Духовные традиции русской семьи. Духовная традиция — что это

Статья

Автор : Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Статья может использоваться для подготовке к выступлениям на различных публичных мероприятиях по русскому языку, литературе, культуре.

Духовные традиции в древней и современной русской литературе

Культура – это то общее и особенное, созданное народом в прошлом и осуществляющееся в настоящем, что объединяет страну, что есть в каждом человеке, в каждой его части. Это единая совокупность частных и общих смыслов, образов и символов, структурирующая знаковую картину реальности, создающая определенный сверхобраз мира и отношение к нему, и деятельность в соответствии с ней. В словаре Владимира Даля, например, выделяется только последний, деятельный аспект: культура – обработка, возделывание, уход за чем-либо. Как и образование кого-то, умственное и нравственное, обучение чему-то. Определенное явление, действие в соответствии с каким-то идеалом, образцом, следуя обычаю, традиции общества. Культура связана также и с созданием ценностей, в том числе и высших духовных ценностей. В узком смысле она – сфера духовной жизни людей (как материальной, так и итог личностных достижений: знания, навыки, нравственность, уровень интеллекта, эстетика, мировоззрение, тип общения людей). В широком смысле - это создание идеалов и материальных ценностей, создание стереотипов социального поведения в соответствии с исходным Первообразом, исходной мифологемой.
Культура народа определяет его нравственный и духовный облик, без неё невозможно сосуществование таких различных стран на земле. Однако культурные традиции каждого этноса формируюся на многих столпах, связанных с историей и литературой. Чем богаче и развитей литературные традиции, тем высоконравственней культура народа.
Славянская культура в нашей стране представлена прежде всего русской литературой, которой более тысячи лет. Разнообразие жанров и стилей, многогранность тем, искренность и правдивость изложения, глубина и широта взглядов поражают и сегодняшнего читателя, а ведь до нас дошла лишь небольшая часть древнерусских произведений. Какими же были представления наших предков о духовной культуре человека? Ответом на этот вопрос будут произведения из сокровищницы древнерусской литературы.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, традициям, верованиям. Терпимость проявляется в отношениях между русским воеводой Претичем и печенежским князем в «Повести временных лет», в «Сказании о траве емшан», в проповедях епископа владимирского Серапиона, который писал о муках русских людей при татарском гнёте, сетовал об утрате былой славы Руси и в то же время говорил о моральных достоинствах татар. Уважение к другим народам, сочувствие к их бедам звучит с особой силой в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. В новой русской литературе 18-21 веков продолжаются лучшие традиции литературы древней.
Сегодня древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. Писатели, отделённые от нас многими веками гордились величием Руси, её обширностью, красотой полей и лесов, светлостью души людей, их «дерзостью» (смелостью), высокими нравственными качествами.
Глубокую связь с культурой и историей древней Руси, устной народной поэзией и народным изобразительным искусством мы видим в творчестве многих современных писателей. Особенно эта связь прослеживается в творчестве С.А.Есенина. Именно она обусловила, по мнению В.Г.Базанова, « появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов, образов и мотивов, имеющих прямое отношение к структуре мифа о мировом дереве». (Дерево – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию, а также человека, уподоблённого этому миру). Поэзия Есенина, даже самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Неслучайно поэтому всё сильнее ощущается влияние двух начал – фольклора и классической поэзии. Приятие жизни, благодарность за неё находит у поэта декларативное выражение: « Приемлю всё. Как есть всё принимаю…». Образ розового коня – символа восхода, весны радости жизни (« Не жалею, не зову, не плачу…») соседствует у него с крестьянским конём-тружеником, который на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Именно поэтому названое и многие другие стихотворения поэта стали романсами. Эта особенность роднит творчество поэта с народной песней, с народной душой. В них отражается открытость человека, ощущаещего себя частью мироздания, отчего и даже печаль не мрачная, а светлая.
