Конструктивизм в интерьере: примеры дизайна, фото. Конструктивизм в живописи. Стили и направления в изобразительном искусстве

Родиной конструктивизма по праву считается Советский Союз. Именно здесь исторически сложились идеальные условия для воплощения художественных принципов и приемов этого авангардного направления мирового искусства ХХ столетия.
Конструктивизм в архитектуре появился в 20-е годы, когда Советская страна начала восстанавливаться после революционных бурь и разрушений Гражданской войны. В 1925 году в Москве группа архитекторов, вдохновленных светлой идеей создания нового «пролетарского» зодчества, организовали Объединение современных архитекторов (ОСА). Его возглавили братья Веснины. К ним примкнули сторонники: М.Гинзбург, В. Владимиров, М. Барщ, А. Буров, И. Леонидов, Г.Орлов.
Деятельность объединения строилась на принципах утилитарности искусства. Изяществу и роскоши предшествующих стилей русской архитектуры они противопоставили функциональность и эстетику простых геометрических форм. По мнению новаторов стиля, необходимо было создать современную городскую среду, максимально отвечающую потребностям граждан Советской страны. Коммунистические идеи, диктовавшие равенство для всех, ассоциировались у молодых архитекторов с простым и понятным народу обликом зданий, быстровозводимыми и крепкими конструкциями, новейшими строительными материалами и максимальным удобством внутреннего пространства. В терминологию приверженцев нового стиля прочно вошло понятие «конструирование пространства».
Окончательно термин «конструктивизм» закрепился после появления в 1925 году одноименной книги А.Гана, ставшей своего рода манифестом. В ней провозглашался приоритет «индустриальной культуры», основанной на «тектонике, конструкции и фактуре». Подобные принципы звучали в манифестах футуризма, кубизма, супрематизма и других направлений искусства авангарда.
К раннему конструктивизму относилось творчество братьев Весниных. Их проект Дворца Труда в Москве (1923 г.) представлял образец стиля и отвечал всем требованиям «индустриального искусства». Монументальность, лаконизм геометрии, простая и гармоничная эстетка форм, конструкции из новейшего для того времени материала - железобетона призваны были отразить грандиозность замысла авторов. Став первым воплощением идей конструктивизма в архитектуре, проект, к сожалению, не получил воплощения.
Тем временем появлялись новые объекты авангардного зодчества, формировались и совершенствовались новаторские приемы. Несмотря на внешнюю изоляцию страны идеи советского индустриального искусства проникли на Запад. В 20-е годы в Россию приезжал французский архитектор Ле Корбюзье. Он увлеченно и плодотворно сотрудничал с членами ОСА. В дальнейшем его идеи были частично использованы братьями Весниными при создании Дворца культуры Пролетарского района Москвы (ныне Дом культуры ЗиЛ).
К концу 20-х годов конструктивизм стал главным направлением советской архитектуры. Его смелые методы использовали зодчие, не относившие себя к конструктивистам. Примером может служить Мавзолей В.И. Ленина, работа знаменитого Алексея Щусева, отвечающая всем канонам стиля.
В 1929 году по проекту архитектора Константина Мельникова был построен Клуб коммунальщиков им. Русакова. Впервые в мире здесь применялась идея выноса части зрительного зала (балконов) за пределы основного контура здания в виде габаритных внешних выступов в стене. При этом внутреннее пространство максимально высвобождалось. В результате появлялась возможность трансформировать, разделять или совмещать отдельные части зала. Благодаря такому архитектурному решению здание выглядело необычно, внешне напоминая деталь огромного механизма.
Не менее известна и другая постройка Мельникова - его собственный дом. Удивительно, что здание, возведенное в 1929 году, выглядит настолько современно, что вопрос стиля, в котором оно создано, отходит на второй план.
Отдельная тема в конструктивизме – дома-коммуны. По поручению государства члены ОСА разработали концепцию жилых комплексов, отражавших пролетарскую идею «обобществления быта». Наряду с жилой частью, в таких домах располагались учреждения коммунальной сферы (бани, душевые, прачечные, фабрика-кухня), а также красные уголки, залы заседаний, детские сады. Предлагалось немало вариантов жилищных коммун, многие из которых успели воплотиться в жизнь. Однако к концу 30-х годов их строительство было практически прекращено.
Конструктивисты всегда активно отзывались на призывы Советского государства, создавая проекты домов отдыха, типографий, фабрик, гидроэлектростанций. Вместе с ОСА они основали журнал «Современная архитектура», проводили съезды, занимались организацией выставок. В 1932 году объединение вошло в состав Союза архитекторов СССР.

Советский конструктивизм и гигантизм. Часть I.


Конструктивизм и сталинский ампир.

Самое приятное в конструктивизме — это то, что этот авангардистский метод в искусстве и архитектуре придуман в СССР. Поясню что такое конструктивизм — это советское авангардистское направление в искусстве, архитектуре, фотографии и даже литературе получившее свое развитие в 1920-30 годах. Характерные черты конструктивизма: геометризм, лаконичность форм, строгость и монолитность внешнего облика. Основная идея конструктивизма подразумевала под собой отказ от помпезных форм в пользу простых и лаконичных, а самое главное подчинение всех элементов смыслу и функции.


Пример советского конструктивизма. ДК имени Зуева в Москве.

Владимир Маяковский писал: “Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…”. Хотя первым предвестником рождения конструктивизма бала Эйфелева башня в которой сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.


