Классный час "памятные места моего города". Центральная городская библиотека г. Мирного Я ездила по городу, фотографировала памятники, прочитала литературные источники

Наш город небольшой, ему не так много лет, но в нем живут и работают замечательные люди, которые помнят о своем прошлом, совершенствуют настоящее и думают о будущем. Но будущее невозможно без прошлого, без памяти о нем... По определению слово "памятник" трактуется как "скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком-то или о чем-то", а также как "сохранившийся предмет культуры прошлого".


И сегодня хочу показать Вам памятники нашего города. Ведь Памятники отражают наиболее значительные события в жизни города и страны, образы выдающихся личностей.

амятники за трудовые победы устанавливаются во всех городах, они самые разные по внешнему виду. Такие установлены в нашем городе.


Тысячи километров отделяли Прокопьевск от фронта в годы Великой отечественной войны. Но тысячи тончайших нитей связывали его с действующей армией. Далеко не все вернулись с полей сражений. Память о погибших свята. Нет в городе района, шахты, где бы не был установлен обелиск, памятник, стела в их честь и славу.


МОНУМЕНТ СЛАВЫ


Монумент Славы в честь 30-летия Победы над фашистской Германией

воздвигнут накануне 30-летия Победы. Автор архитектурной композиции – преподаватель детской художественной школы № 8, ныне – заслуженный работник культуры России – Николай Георгиевич Кальпидис. Три бетонные грани, символизирующие связь поколений, венчает развевающееся знамя – символ Победы. На постаменте установлена мемориальная доска, на которой высечены слова: «Советским воинам, труженикам тыла, ковавшим победу в Великой Отечественной войне, посвящается. Май 1975 г.» Композиция выполнена из бетона и металла. Высота с подножием 16 м.

ПАМЯТНИК КОМСОМОЛЬЦАМ-ГЕРОЯМ

Установлен на Комсомольской улице в 1958 г. Автор проекта – архитектор Григорий Полонских, скульпторы – А.Н. Чеглаков и А.В Сидоров.

На четырехгранном постаменте - фигура воина, сжимающего автомат. Высота фигуры 2 м, высота обелиска 6 м. Постамент облицован мраморной плиткой.


МЕМОРИАЛ НА АЛЛЕЕ СЛАВЫ

Прокопчане - Герои Советского Союза: Азаров Евгений Александрович; Буслов Федор Васильевич; Гнедин Виктор Александрович; Дюжев Михаил Константинович; Зонов Пантелей Петрович; Колпаков Петр Иванович; Мартехов Василий Федорович; Селиванов Евграф Иосифович; Уланин Дмитрий Дмитриевич; Чернов Григорий Иванович; Черных Иван Сергеевич; Чеченев Михаил Семенович; Шеломцев Николай Григорьевич; Шишкин Михаил Владимирович; Шульц Михаил Михайлович.


СТЕЛА ЗЕМЛЯКАМ, ПАВШИМ ЗА РОДИНУ В 1941-1945 ГГ.

Установлена 8 мая 1970 г. на улице им. Артема. Авторы: Г.Т.Казанцев, И.А.Ксенофонтов, Г.В.Стаценко. На десятиметровой бетонной плите – изображения фигур молодого солдата и женщины. На мраморной плите слова: «Землякам, павшим в боях за Родину 1941-1945 гг.» Воин сжимает в одной руке автомат, в другой – каску. В руках у женщины лавровая и дубовая ветви и шахтерская лампа.


МЕМОРИАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ"

Комплекс выполнен в форме бетонной стены с портретами людей, чьи имена носят некоторые улицы Прокопьевска. Часть стены состоит из бетонных плит с надписями «1941 – 1945» и изображением воина с пистолетом в руках. Верх стены венчает надпись: «Их именами названы улицы города».

МЕМОРИАЛ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ


Расположен по ул. Лебедева,2, у ДК Шахтостроителей. Открыт в 1964 году. Мемориал выполнен из бетона в форме башни высотой около 3 м. Перед башней – арка, сложенная из камня. С двух сторон памятник обрамляют бетонные обелиски со скошенным верхом. На них слова:
«Мы память о Вас всегда храним, ничто не забыто, никто не забыт» и
«Россия помнит, Россия чтит тех, кто выполняя приказ, не вернулся домой». Мемориал находится на возвышенном квадратном постаменте, облицованном мраморной плиткой. Обрамлен чугунными цепями.

