Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода. Образ Екатерины. Её душевная трагедия В чем разница душевном состоянии катерины

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема: « Был ли иной путь у Катерины?»

Цель: проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решается на самоубийство, раскрыть душевную трагедию Катерины.

Задачи:

Обучающая :

осмыслить название произведения в сопоставление с образом главной героини,

объяснить необходимость беседы с критиком.

Воспитательная

Интерес к историческому, культурному наследию своего народа, бережное отношение к своей и чужой жизни.

Развивающая

мышление, речь, умение рассматривать происходящее с разных сторон, обосновывать свое мнение.

Оборудование:

Тексты пьесы

Иллюстрации, нарисованные детьми

Иллюстрации из журнала

Отрывки из критических статей (ксерокопии)

Распечатки заданий для групп

Ход урока:

Орг. Момент

У. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами в очередной раз окунёмся в мир жизни и нравов героев драмы Островского « Гроза». Поподробнее на сегодняшнем уроке поговорим об образе Катерины, итогом двух сегодняшних уроков будет написание эссе дома.

Итак, открыли тетради и записали число, тему « Был ли иной путь у Катерины?»

Индуктор

У. Вы когда – нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром, сверкают молнии. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие у вас в этот момент.

Дети работают каждый самостоятельно

У. А сейчас каждый из вас прочтет то, что записал.

Каждый ребенок зачитывает свое мнение

У. Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе Катерины, о том, какую роль в её жизни сыграла ГРОЗА?

Как вы знаете, помните, слово гроза в 19 веке у писателей имело значение СВОБОДЫ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ОБНОВЛЕНИЯ.

Гроза – это своеобразная кульминация в жизни и Катерины.

Основное содержание урока

У. -Какими событиями наполнена жизнь Катерины?

Кто из героев драмы сыграл важную роль в её жизни? Беседа по

Д. Борис, Тихон, Кабаниха, Варвара

У. Какую роль сыграл каждый персонаж в её судьбе?

У. Давайте подумаем, уточним, какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

У. Обратимся к Д. 2, явление 3, 4, 5 « Проводы Тихона»

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

У. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Д. До крайности доходит деспотизм Кабанихи, неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. После этого Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

У. Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. Мечтает освободиться от матери, пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна.

Цель Кабанихи- привести к полной покорности домашних и прежде всего Катерину.

У. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп. (1)

Каково значение этой сцены?

Д. какой- либо группы выступают, остальные добавляют.

(победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких отрывистых фраз, ?, ! предложений, повторов, сравнений.

После вступления идут раздумья героев. Заканчивается монолог сильным порывом чувства.)

У. Спасибо, Катерина отправляется на свидание. Но в драме мы наблюдаем встречи ещё одной пары молодых Варвары и Кудряша. (2)

Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Д. Построены на основе контраста, отношения Бориса и варвары ограничены, контраст автор показывает в ремарках //// зачитываются примеры из текста.

Наблюдается эволюция душевного состояния героя – от растерянности к утверждению права на любовь.

У. Что случилось с Катериной после приезда мужа? При помощи каких слов автор создаёт чувство тревоги, смятения?

Д. Сама не своя сделалась…

Дрожит, глаза, как у помешенной

Глаголы - действие

У. Следующее задание в группах

№1 Д. 4, явление 4, 5

Д (надвигается гроза, по мнению горожан, в наказание им, мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами… реплики отрывисты у Катерины, передают ее потрясение, её ранят и намеки кабанихи, и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты, а теперь безоружна, ласка мужа, перед которым она испытывает чувство вины, для нее пытка., появляется Борис, Катерина просит защиты, прислоняется к ВАРВАРЕ…..

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. какие чувства теперь испытывает Катерина?

(если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться, то это бы значило, что она приспособилась к окружающему её миру, примирилась бы к устоям и деспотизму)

Дети выступают от групп, другие могут дополнять

У. Следующее задание для групп. Перед вами отрывки из критических статей, в них рассматривается образ Катерины. Прочтите, определите, какая оценка вам ближе и почему?

Дети высказывают своё мнение.

У. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту – психологу. Какие бы рекомендации она могла получить?

