Музей современной истории россии. Государственный центральный музей современной истории россии (музей революции ссср) Фамилия первого директора музея революции




Государственный центральный музей современной истории России - вчера, сегодня, завтра

Государственный центральный музей современной истории России - музей федерального значения. Основан в 1917 году. Открыт в 1924 году как Музей Революции СССР в здании - памятнике архитектуры позднего классицизма конца XVIII века, в котором в 1831-1918 гг. размещался Английский дворянский клуб.

Днем рождения музея считается 21 марта (8 марта по старому стилю) 1917 года, когда директор музея Всероссийского Союза городов, известный журналист В.П. Кранихфельд обратился к председателю Исполнительного Комитета Московских общественных организаций Н.М. Кишкину с предложением «безотлагательно созвать совещание из представителей исторической науки и существующих в Москве музеев с целью научной и практической разработки вопроса о создании в Москве Музея революции». На совещании, которое состоялось 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1917 года, было создано Общество Музея революции, объединившее людей различных политических убеждений: прогрессивных ученых, деятелей культуры, писателей и публицистов, представителей различных течений русского революционно - освободительного движения. Именно тогда были определены основные направления деятельности будущего Музея: собирать разноплановые источники и всесторонне изучать историю русского освободительного движения. В 1922 году в помещении бывшего Английского клуба открылась выставка «Красная Москва». Вскоре она была преобразована в Историко-революционный музей Москвы, затем Историко-революционный музей, который с 1924 года стал называться Государственным музеем революции СССР. Его главной задачей было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века до победы Октябрьской революции. Его первым директором стал С.И. Мицкевич, публицист, врач по специальности, профессор Московского университета, один из организаторов Московского рабочего союза. С момента открытия музей активно собирал фонды, открывал экспозиции, посвященные крестьянским войнам под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва, восстанию декабристов, деятельности революционных демократов и народовольцев, трём российским революциям, гражданской войне. В 1927 г. задачи музея были существенно расширены: кроме истории революционного движения музей стал показывать историю социалистического строительства и достижения нового общества. В 1920 и 1930-е годы музей был очень популярен в стране, его активно посещали зарубежные делегации, известные политики, деятели международного революционного движения, писатели и поэты. Самые известные художники дарили ему свои работы. Так Илья Ефимович Репин прислал в дар музею свои картины «9 января», «Красные похороны», «17 октября 1905 г.», «Царская виселица».

К началу Великой Отечественной войны музей занимал одно из лидирующих мест среди музеев страны исторического профиля, имел филиалы «Подпольная типография ЦК РСДРП» и «Историко-революционный музей «Красная Пресня». Фондовые коллекции музея к 1941 году составили 1 миллион музейных предметов.

Война изменила всю деятельность музея. Его коллектив сократился в три раза, экспозиция была свернута, большая часть коллекций эвакуирована. Однако, уже в начале июля 1941 года в стенах музея была открыта выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма». Только в 1942 году музей и его филиалы приняли 423,5 тыс. посетителей, во дворе музея было установлено трофейное оружие: аэроплан, пушки, танк, пулеметы, минометы. Их осматривали более 1500 человек ежедневно. С 1944 года начала восстанавливаться экспозиция. Однако профиль музея несколько изменился. По решению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 12 февраля 1947 года музей перестал заниматься проблемами истории революционно-освободительной борьбы в России и перешел к проблемам истории российской социал-демократии, трех российских революций и советского общества. Материалы фондов, не соответствующие новой концепции (более 30 тыс. музейных предметов), были переданы в Государственный исторический музей, а также в Библиотеку иностранной литературы и в Главное архивное управление. Одновременно с экспозицией с 1939 г. по 1955 год в музее экспонировалась выставка подарков И.В. Сталину. Заметные изменения в деятельности музея произошли после ХХ съезда КПСС (1956 г.) и разоблачения культа личности: музей восстановил в своих экспозициях некоторые имена, стал более объективно показывать явления недавнего прошлого. В начале 1960-х годов экспозиция музея была доведена до современности. В эти же годы стали активно разрабатываться новые для музея темы, связанные, прежде всего, с социальным развитием общества: уровнем жизни населения, культурой, здравоохранением, образованием, охраной окружающей среды и др. С 1968 г. музей получил наименование Центральный музей революции СССР. В 1969 г. он первым среди музеев страны получил статус научно-исследовательского учреждения.

