Учебный проект для начальных классов "книга загадок". Загадки народные для детей. Русские народные загадки о природе, животных, растениях

Несмотря на старания историков и этнографов, история этих народов до сих пор хранит свои загадки.

1. Русские

Да, русские — один из самых загадочных народов. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению ни по поводу того, когда русские стали «русскими», ни по поводу того, откуда, собственно, это слово произошло. Спорным остается вопрос о происхождении народа. В предки русских записывали и норманнов, и скифов, и сарматов, и венедов, и даже южносибирский народ усуни.

2. Майя

Мы не знаем ни происхождения народа майя, ни того, куда он исчез. Одни ученые возводят корни майя к легендарным атлантам, другие считают, что их предками были египтяне. Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Ими применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Майянская цивилизация была очень развитой, но к моменту прибытия конкистадоров находилась в глубоком упадке, а сами майя словно растворились в истории.

3. Лапландцы

Лапландцев также называют саамами и лопарями. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы — палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но у лапландцев 10 диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.


4. Пруссы

Само происхождение имени пруссов окутано тайной. Первый раз оно встречается только в IX веке в форме Brusi в черновике анонимного купца, а позднее — в польских и немецких хрониках. Лингвисты находят ему аналогии во многих индоевропейских языках и считают, что оно восходит к санскритскому purusa — «человек». Не сохранилось также достаточных сведений и о языке пруссов. Последний его носитель умер в 1677 году, а чума 1709-1711 годов истребила последних пруссов и в самой Пруссии. Уже в XVII веке вместо прусской истории начинается история «пруссачества» и королевства Пруссия, местное население которого имело мало общего с балтским именем пруссов.

5. Казаки

Вопрос о том, откуда появились казаки, до сих пор остается нерешенным. Их родину находят и на Северном Кавказе, и в Приазовье, и в Западном Туркестане. Родословную казаков возводят к скифам, к аланам, к черкесам, к хазарам, к готам, к бродникам. У сторонников всех версий есть свои аргументы. Сегодня казаки — полиэтническая общность, но они сами любят настаивать на том, что казаки — отдельный народ.


6. Парсы

Парсы — этноконфессиональная группа последователей зороастризма в Южной Азии, имеющая иранское происхождение. Численность ее сейчас составляет менее 130 тысяч человек. Парсы имеют собственные храмы и так называемые «башни молчания», где, чтобы не осквернять священные стихии (земля, огонь, вода), хоронят мертвых (трупы склевывают грифы). Парсов часто сравнивают с евреями, они также вынужденно оставили свою родину и дотошны в вопросах соблюдения культов. «Иранская лига» в Индии начала XX века пропагандировала возвращение парси на родину, напоминающее сионизм евреев.

7. Гуцулы

О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие — к слову «кочул», что значит «пастух». Гуцулов также называют «украинскими горцами». Среди них до сих пор сильны традиции знахарства. Гуцульских колдунов называют мольфарами. Они могут быть белыми и черными. Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом.

8. Хетты

Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла, но сведения о хеттах по-прежнему обрывочны. В их «таблицах о мужественных деяниях» царей много пометок «на следующий год», но год отчета неизвестен. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам ее соседей. Остается открытым вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге «Хетты. Народ тысячи богов» приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Но это только версия.

На гербе хеттов двуглавый орел задолго до римлян и византийцев.

9. Шумеры

Шумеры — самый интересный и по-прежнему один из самых загадочных народов Древнего мира. Мы не знаем ни того, откуда они появились, ни того, какой языковой семье принадлежал их язык. Большое количество омонимов позволяет предположить, что он был тоновым (как, например, современный китайский), а значит, смысл сказанного часто зависел от интонации. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность, а познания шумеров в математике и астрономии поражают до сих пор.

