольку считалось, что на русском роковые песни не исполняются. Начинают основываться рок группы СССР (например «Скоморохи»), исполняющие песни на русском языке, которые были скорее переводами и адаптировались к русской жизни. Группа «Интеграл», бит-группа, даже удостоилась чести быть названной профессиональной рок-группой СССР. А причиной всему совершенно иной стиль, чем у других: использование игры света, пиротехники, звуковые переливы, трюки и специальные декорации. Все это создавало неповторимую фантасмагорию, которая завуалировала настоящую рок музыку Интеграла.

70-е годы – второй период, который отмечен развернутой работой рок групп в сторону рок-концертов, создание рок-опер (А. Рыбников). Концерты устраиваются нелегально, поэтому часто разгонялись. Распространенная музыка ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которые включали почти всех членов будущих рок-групп: «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Машина времени». Но фанаты рок не воспринимали ВИА.

Четвертый этап – рок в СССР в 80-е годы характеризуются контролем властей рок-движения, устраиваются рок-клубы, первым из которых был Ленинградский клуб. Такое понятие, как рок-клуб, открывал для исполнителей ранее запретные студии звукозаписи, концерты стают легальными и рок-движение набирает оборотов и позиционирует себя как представительство субкультут СССР. Популяризуются группы «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Зоопарк». В 1986 году выходят альбомы рок-групп, которые и сегодня считаются элитными: «Алиса», «Кино», «Странные игры».

Молодежь в СССР массово начинает интересоваться музыкой рок, собирать кассеты с записями и считать себя субкультурным членом рока.

Похожие статьи:


В настоящее время никого не удивляет, что российские рок группы столь же популярны в мире музыки, как и их зарубежные коллеги. Но развитие рок-музыки в России произошло не сразу.



Альтернативный рок группы «Слёзы» зазвучал в марте 2002 года, в то время как альтернативные рок-исполнители в России появились ещё в 80-е годы 20 века.
Под термином «альтернативный рок» сегодня подразумевают всевозможные жанры рок-музыки, противопоставившие себя традиционному року. Само понятие «рок-альтернатива» возникло в 80-е года прошлого века и объединило несколько жанров, вышедших из панк-рока, постпанка и других.



В самом начале 80-х годов прошлого века как то незаметно исчезла из употребления аббревиатура ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). На смену пришло новое название для музыкальных ансамблей – группа. Что собой представляли группы 80 – 90-х годов?



Всегда любое направление в музыке имело определенное влияние, как на культуру, так и на манеру одеваться. В стиле глэм рок воедино воплотились сексуальность, брутальность и драма. Этот стиль далеко не нов и ему свыше сорока лет, и, тем не менее, он до сих пор не утратил популярности, возвращаясь, время от времени на пик моды каждый раз привнося с собой что-то новое. Данный стиль создавался свободными и отличающимися от остальных людьми, стремящимися к доказательству своей неординарности довольно кардинальным способом.


После мирового взрыва популярности Битлз, наши музыканты не остались в стороне. Первая советская рок - группа появилась в 1964 году. Ребята ленинградского района города Москвы - все как на подбор из приличных семей, объединились в бит- квартет, так принято было говорить. По территориальной принадлежности и обозначилось название группы — «Сокол». Отец одного из участников, генерал ПВО — организовал для детей- музыкальную репетиционную базу.

Вскоре, уже студенты одного из столичных вузов стали выступать на сценах своего института, музыкально оформлять КВН, в ДК заводов и культуры. Интерес молодежи к этому был бешеный. Первая советская рок-группа набирала обороты.

Самым популярными точками сбора «увлеченных» были ДК "Энергетик" и «Каучук», некоторые кафе, и танцплощадки. Летом музыканты первой рок группы в СССР «Сокол» развлекали пионеров в пионерлагерях, и спортсменов в спортивных базах отдыха. Игрались, по-началу, песни всемирных рок идолов "Yardbirds", "Moody Blues" ,"Shadows ", "Rolling Stones", но потом ребята осмелились исполнять свою музыку и вышли песни «Где тот край», "Солнце над нами" - стопроцентные хиты. Кстати сказать, московские хиппи до сих пор считают "Солнце над нами" своим гимном.

