Народ - украинские сказки и легенды. Помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З) Женился он Короткие легенды о воде на украинском языке

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

В сокровищницу мировой культуры, создаваемой руками трудового человека на протяжении многих столетий и тысячелетий, прочно вошли народные сказки как один из самых значительных памятников словесного искусства.

Ученые-специалисты долго спорили о том, в чем заключается сущность сказочного творчества, какая самая существенная черта, характеризующая этот жанр устной поэзии.

Нам кажется, что глубже всех постиг сущность народной сказки Максим Горький, считая ее прототипом гипотезы…

Уже на заре своей истории люди, стремясь проникнуть в тайны природы и предугадывая великие открытия в области точных наук, стали говорить образным языком о коврах-самолетах, о сапогах-скороходах, о летающих кораблях, о шапке-невидимке, о чудесной игле, о скатерти-самобранке, о молодильных яблоках, о мертвой и живой воде.

Заветная мечта о прекрасном будущем, когда человек покорит необозримые просторы суши, морей и «неба» - космоса, когда Правда восторжествует над Кривдой, когда все будут сыты, одеты, обуты, когда не будет «пана» и «ивана», но все будут равными… Эта вековая мечта получила художественное воплощение в мифах, сказках и легендах.

«В сказках, - пишет Максим Горький, - прежде всего поучительна «выдумка» - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта. О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэропланов, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромоторов». По мнению Горького, именно фантазия, «выдумка» воспитала в человеке одно из удивительнейших качеств - интуицию или «домысел», помогающий ученому сделать гениальное открытие. В искусстве фантазия, интуиция, выдумка играют решающую роль. «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще и «выдумывать», создавать. Творчество - это соединение множества мелочей в одно более или менее крупное целое совершенной формы. Так создавались все величайшие «типы» - Робинзон Крузо, Дон Кихот, Гамлет, Вертер, Карамазовы, Обломовы, Безуховы и т. д». (М. Горький, т. 25, Собрание сочинений, М., 1953, стр. 86–89).

Эти проникновенные горьковские слова можно дополнить прекрасными высказываниями Пушкина, Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Гёте, братьев Гримм и многих других.

Наши советские специалисты также считают вымысел главным признаком сказочного творчества. «Вымысел в сказке характерен для всех видов сказки всех народов» (Э. В. Померанцева. Русская народная сказка, изд. АН СССР, М., 1963, стр. 5).

Итак, в народной сказке мы ценим прежде всего поэтический вымысел, обогащающий творческое воображение ребенка и взрослого человека. Но вымысел не мешает сказке иметь связь с реальной действительностью. Еще Н. Добролюбов остроумно заметил: «Если во всех этих преданиях и есть что-нибудь достойное нашего внимания, то именно те части их, где отразилась живая действительность» (Собр. соч., т. 1, М., 1954, стр. 205). А Владимир Ильич Ленин сказал: «Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 27, стр. 79).

Народная сказка - вечно живое коллективное творчество, хотя ее возникновение теряется в седой старине, В этом ее особенность, манящая нас, и ее неотразимая сила, подкупающая слушателя и читателя всех поколений.

Так как мы пишем предисловие к антологии, своду украинских народных сказок, то мы хотели бы коротко рассказать и о современном состоянии сказочного творчества на Украине.

Мы не собираемся вступать в спор с теми фольклористами, которые подчеркивают факт постепенного затухания сказочной традиции в центральных и восточных областях Советской Украины, факт, объясняющийся победным шествием культуры и цивилизации в широкие массы. Но в западных областях республики, особенно в Прикарпатье, мы наблюдаем полнокровную жизнь народной сказки и в наши дни.

Только в Ужгороде за последние пять лет вышло пять сборников новых материалов. За это двадцатилетие нам посчастливилось выявить в Закарпатье пятьдесят народных сказочников. Только в одном селе Горинчеве Хустского района удалось зафиксировать свыше трехсот сюжетов от десяти рассказчиков, среди них оказались первоклассными мастерами Андрий Калин, Михайло Галича, Юра Тегза-Порадюк, Юра Ревть, Василь Холод и другие.

В других районах Закарпатья записано свыше тысячи с лишним текстов, многие из них отличаются разнообразием и богатством репертуара, мастерством исполнения и искусством композиции.

Очень интересны творческие биографии сказочников, позволяющие заглянуть в мастерскую народного мастера, раскрывающие страницы загадочной истории сказки. Эти биографии - живая сложная история многострадального народа.

Среди сказочников - разные типы народных мастеров: сказочники-универсалы, владеющие в одинаковой степени умением рассказывать сказки волшебные, социально-бытовые, авантюрные, исторические предания и легенды, мастера сатирического жанра, и сказочники-эпики. Это утверждает нас в мысли, что украинская народная сказка и сегодня живет полнокровной жизнью.

Когда наблюдаешь живое бытование народной сказки в наше время, видишь ее злободневность, способность откликаться на события последних лет, прямо не веришь, что это один из самых древних фольклорных жанров, уходящий своими корнями в доисторическую эпоху. Письменная литература Киевской Руси часто упоминает о сказочниках и сказках и дает основание предполагать, что уже в XI XII вв. существовала «баснь», т. е. сложившийся веками род повествовательной устной поэзии, распространенной и популярной в дружинно-княжеской и крестьянской среде.