МЕМОРИАЛ В ЧЕСТЬ ГОРНЯКОВ ШАХТЫ ИМЕНИ ВОРОШИЛОВА, ПОГИБШИХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.


Расположен у АБК шахты им. Ворошилова. Установлен в 1975 г. в честь 30-летия Победы на фашистской Германией.
Мемориал реконструирован в 2005 году.

СТЕЛА С ИМЕНАМИ ГОРНЯКОВ, ПОГИБШИХ НА ФРОНТАХ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Расположена у здания АБК шахты «Зиминка»; открыта в 1970 г.
Представляет собой прямоугольную вертикальную плиту высотой 3 м, выполненную из бетона. На стеле расположены две мраморные доски. На верхней доске надпись: «Вечная слава воинам-шахтерам, павшим в боях за Советскую Родину в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» на нижней мраморной доске увековечены имена погибших. В нижней части стелы – изображение вечного огня и гвардейской ленты.

МЕМОРИАЛ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ-РАБОЧИХ ЗАВОДА, ПОГИБШИХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Мемориал установлен на территории современного НПО «Развитие» (бывший завод ПЗША) в 1970 г. Представляет собой стилизованный окоп, выполненный из бетона. Вверху окопа - мраморная плита, увенчанная пятиконечной звездой с изображением серпа и молота. На плите надпись: «Вечная слава павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины» в центре окопа прикреплена мраморная плита с именами погибших и изображением лавровой ветви.
Комплекс установлен в центре цветника. Перед мемориалом располагается прямоугольная горизонтальная плита с изображением пятиконечной звезды.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРНЯКАМ ШАХТЫ ИМ.ДЗЕРЖИНСКОГО, ПОГИБШИМ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

СТЕЛА БРАТЬЯМ ЛОСЕВЫМ

По просьбе жителей города горисполком принял решение одну из улиц Прокопьевска назвать именем Лосевых, погбиших в Великую Отечественную. В честь братьев Лосевых в 1975 году была установлена стела.


МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ПАМЯТЬ"

Воздвигнут в честь 50-летия Победы, торжественно открыт 22 июня 1995 г. Проект памятника выполнен Заслуженным работником культуры, членом СХ РФ О.Д.Комаровым (проект победил в городском конкурсе, объявленном накануне). Памятник представляет собой две прямоугольные стелы длиной 10 м, высотой 3 м, облицованных мраморной плиткой. На плитах высечены имена 4730 прокопчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести, умерших от ран в госпиталях. Списки предваряют слова «Никто не забыт, ничто не забыто», выполненные из металла. К 60-летию Победы в 2005 г. к спискам были добавлены еще 70 фамилий, установленных в ходе поисковой работы краеведческого музея


МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ПАМЯТЬ О РАБОТНИКАХ ЗАВОДА "ЭЛЕКТРОМАШИНА"

ПАМЯТНИК ЛИКВИДАТОРАМ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ

26 апреля 2001 года был заложен камень на аллее Героев, а к дню города 24.08.2001 торжественно открыт первый в Кузбассе памятник чернобыльцам.


ПАМЯТНИК ВОИНАМ РОССИИ, ПОГИБШИХ В
"ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ" ПЛАНЕТЫ



Открыт 24.08.2001.
Памятник изготовлен и установлен строителями ДСК, трудящимися «Продмаша» и эксперементального завода КузНИУИ. Выполнен из металла в форме парашюта высотой около 1м. На небольшом постаменте мраморная плита с надписью: «Воинам России, погибшим в горячих точках планеты.
Тревожный пульс военных операций
Стучится в двери наших мирных дней.
Мы помним Вас, бойцы горячих точек,
Склоняясь перед скорбью матерей…
Из Прокопьевска в Афганистан было отправлено 330 человек. Трое из них не вернулись.
Это Симбирский Валерий (4.07.1960 – 14.04.1980)
Тарасов Виталий (31.10.1959 – 21.01.1983)
Тимергалиев Равиль (6.11.1962 – 18.11.1984)
08.2001г.»




ПАМЯТНИКИ ЗА МИРНЫЙ ТРУД


Памятники за трудовые победы устанавливаются во всех городах, они самые разные по внешнему виду. Такие установлены в нашем городе.


