Гюстав моро биография. Моро гюстав (moreau, gustave), биография, картины с описанием. Внезапная любовь и головокружительный успех

французский художник, представитель символизма

Краткая биография

(фр. Gustave Moreau) (6 апреля 1826, Париж - 18 апреля 1898, Париж) - французский художник, представитель символизма.

Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье главного архитектора Парижа, в чьи обязанности входило поддерживать в надлежащем виде городские общественные здания и памятники. Рано обнаружил способности к рисунку и живописи. В 1842 году, благодаря отцовской протекции, Моро получает удостоверение копииста картин, которое позволяет беспрепятственно посещать Лувр и в любое время работать в его залах.

При поддержке и одобрении родителей в 1846 г. поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Франсуа Пико, мастера классицистической ориентации, который обучил его основам живописи. Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Потерпев фиаско в конкурсе на Римскую премию, он уходит из мастерской Пико. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне 1852 г.).

Моро был учеником Теодора Шассерио в Школе изящных искусств в Париже. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне. В 1852 году отец Моро покупает для него дом под номером 14 на улице Ларошфуко , на правом берегу Сены, недалеко от дворца Сен-Лазар. В этом престижном месте, в роскошном особняке, обставленном шикарно и дорого, как и подобает лучшим буржуазным домам, Моро устраивает на третьем этаже мастерскую. Он живёт и работает в лучших условиях, продолжает получать государственные заказы, становиться вхожим в высшее общество и официальные художественные круги. 10 октября 1856 г. Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио. Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. Он мне вполне по душе».

Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865). Влияние Теодора Шассерио очевидно и в двух больших полотнах, которые Моро начал писать в 1850-х годах, - в «Женихах Пенелопы» и «Дочерях Тезея». Работая над этими огромными, с большим количеством деталей, картинами, он почти не выходил из мастерской. Однако эта высокая требовательность к себе впоследствии часто становилась той причиной, по которой художник оставлял работы незавершенными.

Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г.), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса - шедевры Андреа Мантеньи, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи . Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро. В этот период он встречается с Бонна, Эли Делоне, молодым Дега, которому помогает в его ранних поисках. Отныне Моро усваивает характерный проникнутый духом романтизма стиль - иератически-застывший, чуждый движению и действию. В 1862 году у художника умирает отец.

Творчество

Теофиль Готье писал о живописи Г. Моро: она «…такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа». («Gustave Moreau Museum», Paris, 1997, p. 16.). В 1864 году выставляет в Салоне «Эдипа и сфинкса» - картина вызывает бурную реакцию, не оставляя равнодушным никого из критиков. Это символико-аллегорическое произведение стало истинным творческим дебютом Моро. Существо с лицом и грудью женщины, крыльями птицы и туловищем льва - Сфинкс - вцепилось в торс Эдипа; оба персонажа пребывают в странном оцепенении, словно гипнотизируя друг друга взглядом. Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке. Открытие «Эдипа и сфинкса» помогло Одилону Редону осознать свое призвание, и первые его полотна были навеяны работами Моро.

Теперь он берет мифологические или библейские сюжеты для своих картин и отдает предпочтение женским образам. Внутренний мир и внешность героинь Моро соответствуют его пониманию Вечной Женственности. Женщина-миф в изображении художника - существо ирреальное и прекрасное, чьи грациозные формы подчеркнуты дорогими украшениями. Она зовется Саломеей, Еленой, Ледой, Пасифаей, Галатеей, Клеопатрой, Далилой, воплощая то роковую силу, которая вершит судьбу мужчины, то соблазнительное животное. Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. Моро остался холостяком, единственной властительницей его дум и наперсницей была мать, дожившая до 1894 г. Быть может, в этом факте следует видеть объяснение тому, сколь велико место, занимаемое в его творчестве женщиной. В 1869 г. картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876 г. возвращается в Салон с картинами «Саломея» и «Видение». Одна из самых известных его картин - «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) - написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя, источающей ослепительное сияние. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. В 1880 г. он последний раз участвует в выставке, показывая два полотна: «Елена у стен Трои», где женщина представлена как порочное создание, повинное в войне и гибели людей, и «Галатея»: здесь героиня - объект вожделения, к которому понапрасну приковано громадное око Циклопа. Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. Художник увлекался разными творческими течениями, он отлично разбирался в музыке и ювелирных украшениях, искусстве и предметах роскоши.