За выдающиеся заслуги в деле просвещения Центральный Музей революции СССР был удостоен государственных наград.

В 1978 г. в структуре музея была образована лаборатория музееведения, музееведческий центр широкого профиля для разработки общетеоретических, методических, организационных проблем музееведения, истории и организации музейного дела и музееведческой мысли и оказания методической помощи музеям страны. Первым сборником лаборатории музееведения был «Научное проектирование экспозиции по истории советского общества» (Научные труды ЦМР СССР. 1981 г.). Сотрудники лаборатории принимали активное участие во всех этапах работы объединенных оперативной и рабочей групп Министерства культуры СССР по разработке и внедрению в музейную практику АИС - «Памятник». Ими было разработано информационное и лингвистическое обеспечение каталогов «Знамена» и «Живопись». В 1984 г. началась работа над темой «История музейного дела в СССР». Вышли работы, посвященные музейному строительству, экспозиционно-выставочной и фондовой работе музеев. В 1986 г. был издан сборник «Терминологические проблемы музееведении» и словарь «Музейные термины». В 1988 г. был подготовлен информационно-справочный каталог «Исторические и краеведческие музеи СССР», в 1990 – каталог «Исторические музеи союзных стран». В начале 1990-х гг. были переизданы работы отечественных музееведов первой половины ХХ в., ставшие к тому времени библиографической редкостью. Во второй половине 1980-х – 1990-х гг., в связи с кардинальными изменениями в жизни страны, музей полностью отказался от идеологической пропаганды и, одним из первых в стране, предоставил для широкого использования свой спецхран, 70 тыс. документальных памятников которого вошли в научный оборот. В начале 1990-x гг. в музее была создана целая серия выставок по различным историческим периодам, ставших подготовкой к новой экспозиции музея, которая сегодня охватывает период с середины ХIХ века до настоящего времени.

1998 год стал важной вехой в истории музея. Он стал называться - Государственный центральный музей современной истории России. Была разработана новая концепция развития музея и создана современная экспозиция, глубоко и объективно анализирующая прошлое, отличающаяся ярким художественным решением и использованием самых современных технических средств – компьютерных технологий, аудио и видеотехники.

В настоящее время ГЦМСИР является научным и методическим центром по изучению и музейному представлению проблем новейшей истории России. В музее проводятся исторические, источниковедческие и музееведческие исследования, конференции и семинары музейных работников России по актуальным проблемам деятельности музеев, осуществляются публикации научных трудов и материалов конференций по следующим направлениям:
Изучение и музейное отражение особенностей развития российской цивилизации второй половины XIX - XXI вв.;
Исследования в области истории, теории и методики музейного дела, музейного источниковедения, социокультурных функций музея;
Изучение состава и содержания фондовых коллекций музея, введение в научный оборот новых источников, использование современных компьютерных технологий.

Конференции проводятся на базе ГЦМСИР и крупнейших региональных историко-краеведческих музеев страны. В 2004-2009 гг. состоялись научно–практические конференции: «Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона (на базе Ростовского областного краеведческого музея), «Роль музеев в реализации государственной программы патриотического воспитания граждан РФ в 2001-2005 гг.» (на базе Белгородского государственного историко-краеведческого музея), «Музеи. Партнерство–сообщество–развитие» (на базе Музея Мирового океана в г. Калининграде), «Символика–этнос–государственность» совместно с Геральдическим советом при Президенте РФ (на базе Государственного Эрмитажа и Российского музея этнографии, в г. Санкт.-Петербурге), «Историческое знание и музеи» (на базе Брянского областного краеведческого музея), «От Музея о прошлом к Музею настоящего» (международный научно-практический семинар, Москва). Материалы конференций публикуются и имеются в продаже.

