Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль» Фонвизина: описание персонажей. Что делать, если ребенку нравятся отрицательные персонажи? Отрицательные герои в кино

Успех произведения во многом определяется яркостью персонажей, которых создал автор, ведь именно через их действия идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения.

В данной статье речь пойдет об отрицательных персонажах.

Как мы помним, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ является выразителем сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.
То есть:

Каким образом?
А через главного героя.

По сути, главный герой воплощает в себе нравственные ценности автора, это тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны (теоретически) находиться симпатии читателя.

Здесь читатель вправе закричать:
- Позвольте! Получается, что автор будет пытаться заставить меня поменять мой нравственный идеал?? Грубо выражаясь, впаривать мне героя-злодея в качестве образца подражания?

Формально получается – что да, так.
Вопрос для обдумывания, однако…
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку о том, КАК ЭТО бывает в мировой литературе.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
(Чуковский. Бармалей)

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В XIX и XX вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные, а отрицательные - положительные черты, что позволило авторам достичь бОльшего правдоподобия.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий - безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт - заботливый отец, патриот и т. д.
Попытка изобразить положительного героя, лишенного отрицательных черт, была предпринята Ф.М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишен какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он - только что вылечившийся от тяжелой психической болезни человек.

Интересно, что положительный герой менялся вместе с изменением идеалов общества.
Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.).
В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (например, Антигона).
В средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»).
В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот).
Положительный герой эпохи Просвещения - рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо).
А вот злодеи особо не меняются.

ЗЛОДЕЙ - безжалостно злобный человек, занимающийся злодеяниями или посвящен злобе или преступлениям; негодяй, или персонаж в игре, романе и т.п., который представляет собой важного посредника зла в сюжете. (с)

В.Я. Пропп в своем анализе русских сказок пришел к выводу, что есть только 8 типов действующих лиц, из которых один является злодеем.

Действиями, которые попадают в сферу злодея, являются:

Подлость в начале рассказа, где злодей причиняет вред герою или его семье (злобный карлик Черномор из «Руслана и Людмилы»)

Конфликт между героем и злодеем либо борьба или иное противостояние (Буратино со товарищи и Карабас-Барабас)

Преследование героя после его заслуженной победы в борьбе или получение чего-либо от злодея (сладкая парочка Саурон и Саруман из «Властелина колец»).

Ни одно из этих действий не является обязательным, но если они присутствуют, персонаж их совершающий является злодеем. Поэтому злодей может появляться дважды: один раз в начале повествования и повторно как лицо, разыскиваемое героем.

Когда персонаж выполняет только эти действия, он является чистым злодеем.
Как ни странно, чистых злодеев мало даже в сказках.
Навскидку вспоминаются колдуньи Гингема и Бастинда («Волшебник Изумрудного города» Волкова), Лорд Волдеморт («Гарри Поттер» Роулинг), ну может, еще парочка кое-кого злобного.

А вот Баба Яга чистой злодейкой не является. С одной стороны, она, конечно, хотела сварить суп из Ивана-царевича, но с другой – все ж не сварила, а еще и дала рекомендации по уничтожению Кощея Бессмертного.
Или доктор Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят» Хариса. Тоже был утонченным гурманом - любил выковыривать глазки из своих жертв на ужин. Однако именно он помог агенту ФБР Стерлинг поймать маньяка Буффало Билла.

Эти герои действовали, скорее, не в статусе злодеев, а помощников (по Проппу).

Напомню, у Проппа было 7 вариантов (кроме Героя). Это:
вредитель,
даритель,
помощник,
царевна (искомый персонаж)
ее отец,
отправитель,
ложный герой.

Из них два персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем смысле.

Один из них является ложным героем; этот персонаж всегда злодейский, предъявляет герою ложные претензии, которые герой должен опровергнуть со счастливым концом (сестры из сказки «Золушка», которые бесстыдно обманывали Принца, поджимая пятки и отрубая себе пальцы на ногах).

