План к сочинению душевное драма катерины в пьесе островского " гроза". 

Пьеса "Гроза" написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с "самодурной силой" окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой - главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую

Совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере

Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины - это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих

Побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно

Уже уклад жизни строится по принципу: "делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было", героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов - человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят

Поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается "терпеть, пока терпится".

Переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и

Откровенна, в ней нет ни капли фальши: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: "...грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!" Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть

Ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: "Мне умереть не

Страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с

Тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - говорит она Варваре. В этом и

Состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт

Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки", для народной героини - нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и

Терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви

Оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном

Чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого

Звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет

Покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,

И в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как

Страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: "В омутлучше с красотой... Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины

Несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления

Внешних обстоятельств и малодушия. Борис - заурядный обыватель города Калинова с

Мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив

В последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о "могилушке" под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в

Этом с ним можно согласиться.

Характер состоит в способности действовать по принципам.
А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.
“...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”. Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.
В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?
В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.
В доме Катерины всегда было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.
Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу”.
Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.
Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.
Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

Гроза" - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)- Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу центральной героини пьесы Катерины Кабановой.

С самых первых сцен героиня привлекает внимание зрителей. Чистосердечие звучит в рассказе о ее вольной жизни в родном доме, проведенной среди цветов, икон, молитв. Религия для Катерины - это любовь к красоте. Бог для нее везде, но ее простосердечная вера наполнена также искренними побуждениями жить по совести, по Божьим заветам: "Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - произносит Катя в беседе с Варварой.

В первых сценах в разговорах с Кабанихой Катерина кротко старается смириться со сварливыми замечаниями свекрови. А ведь Кабаниха олицетворяет весь уклад и законы окружающего мира. И сразу становится ясно, что героиня со своей мечтательной и романтической душой чужая в доме Кабановых.

Катерина - это вольная душа, Поэтическая натура. Автор запечатлел в ней красоту народной души. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь", - говорит она Варваре и признается, что теперь ее будто подменили и "лезет в голову мечта какая-то". Так намечается тема разлада героини с миром и с собой, связанного с неясными потребностями души, желанием любви.

Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Катя скромна, но вовсе не безропотна: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему сбылись ее пророческие предчувствия ("Я умру скоро")?

В пьесе развиваются одновременно как бы два конфликта. Один из них - вызванный социальными причинами - конфликт вольной души с "самодурной силой" играет, по мнению Добролюбова, главную роль в драме. Другой - внутренний, затрагивающий нравственные стороны, - развивается в душе героини. Он-то и определяет трагедийность пьесы Островского.

Прав Добролюбов: "В характере героини выразилось требование права и простора жизни, он сосредоточен, решителен и самоотвержен", а ее натура "наполнена инстинктивным чувством свободы". По мнению критика, Катерина встает на путь свободной любви, которая выше предрассудков. Но вскоре героиня убеждается, что ее чувство несовместимо с жизнью общества, потому что внешние обстоятельства давят на нее. Трагический финал Добролюбов трактует как высшую форму протеста, как торжество света над тьмой.

Нельзя мотивировать драму Катеринььлишь социальными причинами. Для драматурга очень важно разрешение нравственных проблем: душевная борьба Катерины - центральная тема "Грозы".

Итак, в первом действии, в разговоре с Варварой, героиня признается, что любит кого-то - это завязка сюжета. Уже тогда ее душа наполняется смятением и ужасом. Главная тема сопровождается образом грозы. Душа Катерины созвучна окружающему миру - природа исполнена красоты, но и угрозы, которая усиливает тревогу героини.

ДУШЕВНАЯ
ДРАМА КАТЕРИНЫ



Пьеса "Гроза"
написана Островским в 1859 г., незадолго до
реформы 1861 г. В этой драме автор ярко
вырисовывает социально-бытовой и семейный
уклад России того времени. На таком фоне
зреет и постепенно достигает трагического
накала центральный конфликт пьесы,
конфликт вольной души главной героини с "самодурной
силой" окружающей среды.


В образе
Катерины Кабановой - главной героини пьесы,
автор запечатлел всю красоту и широкую
натуру свободолюбивой русской души, ее
тонкую чувствительность, глубокую
совестливость религиозность. С первых сцен
пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и
сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере
Кабановского


дома, она с
тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь
в родительском доме. Катерина была окружена
материнской любовью да лаской, время
проводила среди любимых цветов и за
вышиванием. С детских лет она привыкла
почитать Бога и следовать в жизни его
великим заповедям. Религия для Катерины -
это и любовь к красоте божьего мира, и
глубокая внутренняя совесть, которая не
позволяет ей притворяться и обманывать. С
чистой и открытой душой, с сердцем, полным
любви, Катерина ищет понимания и ответной
любви в доме мужа. Она с кротостью терпит
сварливые замечания свекрови, не держит
обиды на слабого и покорного во всем своей
матери Тихона, она искренна в своих
побуждениях жить по совести и закону
нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
уже уклад жизни строится по принципу: "делай,
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было",
героиня со своей мечтательностью и хрупкой
романтической душой становится чужой и
одинокой.


