Школьная энциклопедия. Нравственность в современной литературе по произведению В. Распутина Последний срок

Сочинение

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Экзамен: Русская литература

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести "Живи и помни" нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между "хорошими" и "плохими" героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в , тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций. Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. лихо начинает управлять безвольным человеком. Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский и строит недвусмысленную параллель: баня - место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. "Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах". Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. "Скажешь кому - убью. Мне терять нечего",- говорит он жене. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить - значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении. Но автор заставляет героя мучительно думать: "Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,- чем?" Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,- перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: "Живи и помни" - будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв "Живи и помни" обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные по

Если домашнее задание на тему: » Нравственно-философская проблематика творчества В Распутина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В конце 56г. М. А.Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой Л. Н. Толстой. "Война и мир" Лучшие минуты жизни князя Андрея (продолжение) Князь Андрей попадает в плен, выздоравливает и возвращается Каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Подробности Категория: Произведения о Великой Отечественной войне Опубликовано 01.02.2019 14:36 Просмотров: 86

Впервые повесть В. Распутина «Живи и помни» была опубликована в 1974 г. в журнале «Наш современник», а в 1977 г. была удостоена Государственной премии СССР.

Повесть переведена на ряд иностранных языков: болгарский, немецкий, венгерский, польский, финский, чешский, испанский, норвежский, английский, китайский и др.

В глухой сибирской деревне Атамановке, на берегу Ангары, живёт семья Гуськовых: отец, мать, их сын Андрей и его жена Настёна. Уже четыре года Андрей и Настёна вместе, но детей у них нет. Началась война. Андрей с другими парнями из деревни уходит на фронт. Летом 1944 г. он получает тяжёлое ранение, и его направляют в госпиталь в Новосибирск. Андрей надеется, что его комиссуют или хотя бы дадут отпуск на несколько дней, но его снова отправляют на фронт. Он потрясён и разочарован. В таком подавленном состоянии он принимает решение хотя бы на один день заехать домой, повидаться с родными. Прямо из госпиталя он едет в Иркутск, но вскоре понимает, что не успевает вернуться в часть, т.е. фактически является дезертиром. Он пробирается тайком в родные места, но в военкомате уже осведомлены о его отсутствии и ищут его в Атамановке.

В Атамановке

И вот Андрей в родном селе. Он тайно подходит к родному дому и крадёт в бане топор и лыжи. Настёна догадывается, кто может быть вором, и принимает решение убедиться в этом: ночью встречает Андрея в бане. Он просит её никому не рассказывать о том, что она его видела: понимая, что жизнь его зашла в тупик, выхода из него он не видит. Настёна навещает мужа, который нашёл прибежище в отдалённой зимовке посреди тайги, и приносит ему продукты и необходимые вещи. Вскоре Настёна понимает, что беременна. Андрей рад, но они оба понимают, что придётся выдать ребёнка за незаконнорождённого.


Весной отец Гуськова обнаруживает пропажу ружья. Настёна пытается убедить его, что обменяла ружьё на трофейные немецкие часы (которые ей в действительности дал Андрей), чтобы продать их и сдать деньги по государственному займу. С таянием снега Андрей перебирается на более дальнее зимовье.

Конец войны

Настёна продолжает посещать Андрея, тот лучше хочет покончить с собой, чем показываться людям. Свекровь замечает, что Настёна беременна, и выгоняет её из дому. Настёна уходит жить к подруге Надьке – вдове с тремя детьми. Свёкор догадывается, что отцом ребёнка может быть Андрей и просит Настёну признаться. Настёна не нарушает данное мужу слово, но ей тяжело скрывать ото всех правду, она устала от постоянного внутреннего напряжения, к тому же в деревне начинают подозревать, что Андрей может скрываться где-то поблизости. За Настёной начинают следить. Она хочет предупредить Андрея. Настёна плывёт к нему, но видит, что за ней плывут односельчане, и бросается в Ангару.

Кто главный герой повести: дезертир Андрей или Настёна?

Давайте послушаем, что говорит сам автор.
«Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором не унимаясь талдычат почему-то все, а о женщине... Писателю не нужно, чтобы хвалили, а нужно, чтобы понимали».
Вот с этих авторских позиций мы и будем рассматривать повесть. Хотя, конечно, образ Андрея довольно интересен в том плане, что писатель совершает глубокий анализ состояния человеческой души в кризисный момент её существования. В повести судьбы героев переплетены с судьбой народа в тяжелейший момент его истории.
Итак, это повесть о русской женщине, «великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни» (А. Овчаренко).

Образ Настёны

«В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича... Кто-то, хозяйничавший здесь, прихватил заодно с полки добрую половину листового табаку-самосаду и позарился в предбаннике на старые охотничьи лыжи».
Топор-то спрятан был под половицей, – значит, взять его мог только тот, кто об этом знал, только свой. Именно об этом сразу же догадалась Настёна. Но эта догадка была для неё слишком страшной. В душе Настёны поселяется что-то тяжёлое и страшное.
И вот среди ночи «дверь вдруг открылась, и что-то, задевая ее, шебурша, полезло в баню». Это муж Настены, Андрей Гуськов.
Первые слова, обращённые к жене, были такими:
- Молчи Настена. Это я. Молчи.
Больше ничего не мог сказать он Настёне. И она молчала.
Далее писатель «показывает, как, нарушив долг, человек тем самым ставит себя, пытаясь спасти жизнь, вне жизни... Даже самые близкие люди, его жена, отличающаяся редкой человечностью, не может спасти его, ибо он обречен своим предательством» (Е. Осетров).