Другой персонаж – это Отправитель (иначе – Диспетчер), который отправляет героя в путешествие. Это может быть невинной просьбой об исполнении законной потребности, но диспетчер также может, злостно солгав, отправить персонажа в путешествие в надежде избавиться от него на какое-то время. Это одна из популярных концепций отрицательного героя.

К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски -
Полгорбушки да мосол.

Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь -
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.

Не смогешь - кого винить? -
Я должон тебя казнить.
Государственное дело -
Ты улавливаешь нить?..
(Филатов. Про Федота-Стрельца)

Но это все, разумеется, в сказках. Или в фэнтези, которая недалеко ушла.

В реалистической литературе термин «злодей» не применим, тут следует говорить об ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ПЕРСОНАЖЕ (далее – ОП).

В принципе, изобразить ОП довольно просто. Для этого достаточно рассматривать личностные характеристики персонажа под определенным углом. Примерно так, как делал Тристан (слуга Теодоро из «Собаки на сене»).

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!
Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая – стало быть, липучка,
Держит себя строго – значит, злючка.
Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую – под мухой.
Пухленькая – скоро лопнет с жиру,
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну, а бережлива? – Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? – Ростом с фигу!
Если рослая? – Тогда верзила!

При помощи «такой архитектуры» (с) нарисовать образ нехорошего человека - пара пустяков.
Главное – не попасть в первую засаду – не впасть в примитивизм. Персонаж, нарисованный только одной краской, рискует получиться картонным. Уж если злой – то злой-злой-злой!

Хотя мировая литература знает и таких злодеев, на которых пробы ставить негде.

Например, профессор Мориарти у Конан Дойла. Злодей конца виктоианской эпохи, Наполеон уголовного мира, чьи злодеяния отравляют общество. («Последнее дело Холмса»).
Мориарти – мстительный, независимый, харизматичный и уверенный в себе человек, раскрывающий безжалостные стороны своей личности, как только что-то выводит его из себя. Он уважает интеллект Холмса и говорит, что для него вступать в схватку с людьми такого уровня – настоящее интеллектуальное удовольствие.
В рассказе «Долина ужаса» Мориарти назван интриганом всех времен и народов, организатором всей чертовщины и головным мозгом криминального мира, омрачающим судьбы народов. Мориарти – владелец несметных богатств, тщательно скрывающий свое реальное финансовое положение. Шерлок считает, что деньги профессора раскиданы, по меньшей мере, по двадцати банковским счетам, а основной капитал припрятан где-нибудь во Франции или Германии.

В одном ряду с профессором стоят такие злодеи как Фантомас, Миледи, она же Леди Винтер, Шарлотта Баксон, графиня де Ля Фер, и другие нераскаявшиеся грешники.

Нельзя сказать, что данные персонажи картонные. Миледи – так очень колоритной женщиной получилась…

А теперь взглянем глубже (=как продвинутые читатели и даже-сами-себе-писатели). Данные персы, на самом деле, являются функциями, иллюстрирующими авторский замысел. Их злодейство – необходимый антураж для развития сюжета и оттенения (есть такое слово?) образов главных героев.

Присутствие злодейского злодея не подразумевает сугубый психологизм произведения и свойственно, скорее, остросюжетной литературе.

Если автор желает показать «больше психологии», то ОП следует добавить белой краски, сделать их образы более «человечными».
Это возможно и в авантюрном романе (одноногий пират Сильвер из «Острова Сокровищ» Стивенсона пощадил Джима). И уж тем более, «милосердие» просится в реалистическое произведение.

В хорошей литературе не должно быть чисто белого или аспидно-черного в героях. Большие писатели стараются уйти от оценочности, рассматривают своих героев – пусть и отрицательных - как сложные и неповторимые психологические типы.
Например, Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова). Кто она – убийца или жертва?

Или роман В. Яна «Батый».
«Чтобы стать сильным, надо окружить себя тайной... смело идти по пути великих дерзаний... не делать ошибок... и беспощадно уничтожать своих врагов!» - так говорил Батый и так поступал он. Его воины не знали пощады, и мир захлебнулся кровью. Что стояло за попыткой покорить мир? И чем все закончилось?