СТЕЛА "ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ПРОКОПЬЕВСКА И ГЕРОИ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА".



Стела расположена на площади Победы, рядом с Драматическим театром. Открыта 23 августа 2006 г. Стела изготовлена в виде прямоугольника, покрыта мраморной плиткой. На одной стороне стелы – изображение Звезды Героев Советского Союза и имена Героев Советского Союза.
Рядом на этой же стороне – изображение звезды Героев Социалистического труда и имена Героев Социалистического труда. На оборотной стороне высечен Орден Трудового Красного Знамени (награда города) и имена Почетных граждан города.


ПАМЯТНИК ПАРОВОЗУ


Памятник паровозу установлен на привокзальной площади и торжественно открыт 2 августа 2008 года в день железнодорожника.
Паровое устройство "Лебедянского" - так официально называют паровоз. Но железнодорожники его называют ласково "Лебедушкой". Ни одну тысячу километров таскал он составы с углем, воинские эшелоны, пассажирские поезда. Теперь его место на постаменте.
Но все помним, что стоит он на запас.


ОБЕЛИСК «СЛАВА ШАХТЕРСКОМУ ТРУДУ»

Установлен в 1967 г. на площади Шахтеров в честь Всесоюзного рекорда проходки, установленного в 1964 г. бригадой Героя Социалистического труда Николая Георгиевича Кочеткова (шахта «3-3-бис», впоследствии «Центральная»). На пьедестале установлена углепогрузочная машина УП-3. пьедестал высится на искусственном зеленом холме. Боковая часть украшена барельефом с изображением шахтера. Торжественное открытие обелиска состоялось 20 октября 1967 г., в день 50-летия Прокопьевского рудника.



ЛЮДИ И СУДЬБЫ

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ ОСТРОВСКОМУ

Открыт в октябре 1967 г. около кинотеатра, который с 1937 года носит имя писателя. Скульптурное изображение Н. Островского в полный рост в шинели и буденовке установлено на прямоугольном постаменте высотой 2,5 м. Высота скульптуры 3 м. Материал – бетон.



БЮСТ М.И. КАЛИНИНА
В ПАМЯТЬ ВСТРЕЧИ ЕГО С ШАХТЕРАМИ ГОРОДА 1934 г. Установлен в 1952 году справа от входа в АБК шахты им. Калинина (ныне управление разреза «Калининский») Памятник представляет собой бюст М.И. Калинина, установленный на четырехгранном бетонном постаменте. В 1934 году завершилось сооружение шахты №7 в г. Прокопьевске. Ее открытие совпало с приездом в город председателя ВЦИК СССР М.И. Калинина. В честь приезда Калинина состоялась его встреча с горняками рудника и рудничный слет шахтеров-ударников. В память о пребывании М.И. Калинина на руднике шахте было присвоено его имя.


БЮСТ Б.В. ВОЛЫНОВА
Памятник находится на проспекте им. Гагарина. Открыт 24 октября 1984 года, посвящен летчику- космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза Борису Валентиновичу Волынову, детство и юность которого прошли в Прокопьевске. Памятник представляет собой бронзовый бюст Б.В. Волынова, водруженный на круглый постамент высотой 5 м.
…В который раз –
уж не впервые –
Восторг и радость – в полный рост:
Опять Советская Россия
На кораблях у дальних звезд!
Тут нужных слов не сыщешь даже,
Как счастлив каждый сибиряк.
Ведь там, в геройском экипаже,
Наш, из Прокопьевска, земляк!
Немало чувств к груди прихлынув,
Переполняет сердце нам.
Успехов Вам, Борис Волынов!
И всем космическим орлам!
Михаил Небогатов


ПАМЯТНИК А.С. МАКАРЕНКО

Эпиграф:

«Мне не надо далей пенистых,
Не ищу иной красы я.
Край родимый,
Край мой пензенский,
Ты и есть моя Россия. (А.А. Сазонов.)

