Основные жанры в творчестве писателя. Рассказы о природе евгения чарушина и николая сладкова Фрагмент работы для ознакомления

Урок внеклассного чтения по теме: «Писатели-натуралисты Е.Чарушин, В.Бианки,М.Пришвин о животных».

3 класс.Учитель: Безух Людмила Петровна

Цели урока:

овладение учащимися умения выявлять художественные особенности и определять тему творчества писателей

Задачи урока:

образовательные

    закрепление знания книжного аппарата;

    ознакомление с биографией писателей;

    ознакомление с произведениями автора;

развивающие

    развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие творческих способностей;

воспитывающие

    воспитание положительных качеств характера на примере прочитанных произведений;

    воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родине;

воспитание любви к чтению.

Цели и задачи урока.

Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, речь, навыки беглого и осознанного чтения текстов, мышление.

Формирование читательского интереса.

Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).

Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.

Взгляд на творчество писателя через его произведения.

Развитие фантазии.

Работа над спецификой детской литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся расширят свой читательский кругозор, научатся прогнозировать содержание рассказа по его заголовку. читать и воспринимать на слух произведения, выбирать виды деятельности на уроке. пересказывать прочитанное, придумывать свои рассказы и сказки о животных, видеть и понимать поступки героев

Оборудование:

мультимедийная установка,выставка книг, хрестоматии по внеклассному чтению, презентации, книжки-творческие работы учащихся

ХОД УРОКА

Подготовка к первичному восприятию.
(вступительное слово учителя)

- На сегодняшнем занятии я предлагаю вам
посетить литературную гостиную, хозяйкой которой является гостья нашего урока. Давайте поближе с ней познакомимся, в чем нам поможет загадка , послушайте:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


- Правильно, это книга. Посмотрите, сколько различных книг пришло к нам на урок! Все они такие разные и красочные.
- Скажите, а какие произведения могут быть написаны в книгах? (стихи, рассказы, сказки …)
- А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Почему?
- Для чего они нам нужны?
- Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова
«Как бы жили мы без книг»
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет

разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия.

6. Самоопределение к деятельности. .

Слайд 2-10. ЗАГАДКИ .

Отгадайте загадки:…

а) На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

б) Великан в бору живёт,

Он сладкоежка-любит мёд.

Когда испортится погода,

Ложится спать, да наполгода.

в) Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка.

г) Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

д) Недотрога весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

- В какую группу можно объединить отгадки? (О животных)

Сформулируйте тему нашего урока. О чем или о ком мы будем читать?

Перед вами выставка книг.

Что объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные

Работа по теме урока

Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, М.Пришвин.Е.Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей.У нас 3 команды. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора.

Слово команде Ениной Арины.

Мы подготовили материал о Виталии Валентиновиче Бианки

Слайды1-13

Слово команде Винярской Дарьи .

Мы подготовили презентацию о творчестве М.Пришвина.

Слайды14-17

Слово команде Онишко Дмитрия.

Мы подготовили слайды о писателе Евгении Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

Слайды 18-23

А сейчас мы немножечко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: - А сейчас мы переходим к изучению рассказов наших авторов, и поработаем в командах

Как вы думаете, по названию можно догадаться, о чем рассказ? - А теперь давайте проверим наши предположения. Откройте страницу 52-54 и начинайте читать.(Чтение молча)

Предположите, кто мог купать медвежат? – В какое время года произошла эта история? Проверьте свои предположения.

Третья команда будет работать с произведением Е.Чарушина

«Друзья» стр81-84

А кого мы называем друзьями?- Действительно ли оправдает такое название этот рассказ, вы сейчас и убедитесь.

Командирам подойти и взять задания для коллективного обсуждения:

«Лисичкин хлеб»

    Названия каких растений и животных есть в рассказе? Прочитай.

«Купание медвежат»

    1. Какая часть рассказа показалась особенно забавной? Расскажи.

      С каким настроением ты дочитал рассказ?