Традиционные есенинские образы: «страна берёзового ситца», «розовый конь», «белых яблонь дым», клён с медью листьев, осень как время зрелости и подведения итогов, даже сама фамилия, которая восходит к общеславянскому «есень» (осень), сохранившемуся в рязанском наречии, - всё это говорит о неразрывной связи с русскими народными традициями, с русской культурой. Принимая революцию и все последующие события, произошедшие на родной земле, поэт не изменен в одном, он безгранично предан родной земле, он служит ей до последнего вздоха. Герои его произведений неоднозначны, вызывают много споров и вопросов, но они реальные персонажи – герои своего времени («Пришествие», « Пугачёв», «Анна Снегина» и др.). Как и прежде поэт даёт понять, что любовь и верность ценны в любое время и в любом обществе, что нельзя достичь счастья для кого-то, утопив в крови страны и народы, что люди не должны быть слепым орудием в реках ловких политиков-дельцов, что долг и честь не пустые слова, а символы человеческого сознания. Разве можно считать несовременными слова лирического героя поэмы «Пришествие», который, обращаясь к родине, готовит её к прозрению, к осознанию своего нового предназначения и величия:
О Русь, Приснодева
Поправшая смерть!
Из звёздного чрева
Сошла ты на твердь…
Воззри же на нивы, на сжатый овёс,-
Под снежною ивой
Упал твой Христос!
Прошло почти сто лет, а роль России - Приснодевы (признанной церквью мученицы за Христа) как и раньше неизменна, особенно в свете последних событий на Украине, да и во всём мире.
Оглядываясь на наше общество, хочется задать вопрос, вложенный Есениным в уста Пугачёва и трижды повторённый: «Люди! Вы с ума сошли?» Этот повтор, заимствованный из фольклора, вторичные по значению смыслы слов делают рисунок стиха неповторимым и по-прежнему актуальным. Пройдёт еще немного времени, и в стихах поэта читатели увидят за идеалами романтизма и бунтарства прежнюю Русь, «родину кроткую», которая вернулась к своим истокам, к своим берегам.
Что такое столетие для истории, для эпохи? Всего лишь эпизод, небольшое событие, которое потом можно уместить в строчки школьных учебников. А для страны это жизнь нескольких поколений людей. Так и случилось с нами, с нашей Россией в 90-е годы. Казалось, что связь поколений, культурных традиций оборвалась, представления о жизни изменились, и как в начале века «Пляшет перед взором буйственная Русь». Но мы пережили, перестрадали эти трудные годы, период безнравственной одержимости и вседозволенности, прошли проверку на прочность, и колесо времени постепенно вернулось к тому,от чего начался этот столетний путь.
Когда-то давно, в 1913 году в Крыму, в Коктебеле., Марина Цветаева написала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Эти давние строчки оказались пророческими. Для произведений Цветаевой настал такой период, когда их читают, понимают, любят, ими восторгаются. Значит, пришло время, когда все моральные категории вернулись на своё место, когда никто не назовёт чёрное белым, когда ложь и лицемерие стали называться своими истинными именами. Без культурных связей с прошлым это было бы невозможно. Пришло время, когда в России возрождается истинное значение таких понятий, как милосердие, сочувствие, добросердечие, благородство, патриотизм, сострадание. Когда-то эти слова считались основой не только русской духовной культуры, но других славянских народов. Долго они были незаслуженно забыты, и сейчас, открывая их для себя заново, люди учатся жить по совести, по душе. Об этом писали в своих произведениях многие представители современной литературы, в том числе А.И.Солженицын и В.П.Астафьев. Оба стали признанными защитниками нравственного отношения к людям, создателями галереи русских характеров, возрождали интерес к истокам духовности. У каждого из писателей по-своему проявилась мысль о крестьянстве, как об основе человечности, которую ещё можно возродить в российском обществе. Они же и предвидели, что это возвращение к своим духовным началам будет для нашего общества долгим и трудным, но оно идёт. По мнению Т.М.Вахитовой, «Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается самых острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским».
Русская деревня в произведения Астафьева предстаёт перед нами духовно чистой и красивой. Светлый образ Родины воскрешает в памяти историческое прошлое нашей страны, глубже ощущается его связь с современным обществом. Она для нас - тот живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъёма. Духовное родство прошлого и настоящего становится всё ощутимее. Из культуры предков мы черпаем глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Её вера в добро и справедливость, её «горячий патриотизм» укрепляют и воодушевляют нас. М.В.Ломоносов называл русские летописи « книгами славных дел». Отрадно, что славные дела продолжаются, они творят нового человека по тем же канонам духовности, каким могли гордиться его предки.
Возрождение духовности и возврат к своим источнникам объясняет интерес в современном обществе ко всему народному, исконному. Примеров этому достаточно. Мне хочется добавить к сказанному только несколько штрихов, вернее фотографий.