Ежегодно в музее проводятся «Декабрьские чтения», на которых обсуждаются результаты научно-исследовательской работы, концепции экспозиций и выставок. На них выступают сотрудники музея, ведущих научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Материалы чтений также издаются.

Государственный центральный музей современной истории России (Музей Революции СССР)

Где находится (адрес)
125009, Москва, Тверская улица, 21

Ближайшие станции метро
метро «Пушкинская»,
метро «Тверская»,
метро «Чеховская»

Дни и часы работы музея
Залы музея открыты для посетителей 6 дней в неделю:
вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 11.00 до 19.00,
касса до 18.30,
четверг - с 12.00 до 21.00,
касса до 20.30.
Выходной – понедельник, последняя пятница месяца.

Открывший свои двери в марте 1917 года, Государственный центральный музей современной истории изначально планировался как Музей Революции. Совещание деятелей мира искусства и науки, созванное директором музея Всероссийского Союза городов, определило основные направления работы современного музея: сбор исторических источников и подробный анализ истории нашего государства.

Музей быстро обрел популярность не только среди жителей Москвы, но и среди зарубежных историков и ученых. В 30-ые годы музей активно посещали делегации заграничных исследователей, писателей и деятелей революционного движения. Известные художники со всего мира дарили музею свои работы. Например, И.Е. Репин, приславший в дар Государственному центральному музею 4 свои работы.

До 1927 года основные выставки музея были исключительно посвящены описанию и истории революционного движения. Начиная с 1927 года, Государственный центральный музей расширил сферу своей исследовательской деятельности. К 1941 году основной фонд музея составлял 1 миллион предметов. К сожалению, Великая Отечественная война втрое сократила коллекцию музея. С 1950 года музей отказался от концепции изучения революционных движений и передал большую часть собранной коллекции в Государственный исторический музей.

Современный музей представляет собой многофункциональный музейный комплекс, включающий в себя выставочные залы и площадки, оборудованные по последнему слову техники. На территории здания проводятся различные выставки и концерты, а также работает свободный лекторий.


В 2016 году открыта экспозиция, посвященная современному периоду нашей истории. Это первый опыт музейной презентации новейшего периода российской истории с 1985 по настоящее время. Главная идея проекта — дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России.

Экспозиция приглашает посетителя к размышлению о месте и роли нашей страны в динамично меняющемся мире и задачах, стоящих перед ней в XXI веке. Особенностью проекта является сочетание подлинных музейных предметов и современных мультимедийных технологий.

Интегрированные в экспозиционное пространство многоуровневые интерактивные образовательные программы, составленные на основе документальной хроники, фрагментов интервью, наглядных графиков и диаграмм, помогают «оживить» историю. Благодаря этому экспозиция не только передает атмосферу времени, но и позволяет почувствовать, что история создается буквально на наших глазах.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 250 рублей;
  • льготный — 100 рублей.

Осенью 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, в ходе которой большевики свергли последнего российского самодержца Николая II. Изменился ход развития России и всего мира. Появился принципиально новый строй, отрицающий капиталистические устои. В Москве есть учреждение культуры, название и содержание которого возвращает зрителя к тем бурным временам. Это Музей революции на Тверской-Ямской, 21. С 1998 года - Государственный центральный (далее, для краткости, Музей революции).

Броневик и Козявка

В октябрьской поэме «Хорошо» поэт Владимир Маяковский писал: «Которые тут временные! Слазь! Кончилось ваше время!» Непосвященные думают: "Музей Октябрьской революции, расположенный в старинном особняке, рассказывает исключительно о штурме Зимнего дворца, залпе «Авроры», ленинском броневике". Это не совсем так. Поражает богатство разноплановых экспозиций, повествующих об экономическом и социально политическом развитии России конца XIX - начала XX вв., приоритетах современной России, преемственности поколений. Посетители отмечают доброжелательность и профессионализм гидов. Экскурсоводы не тяготеют к приукрашиванию идей социализма. Просто рассказывают, как все происходило.