10. Этруски

Древний народ этрусков неожиданно возник в человеческой истории, но также внезапно в ней растворился. По мнению археологов, этруски заселяли северо-западную часть Апеннинского полуострова и создали там довольно развитую цивилизацию. Именно этруски основали на территории Италии первые города. Историки также считают, что римские цифры можно также называть этрусскими. Неизвестно, куда этруски исчезли. По одной из версий, они переселились на восток и стали родоначальниками славянского этноса. Некоторые ученые утверждают, что этрусский язык по своей структуре очень близок к славянским.

11. Армяне

Загадкой остается происхождение армян. Версий множество. Некоторые ученые соотносят армян с народом древнего государства Урарту, но генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян так же, как генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. Есть греческие версии происхождения армян, а также так называемые «хайасские гипотезы», в которых первородиной армян становится Хайас — территория восточнее Хеттского царства. Ученые так и не дали окончательного ответа на вопрос о происхождении армян и чаще всего придерживаются миграционно-смешанной гипотезы армянского этногенеза.

12. Цыгане

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, не превышающем 1000 человек. Сегодня в мире насчитывается около 10 млн цыган. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes — производное от египтянина. Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.


13. Евреи

Евреи — один из самых загадочных из ныне живущих народов. Долгое время считалось, что само понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи — народ, социальный слой или религиозную конфессию.

Загадок в истории еврейского народа множество. В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев — 10 из 12 этносообразующих родов. Куда они исчезли — большой вопрос. Есть версия, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы, то есть почти все европейские народы. Дискуссионным остается и вопрос о происхождении ашкеназов, об их близости ближневосточным евреям.

14. Гуанчи

Гуанчи — аборигены Тенерифе. Тайна того, как они оказались на Канарских островах, до сих пор не разгадана, поскольку они не имели флота и не обладали навыками мореплавания. Их антропологический тип не соответствовал широтам, где они обитали. Споры вызывают и прямоугольные пирамиды на острове Тенерифе, подобные пирамидам майя и ацтеков в Мексике. Неизвестно ни время их постройки, ни цель, с которой они возводились.

15. Хазары

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли. У историков до сих пор нет ни достаточных археологических данных о том, что из себя представляла Хазария, ни понимания того, на каком языке хазары говорили. Неизвестно и то, куда они в итоге исчезли. Версий множество. Ясности нет.

16. Баски

Возраст, происхождение и язык басков — одна из главных загадок современной истории. Баскский язык — эускара, считается единственным реликтовым доиндоевропейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от других окружающих их народов.

17. Халдеи
Халдеи — это семито-арамейский народ, проживавший в конце II — начале I тыс. до н.э. на территории Южной и Средней Месопотамии. В 626—538 годах до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Халдеи были народом, который до сих пор ассоциируется с магией и астрологией. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. Халдеи делали предсказания Александру Македонскому и его наследникам Антигону и Селевку.

18. Сарматы

Сарматы — один из самых загадочных народов в мировой истории. Геродот называл их «ящероголовыми», Ломоносов считал, что от сарматов произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Сарматы оставили массу загадок. У них, вероятно, был матриархат. Некоторые ученые ведут от сарматов корни русского кокошника. Среди них был распространен обычай искусственной деформации черепа, благодаря которой голова человека приобретала форму вытянутого яйца.

19. Калаши

Калаши — малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндукуша. Он является, наверное, самым известным «белым» народом Азии. Споры о происхождении калашей продолжаются и сегодня. Сами калаши уверены, что они — потомки самого Македонского. Язык калашей называют фонологически атипичным, он сохранил базовый состав санскрита. Несмотря на попытки исламизации, многие калаши сохраняют многобожие.

20. Филистимляне

Современное название «Палестина» происходит от «Филистия». Филистимляне — самый загадочный народ из упоминаемых в Библии. На Ближнем Востоке только они и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало железного века. В Библии говорится, что этот народ происходит с острова Кафтор (Крит), хотя некоторые историки соотносят филистимлян с пеласгами. О критских истоках филистимлян свидетельствуют и египетские рукописи, и археологические находки. Куда исчезли филистимляне, до сих пор не ясно. Вероятнее всего, они были ассимилированы народами Восточного Средиземноморья.