Интервью с Александром Хакимовым для газеты «Новая Эпоха»

У нас в гостях побывал Александр Хакимов -

известный специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ.

«Семейная духовная жизнь», «Последний экзамен» и других.

Александр Хакимов - почетный директор Института прикладных духовных технологий имени Джона Фейворса.

Его мудрый философский взгляд на современность наверняка будет интересен читателю.

«Духовные традиции»

«Новая эпоха»: Новая эпоха характеризуется, на наш взгляд, двумя противоречивыми тенденциями в человеке и в обществе: с одной стороны - нарастающая деградация, нравственное и культурное обнищание, а с другой стороны - пробуждение интереса к духовному знанию, в частности к ведическому. Как, по-вашему, во что выльется это противоречие?

Александр Хакимов: Веды объясняют, что люди делятся на три типа в зависимости от их способности обретать жизненный опыт. Первый тип - те, которые получают опыт на слух. Им достаточно просто услышать или прочитать об Истине, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Это наиболее разумные люди, их в наш век совсем немного. Большинству же, чтобы утвердиться в чем-то, нужен практический результат, реальное подтверждение на собственном примере того или иного суждения. Получив какой-то опыт - позитивный или негативный - в виде наказания или просто угрызений совести - они принимают эту Истину. Третий тип людей - наименее разумные, те, до которых Истина не доходит ни теоретически, ни практически. Их не изменяет ни страдание, ни наказание. Они не учатся, ни на собственных ошибках, ни на чужих ошибках. Их состояние безнадежно, они стремительно деградируют. Первый тип людей найдет Истину в любом случае. А вот второму типу надо помогать. Им нужен опыт, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Так вот, противоречивая тенденция в обществе, о которой вы говорите, дает людям этого типа возможность получить как позитивный, так и негативный опыт и на основе этого опыта сделать свой выбор.

Материальный мир преподносит человеку одни идеи -вот, пожалуйста, свободная любовь, потребитель-ское настроение. Можно пова-риться какое-то время в этих реалиях и почувствовать их обманчивость и ненадежную сущность. И рядом есть другая информация -о благочестии, о Боге, о ду-ховном счастье. Ее также можно проверить, попро-бовать на вкус, сравнить со вкусом иллюзорных материальных радостей. Разумный человек на ос-новании этого опыта сде-лает правильные выводы.

«Новая эпоха»: В наше время во всем западном мире, втом числе, и у нас, терпит крушение институт семьи,60 процентов семей рас-падается, да и в тех, ко-торые уцелели, редко ца-рит гармония. Ответьте как директор Института прикладных духовных тех-нологий, какую духовную технологию можно предло-жить для спасения семьи, ячейки общества?

Александр Хакимов: Семью связывает лю-бовь - такое мнение бытует в обществе. Мы пытаемся вне-сти небольшую корректиров-ку: семья существует на осно-ве любви к Богу. Это духовное утверждение, сделанное на основе заповеди. Ведь «Воз-люби Бога» -это первая запо-ведь, а следом уже идут дру-гие. Вот эту Истину мы как уче-ные, как Институт пытаемся применить к семье. Без Бога семьи не бывает, потому что любовь к человеку непостоян-на, она может с легкостью пе-ренестись на другого челове-ка, что сейчас нередко быва-ет, и семьи разрушаются. По-этому в Ведах говорится, что, если вы любите только чело-века, то вы рано или поздно пресытитесь этой любовью. Но если вы любите Бога и эту любовь распространяете на человека, то вы не только со-храните семью, но и охватите своей любовью детей, внуков, зятьев, невесток и т.д. В ко-нечном счете вы поймете, что мир есть большая семья, се-мья Бога. Наш Институт учит, как строить семью на осно-ве любви к Богу и служения обществу, как от маленького пространства собственной семьи перейти к семье Бога. Если нет божественного понимания целостности общества, тогда каждая семья -за себя. Семьи конкурируют, ссорятся, уводят друг у друга жен, му-жей, отбирают имущество.

