Анализ поэтического произведения. Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…

Стихотворение Афанасия Фета "Шепот, робкое дыханье..." создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.

В произведении просматривается связь лирического героя с женщиной, которая в судьбе поэта имела огромное значение. Не называя ее имени, не выделяя детали внешнего облика, автор передает красоту, нежность любимого образа. Встреча возлюбленных сопровождается присутствием соловья, его трелями, которые настраивают на романтический лад. Первая строфа наполнена смущением участников сюжета, осторожностью действий. Поэт подчеркивает "робкое движение", будто испытывая боязнь спугнуть счастливое мгновение, которые дарит им ночь. О ночном времени суток, его безмолвии говорит "колыханье сонного ручья".

Во второй строфе возникают движения с помощью игры теней при ночном свете. Свидание сопровождается бурными страстями, несдержанными эмоциями.

Если в начале лирического героя сопровождали "шепот" и "колыханье", то далее автор переходит к созданию образа женщины, которая чувствует приближение расставания. Именно поэтому читателю предоставляется возможность узнать о тех переменах, которые с ней происходят: "ряд изменений милого лица".

Цветовая, звуковая динамика изменяется, нарастая в третьей строфе. Насыщенный "пурпур розы", "в дымных тучах" подчеркивают сгущение красок, переживания героя, которые сопровождаются лобзаниями и слезами. Об отсутствии стабильности, мимолетности наслаждения говорят чередования светлых и темных тонов, содержащихся в тенях, которые в предрассветной тишине беспокойно мечутся, усиливая тайну темного времени суток.

Наблюдение за природой, ее состоянием неотделимо от развития отношений на протяжении всего произведения. С наступлением зари эмоциональный фон достигает пика.

Несмотря на такую особенность, как отсутствие глаголов, оно остается завершенным, не страдает от недостатка действий, образов, чувств, идеи, сохраняя четкий ритм. Олицетворение "сонный ручей", метафоры "тени без конца", "колыханье ручья", эпитеты "робкое дыханье", "дымные тучки" складывают картину, в которой имеет место своеобразное наслаждение ароматами природы, чувствами влюбленных, живописными местами.

Стихотворение понятно читателю. Оно позволяет воображению играть некоторыми элементами самостоятельно.

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его творчество наполнено светом и гармонией. Он не стремился описывать политическую ситуацию, острые социальные проблемы, а концентрировался на «вечных» темах любви, природы. Его считают достойным последователем Пушкина, который старался сохранить гармоническое восприятие мира, чистые созерцания природы и переживание прекрасных чувств.

Рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», которое относится к любовной лирике, а также описывает природу. Стихотворение имеет всего лишь 12 строк! Но даже несмотря на такой небольшой объем, автор смог передать все чувства, которые испытывают влюбленные.Все те эмоции, которые они переживают. Если разбирать стихотворение более подробно, то можно заметить, что в тексте отсутствуют глаголы. Однако, это не делает произведение неинтересным, скучным, оно остается подвижным, веселым благодаря определенным словам: колыханье, изменения, лобзания. Автор сохраняет всю чувственность, глубину, но при этом стихотворение наполнено положительными эмоциями.

В произведении передается то радостное состояние, в котором находится влюбленный человек. Вдохновение, счастье, которое переполняет его. Отсутствие глаголов помогает добиться некой гармонии, мелодичности, слова будто бы «льются» очень легко, их звучание прекрасно. Данное стихотворение можно условно разделить на несколько частей. В первой, которая составляет первое четверостишье, описывается первая встреча влюбленный, их еще робкие чувства. Во второй части, (соответственно, которая занимает второе четверостишье) автор описывает прекрасную ночь. Частое повторение слова тени придает некой таинственности. Третья часть представляет собой описание утра, слезы и расставание. Каждая строка показывает искренние эмоции, радость, которую испытывают влюбленные.

Когда читаешь это стихотворение кажется, будто ты находишься в каком – нибудь прекрасном месте, тебя окружает природа, свежий ветерок проносится мимо тебя и на душе невероятно ясно и тепло. Фету удалось изобразить чувство любви, как что-то чудесное, волшебное. Не даром его считают одним из лучших поэтов 19 века.