Оружие, одежда, интерьер ресторана, куда, случалось, захаживали бабушки и дедушки, чучело собаки Козявки, которая летала в космос, - тридцать залов нереально увлекательного путешествия в прошлое. Есть мнение: канувший в лету период современной истории страны выглядит весомо, зримо, но не грубо. Детям нравится смотреть диафильмы, а родителям - ностальгировать. Пользуются популярностью кафе-музей с продуктами, о которых теперь говорят «натуральные, не то что…», конфеты, изготовленные по рецепту сорокалетней давности.

Примечательное здание

Большинство посетителей уходят с намерением рекомендовать друзьям посетить Музей революции. В Москве на Тверской им было хорошо: познавательно, никакой суеты и пошлости. Кстати, есть зал, где рассказывается о судьбе самого здания. Оно построено в XVIII веке. Довольно хорошо сохранилось снаружи и изнутри. Видывало разных владельцев и посетителей. Хозяином старой усадьбы был поэт, драматург Михаил Херасков (сохранились и более ранние сведения), который продал ее графу, генерал-майору Льву Разумовскому.

Основное строение (главный дом) возвели при Екатерине Великой (1777-1780 гг.). Позже известный среди архитекторов того времени Адам Менелас добавил дополнительные крылья. Вышла усадьба в стиле, характерном для зрелого классицизма. Вторжение армии Наполеона не пощадило красоту. Перестройку поручили архитектору Доменико Жилярди. К слову, есть еще один музей. На он распахивает двери всем, кому интересно узнать об Отечественной войне 1812 года. Но вернемся к теме. Когда Разумовский умер, вдова передала архитектурное наследие своему брату Николаю Вяземскому. Николай Григорьевич переуступил постройки Московскому Английскому клубу (1831). Вплоть до 1917 года там проводили светские тусовки мужчины дворянского происхождения. Одно время беспорядочно разросшиеся торговые постройки закрывали красивый фасад (приходилось блуждать в поисках входа).

Новая дворцовая жизнь

История Музея революции началась вскоре после пламенных событий Октября. Было решено формировать фонды материалов по русскому освободительному движению, всесторонне изучать накопленные сведения. В остаточном виде (на небольших площадях) клуб действовал еще в начале 1918 года. Но прошлое уступило место будущему. Новые указы, решения шли потоком. Самое первое распоряжением, которое выпустила Комиссия по охране памятников искусства и старины при Наркомпросе касалось сохранения архитектурного облика усадьбы, отданной под культурное заведение. Торговые точки, некогда вероломно выросшие перед дворцом, снесли. Фасад вновь блеснул величием.

По-иному «зазвучали» и залы Английского клуба: здесь теперь работал Первая выставка в учреждении имени революции открылась в ноябре 1922-го и называлась «Красная Москва». Бытописатель столицы Владимир Гиляровский рассказывал, что открытие состоялось в шесть вечера. Зажгли электричество. В залах, несколько лет стоявших без отопления, будто потеплело. Посетители нового образца были совершенно не похожи на прежних обитателей: в военных шинелях, кожаных куртках, пальто они деловито расхаживали по недавнему «царству праздности».

Иного нет у нас пути, в коммуне остановка

Народ с гордостью любовался красными флагами и грозным оружием восстания, развешанным по старинным мраморным стенам. Старую портретную украсили картинные изображения и фотографии героев «десяти дней, которые потрясли мир» (так охарактеризовал события американский журналист Джон Рид). Среди гостей были женщины (чего не могло быть в бытность Английского клуба).

Все радовались, что появился новый музей. Революции в выставочных витринах и тематических уголках было очень много: солдаты, матросы, рождение нового мира! Многие узнавали друг друга на боевых снимках. Собранные единицы хранения стали основой экспозиции Историко-революционного музея Москвы. В 1924 году учреждение стало Государственным музеем революции. Первый руководитель Сергей Мицкевич - известная личность. Русский революционер, мастер публицистического жанра, историк, профессор Московского университета. Организатор Московского рабочего союза.