Кстати, о конце.

Что же происходит со злодеями в финале?

Решение судьбы отрицательного персонажа должно усиливать идею произведения, служить своеобразным нравственным уроком.

Если злодей был нужен как символ зла, с которым боролся (и победил!) положительный герой – злодей, ясное дело, погибает. Часто сцена гибели ОП является кульминацией произведения.

В некоторых случаях гибель ОП может быть ситуативной – злодей умирает «временно», чтобы потом возродиться, как Рендел Флегг у Стивена Кинга. В данном случае вечный (бессмертный=неубиваемый) злодей – способ объединить отдельные произведения в серии.

Убивая ОП, автор может попасть во вторую засаду – легковесность (неубедительность) мотивировок.
Каждое действие перса - а уж тем более его гибель! – должно работать на общую идею. Это третьестепенных персонажей можно убивать для читательского драйва, но с главными (=осевыми характерами) надо обращаться бережно, иначе сюжет становится схематичным, а перерождение героя - надуманным.

Это я почему раньше такой вредный был? Это потому что у меня велосипеда не было, а теперь я сразу добреть начну. Может и зверушку какую-нибудь заведу. Ты с работы приходишь, а она тебе радуется. (Успенский. Дядя Федор)

Возможен ли такой сюжетный виток? (Печкин перековался). В некоторых жанрах – да, безусловно. Только автор должен все время проверять себя – в том ли жанре он построил ВСЕ произведение ЦЕЛИКОМ?

Итак, злодея можно убить – легко! - но можно и многократно усилить катарсис (читателя), заставив ОП раскаяться.

Нехлюдов («Воскресение» Толстого), Лаевский («Дуэль» Чехова), Раскольников («Преступление и наказание» Достоевского).
Жизнь героев после осознания своей вины является более эффективным наказанием, нежели их уход в небытие. К тому же, целью авторов было не примитивное «око за око», а указание пути духовного роста так, как его понимает автор.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. (с) Достоевский.

И последняя засада – самая важная? – композиционная.

Обычно у читателя «сродство» возникает именно с главным героем= Протагонистом. А тот – по конкурсному заданию - должен быть плохим. Очень плохим.
Непреодолимое препятствие? Отнюдь нет.
Мировая литература знавала подобные случаи.

Протагонист – это не обязательно положительный персонаж, а антагонист – отрицательный.
Роман «Молчание ягнят». Ганнибал Лектер - злодей, Кларисса Старлинг - герой, но оба - протагонисты.
Роман «Парфюмер» Жан-Батист Гренуй - злодей и протагонист.
Роман «Отверженные» - инспектор Жавер - положительный персонаж и антагонист.

Позволю себе напомнить цитату - «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

Создавая рассказ, постоянно держите в уме идею, которую вы=автор хотите продвинуть читателю.

Для обдумывания две иллюстрации – произведения, в которых ГГ отрицательные.

Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы

История семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Такова центральная идея романа.

Главный герой – Иудушка Головлев. Персонаж, безусловно, отрицательный.

«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу матери, Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она».

Иудушка губит всех семейных – братьев Степку-балбеса и Пашку-тихоню, Аниньку и Любиньку, Петеньку и Володиньку. Войдя в настоящую силу, губит и мать, а уж та, казалось, сама была – ого-го, бой-баба.
На совести Иудушки множество смертей, и по глубине переживаний - гораздо более ужасных, чем гибель безымянных жертв доктора Лектера.

Финал романа - пробуждение «одичалой совести» Иудушки.

«И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» (с)

Роман примечателен еще и тем, что в нем, по сути, нет положительных героев. Салтыков-Щедрин показывает кое-какие просветы в жизни, скажем, Степки-балбеса или Анниньки, однако не дает им развития. Итоги жизни героев романа – «нехорошая» смерть (с). Они умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. (Проверяем – центральная идея сохранена, автору респект).

На мой взгляд, роман «Господа Головлевы» гораздо ужасней, чем самый-самый триллер и хоррор. В преддверии конкурса рекомендую вам перечитать и ужаснуться НАСТОЯЩИМ ЗЛОДЕЯМ.