Участники группы «Сокол» подрастали — защита диплома, выпуск из института — и все. Конец музыкальной карьеры. В 1968 году они записали свою знаменитую хитовую композицию - « Фильм, фильм, фильм!» к одноименному мультфильму Хитрука — и это была их единственная официальная запись, дошедшая до наших дней.

Вскоре коллектив распался. В составе группы выступали: Игорь Гончарук (бас, вокал), Юрий Ермаков (гитара, вокал), Сергей Тимашов (ударные), Вячеслав Черныш (клавиши). Интересный факт, что собрал воедино коллектив «Соколов» один из известнейших в будущем продюсеров Юрий Айзеншпис. Его в 1969 году посадили за валютные операции на 10 лет.

Получив официальную профессию, бывшие музыканты «Сокола» вступили во взрослую и ответственную жизнь. Как сложилась их судьба? Юрий Ермаков после распада «Сокола» играл в группе «Тролли», а потом стал преподавателем в строительном ВУЗе, В.Черныш в 1970х- выпускник аспирантуры института "Гиредмед", работал в Академии наук, а в 90-х занялся антиквариатом, И.Гончарук стал известным художником-иллюстратором.

Наряду с «Соколом», по такой же схеме организовались и некоторое время существовали первые советские рок-группы, «Cкоморохи» и «Славяне» - это группы рок-метра Александра Градского и «Скифы».

В 60е - 70е годы рок-группы организовывались в школах, ПТУ, ВУЗах. Некоторые такие, непрофессиональные, по-началу, коллективы, переросли в легенды русского рока - «Машина времени», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение». А многие независимые музыканты, как и состав группы «Сокол», по факту получения дипломов ВУЗов «уходили в профессию». Некоторые выступали в ВИА- вокально-инструментальных ансамблях.

Рок развивался в нашей стране полуподпольно, но прорывался на свет, и своего расцвета и востребованности достиг к середине 80х (с начала Перестройки) - и оставался на пике до середины 90-х - начала Нового времени и новых ценностей.

Если западный рок начался с Rolling Stones и Beatles, то советский со «Славян» и «Скоморохов». Первые рок-музыканты Союза вырывали струны из рояля и ставили на бас, записывали музыку на «кости» - всё для того, чтобы делать «бит».

«Сome on let’s twist again»

В 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, на который съехались иностранцы со всего мира. Иностранные студенты танцевали невиданные для СССР танцы, наши тут же подхватывали. После фестиваля советская молодёжь предприняла попытку протащить на эстраду твист и шейк, но столкнулась с неприятием лидеров комсомола. И все же фестиваль стал серьезным шагом для советской культуры,с этого времени студенты обменивались музыкальными новинками, книгами и одеждой.

«Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу - свободному обмену мнениями » (джазмен Алексей Козлов).

Битломания

К середине 60-х музыка Beatles просочилась на советское пространство. Битлы покорили советскую молодежь своей искренностью, они стали голосом поколения. У Beatles было всё: четкий ритм, красота мелодии, счастливые и открытые голоса. Советские фанаты почувствовали право на свободное самовыражение, им захотелось высказаться.

«Со мной был шок, истерика. Пришли эти ребята и сразу поставили все на место. До этого была только прелюдия » (Александр Градский)

Первые рок-группы начали свое существование именно в Прибалтике - в 1962 году появились «Мелоди Мейкерс» во главе с Питом Андерсеном, в 1964 году в Эстонии образовались «Юниоры» с Томасом Кырвитсом.