«Друзья»

      1. Расскажи, как подружились лисёнок и щенок.

        Прочтите, как дружат уже выросшие Огарок и Васька?

Ребята, кто из вас подготовил другие произведения писателей-натуралистов?

Индивидуальные сообщения:

Слайды1-4.

    «Говорящий грач»_______________

    «Ёж__________________

    «Силач»______________

    «Белки»_______________

ГОВОРЯЩИЙ ГРАЧ .

Пришвин рассказывает, как повадился к нему на подоконник летать грачонок. Хозяин подкармливал его гречей и постоянно спрашивал: «Кашки хочешь, дурашка?». Когда через месяц закончилась крупа и есть стало нечего, случилось вот что:

Стук, стук! – на подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!»- явилась у меня мысль (я был очень голоден).

Открываю окно, и хвать его. А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Хо-чешь каш-ки, ду-раш-ка?

ЁЖ

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа; он тоже заметил меня, свернулся и застукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

Я забрал его домой. Ёж забрался под кровать и не высовывал носа.

Когда стемнело, я зажёг лампу и – здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка!

.Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

СИЛАЧ
Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб, и мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

БЕЛКИ
При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками.
увидел затаившуюся белку и, ожидая её, решил написать себе что-нибудь в книжечку о наблюдениях. Совершенно тихо, очень медленным движением руки я вынимаю из сумки книжку и карандаш.
И только написалось слово, прямо как раз в книжку падает сверху шелушка от шишки. Догадываюсь, что наверху как раз надо мной сидит белка с еловой шишкой. Она затаилась, когда я пришел, но теперь ее мучит любопытство, живой я или совсем остановился, как дерево, и ей уже не опасен. Быть может, даже она нарочно для пробы пустила на меня шелушку, подождала немного и другую пустила и третью. Ее мучит любопытство, она больше теперь, пока не выяснит,
никуда не уйдет. Я продолжаю писать. В это время белка бросила целую шишку и чуть не выбила у меня книжку из рук. Уголком глаза я вижу, как она осторожно спускается с сучка на сучок, ближе, ближе и вот прямо из-за спины поверх плеча моего смотрит, дурочка, в мои строки.

Творческая работа-презентация детских книжек-самоделок

Вы, в рамках проекта «Сочиняем сказку сами», тоже стали авторами книг. Как оказалось, эти книги тоже о природе.

(Выступления учащихся и выставка детских работ)

Рефлексия

Ребята, обратите внимание на доску: в 3 домиках - три разных жильца. Покормите того из них, с которым у вас похожее настроение.

Итог урока:

О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

Чем интересны их произведения?

Каким образом нужно наблюдать за природой?

Хочется еще раз поблагодарить издательство "Амфора" за чудесные детские книги серии "Школьная библиотека", в которых, как я уже не раз писала, прекрасно все - и содержание, и иллюстрации, и цена. Сегодня на полочке два сборника коротких рассказов о природе с иллюстрациями Евгения Чарушина (обзор:) - авторский сборник "Болтливая сорока" и "Воробьишкина весна" Николая Сладкова.

Николай Сладков - это та классика, как Пришвин и Бианки, которую нельзя не читать детям, если мы хотим показать им красоту мира и мудрость природы, приоткрыть тайны всего живого, привить любовь и воспитать бережное отношение к животным и растениям. Сладков сочетает в себе литературный талант великолепного рассказчика и эрудицию ученого, язык его повествования легкий, а сюжеты интересные и достоверные. В книгу собраны любимые нами с детства маленькие рассказы из циклов "Бежал ежик по дорожке" и "Воробьишкина весна". Из них можно узнать, почему ноябрь пегий, с белым снегом и проталинами, с чего начинается приход весны, как с первым дождиком вырастают грибы, почему ежик боится сову, а также почитать истории о весенней шумной жизни воробьев. Лучшие иллюстрации, которые только можно себе представить к малышовым рассказам Сладкова - это натуралистичные и живописные работы Чарушина. Так что этот сборник всем очень советую, отличная книга для знакомства с творчеством Сладкова.