В «Повести временных лет» читаем сказание о трех братьях Кие, Щеке и Хореве, положивших основание Киеву, сказания о походах и о смерти вещего Олега, о мести княгини Ольги за смерть мужа, о Кирилле Кожемяке и другие сказания, по своему идейному содержанию и по своей художественной форме близко стоящие к сказке.

Очевидно, к XIII в. выработалась и сказочная обрядность, органически связанная с традиционными сюжетами и образами.

Киевская Русь являлась общей колыбелью культуры русского, украинского и белорусского народов. В ней были взлелеяны древнейшие памятники устного творчества: обрядовая поэзия, сказка и легенда, былинная и лироэпическая песня, памятники, созданные гением всех восточнославянских племен.

Украинская сказка - родная сестра русской и белорусской сказки. У них одна мать - «баснь» Киевской Руси.

Замки и крепости по праву занимают первые позиции в рейтингах самих посещаемых мест Украины.

Почти каждая крепость имеет своих призраков. Почти от каждой прорыты огромные подземные ходы, настолько гигантские, что там бы проехала целая подвода с четырьмя лошадьми.

Одним словом, легенд много, а может, и не легенды это вовсе? Мы решили собрать самые необычные, интересные, на наш взгляд, рассказы об украинских замках.

Пережил бесчисленное количество своих хозяев и жителей, десятки штурмов и осад и сохранился в почти идеальном состоянии до наших дней.

В большей мере прославили эту крепость две женщины - София Батори и Илона Зрини - свекровь и невестка, которые управляя замком, успевали еще и враждовать между собой.

И если Илона вошла в историю как храбрая оборонителька укрепления, то Софию Батори постигла мистическая, страшная слава.

Часто рассказывают, что эта женщина имела пристрастие к человеческой крови и не только убивала ради нее, но и принимала кровавые ванны, принося в жертву 13-летних девственниц.

Из Закарпатья отправимся на Львовщину, а именно в Олеский замок, что в Бугском районе. Есть здесь, конечно, свои привидения, но не о них пойдет речь. Этот замок особенно важен для поляков, потому что здесь в 1629 году родился будущий король Польши Ян III Собеский.

И вот именно о его рождении бытует очень интересная легенда. Говорят, мать рожала будущего полководца во время грозы.

Но еще более драматично то, что в это же время на замок напали татары. И вот когда бабка-повитуха положила младенца на черный мраморный стол, ударил гром. В результате стол треснул, а баба оглохла. Тогда это объяснили как пророчество: младенец должен стать особенным человеком.

В 1951 году в Олесский замок снова попала зловещая молния, из-за чего начался страшный пожар. Но здание устояло. Хотя за все годы его существования стены были практически уничтожены. И только несколько десятков лет назад практически из руин замок был восстановлен.

Замок построен в конце 1630-х годов. Сначала принадлежал гетьману Станиславу Конецпольскому, впоследствии Яну III Собескому, затем Вацлаву Жевускому, кроме обладателей короны так же принадлежал помещикам Сенгушкам.

И все, кому начиная с XVIII века и до сих пор приходилось провести в легендарных стенах хотя бы ночь, видели его страшную тайну.

Полупрозрачную, в белом одеянии и с черным лицом Марию. Кто эта женщина, призрак которой видели чуть ли не все жители поселка?

Оказывается, покой не обрела душа убитой молодой жены Вацлава Жевуского Марии. Он собственно и убил графиню в приступе ревности. Тело спрятал где-то в замке, поскольку похоронить со всеми ритуалами свою жертву не мог. Некоторые старожилы рассказывают, что тело молодой жены было замуровано в каменные стены замка.

Кременецкий замок

Фото instagram.com/chaban.denis

Что ж, теперь предлагаем отправиться в Тернопольскую область , а именно к ее волынской части - . Там, сегодня, с горы Боны, на которой стоит замок, разворачивается очень красивый вид.

Существует очень древняя легенда об этих местах.

Якобы много лет назад, еще до Киевской Руси и задолго до строительства настоящего замка дочь дулибского воеводы Тура по имени Ирва каждое утро с высокой (тогдашней) крепостной башни любовалась пейзажами. Вдруг гору окружило вражеское войско аваров.

Увидев вверху красавицу Ирву, враждебный правитель влюбился до беспамятства. Требовал, чтобы ему отдали Ирву. Узнав об этом, девушка приняла решение отказать.

Фото funtime.kiev.ua

Замок затерянный среди камышей Одесской области.

На побережье Тилигульского лимана вы можете открыть для себя нечто особенное. Разрушенный мост намекает на то, что когда-то здесь протекала река. Сейчас дворец Курисов - это архитектурный памятник государственного значения, а когда - то это было уникальное здание родового имения подполковника Ивана Онуфриевича Курыся.

Имение было построено не сразу. В 1810-1820-х годах было спроектировано его восточное крыло, в 1891-1892-х годах - основная часть здания. Дворец достраивался уже после смерти его первого владельца. Архитектурная композиция дворцового ансамбля воплощает мавританский стиль с использованием элементов готики.

Такой тип сооружения резко контрастировал с другими древними зданиями, которые сводились в то время в Украине. Самой яркой деталью старинной части здания, и всего дворца Курисов , является восьмигранная башня, напоминающая минарет.