Редкая человечность Настёны

В чём трагедия Настёны? В том, что она попала в ситуацию, которую разрешить не могла даже сила её любви, потому что любовь и предательство – две вещи несовместные.
Но и здесь вопрос: любила ли она своего мужа?
Что говорит автор о её жизни до встречи с Андреем Гуськовым?
Настёна стала полной сиротой в 16 лет. Вместе с маленькой сестрой она нищенствовала, а потом работала на тёткину семью ради куска хлеба. И вот именно в этот момент Андрей предложил ей выйти за него замуж. «Настена кинулась в замужество, как в воду, - без лишних раздумий: все равно придется выходить...» И хотя в доме мужа ей пришлось работать не меньше, всё-таки это уже был и её дом.
К мужу она испытывала чувство благодарности за то, что взял в жены, ввел в дом и поначалу даже не давал в обиду.
Но потом возникло чувство вины: у них не было детей. К тому же Андрей начал поднимать на неё руку.
Но всё равно она любила мужа по-своему, и главное – понимала семейную жизнь как верность друг другу. Поэтому, когда Гуськов избрал для себя этот путь, она без колебаний приняла его, как и свой путь, свою крестную муку.
И вот здесь ярко проявляется разница между двумя этими людьми: он думал только о себе, охваченный жаждой выжить во что бы то ни стало, а она думала в большей степени о нём и о том, как лучше ему помочь. Ей абсолютно не свойствен был тот эгоизм, которым наполнен был Андрей.
Уже в первую встречу он говорит Настёне слова, которые, мягко говоря, не соответствуют их прежним отношениям: «Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Откуда хошь достану. У меня теперь рука на это твердая, не сорвется». Настёна нужна ему лишь как добытчик: принести ружьё, спички, соль.
При этом Настёна находит в себе силы на понимание человека, попавшего в чрезвычайно трудную ситуацию, пусть даже и созданную им самим. Нет, ни Настёна, ни читатели не оправдывают Гуськова, речь всего лишь о понимании человеческой трагедии, трагедии предательства.
Сначала Андрей и не помышлял о дезертирстве, но мысль о собственном спасении всё больше переходила в страх за свою жизнь. Он не хотел вновь возвращаться на фронт, надеясь, что войне скоро конец: «Как же обратно, снова под нули, под смерть, когда рядом, в своей уже старине, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно».
В. Распутин в одной из бесед, посвященных этой повести, сказал: «Человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». Гуськов на эту дорожку ступил ещё до самого факта дезертирства, т.е. внутренне он уже допускал возможность побега, направившись в обратную от фронта сторону. Больше он думает о том, что ему грозит за это, чем о недопустимости этого шага вообще. Гуськов решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. И это противопоставление обрекло его не просто на одиночество среди людей, но и на ответное отторжение. Гуськов предпочел жить в страхе, хотя прекрасно понимал, что жизнь его в тупике. И ещё он понимал: только Настёна его поймёт и никогда не предаст. Она примет на себя его вину.
Её благородство, открытость миру и добру – признак высокой нравственной культуры человека. Хотя она очень чувствует душевный разлад, потому что она права перед собою – но не права перед людьми; не предаёт Андрея – но предает тех, кого и он предал; честна перед мужем – но грешна в глазах свекра, свекрови и всей деревни. Она сохранила в себе нравственный идеал и не отвергает падших, она способна протянуть им руку. Она просто не может себе позволить быть невиновной, когда ее муж страдает от содеянного им. Эта добровольно принимаемая ею на себя вина – проявление и доказательство высшей нравственной чистоты героини. Казалось бы, она до последних дней жизни должна возненавидеть Андрея, из-за которого вынуждена лгать, изворачиваться, воровать, скрывать свои чувства... Но она не только не проклинает его, но и подставляет усталое свое плечо.
Однако эта душевная тяжесть изматывает её.

Кадр из кинофильма «Живи и помни»
... Не умея плавать, она рискует собой и будущим ребенком, но еще раз перебирается через реку, чтобы убедить Гуськова сдаться. Но это уже бесполезно: она остается одна с двойной виною. «Усталость перешла в желанное, мстительное отчаяние. Ничего ей больше не хотелось, ни на что не надеялось, в душе засела пустая, противная тяжесть».
Увидев за собою погоню, она снова ощущает прилив стыда: «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза...». Настёна гибнет, бросившись в Ангару. «И не осталось на том месте даже выбоинки, о которую бы спотыкалось течение».

А что же Андрей?

Мы видим постепенное падение Гуськова, падение до звериного уровня, до биологического существования: убийство косули, теленка, «разговоры» с волком и т. д. Настёна всего этого не знает. Возможно, зная это, она и приняла бы решение уехать из деревни навсегда, но она жалеет мужа. А он думает только о себе. Настёна пытается повернуть его мысли в другую сторону, к ней, и говорит ему: «Как же со мной-то быть? Я же середь людей живу – или ты забыл? Что я им, интересно, скажу? Что я скажу твоей матери, твоему отцу?» И в ответ слышит то, что и должен был сказать Гуськов: «Плевать нам на всё». Он не думает о том, что отец обязательно спросит у Настены, где ружье, а мать заметит беременность – надо будет как-то объяснять.
Но его это не волнует, хотя и его нервы на пределе: он злится на весь мир – на зимовье, что поставлено на долгую жизнь; на воробьёв, что громко чирикают; даже на Настену, что не помнит причиненного ей зла.
Нравственные категории постепенно становятся для Гуськова условностями, которым надо следовать, живя среди людей. Но он же остался наедине с собой, поэтому для него остаются только биологические потребности.

Достоин ли Гуськов понимания и жалости?

На это вопрос также отвечает автор, Валентин Распутин: «Для писателя нет и не может быть человека конченого... Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».
Этот Гуськов уже не вызывает положительных чувств. Но ведь он был и другим. И таким он стал не сразу, сначала его мучила совесть: «Господи, что я наделал?! Что я наделал, Настена?!. Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь? И я уйду. Так нельзя. Хватит. Хватит самому мучиться и тебя мучить. Не могу».
Образ Гуськова наталкивает на вывод: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» (В. Астафьев).
Гуськов за свой поступок заплатил высшей платой: никогда и ни в ком он уже не продолжится; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. И уже неважно, как он будет жить дальше: дни его сочтены.
Умереть должен Гуськов, а гибнет Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.
Валентин Распутин говорит, что он рассчитывал оставить Настену в живых и не думал о таком финале, который есть сейчас в повести. «Я надеялся, что как раз у меня покончит с собой Андрей Гуськов, муж Настены. Но чем дальше продолжалось действие, чем больше жила у меня Настена, чем больше страдала от того положения, в какое попала, тем больше я чувствовал, что она выходит из того плана, который я для нее составил заранее, что она не подчиняется уже автору, что она начинает жить самостоятельной жизнью».
Действительно, её жизнь уже вышла за границы повести.

