Первобытный мир. Жизнь доисторического человека. Занимательная история «Первобытный мир»… Презентация на тему первые шаги человечества

Урок окружающего мира по теме

«Первобытный мир – первые шаги человечества».

Цель: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи: формировать УУД

Познавательные: уметь добывать и сравнивать информацию; доказывать свою точку зрения; делать выводы;

Регулятивные: удерживать цель, осуществлять контроль по выполнению цели;

Коммуникативные через сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные через нравственно-этическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Организационный момент. Аутотренинг на снятие тревожности.

Представьте, что перед вами зеркало. Смотрите в него и меняйте выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное. Постарайтесь сохранить это выражение лица. Теперь распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно. Про себя повторяйте:»Я спокоен. У меня прекрасное настроение.»

В таком приподнятом настроении мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Какой раздел мы изучаем? (« Человек и человечество.»)

Как называется глава? («Человек и прошлое человечества»)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества).

Расположите в нужной последовательности исторические эпохи (работа в группах):

Новое время.

Древний мир.

Средние века.

Новейший мир.

Первобытный мир.

В какое время мы живем? В каком веке?(В Новейшее время, в 21 веке.)

С какой эпохи правильнее начать изучение истории человечества?


Какая тема урока? (Первобытный мир.)

Чем эпоха Первобытного мира отличается? Когда она началась и когда закончилась?

О чем мы будем узнавать?

Какие версии происхождения человека вам известны? Какая считается основной?

Люди какой профессии внесли большой вклад в создание этой версии?

Представим, что каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Мы будем добывать информацию по теме «Первобытный мир – первые шаги человечества.»

3. Постановка проблемы.

Вначале прочитаем диалог Компьютера и девочки.

Чтение текста в учебнике по ролям. (с. 47)

Что не поняла Анюта в словах Компьютера? (Человек 20 млн лет учился ходить?)

Какой возникает вопрос?

(Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)

4. Открытие новых знаний.

1) Расселение первобытного человека. Работа с картой.

В какой части света находится прародина человечества? (Африка)

Как люди узнали об этом? (Именно здесь нашли самые древние кости человека)

Почему в Африке?

Проследите по карте, как древние люди расселялись по планете.

2) Как объединялись люди в условиях первобытного общества?

Стая древнейших людей;

Община древних людей;

Ранняя община людей современного вида

Община людей современного вида

Работа в группах. Рисунки (с.50) Каждой группе предлагается план.

1гр. Определить первые достижения стаи древнейших людей.

Чем первобытные люди отличаются от животных?

Есть ли на них одежда?

Чем занимаются?

2гр. Чем отличаются достижения общины древних людей от стаи древних людей?

Где живут первобытные люди?

Во что они одеты?

Как стали использовать огонь?

Чем занимаются?

3гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Как охотятся в одиночку или коллективно ? Почему?

Где живут? Дополнительная информация.

4гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Какие новые занятия у первобытных людей? Дополнительная информация.

Какие предметы научились изготавливать?

Физкультминутка: если произношу положительные эмоции – беремся за руки. поднимаем вверх, отрицательные – правая рука на левое плечо голову поворачиваем налево.

(грусть, восторг, отчаяние, радость, страх)

Представление информации.

Определите на доску опорные слова, каждая группа – свои.

(посуда, одежда, жилище, домашние животные, огонь, пища, орудия труда и охоты)

Обобщив, как можно сказать – что это?

(достижения, открытия первобытного человека)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытном мире.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

Почему Первобытный мир называют детством человечества? (ребенок познает кроватку, комнату – человечество познавало планету; ребенок впервые учится кушать, одеваться и т. д. – первобытные люди учились выживать в мире)

3) Первобытная мораль.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

А сейчас послушаем, как род лисы делил добычу после не очень удачной охоты.

По приказу старшей от небольшой туши животного отрезали лучшие куски.

(инсценирование отрывка с. 50)

Как вы считаете, справедливо это или нет? Почему?

Как называются представления о добре и зле? (мораль)

В чем же заключалась первобытная мораль? (Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени)

5. Первичное применение знаний.

Выполнение заданий в рабочей тетради. (по серии картинок)

Как бы поступили первобытные люди?

Как бы ты, человек 21 века, поступил в похожей ситуации?

Выразить свою позицию, аргументировать.

Чем отличается мораль современного человека от морали первобытной?

6. Итог урока. Рефлексия.

Какие новые сведения вы узнали?

Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Что хочется узнать по этой теме?

7. Домашнее задание:

Стр. 47-51 вопросы, рабочая тетрадь зад. 1-4, сообщения на выбранные темы..

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.

Задачи.

  1. узнать о появлении первых людей;
  2. проследить расселение первобытных людей по планете;
  3. выявить достижения людей Первобытного мира;
  4. объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  5. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
  1. создать образ эпохи Первобытного мира,
  2. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;

Оборудование:

демонстрационный материал:

  1. презентация
  2. шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)
  3. Белая – Перечислите новые сведения.
  4. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.
  5. Желтая – Что было самым интересным на уроке?
  6. Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?
  7. Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?
  8. Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир;
  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир
  1. твой учебник математики;
  2. каменный топор;
  3. народная сказка;
  4. икона XY века;
  5. твоя школа;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.
  3. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа , наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Просмотр слайда 1.

Чтение учителем на фоне изображения первобытных людей.

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 2

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный – подводящий диалог, наглядный – аудиозапись, карточки с выражением знаний.

