Как выглядит кунсткамера. Мой личный фотоблог

Санкт-Петербург. День 2. Кунсткамера November 30th, 2010

Почти на самой стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Он является первым музеем России, который был учреждён императором Петром I. Именно здесь я укрылся во второй день своей поездки в город на Неве, когда на улице пошёл дождь. Всё, что мне было известно до этого о Кунсткамере так это, что там выставлена на всеобщее обозрение коллекция "уродцев" — анатомических редкостей и аномалий. Но как оказалось — большую часть музея занимают предметы старины, раскрывающие историю и быт многих народов мира.


Стоимость входного билета в музей составляет 150 рублей, а право на проведение фотосъёмки — 100 рублей. Хотя в итоге фотографии получились не очень хорошими из-за плохого освещения. В основном экспозиции находились в каком-то полумраке.
2.


Не все залы также были посвящены народам мира — в некоторых выставлены картины и даже фотографии известных и не очень мастеров.
3.


Осмотр музея начинается с 1 этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.
4.

Здесь можно увидеть представителей различных народов — от Аляски до Калифорнии.
5.

6.

7.

8.

На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.
9.


Также здесь можно увидеть макеты различных строений японцев и образцы их традиционной одежды.
10.

11.


В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
12.

13.


14.


На 2 этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены "уродцы", нельзя фотографировать. Мне удалось запечатлеть только маску, снятую с лица русского императора после его смерти.
15.


Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.
16.


Здесь представлена культура и традиционные занятия народов, проживающих в этом регионе.
17.


18.


19.

20.

21.

22.

23.


Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии — Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.
24.


Бронзовая статуя Будды Гаутамы.
25.

В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее.
26.


Модель монгольской юрты.
27.


28.


29.


30.

31.

Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.
32.


На последнем 3 этаже, который открыт для свободного посещения (4 и 5 этаж только для записавшихся ранее на экскурсию), воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.
33.


Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.
34.


35.


А в это время за окном шел дождь. На противоположном берегу можно увидеть здания Адмиралтейства и Эрмитажа.
36.


Один раз Кунсткамеру стоит посетить — и всё ради знаменитой коллекции "уродцев".

Петербург - это не просто город белых ночей и трех революций, где безостановочно разводят мосты и пьют винишко на крышах. Настоящих ценителей изящной культуры Питер радушно встречает обилием музеев и выставочных залов, где полной грудью можно надышаться красотами. Благо имеется повод, чтобы лишний раз припасть к высокому искусству.

31 января 1714 года, 304 года назад, по указу Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Государев кабинет», более известный как Кунсткамера. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, где на одном квадратном метре собрано максимальное количество удивительной дичи и поражающих воображение экспонатов со всего мира.

В честь этого знаменательного события, Отвратительные мужики собрали для вас топ-7 интересных диковинок, которые вам точно стоит увидеть. Помимо заспиртованных мутантов, разумеется.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин . Изготавливалась из бедренной человеческой кости , обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы . Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Слегка идиотская интерпретация событий

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.

Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии . Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри - небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Наконец-то дошли руки рассказать о моем походе в кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Я конечно же, как и многие в нашей стране, слышал об этом месте, но представлял его себе по другому. Надо сказать музей меня удивил. В силу своих предубеждений я выделил на посещение этого музея буквально пару часов, и это была ошибка.

Как добраться до музея Кунсткамера

Я хотел посетить музей кунсткамеру в СПб только с одной цель — увидеть знаменитую коллекция уродцев, которую собрал великий император Петр Первый. Добраться до музея очень легко, он находится в центре. Лично я ехал на троллейбусе, потому что остановился на невском проспекте. Если не изменяет память, то троллейбус был номер 10. Чтобы не пропустить остановку надо ориентироваться по Дворцовому мосту через Неву. Как только переехали через мост, то сразу выходите. От остановки совсем рядом. Адрес музея Кунсткамера — Университетская наб. 3.