Вариант №3

Афанасий Афанасьевич Фет является большим мастером в стихосложении, яркий пример поэта-романтика золотого века русской литературы. В его творениях тема живого мира зачастую связывается с любовной лирикой и стихотворение "Шепот, легкое дыханье..." не исключение.

Исключительной чертой творчества поэта является отсутствие конкретно выбранного образа, которому характерны харизма и исключительные черты. Строки его стихов позволяют вдохнуть сентиментальность первой влюбленности, когда человек окунается в чувства радости, удивления окружающему миру и познания самого себя. Центром фетовского мира является таинственная Она.

В стихотворении ведется повествование о встрече двух влюбленных. Читателю говорится о соловьиных трелях и робком дыхании двух любящих сердец, которые взволнованны желанной встречей. Окружающий мир словно наблюдает за их свиданием, словно пытаясь не спугнуть их трепетные чувства и сохранить торжественность момента.

Поэт использует лирические повторы. Они помогают создать ясную и прозрачную картину происходящего. Но сам герой не замечает метаморфоз окружающего мира, ведь весь его взгляд сосредоточен только на Ней. Он лицезреет изменяющиеся тени на лице возлюбленной и это представляется настоящим волшебством.

Героями ощущается тоска от необратимого расставания. Они находятся в смятении и тут им открывается природное великолепие. Вот наступает рассвет. Он и Она наблюдают на небе "отблеск янтаря" и "пурпур розы". Они понимают, что печальный миг разлуки неумолимо наступит.

Афанасий Афанасьевич, завершая стихотворение, как бы ускоряет его темп, чтобы сильнее и колоритнее выявить душевное состояние героев. Отражение этого находятся в последних двух строчках.

Важно отметить, среди строк невозможно отыскать глаголы. Такой стиль описания выбран для показательности тесного сплетения двух миров - мира природы и мира человеческой души.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Шепот, робкое дыханье

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова В будущем

    Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,

  • Анализ стихотворения Есенина Клен ты мой опавший

    Природа у Есенина живая, он с ней общается, как с человеком. Почему? У него нет настоящих друзей? А вот русскую природу поэт любил с детства. Она для него настоящий друг. Ничего не требующий, всегда молчаливо слушающий.

  • Анализ стихотворения Пушкина Кавказ

    Летом 1829 года Александр Пушкин отправляется на Кавказ. После этой поездки увидели мир многие произведения и циклы стихотворений. Одним из которых, стал "Кавказ". Пушкин полностью проникся теми невероятно красивыми местами и даже

Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения. При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет наиболее ярко раскрыл себя как поэт.

Основная тема стихотворения – любовь и единение с природой. Всего лишь в нескольких строках Фет мастерски передает любовную атмосферу. Подобно художнику, поэт несколькими яркими, но уверенными мазками, рисует чудесную картину чувственных отношений, неразрывно связанных со звуковыми и зрительными ощущениями природных явлений.

В плане композиции в стихотворении чередуются описания человеческого и природного, что создает впечатление органической связи. Становится невозможно отделить «шепот» от «трелей», «отблеск янтаря» от «лобзаний».

Размер стихотворения сочетает четырех- и трехстопный хорей, перекрестная рифма.

Изюминка произведения заключается в том, что в нем нет ни одного глагола. Преобладают существительные, что делает стихотворение крайне необычным. Отсутствие движения не делает его статичным. Динамика достигается умелым сочетанием выразительных средств. Эпитеты неярки, но употреблены уместно, каждый «на своем месте» («робкое», «сонный», «ночной»). Метафоры удивительны по красоте: «серебро ручья» и «пурпур розы».

Плавность и лиричность стихотворения подчеркивается перетеканием слов во второй строфе: «ночной-ночные-тени-тени». Эмоциональность усиливается в концовке благодаря многократному повторению союза «и». Восклицание и одновременно многоточие в конце создают ощущение торжественности и незавершенности. Читатель понимает, что счастье не имеет границ.