Составим список « Для будущей жизни» Катерины, основываясь на текст пьесы. Составим таблицу, используя цитаты:

Позитивные стороны

Негативные стороны

Дети выступают от групп.

У. Итак, оказывается позитивного в жизни Катерины больше. Если закрыть колонку негативного, то получится, что жизнь героини будет наполнена ожиданиями и надеждами, с которыми можно будет построить новую жизнь

Подведем итоги, почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Д. (узы брака священны, выросла в патриархальной среде, если она уйдет из дома, то нарушит домостроевские порядки, получив отказ Бориса, у нее было два пути – вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, никто не смог оказать Катерине в тот момент психологической поддержки…)

У. Спасибо, вы сегодня замечательно поработали на уроке, хочется отметить…………..

…………………………………………………………………………………………

Запишем домашнее задание , мы много сегодня говорили о Катерине, дома вы напишите эссе на тему: « Сильные и слабые стороны поведения Катерины.»

Приложение к уроку

№1 Д. 4, явление 4, 5

Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

В чем разница в душевном состоянии Катерины?

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп.

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в её речи?

Каково значение этой сцены?

2. Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством главной героини - Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как «воспитание и жизнь» не дали Катерине «ни твердого характера, ни развитого ума», и темная женщина разрубила «затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством», которое к тому же явилось «совершенно неожиданным для нее самой», как утверждает Д. И. Писарев.

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул

Потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, «при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...».

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» - говорит Н. А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.

Урок литературы В 10 КЛАССЕ

Тема: «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"».

Цель:

    Проанализировать образ главной героини.

    Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

    Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

2. Тест.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

Формальное соблюдение религиозных заповедей;

Стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

Моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

Осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

Раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

Страх перед мужем и свекровью;

Невозможность вернуться в родительский дом;

Несчастный случай.

3. Беседа.

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

6. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

(с использованием ИКТ).

ТЕМА:

«Образ Екатерины. Её душевная трагедия.»

Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии

Цель: Выяснить, почему главная героиня не находит для себя места в этом мире и предпочитает гибель, самоубийство жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

Проанализировать образ главной героини.

Сформировать представление о характере главной героини.

Развивающие :

Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, воплощаться в роли героев пьесы.

Воспитательные

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности на примере героев пьесы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийное сопровождение по теме урока.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

Нельзя переоценить того огромного значения, какое имела драматургия А.Н. Островского в истории нашего искусства. И среди обширного репертуара пьес великого драматурга, наверное, лучшей, поистине непревзойдённой остаётся «Гроза».

Вспомним главных героев пьесы. В чём конфликт пьесы? Конфликт произведения в борьбе молодых сил со старым миром, Кабанихой и Катериной. Выясним суть этого конфликта.

Между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.Конфликт растёт между семьёй Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той «светлой воли»,той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. ЦЕЛЬ нашего урока – раскрыть образ «героини молодого мира», её душевную трагедию.

Слово учителя:

Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

(Реализация индивидуального задания - сообщение о значении имени «Катерина»)

Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.

Учитель:

Кто, кому и где рассказывает о детских годах героини и о формировании её характера?

    (Реализация индивидуального задания).Сообщение. Воспитание Катерины. Фольклорный мотив. Народные основы характера Катерины. В презентации отмечаются мотив полёта, птицы, бабочки, мотив обращения к ветру, мотив обращения к воде за помощью в трудную минуту. Мотив жизни после смерти. Дом-могила. Могила-дом.

    Задание для всех. Подбор цитат к каждому мотиву.

    Вывод: Катерина натура легкоранимая, романтическая, такие легко влюбляются

  • Рассмотрим репродукции картин двух разных художников. («Катерина» Б.М. Кустодиева и «Катерина» Дехтерева).

Какой изображена Катерина Кустодиева? А Дехтерева?

  1. -Две разные героини по внешним данным. Какими событиями наполнена жизнь героини? Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины. Обобщающая беседа.
  2. -Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об

уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило её целиком, ни о чём другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Ребята играют по ролям сцену «Встреча с Борисом» .

Учитель:

Как характеризует Катерину её стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой, с Борисом. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса.