Эйфелева бышня

Сталин повлиял на развитие конструктивизма в СССР. Весь расцвет этого направления произошел в ранние годы правления Сталина. Но в тридцатых годах партия начала резко критиковать авангардные течения и впоследствии вообще объявила конструктивизм буржуазным течением, тем самым окончательно покончив с ним. Конструктивизм возродится только в 60-х годах. На смену конструктивизму пришел неоклассический стиль, как он еще назывался “сталинский ампир”.


Здание МГУ как пример «сталинского ампира». Одна из нескольких сталинских высоток.

“Сталинскйи ампир” — направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х и до середины 50-х годов. Этот стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи наполеона, позднего классицизма и ар-деко, он сочетает в себе помпезность, роскошь, величественность и монументальность.


Пример лепнины в стиле «сталинского ампира»

Проще говоря сталинский гигантизм. Символами сталинского ампира стали знаменитые сталинские высотки в Москве.


МГУ ночью. Сталинский гигантизм во всей красе.

В начале расцвета сталинского ампира, Советская делегация, участвующая на всемирной выставке в Париже в 1937 году, столкнулась в бою за награды с нацистской Германией.


Всемирная выставка в Париже 1937 год.

Наша страна представила на выставке огромный павильон выполненный в стиле сталинского ампира: высотное строение с гигантской скульптурой “рабочего и колхозницы” на верхушке здания.


Справа павильон СССР, слева Германии. Всемирная выставка в Париже 1937г.

Самое монументальное и так и не построенное здание, задуманное Сталиным. Именно это здание должно было стать кульминаций всего высотного строительства СССР. Дворец Советов должен был стать последней девятой высоткой и самым высоким зданием мира.


Дворец советов

В тридцатые годы был объявлен конкурс на лучший проект Дворца Советов. В проекте участвовали не только советские архитекторы, но и иностранцы. Например вот — проект итальянца Армандо Бразини:


Проект дворца советов архитектора-итальянца Армандо Бразини
Итальянский проект

Но конкурс выиграл советский ученик итальянца Борис Иофан, сложивший воедино идеи других участников и предложивший огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное гигантской статуей Ленина. По окончательному проекту Дворец Советов должен был стать высотой 420 метров, а значит превзойти самый высокий с 1931 по 1972 год 381-метровый американский небоскреб Empire State Building.


План конструкции Дворца Советов

Дворец Советов решили построить на холме над Москвой-рекой вместо Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1931 года Храм был взорван. После того, как руины разобрали, начались подготовительные работы к строительству, в первую очередь рытье котлована и строительство фундамента.


5 декабря 1931 года. Разрушение Храма Христа Спасителя

Для строительства высотки была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. К началуфундамент и первые этажи были сооружены. Но уже в сентябре и октябре 1941 года из приготовленных для монтажа металлических конструкции были сплавлены на противотанковые ежи. А затем и все остальные стальные конструкции пришлось демонтировать и использовать для сооружения мостов на железной дороге.


Стройка фундамента Дворца Советов

После окончания войны все силы и средства были брошены на восстановление страны и к постройке Дворца Советов так и не вернулись.








А в 60-х годах, в оставшемся от Дворца Советов фундаменте, был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн, который закрыли только в 90-х после распада Советского Союза, а на его месте был восстановлен Храм Христа Спасителя.


Самый большой открытый плавательный бассейн

Вот вам еще два советских фильма 1935 и 1938 годов в которых показывается Новая Москва со всеми ее реализованными и не реализованными постройками))))


Храм Христа Спасителя

Автор

Варвара

Творчество, работа над современной идеей миропознания и постоянный поиск ответов

Наверное, нет более советских символов, чем знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» и, конечно, Мавзолей Ленина – памятники конструктивизма. И хотя в умах и сердцах грандиозный этот стиль властвовал недолго, его размах, фундаментальность и одухотворенная рациональность ассоциируются с советской эпохой гораздо сильнее, чем «сталинский» ампир и «хрущевские» индустриальные постройки.

Из Европы в Союз: история стиля конструктивизм

Несмотря на то, что конструктивизмом, чаще всего, называют архитектурный метод, возникший в рамках авангардизма в первые советские годы, зародился он раньше, и не в Советском Союзе, которого тогда еще не было…
Предтечами архитектурного конструктивизма называют павильоны для первой Всемирной выставки, состоявшейся в 1851 году в Лондоне, и Эйфелеву башню. Но вот сам термин – конструктивизм – предложили миру советские художники и зодчие.
20-е годы были периодом борьбы старого и нового, традиционного и революционного, временем поиска новаторских форм и концепций. Те, кто первыми назвали себя конструктивистами, призывали отказаться от искусства ради искусства, утверждая, что последнее обязано творить сугубо полезные вещи и служить производству. Задача новой архитектуры, провозглашали они, – «коммунистическое выражение материальных ценностей».

Так появились впечатляющие здания в стиле советского конструктивизма – гигантские дома культуры, дворцы профсоюзов, фабрики-кухни, жилые комбинаты.

Отличие конструктивизма от подобных стилей

Понятно, скажете вы, но чем же этот, советский конструктивизм отличался от других минималистических течений, например, от функционализма? Он ведь тоже проповедует предельный практицизм и простоту подачи.
Пожалуй, главное отличие заключается в том, что конструктивисты пытались соединить высокую функциональность зданий с художественной выразительностью. Достигалось же это не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.

