Исследовательский проект "народный кукольный герой петрушка". Кукла-марионетка Петрушка. История игрушки

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Петрушка. Открытый урок. Часть первая.

    ✪ Нестор Махно - Петрушка русской революции

    ✪ Перчаточная КУКЛА. Монтюр от Юлии.

    Субтитры

Происхождение куклы

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки - улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).

Типичное заблуждение - почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником более старших: неаполитанского Пульчинеллы , французского Полишинеля , английского Панча , турецкого Карагёза , немецких Гансвурста и Касперле , испанского Дона Кристобаля и других, - при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль , появившаяся в Лионе в начале XIX века.

По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов . Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. - «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: - «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме одного - Смерти . В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы ещё жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад… И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами…

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „Это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „учёного, мочёного“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший чёрными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Ещё раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина...

Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа

В XX и XXI веке

В начале XX века «Комедия о Петрушке» начинает разрушаться. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад .

Отдельные элементы традиционной «Комедии о Петрушке» (в частности, свободный «раёшный» стих) использованы С. Я. Маршаком в пьесе для детского театра «Петрушка-иностранец» (1927).

В наши дни Анатолий Архипов является одним из последних петрушечников в России, в совершенстве знающий секреты старинного народного балаганного представления. Он создатель семейного театра "Петрушкина Слобода" в подмосковном городе Мытищи.

И, все же, народный персонаж Петрушка находит себе место и в современном контексте. В 2014 году группа авторов Московского Театра Поэтов по-своему интерпретировала острый характер Петрушки, наделив его даром поэтического пророчества. Так на свет появился Поэт-Петрушка.

Сегодня он стал знаковой фигурой телеэфиров канала НТВ, где регулярно пользуется все большей популярностью аудитории.

(Смотрите, в частности, программу «Международная пилорама». Рубрика «Поэт-Петрушка»)

См. также

  • Педрилло - один из вероятных прототипов Петрушки-персонажа.
  • Гиньоль - кукла ярмарочного театра перчаточного типа
  • Петрушка на войне - спектакль
  • Петрушка (театр) - современный московский театр
  • Настя, Настенька - сказка

Примечания

Литература

  • Цехновицер О. История народного кукольного театра в Азии и Европе // Театр Петрушки - М. - Л. : «Госиздат» 1927 г.
  • Петрушка. Уличный театр. - М. , 1918
  • Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. - М. - Л. , 1925
  • Голдовский Б. П. Куклы. Энциклопедия. - М. : Время, 2004
  • Смирнова Н. И. Советский театр кукол 1918-1932. - М. , 1963

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Петрушка - не простая игрушка. Петр Петрович Уксусов // klopp.ru

Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…

Обрусевший Пульчинелла

Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, Германии - Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, Турции - Карагёз, Венгрии - витязь Ласло, Индии - Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза - черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

Шут Анны Иоанновны

У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.

Уличный остряк

Петрушка - фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.

Домашний Петрушка

Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.

Товарищ Петрушка

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.

"Петрушка-иностранец"

Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом.

Петрушка в "Русских сезонах"

Балет «Петрушка» порой отождествляют эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Для Стравинского он обозначил подъем в авангарде современной музыки, для Бенуа - явился одной из центральных работ, для Михаила Фокина - послужил вершиной творчества, а для Вацлава Нижинского, возможно, стал олицетворением самого себя. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль. Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.

Ксения Тимошкина


Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста-скомороха был свой «ручной» герой - насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих. Какой спрос с куклы?

Хозяева-скоморохи, бродячие актёры облачали шутников в соответствующий их титулу и сану красный колпак и давали своим шутам звучные, яркие имена. Первый итальянский Петрушка назывался Пульчинелла, что означает «петушок».

Итальянский Пульчинелла

Французского собрата Петрушки именовали Полишинель

В Германии Каспер или Гансвурст

Забавный англичанин мистер Панч


В Турции - Карагёз, в Испании - Дон Кристобаль. Русский Петрушка - румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений, перчаточная кукла в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой.

Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так описал «Комедию с Петрушкою»:

Комедию с Петрушкою,

С козою с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

Петрушке в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом более трех веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искрометную шутку.

ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.И. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Первое письменное упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Наиболее известной куклой того времени был Петрушка. Впервые его увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это произошло почти 400 лет назад! В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре и его главном герое.

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актёр таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он, то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Петром Ивановичем Укусовым», «Самоваровым», «Ванькой Ра-та-ту-ем».