Энтони Бёрджесс. Заводной апельсин

Этот роман называют литературным парадоксом XX столетия.

Главный герой Алекс – ярко выраженный ОП. Это воплощение подростковой агрессии и бунтарства. Алекс является главарем молодежной банды, которая вместе с подобными ему слоняется по ночным улицам, дерется с другими шайками, нападает на беззащитных прохожих, калечит людей, грабит лавчонки. Огромное удовольствие получает от избиений и изнасилований. ГГ стимулирует свою агрессию наркотиками и прослушиванием музыки Бетховена.

Совершив жестокое убийство и будучи подставленным друзьями-подельниками, ГГ попадает в тюрьму. Тюрьма оказывается для него невыносима, поэтому он решает участвовать в экспериментальном «лечении», после которого можно сразу выйти на свободу.
ГГ промывают мозги, делая его неспособным не только на насилие, но и на половой акт. Даже музыка Бетховена причиняет ему боль.

После освобождения Алекс обречен на муки. Поочередно Алексу встречаются на пути все его жертвы и отводят на нем душу. Автор подчеркивает их жестокость. Возможность надругаться над беззащитным подростком не упускают даже те, кто видит его впервые.
После неудачной попытки доведения Алекса до самоубийства у него случается сотрясение мозга, и после лечения все привитые ему рефлексы пропадают - Алекс снова выходит здоровым на улицу.

В финале звучат зловещие слова: «Я полностью исцелился…».

Роман «Заводной апельсин» интересен также экспериментами с языком.

Бёрджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надцата», взятыми из русского и цыганского языков. В то время, когда Бёрджесс думал о языке романа, он оказался в Ленинграде, где и решил создать некий интернациональный язык, коим и явился надцат. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного.

В. Бошняк придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. Вот, например, перебранка Алекса с главарем вражеской банды:

Кого я вижу! Надо же! Неужто жирный и вонючий, неужто мерзкий наш и подлый Биллибой, koziol и svolotsh! Как поживаешь, ты, kal в горшке, пузырь с касторкой? А ну, иди сюда, оторву тебе beitsy, если они у тебя ещё есть, ты евнух drotshenyi!

В переводе Е. Синельщикова «русские» слова переведены на английский и даны в тексте кириллицей.

При виде незваных гостей девочка сделала ярко накрашенный ротик буквой "О", а молодой мэн в роговых глассиз поднял голову от тайпрайтера и недоуменно взглянул на нас. По всему столу перед ним были разбросаны шитсы пейпера. Справа от тай-пера они были сложены в аккуратный колон. В тот вечер нам везло на интеллигентных мэнов.

В основном в романе персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова - «мальчик», «лицо», «чай» и т. д.

Дополнительно о персонажах можно прочесть здесь:

Литературный герой и персонаж

Тема. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.

Цель: помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что сближает с ними.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, умения.

Регулятивные : принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные : понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные : задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы по содержанию сказки.

  1. Какие черты характера проявляются в диалоге Старухи и ее дочки?
  2. Как относятся друг к другу мать и дочь? Кто из них, по-вашему, хуже?
  3. Что мы узнаём о падчерице?
  4. Какой приказ издала капризная Королева?
  5. Почему седобородый Профессор не мог ничему научить свою ученицу?
  6. Кого встретила Падчерица в новогоднем лесу у костра?
  7. Почему после рассказа девочки братья-месяцы решили ей

помочь?

8. Какой волшебный подарок Апрель сделал Падчерице?

9. Почему Мачехе с Дочкой пришлось признать, что подснежники рвала Падчерица?

10.Почему Падчерица отказалась назвать Королеве место, где нашла подснежники?

11.Какие желания загадали Королева, Профессор, солдат, Мачеха с Дочкой, когда появился один из месяцев? Были ли они выполнены?

12.Как были наказаны Мачеха с Дочкой за жадность и обман?

13.Какой урок получила Королева, научившись по-доброму просить о помощи?