В 2008 г. был снят фильм по повести В. Распутина «Живи и помни». Режиссёр А. Прошкин . В роли Настёны – Дарья Мороз . В роли Андрея – Михаил Евланов .
Съёмки происходили в Краснобаковском районе Нижегородской области, среди старообрядческих деревень, на базе которых и был создан образ деревни Атамановки из книги Валентина Распутина. В массовках участвовали жители окрестных деревень, они же приносили в качестве реквизита сохранившиеся вещи военной поры.

МОСКОВСКИ/; ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ р р |^ПЕСКй Л УНИВЕРСИТЕТ

1 О И ЮН Ш&циализированный совет Д 113.11.02 На правах рукописи

Кузина Анна Николаевна

В.Астафьев, В.Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности

Специальность 10.01.02 - литературы народов

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1994 г.

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века МПУ

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Еуравлева A.A.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

Минакова A.M.,

кандидат филологических наук, доцент Власенко Н.С.

Ведущая организация - Московский педагогический государст-

венный университет.

Защита состоится 23 июня 1994 года в 15 часов на заседании специализированного совета Д 113.II.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, ¡Москва, ул.а.Энгельса, д.21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ по адресу: 107846, Москва, ул.Радио, д.Ю-а.

Ученый секретарь специализированного совета

Телегин С.М.

Обращение современной русской литературы к нравственным проблемам, духовным исканиям человечества XX века вызвано стремлением подвести итоги накануне конца века, преодолеть ясно осознаваемый конфликт между гуманистическим и технократическим сознанием. Эпоха НТП ввела в жизнь человека огромное количество технических изобретений, открыла путь в космос, личность же человека оказалась отодвинутой на второй план. XX век стал веком катастроф, главная из которых происходила в душе человека -духовный, нравственный кризис.

Русские писатели традиционно находили истоки-нравственности в жизни русского крестьянства.

В 70-80-е годы развал русской деревни стал очевиден. Крестьянство было поставлено над пропастью исчезновения. Тема современной русской деревни вошла в литературу в 60- годы в очерках В.Овечкина, З.Дороша, Г.Троепольского. В начале 70-х годов появилась плеяда "деревенщиков": «.Абрамов, В.Личутин, В.Шукшин, З.Белов, В.Астафьев, В.Распутин, Ч.Айтматов, С.Залыгин. Писатели стремились запечатлеть уходящую деревню, ее кизнечные принципы и нравственные основы, видя в этом своеобразный урок времени: народ без истории, без традиций - население.

Очень скоро стало ясно: "деревенщики" - слишком узкоэ определение. ¡к проза была пронизана нравствонно-филосо.Хскпм;: п:;;-"л-ниями. "Деревенская" проза поставила проблему русского человека в XX веке; проблему бездуховности созремек: ого человека, решаемую ими в общечеловеческом плане. Писатели поднял;: личность человека как величайшую ценность.

Нравственный мир личности, рассматриваемый ¿".к, включает себя понятия об Истине, ДоЗре, Красоте. Человек, облада^ди,. н^-вственными качествами, ры&эвздае? над вопросами о бытии природы и космоса. Проблема созидания, творчества как процесс самопознания, "творения" жизни и добра возникает непременно, <зел;: речь идет о нравственной личности. Все эти категории рассматривается писателями, решающи: в своем творчестве нраьстзеано-"даосо"Т-ские проблем.

Представляет больной интерес исследование индивиду алы-гых творческих манер конкретных художников, работающих в этом направлении с целью витления типологических особенностей, приеу-

щих и литературному процессу в целом, и творческим индивидуальностям.

Наиболее интересные представители нравственно-философской прозы - В.Астафьев и В.Распутин.

Предмет реферируемого исследования - этико-философские проблемы. современности в прозе В.Астафьева и В.Распутина.

Научная новизна исследования заключена в новых подходах к осмыслению нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым пришел диссертант, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами З.Астафьева и В.Распутина, широкого охвата критической литературы, а такие изучения фундаментальных теоретических трудов, касающихся затронутых в диссертации проблем.

В основе метода исследования лежит комплексный подход к творчеству данных писателей, сочетающий сопоставительный и типологический анализ. Методологической основой анализа послужили труды М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева. Характеризуя современный литературный процесс, диссертант учитывал работы Л.Гинзбург, Г.Белой, М.Липовецкого, В.Кохина, В.Перцов-ского.

В реферируемой диссертации ставится цель - исследовать своеобразие трактовки нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распугина в историко-литературном контексте 70-80-х годов, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

1) изучить своеобразие нравственно- философской проблематики в творчестве В.Астафьева и В.Распутина;

2) определить традицию, в рамках которой осмысляются писателями нравственно-философские проблемы современности;

3) выявить специфику средств художественной выразительности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по русской литера-

ре XX века, в спецсеминарах по проблемам современной прозы и утих формах работы в вузе.

Апробирование работы; диссертация обсуждалась на аспирантс-м семинаре, заседаниях кафедры русской литературы XX века в У, на научно-практических конференциях МПУ, БГПИ, Российском зшерситете Дружбы народов.

Структура диссертации определена целью и задачами исследо-;ния. Она включает в себя введение, 2 главы, заключение и биб-юграфию. ■

Основная часть диссертации изложена на^" страницах машино-юного текста. Библиография включает 234 названия.

Во введении обосновывается тема диссертации, ее новизна, >актическая ценность, определяются цель и задачи, содержится ¡зор критической литературы, характеризуются нравственно-фило->фские проблемы современной прозы.

Первая глава - "Нравственный мир человека в прозе В.Астафье-I" - исследует комплекс проблем, позволяющих раскрыть нравствен-ге особенности личности.

В главе содержится анализ раннего творчества писателя, мане-I его письма, выделяются основные темы прозы Астафьева, отме-штся пришвинская традиция в исследовании им проблемы человек природа.

Проблема войны и любви раскрывается при анализе повести [астух и пастушка".

Тема войны в повести - это тема Стихии", Хаоса, бесчеловечно-I, ломающего пасторальную гармонию Низни.

Для писателя война - всегда противоестественное состояние, [а изображается как реальное и символическое событие, сконцен-щровавшее ужас и противоестественность войны. Мир - это не шько состояние боз войны, но и гармония человеческих отношений. I попрание мира, за превращение человека в звереподобное суще-"во человечество ждет кара. Символ этого наказания - горящий

немецкий солдат. Ужас войны испепеляет душу Костяева. И.только любовь женщины возрождает душу Бориса к жизни. Образ Люси становится символом возрождения, жизни, символом Любви. Любовь -естественный принцип взаимоотношения людей. Она побуждает человека к Добру. Но война -это ад, это ненависть. Жить в мире ненависти человеку с любящей душой невозможно. Смерть Бориса -результат разрушения его души.