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «...была создана фигура... известная всем народам... Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-жо остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причиной тому был жёсткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки ещё более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана.

Это любопытно

Прототипом ярмарочной куклы Петрушки является настоящее историческое лицо - любимый шут Анны Иоанновны, русской императрицы с 1730 по 1740 годы. Звали того шута Пьетро-Мира Педрилло, был он сыном итальянского скульптора. Педрилло приехал в Петербург ко двору императрицы в качестве музыканта, исполняющего роли буффа и играющего на скрипке. В самом начале своей карьеры у него произошел инцидент с придворными. Граф Бирон, фаворит императрицы, предложил молодому музыканту попробовать себя в качестве придворного шута.

Пьетро Педрилло с такой звучной фамилией, природным остроумием и блестящим умом, смог сделать головокружительную карьеру при дворе Анны Иоанновны. Он был её постоянным карточным партнером, щедро ею награжден и обласкан. Из России шут уезжал весьма состоятельным человеком после смерти императрицы. Его дворцовые клички были разнообразны - «Адамка», «Антонио», «Петрушка». Именно последним именем и был назван кукольный балагур всех ярмарок и балаганов того времени. Так итальянский придворный шут стал «отцом» русской куклы, навсегда оставшейся частью национального колорита.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Вот что вспоминает о Петрушке в своей книге «Жизнь художника» (Воспоминания, том 2) Александр Бенуа: «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пестрые ширмы, «музыкант» кладет свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами....

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо дает ему предпочтение. Петрушка в ярости бьет блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал еще вертлявее, еще подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «это барашек». Петрушка в восторге, гладит «ученого, моченого» барашка и садится на него верхом. "Барашек" покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина...»

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение
В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей.

Считается, что родиной современного кукольного театра является Индия и Древний Китай. Позже этот вид демократичного искусства был занесен бродячими артистами, возможно, цыганами, в Древнюю Грецию, а оттуда распространился по всей Европе. Когда кукольники появились у нас в стране, доподлинно неизвестно, однако русский народный театр Петрушки около трех веков пользовался огромной популярностью у людей всех возрастов и сословий.

Предыстория

Исследователи считают, что в России существовало 3 вида :

  • марионеточный, в котором куклами управляли с помощью ниток;
  • театр Петрушки — с фигурками персонажей, надевающимися на пальцы кукольника;
  • вертеп — театр, в котором кукол неподвижно закрепляли на стержнях и передвигали по прорезям, сделанным в специальном ящике.

Последний вариант был популярен только в южных районах страны и в Сибири, а вплоть до конца 19 века марионетки, из-за сложности исполнения фигурок, использовались довольно редко. Таким образом, говоря о русских дореволюционных кукольных представлениях, чаще всего имеют в Петрушки. Он получил свое название по имени главного героя веселых спектаклей, разыгрываемых прямо на улице.

Кто такой Петрушка

Такое прозвище получила перчаточная кукла, которая обычно была наряжена в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. До сих пор не совсем ясно, почему ее физиономии традиционно придавали «нерусские» черты. В частности, у него чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, огромные миндалевидные глаза и Скорее всего, внешность Петрушки связана с тем, что его создавали по образу и подобию итальянского Пульчинеллы.

Что касается характера персонажа, то и мошенник, которому не писаны никакие законы.

Появление Петрушки

В России перчаточная кукла со странными чертами лица и по имени Иван Ратютю появилась в 17 веке. Однако наибольшее распространение и свое окончательное название она получила только 200 лет спустя. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Описание театра на раннем этапе

В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Точнее, традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей. При этом комедиант почти всегда работал в паре с медвежьим вожаком и выполнял также функции паяца.

Описание театра после середины 19 века

С 1840-х годов стала использоваться ширма. Она состояла из трех рам, которые были скреплены скобами и затянуты ситцем. Ее ставили прямо на землю, и она скрывала кукольника. Обязательным атрибутом, без которого нельзя было представить театр Петрушки, являлась шарманка. Ее звуки зазывали зрителей, а за ширмой комедиант общался с публикой через специальный свисток. Во время спектакля он мог выбежать к зрителям в с длинным носом и в красном колпаке. При этом шарманщик становился его партнером, и они вместе разыгрывали комические сценки.

Кукловоды

Театр Петрушки, история которого до конца не изучена, считался сугубо мужским. Чтобы голос кукловода был более писклявым и громким, использовался специальный свисток-пищик, который вставляли в гортань. Кроме того, кукловод старался говорить очень быстро и противно смеяться каждой своей шутке.