В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. В 1875 году Гюстав Моро получает высшую награду Французской республики - Орден Почётного Легиона. В 1884 году умирает мать художника. Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. Он стал часто выезжать за город и за границу, в этих поездках художника сопровождает верная Александрин, на которой он так и не женился. Поклонник Моро Гюисманс отмечал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой».

Настоящий отшельник, Гюстав Моро чужд массовой публике; его творчество обращено к рафинированной элите, способной понять мир мифологической или средневековой символики, героини которого - Саломеи и Галатеи, застывшие в соблазнительных позах, или девы, расточающие двусмысленные ласки единорогам. Эти легендарные персонажи воспевались поэтами-парнасцами и символистами, включая Теодора де Банвиля и Жозе Марию де Эредиа, Жана Лоррена и Альбера Самена, Анри де Ренье и Гюисманса, Жюля Лафорга и Милоша. Моро был любимым художником салонов сен-жерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайлд, а Марсель Пруст вспоминает о нём, изображая художника Эльстира в «Поисках утраченного времени». Увидев акварель «Фаэтон» на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: «Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. Видение художника отличается свежестью и новизной… При этом он следует склонностям своей собственной натуры». Редон, как и многие критики того времени, видели главную заслугу Моро в том, что он сумел придать новое направление традиционной живописи, перебросить мост между прошлым и будущим. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа «Наоборот» (1884), считал Моро «уникальным художником», не имеющим «ни реальных предшественников, ни возможных последователей».

Склонный к мизантропии, Моро отказывается выставлять свои картины, не разрешает их даже репродуцировать и неохотно соглашается продавать. «Я так люблю мое искусство, - пишет он, - что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя». В 1888 году Моро был выбран в Академию изящных искусств, а в 1891 он стал профессором в школе изящных искусств в Париже, сменив на этом месте Делоне. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер. В 1890 году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Любящий одну женщину в течение двадцати лет и убитый горем от её безвременной кончины, Моро в 1890 году создаёт картину «Орфей на могиле Эвридики». Здесь тоска и отчаяние выражены, прежде всего, через экспрессивно решённый пейзаж, где фигура Орфея - это некий акцент, деталь, в общем тревожно напряженном пейзаже-настроении. Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости. Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров.

Моро умер в 1898 году и был погребен на кладбище Монмартр. В его бывшем ателье в IX округе Парижа с 1903 года находится музей Гюстава Моро. Полотна Моро находятся также в Нойсе.