Каир произведения - пастораль, где любовь - центр мироздания, смысл и принцип существования человека и мироздания.

В главе исследуется проблема человек и природа ("Царь-рыба"). Повествование"в рассказах "Царь-рыба" пронизано идеей гармонической слитности человека, природы и вселенной. Проблема человека и природы осмысляется художником как "человек и мироздание", Условность повествования переводит произведение в общечеловече-кий план.

Сюжетообразующий принцип: движение мысли автора от личных наблюдений к философским обобщениям перекликается с произведениями Пришвина "Русские ночи", "Кащеева цепь".

В природе писатель выделяет самостоятельно существующие Лес (тайга), Реку, Белые горы. Тайга - это "мама", перед которой все мы - "ребятишки". Белые горы - символ идеала, духовных устремлений, Река - символ Вечности.

Природа приобщает человека к таинству жизни, к ее смыслу, к жизни Космоса (глава "Капля"). По отношению к природе герои Астафьева делятся на "хозяев" (Аким, Парамон Парамонович, Бригадир, Коля), "браконьеров" (Дамка, Комавдор, Игнатьич, Грохотало) , "туристов" (Гога Герцев).

В главах "Дамка", Рыбак Грохотало", "У золотой карги", "Царь-рыба" писателем рас1фывается сущность браконьерства как философии жизни, основанной на стремлении "урвать" от природы как можно больше, философии бездуховности.

Астафьев проблему человека решает в духе идей русской религиозной философии: человеческое в человеке заключено в его душе. Лишенный духовности - аморален, способен на все. Подчеркивая звериную натуру одного из браконьеров, писатель лишает его человеческого лица.

Истребление природы, породившей человека - результат безду-

Символическая картина поединка человека и царь-рыбы пред-тавляет взгляд автора: человек и природа связаны воедино. Ги-ель царь-рыбы влечет за собой гибель и ловца ее. Царь-рыба сим-олизирует жизненную мощь природы, бесконечное существование ее, одновременно, темные силы в душе человека.

В главе сравнивается изображение поселка Чуш с таким же не-риглядным, лишенным гармонии поселком Сосновка из повести.Распутина "Пожар".

Главам о браконьерах, противопоставлена глава "Уха на Бога-зде". В ней представлена, жизнь артели рыбаков, принципом ее су-[ествования был принцип обцинности: трудились, жили сообща, со-"бща растили детей, заботились друг о друге. Общинная жизнь учи-:а добру. По Астафьеву, община воплощает гармонию человеческих сношений, идиллическое мироустройство.

Писатель подчеркивает, что отказ от общинных принципов при-юдит к разрушению- человеческих отношений: с,распадом артели [ришел в ветхое состояние поселок, распалась семья Акима, погиб-са его мать.

Если идеал человеческих взаимоотношений для писателя - общи-га, то идеал отношений человека и природы изображен писателем в ¡цене ловли сига. Рассказчик пытается поймать крупную рыбу, но >на оказывалась, "хитрее и сильнее". Но вот рыбаку повезло: вы-ювил он "темноспинного красавца". В восторге рассказчик закри-гал хвастливо, что "...я хороший парень, а сиг - хороший людя! ...попался,...подарил мне такую радость!"1 Равная борьба и ра-цость от победы. Но и только радость: насладившись победой,рас-:казчик отпускает рыбу.

Такой же честный поединок человека и медведя рисует Астафьев з главе "Поминки".

Модель человеческого общества, модель мира создает писатель з главах "Бойе", "Сон о белых горах".

Тема детства, семьи включена писателем в проблему человек и цзирода. Семейная тема осмысливается им как часть национальной

[. В.Астафьев. Царь-рыба. М., 1980, с.269.

духовной традиции, ее основа. Рассказ о собаке-кормильце большой семьи составляет параллель с рассказом о Кольке, заменившим в четырнадцать лет отца (глава "Бойе").

В главе "Бойе" семейные эпизоды служат событийной завязкой сюжета - желанием повидать родственников мотивированы поездки автора-повествователя на родину. Семья его непроста, и в характере взаимоотношений с ней повествователя обнаруживается его нравственная позиция. Вынужденный еще подростком уйти из семьи, герой сохранил в себе родственные чувства, любовь к отцу, братьям и сестрам. Нерасторжимость связи героя с родом становится символом бесконечности жизни.

Столь же сложно складываются и отношения человека с природой Природа у Астафьева мудра, справедлива, но в ней заключена и грозная сипа, таящая опасность для человека. Астафьев подчеркивает суровость природы, она имеет сюжетное значение. Герои находятся по отношению к природе не в состоянии созерцания, как это свойственно героям В.Распутина, а активно взаимодействуют с ней. Все они испытываются суровостью природы, и решение конфликта в любой ситуации обусловлено уровнем нравственности героя.

Человек не может существовать вне природы, так же, как и природа нуждается в человеке.

Центр гармонично устроенного мироздания - человек, способный противостоять силам разрушения, зла. Человек - это та сила, что несет устойчивость во вселенной, и человек - хозяин упорядочивает свои отношения с природой.

Хозяином и хранителем природы Астафьев считает крестьянина, он - "якорь жизни", "тайга...без человека совсем сирота".2

Вместе с тем северная природа требует от человека-хозяина огромного мужества. Чем суровее природа, тем более духовно-цельный, стойкий характер формируется у человека.

2. В.Астафьев. "Царь-рыба". М.,1980, с.171.

3 основе модели мира В.Астафьева - гармония в природе и внутреннем мире человека.

Один из любимых героев писателя, "Аким,стремится остаться один на один с тайгой. Именно в тайге, "среди белых гор", кажется ему, обретет он душевное успокоение, "житейскую пристань".

Белые горы - символ чистоты, духовных исканий героя - сулят с-му исполнение сашх заветных желаний.

В главе "Сон о Лаж горах" Астафьев сталкивает две философские системы - общинную Акима и нигилистическую Гоги Гердева.

Гога живет для себя, он хочет быть свободным от всего и всех - от государства, семья, людей. О высшем смысле жизни он не задумывается. Но быть свободным можно лишь познав Истину. Человек свободен тогда, когда ок постиг необходимость.

