Образование мордовского народа. Мордва характерные черты

Мой отец, корни которого тянутся из Нижегородской области, по паспорту мордвин, в то время, как его родные братья по паспорту русские) В роду у него были, как очень высокие и очень светлые, так и невысокие темноглазые брюнеты. Так что однозначно сказать, какими были первопредки и от каких племен они пошли весьма сложно, хотя понятно, что в разные исторические периоды с мордовским племенами роднились различные племена Европы и Азии, даже из тех, кто принес каплю африканской крови, разделивших моего отца черными кудрявыми волосами при его то серо-голубых глазах.

Моя русская по паспорту и официальной родословной мать – родившись сероглазый блондинкой, к зрелости стала темной каштановой и зеленоглазой, легко загорает и долго держит загар, а уж нос стал почти как у Жерара Депардье. Я как и полагается по законам генетики стала тёмно-русой, с прямыми тонкими волосами и серо-голубыми глазами, унаследовав преимущественно папины родинки, но зубы и кисти рук от маминой сестры, да и плечи бывшие с детства покатыми и узкими – с годами раздались, как у спортсменки. В общем во мне проявились признаки многих родственников, вплоть до того, что на некоторых фото и видео мне было трудно себя узнавать.

Питание, настроение и образ жизни сильно влияют на мой внешний вид, делая меня похожей то на одних родственников, то на других! Я прям почти какой-то хамелеон, понимающий, что настроение сильно влияет на мой фенотип. Однажды у меня на макушке вырос длинный и очень толстый седой волос, как у моей мамы, но я его вырвала с особой ненавистью к седине, которой у меня никогда не было и этот волос не появляется уже несколько лет. Как-то перезвонила на солнце, да так что обгорела и у меня на лице появилась парочка выпуклых родинок, причем одна из них была как у соседки, старой девы, которая живёт подо мной и пожертвовала своей личной квартирой и т.п ради своей племянницы! В общем я вытравливала эти противные родинки уксусной кислотой, настойкой чистотела и жидким азотом. Если на носу мелкая отвалилась быстро, то на щеке сопротивлялась долго, но тоже погибла вместе с корнем. Позже, когда мне пришло осознание, что многие люди, являясь соседями и родственниками по крови – ничего толком не знают о своих родословных и родстве, да и чувствовать, догадываться не хотят, если нет прямой выгоды. Да и чему удивляться, если даже близкие и двоюродные бывают такими, что ведут себя по отношению друг к другу, как скрытые и опасные враги?! Насмотрелась я тут в Москве, как люди живут и выживают одной выгодой, что на чисто человеческие чувства и социальную ответственность сил у большинства не остаётся, да и все упирается в деньги, перспективность и связи. Была бы чуть помоложе – уехала бы в хутор к бабушке, а может нашла бы мужика, который детей любит и если бы не нарожали бы, то хоть за вдовца с детьми бы замуж вышла или бы удочерили и усыновили, но жили бы большой дружной семьей в большом доме с печкой, чтобы было где детям дружить и играть, учиться и развиваться! С московским алкоголиком разве жизнь, если родного ребенка игнорирует, а на мне зло срывал и в пример мне ставил гулящих и пьющих, а ещё тех, кому мамы с папами все проплатили и обустроили?! Жаль, что только ко второй половине жизни приходит осознание, что настоящие ценности вечные и древние, как сама жизнь, а те кто при родителях и родне кровной сам как сирота, тем и уезжать надо из города грехов, да тоже сирот поднимать, ведь честно своих нарожать и выплатить ни зарплаты, ни условия, ни законы не позволят. Кто я по нации? Суржик, мешанина кровей, россиянка, которую за свою здесь никто не примет, потому что невыгодно!

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Если кто то вам скажет, что есть такая страна- "Укробелия", и есть народ- "Укробелы" со своим "Укробельским" языком, то вы ему, естественно не поверите.
Тем более вы не поверите идиоту заявляющему, что есть народ "ещё круче"- "Росбелукры" с своей "Росбелукрией" и "Росбелукрским" языком.