Что такое Первобытный мир?

Первая эпоха всемирной истории

Слайд 6

Что такое историческая эпоха?

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Слайд 7

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

Слайд8

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

В детстве

Слайд8

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос :

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд 8

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Слайд 9

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Слайд 10

Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: “историческая эпоха”, “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный – подводящий диалог; наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Слайд 11

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Слайд12

Послушайте диалог.

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Давайте разбираться

Слайд 13

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся .

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежание перегрузки учащихся,физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: : « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы .

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

Слайд 15

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Слайд 16

Вывод.

Слайд 17

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

1 группа: признаки стаи.

Чем стая древнейших людей отличается от общины древних людей?

Отчёт 1 группы на фоне слайдов.

Слайды 18, 19, 20.

2 группа: признаки общины древних людей.

Чем община древних людей отличается от ранней общины людей современного мира?

Отчёт 2 группы на фоне слайдов.

Слайды 21, 22.

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Чем ранняя община людей современного вида отличается от общины людей современного вида?

Отчёт 3группы на фоне слайдов.

Слайды 23, 24 .

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Чем община людей современного вида отличается от стаи древнейших людей?

Отчёт 4руппы на фоне слайдов.

Слайды 25, 26.

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Слайд 27

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Послушайте одноклассников и постарайтесь представить данную ситуацию.

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  1. Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Высказывания детей

Как делились первобытные люди?

(свои-люди, чужие-нелюди)

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Слайд 28

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе предъявления результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания - вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена , которые состояли из родов , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.

Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А) Взаимное приветствие

Б) фиксация отсутствующих

Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории?
Сегодня я предоставлю вам возможность прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным

Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу»

1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия)

2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие)

3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство)

4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая)

5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология)

Объявление темы урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Учитель: Итак,у нас с вами урок-исследование.Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Знатоки.Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут.

1 группа «Археологи»

Задание: - составить археологическую карту каталог древних орудий труда;, Древнего Казахстана;

Уметь рассказать, объяснить свою карту;

2 группа «Антропологи»

Задание: - представить этапы развития древних людей;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

3 группа «Обществоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

4 группа «Религиоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

Патриотическая физминутка. Все встали.

Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Работа с 5 группой (пока 1-4 группы работают самостоятельно)

Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно. Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

- Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

Проблемный вопрос

Поиск решения проблемы

Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?(Первая эпоха всемирной истории

А что такое историческая эпоха? Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка? (рисунок)

Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Проблемный вопрос

для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Для решения проблемной задачи, необходимо ответить на вопросы,

      Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей?

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины?

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные

Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые, узнали об этом периоде.

(группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).2-3 мин

Выражение решения проблемы. 2-3 мин

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла

Слова из песни Если б небыло школ….»

Как вы думаете, ребята, почему я прочитала слова из этой песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

Д/з повторить тему древнекаменный век,

Из новых Интернет-уроков по окружающему миру вы узнаете о всемирной истории , об истории человечества. Чтобы не запутаться, всемирную историю учёные делят на исторические эпохи . Так называют большие отрезки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга. Этим эпохам и будут посвящены наши Интернет-уроки. Сегодня мы откроем первую страницу истории человечества…. первобытный мир….

Эпохи всемирной истории

Свои первые шаги человечество сделало более двух миллионов лет назад. Большинство учёных считают, что первые древние люди появились в Африке, а затем расселились по всей планете.

Интересно, откуда мы пришли в этот мир? Каким образом появился человек? Этот вопрос для большинства людей всего мира до сих пор остается без ответа… Существует несколько теорий:

1. Религия на него отвечает просто: «Первого человека создал бог по образу и подобию своему».

2. Другая теория появления первых людей на Земле сводится к тому, что их предки прилетели из Космоса.

3. Английский ученый Чарльз Дарвин предложил третий ответ, суть которого проста: «Человек на Земле появился в процессе естественной эволюции животного мира, а дальними предками Человека были человекообразные обезьяны». Он привел естественнонаучные доказательства своей теории из области сравнительной анатомии:

1 — горилла, 2 — неандерталец, 3 -человек

Как бы не говорил Дарвин и его единомышленники, сто человек и обезьяна имеют много общего, есть и отличия.

  • Главное отличие, РАЗУМ
  • РЕЧЬ
  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
  • ТРУД

Хоть и теория Дарвина о происхождении человека многим близка, но его теория остаётся только теорией. Так как ученый не смог ответить на вопрос: «Почему же сейчас обезьяны не превращаются в людей?»


Что ж, каждый в праве выбрать какое из предположений ему по душе. Итак, появился первобытный человек…

Древние люди учились побеждать голод и холод, учились выращивать растения и сшить одежду.

Первобытные люди не объединялись в большие сообщества. Каждая семья была частью небольшого рода , в который входили родственные друг другу семьи. В роду всё было общим: хозяйство, запасы, иногда даже и дом).

Роды, которые происходили от общих предков, объединялись в племена . Там они вместе учились всему.

Люди из разного рода и племени не общались друг с другом. Мораль первобытного мира была такова: настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Удивительно то, что люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать…

С Древнего мира сохранились сооружения, которые стали архитектурными памятниками мировой культуры.

Самый известный из них это Стонхендж , который был построен в 28 в до н.э. на юге Англии. Это сооружение использовалось как храм и как обсерватория.

Обсерватория -учреждения, производящие астрономические наблюдения и исследования.

Занимательная история «Первобытный мир»…