Как стать всесторонне развитым. Что значит умный всесторонне развитый человек?

«В эпоху Возрождения зародились две тенденции эволюции человеческого материала общества.

Одна из них, исходила из благих намерений воспитать идеального человека на основе идей гуманизма, морали и просветительства, выработанных лучшими представителями рода человеческого.

Принимались меры к воплощению этих идеалов человека в жизнь. И многое было достигнуто на этом пути. Самая грандиозная попытка воспитать образцового, высоконравственного и всесторонне развитого человека в массовых масштабах была предпринята в коммунистических странах. Она имела частичный и кратковременный успех, поскольку массы людей поднимались из состояния нищеты, необразованности и мракобесия на уровень сравнительного благополучия, образования и культуры, а также поскольку все силы общества были брошены на обработку людей в духе светлых идеалов. Но обстоятельства и природа людей оказались сильнее, и великий эксперимент потерпел крах.

Студенты могут взаимодействовать и общаться с людьми через ответственное участие во всем диапазоне естественных ситуаций сообщества, с которыми они могут столкнуться как взрослые, а также путем изучения, размышления и практики - навыков, необходимых для эффективной работы в этих ситуациях. Благодаря их участию в сообществе, студенты могут выполнять полезные социальные функции и поддерживать свою культурную самобытность, изучая, как действуют социальные системы и какими силами они изменяются. Тогда они будут в состоянии действовать в целях культурной эклектики и способствовать продолжению эволюции динамичного общественного порядка.

Вторая тенденция в отношении человеческого материала, заводившаяся в эпоху Возрождения, исходила из реальных качеств людей, благодаря которым сложилась западная цивилизация и общества западного типа.

Можно при этом различить два периода. В первый из них происходил отбор людей с отдельными качествами будущих западоидов. Качества эти существовали у отбираемых людей в виде природных задатков, склонностей, способностей. Все исследователи в этом отношении более или менее единодушны, отмечая такие качества западоидности, как высокий интеллектуальный потенциал, практицизм, деловитость, расчётливость, конкурентоспособность, изобретательность, способность рисковать, авантюристичность, любознательность, эмоциональная чёрствость, холодность, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, стремление управлять другими и подчинять их своей воле, высокая степень самодисциплины и самоорганизации.

Все вышесказанное мало кому пригодится, если оно не может быть введено в рамки, которые школы и сообщества могут идентифицировать как реально достижимые. Очевидно, что мы не можем просто превращать учеников в сообщество без какого-либо направления и поддерживающей структуры, в рамках которой они могут функционировать. Это было бы неприемлемо или полезно для школы, сообщества или студентов. Но ни жесткая структура существующей школьной системы не является приемлемой или функциональной, как средство организации обучения для учащихся из числа меньшинств.

Со временем число людей с упомянутыми выше свойствами западоидности росло. Они становились примером для других. Их качества, доказывая свою полезность для людей и их объединения в целом, поощрялись, культивировались. Происходил своего рода отбор, подобный искусственному отбору в выведении культурных растений и животных. Во второй период на смену искусственному отбору пришли новые методы. Людей стали штамповать в массовых масштабах с помощью искусственных средств, а именно - делать по определенным образцам с помощью средств воспитания, обучения, идеологии, пропаганды, культуры, медицины, психологии. Произошло нечто подобное тому, что имело место в улучшении пород домашних животных и культурных растений посредством искусственных стимуляторов, химических удобрений и генной техники.

Между этими двумя условиями существуют неограниченные возможности, из которых школы и сообщества могут выбирать организацию учебной среды, подходящую для образовательных целей, которые они проводят для своих учеников. Вариант, предложенный здесь, - это подход, ориентированный на проект, поскольку он гибкий и адаптируемый к любой ситуации, которая считается желательной для обучения, и может вместить любую форму знаний или навыков, которые сообщество считает важными для своих детей, с минимальным культурным вторжение.