Концептуальные особенности конструктивизма :

  1. монолитность (даже очень большие, разбитые на фрагменты здания воспринимаются цельно);
  2. сегментированность (дома часто состоят из секций, переходящих одна в другую);
  3. большее разнообразие форм, чем это присуще функционализму. Ничего вычурного, конечно, конструктивисты не предлагали, но игра с формами определенно была: квадраты стен перетекали в цилиндры балконов, параллелепипеды – в кубы и ризалиты лестниц.

Кроме перечисленных примет, для советских зданий, построенных конструктивистами, типичны также плоские крыши, удлиненные окна, массивные опоры-столбы.

Если говорить об идейных различиях, то их можно сформулировать так: в целом использует простые материалы и скупые формы потому, что ставит во главу угла удобство, а конструктивисты – еще и потому, что видят в этом красоту.

Материалы и палитра стиля

Бетон и стекло – главные «стихии», из которых вышло большинство всех зданий в духе конструктивизма. Уже позже примкнули к ним металл, пластик и другое современное сырье.

Что касается красок, то наиболее распространенные цвета конструктивизма:

  • светло-серый,
  • грифельный,
  • белый,
  • бежевый,
  • темно-красный,
  • красно-коричневый.

Для построек этого жанра характерен приглушенный и ровный тон. А дополнительный колорит вносят блеск металла и стекла.

Забвение и возвращение идей конструктивизма

Даже в 20-е годы, пик расцвета авангардных течений, массовых симпатий конструктивизм не снискал. Копья критики летели в него со стороны тех, кто отстаивал , берущую начало в античных эпохах, и со стороны тех, кто доказывал превосходство других, не менее новых архитектурных идей.

Вскоре, однако, спор завершился: ритмичные, строгие линии, свойственные конструктивизму, вдруг объявили буржуазным формализмом… И романтичный, но суровый, утопичный, но рациональный, пролетарский аскетизм сменили постройки, стиль которых чуть позже назвали советским неоклассицизмом и «сталинским» ампиром.

Обновленный конструктивизм вернулся в 70-х, в годы очередной «борьбы с излишествами». Ну а третье пришествие этого стиля состоялось недавно, в начале текущего века. Да, конструктивизм снова актуален, причем не в городе, а за его пределами.

Современный конструктивизм: особенности экстерьера

Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм .

Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.

Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду. Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.

Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления.

Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.

Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.

Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:

  • динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
  • разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
  • чеканность, выразительность входных порталов;
  • текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
  • контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.

"Северный ветер"

Сложная и противоречивая эпоха начала XX века оставила нам в наследство вечно молодое революционное искусство – русский авангард, самым ярким проявлением которого стал конструктивизм в архитектуре. Хотя конструктивизм считается советским искусством, его идеи возникли раньше. Например, черты этого стиля можно увидеть даже в Эйфелевой башне. Но, разумеется, в развитии новаторского пролетарского искусства СССР был впереди планеты всей!

Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, М. Я. Гинзбург, К. Мельников, И. А. Голосов, А. М. Родченко, А. М. Ган, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова - самые известные художники, которые разрабатывали этот стиль в разных его проявлениях, таких, как архитектура, эстетика, дизайн, графика, живопись, фотография.

Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям. Геометризм, плоские крыши, обилие стекла, нетрадиционные формы, полное отсутствие декора – вот отличительные черты этой архитектуры. Конструктивизм также был реакцией на дворянскую и купеческую архитектуру, надменную, помпезную и классически-традиционную. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и сами типы этих строений: дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни – всё это отражало утопические идеи о новой, революционной жизни, где нет места ничему буржуазному, индивидуальному, а всё совместное, в том числе и быт, и даже воспитание детей.


В 1924 году Гинзбург и братья Веснины создают ОСА (Объединение современных архитекторов), в которое вошли ведущие конструктивисты. С 1926 года был у конструктивистов и свой журнал, который назывался «Современная архитектура». Просуществовал он всего пять лет.

В. Паперный, автор книги «Культура 2» приводит интересную цитату: «Пролетариат, - писал автор одного из самых экстремистских проектов тех лет, - должен немедленно приступить к уничтожению семьи как органа угнетения и эксплуатации». И всё-таки, несмотря на утилитарность, конструктивизм считается явлением очень даже романтическим. Дело в том, что именно здесь лучше всего проявился замечательный смелый, бунтарский дух. И, если в жизни последствия этого революционного духа сомнительны, то в искусстве он оставил свой необычный и яркий след.

Свежий ветер, который сдул купеческую дремоту, птица, которая, чтобы летать, должна питаться собственным мясом (метафора уничтожения старого, упомянутая Паперным), северная устремлённость в бесконечность.

Эти странные даже по нынешним временам сооружения оставляют чувство холода и бездушного, почти безжизненного, механического мира – «сараи и казармы».

Вот что по этому поводу писал М. Я. Гинзбург: происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики».

Гинзбург и Милинис в 1928-30 гг. построили на Новинском бульваре дом-коммуну сотрудников Наркомфина . Дом спроектирован так, что в нём можно жить, так сказать, не отрываясь от производства: несколько корпусов выполняют разные функции. Есть жилая зона, столовая, спортивный зал, библиотека, корпус общественного обслуживания, ясли, детский сад, мастерские.