Работы

  • В 1864 году, когда художник показал «Эдипа и Сфинкса» - первую картину, по-настоящему привлекшую внимание критиков, - один из них отметил, что это полотно напомнило ему «попурри на темы Мантеньи, созданное немецким студентом, отдыхавшим во время работы за чтением Шопенгауэра ».
  • Желая обезопасить себя от нежелательных интерпретаций, он часто сопровождал свои картины подробными комментариями и искренне сожалел, что «до сих пор не нашлось ни одного человека, который мог бы всерьез рассуждать о моей живописи».
  • В 1895 году, после того как была окончена работа над огромным полотном «Юпитер и Семела», Моро приступает к реализации своего последнего большого проекта: устраивает дом-музей в собственном особняке. Таким образом он хочет сделать искусство общедоступным, а также быть уверенным, что оно будет сохранено для будущих поколений.
  • Продав мало работ при жизни, Моро завещал государству свой особняк вместе с мастерской, где хранилось около 1200 картин и акварелей, а также более 10000 рисунков (национальный дом-музей расположен по адресу: Ларошфуко 14, девятый округ Парижа). При жизни художника только 3 работы были приобретены французскими музеями, зарубежными - ни одной. Партнерами музея являются музей Орсэ, музей национальной Оперы и музей Хеннера. Входной билет в один из этих музеев действителен в течение недели для покупки билетов по льготному тарифу в два других.
  • Моро намеренно стремился максимально насытить свои картины удивительными подробностями, это была его стратегия, которую он называл «необходимостью роскоши». Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали, которые множились на полотне, словно отражения в зеркалах. Когда художнику уже не хватало места на холсте, он подшивал дополнительные полосы. Так случилось, например, с картиной «Юпитер и Семела» и с неоконченным полотном «Ясон и аргонавты».
  • Критики видели в нём представителя символизма, хотя сам художник неоднократно и решительно отвергал этот ярлык.
  • С годами Моро все больше верил в то, что он остается последним хранителем традиций, и редко с одобрением отзывался о современных художниках, даже о тех, с которыми был дружен. Моро считал, что живопись импрессионистов поверхностна, лишена морали и не может не привести этих художников к духовной гибели.
  • Г. Моро оказал сильное влияние на О. Редона (для Редона модернизм Моро заключался в его «следовании собственной натуре»), бельгийских символистов Ф. Кнопфа, Дж. Делвилля, на теоретика сюрреализма А. Бретона. Моро считают отцом «фовизма»: он был непосредственным учителем А. Матисса, Ж. Руо, А. Марке и других (будучи главой Национальной Школы Изящных Искусств (1892-98).
  • В начале XX в. творчество Гюстава Моро было почти забытым до тех пор, пока не появились Андре Бретон и сюрреалисты, вновь его открывшие (Бретон назвал мир Моро «сомнамбулическим миром»), также почитали его Сальвадор Дали, Макс Эрнст. Отсылая яркой метафорой «вцепившегося когтями сфинкса» к картине Гюстава Моро «Эдип и сфинкс», Бретон подчеркивает здесь личную, восходящую ещё к юношеским годам признательность этому художнику, к колдовским образам героинь которого он не раз ещё будет обращаться и к каталогу чьей ретроспективной выставки напишет предисловие в I960 г.

Известные высказывания

  • «Я никогда не научился бы выражать себя, без постоянных медитаций перед работами гениев: „Сикстинской мадонной“ и некоторыми творениями Леонардо».
  • «Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Я дал свободу воображению», - любил повторять Моро, считая фантазию одной из самых важных сил души.
Категории:

Человек с классическим художественным образованием и огромными познаниями в области искусства, Гюстав Моро стал одним из лидеров символистов - течения, набравшего силу во второй половине XIX века. Символистов часто объединяют с декадентами, однако творчество Моро сложно отнести к какой-то конкретной ветви. Его картины используют исторические мотивы, классические цветовые сочетания и авангардные методы изображения.

По рождению Гюстав Моро был парижанином, где появился на свет в 1826 году в семействе, бывшем достаточно близким к искусству - его отец был архитектором. Будущий художник учился в парижской «Школе изящных искусств», а уже в 1849 году начал выставляться в Салоне. Его интересовали образцы исторической живописи и работы старых мастеров, поэтому он совершил несколько поездок в , где изучал сохранившиеся творения лучших мастеров эпохи Возрождения.

На его творчество оказали серьезное влияние мотивы, которые часто использовались в картинах известных художников прошлого - исторические, библейские, легендарные, сказочные, эпические. Отсюда мастер черпал идеи для своих будущих полотен с ярко выраженным мистическим началом, характерным для символизма. Однако, в отличие от классических мотивов картин, стиль изображения у него был совершенно передовым, в духе времени, с поисками особых эффектов и авторского почерка.

Творчество Моро было признано и по достоинству оценено его современниками. В 1868 году он становится председателем на художественном конкурсе, а в 1875 году его достижения в искусстве оказались отмеченным Орденом Почетного Легиона - высшей наградой, вручаемой за заслуги перед Французской Республикой.

Художник увлекался классическим искусством Древней Греции, очень любил восточную роскошь, богато украшенную утварь и посуду, редкое дорогое оружие, ткани и ковры. В своих полотнах на мистические, библейские и исторические мотивы он часто использовал эти предметы редкой красоты, восхищаясь их совершенством и прекрасной цветовой гаммой. Живопись мастера узнаваема и достаточно специфична, в ней используется множество ярких цветов, но каким-то чудом им удается не стать пестрым скопищем красок, а производить впечатление цельности и единства образа и его воплощения. Картины очень выразительны и поражают мастерским владением цветом. Даже хорошо известные мотивы из Библии трактуются им по-своему, очень индивидуально и нетривиально.