Если условия таковы, что опыт обучения не может быть обеспечен в сообществе, проекты могут быть легко включены в школьную программу. Но подход к проекту особенно хорошо подходит для обучения учащихся из числа меньшинств в условиях сообщества, поскольку он порождает широкое взаимодействие между школьными и общинными участниками и, таким образом, обеспечивает встроенные механизмы влияния сообщества на направление и форму обучения. Кроме того, проекты могут быть разработаны на основе естественных закономерностей взаимодействия и группировки людей при решении актуальных задач и проблем в меньшинстве или в условиях большинства.

Качества западоидности стали всеобъемлющими как в смысле распространения в массе людей, так и в смысле проявления их в массе поступков каждого из них по отдельности. Если раньше люди с заметными чертами западоидов более или менее часто встречались в массе людей, а черты западоидности они проявляли в исключительных случаях, то теперь вся масса коренного населения западных стран стала обладателем этих черт в той или иной мере, а черты эти стали проявляться во всех их мало-мальски серьёзных жизненных ситуациях. […]

Объединение проектов с обучением на уровне общин является мощной альтернативой традиционному обучению. Это переводит контроль над образованием в руки сообщества, и это открывает возможности для значимого изучения опыта для более широкого сектора населения. Вместо того, чтобы навязывать учащимся категории, основанные на внешнем виде, категории основаны на естественных условиях, связанных с повседневным жизненным опытом ученика. Деятельность в рамках проекта гибко структурирована, чтобы позволить учащимся соответствовать обучению их индивидуальным стилям обучения, потребностям и способностям, И ценности сообщества, нормы и культурные практики с минимальным разрывом.

С точки зрения интеллекта мы, западоиды, поднялись на уровень сверхинтеплекта благодаря трём усовершенствованиям.

Первое - мы освободили человека от необходимости запоминать накапливаемые знания и совершать операции с ними в голове, передав это техническим устройствам. На долю людей мы оставили умение оперировать этими устройствами с целью эксплуатации интеллекта других и знаний, добытых другими.

Оценка эффективности обучения оценивается по целевым стандартам, а не по результатам тестов, что уменьшает несоответствие между идеальным и реальным. Огромное разнообразие ситуационных и культурных условий, существующих в любой Таким образом, сообщество приспособлено к организационной структуре, которая поддерживает различия, но все же обеспечивает средства для развития структур эквивалентности, посредством которых может быть достигнуто продуктивное взаимодействие и социальный порядок.

Успех любой попытки ориентированного на проект, основанного на сообществе подхода к образованию сильно зависит, как и любые образовательные усилия, от ориентации лиц, участвующих в его реализации. Критическими лицами в формальных образовательных процессах являются студенты и преподаватели, поэтому мы изучаем последствия нашего подхода к их ролям и отношениям, которые мы переходим дальше. Без надлежащим образом ориентированных и подготовленных учителей и учеников мы не можем ожидать какого-либо альтернативного подхода, независимо от того, насколько хорошо задуманы, чтобы пройти очень далеко на практике.

Второе - мы осуществили рационализацию накопленных знаний и процесса познания, очистив их от излишнего «хлама» и примитивизировав их, так что стерлась разница между гением и посредственностью и преимущества оказались у последней. Весь гений человечества ушёл на то, чтобы дать возможность посредственности занять его место.

Третье - наше мышление стало совершаться не в понятиях и суждениях, как в прошлые века, а в отработанных раз и навсегда шаблонных информационных комплексах (фигурах), которые мы по определённым правилам комбинируем в блоки применительно к конкретным ситуациям. Благодаря информационно-интеллектуальной технике мы имеем неограниченный запас таких шаблонных фигур и можем складывать из них информационные «картины» на любые темы и любой степени сложности, причём молниеносно быстро.

Адаптация формального образования к ориентированному на проект, основанному на сообществе формату может иметь драматическое влияние на традиционные роли учителя и ученика. В целом власть и полномочия для контроля за обучением существенно переходят от учителя к ученикам и сообществу. Источник навыков и понимания находится в обстановке, а не в лице учителя. Любая ситуация, человек или событие является потенциальным источником обучения, и у ученика есть значительная широта в определении характера этого обучения.