Качество книги прекрасное: уменьшенный формат, удобный для самостоятельного просмотра малышами, твердая глянцевая обложка, очень плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт и очень хорошая печать.
в "Лабиринте"
В сборник "Болтливая сорока" вошли замечательные короткие познавательные рассказы Евгения Чарушина с его же иллюстрациями. Содержание несколько пересекается с книгой "Большие и маленькие" (совпадают 4 рассказа: Белка с бельчатами, Олениха с олененком, Лиса с лисятами, Бобры), но большинство иллюстраций к этим же рассказам - другие. А остальные 7 рассказов (Волчишко, Сорока, Гаяр, Лисята, Про зайчат, Лесной котенок и Пищик) в других сборниках Амфоры не встречаются.











Эти книги будут интересны и полезны ребенку долгое время - от слушания до самостоятельного чтения - рассказы короткие, шрифт крупный и удобный, есть буква Е.

Качество книги серийное, т.е. прекрасное:

ЛЕКЦИЯ № 26 (1 час). Научно-художественная литература для детей

(В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин).

1. Жанр «сказки-несказки». Художественные особенности сказочных повестей Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959). Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Писатель стремился донести до детей поэтическое мироощущение «жизнь - сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми.

Первая сказка В. Бианки - «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательном у жанру, - «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту, Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает в зубы белки. Береговушка находит свой лом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве:

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Задумал я сбить для детских "садовниц" (так он называл воспитательниц детских садов) целую большую книгу (или маленькую энциклопедию) - о простых чудесах... В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Толстого, Пришвина, Паустовского и др.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 - 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Главной целью «Лесной газеты» был показ органической связи природы и человека, который помог бы вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Переведенная на многие языки, «Лесная газета», как и все его творчество, входит в золотой фонд мировой детской литературы.

2. Специфика отражения природы в произведениях Михаила Михайловича Пришвина(1873-1954). Он был одним из певцов природы, призывавших детей любить ее, познавать ее тайны, не стремясь ничто в ней ломать и переделывать.

Первый рассказ писателя - «Сашок» - был напечатан в детском журнале «Родник» (1906), когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека.

Особенности личности и таланта Пришвина - оптимизм, вера человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произведения, которые не предназначались маленьким читателям, становились детским чтением. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Он признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения.

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»: -Откуда же это в лесу взялся хлеб?/ -Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.../ -Заячья.../ -А хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть./ -Хорошийлисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.

Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была написана М.Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году и получила первую премию. В центре ее - осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем произведения стал поход детей на далекое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей - эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение и о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия (как в волшебной сказке о братце Иванушке и сестрице Аленушке).

3. Особенности повествования в р ассказах о детях и животных Евгения Ивановича Чарушина (1901 - 1965). Уже первые произведения определили место Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники» : «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу - туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке». С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов.

В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать», ворона каркает, маленький воробушек чиликает. Чаще всего он изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже врослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель скрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». Рассказы о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение разнообразной природы («Медведь-рыбак»). Во всех произведениях звучит мотив единения человека с природой, но особенно явственно в рассказах о приручении зверей («Путешественники; «Свинья»). Природа с детства обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

Задачей детской литературы 20-х годов, на заре творчества В.В.Бианки была создание новой детской литературы. Вот как об этом писала в те годы Н.К.Крупская: "Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмыслить окружающую жизнь,явления природы и отношения между людьми".

И М.Горький считал, что нужно "…стремиться воспитать в детях активность, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства - сделать человека красивым и сильным…"

То есть, нужно было строить детскую литературу заново. В то время появилось много писательских группировок, каждая из которых пыталась отстоять свои представления о развитии детской литературы.