Она высоко поднимается над строением, позволяет издалека заметить само имение. В новой же части здания был предусмотрен большой зал для приема гостей, проведения балов и празднования различных торжеств.

Его яркая особенность заключалась в том, что основное освещение поступало через крышу. Потолок держался на колоннах, которые были украшены альфрейными росписями. Это говорило о зарождении романтизма в архитектурной стилистике Украины 19 века.

С обеих сторон дворец Курисов был оформлен одноэтажными аркадами.

Замок – корабль

В селе Сидоров на Тернопольщине, над рекой Суходол поднимаются в небо руины замка - корабля. Построенный в 1640-х годах польским коронным гетманом, воеводой черниговским Марцином Калиновским, замок своей необычной вытянутой формой действительно напоминает корабль. Его длина - 178 метров, а ширина - 30 метров.

«Носовая» часть замка, величественная башня, служившая для наблюдения за местностью. В случае нападения врага реку перекрывали плотинами, и крепость-корабль оказывалась бы на острове, среди болот и озер.

Каждый старинный замок хранит свои легенды . Многие из них противоречат истории, некоторые и вовсе не похожи на правду. Тем не менее, люди склонны в них верить.

Потому что жить интереснее, когда тебя окружают мистические выдумки, сказки, легенды.

Не теряйте времени и путешествуйте по украинским замкам !

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Среди народной мудрости, украинского фольклора видное место занимают легенды, поговорки, пословицы, сказки, рассказы, песни, которые учат детей любить и уважать своих родителей и родню. О долге детей перед родителями говорится в пословицах и поговорках: "Как отца покинешь, то и сам погибнешь", "Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко", "Почитай отца, мать, будешь доголітен на земле". Пренебрегать своими родителями, а тем более обижать их никто не смеет "Пуля минует, а материно слово не пройдет", "Папина и матчина молитва из моря выбрасывает, а проклятия в луже топят".

Очень много пословиц и поговорок о маме, которые воспитывают у детей уважение родных мам и пап.

Нет того товара, чтобы купить маму.

Матери ни купить, ни заслужить.

Материнский гнев, как весенний снег, рано упадет и скоро растает.

Хорошо и мамочке, как ребенок в славе.

Мать одной рукой бьет, а другой гладит.

Какой куст такая и калина, какая мать, такой и ребенок.

Нет цвета белизну, как на калине

Нет в мире более родного, как мать ребенку.

На солнце хорошо сидеть, а у мамы хорошо жить.

Яка хата - такий тин, який батько - такий син.

Молодежь богата мудростью мамы и папы.

Мужчина в доме голова, а женщина - душа.

Не научил отец - не научит и дядя.

Кто обидит отца или мать, того совесть будет грызть всю его жизнь. Именно такую идею провозглашает украинская народная дума "Алексей Попович", в которой "казак мастерский военный писарь" О. Попович просит привязать ему к шее камень и в море утопить, заявляя.

От вас я грехов больше имею:

эй, что я ув охотне войско од"їжджав,

С отцом, с матушкой опрощенія не имел,

В грудь отца и матушку стременем отпихав

Старшего брата за родного брата не имел,

Что из города выбегал,

Триста душ малых детей разбивал,

Кровь невинную христианскую проливал

А молодые жены за ворота выбегали,

Маленькії дети на руки хватали,

Меня, Алексея Поповича

Эй, кляли - проклинали.

Идеал отношение к родителей, братьев и сестер выражен такими словами народной песни "Повел Иваско коня к воде".

И меня отец - ясный луна,

И меня матушка - ясная звездочка.

И меня братенько - ясное солнышко,

И меня сестронька - понятное звіздонька

В песне "Родная мама", которую пел известный артист Украины Назарий Яремчук воспевается родная матушка, ее доброта и нежность ее колыбельной песни.

Родная мамо. добрая ты моя ненько.

Мама, мама, вишенько беленькая.

Слышишь мама? Горлица мне снова

Напомнила давнюю песню колыбельную.

Мама, мама! Горлица, как ты, седая,

Проліта сквозь лета,

Давним воспоминанием счастлива

Слышишь, мама? Большего чуда нет

За песни, что ты дала, как папоротник цвел.

Еще есть очень много песен, в которых отражена любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам: "Песня про рушник", песня "Два цвета", песня "Мать наша, мать" и песня на слова В. Симоненко

"Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,

Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

За тобой всегда будут путешествовать

Глаза материнские и белокурая хата.

Можно выбрать друга и по духу брата.

И нельзя родную мать выбирать.

Можно все на свете выбирать, сынок.

Выбрать нельзя только Родину.

В песне " В воскресенье рано-пораненько" высмеивается сын, который имея два дома, не хочет дать родной матери убежище на старости. С первой хаты выгнал ее, чтобы не мешала гостям, которые должны в скором времени съехаться, потому что "будут гости и все в бархатині", а папу "в изорванной свитке". Нашла мать убежище в дочери. Так когда в неблагодарного сына случилась беда, он прибежал за помощью к матери:

Забрехали вратії собаки, -

когда идет сын матери просить.

"Иди, дядя, нонче ко мне...

произошла причина у меня...

Случилась у меня причина:

Умерла женщина - осталась ребенок".

"Хотя бы, брат, еще и хата сгорела,

Как матушке нашей сидите не к месту.

А как будет и хата гореть.