Гегель мерой свободы считал познанную предвиденную необходимость. Познать Истину (необходимость) Герцеву мешает гордыня.Его самоуверенность, пренебрежение законами тайги оказались смертельными.

Нигилизм Гердева привел к отрыву от "истинной" жизни, превратил его жизнь в игру.

Аким воплощает качества народного характера, сформировавшегося под влиянием общинного образа жизни, суровой природы. Он знает законы жизни в тайге, подчиняется им. В нем всегда жила готовность помочь человеку.

Общинная философия Акима возродила к жизни Элю, едва не погибшую в тайге, куда легкомысленно привел ее Герцев. Под влиянием Акима постигает она истинные ценности, приходит к пишз.ашш собственной сущности. Герои живут по естественным природным законам, и это помогает игл выжить в зимней тайге.

Они познают свое единство с миром природы, сшел своего существования - продолжать жизнь, работать, созидать, стремиться к идеалу, символом которого стали для них Белые горы.

Через сознание своей необходимости другому человеку, через любовь Аким приходит к необходимости самосовершенствования. рн оказался способен на высокое самоотверженное чувство.

Вечные вопросы волнуют героя: что значит смерть и бессмертие для человека. Проблегду смерти автор решает вместе с проблемой бессмертия. Вместе с верой в бессмертие потеряли себя лвди. Пы-

таясь отсрочить смерть, идут они на преступление. Низнь суетная, бессмысленная уподобляется художником "людской тайге", где легко затеряться и погибнуть. -

Сущность бытия, считает художник, заключена в слитности человека и вселенной, в вечном творении жизни, предназначение человека - творить добро, продолжать жизнь на земле. Ненщина воплощает собой "жажду жизни", мужчина - ее заступник и опора, и оба они тянут груз жизни.

Свои философские раздумья художник проверяет "Книгой Еккле^-зиаста", пафос которого - в поиске основ существования человека.

"Астафьев утверждает бессмертие человеческой души, драматизм земного бытия. 1

Художественное моделирование системы мироздания, литературные реминисценции с "Книгой Екклезиаста", с произведениями Приш--вша, Хэмингуэя, со сказкой "Конек-горбунок" Ершова, использование образов-символов: капля, тишина,"цветок, горы, река придают книге философское звучание. Соединение нескольких пластов повествования - публицистического, сшетно-событийного, притчевого способствует "укрупнению изображения".

В произведениях 80-х годов - повести "Печальный детектив", рассказе "Людочка" все большее внимание уделяется проблеме добра и зла. Писатель исследует причины, порождающие зло, формы борьбы с ним.

Среди причин, способствующих злу, герой "Печального детектива" милиционер Леонид Сошнин называет "согласие на страдание", жалость к преступника!,1, покорность, равнодушие. Два пути борьбы со злом видит Сошнин: путь силы и путь самосовершенствования, единения и помощи людям - путь добра.

Путь силы символизирует одноколейная железная дорога, заканчивающаяся тупиком.

Путь добра ведет героя к поискам Высших истин, к нравственному самосовершенствованию. На пути к высшей правде - созиданию - Семья, где и происходит соединение людей, где они помогают совершенствоваться друг другу, и Земля, которая сохраняет людям способность жить дальше, помнить о добре, о тех, кто жил до них.

Символ воединения Леонида с людьми - сон, в котором Сошнин преодолевает реку, уносящую его дочь. В мифологии мотив вступле-

ния в реку, переправа через нее означает обретение ново:: жизни.

В рассказе "Лвдочка" писатель всеобъемлющей силе зла противопоставляет силу еще большую - злую стихию, способную сокрушить все вокруг. Зто возможно в том случае, если в мире царят законы зла, законы добра - попраны.

Но сила, противостоящая злу, не может быть добром, добро -это созидающая, творческая сила. Как же страшно то общестзо, в котором нет места силам добра. Судьба человека в таком обществе трагична.

Героиня рассказа, девушка Людочка, чувствует себя никому, даже матери, ненужной. Она не видит смысла своей жизни. Даже веры в Бога - последней своей надежды - оказалась она недостойна. Затравленная людьми, одиночеством, бессмысленностью своего существования, она уходит из жизни.

Гармонию жизни, человеческих отношений запечатлела повесть "Последний поклон".

Гармонически устроенный мир - это деревня детства автора -Овсянка. Характер Вити Потылицына формируется нравственными законами села: взаимовыручкой, честностью, трудолюбием, красотой.

Мачьчик Витя - сирота, но он не чувствует своего сиротства -у него есть семья, где его любят, где желают только добра. Ребенок чувствует свою защищенность. Чувство заботы друг о друге, почитание родственников - главное з крестьянской семье.

Среди тех впечатлений детства, которые остались в душе ж явились определяющими з формировании характера, в духовной жизни, один из самых ярких - день рождения бабушки. Это был день, когда все родственники отдавали дань уважения главе рода (глава "Бабушкин праздник"). И, конечно, завели песню. Песня - величавая, сильная - объединяет эту большую семью, обнаруживая в душах людей тот общий лад (трудолюбивый, песенный), что достался им от бабушки и который перейдет в душу Вити.

Лучшие народные качества воплотил образ бабушки Катерины Петровны: радостное принятие жизни, верность традициям, жизнь по принципу справедливости, почитания родных, семьи. Зизнь ее одухотворена близостью к природе, к вечному празднику обновления жизни, верой в Высшую справедливость - в Бога.

"Трудолюбивая, песенная" - эти слова становятся характерно-

тикой жизни деревни. Художник рисует земледельчески-трудовую идиллию, во многом идеальный, гармоничны:! мир, где существование человека трудом соединено с природным круговоротом, где сходятся за разными занятиями поколения (бабушка, дедушка, внук), возвышенный смысл обретают обыденные трудовые процессы (рубка капусты в главе "Осенние грусти и радости"), еда (о нравственном уроке бабушки внуку напоминает повествователю чудесный пряник в главе "Конь с розовой гривой").

Человеческие связи - общественные, семейные - разрушились вместе с уничтожением крестьянского уклада жизни. И писатель точно указывает причину - коллективизация.

Мир современной Овсянки утратил гармонию. Символичен образ кладбища, появившегося на месте поляны (заключительные"главы "Последнего поклона"- "Вечерние раздумья", "Забубённая головушка") .