Духовные технологии та-ковы: сначала нужно устано-вить связь с Богом, а потому уже создавать все остальные человеческие ценности -се-мью, образование воспитание детей, экономику, политику. Тогда политика будет мирная, экономика - здоровая, семья - постоянная, дети - послушные, традиции будут поддер-живаться, потому что будет понятны высшая причина, ра-ди чего это нужно делать. Ес-ли таковой причины нет, то бу-дет, как в «Братьях Карамазо-вых» Достоевского. Помните, там брат Алеша говорит: «Ес-ли Бога нет, значит все мож-но». То есть нет точки отсчета. Нужно восстановить институт духовной семьи, это оздоро-вит общество.

«Новая эпоха»: На основе каких ду-ховных традиций работа-ет ваш Институт?

Александр Хакимов: Мы используем мно-гие традиции. Но ведическая традиция очень хорошо клас-сифицирована, поэтому поль-зуемся, в основном, этой си-стемой. На самом деле в нее вмещаются все религии. Мо-жет быть, в них не так систе-матично все изложено, как в Ведах, но в этих религиях можно найти и выделить те же самые моменты: карма-йога, гьяна-йога, мистическая йога и, наконец, йога любви к Бо-гу. «Возлюби Бога» - это бхакти-йога, «Не кради, не лги, не прелюбодействуй» -это кар-ма-йога. Применяя классифи-кацию Вед, мы можем ориен-тироваться в любой религии. Веды -это не совсем религия, это, скорее, научная класси-фикация религий и систем ценностей.

«Новая эпоха»: Иногда кажется, что все религии несправед-ливы к женщине. В религи-озных учениях женщине вы-деляется второстепенная роль в обществе. Там она - «номер два», своего рода приложение к мужчине. А современная жизнь показы-вает как раз обратное: жен-щины стали активной ча-стью общества. Многие из них успешно делают карьеру, руководят бизнесом, за-рабатываю больше мужей. Нет ли здесь опровержения религиозных постулатов?

Александр Хакимов: Общество может стро-иться в соответствии с божественными или наоборот, демоническими принципами, на основе гордости, эгоизма, тщеславия, и тогда система ценностей оказывается перевернутой. Один из главных прин-ципов, провоз-глашаемых в Ве-дах, -это защита женщин. Говорит-ся, что женщина всегда должна находиться под защитой любви. Если она утрачи-вает защиту, то она теряет красоту, здоровье и погружается в скорбь. Женщину защищает мужчина -в детстве отец, в семье -муж, а в зрелые годы - сыновья. Вот поче-му ей в обществе отводится не первая, а вторая роль. Ли-дирующее положение в соци-уме, в экономике отводится мужчине. Зато в доме, в семье «номер один» -это женщина, прежде всего, как вдохнов-ляющая сила. Благодаря ее общению мужчина добивает-ся успехов. Она имеет более тонкую материальную приро-ду и вдохновляет мужчину на великие дела. Говорится, если есть Цезарь, то за ним обяза-тельно угадывается фигура Клеопатры.

Что же происходит в совре-менном обществе? Из-за того, что мужчина чрезмерно обща-ется с чужими женщинами, он теряет силу, дающую защиту его жене. Она интуитивно это чувствует и приходит в бес-покойство, так как у нее есть дети (ответственность за де-тей у женщины выше, чем у мужчины). И тогда она искус-ственно принимает на себя роль мужчины: одевается, как мужчина, водит автомобиль, и, берясь за неженское дело, всячески пытается убедить себя: «Я могу это сделать». И это действительно ей удается. Однако это напоминает мне, как первобытные охотники, вооруженные деревянными копьями, ходили на медведя. Пойти на медведя с деревян-ным копьем -большой риск. Чтобы избавиться от страха, они разжигали костер, становились в круг и, двигаясь по кругу, долго повторяли одно и то же: «Мы убьем медведя». И, убедив себя, таким обра-зом, они шли и действительно убивали медведя. Понятно, что их сила и храбрость были несколько искусственны. Что-то похожее видится и в пове-дении современных женщин. Женщина идет на сложную, но высокооплачиваемую ра-боту с большим риском и по-терями для себя, и добивает-ся успеха. Успеха -только в работе, потому что как мать ее никто не заменит. Она это делает вместо мужчины, хотя на самом деле ее истинная за-дача - вытолкнуть наверх му-жа, подняв его авторитет. Вот в чем ее величие. Конечно, для этого женщине нужно со-ответствующее знание, позво-ляющее выполнять свою роль в семье так, чтобы приносить пользу себе и своим близким, не прибегая к искусственным и рискованным для семьи ме-тодам.