Цель: воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  • расширить знания школьников об истории родного города, его памятниках и музеях;
  • формировать умение работать с книгой, картой, планом;
  • воспитывать уважение к богатейшим культурным традициям Пензенского края.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Уникальные памятные места города Пензы», схема маршрута экскурсии, Словарь русского языка С.И. Ожегова.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I этап «Вводный

1. Оргмомент

2. Постановка цели классного часа

Учитель: В городе Пензе насчитывается 236 памятников, из которых 166 – объекты историко-культурного наследия. Они – связующее звено между прошлым и настоящим. Каждый из них имеет свою историю, своих героев.
Цель нашего классного часа – узнать: «Какие уникальные памятные места расположены в нашем городе. Ведь именно они могут стать визитной карточкой города, сделать его популярным не только в нашей стране, но и за её пределами

II этап «Основной»

Учитель: У каждого города есть своя визитная карточка. Мы говорим Москва, а в нашем воображении появляется Кремль или Красная площадь, Храм Христа Спасителя или памятник Юрию Долгорукому. Наше воображение рисует нам образы. Они формирует наше впечатление. А какой памятный знак является символом нашего города?
Как на этот вопрос отвечают жители нашего города. Мы обратились к ним с вопросом.

(Просмотр видеоролика)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие памятники можно назвать уникальными? (Ответы учащихся: неповторимые, необычные.)

– Архивариус, а как вы считаете?

Архивариус: В словаре С.И. Ожегова читаем: «Уникальные – это единственные в своём роде, неповторимые».

Учитель: Что же можно отнести к ним в нашем городе?

Презентации )

Среди памятников и памятных мест – это:
– Часы с кукушкой, которые расположены на улице Московской. Они были установлены в 1974 году. «Механизм был изготовлен на Сердобском часовом заводе, металлический каркас – на дизельном, хрустальные столбики – на Никольском заводе».
Над уникальным механизмом трудились инженеры Сердобского часового завода – Валентин Мижёв, Владимир Панин и Олег Розанов. Много труда в изготовление часов вложили рабочие экспериментального цеха В. Алакин, Б. Лушников, А. Комаров и другие в оформление – скульпторы И. Середкин (дизельный завод) и В. Алексюк (Пензенское художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР).
А знаете ли вы, что это самые большие часы с кукушкой в мире?
– Памятник "Шкатулка «Русские народные пословицы»". Он появился на карте города в 2010 году и расположен в сквере имени А.С. Пушкина, на улице Московской. Шкатулка отлита из бронзы скульптором, заслуженным художником России Валерием Кузнецовым. Это первый и единственный в России памятник-шкатулка. «Скульптурная композиция подарена городу компанией Мегафон…. Пенза стала восьмым городом России, в котором Мегафон открывает подобные арт-объекты. Каждая скульптурная композиция подчёркивает историческое и культурное своеобразие того или иного города.
– Памятник В. О. Ключевскому. Был открыт 11 октября 2008 года на пересечении улиц Бакунина и Плеханова перед колледжем культуры и искусств – в историческом центре города. Конкурс на создание памятника выиграл Валерий Кузнецов. Бронзовый Ключевский весит больше тонны. Его отливали белорусские мастера. По мнению автора памятника, работа литейщиков безупречна. По словам доктора исторических наук Виктора Кондрашина, памятник Ключевскому – это единственный в мире памятник историку.
– Ещё одно уникальное место – памятник пензенским милиционерам, который был открыт 10 ноября 2007 года на улице Некрасова. Это единственный памятник в России, посвящённый участковому милиционеру. Прототипом увековеченного милиционера стал легендарный пензенский участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Григорий Александрович Шелков, широко известный в Пензе вплоть до настоящего времени. Памятник установлен на улице Некрасова, в районе расположения зданий пензенского ОМОНа, ГИБДД и строящегося здания УВД. Авторы памятника: скульптор - Александр Хачатурян, народный художник Калмыкии; архитектор - Дмитрий Димаков.
– Проезжая мимо монумента Глобус, мы видим оригинальную инженерную конструкцию в виде земного шара, но даже не подозреваем, что она уникальна. Наш монумент был установлен в 1972 году на пересечении улиц Суворова и Бекешской. Подобный макет есть в Нью-Йорке, но он меньшего диаметра и не создаёт подобия движения нашей планеты вокруг своей оси, да и ещё с такой же скоростью. Ребята, а знаете ли вы имя его создателя? Нет? Это – пензенский изобретатель – Владимир Бобиков!