Чтобы добраться до этнографического музея надо доехать до одной из станций метро

  • метро Адмиралтейская, от нее ходят автобусы номер 7, 24 и 191 либо троллейбусы 1, 7, 10 или 11
  • Метро Невский проспект / Гостиный двор, автобусы 7, 24, 191 либо троллейбусы – 1, 7, 10, 11
  • Метро Василеостровская, автобусы 24, 47
  • Метро Спортивная, автобусы 191, 10 либо троллейбус 1

Неожиданность для меня была в том, что музей на самом деле очень большой в четыре этажа. И собрано в нем огромное количество экспонатов этнографического характера. Полное описание можно найти на официальном сайте музея kunstkamera.ru . Для начала моему взору предстали предметы быта северных народов и индейцев северной Америки.

Очень много экспонатов, рассказывающих о жизни азиатских народов. Большинство экспонатов Петр приобрел лично путешествуя по миру. Коллекция продолжала расти и дополнялась даже после смерти императора.

Были в музее и весьма занятные экспонаты, как например эта тарелка, с помощью которой можно вскипятить воду, конечно если вы живете в пустыне.

Антропологические коллекции или комната уродцев

Большинство посетителей пробегает первые этажи и комнаты, и спешат на всех порах к заветной комнате. Той самой где собраны антропологические коллекции кунсткамеры. Я думал что Петр также собирал эти коллекции по крупицам, но на самом деле он купил уже готовые коллекции у голландского анатома Фредерика Рюйша. И затем коллекция пополнялась новыми экспонатами по указу Петра. Между прочем полную коллекцию Рюйша можно посмотреть на все том же официальном сайте вот . А вот этот кусок железа выковал сам император Российской империи.

Есть там и посмертная маска императора Петра. Так же как и отпечаток его руки, надо сказать рука была немаленькая.

Несколько фотографий эмбрионов, впечатлительным лучше не смотреть. Забыл сказать, что в музее можно фотографировать, но только не в комнате с уродцами, о чем мне поспешили заметить бабушки-старожилы. Мутанты человеческих эмбрионов известны на весь мир, и привлекают тысячи посетителей в музей.

Как я сказал в начале, за два часа я не посмотрел и половины, а уж не прочитал так и страшно сказать сколько. Но запечатлел интересные экспонаты, например эти ковры.

Если бы этому музею выделить хорошее, большое помещение, и уменьшить количество стекла, которым огорожены все экспонаты, то музей бы был более популярен. Сейчас, когда я могу сравнить с музеями Швеции, то заявляю со всей ответственностью, в кунсткамере можно увидеть гораздо больше, чем во многих музеях Стокгольма. Причина малой популярности русских музеев проста, мы не знаем как подать выставку, а между тем это огромные деньги, но кому они нужны когда можно тупо качать нефть.

Кроме того в кунсткамере много экспонатов различного оружия, как холодного так и огнестрельного, смотрите мои фото.

А один клинок и вовсе удивил меня своей формой лезвия, точнее их количеством.

Все время, гуляя по музею, меня не покидало чувство что за мной кто-то следит. И вот я поймал его.

Ценителям антикварной мебели понравятся экспонаты из резного дерева, покрытые древними лаками.

Без этого предмета видимо было не обойтись в те времена:). Еще один пример экспонатов Кунтскамеры, как видите не одни уродцы.

24.


Кунсткамера в Санкт-Петербурге (полное название - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук) учреждена императором Петром Первым в Петербурге. Открыта в 1714 году.

Более миллиона экспонатов собрано в Кунсткамере в настоящее время, а первые десятки и сотни музейных редкостей, вошедших в экспозиции, были привезены Петром Первым из его путешествия по Англии и Голландии, которое император совершил в 1698 году. Путешествующий царь посещал заморские музеи, восхищался "зело дивными" собраниями редкостей и, в конце концов, твердо решил основать в России аналогичный для народа русского. Движимый этой идеей, Петр принялся покупать редкие вещи, старинные книги, оружие, инструменты, приборы - все, что могло удивить. Огромные коллекции свозились в Москву, в царский дворец. Так появилась Кунсткамера - первый музей России.