Сюжеты

Пьесы театра (Петрушка являлся их главным, но не единственным героем) были довольно однообразны. Основные сюжеты: лечение и обучение солдатской службе, свидание с невестой, покупка и испытание лошади. Сценки следовали одна за другой в определенном порядке. При этом длительность спектакля зависела от того, как долго зрители удостаивали своим вниманием это уличное представление.

Действие происходило в следующей последовательности:

  • Петрушка решает купить лошадь у цыгана-барышника. Он долго торгуется с продавцом. Потом это занятие ему надоедает, и он бьет цыгана, который убегает.
  • Петрушка старается взобраться на лошадь, но та его сбрасывает и отправляется вслед за барышником, оставляя хитрюгу лежать неподвижно.
  • Приходит доктор. Он расспрашивает Петрушку про его хвори. Оказывается, что у того тысяча болезней. Доктор и Петрушка дерутся, так как пациент называет врача невежей. Забияка сильно бьет медика дубинкой по голове.
  • Появляется квартальный и спрашивает Петрушку, почему тот убил доктора. Плут отвечает, что тот «плохо свою науку знает». Затем Петрушка бьет дубинкой квартального и убивает его. Прибегает собака. Петрушка обращается к публике и просит ее о помощи. Затем он старается задобрить пса и обещает кормить ее мясом кошек. Собака хватает Петрушу за нос и уволакивает. На этом представление заканчивалось, и зрители расходились.

«Петрушкина свадьба»

Иногда, обычно во время Масленицы и других народных гуляний, спектакль по пожеланию публики мог продолжаться еще дольше. Тогда разыгрывали сценку «Свадьба Петрушки». Ее сюжет был грубым и фривольным. Петрушке приводили невесту, которую он осматривал так, как если бы это была лошадь. После того как он соглашался жениться, начинались долгие уговоры невесты «пожертвовать собой» до свадьбы. С этого момента спектакля зрительницы уходили, уводя детей. Оставшиеся мужчины с восторгом слушали сальные шутки Петрушки.

Существовала также сценка с попом или дьяком. Однако из-за цензурных соображений она не вошла ни в один из сборников, где были записаны тексты представлений с Петрушкой.

«Смерть»

Среди персонажей театра Петрушки был и один самый зловещий, который побеждал главного героя. Это была Смерть, которая после словесной перепалки забирала Петрушку с собой. Однако вскоре герой воскресал в другом месте. Это обстоятельство стало поводом для того, что некоторые исследователи стали находить связь между Петрушкой и языческими божествами, которые бесконечно умирали и возрождались то там, то здесь.

Кукольные театры Москвы

До Октябрьской революции таких постоянно действовавших культурных учреждений не существовало, и спектакли устраивались артистами-одиночками на улицах или в балаганах, либо их приглашали в частные дома с тем чтобы они развлекли гостей. Первые настоящие кукольные театры Москвы появились в начале 1930-х годов. Самый известный из них со временем стал крупнейшим в мире. Это театр им. С. Образцова. Он расположен по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 3. Кроме него, примерно в это же время в столице появился Московский театр кукол, созданный изначально для популяризации детской литературы. Он гастролировал по стране и знакомил зрителей с новыми произведениями советских авторов, написанными специально для подрастающего поколения.

Позже появились и другие кукольные театры Москвы: «Альбатрос», «Жар-птица», «Сказочный», «Камерный» и другие. В них можно посмотреть не только детские спектакли, но и постановки, специально созданные для взрослых.

Чтобы сохранить традиции русских уличных представлений для детей и взрослых, Андрей Шавель и художник Валентина Смирнова организовали новый творческий коллектив. Он получил название русский народный театр «Петрушка» и дебютировал в 1989 году в городе Фрезино.

Театр устраивает представления длительностью 30 минут прямо на улице и старается не отходить от традиционных сценариев балаганных представлений.

Возникновение театра «Петрушка» связано с желанием его создателей сохранить то лучшее, что было в уличном массовом искусстве прошлых веков.

Спектакли разыгрываются и в помещениях. В таких случаях зрителей знакомят также с историей Петрушки и русского балаганного театра. В своей работе актеры используют реквизит, являющийся точной копией ширм и кукол, которые были у их предшественников, развлекавших публику на улицах российских городов 150-200 лет назад.

Теперь вы знаете, как возник кукольный русский народный театр. Петрушка и сегодня вызывает интерес у детей, поэтому обязательно сводите их на какой-нибудь спектакль в балаганном стиле.