по материалам интернета
Спасибо

МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова

Творческий проект

Загадки костюмов народов мира

Перевозчикова Варвара

Руководитель:

Учитель начальных кассов

Введение………………………………………………………………..3

1. Обзор костюмов народов мира………………………………..5

2. Русский национальный костюм………………………………11

3. Социологическое исследование……………………………...14

4. Разработка игры-мэмори «Костюмы народов мира»……….16

Выводы и перспективы……………………………………………….17

Список используемых источников и литературы………………….18

Введение

Актуальность проекта.

Этим летом мы с мамой отдыхали в Сочи. И нам посчастливилось сходить на два очень интересных концерта. Первый – это ледовое шоу «Кармен», а второй – театрализованное представление «Адыгейская свадьба». На том и другом представлении я увидела очень удивительную одежду. Как рассказала мне мама, это были не просто сценические костюмы, а НАРОДНЫЕ. В этих костюмах люди раньше ходили в Испании и на Кавказе. Мне они очень понравились.

Отдыхая на пляже, я увидела странных людей. Они были очень черные и одеты в смешную одежду: очень много разных бус и браслетов, причудливые шапочки и лохматые юбки. Это были африканцы и тоже в народном костюме.

Я все чаще стала обращать внимание на разную одежду в кино, на картинках в книгах, на улице. Она везде разная!

Цель проекта : выяснить, что влияет на происхождение костюма в разных странах мира и почему люди во всем мире не носят одинаковой одежды.

Гипотезы:

1. Предположим, что костюм является отражением культуры и традиций разных народов.

2. Вероятно на создание народного костюма повлияли климатические условия.

3. Возможно разные народы захотели отличаться друг от друга при помощи костюма.

Задачи проекта:

1. Собрать и систематизировать фотографии и названия костюмов народов мира.

2. Найти в Интернете исторические факты о происхождении костюмов.

3. Провести эксперимент в классе на знание костюмов народов мира.

4. Изготовить игру-мэмори из карточек с иллюстрациями костюмов.

5. Составить презентацию к проекту

Объект исследования : мировая история.

Предмет исследования : костюмы разных народов.

Обзор костюмов народов мира

«Народный костюм – это бесценное неотъемлемое

достояние культуры народа, накопленное веками…»

(народная мудрость)

Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах , о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.

В прошлом году я писала проект об истории и значении одежды. Выясняла, как появлялась, как изменялась одежда. А также изучила функции одежды. Я выделила 6 этапов развития одежды: первобытный период, Древняя Греция и Древний Рим, Средние века, эпоха Возрождения, Царская Россия и современная одежда. В результате в каждом уголке земного шара люди выбрали для себя такую одежду, которая им больше всего подошла. И сейчас мы по одежде без труда сможем определить, из какой страны данный человек.

Я решила рассмотреть самые известные костюмы народов мира и в особенности русский национальный костюм.

Японский народный костюм

КИМОНО – в переводе с японского «любая одежда». Японцы скопировали свое кимоно с китайского национального костюма в результате межнациональных связей. Кимоно выделяет лишь плечи и талию, скрывая недостатки фигуры. Такое представление связано с традиционным предпочтением японцев и представлением об идеальной конституции - «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».

Подверждается 1 гипотеза, а также тот факт, что костюм может быть скопирован у других народов.

Китайский народный костюм

ХАНЬФУ – одежда народов Хань. Жена Хуан-ди императрица Лэйчжу впервые придумала ханьфу. Одежда была показателем социального статуса: люди различались по ширине рукава、длине юбки и украшению.

ЦИПАО - это китайское платье, длинная рубашка/платье . Широкое платье, полностью скрывавшее фигуру и оставлявшее видимыми только голову, ладони и носки обуви. В XX веке появились платья, соответствующие новым вкусам и сильнейшим образом контрастировавшие со старым ципао. Они сильно облегали фигуру, а для того, чтобы позволить ногам двигаться свободно по бокам платья появились высокие разрезы.