В 1888 году Гюстав Моро стал членом Академии искусств Франции, а в 1891 году начал преподавать в качестве профессора в «Школе изящных искусств» . Среди тех кого он обучал, есть такие известные мастера как , Одилон Редон, Жорж Руо и Гюстав Пьер. Считается, что живописные произведения Моро оказали очень сильное влияние на формирование фовизма и сюрреализма.

Через пять лет после смерти Гюстава Моро в 1898 году в его парижской мастерской был организован музей. Его произведения находятся во многих и мира, в том числе и в .

«Самая для меня важная вещь — это мимолётный импульс и невероятная тяга к абстракции. Выражение человеческих чувств, желаний — вот, что заботит меня по-настоящему, хотя я менее расположен выражать эти порывы души, чем писать видимое. Иначе говоря, я изображаю вспышки воображения, которые никто не знает, как трактовать, но я замечаю в них нечто божественное, передающееся через удивительную пластичность. Я вижу открытые волшебные горизонты, и всё это видение я бы назвал Возвышением и Очищением. »

— Гюстав Моро (1826-1898)

Гюстав Моро сильно выделяется из всех живописцев 19-го века. Он жил в Париже во времена расцвета выставок Салона, во время расцвета французских реалистов и ориенталистов, во время революции импрессионистов, но сумел сохранить свою уникальность и стать настоящим вдохновением для целого направления 20-го века — сюрреализма. А некоторые его считают и родоначальником фовизма.

Мастер в первый раз посетил Италию в 1841 году, то есть в свои 15 лет. Он настолько вдохновился живописью художников эпохи Ренессанса, что эта поездка определила его творческий путь. Про работы Леонардо да Винчи и Микеланджело он вспоминал: «Персонажи их картин будто бы спят наяву, будто бы их вознесли на небо живыми. Их самопоглощающая мечтательность направлена в другие миры, не в наш…». В общем, вещал аки волхв. Да и писал также. Влияние средневековой живописи и живописи эпохи Возрождения видны в его работе с цветом, композицией, перспективой.

А что бывает с художниками, которые немного «себе на уме», не приемлют новых модных тенденций? Правильно — «Здесь таких не любят». Во времена Второй Империи публика наслаждалась рококо, блеском и гламуром, а этот чудак видит иные измерения в средневековых картинах. Вот что про него сказал, например, Огюст Ренуар: «Гюстав Моро — никудышный художник! Он не умеет даже толком нарисовать ногу. Но чем он всех берет, и особенно евреев-ростовщиков: золотом. Да-да, он втискивает в свои картины так много золота, что никто не может устоять!». Критик и публицист Кастаньяри увидев его работы сказал — «Да ну, ретроград какой-то». А он имел весомое слово в то время. Но по всей видимости Гюстав видел чуть больше, чем Кастаньяри и остался верен своему методу.

А метод Моро сводился к следующему: он пытался зафиксировать сон. Ничего не напоминает? Да, почти этим позднее занимались сюрреалисты. А самый известный из них — Сальвадор Дали, так и вовсе бывало засыпал с монеткой в руке, под которую ставил медный таз, чтобы в тот момент, когда организм засыпает, а мышцы расслабляются, монетка выпадала и звук её удара о таз будил его, чтобы зафиксировать то, что он успел увидеть во сне. Гюстав скорее всего был не столь прямолинеен, когда говорил о своём «le rêve fixée» (лё рев фиксэ — остановленный сон). Он сознательно хотел «спровоцировать пробуждение от рутинного лунатического проживания жизни для того, чтобы узреть высшие духовные реальности, что в большей степени побуждающие, чем описательные и пронизаны непостоянными мистическими свойствами». Трудновато сразу разобраться в словах мастера-волхва, но по всей видимости повседневную жизнь он понимает, как сон, от которого можно пробудиться во сне физическом, когда подсознание освобождается от оков разума. И свои полотна он представляет как ключ к этому пробуждению наяву. Это и есть «le rêve fixée».

