Благие намерения и русская деревня. Л. н. толстой «что такое религия и в чем сущность ее? Л н писал в безнравственном обществе

Пример эссе (мини-сочинения)

Человек всегда стремился поставить себе на службу законы природы. Важнейшей формой духовной культуры сегодня является наука. Особенно велика роль естествознания – физики, химии, биологии. Однако в XX веке громко зазвучали голоса тех, кто призывает науку к социальной ответственности.

Например, основываясь на знании законов термодинамики, человек изобрел двигатель внутреннего сгорания. Изобретение стало важнейшей предпосылкой научно-технической революции. Это, в свою очередь, привело к повсеместной индустриализации, строительству заводов, развитию транспортных сообщений, росту городов. Но вместе с тем, природные ресурсы беспощадно уничтожались, окружающая среда загрязнялась, одновременно усложнялись процессы в обществе – увеличивалось число городских жителей, пустели деревни, нарастала социальная нестабильность. Так человеческая жадность и потребительское отношение к природе и другим людям поставили под сомнение то благо, которое несет научное знание.

Или другой пример. В поисках неисчерпаемого источника энергии ученые открыли термоядерную реакцию. Но это знание о природе послужило созданию атомной бомбы, угрожающей сегодня жизни всего человечества. Жажда власти, стремление одержать верх в гонке вооружения, отсутствие сострадания к людям превратили полезное изобретение в источник страдания.

Поэтому с высказыванием Льва Николаевича трудно не согласиться. Ведь духовная культура не ограничивается науками. Л.Н. Толстой приоритет отдает морали. Этические установки должны, по его мнению, предшествовать всякому другому познанию. Только так можно обрести гармонию с природой и с самим собой.

Мораль – это совокупность общезначимых ценностей и норм, сформировавшихся на базе таких категорий, как «добро» и «зло», «любовь ко всему живому», «сострадание», «совесть» и «ответственность», «нестяжательность», «умеренность», «смирение». Конечно, этого часто не хватает тем, кто внедряет результаты научного прогресса. Стоя на грани экологической катастрофы, пожиная плоды злоупотреблений в сфере производства оружия, политических технологий, неумеренного потребления, современному человеку необходимо научиться руководствоваться моральными принципами, наконец-то понять значение нравственности, о которой говорит Л.Н. Толстой.

Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Ответ:

Балл

Могут быть названы такие черты сходства:

    высокий уровень развития промышленного производства;

    интенсивное развитие техники и технологий;

    внедрение научных достижений в производственную сферу;

    ценность личностных качеств человека, его прав и свобод.

Могут быть названы другие черты сходства.

Названы три черты сходства при отсутствии неверных позиций

Названы две черты сходства при отсутствии неверных позиций,

ИЛИ названы три черты сходства при наличии ошибочных позиций

Названа одна черта сходства,

ИЛИ наряду с одной - двумя верными чертами приведена(-ы) неверная(-ые) позиция(-и),

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    позиция выпускника , например, несогласие с тезисом Ф. Фукуямы;

    три аргумента , например:

    • в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами;

      применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации;

      в современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

Могут быть приведены другие аргументы.

Может быть выражена и обоснована другая позиция выпускника.

Сформулирована позиция выпускника, приведены три аргумента

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, но ясна из контекста, приведены три аргумента

Сформулирована позиция выпускника, приведены два аргумента,

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, но ясна из контекста, приведены два аргумента,

Позиция выпускника сформулирована, но аргументы отсутствуют,

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, приведен один аргумент,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл




Комментарий

В данном содержательном разделе проверяется знание наиболее общих понятий и проблем обществоведческого курса: общество, общественные отношения, системный характер общества, проблемы общественного прогресса, современное состояние и глобальные проблемы общества. Именно значительная степень теоретического обобщения, требующая высокого уровня интеллектуальных и коммуникативных умений, придает этому материалу особую сложность.

Наибольшие затруднения выпускники испытывают при выявлении признаков системности общества и проявлений динамичности общественного развития. Выявленные проблемы можно связать с характером учебного материала: усвоение философских категорий высокого уровня обобщения требует серьезных временных затрат и вызывает серьезные трудности особенно в группе слабо подготовленных учащихся. Также представляется возможным влияние сложившейся практики преподавания, характеризующейся слабыми интегративными связями, позволяющими на материале других предметов показать феномен системности и динамизм как одну из характеристик системных объектов.

Рассмотрим некоторые из наиболее проблемных вопросов.