В целом стихотворение является одним из образцов любовной лирики при минимальном размере.

Вариант 2

Афанасия Фета по праву принято считать одним из романтиков земли Русской, так как он описывал чувства, удалось повторить только единицам. И хотя сам автор не причислял себя к данному направлению в литературе, но все его произведения написаны в духе типичной романтики. Пейзажная лирика является основой в творчестве Фета, при этом она часто переплетается с любовной лирикой. При этом автор считает, что человек является настоящим сыном родной природы, и его любовь к окружающему миру намного сильнее, чем к женщине.

Данное стихотворение было написано в 1850 году, оно стало ярким примером того, что автор способен точно переплести отношение к женщине с почитанием природы, которую он считает своей матерью. Стихотворение начинается со строк, которые описывают раннее утро. Это тот промежуток времени, когда ночь сменяется на светлое время суток, и длится совершенно недолго. Считанные минуты перехода становятся для него возможностью насладиться мгновением.

Смена времени суток, является также возможностью насладиться переменами лица, которое кажется лирическому герою милым и возвышенным. И пока солнце полностью не взошло, то мужчина старается насладиться любовными утехами, который на лица оставляются слезы от восхищения, а сами слезы отражают краски зари, которые озаряют все лицо и делают его еще прекраснее и желаннее.

В самом стихотворении нет глаголов, все действия автор как бы оставляет за кадром, позволяя читателю самому понять происходящее. Ритм стиха является размеренным и неторопливым, показывая, что молодые люди наслаждаются моментом, который они могут провести в компании друг друга.

Несмотря на это, после выхода произведения, автора обвинили в том, что в стихотворении отсутствует конкретика. Фразы повествования коротки, а читателю приходится самому додумывать происходящее. Позднее оно было признано классикой русской литературы. Манера повествования автора становится его индивидуальной особенностью, каждый читатель может сам дорисовать существующую картину, буквально побывать на месте событий, самому стать участником происходящего. После появятся авторы, которые будут подражать его манере написания, стараться перенять существующий стиль, но никогда не достигнут его уровня.

Фет Шепот-робкое дыхание анализ стихотворения

В поэзии А.А. Фета тема природы практически всегда взаимосвязана с темой любви, и это стихотворение не исключение. Особенностью любовной лирики поэта является отсутствие конкретного образа лирической героини, которой присущи характерные черты. Его лирика передает ощущение первой влюбленности, состояние радости и счастья, удивления миру и открытие его для себя заново, когда человек ощущает гармонию и единство с внешним миром. А центром вселенной для лирического героя становится Она.

В стихотворении изображено свидание влюбленных: ожидание, встречу. Мы слышим трели соловья, шёпот и робкое дыхание возлюбленных, взволнованных встречей. Мир вокруг них будто застывает, сопереживая их встрече и, словно боясь, спугнуть очарование момента.

Во второй строфе мы видим, что настает ночь, которая меняет окружающий мир:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…

Используемые поэтом лирические повторы помогают создать точную, яркую, объемную картину происходящего. Однако для лирического героя важно не изменение внешнего мира, он замечает только Ее. Он видит, как ночные тени меняют освещение лица возлюбленной и это кажется ему волшебным.
Но наступает рассвет, влюблённые видят на небе «отблеск янтаря», «пурпур розы», и осознают, что для них скоро наступит миг расставания.

Герои ощущают грусть от предстоящего расставания, смятение чувств и видят красоту окружающего их мира. Здесь автор использует многосоюзие, это помогает увеличить темп стихотворения, чтобы ярче и точнее показать душевное состояние героев. А.А. Фет мастерски передал это следующими строчками:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Читая это стихотворение не сразу понимаешь, что оно написано без единого глагола. Такая манера написания выбрана не случайно, она помогает поэту изобразить переплетение 2 миров:природы и душевных переживаний героев. Кроме того, это способствует и созданию более ярких осязаемых образов. Для создания которых А.А. Фет использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры: "пурпур розы", «серебро сонного ручья», эпитеты «милое лицо».