Явлю людям, чтобы не шли тушить,

Как матушке нашей не к месту жить".

Есть много сказок, рассказов, в которых народ осуждает детей, которые стесняются своих родителей, забывают о свой сыновний или дочернее долг перед ними. В украинской народной сказке "Неблагодарные сыновья" рассказывается о неблагодарных сыновей, которые не хотели принимать к себе седого, как голубя отца, а пустили его нищим по миру. За этот поступок они были наказаны.

Очень красиво показана любовь к родителям в рассказах и сказках. "Харитя", "Помощница", "Названный отец" (украинская народная сказка) а также отношение детей к родителям "у меня Нет мамы", "Как Иван искал синего цветка", "Обидное слово", "Папин совет", "Отец и дочь".

Поэты в своих стихах также отражали любовь, уважение уважение к своим родителям.

Есть старинная украинская легенда.

У матери был единственный сын - дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не слышала, по капле собирала росу для умывания, тончайшим шелком вышивала рубашки. Вырос сын, статный, красивый. Женился на девушке предивної, невиданной красоты. Привел молодую жену в родной дом. Невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась иметь показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом переселилась в сарай. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги на медленном огне".

Не дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Приказала мне жена убить вас мама, вынуть из груди ваших сердце и сжечь на медленном огне. А не послушаю, уйдет от меня жена. Не могу я жить без нее не могу ослушаться." Заплакала мать и отвечает сыну "Ну что же, сын, делай так, как велит сердце".

Пошел сын с матерью в диброву, наломал сухого хвороста, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетела уголек, ударила в лицо сыну, обожгла вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Стрепенулося сердце материнское, что горел на медленном огне, прошепотіло. "Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви лист подорожника, вот растет у костра, примеры сердце материнское... Потом в огонь положишь"

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в розкраяні грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась розкраяні грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. ?????ружною стала ему жена - красавица, не мог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.

Такая легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее за ласки и заботы материнской, нет тревоги, тривожнішої за бессонные ночи и незімкнуті глаза материнские. "Когда в сердце синовому загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь человеческое гореть неугасимым пламенем" - говорит украинская мудрость.

Сыновняя благодарность... нет выше радости для человека, который чувствует приближение сумерек своей жизни, чем благодарность детей за добро и благо, созданное родителями во имя их сына и дочери, добра и блага. И нет гіркішого и горестного чувства для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли про все хорошее, сделанное для них матерью и отцом.

В неисчерпаемом источнике народной морали нам надо черпать духовную энергию подлинной человечности, дружбы и товарищества, настоящего братства свободных людей. Народ беспощадно осуждает сыновнюю неблагодарность и преподносит благородство сыновней любви и преданности. Вот, например в такой легенде "Всегда разум научит".

Когда старых людей, которые уже ничего делать не могли, спускали на лубках в пропасть, чтобы зря хлеб не їли. а один человек очень любил своего отца и не выполнив жестокого закона, спрятал его в сарае и кормил тайно. Через некоторое время случился недород. Ничем людям сеять. Старик увидел, что сын чего-то приуныл, расспросил про все и посоветовал снять с крыши снопы, еще раз смолоть их и засеять. Так сын и сделал. Сошел в него хлеб лучший, самая нива была засеяна. Все люди спрашивают, как он до того додумался.

Мужчина сначала мовчав. тогда рассказал, что отец так научил. С того времени люди перестали старых на лубках вывозить, а уважали до самой смерти, потому что они мудрые, жизнью битые, всегда разуму научат.

Мы все запомним такую истину: к родным нужно относиться с искренней любовью, уважением, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей, берегите родных - это самое дорогое, что у вас есть. Пусть ваши желания выходят из возможностей родителей.

Будь хорошим человеком - и ты обеспечишь счастье отцу и матери. Не допускай, чтобы старость их была обозначена горем. Пусть это будет целью всей твоей жизни.

______________________________ __

Нар. песни в записях И. Манжуры, с.208

Укр. нар. песни в записях С. Доленги-Ходаковского, с.128

Украинская легенда

Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.

В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.

Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом неба запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.

"Тот, кто творит умного и доброго человека, - самый искусный мастер", - таково было решение стариков.

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На пороге вечности")

Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней

Однажды Господь Бог решил наделить детей мира талантами. Французы выбрали элегантность и красоту, венгры - любовь к хозяйствованию, немцы - дисциплину и порядок, русские - властность, поляки - способность к торговле, итальянцы получили способности к музыке... Одарив всех, поднялся Господь Бог из святого престола и вдруг увидел в углу девушку. Она была босая, одетая в вышиванку, русая коса переплетена, синей лентой, на голове был венок из красной калины. Кто ты? Чего плачешь? - спросил Господь.

Я - Украина, а плачу, потому что стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Сыновья мои на чужбине, на чужой работе, враги издеваются над вдовами и сиротами, в своем доме нет правды и свободы.

Что же ты не подошла ко мне раньше? Я все таланты раздал. Как же помочь тебе?

Девушка хотела уже идти, но Господь Бог, подняв правую руку, остановил ее.

Есть у меня бесценный дар, который прославит тебя на весь мир. Это песня.

Взяла девушка-Украина дар i крепко прижала его к сердцу. Поклонилась низко Всевышнему и с ясным лицом и верой понесла песню в народ.