Вообще, идею такого столкновения двух миров позже воспринял Одилон Редон — видный представитель символизма. Он же сказал: «Усилия Моро были направлены на создание нового визуального словаря, который бы описывал как современные проблемы, так и общие тенденции». Тут чуть остановимся. Гюстава Моро относят к символистам. Но символизм очень непостоянен, даже скажу более, без контекста времени он невозможен. Вот, например, женщина в живописи 19-го века становится хрупким чувственным существом, часто ассоциирующаяся с матерью, заботой, нежностью, любовью. А тем не менее средневековый символизм, во многом основывающийся на библейских трактовках, трактует её противоположно — необузданные эмоции, хаос, непреодолимое желание, страх, смерть. (не путать с девой, девственницей). И Гюстав обращается именно к таким трактовках в своих работах «Саломея с головой Иона Крестителя» и «Эдип и Сфинкс». Кстати, упомянутый Редон сказал, что именно работа «Эдип и Сфинкс» вдохновила его избрать свой изолированный путь в искусстве.

А ниже его картины «Геракл и Стимфалийские птицы». Это сюжет о третьем подвиге Геракла, когда он победил с помощью барабана, дарованного Палладой, ужасных птиц, что убивали падающими с небес смертоносными перьями. Геракл ударил в барабан, птицы взвились в воздух, и в этот момент он их перестрелял из лука. Можно заметить, что скалы на полотнах написаны, как на полотнах мастеров эпохи Возрождения. Или даже заметить некую схожесть с работами китайских художников.

А тяга к абстракции и тёмным тонам хорошо заметна в его поздней работе «Томирис и Кир». Воюя с массагетами персидский царь Кир устроил им ловушку: он оставил большие запасы вина, а сам отступил. Массагеты, обнаружив запасы тут же напились в усмерть, и их атаковали персы, захватив в плен сына Томирис. Та собрав всё своё войско разбила Кира, а его голову сунула в винный мех, наполненный кровью. О правах человека тогда конечно не слышали, зато все поголовно были концептуалистами. А выражение «потерять голову» имело самое прямое значение. Об этом и повествует сей сюжет.

А ещё был интересный случай, который подчеркивает обособленность Гюстава Моро от остальных живописцев того времени. В зале Аполлона в Лувре Делакруа представил свою картину «Аполлон побеждает Пифона». Картина была написана на заказ для Второй Республики, как символ побед над мракобесием прошлого. А Моро в то же время выставляет своего Фаэтона, который очень уж напоминает Пифона. Вот только Фаэтон Гюстава ещё не поражён молнией Зевса. Смело!

Ещё я не упомянул тягу Густава к орнаментализму, который позднее станет одной из составляющих модернизма или ар-нуво. Моро порой мастерски вплетает арабески и прочие орнаменты в свои работы, создавая иллюзию каких-то магических рун, что будто бы светятся на полотне и пытаются что-то сказать. Но лучше посмотреть самому:

Гюстав Моро не отличался особой популярностью в своё время. Слава к нему пришла позднее, после его смерти. В прошлый раз я писал о , который умело чувствовал дух времени, Гюстав же на против, гнул свою свою линию, несмотря на всё давление со стороны коллег и критиков, тем самым дав пищу для размышлений будущим поколениям и фактически заложив основы сюрреализма. Нет пророка в своём отечестве, а точнее в своём времени. Я считаю его очень важным звеном между искусством средневековья, эпохи Возрождения и искусством века 20-го. Утерянным звеном, которое нашлось много позже, чем требовалось. А в какой-то мере и много раньше. Вот! Назовём его волхвом вне времени и пространства. А посему и сегодня он весьма актуален.

Ради искусства Гюстав Моро добровольно изолировал себя от общества. Тайна, которой он окружил свою жизнь, превратилась в легенду о самом художнике.