Во всех трех прибалтийских республиках в середине 60-х прошли музыкальные фестивали. В центр старого Таллина «Горка» съезжались хиппи со всей страны и рок-музыканты в первых рядах. Но, не смотря на это, рок-группы Прибалтики всегда держались особняком.

Петь «из под волос»

Для поклонников «биг-бита» считалось диким исполнять песни на русском, настоящая группа должна была быть как «Битлы» или «Бич Бойз», ничего не могло быть лучше западного. Весь драйв был в музыке, многие не всегда понимали, о чем поют кумиры. В начале 60-х существовало понятие «Петь из под волос», было все равно, что поется: «Клож ер ай», а что это могло означать, никого не волновало. Главное, чтобы это звучало искренне и поверх «электрических» гитар.

Самодельные инструменты

Барабаны было не так легко достать, стучали по кастрюлям. Остальные инструменты делали сами, гриф и деку мастерили из любой подходящей деревяшки, струны брали из рояля - они были настолько жесткие, что пальцы приходилось обматывать изолентой.

Знаменитый «Гибсон» появился только в начале 60-х и его владелец за 3 рубля давал только послушать и потрогать.

«Пластинки на костях»

Главным музыкальным носителем до 70-х были «пластинки на костях», - записи на рентгеновских снимках. На подпольных студиях звукозаписи устанавливали проигрыватель с исходной пластинкой, а рекордер, резец которого улавливал колебания звука, прорезал на снимке звуковую дорожку.

С появлением записей образовался «черный рынок» - «кости» стоили от 5 до 10 рублей.

Также был очень популярен обмен фотографиями любимых групп - их давали в «аренду» на несколько дней.

Сейшены

Так как на советской сцене исполнять песни на английском не представлялось возможным, группы начали организовывать сейшены - встречи для друзей. Первые сейшены проходили в ДК «Каучук», билеты стоили по 10 рублей. В Ленинграде в то время образовалась подпольная поп-федерация под руководством Сергея Артемьева.

К началу 1965 года в Москве появились две значимые группы - «Славяне» во главе с Александром Градским, и «Соколы» во главе с Юрием Ермаковым. Первые ориентировались на творчество Rolling Stones, вторые на Beatles .

Первые гонения

Вся «Бит - сцена» существовала отдельно от общественной жизни, и это был даже не оппозиционный «андеграунд», советский рок не входил в повестку дня, а милиция предпочитала игнорировать странные вечеринки.

В 1968 году прошли студенческие протесты в разных странах мира. Идеалы протестующей молодежи выражала рок-музыка, переживавшая свой расцвет.

В СССР концерты начали разгонять, а участников задерживать «За участие в незаконном вокально-инструментальном ансамбле, за потерю комсомольской бдительности и принципиальности».

Поп-федерацию закрыли - Юрия Айзеншписа и Сергея Артемьева арестовали.

Николай Васин, предпринявший попытку создать первую рок - ассоциацию, узнав об арестах, побежал закапывать пластинку битлов.

До этого он отправил телеграмму Джону Леннону, с поздравлениями в День Рождения и пластинка дошла. Джон в ответ отправил пластинку «Live peace in Toronto» с автографом.

«Шизгара» и «Хоп-хей-хоп» закончились, не успев разгореться.

Рок-идеология

Между тем на Западе настоящий музыкальный шквал- Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Deep Purple, Elton John. В 1969 году в Америке проходит музыкальный фестиваль Woodstock, ставший символом свободы и эпохи хиппи. В 1970 году в Англии выходит мюзикл «Иисус Христос - супер звезда» . В 1973 году Pink Floyd выпускает альбом «Dark side of the Moon». Рок-музыка на Западе становится идеологией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русский рок

Русский рок -- это рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ

История . Зарождение

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 60-х на волне битломании, однако до середины 70-х русская рок- и поп-рок-музыка представляла собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, чем и занимались многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, была группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну погоди» -- в виде группы «Дворняги», исполняющей «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г.) (по другой версии -- которой придерживается Александр Кушнир, составитель энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока» -- отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начинается с альбомов Юрия Морозова (1973 г.)). Однако в определённых кругах одним из первых рок-музыкантов в СССР считают Александра Градского, в 1964 году основавшего группу «Славяне» .