Быт, работу и творчество пытался объединить и главный архитектор русского авангарда Константин Мельников в своем знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Удивительное здание круглой формы с множеством шестиугольных окон кажется маленьким. Но те, кто был внутри, говорят, что впечатление это обманчивое, дом Мельникова довольно просторный. Архитектор был очень привязан к своей семье и хотел соединить мастерскую и жилые помещения и в тоже время максимально усовершенствовать быт. На лекции, посвящённой этому шедевру конструктивизма, рассказывали много интересных вещей. Например то, что Мельникову казалось упущением, что человек столько времени проводит без дела – во сне. Он работал над тем, чтобы как-то найти применение сну, но так и не нашёл.

В районе Арбата находится также первый советский небоскрёб – здание Моссельпрома , расписанное лозунгами Маяковского Александром Родченко. В доме размещались склады, администрация московских продуктовых магазинов, часть здания была жилой. Кроме лозунгов, Родченко поместил на стене рекламные изображения: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор».

Фантазия архитекторов наиболее ярко выразилась в создании клубов и дворцов культуры. В 1927 -1928 годы к юбилею революции по проекту И. А. Голосова был построен один из первых рабочих клубов – Дом культуры имени С. М. Зуева или Клуб профсоюза коммунальников имени Зуева, названный в честь слесаря трамвайного парка, который сражался на баррикадах в 1905 году. Центром этого здания с огромными окнами на Лесной улице является стеклянный цилиндр с лестницей внутри, который «держит» весь корпус строения и остальные элементы.

Сложная композиция мельниковского Дома культуры имени Русакова (первоначальное название Клуб Русакова Союза Коммунальников) на ул. Стромынка производит мощное впечатление. Дом культуры получил название в память руководителя Сокольнической организации большевистской партии И. В. Русакова. Несмотря на сложность, похожее на шестерёнку здание выглядит очень цельным и динамичным. С первого взгляда оно поражает своими тремя чётко ограненными, выступающими белыми торцами балконов-аудиторий, которые примыкают к зрительному залу. Балконы чередуются с простенками с окнами, за которыми находятся лестницы. Зал, занимающий центральную часть клуба, тоже особенный – он проектировался как многофункциональный, с возможностью разделять его разными перегородками. Небольшое, но очень интересное здание, которое хочется рассматривать с разных ракурсов.

И всё-таки главная цель архитекторов, которые творили в этом авангардном направлении - решение насущных вопросов, например, расширение инфраструктуры города с его растущим населением. Так что обратим наше внимание с домов культуры на утилитарные строения – гаражи, магазины, фабрики-кухни, хлебзаводы.

Хлебзавод № 5 (Хлебзавод имени Зотова) 1931 года на Ходынской улице работал до недавнего времени. Здание было построено в 1931-32 годах по проекту архитектора А.С. Никольского и оборудовано новаторской техникой инженера Г. Марсакова, которая обеспечивала выпуск 50 000 батонов в день. После пожара в 2007 году производственный комплекс было решено перенести на окраину Москвы, а в здании открыть культурный и деловой центр. Непонятно, что будет на месте этого памятника…

Автобусный парк на ул. Образцова – одно из самых известных творений К. Мельникова. Мельников добился того, что готовый проект стандартного манежного типа для этого гаража был заменён на новый, придуманный архитектором и более эффективный. Металлические конструкции крыши Бахметьевского гаража - одна из последних значительных работ инженера В. Г. Шухова. В 2001 состояние гаража было почти что угрожающим, и здание передали еврейской общине, которая организовала реставрацию. К сожалению, во время реставрации часть конструкций Шухова снесли. К 2008 году ремонт здания был завершён: воссоздана крыша, фасад (по фотографиям и чертежам Мельникова). Может быть, к чему-то стоило отнестись с большим вниманием (например, явные следы евроремонта совсем не смотрятся на памятнике начала века). Но всё же это гораздо лучше, чем ничего! Сейчас в Бахметьевском гараже располагается музей современного искусства «Гараж» и еврейский культурный центр.

Ещё одно творение Мельникова находится недалеко от Бахметьевского автобусного парка. Это гараж для автомобилей ВАО «Интурист». Интересно, что Мельников подключился к проекту только на последней стадии – ему требовалось лишь оформить фасад, не затрагивая планировку здания. Фасад архитектор представил как экран, на котором видны проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили. Несмотря на парадоксальность идеи иностранного туризма в закрытом государстве, Мельникову эта идея виделась в радужном свете: «Путь туриста изображён бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство».

Новый тип сооружений новой эпохи – фабрика-кухня – наряду с домом-коммуной как нельзя лучше иллюстрирует идеи обобществления быта. Предполагалось, что в маленьких комнатках общежития люди будут проводить совсем мало времени, так как большая часть жизни будет проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне. Иногда эти заведения были частью дома (жилого или производственного помещения), иногда – располагались в отдельном здании. Такова бывшая фабрика-кухня, которую под девизом «Долой кухонное рабство!» возвёл на Ленинградском проспекте архитектор Мешков. Эта кухня была первой в Москве и третьей в СССР и производила 12 000 обедов в день. В 1970х здание перестроили – остеклили галерею третьего этажа. К настоящему моменту осталось только одно действующее советское заведение общепита – фабрика-кухня на заводе МЭЛЗ, а здание на Ленинградском проспекте заняли офисы, и вообще, выглядит оно довольно непрезентабельно, никогда и не подумаешь, что это архитектурный памятник.