Стихотворение написано хореем, этот двустопный размер отличается тем, что придает произведению ритмичность и выразительность. Этому способствует и перекрестная рифмовка строк стихотворения.

Анализ 4

Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» опубликовано в 1850 году. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – Марии Лазич.

Стихотворение необычно по своей структуре, синтаксису, звуковому оформлению. В нем только одни назывные предложения. Если не считать двух предлогов и четырех союзов, то словарь данного стихотворения состоит из 30 слов: 23 существительных и 7 прилагательных. Двенадцать кратких строк, а как много сказано о природе, встрече двух людей, симпатизирующих друг другу. Ни одного глагола, а природа изображена в постоянном изменении в зависимости от времени суток, изменяются и отношения героев.

«Робкое дыханье» говорит, что присутствующие еще стесняются друг друга, взволнованы встречей. Последующие строки – зарисовки природы дают представление, где и когда встретились говорящие шепотом. Их свидание происходит вдали от людей, уединенно, вечером. Это подтверждают трели соловья. Но его пение может раздаваться и днем, однако выражение «колыханье сонного ручья» уточняет: не уснувшего, а сонного. Значит, вечером.

Во второй строфе полнее узнаем о говорящих шепотом. Вступает в свои права ночь. Отблеск лунного света («свет ночной») падает на предметы. «Тени без конца» подсказывают, что в воздухе царит небольшой ветерок, который колышет ветки деревьев, они-то и порождают тени. Встреча наедине, разговор о сокровенном сказываются на выражении их лиц. И лицо женщины кажется волшебно-милым.

В стихотворении «намеки» Фета вполне предметны: шепот, робкое дыханье, лобзания, слезы. Финальная строка связана со всей жизнерадостной устремленностью стихотворения. Слово «заря» в переносном смысле означает – зарождение чего-нибудь радостного, значительного. И в жизни героев стихотворения пришло нечто важное.

Новизна стихотворения в том, что в нем минимум слов и максимум поэтической информации. Слово порой несет большую смысловую нагрузку. Например, слово «серебро» подразумевает цвет воды ручья. Лучи солнца, отраженные в воде, придают ей серебристый оттенок. Динамизм достигнут быстрой сменой картин природы. Летний вечер сменяется ночью, затем рассвет с его ослепительно яркими красками. Также изменяются взаимоотношения героев: от робости до объятий.

Стихотворение написано четырехстопным и двустопным хореем. Использована перекрестная рифмовка, мужские и женские рифмы. Автор использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры и эпитеты: «серебро сонного ручья», «тени без конца», «отблеск янтаря», «милое лицо», «дымные тучки», «волшебные изменения».

Данное стихотворение А. Фета вдохновляет, пробуждает желание творить, жить и любить.

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыхание по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зима Есенина

    Подобно тому, как начинающий художник пробует себя сначала в простых сюжетах и темах, так начинающему художнику слова, то есть поэту, как правило, подобает начинать с наиболее универсальной и понятной тематики.

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

Стихотворение А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…» (1850 г.) посвящено М.Лазич. На момент публикации стихотворение вызвало много разногласий и критики. Однако это стихотворение является примером ярким любви к природе, переплетающейся с любовью к женщине.

Главная идея стихотворения – показать красоту природы, слияние человека с ней.

Для этого поэт вводит в стихотворение образ возлюбленной лирического героя, рисует пейзаж раннего утра. Трели соловья, шорохи и звуки, колыхание ручья – предвестники приближающегося утра.

Во второй строфе возникает множество теней, которые придают стихотворению оттенок загадочности и таинственности. Вместе с изменениями природы по приходе утра меняется и лицо возлюбленной героя.

В третьей строфе мы видим яркую раннюю зарю, разливающую по дымчатому небу. В конце этой строфы происходит кульминация стихотворения – самое сильное проявление любви вместе с высшей точкой утреннего рассвета.