Благодаря их непосредственному участию в образовательном процессе члены сообщества могут обрести способность влиять на направление обучения. Обучение может стать двухсторонним процессом, посредством которого учащиеся учатся через мероприятия, организованные учителями, а учителя учатся через их активное участие со студентами в сообществе. Именно благодаря этому двустороннему потоку обучения, образовательный опыт может стать значимым и адаптироваться к меняющимся условиям. В рамках подхода, основанного на общинах, учителя используют свои технологические навыки, чтобы помочь учащимся в приобретении подобных навыков самостоятельно, путем совместного изучения реальных возможностей, доступных в окружающей естественной физической и социальной среде.

В этом был безусловно прогресс, поскольку оперировать современной информацией старыми методами стало просто невозможно. Но был и несомненный регресс, так как на место логического способа мышления пришло сверхлогическое, в котором потеряло смысл понятие истины как соответствия реальности и исчезли условия для логической дедукции. Мы перестали познавать реальность как таковую и рассуждать логически. Мы стали комбинировать комплексы («упаковки») знаний, не анализируя их структуру и отношение к реальности, и сами эти комплексы стали для нас последней реальностью, не подлежащей сомнению. Таким образом, пережив и изжив стадию логического мышления, мы как бы вернулись к первобытному переживанию безотчётных интеллектуальных состояний, но на более высоком уровне, опосредованном интеллектуальным трудом многих поколений прошлого.

Учащиеся могут участвовать в проектах, которые объединяют их в естественные группы, связанные с требованиями задачи, потребностями и интересами ученика, а не искусственной группировкой по возрастным или экзаменационным баллам. Следует обратить внимание на процессы, с помощью которых учащиеся функционируют как группа, чтобы они могли учиться друг у друга, а также от самой учебной деятельности. Благодаря такому групповому опыту учащиеся могут создавать и укреплять свои собственные личности и приобретать навыки и отношения, необходимые для работы в качестве участников других социальных групп.

Западоид есть высший уровень эволюции человека. Это искусственно выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции. О нём с полным правом можно сказать, что это сверхчеловек. А сверхчеловек в каких-то отношениях есть деградация человека. Никакой прогресс не дается даром. Сверхчеловек - это не то всесторонне развитое и совершенное во всех отношениях существо, о котором говорили мечтатели прошлого, а именно реальный западоид, то есть внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчётливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этим существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству.

Студенты могут развивать свою индивидуальность посредством естественных процессов группового взаимодействия. Таким образом, социальная группа берет на себя большую ответственность за формирование опыта обучения в рамках подхода к образованию на уровне общин. Студент служит учителем, а также учеником, участвуя в групповом процессе образовательного и социального развития. Хотя такие процессы происходят естественным образом в условиях сообщества, их часто мешает односторонний поток опыта, отраженный в традиционной социальной организации школы.

Породив сверхлюдей-западоидов, мы породили и сверхчеловечные отношения между ними. Человечными являются такт личные отношения между людьми, которые строятся на основе личных симпатий и антипатий людей друг к другу. При этом чело век имеет или не имеет ценность для другого как таковой, то есть независимо от его социального статуса (богатства, известности, должности) и независимо от практических расчетов другого. Эти отношения бывают «душевными», доверительными, искренними, проникающими в тайники сознания. Они имеют свои плюсы. Это внимание к ближнему, сочувствие, сострадание, солидарность переживаний, бескорыстие, взаимопомощь, соучастие. Они имеют и минусы. Это, например, бесцеремонное вторжение в чужую душу и личную жизнь, стремление контролировать поведение ближних, насилие над индивидом со стороны окружающих путём чрезмерного внимания, несоблюдение дистанции в отношениях, потеря уважения вследствие наблюдения людей с близкого расстояния, стремление к поучительству, раздражение, грубость.