Тихон
Кабанов - человек недалекий, без характера и
воли. Он не умеет и не способен понять
внутренние переживания жены, да ему и
некогда их заметить: Тихон всегда занят
поиском возможности выпить. Незнакомый с
душевными порывами, томясь под давлением
матери, не умея и не желая что-либо менять,
скользит младший Кабанов по жизни,
потихоньку спиваясь. Выслушать и понять
жену ему некогда: он ослеплен счастливой
возможностью вырваться из-под вездесущего
ока матери. Катерине же остается "терпеть,
пока терпится".


уплыть
ночью по Волге), Катерина не может побороть
свою богобоязненность: "Мне умереть не
страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я
явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что
страшно", - говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с
миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь,
определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.

С помощью
Варвары Катерина встает на путь свободной
любви, которая, по мнению Добролюбова, выше
людских предрассудков. Но такой выбор
дается ей не легко. Ведь то, что для человека
с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки",
для народной героини - нравственный закон,
основа патриархальной морали. Нарушить
этот закон, преступить свои жизненные
принципы

Катерине
удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со
стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан - она
признается Борису в своем запретном
чувстве.

Кроткая и
чистая душа Катерины не может смириться со
своим грехопадением, она находится в
мучительном разладе с совестью.
Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону.
Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть
признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает
героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова,
обращенные прямо к Катерине: "В омут
лучше с красотой... Куда прячешься, глупая?
От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает
Катерина и на коленях принародно
признается мужу в своем грехе.


Трагическая
развязка конфликта обуславливается тем,
что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых
и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис -
заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, не
достоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою
возлюбленную, уезжая из города, чтобы
сохранить за собой наследство бабушки.


Окруженная
злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и
презрением, терзаемая собственными
душевными муками, Катерина находит
единственный выход в смерти. Как о чем-то
неизъяснимо желанном, манящем и сулящем
избавление, мечтает она о "могилушке"
под деревцем. Очистив душу покаянием,
Катерина уже не боится смерти, а пламенно
желает ее.


В
трагическом финале пьесы Добролюбов видит
проявление высшей формы протеста, победу
героини над царством произвола и
деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.

Катерина – центральный персонаж пьесы Островского «Гроза». С момента написания произведение пользуется огромной популярностью. Спектакли, поставленные по мотивам пьесы, не сходят с подмостков крупнейших театров. Главная причина такой популярности в талантливом раскрытии автором характера Катерины.

Неизбежный конфликт с окружающими и душевная драма главной героини приводит к ее трагической гибели.

В образе Катерины Островский изобразил сильную независимую личность, которую сдерживают цепи традиционного общества. Патриархальный образ жизни, которого придерживаются все в городе, душит малейшие проявления живой души. Главная его сторонница – мать Тихона. Она воспитала своего сына в условиях беспрекословного подчинения. Тихон в душе понимает всю глупость матушкиных наставлений, но он не имеет воли ей противиться.

Катерина искренне любит и жалеет своего мужа. Она не может равнодушно смотреть на его унижение перед матерью. Но и исправить что-либо она не в силах. Душная атмосфера, царящая в городе, постепенно овладевает ею. Катерина неосознанно хочет вырваться из нее.

Душевная драма Катерины заключается в том, что в других условиях она бы никогда не пошла на измену мужу. Но в этом «сонном царстве» ей слишком тесно, она задыхается от такой жизни. В знаменитом монологе главной героини «Отчего люди не летают» наиболее ярко выражено это душевное стремление. Фантастическое желание стать птицей и улететь «далеко, далеко» - страстный порыв измученной души.

В реальности освобождение Катерины произошло в результате внезапной любви к Борису. Порядочность женщины не позволяла ей открыто говорить об этом. Сближение произошло при содействии Варвары. Роман с Борисом, с одной стороны, окрылил Катерину, позволил ей почувствовать настоящее наслаждению жизнью. С другой стороны, этот роман стал гибельным для главной героини.

Образ Катерины чрезвычайно трагичен. Ее нельзя считать падшей женщиной, предавшей мужа ради мимолетного увлечения. Измена произошла по вине выжившей из ума старухи и ее безвольного сына. Время, проведенное без мужа, промелькнуло как мгновение. Катерина предчувствует неминуемую расплату за свой страшный грех. Она могла бы легко скрыть все это, но, являясь глубоко верующей, даже не допускает мысли об обмане.

Душевное смятение Катерины обостряется с приездом Тихона. Она живет точно в бреду, пугая окружающих своим поведением и словами. Катерина ждет божественной кары за свое греховное поведение. Ощущение неминуемой смерти приводит ее к ужасному признанию перед мужем и его матерью. Признавшись в грехе, она как бы очищает свою душу перед гибелью. Самоубийство Катерины – закономерный итог произведения. Ее душевная драма не могла разрешиться иначе.