Жизнь Гюстава Моро (1826 - 1898), как и его творчество, кажется полностью оторванной от реалий французской жизни 19 в. Ограничив круг общения членами семьи и близкими друзьями, художник целиком посвятил себя живописи. Имея хороший заработок от своих полотен, он не интересовался изменениями моды на художественном рынке. Знаменитый французский писатель-символист Гюисманс очень точно назвал Моро "отшельником, поселившимся в самом сердце Парижа".

Эдип и Сфинкс (1864)

Моро родился 6 апреля 1826 года в Париже. Его отец, Луи Моро, был архитектором, в чьи обязанности входило поддерживать в надлежащем виде городские общественные здания и памятники. Смерть единственной сестры Моро, Камиллы, сплотила семью. Мать художника, Полина, была всем сердцем привязана к сыну и, овдовев, не расставалась с ним вплоть до своей кончины в 1884 году.

С раннего детства родители поощряли интерес ребенка к рисованию и приобщали его к классическому искусству. Гюстав много читал, любил рассматривать альбомы с репродукциями шедевров из коллекции Лувра, а в 1844 году по окончании школы получил степень бакалавра - редкое достижение для юных буржуа. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786-1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены

Святой Георгий и Дракон (1890)

Грифон (1865)

Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Теодора Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.

Молодой художник обратил свое внимание к Салону - ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, "Песнь Песней" (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, - выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом.

Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). Потрясенный его кончиной, Моро посвятил его памяти полотно "Юноша и Смерть".

Саломея, танцующая перед Иродом (1876)

Однако почитатели творчества Моро восприняли его новые работы как призыв к раскрепощению фантазии. Он стал кумиром писателей-символистов, среди которых Гюисманс, Лоррен и Пеладан. Впрочем, Моро не был согласен с тем, что его причисляют к символистам, во всяком случае, когда в 1892 году Пеладан попросил Моро написать хвалебный отзыв о салоне символистов "Роза и Крест", художник решительно отказался

Между тем нелестная для Моро слава не лишила его частных заказчиков, которые по-прежнему покупали его небольшие полотна, написанные, как правило, на мифологические и религиозные сюжеты. За период с 1879 по 1883 год он создал в четыре раза больше картин, чем за 18 предыдущих лет (наиболее прибыльной стала для него серия из 64 акварелей, созданная по басням Лафонтена для марсельского богача Антони Руа - за каждую акварель Моро получил от 1000 до 1500 франков). Да и карьера художника пошла в гору.

Одиссей избивает женихов (деталь)

Сам Моро не хотел признавать себя ни уникальным, ни оторванным от времени, ни, тем более, непонятным. Он видел себя художником-мыслителем, но при этом, что особенно подчеркивал, ставил на первое место колорит, линию и форму, а не словесные образы. Желая обезопасить себя от нежелательных интерпретаций, он часто сопровождал свои картины подробными комментариями и искренне сожалел, что "до сих пор не нашлось ни одного человека, который мог бы всерьез рассуждать о моей живописи".

Геракл и Лернейская Гидра (1876)

Моро всегда уделял повышенное внимание работам старых мастеров, тем самым "старым мехам", в которые, по определению Редона, хотел влить свое "новое вино". Долгие годы Моро изучал шедевры западноевропейских художников, и в первую очередь представителей итальянского Возрождения, однако героические и монументальные аспекты интересовали его гораздо меньше, чем духовная и мистическая сторона творчества великих предшественников.

Глубочайшее уважение Моро испытывал к Леонардо да Винчи, которого в 19 в. считали предтечей европейского романтизма. В доме Моро хранились репродукции всех картин Леонардо, представленных в Лувре, и художник часто обращался к ним, особенно когда ему нужно было изобразить скалистый пейзаж (как, например, на полотнах "Орфей" и "Прометей") или женоподобных мужчин, напоминавших созданный Леонардо образ святого Иоанна. "Я никогда не научился бы выражать себя, - скажет Моро, будучи уже зрелым художником, - без постоянных медитаций перед работами гениев: "Сикстинской мадонной" и некоторыми творениями Леонардо".

Фракийская девушка с головой Орфея на его лире (1864)

Преклонение Моро перед мастерами эпохи Возрождения было характерно для многих художников 19 в. В то время даже такие художники-классицисты, как Энгр, искали новые, не типичные для классической живописи сюжеты, а бурный рост колониальной французской империи пробуждал интерес зрителей, тем более людей творческих, ко всему экзотическому.