Ответ обучающегося:

– В этом разговоре Катерина впервые признаётся в

любви к Борису. В нём раскрывается сила чувства Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера, Предопределяется всё дальнейшее поведение Катерины её трагическая гибель.

При сопоставлении сцен мы видим, что в любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограничены. Контрастность душевного состояния героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевая, потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «кидается ему на шею». (Просмотр слайдов презентации «Первые роли актрис, сыгравших Катерину»)

Учитель:

Если сравнить речевую характеристику Катерины в действии1 2 с действиями 3 и 4, то можем проследить некую эволюцию душевного состояния Катерины. Предлагаю схематично в виде цветодинамики (цветные карточки на доске) представить эволюцию чувств Катерины, т.е. проследить переход состояния покорности до самоуверенности и решительности. Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдём в статье Добролюбова (на рабочих листах). Вспомним сцену с Борисом.Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в её речи?

Ответ обучающегося:

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, передающих напряжение

чувств героини.

– Прочтите монолог с ключом (Д.2,явл.10) Проследим эволюцию чувств главной героини.

Сильный порыв чувств: «Мне бы хоть умереть да увидеть его».

Каково отношение Катерины к мужу? Сцена «Проводы Тихона». Как ведут себя герои,как это их характеризует?

Как ведёт себя Тихон перед отъездом из дома своей матери? Катерина? Послушная, но своенравная. После приезда мужа?

Обратимся к Д.4,явл.3О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? - Катерина «просто сама не своя сделалась..Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной!» Д.4,явл.4,5.

ПРОВЕРКА ИНД ЗАДАНИЯ(Карточка с заданием выдавалась во время урока) .

Учитель:

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряжённость в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

В чём разница в душевном состоянии Катерины? В Д1 и Д4.

Ответ обучающегося:

Разница выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит, что - нибудь» Д. 4 «Ах, умираю!» Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиту у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.

Проверка ИНД. ЗАДАНИЯ (карточка с заданием выдавалась в начале урока).

Какие чувства испытывает Катерина в 6 явлении?

Ответ обучающегося:

В сцене с ключом раскрывается победа любви в душе Катерины, то в

сцене покаяния обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.

Учитель:

Ответ обучающегося:

Приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.

Учитель:

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Ответ обучающегося:

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что её высокая нравственность восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. «Обманывать-то я не умею, скрывать ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь,только было вы всё шито да крыто».Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину.

Учитель:

Представьте себя в роли современных психологов, что бы вы предложили Катерине?

В кризисной жизненной ситуации для принятия любого решения составляются два списка с позитивными последствиями решения и с негативными последствиями. Попробуем составить два списка

«для будущей жизни Катерины, используя цитаты (на рабочих листах).Сравним со списками на презентации.

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Можно наладить своё существование. Но рядом не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку, эмоции преобладали над разумом. Главным предметом споров вокруг «Грозы» был и остаётся вопрос: Катерина – «луч света» или жертва? САМОУБИЙСТВО КАТЕРИНЫ – ЭТО ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИЛ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА» ИЛИ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МУК ДУШЕВНЫХ?

Ответы обучающихся:

Островский не даёт точного ответа на этот сложный вопрос, он как бы призывает читателя самому поразмышлять над смыслом произошедшего. Иная позиция у режиссёра фильма: изображая муки совести, терзающие Катерину, он переносит основной конфликт из русла социального борения в русло психологическое. Для истинно верующей женщины большей трагедии, чем любовь к чужому мужчине, и представить невозможно, если не иметь в виду смерть близких. Катерина изо всех сил старается не дать над собою власти греховному наваждению. Но доводы рассудка оказываются бессильными. Десять ночей с Борисом – «греховная услада», от которой ничего не остаётся, кроме страха и разочарования. Возвращение Тихона ведёт к кульминации и мгновенной развязке. Встреча с сумасшедшей барыней только приближает развязку.

    ВЫВОД:

    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ – ВНУТРЕННИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ДУШЕ ГЕРОИНИ, КОНФЛИКТ С СОБОЙ, СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ. ПОСЛЕДНЕЕ ПОБЕЖДАЕТ.

  1. Домашнее задание:

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-эссе на тему:

  1. «Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?»