Катерина – прекрасный образец сильной духовной личности. Она не виновата ни в измене, ни в своей собственной гибели. Островский убедительно показал, какое разрушительное воздействие оказывают на душу человека устаревшие понятия и предрассудки. Душевная драма Катерины показательна для любой исторической эпохи.

Несколько интересных сочинений

  • Польза и вред интернета сочинение рассуждение эссе

    Интернет появился в нашей повседневной жизни относительно недавно, однако это не помешало ему прочно укорениться во множестве сфер деятельности и стать технологией, которую использует практически половина

  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

  • Анализ боя Мцыри с барсом

    Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

  • Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс

    Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками

  • Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски

В драме Островского «Гроза» происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе.

Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий на окружающих человек.

Чистота и поэтичность этой женщины приводит в заблуждение многих людей. В окружающем ее мире идет «война» за права, принципы и чувства людей, но Катерина совершенно не такая и желает изменить существующий мир кардинально, хоть у женщины есть и своя личная душевная драма.

Катерину можно охарактеризовать как женщину, которая стремится к свободе и побуждает окружающих к ней. Она нежная, наивная и непосредственная. Островский очень мудро изобразил настоящую русскую женщину в Катерине. Героиня тверда характером, очень искренняя и честная.

Писатель начал свой рассказ на прекраснейшем берегу Волги. Этим он пытался лучше показать читателям атмосферу жизни городка, создать ту обстановку, без которой невозможно было представить драму Катерины.

На первый взгляд, жизнь героини никак не связана с городом, но эта гнетущая сила общественного давления приводит женщину к обрыву.

Сначала Катерина не прислушивалась к мнению других жителей городка Калинова, но ей не удалось вынести тяжесть людского суда. Драма бедной женщины происходит на виду у всех, у всего города. Она отчаянно призналась в измене мужу и бросилась с обрыва в Волгу.

Поданный в драме автором характер Катерины раскрывает перед читателем чуткую натуру, которая способна меняться и бороться. Она выступает в самых разнообразных личных эмоциональных состояниях - то она испытывает тихую радость, то тоску, то героиня ожидает счастья, то предчувствует беду, мы видим и смятение чувств Катерины, и порыв страсти, глубокое отчаяние и бесстрашную решимость принять смерть.

К своим чувствам героиня прислушивается с самого начала. Она удивляется тому, что с ней происходит: ей чудится, что в ней есть что-то необыкновенное, словно она снова начинает жить. Это ощущение у Катерины появляется из-за любви к Борису.

Катерина сначала пытается гнать от себя мысли о нем, но ей тяжело это сделать: «…он так и стоит перед глазами». Она хочет «себя переломить», но не может. Только терпеть ей и остается: “Уж лучше я буду терпеть, пока терпится”.

Терпение ее испытывается уже в скором времени, когда героиня выслушивает Тихона, произносящего слова своей матери. Катерина оскорблена этим бесцеремонным вмешательством свекрови в жизнь ее и Тихона. В сцене прощания героини с мужем мы слышим боязнь остаться с искушением наедине, а также предчувствие непоправимого, что может произойти после его отъезда. В отчаянии Катерина делает искреннюю попытку обрести близость с Тихоном, но из этого ничего не выходит.

Произнося монолог с ключом, Катерина сначала пробует отвлечь себя, но у нее не получается, да она и не желает обманывать себя: “Перед кем я притворяюсь-то!” Она не хочет ни перед кем притворяться, особенно перед самой собой. Главная фраза монолога – о горькой неволе, которая, возможно, и подтолкнула героиню к роковому шагу. Монолог начинается с душевного смятения, а завершается окончательным решением увидеть Бориса во что бы то ни стало.

Стоя у калитки, героиня еще сомневается, идти ли ей на встречу, но потом принимает решение повиноваться велению своего сердца.

Катерина не страшится “людского суда”, ей кажется невыносимым ее положение. Природная душевная чистота не позволяет ей обманывать мужа. Поэтому она призналась Варваре. После своего признания Катерина остается верна любви к Борису.

Героиня сознает, что ее любовь преступна, но она готова всем пренебречь и свою жизнь связать с ним.

Финал драмы неоднозначен. На первый взгляд, кажется, что он пессимистичен, поскольку влюбленные разлучены, Катерина погибает, но, при этом гибель героини сыграла важную роль в обличении “темного царства”, которое ее погубило. Трагический конфликт мертвого уклада жизни и живого чувства Катерины привел ее к обрыву.

Главная героиня не может любить, как обычный человек, ради любимого она готова на все, даже преступить понятия о грехе и добродетели, священные для нее. Мы видим в Катерине не падшую женщину, а героиню, нашедшую в себе силы бороться с устаревшими устоями жизни, женщину, которая полна решимости отыскать свое счастье, даже если путь ее неправедный.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -