Народы пришедшие из за урала. Коренные народы Южного Урала. Башкирский этнос

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.

Эта дата предназначается для того, чтобы отдать должное богатству культур коренных народов и подумать о решении проблем, связанных с притеснением малых национальностей.

Этнографы сходятся во мнении, что коренным народом Южного Урала являются башкиры. Сегодня башкирскому этносу ничего не угрожает - с точки зрения закона все граждане Российской Федерации равны вне зависимости от национальности. А вот веками создававшаяся культура может со временем раствориться в ритме современной жизни.

Большинство башкир проживают в республике Башкортостан, и лишь небольшая часть - в Челябинской и Курганской областях: по материалам переписи 2010 года башкирами себя считают примерно 163 тысячи южноуральцев.

Самые яркие грани культуры народа - это его легенды, одежда и кухня. С ними и познакомимся.

Скоро сказка сказывается…

Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал-батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт - значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр - всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.

Пир горой

Башкиры издревле занимались скотоводством, а если был поблизости лес - то и пчеловодством. Поэтому практически во всех блюдах национальной кухни присутствует мясо, предпочтительно баранина или конина, а большинство сладостей и напитков делают на меду. Традиционная башкирская пища очень сытная, к мясу добавляют отваренные кусочки теста разных форм или картофель. Важное место занимают продукты из молока: катык, айран, кумыс, корот (солёный творог).

Айран Фото: Commons.wikimedia.org

Попробовать традиционные блюда башкирской кухни в Челябинске практически негде, однако большинство из них вполне можно приготовить дома. При этом хозяйке не придётся ломать голову над тем, что подать на первое, а что на второе: многие башкирские кушанья «универсальны». Например, для кулламы отдельно варят с приправами нарезанную небольшими кусочками мякоть баранины или говядины, затем из муки, подсоленной воды и яйца замешивают тесто, делят его на маленькие шарики (салма) и отваривают их в готовом бульоне. При подаче на стол в каждую тарелку кладут кусочки мяса, салму и заливают из бульоном. Такое блюдо с успехом заменит привычные нам суп и второе с гарниров вместе взятые.

Но если душа требует более обильной трапезы, можно на первое приготовить шурпу (та же куллама, только с картофелем), а на второе - фаршированное яйцами мясо. Готовится оно так: говяжью вырезку зачищают от сухожилий, прорезают с одной стороны в виде мешочка и начиняют сваренными вкрутую яйцами. Отверстие зашивают, мясо посыпают солью, перцем и обжаривают на сковороде, доводят до готовности в духовке, периодически поливая выделяющимся соком и жиром.

Бэлиш Фото: Commons.wikimedia.org

Дальше - чай. Он должен быть крепким, ароматным (можно добавить к заварке листья чёрной смородины и земляники) и обязательно с молоком. К чаю подают баурсаки (обжаренные в масле кусочки теста) или различные бэлиши (пироги).

По одёжке встречают

Национальная одежда башкир многослойна: под верхний плотный халат полагалось надевать ещё несколько более тонких. У женщин верхняя одежда могла быть приталенной, а вот пояс - с кованой пряжкой и различными украшениями - полагался только мужчинам. Головные уборы делали из войлока и меха и богато расшивали, причём чем моложе человек, там ярче могли быть цвета. Там, где было много скота, практически все могли позволить себе кожаную обувь. Из украшений башкирские женщины особенно любили серебро и кораллы - их выменивали у восточных купцов за мёд и меха. Светлому металлу приписывалась способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Существовала даже пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Кораллы же связывались с плодовитостью и богатством и считались обязательным подарком жениха невесте перед свадьбой.

Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год Фото: Commons.wikimedia.org

Сейчас, когда большинство башкир живут в городах, национальный костюм в традиционном его виде можно увидеть разве что во время выступлений танцевальных коллективов. Однако то же самое можно сказать практически о всех населяющих нашу страну народах, так что ничего необычного в этом нет.

Урал - северная колыбель человечества, родина ариев и гипербореев. Так сейчас считают большинство исследователей и это мнение вполне обосновано.

В Каповой пещере, что в Башкирском заповеднике "Шульган Таш" обнаружена хорошо сохранившаяся палеолитическая наскальная живопись, возраст которой около 20 тысяч лет.
На острове Веры озера Тургояк (Южный Урал) археологи обнаружили древние мегалитические сооружения – дольмены. Исследователи определяют их как гробницы каменного века, построенные в 3 тысячелетии до нашей эры. По возрасту с ними в состоянии конкурировать разве что более поздние памятники древних цивилизаций – пирамиды Египта и Мексики. Уральские дольмены - одни из самых ранних строений на территории России.
Древнейший город синташтинской культуры - Аркаим , находящийся в Челябинской области. Этот исторический памятник датируется 2-3-м тысячелетием до н.э.

