Определение слова серенада. Что такое серенада: в средневековье, в классическом исполнении. Смотреть значение Серенада в других словарях

франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Serenade, Ständchen

\1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" - см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. композиторы.

\2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. Образцами С. могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из "Думок" для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример - С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов - мандолины, лютни, гитары.

\3) Циклич. ансамблевое инстр. произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).

В числе авторов инстр. циклич. С. - М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), А. Дворжак (ор. 22 - для струн. оркестра, ор. 44 - для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 - 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 - для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. оркестра) и др.

\4) Сочинение для пения с инстр., б. ч. орк. сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" - "Il pomo d"oro" Чести), с другой - с торжеств. кантатами. В числе подобных С. - "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d"Ercole e d"Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова серенада

серенада в словаре кроссвордиста

серенада

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

серенада

исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

серенада

серенады, ж. (ит. serenata, букв. вечерняя песня).

    В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе.

    В старой Италии и Испании - песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей раздаются серенады. А. К. Толстой. Тебя ласкать, лелеять и дарить и серенадами ночными тешить. Пушкин.

    В новой европейской музыке - произведение такого стиля для голоса, для отдельного инструмента или для оркестра (муз.). Серенада из оперы Моцарта "Дон-Жуан".

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

серенада

    В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

    Род лирического музыкального произведения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

серенада

    Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).

    1. Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе.

      Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля.

      Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

серенада

СЕРЕНАДА (франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер) песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

Серенада

(франц. sérénade, от итал. serenata, от sera ≈ вечер),

    любовная песня, обращенная к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от «серены» ≈ «вечерней песни» провансальских трубадуров. Была распространена в быту южных романских народов. Твёрдых стихотворных форм С. не выработалось. Певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу («Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.).

    Сольная, реже ансамблевая инструментальная пьеса, воспроизводящая черты вокальной С. (образцы у Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. С. Аренского и др.).

    Циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально создавалось в честь какой-либо особы и предназначалось для исполнения на открытом воздухе; в конце 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии, обычно включает 7≈8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких С. ≈ И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, Х. Вольф, Я. Сибелиус, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др.

    Сочинение для пения с инструментальным, большей частью оркестровым, сопровождением, создававшееся в Западной Европе в 17≈18 вв. в честь каких-либо придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной кантатой.

Википедия

Серенада (балет)

«Серена́да» - одноактный бессюжетный балет Джорджа Баланчина, поставленный в году на музыку Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского. Первый балет, поставленный Баланчиным в Америке, признанный шедевр неоклассической хореографии.

Серенада (значения)

Серенада может означать:

  • Серенада - песня, как правило любовного характера, персонифицированно посвященная женщине
  • Серенада для струнного оркестра - произведение Чайковского 1880 года
  • Серенада - балет Баланчина 1934 года на музыку Чайковского
  • Серенада - короткометражный художественный фильм 1968 года
  • Серенада (фильм, 1956)
  • Серенада - советская радиола

Серенада

Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.

  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса. Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре.

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты, исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела, Алессандро Скарлатти, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Антонио Кальдара. Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году, было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, родственная кассации, дивертисменту и ноктюрну, и главным образом сочиняемая в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют в XX столетии. Обычно такие сочинения легче чем другие сочинения из многих частей для большого ансамбля, где мелодичность более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии, Германии, Австрии и Богемии.

Серенада (короткометражный фильм)

Серенада - короткометражный художественный фильм 1968 года режиссёра Карлтоса Хотивари.

Примеры употребления слова серенада в литературе.

Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины.

Ни соловьиных ночей, ни серенад под балконом, ни тихого семейного счастья мы, упаси Боже, не затрагиваем.

И еще тебе скажу: если б я женился на моей толстухе и кто-нибудь вздумал бы петь у нее под окном серенады , всякие там нежные болеро, я бы тоже не стерпел.

Однажды ночью Фермина Даса проснулась в испуге: под ее окном исполняли серенаду , одинокая скрипка играла один и тот же вальс.

А Лоренсо Даса быстро, пока звучала серенада , оделся, и по ее окончании зазвал к себе в гостиную доктора Урбино и пианиста, одетых, как подобало случаю, в концертные костюмы, и поблагодарил их за серенаду рюмкой доброго коньяка.

Однажды вечером, вскоре после серенады , исполненной на рояле, Лоренсо Даса нашел у себя в прихожей письмо в запечатанном конверте, адресованное его дочери, и с монограммой Хувеналя Урбино на сургучной печати.