В 1922 году была создана Студия детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде, которая объединила небольшую группу начинающих писателей - Б.Житкова, Е.Шварца, Л.Пантелеева, Е.Верейскую, Е.Чарушина, Н.Дилакторскую, Е.Привалову и В.Бианки. возглавляли эту студию профессор О.Капица и поэт С.Маршак. Эти писатели ориентировались на глубокое изучение классического наследия и мирового фольклора. Вскоре у них появился и свой печатный журнал "Воробей" (позже "Новый Робинзон"), который предлагал на своих страницах их теоретическую программу. Связанную с воспитанием советских детей.

Бианки участвовал на равнее с другими писателями в создании новой детской литературы. Он писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе. Такими писателями были: В.Арсеньев ("Дерсу Узала"), М.Пришвин, И.Соколов-Микитов. В.Бианки пытался решить проблему "человек и природа" по - иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек.

В 1928 году вышла "Лесная газета", ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.

В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: "Приключения муравья", "Сказки зверолова", "Маленькие рассказы". Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.

Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.

Его произведения - это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.

В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.

Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с "Теремка" и "лесного колобка - Колючего Бока". Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки - звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок - ежик, спасающийся от лисы.

Проза Бианки ритмична, в ней встречаются внутренние рифмы. Язык сказок народен и читатели узнают много новых слов и значений. Например, "А я от тебя в отрочек - и был таков", "…надо налево - я влево хвост кладу", "клевер кормовистый", паук - "брюхом по земле чиркает", комарище - "жигать мастерище".

Да и прозрачная мораль сказок связана с народной традицией. Например, праздное любопытство всегда наказывается.

В сказке "Хвосты" муха докучала и зверям, и птицам, и человеку, чтобы выпросить себе хвост. И в итоге ее корова прихлопнула своим хвостом, тем самым избавив всех от несносной мухи. В сказке "Росянка - комариная смерть" погиб назойливый комар, который докучал всех своим хвастовством. Его поймала растение - хищник Росянка.

В сказке "Первая охота" писатель знакомит нас со способами борьбы за жизнь окружающего мира. Кто сливается с фоном. Подражает другим животным и растениям. Выпь в камышах - "вся в желтые и коричневые полосы раскрашена", удод - "лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла". Бианки в любом живом существе ищет родственное человеку, воспитывает в детях сочувственное внимание к живому.

Также роднит его сказки с народными сочувствие, симпатия автора к маленьким, хрупким, но ведущим борьбу за жизнь. Это мы видим в сочувствии, сострадании к забавному щенку из "Первой охоты", к задумавшемуся Муравьишке из "Приключений муравья", к рыбке-коклюшке из "Рыбьи дома".

Сказки Бианки разнообразны. Коротенькая сказка-диалог "Лис и мышонок". Развернутые сказочные повести "Мышонок Пик", "Оранжевое Горлышко", "Рыбий дом".

В сказках Бианки скрыто глубокое обощение, которое основано на научном знании. Поэтому очень велико их воспитательное значение. Они предназначены для детей как младшего, так и старшего возраста.

Рассказы и повести Бианки - следующая после сказок ступень в познании мира детьми.

В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.

Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Иногда рассказы соединяются в цепочку - возникают циклы. Такие циклы рассказов есть и у Бианки. Например, цикл "Мой хитрый сынишка". Главный герой - маленький мальчик, который уходя с отцом на охоту, начинает постепенно познавать секреты леса.

Бианки писал свои произведения для детей всех возрастов. Сказки - для маленьких и чуть старше. Рассказы для более старшего возраста. Хотя есть среди рассказов и коротенькие рассказы - анекдоты для самых маленьких. Содержание таких рассказов построено на поучительной истории ("Музыкант").