Там где рождается легенда …

(Легенды Львова)

Возникнув в эпоху Средневековья на семи холмах, как и много древних городов, Львов, неповторимый в своем виде и красоте, шел к нам в будущее, обрастая легендами. В этих легендах выступали служители церкви, князья, короли, бояре, воины, простые люди, которые жили в этом прекрасном городе, а их тяжелый и настойчивый труд делал этот город лучше и лучше. Нужно ли нам сегодня эти легенды? Ох, как нужны! Нам очень важно их сохранить, чтобы общаться через них с прошлым, с жителями города предыдущих эпох, чтобы каждый день самостоятельно чувствовать легендарный запах и привкус родной истории

Все строения Львова отмечены печатью тайн и окутанные жуткими загадками. Особенно остро это ощущается, гуляя по ночному городу. Современная иллюминация только усиливает эффект ирреальность. В помещении СБУ на улице Ветовского (бывшее КГБ), в советское время писались «уголовные дела» на священников, было замучено много людей – жертв террора. Проходя мимо этого здания, особенно вечером, почти физически ощущаешь волны страха, отчаяния и боли, которыми она насыщена. Говорят, что работники, которые дежурят тут ночью, нередко слышат странные звуки и стоны. Наверно, это души несчастных жертв не могут найти себе покоя.

Одной из любимых легенд украинских историков является легенда о «Ожерелье багдадского купца». Она рассказывает о справедливости князя Льва, сына короля Даниила Галицкого, в честь которого и названо наш город. После смерти отца он, возглавив престол, прославился среди жителей справедливостью, сдержанностью, заботливостью. Еще в старину Львов был одним из основных торговых центров. Тут были купцы из стран Запада и Востока, привозили одни товары, отсюда везли другие. Приезжали продавцы еще и из арабских стран. В легенде рассказывается о купце Абдурахмане из Багдада. Он привез во Львов ладан, мирру, наенский перец, цинамон, гвоздику и другие товары. Продал все, но осталось очень оригинальное ожерелье с драгоценными камнями, вправленными в золото. Чтобы не везти его в Багдад, Абдурахман решил оставить ожерелье у знакомого львовского купца. Но большим было его удивление, когда, вернувшись через год, он не мог получить свое сокровище. Крамар отрицал наличие ожерелья у него, так утверждала и его жена. Поглощенный заботами Абдурахман жаловался на торговца в учреждения и суды, но никто не мог ему помочь, потому что не было свидетелей. Тогда решил Абдурахман обратится к самому князю Льву. Когда сириец попал на прием к князю и выложил ему свой хлопоты, тот задумался над тем, как справедливо разрешить этот спор. Нет ни одного доказательства того, что купец оставил ожерелье именно тому торговцу. Через некоторое время князь сказал сирийцу идти, а на следующий день ждать должника в магазине. Утром на следующий день Абдурахман сел на пороге магазина, и хотя торговец его прогонял, он снова и снова возвращался и ждал… Но тут появился князь Лев на баском арабском скакуне. Достигнув магазина, где сидел сириец, князь обратился к Абдурахману с укором, почему тот не зашел к нему, предложив зайти в ближайшее время. Все это происходило в присутствии многих людей, которые слышали разговор между князем и багдадским купцом. Услышал ее и торговец с женой. Перепуганные, они поспешили отдать сирийцу его ожерелье. На следующий день Абдурахман появился в дворце князя Льва и на коленях благодарил ему за помощь. А Лев в свою очередь приказал схватить торговца с женой и прибить к дверям магазина, как предостережение для всех, кто старался обмануть покупателей. Еще рассказывали люди, что во времена князя Льва можно было положить среди улицы кошелек с деньгами и, вернувшись на следующий день, застать его на том же месте нетронутым.

Особенно трагичностью веет легенда о бедной девушке, которая как-то пришла к ставку, который сейчас в Шевченковской роще, стирать белье и, наклонившись к воде, не могла выпрямиться, потому что кто-то будто держал ее за косу. Когда она поинтересовалась, кто ее держит, то услышала в ответ: «Мы колокола, нас трое: Пан Злотый, пан Серебряный и их слуга Медный. Кого выбираешь?». Задумавшись, девушка выбрала слугу, так как сама была служанкой. Медный колокол выпрыгнул из воды, предложив девушке отнести его в церковь. Девушка сначала заколебалась, но, обняв и подняв колокол, убедившись, что он легенький, понесла его в церковь. Когда же подошла к колокольне, он вырвался из ее рук и зацепился рядом с другими. Несравненный голос имел этот колокол, но не долго звонил. Через несколько лет девушка заболела и умерла. Рассказывают, что в этот день, когда она умерла, он очень протяжно гудел, а потом, сам, раскачавшись, начал громко звонить, пока из-за великой скорби не треснул и навеки не замолчал.