Подверждается 1 гипотеза, а также тот факт, что одежда менялась в связи со сменой правителей.

Индийский народный костюм

САРИ – дословно «полоска ткани» традиционная женская одежда в Индии, представляющая собой кусок ткани особым образом обёрнутого вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика , и нижней юбкой. Такой вид одежды был заимствован из древних времен. В Индии всегда очень жарко, поэтому такой одежды было вполне достаточно. Материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности. Важной отличительной чертой индийского костюма является роспись рук и ног специальной краской – хной, это тоже мы помним из древних видов одежды.

В данном случае подтверждается 2 гипотеза, одежда соответствует климатическим условиям.

http://pandia.ru/text/80/175/images/image009_3.png" width="621">Придумана такая одежда была во времена войн. В Горной Шотландии с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках . На ночь он превращался в тёплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды

Костюм был создан под влиянием погодных условий, а также основной род занятий, в особенности – война. Подтверждается 2 гипотеза.

Грузинский народный костюм

КАРТУЛИ – женский костюм, длинное приталенное платье с расклешенной юбкой. Рукава обычно были до локтя, под которые надевались оригинальные нарукавники, вышитые вручную. На талию женщины завязывали пояс из материи, который украшался бисером, вышивкой, жемчугом и золотыми нитками. Главной особенностью грузинского народа является умение одеваться изысканно. Поэтому неважно, из знатного рода девушка или это дочь обычного ремесленника – костюм должен был быть элегантным и подчеркивать грациозность.

Под влиянием так называемых общих черт трудовой деятельности, быта, природы формировалась мужская одежда. Каждый мужчина на Кавказе - это воин-всадник, он же землепашец и пастух. Его одежда издревне должна была быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.

ЧЕРКЕСКА – мужской костюм, самый популярный вид верхней распашной одежды, без которой считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. В Грузии этот вид одежды отличался ложными рукавами. Черкеску одевали поверх рубахи или кафтана На нагрудную часть черкески нашивались газырницы - своего рода карманы, куда помещали патроны - от 9 до 15 с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали поясом с металлическим или серебряным набором. Спереди к поясу всегда прикрепляли кинжал.

Подверждается 1 гипотеза. Еще в данном случае, на мужскую одежду повлиял образ жизни и вид деятельности , например война.


Казахский народный костюм

В национальной одежде казахов нашли отражение образ жизни народа, уровень производства, эстетические идеалы. Большое значение оказал кочевой образ жизни. Одежда создавалась такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

Женщины носили нераспашную рубаху КОЙЛЕК, длинную с глухим воротом, чтобы не было видно тела. Праздничные платья украшали богатой вышивкой. Поверх платья женщины носили КАМЗОЛЫ без рукавов и с открытым воротом.

Самой обычной одеждой представителей небогатых семей являлись халаты – ШАПАН. Главное отличие женского халата от мужского состояла только в более яркой расцветке ткани.

Народный казахский костюм отличался разнообразием головных уборов . Самый интересный САУКЕЛЕ – головной убор в форме усеченного конуса, высотой примерно 70 см, украшенной мехом, драгоценными камнями , серебрянными и золотыми монетками .

http://pandia.ru/text/80/175/images/image013_7.jpg" alt="image" align="left" width="159 height=281" height="281">Народный костюм Германии

Появление национальной одежды Германии было обусловлено существованием огромного количества небольших государств, чьи жители должны были отличаться друг от друга. По костюму можно было определить семейное положение его владельца (женат, разведён, вдов) и даже количество детей, что отражалось, например, в вышитом орнаменте. Самым популярным в наши дни является баварский костюм.

ДИРНДЛЬ (с немецкого женская прислуга) - женский национальный костюм немецкоговорящих регионов. Включает короткую белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застёжке (праздничный вариант на шнуровке) и очень широкой юбки, и пёстрый фартук.