Также в творчестве Бианки есть рассказы для старшего возраста, которые вошли в сборник "Нечаянные встречи". Это рассказы для старших дошкольников и школьников, которые образуют циклы: "Задумчивые рассказы", "Рассказы о тишине". Эти произведения отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой. Главными героями являются дети (школьники) и взрослые, играющие активную роль в жизни детей. Причем автор обязательно указывает профессию взрослого, который зачастую и является рассказчиком. Описываемые события происходят в разных уголках страны: на Кубани, в Западной Сибири, в Хакасии. Рассказы, которые не очень сложны по сюжету, заставляют задуматься. В них часто заключена неразгаданная загадка. Во всех произведениях писателя видно глубокое знание природы и ее обитателей. В своих произведениях он старается раскрыть главную мысль в общении с природой. Об этом он написал в своей статье для взрослых "Воспитание радостью": "Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы". Ведь ребенок и правда во всем живом чувствует друга, пытается найти родственную душу.

Еще одно из замечательных произведений Бианки - это "Лесная газета". Это была его главная книга. Не только потому, что он "растил" ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги, рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в Авторе (Бианки) воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.

Бианки начал писать "Лесную газету" еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.

В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе - повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах "Колхозный календарь" и "Охотник".

"Лесная газета" - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в сови наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей ("Тир", "Остроглаз"). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Работа над книгой для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Курдова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М.Павлова, писатель Н.Сладков, писатели Э.Шим, С.Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась "могучая кучка" - писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались "Вестями из леса". Бианки говорил о ней: "…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…". Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: "Происшествия", "Загадки", "Дела ребячьи", "Книга жалоб и предложений", "Спорт", "Моды сезона". Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и "Лесная газета".

"Лесная газета" продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: "Я написал "Лесную газету". Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца".

Конспект урока внеклассного чтения для 2 класса "Книги о животных. Братья наши меньшие"

Конспект урока внеклассного чтения для 2 класса "Книги о животных. Братья наши меньшие" ставит перед собой цель воспитать культуру бережного отношения к животным, обратить внимание детей на такое понятие, как забота о своих питомцах. Урок поможет учителю в организации работы по развитию воображения, мышления и навыков связной речи. Разработка интересна тем, что запланированы разные виды работы с учащимися, в ходе урока могут быть задействованы все.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Урок внеклассного чтения.
«Братья наши меньшие. Книги о животных»

ЦЕЛИ:
Воспитывать культуру устной речи, культуру поведения и бережного отношения к животным;
Развивать связную речь, образное мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Выставка книг, портреты писателей (Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский), книжки-малышки, учебник, книги для дополнительного чтения, серия картинок по теме, буквы для кроссворда, собаки и косточки для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з

- Ребята, мы с вами заканчиваем изучение раздела «Страна живой природы». Сегодня я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили произведения из этого раздела. Нам поможет в этом мини-игра «Поле чудес». Перед вами – кроссворд с ключевым словом «природа», остальные слова будем отгадывать по описанию и с помощью открывающихся букв, мяч.
Ш Г
Т УСА
ПРИРОДА
ИЕ АРЮ
СЗ ОК
ЬО КА
МР А
О

1. Что писали ровеснику герои стихотворения Владимира Орлова? (письмо)
2. Как звали собаку, которая увидела молодого воробья, упавшего из гнезда? (Трезор)
3. Имя мальчика из «Страшного рассказа», которому было совсем не страшно (Шура)
4. Кто кушал за калиновым кустом калачи медовые да пряники с начинкой? (сорока)
5. О какой змее написал свой рассказ Константин Ушинский? (гадюка)
- Молодцы!
3. Сообщение темы и постановка учебных задач

А) (работа с эпиграфом)
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга - самый верный,
Самый лучший друг.

- Как вы понимаете эти слова?
- Что вы можете сказать о книге?
- Можно ли книгу назвать – источником знаний?
- О чем бывают книги?
- О каких книгах мы будем говорить сегодня нам поможет узнать стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю:
4. Сообщение темы и постановка учебных задач.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири
- Так о чем же мы будем сегодня говорить? Правильно, о животных, о друзьях наших меньших.
- Ребята, а у кого из вас есть дома какое-нибудь животное? Расскажите коротко о нем (работа с мячом)
Б) (работа с детскими книжками)
- Дома вам нужно было найти загадки о животных и оформить их в виде книжек-малышек. Давайте сейчас посмотрим, что же у вас получилось.
(дети загадывают загадки)
5. Подготовка к первичному восприятию.
А) (вступительное слово учителя)