«Передовики» нового образа жизни, творцы и пропагандисты новой культуры сами спешили опробовать свои идеи на практике. Дом-коммуну на Гоголевском бульваре построила для самих себя в 1929-1931 гг. под руководством Моисея Гинзбурга та же группа архитекторов, что и дом Наркомфина, поэтому его иногда называют младшим братом последнего. В жилищное товарищество «Показательное строительство» вошли молодые архитекторы Михаил Барщ, Игнатий Милинис, Михаил Синявский, Вячеслав Владимиров, Любовь Славина, Иван Леонидов, Александр Пастернак, Андрей Буров и другие.

Внешне это здание далеко не такое интересное, как многие другие памятники конструктивизма, но идеи, которые оно выражает - те же: обобществление быта всех жильцов, отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Дом-коммуна на Гоголевском принадлежит к так называемому переходному типу: столовая, прачечная и прочие бытовые помещения находятся в отдельных блоках здания, а в квартирах, в виде «мелкобуржуазных» уступок, остаются небольшая кухня, туалет и душевая кабина.

Дом состоит из трёх отдельных корпусов: шестиэтажный корпус с квартирами для холостяков, семиэтажный с двух-трёхкомнатными квартирами для семей и бытовой корпус с помещениями для коммунальных и хозяйственных нужд.

Помимо клубов и гаражей, яркими образцами конструктивизма считаются мосторги - универмаги для пролетариата. В противовес роскошным «капиталистическим» магазинам центра Москвы, их строили в рабочих районах, например, мосторг в Марьиной Роще или Даниловский. Но самый первый мосторг был возведён в районе с революционным названием - на Красной Пресне. В 1913-1914 на Большой Пресненской улице в доме № 36 жил Владимир Маяковский, чья авангардная и по форме содержанию поэзия как нельзя лучше отражает атмосферу той эпохи. В 1927-1928 гг. братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины построили по соседству Пресненский Мосторг (позже переименован в Краснопресненский универмаг). Благодаря лаконичной конструкции и удачному угловому расположению, он хорошо вписалось в старую застройку. При его сооружении были применены новые, передовые по тем временам технологии экономичного строительства, а застеклённый фасад, который выглядит, как одна огромная витрина, также символизировал доступность универмага для всех желающих.

Видимо, пролетарский поэт не раз посещал пролетарский универмаг, а особенно его впечатлили купленные там туфли, которые он увековечил в своём творчестве. Если в «Стихотворении одёжно-молодёжном» эти туфли - всего лишь не очень удачное приобретение простой небогатой девушки:

Рубли
завелись
у рабочей дочки,
у пролетарки

в красном платочке.

Пошла в Мосторг.
В продающем восторге
ей
жуткие туфли
всучили в Мосторге.
(Вл. Маяковский),

то в произведении «Любовь» обувь из Мосторга уже служит зловещим орудием ревнивой женщины:

«А любят,

монашенкой верной -

тиранит

ревностью

всякий пустяк

и мерит

на калибр револьверный,

неверной

в затылок

пулю пустя.

Четвертый -

герой десятка сражений,

что любо-дорого,

в перепуге

от туфли жениной,

простой туфли Мосторга».

Уж не туфли ли превратили девушку в мегеру и запугали несчастного вояку-мужа? А то похоже на детские страшилки: говорила бабушка внучке, не ходи в Мосторг, не покупай там туфли. Девушка не послушалась, купила, вышла замуж… Какими такими ужасными качествами обладали туфли из Мосторга, мы никогда не узнаем: на память о том времени нам остались только стихи Маяковского и творения художников и архитекторов эпохи русского авангарда; в бывшем Пресненском Мосторге теперь ведётся совсем другая торговля. В 2002 году здание приватизировала компания «Бенеттон», которая произвела реконструкцию. Фасад-витрина был обновлён приближенно к первоначальному проекту Весниных, восстановлена вывеска «МОСТОРГ» в стиле 1920х годов, интерьерам же повезло меньше: от них практически ничего не осталось.

Многие из конструктивистских зданий дожили до нашего времени в весьма плачевном состоянии - что-то обветшало или совсем разрушилось, что-то перестроено. Дворец культуры Автозавода имени И. А. Лихачёва - во многом произведение исключительное. Это самый первый и самый большой рабочий клуб и одна из немногих хорошо сохранившихся построек той эпохи.

В 1930 г. Был объявлен конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района, проекты предоставили большинство архитектурных объединений. Победителем не выбрали никого, а проект клуба создали братья В. А. и А. А. Веснины, которые в своей работе использовали материалы конкурса.

Строительство началось в 1931 году и продолжалось до 1937 года. Место под грандиозное здание было выбрано неслучайное - территория Симонова монастыря. В ходе реализации проекта были уничтожены несколько башен, часть стен, главный храм, на рабочих субботниках снесли кладбище, где были похоронены представители известных дворянских фамилий. Сооружение рабочего дворца культуры на месте старинного кладбища имело явное идеологическое значение и символизировало победу нового революционного искусства над «отсталой» религией, историей, памятью.

В ходе первой очереди строительства, к 33 году, построили малый театральный корпус; в 1937 г. во время второй очереди возвели клубный корпус. Покрытое тёмной штукатуркой здание обладает масштабной, сложной планировкой, но вместе с тем отличается целостностью, динамичностью, гармонией. Дворец культуры имеет несколько фасадов: боковой, выходящий на Восточную улицу, северный, перед которым располагается парадная площадь, и парковый, с полуротондой, обращённый в сторону реки. В здании предусмотрены большое фойе, зимний сад, выставочный зал, научно-технические кабинеты, лекционный и киноконцертный залы, библиотека, обсерватория, помещения для работы кружков.