ТРАХТЕН - мужской баварский костюм. Это кожаные бриджи на лямках, украшенные вышивкой, белая хлопковая или льняная рубаха – в зависимости от времени года, с вышитыми инициалами хозяина, гетры, короткие замшевые куртки с вышивкой на воротничке-стойке, толстые ботинки, а также шляпы охотничьей формы с витым шнуром. В шляпы вставляют перья, которые символизируют усы убитых медведей или дичи.

DIV_ADBLOCK13">

Русский народный костюм есть отражение русской духовной жизни. Традиционный русский костюм способствует формированию гармонически развитой личности.

Яркой чертой русского национального костюма является применение разнообразного народного творчества: вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения.

http://pandia.ru/text/80/175/images/image016_2.jpg" alt="http://cs625223.vk.me/v625223903/38f80/3tMZJ91yq1k.jpg" align="left" width="232" height="232">ПОНЕВА - набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.

КИЧКА- праздничный головной убор замужней женщины.

Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды – опашень, шубка, душегрея, телогрея, тулуп, шугай.

Выходной женской одеждой был длинный СУКОННЫЙ ОПАШЕНЬ, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами.



Еще одной яркой отличительной чертой русского народного костюма является платок.



Его можно увидеть как в летнем, так и в зимнем костюме. Он надевался поверх кокошников, венцов, и просто на плечи.

DIV_ADBLOCK15">

Классные руководители" href="/text/category/klassnie_rukovoditeli/" rel="bookmark">классным руководителем разделили класс на 5 команд. Каждая команда получила кроссворд «Найди слово», в котором зашифрованы названия традиционных национальных костюмов разных народов. Ребята должны найти эти слова и записать их в столбик. После того как команды напишут все, как им кажется, слова, я выдаю картинки костюмов без названий. Это должно помочь найти еще дополнительные слова.


Результат исследования.

Ответы команд показали, что мои одноклассники не очень много знают костюмов. По ответам видно, что больше всего знакомы с русским костюмом. Как я и планировала, иллюстрации костюмов немного помогли ребятам.

Самое большое количество найденных слов – 7, это 46% от общего числа слов. Я считаю, что это не плохой результат.

Разработка игры-мэмори «Костюмы народов мира»

Для того, чтобы привлечь интерес одноклассников к мировой истории костюмов, а также изучив результаты социологического исследования, я решила разработать и изготовить своими руками игру-мэмори «Костюмы народов мира».

Я подобрала 23 рисунка костюмов разных народов, даже тех, о которых не сказано в моем проекте. Каждый рисунок распечатали дважды и приклеили на картон.

Правила игры. Перед началом игры, карточки тщательно перемешиваются и выкладываются в виде прямоугольника на стол обратной стороной вверх. Все карты парные, и задача игроков найти эти пары. Игроки делают ходы по очереди. В свой ход игрок открывает поочередно две карты, если изображения на них совпали, то он забирает их себе и делает новых ход. Если изображения на карточках отличаются, карты опять переворачиваются обратной стороной вверх и ход переходит следующему игроку.

http://pandia.ru/text/80/175/images/image025_1.jpg" align="left" width="344" height="243 src=">

Выводы и перспективы

Итак, можно подвести итоги моей работы. В каждой стране мира люди выбирают для себя разную одежду. Мои исследования показали, что на выбор влияют:

· традиционные предпочтения о красоте

· природные условия

· желание отличаться от других

Тем самым подтверждаются все три гипотезы появления и развития костюмов народов мира. В каждой стране, чьи костюмы я изучила, очень интересные и своеобразные костюмы. Одежда – это часть истории народа.

Самой интересной, красивой и разнообразной мне показалась русская национальная одежда.

В дальнейшем я хочу подробнее изучить русский национальный костюм.

Каков человек, такова и одежда.