Наряду со студенческой ролью меняется и роль «учителя», от того, что передают знания и навыки, к роли организатора учебной деятельности. Вместо того, чтобы заниматься студентами, учитель работает со студентами, преподавателем, консультантом, ведущим и руководителем, в разработке и проведении учебных проектов. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать общинные ресурсы в продуктивный опыт обучения, способствующий удовлетворению потребностей учащихся, а не служить единственным источником такого обучения.

Эти потребности в обучении, которые не могут быть удовлетворены в контексте сообщества, могут затем предоставляться посредством более формализованных средств, с преподавателем, работающим со студентами в качестве ресурса, в развитии знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных обязанностей в сообществе. Только на продвинутых этапах обучения для тех студентов, которые желают преследовать возможности, которые не могут быть связаны с опыт или когда возможности для опыта не доступны, необходимо ли заниматься самостоятельной формой обучения.

Сверхчеловечные отношения являются сугубо прагматичными и эгоистичными. Тут один человек для другого не имеет никакой ценности сам по себе. Даже в тех случаях, когда кажется, будто он ценен сам по себе (например, красив, здоров, сексуален, умен), он ценен как предмет удовлетворения потребностей. […]

Следствием сверхчеловечных отношений является холодность и сдержанность, равнодушие к судьбе ближнего, дефицит «душевности», одиночество, ощущение ненужности и другие явления западного образа жизни.

Ниже, чем в университетском уровне, таких случаев нужно немного, учитывая адекватно подготовленные, ориентированные на опыт учителя. Поскольку основанный на сообществе подход включает учителя более непосредственно в деятельность сообщества и способствует более персонифицированному участию со студентами, необходимо различать роль членов местного сообщества и членов вне сообщества в качестве учителей в таком подходе, особенно в контекст меньшинства. Учитель меньшинства с той же культурной точки зрения, что и ученик, может установить гораздо более продуктивные отношения с этим учеником, чем учитель, не являющийся меньшинством.

Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.

Учитель меньшинства, как представитель культуры ученика, способен идентифицировать и непосредственно относиться к культурным образцам, принадлежащим к общине и ученику, и таким образом избегать многих конфликтов и разрывов, связанных с обучением учащихся из числа меньшинств. Из-за сходства в моделях общения и взаимодействия учитель меньшинства не должен проходить процесс построения соответствующих ситуационных рамок и создания структур эквивалентности для осуществления продуктивного взаимодействия с учащимися меньшинства.

Это присуще отношениям. особенно полезно в первые годы обучения, когда учащиеся особенно уязвимы к разрывам в образовательном опыте. Учитель меньшинства может обеспечить непрерывность перехода ученика от неформального к формальному обучению и тем самым уменьшить шансы студента на развитие негативного, Дисфункциональная позиция в отношении обучения.

Всесторонне развитый человек лучше приспосабливается к жизни, менее зависим от других людей и его сложнее обмануть, так как он во многом разбирается

Как стать разносторонней личностью

Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».

Первое условие иногда отсутствует из-за поведенческих и поведенческих изменений, которые часто сопровождают четыре года университетского опыта. Это может стать серьезной проблемой, если в программе подготовки учителей внедрена структурированная форма поведения преподавателя, которая несовместима с местными образцами поведения и взаимодействия в сообществе меньшинств. Учитель меньшинства с такой подготовкой будет помещен в несостоятельное положение, чтобы разрешить два противоречащих друг другу режима взаимодействия - один в школе и один в сообществе.

Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью. Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания. Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:

Последствия этой проблемы для подготовки учителей, очевидно, многочисленны. Второе условие - гибкость школьной среды - имеет еще большее значение, чем первое, потому что соответствующая учебная среда может часто преодолевать неадекватность обучения, тогда как наоборот сложнее. Преподаватель меньшинства в школьной школе меньшинства может значительно улучшить качество образовательного опыта в этой обстановке, как в качестве модели для подражания, так и в качестве эффективного взаимодействия. Тем не менее, предполагается, что улучшение общеобразовательного школьного опыта является наилучшим интересом ученика.