Задания по содержательной единице «Общество как динамичная система» при всем их формальном разнообразии, по существу, сводятся к трем вопросам: Чем различаются широкое и узкое определения общества? Каковы черты системности общества? Какие признаки свидетельствуют о динамичном характере общества? На рассмотрении этих вопросов целесообразно акцентировать особое внимание.

Опыт ЕГЭ показывает, что наибольшие затруднения экзаменуемые испытывают, выполняя задания на выделение характеристик общества как динамичной системы. Отрабатывая данную проблематику, важно максимально четко развести системные черты и признаки динамизма общества: наличие и взаимосвязь структурированных элементов характеризуют общество как систему (и присущи любой, в т.ч. статичной системе), а способность к изменениям, саморазвитию – является индикатором ее динамичного характера.

Определенную трудность представляет понимание следующей взаимосвязи: ОБЩЕСТВО+ПРИРОДА=МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР. Обычно под «природой» понимается естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Общество же в процессе развития обособилось от природы, но не потеряло связи с ней, а вместе они составляют материальный, т.е. реальный мир.

Следующим «проблемным» элементом содержания является «Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества». Успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Следует отметить, что выпускники, уверенно выполняя привычные задания на определение сферы общественной жизни по проявлению с одним выбором ответа из четырех, затрудняются с анализом ряда проявлений и выбором нескольких из них, относящихся к определенной подсистеме общества. Затруднения вызывают и задания, ориентированные на выявление взаимосвязи подсистем общества, например:

Общественная организация на свои средства издает культурно-просветительскую газету, в которой критикует политику правительства в отношении социально незащищенных групп населения. Какие сферы общественной жизни непосредственно затрагивает эта деятельность?

Алгоритм выполнения задания прост – конкретная ситуация (со сколькими бы сферами общества ее не пришлось соотносить) «раскладывается» на составляющие, определяется, к какой сфере относится каждая из них, получившийся перечень взаимодействующих сфер соотносится с предложенным.

Следующим трудным элементом содержания является «Многообразие путей и форм общественного развития». Даже с самыми простыми заданиями по этой теме справляются примерно 60% выпускников, причем в группе испытуемых, получивших по итогам ЕГЭ удовлетворительную оценку («3»), выявить характерные черты (или проявления) определенного типа обществ могут не более 45% участников экзамена.

В частности, проблемным оказалось задание, предполагающее исключение лишнего компонента списка: лишь 50% испытуемых смогли обнаружить характеристику, не соответствующую признакам общества определенного типа. Можно предположить, что подобные результаты объясняются, во-первых, недостаточностью времени, отводимого на изучение данной темы, во-вторых, дроблением материала между курсами истории и обществознания, программой 10 и 11 классов, отсутствием должной межпредметной интеграции при изучении данного вопроса, а также слабым вниманием к этому материалу в курсе основной школы.

Для успешного выполнения заданий по рассматриваемой теме необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться выявлять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Как показала практика проведения ЕГЭ, определенные сложности для выпускников представляет кажущаяся всесторонне рассмотренной в различных школьных курсах тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; их острота может быть снята усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга», демографическая и др.), выявить и конкретизировать на примерах общественной жизни их признаки. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность, направления и основные проявления процесса глобализации, уметь анализировать позитивные и негативные последствия данного процесса.

Задания к разделу « Человек»


Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуются

Отв:2


Что свойственно человеку в отличие от животного?

инстинкты

потребности

сознание

Отв:4


Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

Отв:1


И человек, и животное способны

Отв:1


Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

Отв:1


Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологически обусловлена

Отв:1


Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

Отв:4


Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

2. Из пройденной части курса истории выдели событие, которое тебя особенно заинтересовало. Используя знания, полученные в данной главе обществознания, сформулируй вопросы, направленные на анализ исторического события (например: «Каким было общество до указанного события?» и т. п.). В учебнике истории постарайся найти ответ на них. В случае затруднения обратись к учителю.

3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

6. В коллективном труде российских философов присущие людям черты представлены в следующем контексте: «В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

    Они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

    Они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

    Они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

    Они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

    Признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

    Их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности».

Найди в изученной главе учебника и процитируй те положения, которые характеризуют каждое из названных в приведённом отрывке свойств, присущих человеку. Есть ли среди названных свойств такие, которые ты встретил в этом тексте впервые? Какое из перечисленных свойств ты считаешь самым важным и почему? Как ты понимаешь слова «фундамент человечности»? Какие ещё человеческие качества ты бы построил на этом фундаменте? Если какой-либо из названных признаков тебе не совсем понятен, попроси учителя разъяснить его.