Павлин, жалующийся Юноне (1881)

Архивы Музея Гюстава Моро позволяют судить о невероятной широте интересов художника - от средневековых гобеленов до античных ваз, от японской гравюры по дереву до эротической индийской скульптуры. В отличие от Энгра, который ограничивался исключительно историческими источниками, Моро смело соединял на полотне образы, взятые из разных культур и эпох. Его "Единороги" , например, будто заимствованы из галереи средневековой живописи, а полотно "Явление" - это настоящая коллекция восточной экзотики.

Единороги (1887-88)

Моро намеренно стремился максимально насытить свои картины удивительными подробностями, это была его стратегия, которую он называл "необходимостью роскоши". Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали, которые множились на полотне, словно отражения в зеркалах. Когда художнику уже не хватало места на холсте, он подшивал дополнительные полосы. Так случилось, например, с картиной "Юпитер и Семела" и с неоконченным полотном "Ясон и аргонавты".

Диомед, пожираемый своими конями (1865)

Однако связи Моро с модернизмом гораздо сложнее и тоньше, чем казалось обожавшим его творчество декадентам. Ученики Моро по Школе изящных искусств, Матисс и Руо, всегда с большой теплотой и признательностью отзывались о своем учителе, а мастерскую его часто называли "колыбелью модернизма". Для Редона модернизм Моро заключался в его "следовании собственной натуре". Именно это качество в сочетании со способностью к самовыражению всячески стремился развить в своих учениках Моро. Он учил их не только традиционным основам мастерства и копированию шедевров Лувра, но и творческой самостоятельности - и уроки мастера не прошли даром. Матисс и Руо выступили одними из основателей фовизма, первого влиятельного художественного течения 20 века, опиравшегося на классические представления о цвете и форме. Так Моро, казавшийся закоренелым консерватором, стал крестным отцом направления, открывшего новые горизонты в живописи 20 века.

Последний романтик 19 века Гюстав Моро называл свое искусство "страстным молчанием". В его работах резкая цветовая гамма гармонично сочеталась с экспрессией мифологических и библейских образов. "Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Я дал свободу воображению", - любил повторять Моро, считая фантазию одной из самых важных сил души. Критики видели в нем представителя символизма, хотя сам художник неоднократно и решительно отвергал этот ярлык. И как бы ни полагался Моро на игру своей фантазии, он всегда тщательно и глубоко продумывал колорит и композицию полотен, все особенности линий и формы и никогда не боялся самых смелых экспериментов.

Автопортрет (1850)


Nov. 20th, 2015 | 12:58 pm

Отшельник в сердце Парижа - так называли Моро современники. Художник действительно обращал мало внимания на окружающую жизнь, его интересы лежали исключительно в сфере искусства. Несмотря на это, внимание к нему было неослабным: картины Моро были широко известны, имели большое влияние на современников, хорошо продавались. При жизни художник стал кумиром символистов, хотя сам он себя символистом не считал. Время в данном случае согласилось с большинством: в историю искусства Гюстав Моро вошел именно как символист.

Фея с грифонами, 1876

Практически всю свою творческую жизнь Гюстав Моро провел в доме №14 по улице Ларошфуко, купленным его отцом специально для организации там художественной мастерской сына. Здесь художник жил, любил и творил более 45 лет: с 1852 по 1898 год. Когда здоровье его резко ухудшилось, Моро задумал превратить это обиталище в общедоступное собрание своих работ. Он переоборудовал два верхних этажа в экспозиционное пространство и завещал государству дом вместе с находившимися там картинами и всей обстановкой. Так и возник этот небольшой дом-музей - продолжение жизни и воли художника, считайте, продолжение его самого.


Фото - википедия

Я шел в музей Моро не только посмотреть на картины, но и ощутить атмосферу, окружавшую художника, увидеть обстановку где он жил. Увы, в жилые комнаты попасть не удалось, поэтому фотографии интерьеров беру из сети.