Множество львовских легенд рассказывают о неистовой любви. Особенно мне нравится легенда начала ХХ столетия. Как-то в году 1910 молодой успешный львовский адвокат влюбился в молодую тридцатилетнюю женщину, владелицу виллы «Пивония» на Погулянке, и примерно два года они жили вместе. Известный психиатр, друг адвоката отметил какие-то странные изменения в поведении своего товарища. Тот, в свою очередь, пожаловался врачу на половую почти патологическую зависимость от своей любимой. Психиатр проникнулся бедой своего друга, решив его спасти. Он пересмотрел все старые истории болезней, и среди них нашел и историю нашей героини. Она обращалась к психопатологу еще в 1875 году, и ей уже тогда было 45. То есть на то время ей было не меньше 80!!! У психиатра появилось желание и самому познакомиться с Сарой Брага (так звали эту женщину). Адвоката на тот момент уже не стало. Поговаривали, что умер он от неизвестной болезни. Кроме того, как выявилось, до него у Сары было еще шестеро мужей, судьба которых также неизвестна.

Осознавая невероятную опасность, которая его караулила, врач, все-таки, решился поселиться в доме Сары Брага. Тяжело и представить, каких усилий ему стоило не податься соблазнительной демонической женщине. Чувствуя свое бессилие, Сара начала стареть, на лице появились морщины, на голове – седые волосы… Не помогали не просьбы, ни истерики – врач был неумолимым. Совершенно случайно он открыл тайну Сары. Как-то вечером, сидя в гостиной возле камина, психиатр читал Библию. В ней рассказывалось о Саре из Мидии, у которой было семеро мужей, принесенных позднее в жертву демону Асмодею. Когда врач прочитал вслух отрывок из Старого Завета, Сара крикнула и выбежала из комнаты. А когда психиатр кинулся за ней, то увидел ее мертвое тело на лестнице. Какая жуткая, но одновременно привлекательная история, не так ли?!

В давние времена, лет четыреста тому назад, в львовской ратуше появилось привидение. Приходило оно в полночь в виде черного гроба, который летал по залам и лестницам, а эхо разносило его страшный стон. Никто не мог пояснить появление черного гроба, да вот один из лавников, а так назывались в древнем Львове судьи, которые вели криминальные дела, разгадал тайну. Один раз коллегия лавников не достаточно тщательно рассмотрела судебное дело, и приговорили невинного человека к смерти. Со временем нашли настоящего виновника преступления, но было уже поздно – невинный пострадал. После этого в ратуше начал появляться черный гроб, как грозное предостережение для неправдивых судей.

Следующая легенда, была записана львовским писателем Стефаном Грабинским, произведения которого впервые для современников презентовал Юрий Винничук. 1861 года было запущено в действие железнодорожный маршрут Львов-Перемышль. Он был первым в Галиции и в Украине в целом. И вот через несколько лет после этого события на львовских путях начали появляться загадочные и чудные происшествия. Напуганное «железнодорожное» начальство хотело всячески скрыть их, но про эти чудеса уже начали калякать бульварные журналы. На львовских путях появился какой-то загадочный поезд. Он с неслыханный скоростью неожиданно появлялся в самых неожиданных местах, и с невероятным грохотом так само неожиданно исчезал в невидимом направлении, однако, не создавая ни одного столкновения и ни одной аварии. Этот поезд невозможно было ни догнать, ни задержать. Разгневанные железнодорожники были в отчаянии, потому что пассажиры, напуганные слухами, все меньше и меньше пользовались поездами. Мистический локомотив однажды вечером появился и на львовском дворике. Люди ждали поезд из Вены, который прибывал из западного направления точно секунда в секунду. Уже было видно из окон веселые лица пассажиров, когда совсем из противоположного, восточного направления гигантская серая масса поезда-привидения, как шальной вихрь, летела по тем самым путям на встречу венскому. Ужас охватил всех – столкновения не миновать! Но «бешеный» поезд вместо того, чтобы вдребезги разбить своего товарища моментальным столкновением, с молниеносным неистовством пролетает, как мгла, насквозь через все вагоны поезда Вена-Львов… и исчезает во тьме. На перроне спокойно стоит неповрежденный пассажирский поезд, и только очень напуганные застывшие лица пассажиров, повернутые в западном направлении, свидетельствует, что что-то страшное и мистическое произошло на львовском перроне. Шальной поезд не очень часто, но еще несколько месяцев терроризировал железнодорожников и пассажиров разных поездов, а потом исчез так само бесследно, как и появился. Вот так!

Если собрать все легенды Львова, то выйдет невероятно захватывающая подборка – про привидений и влюбленных, про замки и подвалы, про тюрьмы и камеры пыток, про героев и драконов… Кстати, вы знали, что на территории собора святого Юра расположена пещера, в которой когда-то жил дракон? И знаете, чем питался этот древний «Горыныч»? Волшебными молодыми панночками! Вот такое здоровое питание!!!

Тяжело представить Львов без особенного аромата кофе, каким будто пропитана каждая улочка. Среди них прячется немало кофеен или «каварень», как говорили когда-то. У каждой из них своя легенда, своя загадка и, разумеется, свой особенный рецепт приготовления кофе… К счастью, далеко в прошлом времена, когда кофе запрещали, считая, что его опьяняющий аромат монахов отвлекал от молитвы, а добропорядочных граждан побуждал к опасным и не совсем требуемым политическим дискуссиям. Сейчас кофе – залог прекрасного настроения. Именно потому Лемберг и ассоциируется со всеми легендами, мифами, тайнами и загадками, которые создаются за чашечкой крепкого черного кофе.