Чем дальше в социализм

Музей революции в Москве широко освещал тематику массовых выступлений крестьян против дворянско-помещичьего государства (примечательно: их предводители Степан Разин и родились в станице Зимовейской-на-Дону с разницей в сто лет). Можно было расширить личные познания о декабристском движении, народовольцах, разобраться в «дебрях» событий русских революций, гражданской войны. Это были самые старые экспозиции, которыми располагал Музей революции.

В Москве понимали: постепенно накапливающийся опыт строительства социализма нужно систематизировать, активно популяризировать. С 1927 года тематические рамки расширили. Десятки лет подряд мир развивающегося (а затем и привлекал не только граждан Советского Союза, но и зарубежных гостей.

Подарок Репина

Отдельные государственные деятели, большие делегации из капиталистических, социалистических, развивающихся стран, писатели, художники, скульпторы, театральные деятели, «пролетарии всех стран» считали своим долгом посетить Музей революции. Некоторые гости приходили не с пустыми руками. Так экспозиция пополнилась пропитанными бунтарским духом картинами «9 января», «Красные похороны» и другие. Их подарил знаменитый живописец Илья Репин.

Любящие граждане СССР и дружественных стран несли дары вождю государства Иосифу Сталину. Многие из них отличались налетом идейности: телефон в виде Земного шара, телефонная трубка-молот, часы, украшенные маленьким золотым танком Т-34. Выставка подарков действовала с 39-го про 55-й годы XX века. Необычный ассортимент пользуется популярностью у зрителей и в наши дни. В 1941 году музей уже значился в безусловных лидерах среди подобных учреждений. Фонды насчитывали один миллион предметов. Открылись филиалы.

Поделились наработками

Великая Отечественная война (1941-1945) внесла крутые коррективы в научно-просветительскую деятельность, которую вел музей. Революции не произошло, просто львиная доля фондов уехала глубоко в тыл. Число сотрудников сократили почти в три раза. Но работа не останавливалась. В июле 41-го вниманию посетителей предлагалась выставка, повествующая о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И головной центр, и филиалы встречали и провожали экскурсантов в течение всех военных лет.

Враг рвался к Москве. Музейщики противостояли ему доступным им способом: рассказывая людям о героизме советских воинов. Статистика посещений гласит: число посетителей за 1942 год - 423, 5 тыс. человек.

Функционировала экспозиция под открытым небом (пушки, минометы и другая техника Красной армии и вражеские трофеи). К обычному ритму работы вернулись в 1944-м. Произошло частичное перепрофилирование: материалы, отображающие особенности революционно-освободительного движения рассредоточили. Одни «ушли» в ГАУ (Главное архивное управление), другие - в Государственный исторический музей, известный в народе как Музей революции на Красной Площади, третьи - благодарно приняты Библиотекой иностранной литературы. Сам отправитель сосредоточился на изучении идейного течения, известного под названием русского социал-демократического. Еще нужно было разобраться в тонкостях развития, свойственных обществу справедливости, свободы и равенства.

Приблизились к объективности

Известно, что некогда часть достойных памяти имен находилась в опале: процветало преувеличение значения вклада Иосифа Джугашвили (Сталина) в достижения страны. В 1959 году, после знаменитого XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, венценосную личность развенчали. Экскурсионные тексты стали смелее, объективнее. Кто посещал учреждение в самом начале 1960-х, помнит: выставлялось огромное количество экспонатуры, рассказывающей о развитии здравоохранения, образования. Посетители узнавали, как в условиях роста промышленности охраняют окружающую среду, что происходит в отрасли «культура», во сколько раз увеличилось благосостояние советских граждан.

В 1968 году произошло еще одно переименование: на вывеске появилась надпись «Центральный музей революции СССР». В следующем году ему предоставили право проведения научных исследований. Высокий статус НИИ учреждению-хранителю наследия веков присвоили впервые. Солидный уровень деятельности оценивался наградами государственного уровня. Была открыта лаборатория музееведения (1984), приступившая к исследованиям истории музейного дела в Советском Союзе.

Есть ли жизнь вне идеологии?