Характеризуя современную жизнь села, писатель использует мотив игры, театра, обозначая этим понятие..! неестественные, абсурдные явления.

Образ жизни современных жителей Овсянки порожден тюремной " моралью: жить одним днем. Их существование лишено смысла (судьба отца), наполнено страшными и дикими эпизодами.

Причины бездуховности писатель видит в отрыве от земледелия, разделяя взгляды почвенников: Ф.Достоевского, Н.Страхова, А.Григорьева.

Разрушение Веры, Дома, общины, земледелия губительно. Пророчески звучат слова бабушки: "Как жить-то без Бога будете?" "Спагубите ведь землю, изведете все живое..."3.

Конец крестьянской жизни изображается символически: по весенней реке вниз по течению несется льдина с остатками разобранного крестьянского дома, с хозяином. Впереди - затор, гибель. Такое же значение несет образ крестьянского дома, разобранного на плот, на котором были высланы из деревни "кулаки", в повести А.Платонова "Котлован".

Таким образом, тема гибели крестьянского мира, появившаяся

3. Астайьов В. "Вечерние раздумья". Заключительная глава повести "Последний поклон"//Нозыа мир, 1992, ."3 3. С.13.

у Платонова, подхваченная нравственно-философской прозой, нашла свое своеобразное завершение в творчестве Астафьева.

Мир крестьянской идиллии разрушен. Воцарился абсурд. Людьми руководит чувство страха.

Миру абсурда противостоит детство. Это детство вечно живет в душе художника. Сохранение души человека - путь к обретению гармонии. Сохранить душу способна Вера в Бога, Высший идеал, а также "музыка и цветы" - Красота и Творчество.

Продолжая традицию Ф.Достоевского, Астафьев считает, что прекрасное способно пробудить в людях стремление к идеалу, к духовному, возродить душу.

Вера в чудо дает человеку надежду.

Начиная с обращения к детству, с воскрешения своей памяти о целостном бытии, Астафьев пришел к осознанию глобальных вопросов жизни. Панорама русской жизни XX века ("Последний поклон") переросла б осознавание России, в понимании ее "первоначального замысла", сущности русского характера.

В главе второй - "Человек и его нравственные искания в прозе В.Распутина" - характеризуются поиски героями путей добра, смысла своей жизни, путей спасения современного мира от бездуховности, нравственного кризиса.

Распутин исследует проблемы смерти и бессмертия, Красоты, Счастья, Памяти, личности и прогресса, смысла человеческой жизни, человека и мироздания.

3 постижении Распутиным внутреннего мира человека ощутимы уроки Ф.Достоевского.

Писатель продолжает традиции Толстого, Тургенева, Тютчева, Платонова, Пришвина. ,

На всех уровнях художественной системы писателя отразилось воздействие философии космистов."Ему присущи черты символизма. В творчестве Распутина ощутима "ольклорная основа. Его отношение к народному творчеству определяется стремлением художника раскрыть нравственный потенциал народа.

В повести "Деньги для Марии" писатель размышляет над устойчивостью нравственных принцш^в человека деревни под напором изменившихся обстоятельств.

В повести проверяется идея ¡¡¿¡¿¿ходимости духовной солидар-

ности в человеческих взаимоотношениях. Система материально-общинных ценностей представлена в повести как точка отсчета, идеализированное, должное сосушествование людей.

Главный герой повести - не Мария, а ее муж Кузьма. Сн наделен чертами цельного народного характера и мировоззрения, глубоким умом, чутким сердцем, уверенностью в себе.

Это герой - "спаситель", типологически восходящий к героям-"странникам" Платонова, имеющим статус "спасителя".

Сюжет повести напоминает сюжет русской народной сказки: неожиданная беда, ряд испытаний героя. Сюжет "хождения за правдой" Распутин использовал по-новому, обосновывая идею духовной солидарности в человеческих взаимоотношениях.

Финал повести остается открытым: мы не знаем, даст.ли брат Кузьмы, давно порвавший с деревней, денег для спасения Марии, или же ее ждет "страдание". Но прозрение Кузьмы: "знает" предсказывает драматический ответ. Символика повести также создает трагическое предчувствие.

Разрушена взаимовыручка людей, это приводит к разрушению семьи. Распутин выстраивает цепочку образов-символов: Невеста (символ чистоты, детскости души) - Мать (душа семьи, гармонического устройства в мире) - Семья (гармония в государстве, в мире). Разрушение семьи - это разрушение гармонии в мире.

Людей все больше интересует материальное. Оно вытесняет чувство сострадания, бескорыстия, доброты, любви. И тогда человеческой душе уготован крестный путь. И пройти его суждено (первой) Марии.

Хранителями нравственных основ, традиций рода у Распутина выступают старухи, такие как Анна из "Последнего срока", Дарья из "Прощания с Матерой".

В повести "Последний срок" исследуется проблема смерти человека и смысла его жизни. Тема смерти разрабатывается писателем в соответствии с народными нравственными представлениями: ожидание смерти, подготовка к ней, загробная жизнь души.

Писатель рассматривает двоякое отношение к смерти - страх смерти, свойственной современному безрелигиозноцу сознанию и спокойное ожидание ее как следствие традиционного, религиозного мышления. Страх смерти - закономерный итог человечества, пребы-

вающего в атмосфере безрелигиознооти. "Смерть представлялась русскому крестьянину естественной, как и рождение, но торжественным и грозным (а для многих верующих и радостным) событием, избавляющим от телесных страданий..

Старуха Анна - нравственный идеал писателя. Она воплощает в себе опыт многих поколений. Героиню сопровождает мотив заранее известного ей срока смерти. Свой уход она представляет светлым, радостным. Это характеризует ее как святую.

Анна живет инстинктом рода. По Распутину, в этом смысл жизни человека.

Для создания образа души писатель использует мифопоэтический образ птицы. Христианское представление о смерти связано с образом души, с темой ее спасения. Смерть - это другая жизнь, жизнь души.

Смысл человеческой жизни открывается через осмысление смерти. Вопрос о смысле жизни писатель решает в традициях религиозных космистов: смысл жизни человека - продолжение Зизни на земле. Непрерывность жизни рода - в этом смысл человеческой жизни, это своеобразное бессмертие человечества: "...для того и приходит в мир человек, чтобы мир не скудел без людей..."5

Распутин увидел в своей героине духовно богатую личность. Существование Анны Распутин измеряет по высшей категории ценностей: красотой.