Можно много рассказывать о Львове: про его историческую ценность, про уникальность географического положения: во время дождя с одной стороны львовского дома часть воды стекает в бассейн Чорного моря, а с другого – в Балтийского… Но остановимся еще на одной изюменке Львова. На тому, без чего Львов был бы не Львовом – на пиве. Такого вкусного и живого пива нет нигде в мире. Однако и тут не обошлось без легенд. А как же!

1425 годом датированный первый сохранившейся до нашего времени устав цеха львовских пивоваров. Во второй половине ХVII столетия граф Станислав Потоцкий предоставил монахам-иезуитам, которые поселились на его земле, право построить в предместье Львова, на улице Клепаровской, пивоварню, «чтобы пиво варить свое и хорошее». Вот так у 1715 году появилось первое в Украине промышленное пивоваренное предприятие. Чтобы передать всю эту богатейшую историю потомкам, 14 октябрь 2005 года при предприятии открыли первый в Украине Музей пива.

Особенная гордость музея – квалификационное свидетельство пивовара, которое подтверждает: напиток варили только мастера. Львовский магистрат видал его господину, который освоил эту специальность 1797 года. А вот другой, не менее старательный человек, за свое внимание к качеству пива был награжден… любовью!

Имеется в виду инженер Роберт Домс, который в ХІХ столетии владел пивоварней. Каждое утро этот господин прямо в кровати дегустировал свежее сваренное пиво. А приносила ему янтарный напиток в огромной, почти десятилитровой «гальбе» с краником, молодая приветливая служанка Зося. Безусловно, это пиво было очень хорошее, потому что, в результате, Роберт влюбился и женился на девушке. Продав свою пивоварню, он уехал с возлюбленной в Швейцарию. А нам на память оставил ту легендарную кружку, которую до сегодняшнего дня называют «Зоськой» и считают талисманом музея.

После стольких интересных историй про пиво время и сам напиток попробовать. Для этого в музее есть специальный дегустационный зал. А захотите дольше посидеть с друзьями за замечательным львовским пивом, вкусными угощеньями и клубными концертами, поднимитесь этажом выше в ресторанчик «Хмельной Дом Роберта Домса». Кто знает, может, и вы там встретите свою любовь?…

Незаурядным легендарным привкусом наполнены и львовские аптеки. Дело в том, что до прихода советской власти каждая аптека имела свое имя, как корабли, рестораны, кондитерские: «Под черным орлом», «Под золотой звездой», «Под Фемидой», «Под венгерской короной», «Под Святым Духом»… В те времена северно-западное предгорье Карпат было переполнено нефтью. Поскольку двигатель внутреннего сгорания, дизельный мотор или реактивная авиация были делом рук будущего, потому и не очень понятной была потребность в нефти. Как-то один предприниматель из Борислава, захотел получить хоть какую-то пользу от этой вязкой жидкости, доставил во Львов, в аптеку «Под золотою звездой» (сегодня Коперника, 1) целую бочку нефти. Он, планировав получить за нее немалое вознаграждение, пытался убедить аптекарей каким-то способом перегнать нефть в алкоголь. Йоган Зег и Игнацио Лукасевич, наилучшие знатоки своего дела, забыв о производстве лекарств, месяцами возились над этим заданием. Но получить спирт они так и не смогли. Вместо этого, нагревая нефть от 150◦С до 315◦С, специалисты научились получать газ и первыми в мире начали пользоваться газовыми лампами. Ну а уже позднее, на том месте основали кафе с названием «Газовая лампа».

Легенды Львова такие же магические, как и его узкие улочки, скверы, мостовая… Однажды, очень давно, во Львов приехал бедный музыкант. Жители города, затаив дыхание, часами слушали его чистый, чудесный голос на центральной площади, а молодые панночки по уши влюблялись в грустного певца. Сам парень даже в своих песнях был непоправимо грустным. Все это потому, что влюбился бедный в гордую красавицу, которая каждый день проходила мимо, не замечая ни его любви к ней, ни на удивление особенного таланта юноши. Как-то в холодный осенний вечер плелся музыкант следом за панночкой аж до самого дома, в котором она жила. Целую ночь играл он под ее темными окнами мелодии о любви, только под утро замолкли и голос, и струны влюбленного. Проснувшись, люди увидели мертвое тело юноши, сердце которого не выдержало из-за великой нераздельной любви. С того времени, говорят старые люди, в глубокой тишине и сейчас можно услышать, как пронзительно львовский дождь напевает забытую мелодию любви, а древний город плачет вместе с ним…

Тысячелетняя история Львова на своем пути видела и кровавые войны, и наводнения, и нашествия ожесточенных врагов, и страшные пожары… Но каждый раз этот «город львов, которые спят» возрождался заново, показывая всему миру животворящую силу, незаурядную волю к жизни…

Земной исполин Кара-Даг

(Легенды Крыма, Коктебель)