7. Раскрой смысл арабской пословицы «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов». Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу. Обсуди эти вопросы с родителями. Вместе с ними определи, чем отличалось поколение твоих родителей, находившихся в твоём возрасте, от твоего поколения.

Обсудите в классе новые черты молодёжи наших дней.

8. Посоветовавшись с учителями, соберите сведения о выпускниках вашей школы, избравших различные профессии. Найдите наиболее успешных из них. Подготовьте стенд с материалами об их трудовой деятельности.

ВЕДУЩИЙ: Лев Николаевич, а для вас что такое «патриотизм»?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм — чувство безнравственное потому, что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководствующимся своим разумом, — всякий человек под влиянием патриотизма признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде.

ВЕДУЩИЙ: Неужели вы полагаете, что не может быть современного позитивного патриотизма?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм не может быть хороший, хотя это скорее можно было бы утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему. Так, например, в России, где патриотизм в виде любви и преданности к вере, царю и отечеству с необыкновенной напряженностью всеми находящимися в руках правительства орудиями: церкви, школы, печати и всякой торжественности, прививается народу, русский рабочий человек — сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, как народа особенно преданного своей вере, царю и отечеству, есть народ самый свободный от обмана патриотизма. Веры своей, той православной, государственной, которой он будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом; к царю своему, несмотря на непрестанные, усиленные внушения в этом направлении, он относится как ко всем начальственным властям — если не с осуждением, то с совершенным равнодушием; отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает, или, если знает, то не делает между ним и другими государствами никакого различия.

ВЕДУЩИЙ: Так вы считаете, что чувство патриотизма в людях и воспитывать не надо?!

ТОЛСТОЙ: Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.

(В редакции паника, жучки в ушах ведущих надрываются...)

ВЕДУЩАЯ: Ну, знаете... Мы не... Вы... хоть костюм красивый надели бы!!

ТОЛСТОЙ: Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но и преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же представляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.

... ВЕДУЩИЙ: У нас осталась одна минута, и я хотел бы, чтобы все участники дискуссии буквально в двух-трех словах сформулировали — что такое патриотизм?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм есть рабство.

Цитаты из статей Л.Н.Толстого «Христианство и патриотизм»(1894), «Патриотизм или мир?»(1896), «Патриотизм и правительство»(1900). Заметьте, время тихое и благополучное; Русско-японская война, Первая мировая и прочий ХХ век еще впереди... Впрочем, на то Толстой и гений.)

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Художник И. Е. Репин. 1887 г.

Известный русский театральный режиссер и создатель системы актерской игры Константин Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что в тяжелые годы первых революций, когда отчаяние охватывало людей, многие вспоминали, что в это же время вместе с ними живет Лев Толстой. И становилось легче на душе. Он был совестью человечества. В конце XIX и в начале XX века Толстой сделался выразителем дум и надежд миллионов людей. Он был нравственной опорой для многих. Его читала и ему внимала не только Россия, но и Европа, Америка и Азия.

Правда, в то же время многие современники и последующие исследователи творчества Льва Толстого отмечали, что вне своих художественных произведений он был во многом противоречив. Его величие мыслителя проявлялось в создании широких полотен, посвященных нравственному состоянию общества, в искании выхода из тупика. Но он же был мелочно придирчив, нравоучителен в поисках смысла жизни отдельной личности. И чем старше он становился, тем активнее критиковал пороки общества, искал свой особый нравственный путь.

Норвежский писатель Кнут Гамсун отмечал эту особенность характера Толстого. По его словам, в молодости Толстой допускал много излишеств — играл в карты, волочился за барышнями, пил вино, вел себя как типичный буржуй, а в зрелом возрасте вдруг переменился, стал истовым праведником и клеймил позором себя и все общество за пошлые и безнравственные поступки. Не случайно возник у него и конфликт с собственной семьей, члены которой не могли понять его раздвоенность, его неудовлетворенность и метание-

Лев Толстой был потомственный аристократ. Мать — княжна Волконская, одна бабушка по отцу — княгиня Горчакова, вторая — княжна Трубецкая. В его яснополянском имении висели портреты его родственников, родовитых титулованных особ. Кроме титула графа он унаследовал от своих родителей разоренное хозяйство, его воспитание взяли на себя родственники, с ним занимались домашние учителя, в том числе немец и француз. Затем он учился в Казанском университете. Сначала изучал восточные языки, потом юридические науки. Ни то ни другое его не удовлетворяло, и он ушел с 3-го курса.