Не одежда красит человека, а человек одежду

Список литературы

1. Скворцова А. Большая энциклопедия для самых маленьких. – М.: «ЛАДА», 2009. – 240 с.

2. Коммисаржевский костюма. – Мн.: Современный литератор, 2000.-496с.

4. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 262 с.

5. Коллекция журналов. Куклы народов мира в костюмах.

6. сайт «Мир костюма» http:///odezhda-pervobytnogo-cheloveka

Здравствуйте! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию проект «Калейдоскоп загадок».

Целью нашей работы было: выяснить, какие бывают загадки? Приходится ли взрослым тоже их разгадывать?

Задача: составить «Загадочную книгу» с инструкцией по составлению загадок.

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет.

Есть мнение о том, что первобытные люди верили во внешнюю силу и боялись ее. Чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудач использовалась эта условная речь. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух название того, о чем шла речь.

Нам, первоклассникам, каждый день приходится разгадывать загадки. Это и задания в учебнике, и где писать в тетради, и как сделать домашнюю работу, когда по телевизору мультики, и кто съел мою котлету? – в столовой.

Поэтому мы решили узнать, разгадывают ли загадки взрослые, и какие это загадки? А так же составили свой «Загадочный справочник» в помощь детям и их родителям.

2. Загадки в мире.

а) загадки истории

Стоунхендж.

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место - куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки - то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение - все это Стоунхендж. Эта загадка остается неразгаданной.

Пирамиды

Все знают о египетских пирамидах. И каждый знаком с официальной версией их происхождения: пирамиды построены ценой эксплуатации тысяч рабов. Как могли безграмотные рабы построить столь грандиозные объекты. Как рабочие могли двигать и обрабатывать столь массивные камни? Авторами пирамид считали то жителей Атлантиды, то инопланетян. Вот еще одна неразгаданная загадка.

А теперь проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Викторина

б) загадки народов мира

Загадки мира интересны, своей новизной, для нас. Через них, мы можем узнать немного фактов, о том государстве, из которого прибыла загадка.

Японские загадки
Кружит вокруг дома, бубня сутры. (Пчела)
Пока не ударишь по голове, не слушается. (Гвоздь)

Индийские загадки

Утром корзина пуста, а ночью - цветами наполнена. (Небо и звезды)

Якутские загадки
Все его любят, но кто на него взглянет - сразу нахмурится. (Солнце)

Попробуем составить загадку.

в) загадки о природе, животных, явлениях природы;

Вывод.

В ходе нашей работы мы выяснили, что взрослые, как и дети, в процессе жизни сталкиваются с загадками. Многие загадки остаются так и не разгаданными. Так же выяснили, что загадки бывают о природе, животных, профессиях и о многом другом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЫТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«ЗАГАДКИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Исполнители:

Коллектив учащихся 1 класса

Руководитель:

Подлесных Е.В. , учитель начальных классов 1 категории

2013 г.

Методический паспорт учебного проекта

Проект « Загадки».

Предмет : литературное чтение.

Класс: 1-й.

Тип проекта : творческий, индивидуальная работа.

Планируемый результат : ученики создают книжки-малышки с загадками.

Цель проекта: Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи:

1. Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников, научиться обмениваться информацией.

2. Узнать, что такое загадка и её происхождение.

3. Развивать творческий потенциал, стремление к успеху

4. Создать книжку – малышку загадок, в которую собрать народные загадки русского народа, нарисовать иллюстрации.

5. В оспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Методы: поисковый, статистический, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение.

Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры,иллюстрации

Время : 1 неделя

Работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

2. Задача:

Вам нужно найти загадки. А затем оформить книжку-малышку.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

    Обсуждение названия проекта

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

В наших учебниках очень часто встречаются загадки. На уроках мы регулярно будем пытаться их разгадывать. Загадки используются во многих конкурсах, викторинах, кроссвордах, а значит, умение их отгадывать важный показатель развития мышления.