Первые письменные сведения о народах Урала относятся еще к античному времени.
В 7 веке до нашей эры путешественник и поэт Аристей Проконнесский, первый из древних греков посетил Урал. Позднее он написал знаменитую поэму «Аримаспея», где рассказал о своем увлекательном странствии в северную страну, где живут исседонцы. Вероятнее всего, это было одно из скифских племен, обитавших в этих краях. Поэт был потрясен существованием цивилизации в столь удаленных местах. Аристей писал, что иссейдоны обладали несметными богатствами, одежды свои украшали мехами, золотом и драгоценными камнями, а жили в больших домах из срубленных деревьев. По мнению ученых, срубная архитектура была принесена в эти края как раз скифской культурой.
Античные поэты и ученые с восхищением описывали Рифейские горы и обитавший там народ. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога-целителя и прорицателя. Он совершал путешествия каждый год в зимнее время именно к Рифейским (Гиперборейским) горам.
Современные исследователи еще не готовы дать ответ на вопрос об этнической принадлежности древних жителей Урала, поэтому древних уральцев делят на культурные группы.
Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае. В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
Андроновская культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
В период с VI в. до н. э. по V в. н. э. на Урале присутствуют савроматские, сарматские и аланские культуры. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Многочисленные находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)
В период медно-бронзового века на территории Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.
В период средневековья на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, Урал становится местом кочевий различных племен. В этот период на территориях Нижнего Урала обосновываются племена тюркской этнической группы, Верхний Урал заселен племенами фино-угорской группы.
Первые сведения об исследовании Урала русскими встречаются у выдающегося древнерусского летописца Нестора в "Повести временных лет", написанной в начале XII века. В ней говорится о том, как преодолели новгородцы Поясной камень, (так в древней Руси называли Уральские горы), и нашли здесь большие природные богатства. Освоение этих мест русичами начинается с 13 века. А уже в 15 веке появляются на Урале первые русские поселения. Наиболее привлекательным местом для русских становится малозаселенный Средний Урал, богатый своими ресурсами, где в последствии выросли многочисленные металлургические заводы и горнорудные предприятия. Племена Южного Урала, после разгрома русскими Казанского ханства, поочередно добровольно присоединяются к России, освобождаясь от правления монгольских и татарских ханов. На присоединенных территориях русские воеводы возводят оборонительные крепости, создается яицкое казачье войско, укрепляются пограничные рубежи для защиты от набегов кочевых племен.
Племена Верхнего Урала долго сопротивлялись присоединению к России, но и оставаться независимыми внутри Русского царства было невозможно с точки зрения самодержцев. До конца 16 века мансийские князья вели настоящую войну с русскими, осаждали приуральские городки, участвоали в походе сибирского хана Маметкула на Чусовую. Но в 1581 году пелымский князь Бехбелей был разбит, пленен и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Вхождение мансийских земель в состав Российского государства было окончательно закреплено основанием в конце XVI века городов Тобольска, Пелыма, Берёзова и Сургута.

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края.

Цель моей работы – рассказать насколько разнообразны народы, населяющие наш край, и их язык и культура.


Чтобы лучше понять историю заселения Южного Урала, я вкратце окунусь в историю Южноуральского края.

Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени.

Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.

Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.

Приблизительно в 15-12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флора и фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).

Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые стал использовать металл. Наличие самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали благоприятные условия получения бронзы. Бронзовые орудия труда, как более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.

В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.

Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.

В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.

На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94-151). Эта культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV-X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.

Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура - это культура периода разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.-Л., 1950)

Поздний железный век Урала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территория становится местом кочевий различных племен.

Это было время "великого переселения народов". С передвижением кочевников, связано формирование башкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.

Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаю оговорку. Начну его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.

Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку. Путешественник Ибн-Фадлан сообщал, что он посетил страну народа турок, называемого аль-Баш-тирд (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939, стр. 66).

Другой арабский писатель Абу-Занд-аль-Балхи (посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине X в.) писал: "От внутренних башджаров до Бургарии 25 дней пути... Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на границе Грузии (страна Куман) близ булгар. Говорят, что оно -состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что пи кто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие же башджары граничат с печенегами. Они и печенеги - тюрки" (Абу-Занд-аль-Балхи. Книга видов земли, 1870, стр. 176.)

Башкиры издревле обитали на землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженное татаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкирии русского населения.

Ремесло у башкир было развито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.

Западная часть Башкирии в IX-XIII вв. была подчинена Булгарстому царству, которому башкиры платили дань мехами, воском, медом и лошадьми. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади.

В до монгольский период население Башкирии торговало с соседними народами и с русскими купцами воском и медом. Башкирия была разделена на роды и племена, во главе которых стояли родоначальники и сборщики.

Наиболее сильные из баев подчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однако власть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удалось подчинить себе все башкирские племена. Особо важные вопросы решались на народных собраниях и на совете старейшин (королтай). Народные собрания башкир завершались празднествами, на которых устраивались состязания по борьбе, скачке и джигитовке, стрельбе из лука.

Разложение родового строя и переход башкир к классовому обществу падает на X-XII вв., а конец XII и XIII вв. характеризуется зарождением феодальных отношений. В XII-XVI вв. сложилась башкирская народность. Большую роль в складывании башкирской народности сыграли племена аланов, гуннов, венгров и особенно булгар. В 1236 г. татаро-монголы покорили Булгарское царство и вместе с ним юго-западную часть Башкирии. Вслед за этим была завоевана вся Башкирия, вошедшая в состав образовавшейся в Поволжье Золотой Орды. Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад.

Обострение борьбы покоренных татаро-монголами народов за свое освобождение и, особенно, замечательная победа русского объединенного войска на Куликовом поле в 1380 г. ослабили Золотую Орду. В XV в. она стала распадаться.

С распадом Золотой Орды значительная часть населения Башкирии подпала под власть Ногайской орды, кочевавшей между средним и нижним течением Волги.на западе и р. Яик на востоке. Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западные районы Башкирии - от Казанского. Башкирия была расчленена.

Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы. Они так же, как и башкиры, подчинялись вначале ханам Золотой Орды, а с распадом последней - казанским, сибирским и ногайским ханам.

Тяжесть татаро-монгольского гнета усугублялась тем, что башкиры, находясь в составе разных ханств, были разобщены и использовались ханами и прочими феодалами в борьбе друг с другом. Междоусобицы были пагубны для трудовых масс. Нередко сам хан или мурза при поражении спасался от противника бегством, оставляя на произвол судьбы своих подданных. Последних же подчинял себе другой хан или мурза и устанавливал для них еще более жестокий режим.

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Часто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же , татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».

На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.

Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.

О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.

Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.

Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.

Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.

Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.