Проект, к сожалению, воплощён не полностью: так и не построен театральный корпус, парковая часть (всю прилегающую территорию хотели превратить в парк со спортивными сооружениями), спортивный комплекс. Но, тем не менее, и сейчас Дворец культуры производит удивительно целостное и позитивное впечатление. Несмотря на трагичное прошлое и «несчастливое» кладбищенское место, судьба этого памятника конструктивизма сложилась на удивление неплохо. Как и многие постройки того времени, он не избежал реконструкции (в 40х, 50х и 70х гг.), но это были те удачные случаи, когда ремонт не сильно нарушил общей идеи и стиля. В течение многих лет со времен своего создания, Дворец культуры ЗИЛ активно функционирует, в нём работает коллектив талантливых педагогов. Такое впечатление, что замысел создателей благополучно воплотился и радует нас и сейчас, в совсем другую эпоху.

В обзоре были представлены следующие строения:

1. Дом-коммуна (Жилой комплекс РЖСКТ для строительных рабочих). М. Барщ, В. Владимиров, И. Милинис, А. Пастернак, С. Славина, 1929. Гоголевский бульвар, 8 (м. Кропоткинская)

2. Моссельпром. Д. Коган, 1923-1924. Калашный переулок, 2/10 (м. Арбатская)

3. Дом-мастерская. К. Мельников, 1927-1929. Кривоарбатский переулок, 17 (м. Смоленская)

4. Здание Наркомзема, министерство сельского хозяйства. А. Щусев, 1928-1932. ул. Садовая-спасская, 11/1 (м. Красные ворота)

5. Фабрика-кухня. А. Мешков, 1928-1929. Ленинградский проспект, 7 (м. Белорусская)

6. Жилой дом Наркомфина. М. Гинзбург, И. Милинс, 1928-1930. Новинский бульвар, 25 (м. Баррикадная)

7. Мосторг. А., Л. и В. Веснины, 1929. Красная Пресня, 48/2 (м. Улица 1905 года)

8. Хлебзавод № 5. Г. Марсаков, 1932. Ходынская, 2, стр. 2 (м. Улица 1905 года)

9. Бахметьевский автобусный парк. К. Мельников, 1926-1927. Образцова, 19 (м. Новослободская) - сейчас там галерея "Гараж".

10. Гараж "Интуриста". К. Мельникуов, 1934. Сущевский вал, 33 (м. Савеловская)

11. Клуб им. Русакова. К. Мельников, 1927-1929. Стромынка, 6 (м. Сокольники)

13. ДК автомобильного завода ЗИЛ. А., Л. и В. Веснины, 1930-1937. Восточная, 4 (м. Автозаводская)

Функциональность, удобство и простор - главные характеристики стиля конструктивизма. Именно эти качества привлекают людей при выборе этого дизайна интерьера. Воплотить такое оформление помещений несложно, это можно сделать даже самостоятельно.

Особенности стиля конструктивизм

Стиль конструктивизм зародился в тридцатые годы двадцатого века. Основа конструктивизма - рационализм и практичность. Эта идея возникла в противоположность устоям царской России. Послереволюционное общество хотело отгородиться полностью от буржуазного прошлого и в пику «мещанскому» оформлению интерьера создать совершенно новое - функциональное и простое.

Пролетарский конструктивизм появился в качестве российского отголоска авангардного стиля, набиравшего популярность в Европе тех лет. Это направление в оформлении помещений на первый план выставляет не композицию, а конструкцию. Возник стиль в качестве эксперимента, который даёт возможность сотворить что-то необычное, новое, без вычурности и украшательств.

Многие приверженцы этого стиля мыслят чётко и высказывают своё мнение подобным образом: «Кровать нужна лишь для отдыха, зачем её украшать золотыми элементами или лепниной?» Весь декор, не несущий практической пользы, они считают излишеством.

Основные черты конструктивизма в интерьере:

  • лаконичность форм;
  • отсутствие витиеватости;
  • чёткое разделение цвета;
  • строгая геометрия форм;
  • использование практичных материалов;
  • рационализм;
  • простота.

От конструктивизма берут истоки и другие подобные дизайнерские направления - минимализм, хай-тек.

Особо следует выделить советский конструктивизм, который появился в качестве госзаказа. Красной нитью этой идеи было социалистическое общежитие. Рабочий простой люд осваивал помещения бывших буржуев и вносил в интерьер свои «поправки» в виде упрощения, избавления от роскоши, устранения любого намёка на декор.

Фабричная, выпускаемая потоком мебель, однотипное расположение комнат, стандартное оформление внутренней части жилья, отсутствие индивидуальных вещей, избавление от «мещанских» штучек (статуэтки, салфетки и пр.) - всё это стало лозунгом для советских людей на долгие годы.

Современный конструктивизм превзошёл советское понимание этого стиля, как что-то упрощённое и безликое. С помощью конструктивизма можно выразить свою индивидуальность в зависимости от задумок и материальных возможностей.