II. Беседа по вопросам.

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:

  1. Подберите определения, характеризующие королеву, падчерицу, мачеху, её дочь. Запишите их для каждого персонажа.
  2. Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
  3. Что можно сказать о знаниях королевы?

Определение темы и целей урока.

Характеризуя героев, можем ли мы определить, положительные они или отрицательные? Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Вопросы:

  1. Рассмотрите перечень действующих лиц в драме. Какие из этих героев уже встречались в народных сказках? Какие они были по характеру?
  2. Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
  3. Объясните значение слов «мачеха», «падчерица».
  4. Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
  5. Что можно сказать о характере королевы? Какой прием использует автор для её изображения?
  6. Что можно сказать о профессоре?
  7. Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения .)

Как называются эти слова? (Синонимы .)

  1. Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)
  2. Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)

Физкультминутка. Представьте, что вы с героями сказки оказались в лесу. Вам холодно. Давайте разгребём снег и согреемся.

III. Обобщение

1. Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными? Почему?

2. Составим таблицу положительных и отрицательных героев.

IV. Инсценировка (инсценированное чтение) фрагментов драмы, которые, по мнению обучающихся, наиболее ёмко и полно характеризуют героев произведения (групповая работа).

Рефлексия.

  1. Наиболее интересно на уроке было …
  2. Я узнал (а) о …
  3. После урока мне стало понятнее …
  4. Самым сложным мне представляется …
  5. Мне понравилась инсценировка группы …, потому что …

Оценивание учащимися работы одноклассников на уроке.

Домашнее задание. Придумайте свой финал сказки. Запишите его в тетрадь.

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.

положительный герой

литературный персонаж , воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).

Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической Ни одно произведение или кинолента не могут обойтись без негативных героев.

Каким должен быть отрицательный герой

Однозначно описать внешность и черты характера негативного персонажа достаточно сложно. Но чаще всего отрицательный герой злой и неуравновешенный, а также он часто наделяется вредными привычками. Например, отрицательный герой Волк из мультфильма "Ну, погоди" редко появляется без сигареты, а в боевиках злодеи всегда употребляют наркотики. Внешность злодеев тоже оставляет желать лучшего, особенно по сравнению со статными, подтянутыми положительными героями.

Отметим, что порой в фильмах для взрослых бывает достаточно сложно определить, какой из героев является отрицательным. На первый взгляд кажется, что как злой, так и хороший персонажи ведут себя примерно одинаково, и понять, кто есть кто, помогают лишь дополнительные атрибуты или признаки.

Но когда мы говорим о детской литературе или мультфильмах, мы всегда видим четкое разделение, ведь они должны не только понимать, где злодей, а где хороший персонаж, но и видеть для себя пример в положительных героях, и стремиться стать такими же. Именно поэтому их всегда наделяют добротой, они послушны и прилежно учатся.

Взаимодействие положительных и отрицательных героев

В большинстве случаев между персонажами происходит противостояние, которое может быть выражено открыто или оставаться просто на уровне слов и напряжения. Частым мотивом является создание препятствий на пути героя к его цели, которая обычно выражается в виде спасения мира или своего товарища.

Также отрицательный герой практически всегда проигрывает в конце. Есть, конечно, пара произведений, где все наоборот, но они очень мало известны, а значит, не заслуживают внимания.

Отрицательные герои в кино

Обычно отрицательных героев в фильмах определить достаточно легко. В основном они жаждут мирового господства или просто хотят уничтожить как можно больше людей. Не обязательно это могут быть люди, в качестве плохих существ могут выступать инопланетяне, зомби и прочие мифические существа. Положительные персонажи обычно убивают либо арестовывают плохих, и все заканчивается хэппи-эндом.

Однако не всегда все так просто, и если фильм по содержанию приближен к жизни, тогда становится практически невозможно четко разделить границы, ведь каждый человек несет в себе черты как хорошие, так и плохие. И тогда становится понятно, что положительные и отрицательные герои существуют лишь в нашем воображении.