Восприятие мира как системы, организованной по законам красоты/было свойственно символистам.

В главе анализируется связь повести "Последний срок" и рассказа А.Платонова "Третий сын".

Проблемы счастья, родовой судьбы рассматриваются Распутиным в повести "Живи и помни".

Центральное событие повести "Живи и помни" - побег Андрея Гуськова с войны и его последствия изображаются писателем с точки зрения народной нравственности.

4. В.Белов. Собр.соч. в 3-х т. М.,1981-1983, т.З, с.132-133.

5. В.Распутин. Четыре повести. Л.,1982, с.526.

Теме родовой судьбы писатель придает большое значение. Уклонение от судьбы, поиск легкого пути ведет к потере себя. Изменив своей судьбе, Андрей вступил на путь зла.

В мифологическом аспекте сшета образ Андрея ориентирован на известный персонаж русского фольклора - волка-оборотня. Нафтена - жена оборотня, доведенная им до самоубийства.

Распутин показывает разные степени разрушения в Андрее человеческого. В нем растет жажда разрушения. Писатель проводит мысль о том, что в отрыве от мира людей собственно человеческие качества угасают. Его надежда искупить свою ьину - рождение ребенка. Смысл своей жизни он связывает с продолжением рода. Ребенок должен оправдать его грех - самовольное изменение судьбы.

Настена воплощает нравственный идеал жедлины." йй свойственны доброта, преданность, самоотверженность, потребность к самопожертвованию.

Продолжение рода для нее - не только смысл жизни, но и счастье. Она принимает свою судьбу," делит грех м^.ка. Распутин подчеркивает связь ее образа с образом Богородицы.

Но грех против судьбы - это гр^х и против матери-земли и Богородицы. Его не искупить. Настена разрывается между двух правд: правдой деревенской общины и своего личного счастья.

Символична картина гибели Настены: посреди реки, посреди двух берегов - двух правд.

Кончается повесть примирительной нотой: не отринула от себя Настену деревня, оставила в своем круге жалости и памяти.

В повести "Прощание с Матерой" писатель вновь обращается к " духовным основам русского крестьянства. Он создает в повести модель мира, основанную на началах гармонии.

В распутинском художественном мире вселенная делится на мир "ранешний" - праведный, и "чужой" - греховный. "

"Прежняя" жизнь представлена автором в картине сенокоса: радостный труд людей, чувствующих свою силу, слитность с природой, Это наполняет человека умиротворением. Он живет в соответствии с естественным природным циклом. И природа тоже демонстрирует свое "милостивое" отношение к людям. Единение людей и природы ощущается в каком-то ритме, который существовал всегда, но открылся только сейчас.

Проблему человек и природа Распутин осмысляет в русле идей философов-космистов. Он близок Н.Федорову, считавшему, что человек - не просто порождение природы: "зритель безмерного пространства" "должен сделаться их обитателем и правителем"

Природа, по Распутину, спрашивает с человека и ей "следует отвечать". С природой писатель связывает проблему познания.

Приближаясь к ритму жизни природы, человек познает смысл бытия - творчество.

Образ Дарьи воплощает представления писателя о "прежних" людях. Ей ведом высший смысл жизни человека, она крепко связана с родом, чувствует свою ответственность за будущее.

Ей противопоставлен внук Андрей. Он принадлежит "нынешней" жизни. Связь с родом он потерял, легко расстается он и с родиной - Матерой. Его жизнь подчинена механическому ритму современной цивилизации, в которой утрачена вера в Бога, утрачена духовность. Бога заменила машина, человек стал поклоняться материальным ценностям. Низнь ради самоудовлетворения - есть извращение человеческой сущности.

В.Распутин современное кризисное состояние духовности человечества связыват с утратой Веры. Человек предал забвению душу, наслаждение сытой, красивой, полной удовольствий жизнью стало единственной целью.

Технический прогресс невозможен без прогресса нравственного. Без души человек - зверь. Только вера способна заклясть зверя в человеке.

Концепция прогресса в повести осмысляется в русле идей философов-космистов: человек и окружающий его мир (природа) - части одного целого и когда человек, не изменяя себя, не встав на путь собственного одухотворения, самосовершенствования, преобразовывает природу, это приводит к кризису - и экологическому и нравственному.

Затопление Матеры ассоциируется с Апокалипсисом. Это кара, постигшая людей за безверие, за утрату человеческой сущности.

Образ Матеры вырастает в символ расставания с естественной

6. Н.Федоров. Сочинения. М., 1982, с.501.

природной жизнью, и с самой землей.

Истоки духовности, по Распутину: Вера, связь с родом, с матерью-землей, с тем кусочком пространства мира, которое обживал и частью которого стал.

Рассказы Распутина 1982 года продолжают исследование нравственно-психологических проблем: осознание человеком своего места в природе, преодоление внутреннего разлада, постижение высших истин.

Ключевые понятия в концепции человека у Распутина: осознание своей человеческой сущности, своей природы, познание мира (Высших истин).

Высшая цель человека - воплощение в себе Высшего разума, что приведет к сознательному управлению природой ("активная эволюция" Н.Федорова).

Высший предел познания - это беседа (Бахтин), диалог с Богом. По Распутину, контакт осуществим на иррациональной основе, когда человеку удается как бы "отключить" свое "я". Такое состояние, когда огключаепся дневное сознание, и человек погружается в "бездействие глубокое", Тютчев назвал "всезрящий сон". Именно в таком состоянии находится мальчик Саня (рассказ "Век живи, век люби"), когда открываются ему Высшие истины, и он приобщается к жизни Космоса. В основе рассказа - миф об инициации.

По Распутину, человек тогда становится человеком, когда осознает свою жизнь по отношению к двум исходным точкам: рождению и смерти. С этим сильнейшим экзистенциальным открытием и связывает писатель рождение личности, человека.

Для мальчика день, проведенный в тайге, открывает иной мир, не похожий на повседневный, где все ярко и свежо, где открывает, ся "красота" и "полнота" мира. Он чувствует себя так, как будто впервые увидел все, что его окружает. Другой отсчет начнется для Сани. Он приобщился к жизни Космоса, Природы, почувствовал свое родство с ней, силу своего чувства, способного "вместить" (познать) всю полноту мира. Он близок к разгадке тайны.