Все стихотворение состоит из одного сложносочиненного предложения, разделенного на три строфы. Однако они связаны друг с другом системой образов, которые динамично меняются один за другим. Хотя в стихотворении не употреблено ни одного глагола, перед нами быстро возникают разные картины природы: шепот, трель, колыханье, тени, лобзания, заря. На протяжении всего стихотворения поэт использует прием градации – с каждым моментом все ярче разливается по небу «пурпур розы», усиливаются чувства, страсть лирических героев.

В стихотворении присутствуют лишь образы, что лишь слегка приоткрывает завесу тайны утренней зари. Поэт не дает до конца понять, что же происходит на самом деле, он только намекает нам на происходящее.

С помощью ритмики автор передает движение природы, чувств. Чередование четырехстопного хорея с трехстопным придают стихотворению динамичность. Женская рифма делает произведение певучим, плавным. Шипящие звуки передают шум и шорохи раннего утра.

Фет рисует противоречивые образы: робкое дыханье – трели соловья, ночные тени – отблеск янтаря, лобзания – слезы. Прием антитезы используется для того, чтобы ярко показать утренний пейзаж и нарастающие чувства.

«Шепот. Робкое дыхание…» - стихотворение, передающее настроение и чувства с помощью образов. С помощью слов поэт рисует в нашем воображении необыкновенную красоту просыпающейся природы. Этим стихотворением Фет передает читателю восторг, радость и счастье от того, что увидел лирический герой и почувствовал.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Фета называют мастером стихотворного слога. Предпочтение он отдает темам любви и природы. Среди фетовской лирики особенно выделяются стихи, продиктованные памятью о его истинной первой и последней любви - Марии Лазич, с которой, по его собственным словам, связано его рождение как поэта.

Но в его любовной лирике отсутствует индивидуализированный образ любимой девушки. И это передает радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство cо всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она.

Образ ее сливается с трелями соловья, отражается в серебристой глади воды, в самом раннем рассвете. Например, мы это видим в стихотворении «Шепот, робкое дыханье» … В первый раз, прочитав стихотворение, я была удивлена тем, что в нем отсутствуют глаголы. Наверное, именно эта особенность придает произведению образность деталей, передающих субъективные ощущения и впечатления. Мы видим счастливые моменты свидания: томительное ожидание, за которым следует сладостный миг встречи. До нас доносится шепот, робкое дыхание, что говорит о том, что влюбленных переполняют чувства, что они взволнованны. С каждой минутой приближается момент расставания, но это не затмевает их счастья, потому что рады, что могут вообще вместе хоть немного.

Ночь уже полностью вошла в свои права, она придает окружающей природе томительность, загадочность и чем дальше, тем больше нас все интригует. Окружающий мир изменяется, но даже малейшее колебание в природе, проявляются волшебным образом в состоянии души героев.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В стихотворении гармонически слиты, взаимопроникая друг в друга, пробуждающаяся природа и встрепенувшаяся душа. Например, «серебро и колыханье сонного ручья» перекликаются с такими строками, как «ряд волшебных изменений милого лица». Реальная светотень соседствует с душевными движениями, дрожь сердца, течением мыслей.

Но ночь не вечна, а значит должен «прийти» рассвет. И тогда, когда небо начинает розоветь и сиять лучами утреннего солнца, все меняется: окружающий мир и действия героев. Нарастает и развивается темп происходящего: сначала были шепот и робкое дыхание, ночь, потом лобзания, слезы и заря, были тревожные ночные тени, потом свет торжествующего утра.

Для фетовских стихов характерны, по выражению исследователя Б. Эйхенбаума, «обильные лирические повторения», которые придают наибольшую точность, ясность всего происходящего.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор использует изобразительно-выразительные средства. Используются такие тропы, как эпитеты («волшебные изменения»), чтобы показать, как прекрасна природа в этот волнующий сердце момент - свидания; метафоры («серебро сонного ручья», «дымные тучки»), чтобы показать волшебность, необычность некоторых жизненных моментов.

В стихотворении используется как бессоюзие, так и многосоюзие. В начале мы видим, что действие принимает более динамичный, быстрый темп, но потом вдруг все замедляется, становится плавней.