Не пеняй, что серенады Остаются без ответа: Сколь твои ни звонки песни, Звонче - звонкая монета.

Вино ли, счастье ли вновь обретенной свободы охмелили Швинда, но он, под утро возвращаясь домой вместе с Шубертом, Бауэрнфельдом и Лахнером, на радостях спел серенаду .

А вот как трогательно и вместе с тем категорично звучит серенада влюбленного Соловья-разбойника из другой - более взрослой - сказки: Выходи, я тебе посвищу серенаду, Кто тебе серенаду еще посвистит?

Тут особенно дорог ему Соловей-разбойник, в которого он перевоплотился со всей романтической страстью: Выходи, я тебе посвищу серенаду !

Именно после этого урока в голову мою полезли несуразные мысли о том, что же такое культура и стоит ли скрещивать пастушескую песнь под монотонный звук рубаба с серенадой Шуберта.

Но вечером, когда на двух кольях натянута черная материя и слабый свет скрытых за ящиками огней освещает сцену, перед зрителями открывается красочная жизнь, безумный вихрь, огневая пляска, страстная серенада под аккомпанемент лютни, шутки такие, что от смеха живот надорвешь, -- и вот уже забыт должок, а курицу злой дух украл, пусть и комедиантам кусок перепадет за то, что устроили такое зрелище, такое веселье!

Сидя бок о бок, рука в руке, они слушали серенаду Шуберта, под которую какая-то мыльная фирма зарифмовывала свои собственные слова.

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся, и ваши беспрестанные серенады , ваши бесчисленные букеты, изумительный фейерверк, который вы устроили для нее на реке, брильянт, который вы ей подарили, представление, которое вы для нее готовите,-- все это красноречивее говорит о вашей любви, чем все те слова, какие вы могли бы сказать ей лично.

Но Ирвин, от природы обладающий непреклонной и деспотичной веселостью, увлекает нас с Саймоном к этим порочным огням - В Бомбейском Клубе десяток безумных мексиканских девиц танцуют под дождем бросаемых песо ввинчивая свои вращающиеся зады прямо в мужскую толпу, иногда хватают мужчин за ширинку, под звуки невероятно меланхоличного оркестра выдувающего из своих труб печальные песенки со своего скорбного помоста - На лицах трубачей отсутствует всякое выражение, скучающий барабанщик отстукивает ум-ца-ум-ца, вокалисту кажется что он в Ногалесе и распевает серенады звездам, но на самом-то деле он торчит в сквернейшей из трущоб и голос его просто сдувает грязь с наших губ - И с губ шлюх, стоящих рядами за углом Бомбея, у щербатой стены кишащей клопами и тараканами, и призывно окликающих прогуливающихся похотливцев, снующих туда обратно пытаясь разглядеть во тьме лица девушек - Саймон, одетый в ярко рыжую спортивную куртку, романтично вытанцовывает разбрасывая свои песо по всему полу и отвешивая поклоны черноволосым

Исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Серенада. 1, ор. 11 , И. Брамс , Серенада. 1, ор. 11, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: оркестр Тональность: Ре мажор Длительность: 45 Воспроизведено в оригинальной авторскойорфографии издания 1857… Категория: Ювелирное искусство Издатель:
serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс , Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, родственная кассации, дивертисменту и ноктюрну, и главным образом сочиняемая в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют в XX столетии. Обычно такие сочинения легче чем другие сочинения из многих частей для большого ансамбля (например, симфония), где мелодичность более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Напишите отзыв о статье "Серенада"

Литература

Отрывок, характеризующий Серенада

– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.

Словарь Ушакова

Серенада

серена да , серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня).

1. В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе.

2. В старой Италии и Испании - песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. «От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей раздаются серенады.» А.К.Толстой . «Тебя ласкать, лелеять и дарить и серенадами ночными тешить.» Пушкин .

| В новой европейской музыке - произведение такого стиля для голоса, для отдельного инструмента или для оркестра (муз. ). Серенада из оперы Моцарта "Дон-Жуан".

Словарь музыкальных терминов

Серенада

(фр. sera - вечер)

1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании.

2. В XVII-XVIII вв. - жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцарта).

3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Серенада

Ы, ж.

Лирическое музыкальное произведение.

* Петь серенады. *

Энциклопедический словарь

Серенада

(франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

Словарь Ожегова

СЕРЕНА ДА, ы, ж.

1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

2. Род лирического музыкального произведения.