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое музей? А какие бывают музеи?
(Ответы учащихся: места, где хранятся предметы старины; музеи бывают краеведческие, художественные и др.)
– Архивариус, а вы не поможете нам?

Архивариус: «Музей (от латинского museum, от греческого «мусеойн» – «храм муз»)
Научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев: естественнонаучные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие».

Учитель: Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?..

Вслед за А.С.Пушкиным при изучении каждого предмета мы задаём вопросы: «Что? Где? Когда? Кто?» Именно в музее мы стараемся получить ответы на все эти вопросы.

В Пензенской области действуют 15 музеев, в том числе – государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» федерального значения. В городе Пензе – восемь, среди них три уникальных, не имеющих аналогов в мире.

(Рассказ сопровождается показом Презентации )

Это – музей одной картины имени Георгия Васильевича Мясникова. Он был открыт 12 февраля 1983 года по адресу – улица Кирова, дом 11. В этом году у него юбилей – 30 лет. Единственный в России и мире музей такого рода, который не имеет постоянной экспозиции. А знаете ли вы, что в списке "Форбс" наш музей отмечен в одном ряду с итальянским Музеем Туринской плащаницы, Музеем колокола Свободы из США, французским Музеем штабного вагона маршала Фоша и несколькими другими оригинальными художественными хранилищами.
Музей-театр имени Всеволода Эмилиевича Мейерхольда. Музей был открыт в мемориальном доме на улице Володарского, отреставрированном в 1984 году. В концепции экспозиции три составные части: жизнь семьи Мейерхольда в Пензе (1874-1895 гг.); "Маскарад" М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда; авторские театры современности, концепции театрального авангарда. Он расположен на территории бывшей городской усадьбы, в деревянном доме (1881 г.). Рядом находится здание бывшего завода Мейерхольдов. Оба здания входят в комплекс "Уголок старой Пензы". Уникальность в том, что это и музей, и театр одновременно.
«Дом истории российской» – так с гордостью можно назвать этот мемориал, расположенный на улице Ключевского. Это единственный в стране музей этого ученого-историка. Согласитесь, не многие знают что, начиная с 1991 года, именно здесь проводятся общероссийские и международные научные конференции.

Картограф: Ребята, сегодня мы с вами совершили виртуальную экскурсию по уникальным памятным местам родного города. Протяжённость нашей экскурсии – 6, 67 км. Перед вами маршрут.

III этап «Итоговый»

Учитель: Ребята, а что нового вы узнали сегодня на классном часе?
– Какие уникальные памятные места расположены в нашем родном городе?
– Какие выводы из увиденного и услышанного вы сделали?

(Ответы учащихся)

Ученик читает:

А над Пензою такая неба синь!
Солнце встало из малиновой зари.
Свое сердце из груди в ладони вынь
И его с добром всем людям подари.
Не жалею я ни красок и ни слов,
Чтоб полнее свои чувства передать.
В мире много есть красивых городов,
Только лучше нашей Пензы не сыскать.
Здесь всегда душа российская живет,
Поселилась с незапамятных времен.
И поэтому наш пензенский народ
Добротою и талантом одарен.
Салтыков-Щедрин и Лобачевский...
Разин здесь бывал и Пугачёв,
Мейерхольд, Белинский и Ключевский,
Лермонтов, Куприн и Огарёв...
Родина российского ты цирка,
Кузница спортивных ты побед,
Ты – талантов щедрая копилка,
Город, что в зелёное одет!
Мировой музей одной картины,
Городских соборов купола...
Пенза, о тебе воспели гимны
Нежным звоном их колокола.
Над Сурой-рекой склонились берега,
Обрамляя воды зеленью садов.
Ты мне, Пенза, словно мама дорога.
Ты жемчужина российских городов.

В.Гвоздев

Учитель: Этим стихотворением мы заканчиваем наш классный час, посвящённый нашему любимому городу в преддверии его славного юбилея – 350-летия, которое торжественно будет отмечаться в сентябре 2013 года.

Использованная литература:

1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. Москва, 1997 г.
2. Дмитриева Анна «Второе рождение «Кукушки». // «Пензенская правда» – 2012 – 19 июня – № 45, с.82.
3. Сурский В. «Который час, кукушка?» // «Пензенская правда» – 1974 – 18 октября (№245) – с.4
4. Малышев Евгений «Мегафон открыл «Шкатулку»// «Улица московская» – 2010 – 19 ноября (№43) – с.4

Информационные ресурсы:


Подписи к слайдам:

II. Вводная беседа.

«История страны начинается с истории родного края» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.
Х. Подготовка к презентации проекта.