История

Отдельно коллекционировались медицинские анатомические редкости, заспиртованные уродцы младенческого возраста, какие-то свидетельства природных аномалий, предметы старинного быта и жизни древних людей. Сотни уникальных экспонатов легли в основу "кабинета редкостей" русского царя. Залы московской резиденции Петра уже не вмещали экспонаты, которые со всего света присылали гонцы, разосланные для поиска и приобретения удивительных предметов. Тогда было решено перевезти сокровища "государева кабинета" в Петербург и построить специальное здание для Кунсткамеры. Переезд был осуществлен в 1714 году, все экспонаты временно разместили в Летнем дворце. А когда и во дворце стало тесно, большую часть их поместили в особняк боярина Кикина - так называемые кикинские палаты. Тогда же было решено строить собственное здание музея, а место для его постройки выбрали на оконечности Васильевского острова, напротив Зимнего дворца, в котором позднее разместился Эрмитаж.

Начало строительства

Строительство музея Петра было начато в 1718 году и продолжалось около двадцати лет. К моменту кончины императора - в 1725 году - успели возвести только стены. Архитектором был Георг Иоганн Маттарнови, который создал проект в стиле барокко и вел строительство вплоть до 1719 года. После его смерти продолжил начатое строительство Николай Гербель. В 1724 году в должность архитектора вступил Гаэтано Киавери. В 1726 году в здание музея начали завозить экспонаты.

Структура

Два трехэтажных корпуса музея соединены ярусной башней с барочным куполом. Экспонаты занимают все восточное крыло комплекса, в западном разместилась Академия наук России, в среднем корпусе находится а над ним, в самой башне, размещен Готторпский глобус и обсерватория. В 1830 году Музей-Кунсткамера в Санкт-Петербурге был разделен на четыре отдельных: Ботанический, Этнографический, Зоологический и Минералогический, каждый из которых при этом является составной частью главного Музея. Тематически Кунсткамера состоит из восьми разделов:

  • История Кунсткамеры. Русская наука XVIII века.
  • Анатомический раздел.
  • Северная Америка.
  • Индия и Индонезия.
  • Япония.
  • Китай и Монголия.
  • Африка.
  • Австралия и Океания.

История Кунсткамеры

Музей-Кунсткамера в Петербурге включает в себя три экспозиции: "Музей М. В. Ломоносова", "Астрономическая обсерватория Академии наук Петербурга" и "Готторпский Глобус-Планетарий". Экспозиции отражают ранний период существования Кунсткамеры, достаточно много информации посвящено деятельности Ломоносова и Петербургской Академии Наук, работе обсерватории и службы точного времени, размещавшейся в центральной башне музея, а также учету условной линии Петербургского меридиана. Экспозиционно показан Зал заседаний Петербургской академии наук.

Анатомический раздел

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (фото представлены в статье) имеет очень интересный раздел анатомии. Здесь обширная экспозиция, собранная из аномальных редкостей природного происхождения: это анатомические уродства, примеры сиреномелии, сиамских близнецов, циклопия младенца, ягненок с двумя головами и др. В основную экспозицию вошла коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которую приобрел Петр Первый за крупную сумму в 1717 году.

Северная Америка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет экспозицию, посвященную древнейшим народам североамериканского континента - эскимосам, индейцам, алеутам. В экспозицию входит жилище северных народностей, примитивные постройки - иглу, чумы, яранги. показано в виде настоящих вигвамов, с классической раскраской и без. Также представлена национальная одежда древних жителей северной Америки, сшитая из шкур, меха, перьев и растительных волокон.

Индия и Индонезия

Народы Южной Азии представлены в Кунсткамере во всем своем многообразии: здесь и жилища древних племен, и кухонная утварь, и оружие, которым добывали пропитание и с помощью которого сражались. Особое положение в оружейной экспозиции Индии занимают изогнутые определенным способом кинжалы под названием "крисы" - страшное, беспощадное холодное оружие, по форме напоминающее язык пламени. Но большинство экспонатов раздела рассказывает о мирной жизни. Широко представлено театральное искусство, на специальных вешалах разложены старинные театральные женские и мужские костюмы, тут же висят куклы-марионетки. Поодаль показана сцена для представлений театра теней. Много экспонатов из резного дерева, привезенных из различных индийских регионов.