Богата легендами Страна Коньяков. Ещё древние тавры передавали из поколения в поколение историю самого сильного извержения Кара-Дага, произошедшего в доисторические времена.
Было это давным-давно, когда на Земле ещё не было людей, а населяли её только звери. В то время боги часто спускались на землю побродить по бескрайним лесам или присылали за плодами и нектаром своих легкокрылых слуг-ангелов. Земля была тёплой и цветущей и всем на ней находилось место. Огромные многоголовые животные питались травой, щедро растущей под ласковым солнцем. Бескрайние леса шумели лиственными кронами вековых деревьев, обдуваемые лёгким ветром.
Но однажды боги подземных царств сговорились и наслали на солнце ледяной вихрь. И погасло солнце, как пламя, залитое ливнем. Холод и мрак стали распространяться по всей земле. Льдом и снегом покрылись зелёные луга и раскидистые деревья. И гибли многие звери, а остальные, чтобы выжить, стали пожирать друг друга.
Долго терпела Земля. Но однажды восстал земной исполин - Кара-Даг, и изверглись из него потоки горячей лавы. 12 дней и 12 ночей стекали они по его склонам и отогревали застывшую землю.
И послали боги небес на землю ангелов с золотыми амфорами. И черпали ангелы карадагскую лаву, и уносили ее на Солнце. И отогрелось погасшее солнце, и воспылало вновь. И растаяли льды, и зацвели луга, и бескрайние леса снова потянулись к небу по всей земле.
Утих величественный Кара-Даг, застыла лава. И вырос на его склонах виноград - в память о единении горы и солнца. Многие столетия спустя появились на этих землях люди. И годами служили они виноградным лозам, впитавшим в себя солнце и огонь земли. И стали делать из виноградных ягод напиток, подобный согревающей землю лаве. Имя этому напитку - коньяк. В благодарность за своё спасение солнце освятило его и теперь мерцает в каждой его капле, согревая людей.
И только ангелы по-прежнему спускаются с золотыми амфорами на коктебельскую землю и уносят к небу свою долю искристого нектара, многие тысячелетия не дающего погаснуть огромному коктебельскому солнцу.

Кара-Даг - Черная Гора

Вечерами разливались в Отузской долине чарующие трели девичьих голосов. То пели они свои дивные песни, возвращаясь с виноградных полей. Направляясь домой, девушки всегда с опаской оглядывались на Кара-Даг - Черную гору, нависающую над долиной и заслоняющую голубое небо. В ее недрах обитало страшное чудовище - одноглазый великан-людоед.
Днем он спал, но даже его мирный храп был похож на раскаты грома, а когда он поворачивался, гора дрожала до основания. Поздним вечером, когда совсем стемнеет, великан просыпался и вылезал из логова. Сверкая глазом, он начинал оглушительно реветь, так что эхо перекатывалось по Крымским горам.
Жители деревни прятались где могли, а мужчины отводили к подножию Черной горы быка или пару овец. Привязав скотину на видном месте, они удалялись, а великан успокаивался до следующего вечера. Но в месяц свадеб людоед требовал еще большой жертвы. Даже десятки овец и быков не были достаточными. Он ревел целую ночь, и от рева его дрожали окна, и потухал огонь в очагах. Затем он хватал огромные камни и сбрасывал их в долину. Скатываясь по склонам горы, они превращались в лавину, которая сметала все на своем пути.
И тогда напуганные люди выбирали одну из невест и отдавали ее в жертву великану…
Много лет он властвовал над Отузской долиной, но люди терпели. Никто из них не знал, как от него избавиться. Но однажды сильный и смелый юноша решился бросить вызов чудовищу. Жители деревни смеялись над ним, ведь никто не верил, что великана можно истребить.
Дождавшись месяца свадеб, юноша выполнил свою клятву. Когда солнце зашло, он направился к горе-великану. Спустились сумерки, на темно-синем небе появилась большая луна и покрыла серебристой чешуей морскую гладь. В селении затихли людские голоса, блеяние овец, мычание коров, там и сям вспыхивали вечерние огоньки. Любуясь красотой селения, юноша вспомнил о своей возлюбленной Эльбис и запел старинную песенку:

Любовь - это птичка весны,
Пришла ей пора прилететь.
Спросил я старуху-гречанку,
Как птичку любви мне поймать?
Гречанка ответила так:
«Глазами ты птичку лови,
Она на уста упадет
И в сердце проникнет твое… »

И тогда из ущелья появился великан. Очарованный пением, он попросил юношу принести ему птичку любви и тот согласился. На следующий вечер юноша снова отправился на Кара-Даг, взяв с собой свою суженую.
Увидев огромного великана, Эльбис в ужасе остановилась. Но, взглянув на своего любимого, поборола страх и отважно шагнула навстречу опасности. Она обратилась к людоеду и попросила открыть глаз пошире, чтобы рассмотреть птичку. Красота Эльбис была настолько ослепительна, что великан от изумления широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка натянула лук и пустила в светящийся глаз великана каменную ядовитую стрелу. Взвыл великан и рванулся было к смельчакам, чтобы раздавить их, но, ничего не видя, споткнулся о камень и сорвался в свою глубокую нору.
От гнева великана гора шевелилась, как живая: громадные камни, и даже целые утесы откалывались от нее и с шумом падали в море. От его гневного дыхания плавилась земля и стекала со склонов огненными потоками сквозь трещины. Целую ночь стоял над Кара-Дагом беспрерывный гул, вершина горы извергала огонь, дым и пепел. Зловещая черная туча заволокла небо, сверкали молнии и гремел гром.
А на рассвете выпал дождь и все утихло. Когда люди вышли из своих убежищ, то замерли от удивления. Черной горы больше не существовало. На ее месте поднялись к небу новые утесы и причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже больше не сердилось и ласково омывало отвесные стены скал, заливало многочисленные бухточки и пещеры и что-то радостно бормотало.