Проза Распутина прикасается к Высшим истинам, поведать о которых монет не разум, а чувство, эмоция. Так проза совершает выход в поэзию.

Рассказ "Что передать вороне?" исследует конфликт между волевым решением и требованием души.

Писатель погружается в сокрытые уровни душевной и духовной реальности. Он вводит читателя в мир своей внутренней жизни. Читатель становится свидетелем экзистенциально-философского самоанализа писателя, узнает о мучающем его чувстве несовпадения с самим собой, об ощущении своей "случайности", внутренней "беспризорности" и "подменности". Человек не может составить адекватное представление о себе самом, как и о мире, хотя и стремится к этому. Процесс самосознания личности весьма затруднен, для этого нужно "выйти из себя".

В главе анализируется состояние героя, пытающегося проникнуть в тайну жизни природных стихий, приобщиться к Вечности, которую Распутин изображает незримой дорогой, по. которой несутся голоса.

Освещая процессы интуитивного, подсознательного постижения бытия, Распутин продолжает традиции литературы рубежа веков: Вл. Соловьева, Л.Андреева, И.Бунина, А.Ремизова.

Образ Наташи связан с соловьевским мифом о "Душе мира" и вечной женственности. Он становится символом божественной мудрости: приобщаясь к жизни неба, человек приобщается к тайне Бытия. Это и символ чистоты, восхождения к духовным истинам.

Рассказы Распутина содержат черты реализма и символизма.

Проблема бездуховности в современном (лире, проблема "потерян-?-ных людей" - в центре повести "Пожар".

Люди, лишенные инстинкта земледельца, перестают быть созидателями, становятсячиждивенцами, "архаровцами". Чужой, "неправедный" мир - поселок Сосновка противопоставлен миру праведному -Матере. В чужом мире все "перевернулось с ног на голову". Главные ценности - материальные. В "неправедном мире" стерлись границы между добром и злом.

Иван Петрович борется с извращенными законами жизни. Он осуждает "архаровцев", но ему не хватает творческого начала, чтобы

найти пути для их спасения. Он не предвидит возможность спасения этих людей. Нет у него надежды, и душа его возроптала.

Две основные силы движут жизнью: память, активное воздействие прошлого в его высших ценностях, и творчество, поиски новых путей.

Ивану Петровичу не хватило творческого начала. Истинно нравственное творчество не довольствуется моральным судом, а ищет пути спасения для "грешников".

Иван Петрович чувствует "разорение" в себе и путь выбран один - уехать из поселка к сыну. На пороге этого решения и застает его пожар. На символическом уровне прочтения повести возникают реминисценции из "Апокалипсиса", из картины гибели "Вавилонской блудницы". Но огонь, пожар - это еще и очищающая стихия. Распутинские философские размышления находятся в русле идей русских космистов, воспринявших в "благой вести" Христа ее главную идею - идею преображения жизни, богочеловеческого дела спасения.

Космисты разрушают.представление об обреченности всех усилий человека в истории. Н.Федоровым утверждается идея богочеловеческого дела спасения, совместного действия сил человеческих и Божией благодати "в восстановлении мира в то благолепие нетления, каким он был до падения". Исход истории (катастрофический, судный или благодатный) зависит, по мысли Федорова, от человека: станет, ли он следовать воле Божией или последует путем зла.

Не призыв к одинокой отчаянной борьбе, а заповедь совокупного, творческого труда, труда преображения мира и себя самого - такой выход предлагает писатель дл;; своего -героя.

И пожар - это не катастрофа, не наказание за грехи, а предупреждение и очищение одновременно. Символ конца этого мира - мира неправды, и начала нового мира - мира правды и красоты.

После пожара чувствует Иван Петрович облегчение и пустоту, очистилась его душа.

Это герой-странник. Странничество - очень характерное русское явление. Странник ищет правды, ищет Царство Божьего. Есть не только физическое, но и духовное странничество. Странничество есть невозможность успокоиться ни на чем конечном, устремленность к бесконечному, и вечному.

Обязан и он, этот "з--^лу згвшийся человек, отчаявшийся найти свой дом", вновь обрести его как прирожденное ему поприще естест-

1енной, возделывающей и украшающей эту землю деятельности.

В "Пожаре" прослеживаются черты прозы поаднетолстовского ти-а: исходная установка на суд и самосуд, морализм, рационалисти-ность сюжета, характеров, символических образов и мотивов.

3 заключении делаются выводы по результата.! исследования.

Нравственно-философские проблемы осмысляются 3.Астафьевым и.Распутины!.! в русле идей русской религиозной философии.

Создавая художественную картину мира, писатели видят его особой человека, способного противостоять силам зла.

Смысл и назначение жизни художники находят в продолжении ро-а человеческого, в творчестве.

К началу 80-х годов усиливается философское начало в творчес-ве писателей. В их поэтике преобладают образы-символы, мифологи-еские мотивы.

Значение прозы Астафьева и Распутина - в их обращении к вечны общечеловеческим ценностям, в провозглашении ценности лично-ти, в возвращении самобытности России.

Кузина А.Н. Своеобразие прозы З.Распутина 80-х годов./ДСТ1У, 1.1., 1993, 12 е., библ. 9 назв. Рукопись деп. в 1ШИ0Н РАН.4 48087.

Кузина А.Н. Нравственный мир человека в прозе 80-х годов (Айтматов, Астафьев, Распутин).//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, БГШ, 1991, с.74-75. . Кузина А.Н. Эволюция человека в творчестве "I.Айтматова.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск,БГШ, 1992, с.38-39.

Кузина А.Н. Концепция личности в прозе В.Астафьева.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, аИШ, 1993, с.59-60.

Работа по литературе
Нравственность в современной литературе по произведению В. Распутина "Последний срок".
Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра.

В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.Главное действующее лицо повести - старуха Анна, которая жила у своего сына Михаила. Ей было восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей. Они все разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей "Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать". А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с "манной каши", которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так её берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили "последний срок" что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека. Для них на первом месте стоит "Я", а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.

Повесть "Последний срок", над которой В. Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник", в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане. Пьесу "Последний срок" поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Слава, принесённая писателю первой повестью, была прочно закреплена.

Композиция любого произведения В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть образ автора - нашего современника, гражданина и философа.