Оформляем квартиру в стиле конструктивизм

Если вы решили создать внутренний дизайн помещения в стиле конструктивизма, то вам стоит позаботиться о соблюдении основных норм:

  1. Целесообразность. Практическая необходимость - вот что лежит в основе каждого предмета и элемента конструктивного дизайна. Если стулья, то точно столько, сколько человек проживает в этой комнате; если диван - то тех размеров, которые вписываются в определённую нишу. Выбор ковра определяется его возможностью согревать пол, а не красотой; настольная лампа нужна лишь для чтения и т. п.
  2. Простор и широта используемых площадей. Лишние перегородки убирают, а в качестве элементов зонирования использую передвижные лёгкие модули.
  3. Использование стенового пространства. Ниши в стенах несут многофункциональную нагрузку - шкафы, альковы, встроенные места для релаксации или хранения вещей.
  4. Отсутствие декоративных элементов. Все «участники» заполнения интерьера должны быть сдержаны и просты, без витиеватости и даже намёка на украшательство.
  5. Применение самых современных технологий и инновационных материалов. Стеклянное, бетонное, металлическое оформление - в фаворе. Конструктивизм «не противится» таким натуральным составляющим, как лён, древесина, джут, пенька, бамбук и пр. Композитные материалы не возбраняются - керамогранит, искусственный камень.
  6. Все элементы интерьера должны быть с чёткими линиями, правильной геометрической формы. Наиболее часто используются вещи прямоугольные, но допустимы и скруглённые части.
  7. Для дополнения основного света применяется освещение-подсветка. Световое оформление несколько смягчает правильность и чёткость этого стиля.
  8. Тон в выборе цвета необходимо сделать в пользу чёрного, белого и серого оттенков. Именно они подчёркивают приверженность стилю.
  9. Декоративные элементы появились в современном «прочтении» конструктивизма. В наше время допускается использование картин, стеклянных элементов, но их формы должны быть правильными и выверенными.

Придерживаясь всех перечисленных пунктов, вы сможете воссоздать в своём жилище атмосферу настоящего конструктивизма.

Цветовые решения

Однотонность - характерная черта конструктивизма. Выбор светло-серого, чёрно-белого, салатово-зелёного будет соответствовать выбранному стилю. Допустимы незначительные акценты в виде ярко-красного, тёмно-серого, жёлтого.

Очень стильно смотрится применение оттенков цвета с эффектом «металлик».

Во всех элементах декора должны повторяться не более трёх оттенков с возможным добавлением яркого колера.

Оформление пола, стен, потолка

Никакой лепнины и вычурных элементов неприемлемо в оформлении стен, пола и потолка. Всё сдержанно и лаконично.

Потолок

Для создания потолка в стиле конструктивизма можно воспользоваться натяжными потолками с глянцевой поверхностью. Все покрытия для потолочной части помещения должны быть ровными и гладкими.

На потолке в буквальном смысле может отражаться рисунок стен. Полоски стенового покрытия могут органично перетекать на потолок.

В помещениях с высокими потолками уместно создание геометрических правильных конструкций. Для этого можно воспользоваться гипсокартоном, покрашенным в белый цвет.

Стены

Ровное, гладкое покрытие на стенах так же приветствуется, как и на потолке. Основной цвет - белый, но возможны и другие оттенки - красный, жёлтый, синий.

Если хочется «оживить» стены каким-либо рисунком, то воспользуйтесь самыми простыми формами - прямоугольниками, широкими полосками, кругами.

В качестве материалов для стен используют краску или обои. Главное - не использовать цветочный или рисуночный принт (за исключением простой геометрии).

Количество стен минимизируют, их просто сносят, а для выделения тех или иных зон применяют перегородки, легко переносимые с места на место. На эти переносные элементы можно даже повесить пару-тройку фотографий или прибить небольшую полочку для комнатного растения.

Пол

Ламинат, линолеум, ковровое покрытие - самые подходящие материалы для отделки пола в стиле конструктивизм.

Обычные напольные коврики не вписываются в стилистику этого дизайна. Как вариант, можно постелить паркет светлых тонов.

Цвет пола обычно приближен к двум оттенкам - белому и чёрному.

Кафельная плитка применяется в кухне. Как правило, этот материал берётся в светлом исполнении.

Выбор мебели и техники

Мебель в её прямом назначении - это основной постулат при заполнении интерьера в стиле конструктивизма. Эстетическая сторона предметов мебели уходит на второй план, уступив место практичности и функциональности. Стулья - для того чтобы сидеть, стол - для работы или потребления пищи, диван - для отдыха, шкаф - для хранения одежды или посуды.

Любые декоративные элементы недопустимы. Ножки мебельных предметов небольшие, без вычурности, формы мебели предпочтительно самые простые - круг, квадрат, прямоугольник. В выборе мебели не следует стремиться к уникальности, это совсем неактуально в конструктивизме. Количество мебели в помещении - минимальное.

Даже покрытия мебели должны нести чётко определённую цель. Например, диванное покрывало служит не для украшения, а для согревания хозяев помещения.

Материалы, которые используют дизайнеры для мебели - дерево, металл, кожа, ткань, кожзаменитель. Открытые конструкции стеллажей, полок, шкафов - ещё одна заметная сторона в меблировке.

Техника самого современного уровня отлично вписывается в стиль конструктивизма. Она как бы созвучна этому дизайнерскому направлению, поэтому любое помещение, оснащённое новейшей бытовой техникой, будет соответствовать этому стилю. В интерьере помещают огромные плазменные телевизоры, домашние кинотеатры, встроенные стиральные и посудомоечные машинки и др.

Нагружая помещение достижениями технического прогресса, вы сможете не только удивить ваших гостей, но и быть на одной волне с выбранным дизайном.