«Новая эпоха»: Вы сказали, что женщину, идущую по жизни «мужским» путем, ждут по-тери. Внешне многие бизнес-леди удовлетворены своей жизнью. О каких по-терях идет речь?

Александр Хакимов: Главная из них та, что на пути к карьере и успеху в обществе женщина не мо-жет полноценно выполнять роль матери. Дети не полу-чают материнской защиты, материнской силы. Можно ви-деть, что в таких семьях дети предоставлены сами себе. Характером они оказываются слабее матери, и ее материн-ская энергия действует таким образом, что она просто по-крывает их недостатки за счет материального положения. У меня недавно был разговор содной достаточно богатой женщиной. Она говорила: «У меня приемный сын. Я сдела-ла для него все, что могла. У меня есть деньги, он сирота, и я беспокоилась о нем лучше, чем о родном ребенке. Он вы-рос и из тюрьмы не вылеза-ет...». Так случилось, потому что, не имея времени уделить ему достаточно внимания, она покрывала его недостатки за счет своих финансовых воз-можностей. Мир устроен так, что материальное благососто-яние и положение в обществе женщина должна получить от мужа. Тогда она будет полно-ценной матерью. Когда же она получает все это отдельно от мужа или без него, ее мате-ринство будет неполноцен-ным.

«Новая эпоха»: Заповеди религии рекомендуют своим после-дователям жить добро-детельно, то есть быть честными, миролюбивыми, открытыми, не мститель-ными. С другой стороны, общество живет по до-вольно жестоким законам. Правомерно ли готовить к жизни людей, которых все будут обманывать и оби-жать?

Александр Хакимов: Если зло активно, а добродетель пассивна, она проиграет. Делать нужно на-оборот: чтобы благость бы-ла активна, а зло -пассивно. Добро должно быть способ-ным отстаивать свои права. Бороться при этом нужно не за свою выгоду, а за принци-пы добродетели. Активное добро -значит распростра-нять вокруг себя знание и закон. Когда люди видят, что законы работают, зло стано-вится пассивным, потому что зло -это невежество. Когда в обществе начинают понимать законы кармы, то есть неот-вратимой ответственности за содеянное зло, зло теряет свою активность.

«Новая эпоха»: Но это слишком обобщенный ответ. Как быть, к примеру, честному человеку в отношениях с партнерами или управленцами, которые обманыва-ют его и всячески эксплу-атируют его положитель-ные качества? Нужно ли из добродетельных побужде-ний терпеть плохое отно-шение к себе?

Александр Хакимов: Нет не нужно. Веды говорят: «Не позволяйте себя эксплуатировать. Место, где вас эксплуатируют, необхо-димо немедленно покинуть». Если все так поступят, мир изменится в одну секунду. Но люди, привязанные к сво-ему положению, ради крохи какой-то выгоды позволяют себя эксплуатировать. Они сами виноваты в этом. Позво-лять себя эксплуатировать не есть добродетель. Насто-ящая добродетель подобна огню. Огонь освещает все во-круг и в то же время сам себя защищает -не прикоснешься. По-настоящему добродетель-ный человек находится под высшей защитой, под защи-той вселенских законов.

г. Днепропетровск, май, 2012 г


Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость. Сегодня, когда очень много семей распадается, просто необходимо рассказывать детям о духовных традициях русской семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-познавательная беседа

«ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ»

Цели: расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, книги М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

II. Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья?

Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

III. Сообщение темы мероприятия.

Слайд 1. Сегодня, в преддверии Международного дня семьи, который отмечается 15 мая, я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи.

У нас в училище уже стало традицией в мае проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Слайд 2. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака.

Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку тешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений.

IV. Обратимся к истории.

Слайд 3.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Слайды 4, 5 Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. (Зачитывается отрывок из «Судьбы человека» М. Шолохова).

Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Слайд 6 . Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II.

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II. Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

« Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

V. Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи. Слайд 7.

VI. Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Пока группы обсуждают поставленные перед ними вопросы, зрители отвечают на вопросы викторины. Слайд 8, 9. Обсуждение пословиц. Слайд 10.

VII. Отчет творческих групп.

VIII. Подведение итога.

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам.

Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

IX.Рефлексия.