Иваньков Иван 10 а класс

Цель
проекта:

1
Изучить историю памятных мест г. Суража
.
2)
Воспитывает любовь к Родине, гордость за свой край
.
3)
Развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей
.
4)
Приобретение навыков групповой работы
.
5)
Привлечь внимание учащихся школы к истории родного края
.

Н
аша газета
Учащиеся 10б
I
. Анкетирование.

Выяснить, какую проблему хотят выбрать для изучения учащиеся. Итоги анкетирования:
1)памятные
места города –
45
% учащихся;
2)самые
красивые места родного края-
25
%;
3)памятники
родного города -
20
%;
4)старинные
здания города –
15
%;

VII. Исполнители проекта.

Фотографии
Информация
Оформление
Бондарь Денис
Лакеенко Алина
Костяной Станислав
Костяная Тамара
Рымашевская
Юля
Шевченко Евгений
Алексеенко Ирина
Андреенко Валерия
Болмат Алина
Виноградов Владислав
Ландик Олег
Чудопалова Надежда
Егиазарян Карина
Егиазарян Кристина
Милехина Юлия
Молчанова Екатерина
Литвякова Виктория
Чернякова Елена
IХ. Работа над проектом.
Проект

«Памятные места нашего города
»
Социальный проект
учащихся 10б МБОУ СОШ №1
г. Суража Брянской области
2012-2013
уч.
года

Оформители
ХII.
Презентация.
Немцева
Анастасия 11а
Наша
программа
действий.

I
. Анкетирование.

II. Вводная
беседа.
III
. Проблематика.

IV. Постановка учащимися их цели.

V
.Прогнозируемый результат.

VI. Шаги – задачи.

VII. Исполнители проекта.

VIII
. Ярмарка учебных мини-проектов.

IХ. Работа над проектом.

Х.Подготовка к презентации проекта.

ХII. Презентация.

VI. Шаги – задачи.

Проект мы назвали “Памятные места нашего города». Эта повесть будет в двух частях.. Части получили названия:
1)«История в зданиях»
2)«Памятники Великой Отечественной войны»
Актуальность
проблемы
:

Мы
, учащиеся 10б класса школы №1 г. Суража, гордимся историей своего края, с интересом её изучаем. Хотим внести свой вклад в изучение истории родного города и заинтересовать учащихся школы в её
исследовании.

Перед
началом работы над проектом мы выяснили тему, которую ученики хотят выбрать для проектной работы.
Большинство
учащихся заинтересовались историей памятных мест нашего города, потому что этот материал в учебнике истории Брянского края освящён в недостаточном объёме. Собранный материал позволит больше узнать об истории родного города, а также его можно будет использовать как на уроках истории России и истории Брянского края, так и во внеклассной работе.
Надеемся, что наша работа будет полезна всем заинтересованным лицам.

Информация
Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.
Кроме данного проекта мы можем предложить разработанную нами тематику следующих учебных проектов:
самые красивые места родного края
памятники родного города
старинные здания города

Прогнозируемый
результат.

Будем
собирать материалы о памятных местах, подготовим доклады, сообщения, эссе, альбомы и представим их в классе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку и оформим газету. Это и будет
“наша
повесть” о памятных местах
нашего
города. Ее мы подарим школе.

ХI. Оформление папки и газеты.

Матюхина Марина 11а

Направление работы.

Деятельность
направлена на:

Учащихся
школы
Учителей школы

Родителей

Заинтересованных
лиц
III. Проблематика.

Изучать тему, выполняя учебный проект.
Фотографы

Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие не только ученики класса, но и учащиеся других классов. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Свердловская область Артемовский городской округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

номинанация: методическая разработка

классный час по теме

«Памятники родного города»

разработал учитель 1категории

МБОУ «СОШ №3»

Симоненко О.А.

г. Артемовский, 2018г.

Тематический классный час по теме «Памятники родного города».

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории родного края . Поэтому школа должна прививать чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну. Об этом сказано в документе «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года».