    Направления работы

- найти загадки

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Дома с помощью родителей оформляют работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт. Книжки - малышки учеников 1 класса (Выступление перед учениками класса)

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

Внимательно слушать;

Подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

Не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ;

Что же такое загадки, скороговорки, откуда они появились?

Как только человек научился говорить, а это произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Загадки и скороговорки это тоже поэзия, стихи. Какой- то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет.

Например: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

Ожегов С.И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»: «Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

В.Даль: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ». В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки - средство развлечения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАГАДОК.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ(волка, змеи...).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет(роса, лед, снег, вода, ручей) или явление(дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Позже, у многих народов, загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. Вспомним русские народные сказки. Через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев.

Не раз хитроумные загадки были для героев непреодолимым препятствием. По преданию, близ города Фивы жил на скале Сфинкс – крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. Без жалости он убивал и съедал путников, не разгадавших его загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Только Эдип смог разгадать её.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был ритуал, обычно проводимый осенью. Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.

В процессе длительной жизни от чисто практического и обрядового назначения, загадки превратились в средство воспитания и развлечения. Они стали занимательными вопросами о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах-отгадках. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься, откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят человека к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

Тематически загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнена изба, двор, поле, лес, луг, и те работы, которые здесь производились. Явления природы (дождь, снег, гроза и т. п.) также видятся глазами крестьянина. В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни.

Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, тканье), орудий труда в поле (соха, серп). Конечно, и загадки о таких предметах и работах уходят из живого бытования. И все же старые загадки, живущие только на страницах книг, представляют большой интерес, как и произведения других видов фольклора. Ценен для нас в загадке ее поэтический взгляд на обычные, будничные предметы и явления, среди которых обыкновенный человек живет.

Но загадки не ушли совсем из живого бытования. Изменился лишь круг вещей, о которых они говорят. Не загадываются загадки о сохе и прялке, зато есть загадки о тракторе, радио, телефоне и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние десятилетия. Кроме того, если в наше время поле и огород пашут, засевают и убирают по-новому, то рожь, пшеница, овес, свекла, морковь и многое другое растут, как прежде, не изменились их внешний вид и качества. Грибы, ягоды, деревья, лес, река остались в прежнем состоянии. Загадки обо всех этих предметах долго еще будут привлекать нас.

Загадки начали записывать вместе с пословицами еще в конце XYII века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение загадки велико! Загадки служат разным целям: на уроках математики
помогают развивать логику мышления, на уроках окружающего мира знакомят с его богатством, в игровой форме учат наблюдательности, на уроках иностранного языка вводят в мир чужой культуры, на уроках русского языка учат наблюдению за структурой слова, на уроках чтения, знакомят с языком народной литературы. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. В таком маленьком тексте множество эпитетов, сравнений. метафор. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые нам не знакомы, мы узнаем значение этого слова, тем самым увеличиваем свой словарный запас.

Загадка учит думать и анализировать. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение развивает речь и способствует формированию навыков общения. Составление загадок развивает творческое мышление, фантазию и воображение . Сочиненные загадки отражают внутренний мир ученика. А ещё загадки развивают чувство юмора и память.

Всё это загадки делают ненавязчиво и весело. Но самое ценное то, что знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное знакомство с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. Поэтому нужно развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Виноградова Е. Наши любимые загадки. Санкт-Петербург. Сова. 2007.

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Москва, 1882.

    Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 2004.

    Клименко Т. 1000 пословиц поговорок, загадок. Санкт-Петербург. Сова. 2008.

    Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. Полиграфиздат. 2002.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. Москва, 1997.

    Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Москва. Просвещение. 1970.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. Москва. Астрель. 2006.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы.Москва. Астрель. 2010.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва. Астрель. 2003.

    Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника. Санкт-Петербург. Литера. 2010.

    Хрестоматия по фольклору. Составитель Селиванов Ф.М.. Москва. Просвещение. 1972.

ПРИЛОЖЕНИЯ