Но вы исренне верите внешне не похожим на идиотов, авторитетным в обществе людям, когда они вам рассказывают то же самое, но только говорят, что этот "крутой народ" есть не сегодня, а существовал "когда то давно".
Даже "очень давно".
А потом он "распался", и язык его "распался", и страна его "распалась".

А эти "авторитетные"- как раз и есть- хранители памяти сокровенной и желатели "воссоединения" того, что раньше было одним целым.
А то, что объективные научные данные это опровергают, их мало беспокоит- во- первых- кто ту историю знает, и сколько их- тех- "сильно умных" и "ишшо очки надел" которых?
А во- вторых- знание это всё равно их не поколеблет, потому что "Умом это желание (воссоединения того, что ранее никогда не было целым),- не понять и аршином общим не измерить".
Приблизительно как в этой сказке:
Сказка. Из ненайденной библиотеки Ивана Грозного. (Апокриф)

Так что пока остановимся на наших днях.
Вот здесь перепост статьи представителя "летописного", и по официальной версии "уже давно чудесным образом обратившегося в славян" финно- угорского народа
(ближайшие "родственники" по языку и культуре- финны, эстонцы).
Только не говорите, что таких чудес не бывает.
Это на бездуховном Западе, например,- шведу ни за что не "обратится", да и незачем "обращаться" в, опять же например,- в итальянца или поляка.
А вот у нас- это как "два пальца обосфальт" , как "с добрым утром",- не то что в древности (как соврал когда-то Крамзин, и многие в это "чудо" до сих пор верят- ещё в 12м веке- "Весь, меря, мурома наконец обратились в славян" ) - каждый день у нас на глазах происходит.
Взять хотя бы когда то в молодости бывшего простым эрзянским парнем, а сегодня "чудесным образом" уже славянина и русского Кирилла (Гундяева).
Вы посмотрите в его честные глаза, когда он, приезжая к нам в Киев, так проникновенно и убедительно говорит про свою славянскую душу и культуру.
Только учёный дурак не поверит.

Правда, когда он у себя, в России иногда приезжает на свою "малую Родину"- "Родину предков"- на могилы дедов- прадедов, то там, своим землякам, он рассказывает, что-
-"Я такой же как и вы- мордвин. Всегда помню об этом, потому как негоже отрекаться от рода своего по отцу и матери".
Но то пустое... кто его там, кроме местных корреспондентов слышит...
Да и народа такого- "мордва" в природе нет вообще.
Кому, как эрзянину Гундяеву, это не знать...
Разве что славянину Кириллу...

Вот такая симфония духа и непознанность глубин души славянской (она же, по совместительству и финно- угорская - по мере нужды и обстоятельств).

А сейчас,- читайте:

Оригинал взят у erzianj_jurnal в Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.

Вчера вышла статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 159 от 27.08.2009 «Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.


Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

Будущий патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде, но считает родной для себя лукояновскую землю, куда не раз приезжал.

Село Оброчное – это наше родовое гнездо. Место, где жили мой дед, мой отец, – признался Митрополит Кирилл в беседе с редактором «Известий Мордовии». – Я приезжал сюда, будучи мальчиком, юношей. Потом, после долгого перерыва, в 1969 году, когда умер мой дед, я приехал в Оброчное его отпевать уже священником…

Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений....
http://otechestvo.org.ua/main/20117/2109.htm

* * *
Даль Владимир Иванович
С.П.б. 12 Nоября 1848

Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.

Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.

* * *
"Узнать правду - не унизительно. Адекватная самооценка - элементарно полезна".

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.

Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

На вопрос Национальность мордвин.Какая у них внешность? заданный автором *Яна лучший ответ это мордатые наверно
Михаил Маркелов
Ученик
(208)
Как говорится "сила есть, а ум не нужен"..