Что такое малая Родина? На этот вопрос пожалуй ответит каждый человек. А знает ли он историю родного края? Скорее всего нет. С этой проблемой классный руководитель встречается часто. Поэтому необходимо знакомить учеников с историей малой родины, посещать экскурсии по памятным местам города. В этом году нашему городу исполняется 80 лет. Данный классный час приурочен к этой дате.

Классный час адресован ученикам 5 класса.

Цель занятия. Привлечь внимание обучающихся к культурному, историческому наследию малой родины, рассказать о ярких страницах жизни нашего города.

Задачи.

1. Расширить кругозор учеников, изучая исторический материал о своей малой родине.

2. Способствовать формированию гражданской позиции учеников, чувству принадлежности к своему краю.

3. Способствовать созданию мини – проекта « Мой прадед – защитник отечества»

Прогнозируемый результат :

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

Познавательный интерес к истории своей «Малой родины».

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с памятниками города.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы:

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение выражать речь в устной и письменной форме;

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета и живое общение с родственниками.

Результатом данного мероприятия послужит мини – проект «Книга памяти». Выставка работ будет приурочена ко Дню победы или Дню защитника Отечества. На следующем классном часе, посвященному «Дню защитников Отечества» обучающим будет предложено рассказать о своем прадеде, воевавшем в ВОВ 1941-1945г.

Продолжительность мероприятия 40-45 минут.

Оборудование – мультимедийный проектор, компьютер, доска.

План классного часа .

« Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем».

    Вступительное слово .

Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сѐла.

Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.

У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. В этом году нашему городу Артемовский исполняется 80 лет. Наш город имеет свои памятные места. И вы ребята должны знать о их истории.

    Ученик читает стихотворение «Мой любимый город» (автор Бархатов Александр).

    Учитель. Сегодня у нас с вами предстоит совершить экскурс по памятным местам нашего города (учитель показывает фото памятников города и предлагает назвать их и указать местоположение). После ответов учеников учитель рассказывает о памятниках нашего города, истории их появления. Приложение 1.

4.Учитель. В нашем городе несколько памятников, посвященных войнам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945г. Эта война не обошла стороной ни одну семью. Ваши прадеды воевали на разных фронтах, отдавали свои жизни за наше мирное существование. Многие из них не вернулись с фронта, лишь некоторым удалось выжить. Прошло уже много времени после этих страшных событий. Сейчас практически не осталось живых ветеранов, но память о них живет в наших сердцах. Мы должны помнить о их подвигах. Эти памятники напоминают нам о той страшной войне, унесшей жизни миллионов. В ваших семьях есть человек, который воевали или даже погиб, защищая Родину. Я предлагаю вам ребята вспомнить о ваших предках, и создать мини- проект « Помним о подвиге наших предков».

Учитель дает Д.З. учащимся и предлагает в любой форме рассказать о своем предке, воевавшем с 1941-1945 на разных фронтах ВОВ или тружениках тыла и оформить страницу памяти (к 9 мая в классе оформляется выставка из работ учащихся). Страницы оформляют в едином стиле на уроке информатики и объединяют в альбом «Помним о подвиге наших предков». Материал можно использовать для ежегодной акции «Бессмертный полк» Приложение 3.

    Получив информацию об истории памятников г. Артемовский, учащиеся делятся на 3 группы. Учитель проводит интерактивную игру по данному историческому материалу. Приложение 2.

Правила игры

Группам предложено табло с разделами, на которых представлены названия и стоимость вопросов. Каждая команды выбирает вопрос. Дается 1 мин. на подготовку, команды отвечают. За каждый правильный ответ команда получает выбранное количество баллов. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к противникам. Игра заканчивается после ответов на все вопросы. Подводится итог по набранному количеству баллов и объявляется победитель. Все вопросы игры посвящены памятникам г. Артемовский

    Учитель. По окончанию мероприятия учитель подводит итог данного классного часа и напоминает об истории памятников и жителях города, внесших вклад в победу в годы ВОВ 1941-1945г.

Приложения.

    Приложение «Памятники города Артемовский».

    Приложение « Интерактивная игра».

    Приложение « Проекты учащихся».

    Приложение « Описание работы».

    Приложение «Фото - отчет».

Используемые информационно образовательные ресурсы