Отрицательные герои на примере "Недоросля"

В каждой книге обязательно имеются писателя Д.И. Фонвизина не стал исключением. На примере классики можно хорошо проследить действия персонажей и их характеристики.

В комедии представлена целая семья. Так, помещица Простакова и ее брат Скотинин - главные отрицательные герои. Недоросль, он же сын Простаковой Митрофан, полностью перенял все негативные черты своей матери.

Если говорить о том, какими качествами наделены отрицательные герои, то можно перечислить глупость и нежелание учиться, лень, равнодушие ко всему, кроме денег и отсутствие любых чувств, даже родственных или сыновьих. Единственное исключение составляет Простакова, потому что хоть и своеобразно, но сына своего она любит всей душой.

В комедии по-разному взаимодействуют положительные и отрицательные герои. Недоросль-Митрофан, например, жаждет жениться на добродетельной Софье. Это ничуть не смущает его дядю, который и сам планирует взять ее в жены и наслаждаться богатствами девушки. Складывается ощущение, что Скотинин готов пойти на все, лишь бы осуществить свою заветную мечту - заняться разведением свиней.

Можно сказать, что герои олицетворяют собой все самое худшее, что есть в крепостном крестьянстве. Им ярко противопоставлены положительные персонажи, которые ценят в первую очередь образование, а не деньги. Чего стоит только возмущение Простаковой тому факту, что Софья умеет читать. На взгляд женщины, девушке это абсолютно ни к чему.

Если мы говорим о том, что представляют собой отрицательные герои, то Недоросль-Митрофанушка в этом плане является показательным.

Митрофан

Начнем с того, что Митрофанушка уже далеко не такой маленький - ему уже 16, и он собирается жениться. Персонаж непроходимо глуп, учитель даже сравнивает его с пнем, говоря, что этого человека невозможно обучить. Тем не менее, он не бросает попыток, хотя обучение скорее происходит больше для видимости.

Митрофан совсем не привык ничего делать, потому что рядом всегда была мама или слуги, поэтому он очень ленив. Более того, он, как и его мать, готов пойти на жестокости ради получения выгоды.

В конце произведения главного героя отправляют служить в армию. Остается лишь надеяться, что хоть там он сможет чему-нибудь научиться.

Отрицательные герои сказок

Восприятие отрицательных героев в сказках можно считать показательным, ведь дети должны четко понимать, хороший ли перед нами персонаж. Именно поэтому в сказках и баснях качества особенно преувеличены. Так, например, Баба Яга, главная злодейка народных преданий, часто жаждет съесть главного героя, ребенка.

Если говорить про внешность, то отсюда тоже сразу видно, какой перед нами персонаж. Отрицательные герои сказок живут в лесу, они старые и страшно выглядят, например, Кощей или Леший. Эти существа готовы строить козни людям даже без причин, просто чтобы напакостить.

Положительные и отрицательные герои басен также имеют яркую принадлежность, причем именно последних особенно часто высмеивают авторы. И это неудивительно, ведь самый частый сюжет - это когда злодей пытается сделать пакость, но сам же в нее и попадает. Это лучший способ научить детей, что не стоит умышленно стараться кому-то навредить.

Нежелание что-либо делать проявляет и Стрекоза из басни Крылова. Так, она даже не задумывается о будущем, легкомысленно отдыхая все лето. Муравей же противопоставлен ей, он трудолюбив и запаслив.

Баба Яга

Без сомнения, Баба Яга - это самый злой и частый персонаж детских сказок. Она обитает одна в лесу, однако иногда с ней живут черный кот или птицы.

Обычно злодейка старается затащить к себе ребенка, чтобы заставить его работать, или попросту пытается его съесть. Однако она не прочь отведать и взрослых, потому что в сказках Баба Яга нередко пытается съесть и богатырей.

Этот отрицательный персонаж представляется старым, скрюченным, в морщинах и с костяной ногой, что отражает и душевные качества.

Однако не стоит забывать, что не во всех сказках Баба Яга - это абсолютное зло. Иногда она выступает в качестве помощника, давая героям необходимые предметы или советы, правда, для этого они должны победить Ягу.