Освещение

Естественность - одно из требований конструктивизма, предъявляемого к освещению. Окна большие и не закрытые шторами - вполне в духе такого дизайна. Если есть необходимость в закрытии от чужих глаз, то чаще используют жалюзи или рулонные шторы белого цвета. Панорамные окна, застеклённые двери с выходом на балкон или террасу - отличное решение в конструктивизме.

Искусственное освещение также приемлемо, источники света в помещении располагают конкретно в тех местах, где это необходимо с функциональной точки зрения. Точечные светильники особенно любимы дизайнерами, работающими над стилем конструктивизма.

Подсветки могут располагаться только там, где они нужны: в рабочей кухонной зоне, в месте чтения книг и журналов, у кресла с любимым рукоделием и др.

Все осветительные приборы должны иметь лаконичные формы, без дополнительных декорирующих элементов. Геометрические формы наиболее предпочтительны.

Расстановка акцентов

Главное, что нужно учесть при создании конструктивизма в интерьере - создание акцента на освобождении пространства. Чем больше свободного места, света, чем меньше ненужных вещей и мебели - тем лучше.

Желательно расширить пространство путём отказа от перегородок, в таком помещении практически нет комнат - только зоны определённого назначения.

Зрительному расширению пространства помогает использование монохромных светлых цветов в оформлении стен, потолка, пола и мебели.

При всей кажущейся простоте конструктивизма не стоит подходить к оформлению интерьера легкомысленно. Перед началом процесса нужно всё тщательно обдумать и распланировать.

Оформление интерьера в стиле конструктивизм

Основные тенденции конструктивизма необходимо соблюдать в любом интерьере, но дизайн каждого помещения может несколько отличаться.

Гостиная

Этот простой и лаконичный стиль подойдёт для людей, точно знающих, к чему они стремятся. Как правило, гостиную в конструктивистском дизайне предпочитают хозяева целеустремлённые и организованные.

Этот стиль подойдёт для гостиной любых размеров. Светлые тона, применяемые на стенах и потолке, помогут визуально расширить малогабаритное помещение. Для расширения пространства и выделения можно использовать акриловые перегородки, панели из стекла, вертикальные конструкции.

В гостиной конструктивизма полки и шкафы лучше сделать встроенными. Вся мебель по цветовой гамме составляет единое целое с занавесками (или жалюзи) и стенам. В гостиной размещают мягкий диван, пару кресел, журнальный столик из стекла или дерева. Все эти предметы - правильной геометрической формы, декоративные элементы не приветствуются.

Для теплоты пола можно добавить светлый ковёр с высоким ворсом, а для освещения использовать точечные светильники по периметру комнаты.

Выбор материала для гостиной в стиле конструктивизма зависит от финансового статуса хозяина помещения. Выбранный дизайн можно сохранить при применении натурального или искусственного камня, паркетной доски из древесины. Панельное оформление стен также соответствует конструктивизму. Главное - постарайтесь сохранить единую концепцию стиля.

Для создания уюта можно поставить на подоконник небольшой горшочек с цветами, а на диван положить несколько функциональных подушек. Мягкие подушки можно положить под спину или сидеть на них. Современные мастера дизайна «позволяют» в гостиной конструктивизма использовать подходящие плакаты или постеры (например, в виде фотообоев).

Спальня

Встроенная мебель, светлые стены, диван, заменяющий кровать, небольшой шкаф - вот и всё, что может быть в спальном помещении стиля конструктивизм.

В спальне можно немного поэкспериментировать и использовать принты или коллажи. Разместить их следует на стене или потолке, но не пытайтесь «втиснуть» в конструктивистскую стилистику цветочки и другие «вольности». Только правильные формы и геометрические рисунки допустимы в оформлении помещения.

Металлические и стеклянные конструкции не помешают спальному интерьеру, но не в качестве декора, а в виде основных элементов.

Кухня

Для кухни в стиле конструктивизма особенно важен функционализм. Все предметы этого помещения должны быть практичными и удобными.

Оформление кухонного пространства не должно ограничиваться традиционными материалами. Очень оригинально и стильно выглядит столешница, выполненная из закалённого стекла. На полу и стенах можно использовать керамическую плитку, но очень крупных форматов и гладкой фактуры.

Ровные панели, фасады без шероховатостей и украшений, сдержанная цветовая палитра - основные требования к мебели для кухни в стиле конструктивизм. Большей функциональности кухонного гарнитура можно добиться за счёт использования встроенных корзин, внутренних дверных поверхностей, выдвижных модулей для хранения.

Мебель для принятия пищи - обеденный стол, стулья или диванчики - может быть в виде трансформера: откидная, выдвижная. Это очень удобно и экономит свободное пространство.

Если кухонное помещение немаленькое, то мебель стоит приобрести основательную и прочную - из дуба, например. Формы таких предметов - только простые и незамысловатые геометрические фигуры, без декоративных элементов.

Обилие самых современных бытовых приборов (стеклянных, металлических) – вполне уместно на кухне конструктивизма.

Фотогалерея: варианты оформления интерьера в стиле конструктивизм

Почерпнуть идеи для оформления различных помещений в стиле конструктивизм можно, просмотрев видеосюжет.

Видео: интерьер в стиле конструктивизма

Люди, которые не питают особой любви к вычурности и украшательству, смогут порадовать себя оформлением помещений в стиле конструктивизма. Это дизайнерское решение подойдёт целеустремлённым и практичным людям, ведь каждый предмет интерьера будет нести свою определённую функцию и не будет отягощён декором.