Комната художника. Фото - википедия


Элиза де Ромилли. Портрет Гюстава Моро. 1874

Осенью 1859 года Моро познакомился с молодой женщиной – Александрин Дюре, работавшей гувернанткой рядом от его мастерской. Александрин не стала женой Моро, но они прожили в доме на улице Ларошфуко в любви и согласии более 30 лет.


Феликс Надар. Портрет Александрин Дюре. 1883



Будуар - гостиная хозяйки. Фото: http://www.smarterparis.com/reviews/musee-national-gustave-moreau

Одной из моих целей была прекрасная винтовая лестница , ведущая со второго этажа мастерской на третий. Я видел в сети немало ее снимков, но мне хотелось ощутить ее по своему, "пообщаться" накоротке.

1.

2.

3.

В своих работах Гюстав Моро не стремился к объективности и натурализму. В основном он использовал библейские, мистические и фантастические сюжеты, обращался к мотивам античной и северной мифологии.

Прометей, 1868

Похищение Европы, 1868

Сохранились пояснения Моро к некоторым его картинам - читая их, понимаешь насколько его работы насыщены деталями, каждая из которых имеет свое особенное и непростое значение, выступает определенным символом. Именно поэтому живопись Моро так любили символисты. Не меньшее влияние оказала она и на такие течения как сюрреализм и фовизм.

Юпитер и Семела, 1894 , эскиз

Юпитер и Семела, 1895

В 1895 году Моро завершил одну из главных своих работ "Юпитер и Семела". Он никак не мог поставить последнюю точку, добавлял все новые и новые детали и даже несколько раз вшивал дополнительные полосы холста, когда ему не хватало места, чтобы до конца раскрыть свой замысел. Когда, наконец, картину забрал из мастерской заказчик, Моро огорченно воскликнул: "Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца!" Изображенная на полотне сцена взята из "Метаморфоз" Овидия. Фиванскую царевну Семелу соблазнил царь богов Юпитер. Ревнивая и коварная жена Юпитера подговорила Семелу упросить бога явиться ей во всем своем величии. Юпитер согласился, и Семела была убита исходящим от него необычайным сиянием. Согласно интерпретации Моро, она "сражена пароксизмом божественного экстаза". На картине Юпитер оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут - орел - оказался внизу. У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, печально склонился бог Пан (символ Земли), у ног которого находятся фигуры мрака - Тень и Нищета.

Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческой культуры, любителем предметов восточной роскоши, оружия, ковров. Напрямую в залах музея это в глаза не бросается, но обратите внимание на рамы картин, насколько они изящны и богаты, как подчеркивают авторские идеи

Жизниь человечества, 1886

Работая над огромными, с большим количеством деталей картинами, Моро почти не выходил из мастерской. Он был очень требовательным к себе, и эта требовательность часто становилась той причиной, по которой многие свои работы художник оставлял незавершенными.

Вот например картина, которую предлагал оплатить барон Ротшильд, но Моро отказался ее продать в незаконченном виде, а закончить так и не сумел... Это полотно - кульминация одной из любимых тем Моро и одна из последних попыток художника возродить средневековые традиции. На картине сцена, "которая происходит на волшебном острове, где живут одни только женщины и единороги". Здесь можно увидеть и отсыл к изящной школе Фонтенбло, и ассоциацию с полотном Тициана "Любовь земная и небесная", и конечно перекличку со знаменитым средневековым гобеленом "Дама с единорогом".

Единороги, 1887

Явление, 1875 (Саломея с головой Иоанна Крестителя, фрагмент).

Мистический цветок, 1890 , фрагмент

"Мистический цветок" - одна из самых загадочных работ художника, созданная в год смерти его любимой Александрины. Христианская образность предстает тут больше похожей на языческо-кельтскую: Святая Дева восседает на цветке лилии, вырастающим из камней. Гористый пейзаж напоминает о работах Леонардо, а высокая проработка деталей образа святой в сочетании с лишь набросанными, и зачастую полу-абстрактными фигурами в нижней части перекидывает стилистический мостик к живописи XX века.

Если вам захочется посмотреть на лучшую сетевую коллекцию работ Гюстава Моро, загляните сюда.