Хотя многие советские ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Цветы», «Земляне»), они чаще всего не называли себя рок-группами, так как рок-н-ролл считался буржуазным западным стилем. Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, что ограничивало творческую свободу. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки и сильно ограничивало возможности для концертов. Записи этих групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на квартирниках -- стихийных домашних концертах. Самыми значимыми «магнитофонными» группами советского андеграунда 70-х -- начала 80-х были московская «Машина Времени» и ленинградский «Аквариум». Среди других ранних групп -- «Високосное лето», «Автограф», «Воскресение», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург». Единого стиля у этих групп не было, они исполняли вперемешку и западный рок, и чисто акустические, «бардовские» песни. В этот период в СССР трудно провести границу между роком, ВИА и авторской песней.

Расцвет, 80-е

К концу 70-х -- началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей -- держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» -- «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

Русский рок пережил трудный период в 1983--85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» -- 1985-89, «Подольск» -- 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Региональные сцены

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока -- Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург).

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства -- литературе, театру и кинематографу.

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др.

Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

Мурманск Рок-группа Птица Вольная руководитель Андрей Горшков. Выпущено два компакт-диска <"Там, где ты", «Птица Вольная»

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, добившейся всесоюзной популярности в 80-х, стала «Наутилус Помпилиус», тексты которой были более социальны и ориентированы на массового слушателя.

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова -- «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989--1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» -- возможно, первая частная радиостанция в СССР.

Воронеж, в котором с конца 80-х открывается Воронежский рок-клуб. Одной из ярких местных рок-групп являлась «Сектор Газа», вокалистом и автором песен в которой был Юрий Клинских (Юрий Хой).

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей -- американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988--89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 80-х -- начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей писходелический постпанк, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появился панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины

90-е и современность

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона»), дум -- и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру русского рока. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор Газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, рэпкора, эмо, металкора -- такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны -- с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

Русский рок за пределами России

рок русский зарождение развитие

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, одна из таких рок-групп -- «Адаптация», которая, несмотря на нахождение в Казахстане (Актюбинск), имеет полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию -- именно то, что называют русским роком. Есть группы, созданные русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически не известные

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рок - музыкальное направление и особое субкультурное явление. Рок-музыка 60-х, 70-х годов, "британское вторжение". Появление тяжелого рока, хард-рока, направления хэви-метал. Зарождение альтернативной музыкальной культуры. Развитие рока с 1980 по 2000 гг.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Истоки рок-музыки, центры ее возникновения, музыкальная и идеологическая составляющие. Рок-музыка 60-х годов, появление жёсткой музыки и расцвет гаражного рока. Альтернативная музыкальная культура. Рок-музыка 2000-х годов и аутсайдеры всех времен.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. "Лингвистическая" теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Появление западной музыки в СССР, основоположники жанра и главные деятели в І пол. XX ст. Формирование молодежных движений, реакция власти в сер. XX ст. Рок-музыка в СССР: первые исполнители и коллективы, цензура стиля, подъем рок-музыки после цензуры.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Детские годы выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первые испытания и победы. Первая любовь и борьба с болезнью. Завоевание признания на Западе. Творческий расцвет великого композитора, авторские концерты. Последние годы жизни.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Первые в СССР бит-группы: "Славяне", "Странники", "Мифы", "Скоморохи", "Авангард", "Лесные братья" и "Песняры". Изучение творчества белорусских музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл. Место рок-н-ролла в белорусской музыкальной индустрии сегодня.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Ритмическая поэзия (легкий удар палкой). Зарождение Хип-Хопа: история брейк-данса, история граффити, возникновение рэп-музыки. Русский Рэп: группа Bad Balance, Лигалайз, Судьба Михея, Всё ровно!