Информационно-познавательная беседа «Духовные традиции русской семьи»

16.10.2014 год

МБОУ Сухобезводнинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ИК-14

Классный руководитель 10 «а» класса, учитель биологии и химии Саянова Татьяна Леонидовна

Цели:

расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения:

Урок - беседа.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

Классный руководитель.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о счастье. Что это такое. У каждого человека своё счастье, свои мечты о счастье, свои приоритеты. Давайте поговорим об этом.

Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья? Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

Сообщение темы мероприятия.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи. У нас уже стало традицией проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака. Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку утешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

- Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений. Обратимся к истории.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II .

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II . Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи.

Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Отчет творческих групп.

Подведение итога.

Классный руководитель:

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам. Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

Подготовила и провела урок

Классный руководитель 10 «а» класса

Учитель биологии и химии

Саянова Татьяна Леонидовна

1. Введение

2. Что такое семья?

3. Формы семьи

4. Зачем создавать семью?

5. Функции семьи

6. Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Введение

С чего начинается жизнь человека, пришедшего в воплощение?

Как правило, с семьи.

В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут воплощения и потом отражается на будущей жизни человека. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи.

Семья крепка, прежде всего, духовными традициями.

Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом.

Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи.

Наверно, каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной лекции мы рассмотрим некоторые из этих традиций.

Вот только само понимание нравственности постепенно мельчает, сводится порой к обрядности, к выполнению завещанных предками ритуальных действий без осознания истинных причин необходимости определённого поведения.

А также мы наблюдаем как в семье, так и в обществе полное падение нравов.

И прежде всего это связано с отсутствием сексуальной культуры, которая должна быть частью общей культуры общества. А сексуальная культура напрямую связана с репродуктивной функцией семьи – одной из главных её функций. Эти и другие вопросы мы затронем в лекции.

Для начала рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью.

Что такое семья?

Существует множество определений понятия семья . Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии дают более расширенное определение.

Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение:

Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.


А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» .

То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарем считается очень сильной формой укрепления брака.

Брак – это таинство. Через вступление в брак супруги могут отрабатывать карму со своим спутником жизни, нести ношу ближнего. Это понимание брака в настоящее время практически утрачено в западном мире.

В 2006 году Владыки Мудрости дали нам возможность во время диспенсации 23 числа отрабатывать карму кого-то из близких людей. И мы можем выбрать в качестве такого человека, например, своего супруга.

Поддерживать непорочное понятие о своём партнёре, думать о нём, как о Боге – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на Божественном потенциале друг друга.

В наше время усилилось схождение кармы, и потому обостряются многие отношения, в том числе и семейные. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока вы не думаете о разводе, ваши мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые кармические долги. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака.

Человек является ареной борьбы со своим эго (а не с внешним миром). В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.

Формы семьи

Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества.

Так, в 19-м веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной , и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином.

Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин.

Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.


С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений.

Современная семья по большей части является нуклеарной , то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной.

Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком . В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья.

На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят» .

Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.

Зачем создавать семью?

Таким образом, верным мотивом для создания семьи является помощь и поддержка друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. А вовсе не получение сексуальных наслаждений.

Обратим внимание: речь идёт не просто о создании семьи, а о законном создании семьи – о вступлении в брак.

В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны.

Приведём результат одного небольшого студенческого исследования. Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов.


Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни.

Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи.

Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести.

Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода . Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей.


Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности.

Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека.


Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях:

– на физическом плане реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие,

– на астральном плане – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи,

– на ментальном плане обеспечивается потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть;

– на эфирном уровне – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей.

И эти четыре уровня потребностей при условии их реализации дают человеку возможность роста и развития и на более высоких планах. Поскольку в семье – как в малой модели общества – происходит нарабатывание тех качеств человека, которые потом останутся в его высших телах и перейдут в его новое воплощение. То есть семья предоставляет человеку многочисленные возможности для развития на всех планах.

На пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание. К рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся позднее, в разделе «Баланс духовного и физического».

Функции семьи

Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями . Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции.


Много внимания уделяется именно первым двум основным функциям семьи: репродуктивной и воспитательно-образовательной.

Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии.

Воспитательно-образовательная функция связана с формированием личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи.

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших.

В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.

Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни.

Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни:

Поклонение Божественному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить миссию (пятый уровень в пирамиде Маслоу).

Лекцию подготовила Е.Ю. Ильина