  • Не жалеть времени и денег на путешествия и каждый год отправляться в новые неизвестные места. Предпочтительнее ездить не с целью поваляться на пляже и посетить как можно больше дискотек, а для знакомства с культурным наследием страны, колоритом местного населения. Благодаря таким вояжам человек получает невообразимое количество новой информации и навыков.
  • Постоянно познавать мир. Неважно как: через книги, художественные и документальные фильмы, газеты, новые знакомства. Составить список и при подходящем случае заняться чтением мировой классики или просмотром очередного шедевра кинематографа.
  • Посещать всевозможные мероприятия: курсы, секции, тренинги, семинары, выставки. Попробовать себя в неожиданных областях: рисовании, игре на гитаре, изучении китайского языка, танцах, коллекционировании и так далее. Это позволит стать разносторонне развитой , завести любимые хобби, раскрывающие человека с иной стороны и завязать интересные знакомства.
  • Быть открытым новому, отказаться от привычных предубеждений и взглянуть на мир по-другому, чужими глазами. Даже если что-то сначала кажется непривлекательным и не заслуживающим внимания, стоит познакомиться с этим и оценить иначе. Например, послушать музыку, направление которой раньше не нравилось, или поэкспериментировать со стилями одежды.
  • Пробовать незнакомые блюда, учиться ценить новые вкусы, готовить ранее неизвестные яства. Лучше сделать это традицией, приобщаться к кухне разных стран и искать интересные для себя рецепты. Такой подход позволит разнообразить собственное меню, постоянно удивляя близких и друзей своими кулинарными изысками.

Лучше найти единомышленников: вместе проще и веселей осваивать новые горизонты

Условия для разностороннего развития личности

В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:

  • Занятия спортом. Это обеспечит внешнюю привлекательность, здоровье, жизненный тонус и отличное настроение. Необязательно ежедневно изматываться до потери сил, лучше разработать для себя комфортный график и придерживаться его. Чем лучше физическое состояние, тем больше человек наслаждается жизнью.
  • Освоение новых видов деятельности. Стоит написать список дел, которые человек раньше не делал. Лучше разработать расписание и в нем определенный отрезок времени отводить на освоение незнакомого ремесла. Это может быть игра на пианино, занятия латиноамериканскими танцами, секция айкидо либо курсы дизайна.


  • Повышение уровня образования. Учиться можно и нужно в любом возрасте. Если человек после школы окончил техникум, то следует получить высшее образование. Это позволит пополнить багаж знаний, найти высокооплачиваемую работу, и изменить материальное положение.
  • Постоянное улучшение жизненных сфер. Для этого разделить жизнь на секции и регулярно их анализировать с целью сделать еще интереснее. Это касается дома, семьи, отношений с любимыми людьми и коллегами, работы и хобби.
  • Искренняя заинтересованность жизнью окружающих, дружеская помощь и поддержка. Люди, проявляющие внимание и заботу по отношению к другим, имеют гораздо больше знакомых и друзей, чем те, кто занят исключительно своей персоной.

Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.

Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть

Преимущества разносторонне развитой личности

Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.

Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.

Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.


Итак, что дают знания и умения в разных областях:

  • Повышается интеллектуальный уровень личности, эрудиция, память, способность решать нестандартные задачи, создавать креативные идеи и методы.
  • Человек становится более нравственным, культурным, открытым и отзывчивым. Благодаря новой информации и навыкам приходит осознание главных ценностей в жизни.
  • Улучшаются профессиональные качества, способность учиться, повышается стоимость личности на рынке труда. Ведь сегодня стандартным резюме уже никого не удивишь, а вот неординарные увлечения и умения способны «зацепить» работодателей.

Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.

Не стоит стремиться сразу охватить много разных сфер. Лучше начать с тех, которые давно интересуют, постепенно увеличивая их количество