И лобзанья, и слезы,
И заря, заря!

Многосоюзие передает душевное состояние героев, которые хотят отдалить расставание.

Стихотворение написано двусложным размером стиха, а точнее хореем, который обычно придает произведению ритмическую выразительность.

Шеʾпот, ро´бкое дыха´нье,
Треʾли соловья´…

Здесь за счет сильного удлинения стиха движение приобретает плавность, мелодичность, напевность. Рифма перекрестная, что дает стихотворению дополнительную мелодичность и выразительность.

Ж: Шепот, робкое дыха´нье,
М: Трели соловья´,
Ж: Серебро и колыха´нье
М: сонного ручья´.

Стихотворение мне очень понравилось, но некоторые современники Фета раскритиковали его от первой до последней строчки, считая, что от него веет развратом.

Они переделывали его под свой лад, и вот, что заметил на этот счет Щедрин: «Если это самое великолепное стихотворение представить вам в нескольких вариантах, то очень будет немудрено, что, наконец, и самая прелестность его сделается для вас несколько сомнительного». Лично я считаю, что каждый человек обо всем должен судить по своему, так как понимаю, что нельзя отталкиваться в своих мнениях от других, надо все всегда решать самому.

«Шепот, робкое дыханье» – знаменитое стихотворение поэта, которое вызвало массу откликов, и, можно сказать, стало визитной карточкой А.А. Фета. Говоря об истории создания этой миниатюры, следует вспомнить юношескую любовь унтер-офицера Афанасия, Марию Лазич. Несмотря на взаимные чувства, помолвка не могла состояться из-за финансовых трудностей молодых людей, поэтому Фет уехал продолжать службу, а Мария вскоре после разлуки трагически погибла. Позже Афанасий Афанасьевич разбогател, женился, но не забывал Лазич в своих стихах до глубокой старости. «Шепот, робкое дыханье…» он также посвятил ей.

Начиная анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» следует указать на главную особенность этого стихотворения – безглагольность, на что указывал еще Л.Н. Толстой. Несмотря на это мы наблюдаем динамику и градацию в изменении изображаемых картин: сначала перед нами томный вечер со стесненным «шепотом», «робким дыханием», после наступления ночи возлюбленная храбреет и лирический герой наблюдает «Ряд волшебных изменений // Милого лица», а уже перед зарей наступает время для «лобзаний» и «слез» из-за предстоящего расставания. Кроме того каждое «событие», произошедшее во время свидания, имеет свою параллель, отраженную в природе: шепоту и дыханию соответствуют «трели соловья» и «колыханье ручья»; изменениям мимики и выражениям «милого лица» девушки соответствуют сменяющиеся со светом «тени»; достигшая своего пика страсть освобождается словно заря, описанная с помощью искусной метафоры: пурпурная роза, пронзающая мрак.
В стихотворении четко прослеживается идея слияния с окружающим, а также указание на тонкую взаимосвязь между внутренними переживаниями влюбленных и природными явлениями.


Особенности «Шепот, робкое дыхание…» проявляются также в красоте и силе выразительности языка стихотворения. Мы наблюдаем здесь дивно подобранные эпитеты: «робкое» дыханье подсказывает, что свидания эти нечастые, тайные и волнительные для обоих, «сонный» ручей, «ночной» свет и тени тонко указывают на позднее время суток, а «волшебные» изменения лица отражают перемену настроения. Сравнения блеска воды с серебром, а зари с пурпуром розы и янтарем изящно рисуют в воображении нужные краски. Поэт пользуется также и мелодикой слов: ассонанс (повторяющиеся «о», «а») и аллитерация («р», «л») делают строки певучими, протяжными, плавными:

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья

Разная длина строк создает ритм прерывистой интимной беседы.

Несложно заметить, что стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» богато не только художественными средствами (параллелизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, звукопись (ассонанс, аллитерация)), но и содержит идею единства человека с природой, которую автор выражает не в одном своем стихотворении, воспитывая в людях внимание и чувствительность к окружающему нас миру.