- На сегодняшнем занятии я предлагаю вам посетить литературную гостиную, хозяйкой которой является гостья нашего урока. Давайте поближе с ней познакомимся, в чем нам поможет загадка, послушайте:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Правильно, это книга. Посмотрите, сколько различных книг пришло к нам на урок! Все они такие разные и красочные.
- Скажите, а какие произведения могут быть написаны в книгах? (стихи, рассказы, сказки …)
- А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Почему?
- Для чего они нам нужны?
- Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова
«Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

- Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Перед вами выставка книг. Что объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные).
6. Самоопределение к деятельности.
- Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?». Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения. Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.
7. Работа над темой урока.
- Первое произведение, с которым мы познакомимся, это стихотворение Геннадия Глушнёва «Соседский щенок», нам его прочитают Софья и Лёша.
ВОПРОСЫ:
1. О чем это стихотворение? Кто его главный герой?
2. Какое чувство у мальчика к щенку?
3. Как щенок выражает желание освободиться от цепи?
4. Какая мечта у поэта?
ФИЗМИНУТКА
- Следующее произведение, с которым мы познакомимся, называется «Галка». Его автор – Борис Житков. Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- Ребята, знаете ли вы, кто такая галка?
- Что было необычного в этой галке мы узнаем, когда прочтем произведение. Откройте книги для дополнительного чтения на странице 95.
(чтение учителя)
ВОПРОСЫ:
1. Что же необычного в галке? (она ручная)
2. Отчего поссорились сестра с братом?
3. Что галка стащила у сестры? А у бабушки?
4. Где мальчик отыскал очки?
5. Что еще интересного мальчик нашел в тайнике у галки?
- Обратите внимание на доску. Перед вами несколько рисунков к этому рассказу. Найдите и зачитайте из текста отрывок, который изображен на первой картинке (девочка умывается), на второй картинке (ворона над крышей), на третьей (мальчик лезет на крышу)
- Молодцы!
- А мы переходим к изучению еще одного рассказа. Его автор – Михаил Пришвин, а рассказ называется «Лисичкин хлеб».
- С именем Пришвина связывают произведения, которые так четко и натурально описывают природу, где сам Михаил Михайлович нашел столько художественной натурфилософии. Его при жизни навали «певцом природы», который смог облечь свои записи в дневнике в настоящее искусство. Среди его литературного наследия – очерки, повести, и, главное, рассказы, те, что читали нам родители в далеком детстве. Самыми значимыми, по мнению литературоведов, являются: сборники очерков «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), записки «Календарь природы» (1935), рассказ «Весна света» (1940), повесть «Неодетая весна» (1940), лирико-философская книга «Лесная капель» (1940). Пришвин также увлекался написанием статей по агрономии, которых у него только в публикации осталось более сотни.
- Как вы думаете, по названию можно догадаться, о чем рассказ?
- А теперь давайте проверим наши предположения. Откройте страницу 98. я начинаю читать, а вы следите, так как будете продолжать.
ВОПРОСЫ:
1. Какую птицу добыл автор?
2. Зачитайте, что рассказал автор Зиночке о тетереве.
3. С помощью чего и как лечатся деревья? (смолка)
4. Что принес автор из лесу?
5. Откуда в лесу взялся хлеб?
6. Подумайте и скажите, как еще можно назвать этот рассказ?
8. Подведение итогов урока.
- С какими произведениями мы познакомились?
- О чем эти произведения?
9. Рефлексия.
- Ребята, вы наверное знаете, что лучший друг человека – это собака. Обратите внимание на доску, в этих трех домиках живут три разные собаки: веселая, равнодушная и грустная. У вас на партах лежат косточки, угостите, пожалуйста, ими ту из собак, с которой у вас схоже настроение.
10. Д/З
- Вашим дом. заданием будет подготовить книги Корнея Ивановича Чуковского.