Общественно-политические процессы страны образца середины 1980-х прервали «преемственность поколений». Новая трактовка прошлого, отступление от намеченного пути к коммунизму и другие современные веяния подтолкнули к отказу от идеологизации и пропаганды. Специальные хранилища были открыты для всеобщего обозрения.

В 1998 году Музей Революции кардинально перестроил экспозиции. ГЦМСИР стал крупным научно-методическим центром, принимающим делегатов тематических совещаний, проводящим научно-практические занятия. За расширением опыта сюда приезжают музейные работники из самых разных уголков страны. Все заинтересованные физические и юридические лица могут рассчитывать на получение методических рекомендаций, прохождение профессионального тренинга.

16 лет в Москве и хождения туда-сюда, туда-сюда, как у Жени Лукашина, мимо бывшего Английского клуба, чтобы, наконец, войти внутрь и вот, знаменитый двор, красно-белый полукруг особняка, стоишь, переминаешься, думаешь, ну, как так, просто взять и войти? Куда и Гиляровского не то, что бы пускали, а, скорее, допускали, где Александр Сергеич сижывал, где тов Толстой раз проигрался так, что пришлось выручать, а не то серьёзно. О чем здесь шептались масоны и, видимо, не без хозяина дома Хераскова, неизвестно, но дело кончилось арестом, а в доме до сих пор шепоток. Много здесь было крикнуто, сплакано, говорено, пробормотано, спето, сказано, подслушано, да что там, и съедено было прилично, а уж выпито. И это невозможно не чувствовать, хоть и кипит совсем современная история, куда уж современней. Ну где ещё в одном месте можно повидать и Путина, и Ельцина, и Старовойтову, Листьева, Холодова, Горбачёва, главмуфтия, буддиста, раввина, пикник «Афиши», Гагарина, гитару Скляра, кривляния Пелевина, монеты с Чайковским, Цветаевой, Вахтанговым, Улановой, перестроечные плакаты, пропуск для передвижения по Москве августа 1991, предвыборный фарфор и даже робота-экскурсовода, который радостно соглашается на предложение обниматься, а на вопрос «можно ли хулиганить» аккуратно уходит от ответа «не сегодня». Николаю II и тем временам предусмотрительно отвели пару залов в отдалении, где винегрет из всего и сразу - фотографии императорской четы, Чернышевский и что делать, речи нижегородских рабочих на суде, порка крепостных, социалдемокрабпартия, русско-турецкая война, нарастание напряжения с Японией, Кругобайкальская железная дорога, абхазские алфавиты, сабли, лапти, серпы, старые карты, плакаты и даже расписание проезда его императорского величества с подробными указаниями встречающим. Можно сказать, что экспозиция музея довольно сумбурная, галопом по верхам, а местами где-то даже странная до неприятия - плакат с вооружённым солдатом с надписью «Вежливость города берёт» (?), всё сразу и в кучу - эпохи, режимы, съёзды, революции, войны, свержения, коронации, культура, политика, история, патриотизм. Педантам здесь, наверное, не понравится, этакий суп буйабес. Но именно контрастами музей и интересен, можно вдохновиться какой-то темой и уже дома спокойно её покопать, углубиться, порыть источники. И, мне кажется, это прекрасный музей для первого знакомства подросших детей с историей в занимательном и сжатом формате, которых наверняка заинтересуют яркие стенды, динамичные стойки с фотоколлажами, прозрачный пол, под которым ураганные события перестройки с камнями, пулями и обрывками газет, саркастические плакаты, какие-то граффити на полу, вояки, космонавты, яркие костюмы, и, конечно, много интерактива, экраны, на которые можно нажимать, наушники, кричащие трибуны аудиофоном. Кому-то музей может показаться поверхностным и пустым, и где-то излишне жмущим на патриотическую струну, но людям 70-90х гг. выпуска будет занятно провести черту между прошлым и нынешним. Это не музей-хрестоматия, но музей-настроение. Наверное, дух былых времён и сейчас пузырится и не даёт серьёзнеть и поучать. Место такое, весёлое.