Ответ от Клирос [гуру]
темные волосы, чаще карие глаза, встречаются также такие, со слегка монголойдной внешностью. плотное чаще всего телосложенние, небольшой рост, круглая форма черепа, широкие лица


Ответ от Александр Панюшкин [гуру]
Вполне славянская. У моей двоюродной сестры муж - мордвин, никаких вопросов нет по внешности. Да и какая разница?


Ответ от философия [гуру]
в основном как славяне... но немного азиатского как бы.... Они вообще фино-уйгурская группа насколько помню


Ответ от Евровидение [гуру]
Как и у всех русских почти. Скуластые, широколицые. Некоторые, вроде меня (тоже мордовец) , похожи на чеченцев.


Ответ от Пользователь удален [активный]
интересно что в древнем мире и раннем средневековье в поволжье, на оке, и во всём регионе обитали индоевропейцы, в том числе и славяне кажется, так что в любом случаи мордвины должны быть сильно похожи на славян


Ответ от Ўшкова Надежда [гуру]
Большинство мордвин являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп. Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы, для которого характерны мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья. Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы. Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру.
И. Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины).


Ответ от Марина Сытная [активный]
вот вы глупые люди))


Ответ от Владислав Канашский [эксперт]
Русские и есть мордва, т. е. представители финно-угорских народов, которых сделали крепостными киевские князья. До Екатерины II назывались москвитянами, а после указа Екатерины - русскими (чьи). Славянских народов на территории России не было и нет, как нет у бывших крепостных русских своей Республики. .."В Московской части в улице Больших Пеньков (так называлась в старину Разъезжая ул,), в доме № 174, - публиковалось в 1802 г., -продаются муж с женою от 40-45 лет, доброго поведения, и молодая бурая лошадь". ссылка


Ответ от Егорова Татьяна [новичек]
Какая внешность- приятная во всем. 50/50 брюнеты и блондины иногда с вьющимися волосами. Лица широкие открытые. Цвет глаз приимущественно светлые. Телосложение крепкое, рост средний редко высокий.. Что бы по внешности определить национальность возможно только самой мордве. Мои личные наблюдения. Мокша в основном блондины.


Ответ от Horatio [гуру]
Европейская


Ответ от Майор [новичек]
не порите чушь.... учите историю генотип мордвы разный, есть эрзя.... светлокожие.... северные, с языком санскрита, мокша, с монголоидной внешностью, с тюркским наречьем, шокша... волгоград... практически татары, и каратаи.... из прикаспия.... отальные выводы делайте сами.... ПО ЭРЗЯНСКИ... мон карман ловномо.... я буду читать, санскрит.... мане кармас левто ме


Ответ от Наталья [активный]
Мордва- эрзя цвет волос от блондина до светлорусого, глаза голубые.


Ответ от ИРИНА [новичек]
Вот необразованные чушь всякая. Какая монголоидная внешность? Сами вы монголоиды. Почитайте что это такое. Это фино-венгры. Типажи разные от блондинов со светлыми глазами до брюнетов с карими глазами и темно карими со смуглым цветом (Южные) на севере более светлые. но и там и там встречаются такие. Если у самих славян широкая лицевая кость. Форма глаз бывает чуть заужена (север ветра, юг-солнце), от славян отличить сложно. На юге много славян с узким разрезом глаз, это пол-Украины той же. Какие чеченцы


Ответ от Милена мырочкина [новичек]
Знакомые (из Саранска приехали) говорят, что для мордвы характерны глаза с немного опущенными краями век, как бы нависающие что ли... Правда ли есть какая то особенность в глазах?


Ответ от Ѕ Х [гуру]
Мокша - каштановые и русые волосы, часто вьются, узкий или средний череп, скулы выделены, глаза карие, зеленые, голубые, часто веснушки. Эрзя - светлорусые, узкий или средний череп, скулы выделены, глаза от голубых до зеленых, нос прямой.
От русских среднеевропейской полосы практически не отличаются, не узнаете, пока сами не скажут, что не русские.
На фото - эрзя Валерий Борчин и мокша Александр Пудин