    реферат , добавлен 12.04.2003

    История американской рок-группы Nirvana. Ранние годы, первые выпуски пластинок. Работа с продюсером Стивом Альбини. Гастроли по Европе. Судьба вокалиста и гитариста группы Курта Кобейна, его последние годы и смерть. Студийные и концертные альбомы.

    презентация , добавлен 25.06.2013

    Развитие и совершенствование синтезаторной музыки: истоки, современность. История музыкальных инструментов: электрогитара, синтезатор. Эволюция звукозаписи: от фонографа до многоканальных жестких дисков. Возможности и недостатки электронной музыки.

    презентация , добавлен 07.04.2011

    Русское музыкальное общество. Камерная, симфоническая музыка. Концерты "Бесплатной музыкальной школы", основанной музыкантом М.А. Балакиревым. Развитие национальной русской музыки. Композиторы "Могучей кучки". Музыкальные произведения А.П. Бородина.

Русский рок - это сплетение нитей души и ветра свободы, музыка, которая заставляет верить и гореть в одном порыве с мечтой. Его история насчитывает больше полувека, этот стиль можно сравнить по значимости и влиянию на общественную культуру с классической музыкой.

История русского рока

Датой его зарождения в нашей стране официально считаются 60-е годы. Тогда появились Сокол, Славяне, Интеграл. Изначально это было лишь подражанием западным рок группам, перепевка их песен.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220079-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220079-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

И лишь в 1970-е годы началось самостоятельное авторство, возникновение подпольных рок-групп. Тогда появились Воскресенье, Аквариум и Машина Времени. Именно это послужило толчком к формированию масштабного рок движения в 80-е годы.

Власти пытались пресечь появление рок групп, но «повальное» увлечение молодёжи роком было уже не остановить. Рок группы возникали хаотично и в больших масштабах, и хотя администрация пресекала все попытки организовать концерты в ДК или каких-либо мероприятиях, музыканты не отчаивались. Эти запреты положили начало «квартирникам, вход на такие квартирные концерты был строго ограничен, все приглашённые тщательно проверялись, чтобы избежать утечки информации. Также тяжело развивался в СССР и - одно из ответвлений русской рок сцены.

Попытки Советской власти взять под контроль стихийные организации рок концертов, не дали результатов. И тогда было принято важное в истории русского рока решение - создать рок-клубы, чтобы хоть как-то контролировать музыкантов. Властями организовывались рок – фестивали, репертуар тщательно отбирался, подвергаясь жёсткой цензуре и ограничениям. Нелегальные выступления, вне фестивалей запрещались, за это коллектив могли запретить.

Но, как известно, запретный плод сладок. Ограничения со стороны властей только подогревали интерес к этому движению, и в музыке всё больше звучало протестных мотивов. Русский рок в эти десятилетия пользовался небывалой популярностью. Возникли такие группы как «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и многие другие.

К 90-м годам русский рок уже имел собственную специфику и чёткий вектор непохожего ни на кого направления. В эти года приобрели популярность такие группы как «Сплин», «Агата Кристи».

История русского рока интересна, но стоит сказать и об основных музыкальных инструментах, применяемых в нем. Ведь рок музыку, такой как она, есть делали не только люди, но и музыкальные инструменты. Это и хватающие за душу звуки акустических и электрогитар, бас-гитар, всевозможные усилители и синтезаторы, барабанные установки.

Их история не менее интересна, и им стоит посвятить отдельную статью. Но пока, хочется добавить, что в советское время было тяжело достать качественные инструменты ведущих производителей - Fender, Gibson, и каждый имеющийся инструмент очень ценился. Зато сейчас в 21 веке вы легко можете приобрести гитары или ударные тарелки, купив их в любом музыкальном магазине. А затем собрать группу и почувствовать себя настоящим рокером.

Итак, рок жив и будет жить!