Япония

Бытовые предметы японцев и древнейших народностей айну, населяющих в доисторические времена, представлены в разделе этнографии страны Восходящего Солнца. Много внимания уделено японским средствам для ловли рыбы и охоты. В экспозиции собраны настоящие рыболовные снасти, примитивные крючки, сети и разнообразные ловушки, пришедшие в Кунсткамеру из далеких времен, некоторым экспонатам более 10 тысяч лет. Отдельно экспонируются доспехи и оружие Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет "катана", которые соседствуют с миниатюрными кинжалами "кусунгобу" для ритуального самоубийства - харакири. Есть и ритуальные женские кинжалы, такие маленькие, что их не видно даже в женской руке, но тем не менее они несли смерть. Таким ножом достаточно было женщине из самурайского рода коснуться шеи, и она умирала.

Китай и Монголия

Кунсткамера - музей, который представляет Китай как страну первооткрывателей фарфора, шелка и пороха. Старинные сервизы из тончайшего фарфора наполняют экспозицию. Здесь бесчисленное количество чашек с блюдцами, кофейников и сахарниц. Посуда собрана и разделена по критериям знатности, поскольку фарфоровая чашка простого крестьянина и знатного вельможи радикально отличались. В экспозиции представлена знаменитая китайская перегородчатая эмаль, изделия из кости, камня и дерева. Натуральный шелк, сотканный руками древних ткачих, не изменился за несколько столетий, он все такой же красочный. Особое место в экспозиции занимает зеркально-солнечный кипятильник. Это устройство было практически в каждом китайском доме: полусфера с зеркалами, расположенными так, чтобы лучи солнца, отражаясь от зеркал, собирались в пучок и нагревали подвешенный чайник.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет монгольскую экспозицию, в которой главным экспонатом является юрта - кочевое жилище, которое может складываться и перевозиться на другое место. Такие юрты получили распространение с начала XV века. Из длинных деревянных брусков собиралась решетка, служившая остовом, затем решетчатый остов покрывался войлоком и перевязывался веревками. Юрта устанавливалась с таким расчетом, чтобы входная дверь была обращена на юг. Место у стены, противоположной входу, считалось почетным, и обычно там садились дорогие гости. Кроме того, внутреннее пространство юрты делилось на женскую и мужскую половины. В середине жилища находился очаг, это место считалось священным.

Кочевники часто меняли место жительства, нужно было искать пастбища для скота. Также показаны монгольские орудия земледелия, верховые седла, сбруя и попоны для лошадей.

Африка

Кунсткамера - музей, имеющий также зал, посвященный Африканскому континенту. В нем представлена история чернокожего населения, проживающего несколько веков назад на территории южнее пустыни Сахара. Здесь имеются примитивные орудия земледелия, деревянные плуги, которые тянули быки, рядом представлены предметы быта, а также поделки, искусно изготовленные из черного дерева.

Австралия и Океания

Австралийская экспозиция состоит в основном из рыболовных снастей и охотничьих принадлежностей, с помощью которых аборигены добывали себе пропитание. Многие австралийцы были ныряльщиками и добывали жемчуг со дна океана. Для этого у них были специальные приспособления, которые также представлены в экспозиции.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, экспонаты для которой присылаются со всего мира, постоянно расширяет свои экспозиции.

Вот уже на протяжении 300 лет уникальные коллекции Кунсткамеры продолжают привлекать посетителей. Об интересных фактах о не менее интересном музее - в нашем материале

Кабинеты кунштов

Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты.


Фото: cityguidespb.ru 2

Расширение коллекции

В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание.

Штраф

Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз.


Фото: wildwildworld.net.ua 4

Выбор места

Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.

Затяжное строительство

Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены. К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции.


Фото: cityguidespb.ru 6

Царское поощрение

Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение - чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.

Живые экспонаты

«Жуткая» особенность музея - зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.


Фото: pg21.ru 8

Коллекция Рюйша

Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша - одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.

Готторпский глобус

Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри - звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.


Фото: kolibri31.ru

Разделы музея

В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.