В 23 года Лев сильно проигрался в карты и надо было отдавать долг, но просить денег у кого-либо он не стал, а отправился офицером на Кавказ, чтобы заработать денег и набраться впечатлений. Ему там понравилось — экзотическая природа, горы, охота в местных лесах, участие в сражениях против горцев. Там он впервые взялся за перо. Но писать стал не о своих впечатлениях, а о детстве.

Рукопись, так и названную — «Детство», Толстой отправил в журнал «Отечественные записки», где в 1852 году се и опубликовали, похвалив молодого автора. Воодушевленный удачей, он написал рассказы «Утро помещика», «Случай», повесть «Отрочество» , «Севастопольские рассказы». В русскую литературу вошел новый талант, мощный по отражению действительности, по созданию типажей, по отражению внутреннего мира героев.

В Петербург Толстой приехал в 1855 году. Граф, герой Севастополя, он был уже известным писателем, у него имелись деньги, которые он заработал литературным трудом. Его принимали в лучших домах, в редакции «Отечественных записок» тоже ждали встречи с ним. Но он был разочарован светской жизнью, а среди писателей не нашел близкого себе по духу человека. Ему надоела тоскливая жизнь в мокром Петербурге, и он уехал к себе в Ясную Поляну. А в 1857 году отправился за границу, чтобы рассеяться и посмотреть на другую жизнь.

Толстой побывал во Франции, Швейцарии, Италии, Германии, интересовался жизнью местных крестьян, системой народного образования. Но Европа пришлась ему не по вкусу. Он видел праздных богатых и сытых людей, видел нищету бедняков. Вопиющая несправедливость ранила его в самое сердце, в душе зарождался невысказанный протест. Через полгода он вернулся в Ясную Поляну и открыл школу для крестьянских детей. После второй поездки за границу он добился открытия более 20 школ в окрестных деревнях.

Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», писал книжки для детей, сам их учил. Но для полного благополучия ему не хватало близкого человека, который разделил бы с ним все радости и невзгоды. В 34 года он наконец женился на 18-летней Софье Берс и стал счастлив. Он почувствовал себя рачительным хозяином, купил землю, экспериментировал на ней, а в свободное время писал эпохальный роман «Война и мир», который начал печататься в «Русском вестнике». Позднее критика за рубежом признала это произведение как величайшее, ставшее знаменательным явлением в новой европейской литературе.

Следом Толстой написал роман «Анна Каренина», посвященный трагической любви женщины света Анны и судьбе дворянина Константина Левина. На примере своей героини он пытался ответить на вопрос: кто такая женщина — личность, требующая уважения, или просто хранительница семейного очага? После этих двух романов он почувствовал в себе какой-то надлом. Он писал о нравственной сути других людей и стал вглядываться в свою душу.

Менялись его взгляды на жизнь, он начал признавать в себе много грехов и поучал других, говорил о непротивлении злу насилием — бьют тебя по одной щеке, подставь другую. Только так можно изменить мир к лучшему. Под его влиянием оказались многие люди, их называли «толстовцами*, они не сопротивлялись злу, желали добра ближнему. Среди них были и известные писатели Максим Горький, Иван Бунин.

В период 1880-х годов Толстой начал создавать небольшие повести: «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». В них он как опытный психолог показал внутренний мир простого человека, готовность покориться судьбе. Наряду с этими произведениями он работал над большим романом о судьбе греховной женщины и отношении к ней окружающих.

Воскресение» вышло в свет в 1899 году и поразило читающую публику острой темой и авторским подтекстом. Роман был признан классическим, его сразу перевели на основные европейские языки. Успех был полный. В этом романе Толстой впервые с такой откровенностью показал уродства государственной системы, мерзость и полное равнодушие власть имущих к насущным проблемам людей. В нем он критиковал русскую православную церковь, которая ничего не делала для исправления положения, ничем не облегчала существование людей павших и горемычных. Разгорелся нешуточный конфликт. Русская православная церковь усмотрела в этой жесткой критике богохульство. Взгляды Толстого были признаны крайне ошибочными, его позиция антихристианской, его предали анафеме и отлучили от церкви.

Но Толстой не стал каяться Он остался верен своим идеалам, своей церкви. Однако его бунтарская натура восстала против мерзостей не только окружающей действительности, но и барского уклада собственной семьи. Он тяготился своим благополучием, положением зажиточного помещика. Он хотел бросить все, уйти к праведникам, чтобы в новой среде очистить свою душу. И ушел. Его тайный уход из семьи был трагичным. По дороге он простудился и заболел воспалением легких. Оправиться от этой болезни он не смог.