Типы характера человека. Как определить характер человека. Типы характеров людей и полезное применение каждого из них.

Виды характера человека давно описаны в литературе. Нет двух человек с одинаковой натурой. Даже люди, относящиеся к одному и тому же характерному типу, в одинаковой ситуации могут повести себя по-разному. И все же… Каждому хочется найти точный портрет самого себя. Существует немало видов подобных описаний. Все они в некоторой степени действительно отражают особенности и свойственные каждому человеку отличительные черты характера.

Разберемся, что такое характер? Это слово греческого происхождения, обозначающее особенности психоэмоционального выражения личности. Стараясь определить, что действительно движет людьми при совершении тех или иных поступков, какой мотивацией они руководствуются, философы и ученые с древних времен пытаются вывести единую формулу видов характера человека.

Известный немецкий психолог Э. Кремчер еще в середине прошлого века выделил три психотипа людей. Согласно его учению, существуют такие виды характеров:

  1. Пикники. Люди среднего телосложения, полные или склонные к полноте. У них большая голова, короткая шея, лицо широкое, мелкие черты. Эту группу составляют циклотимики. По характеру они общительны, очень эмоциональны, легко сходятся с людьми, приспосабливаются к любым условиям.
  2. Атлетики. Это люди спортивного телосложения, высокого роста, с развитой мускулатурой. У них широкая грудная клетка, широкие плечи. Атлетики относятся к искотимикам, то есть являются сдержанными, властными натурами, которые трудно приспосабливаются к новой социальной группе. Они не обладают впечатлительностью, не любят перемен.
  3. Астеники. Характерными представителями этого типа являются люди худощавые, со слабой, неразвитой мускулатурой. У них узкие лица. Они относятся к шизотимикам, то есть упрямым, слишком серьезным, замкнутым личностям. С этими людьми некомфортно в общении.

Характер по Юнгу

Карл Юнг, выявляя особенности видов характера, основывался на доминирующих психических особенностях личности. Главными критериями при определении видов характера были:

  • восприятие внешнего мира;
  • отношение к другим индивидуумам;
  • особенности мировосприятия;
  • интуитивные способности.

Итак, по Юнгу люди подразделяются на интровертов и экстравертов.

Для интровертов характерны замкнутость, философский склад ума. При этом виде характера ярко проявляются склонность к анализу и самоанализу. Такие люди очень избирательны в выборе друзей, и их у них мало. Но отличаются постоянством к своим привязанностям. Интроверты склонны вести уединенную жизнь, не любят шумных компаний. Они очень мнительны, часто тревожатся по любому поводу. Очень следят за своим здоровьем.

Совершенно другой вид характера у экстравертов. Они очень общительные, открытые, легко сходятся с другими людьми и имеют много друзей. Уживаются в любом обществе, легко меняют образ жизни и занятия. Иные из них нетерпимы, говорят то, что думают. При возникновении трудностей действуют по обстоятельствам, не заботясь о том, что думают другие.

Составляющей характера являются психоэмоциональные особенности личности. Иными словами, как проявляет себя человек, каковы его личностные черты, исходя из каких побуждений он поступает так.

Вид характера очень тесно переплетается с темпераментом.

Именно способность людей решаться на определенные поступки отражает их характер.


В психологии различают четыре типа темперамента:

  1. Холерики. Очень активные люди, которым свойственна порывистость и быстрота действий. Они могут заниматься несколькими делами сразу, легко переключаются с одного рода занятий на другой. Легкие в общении, быстро сходятся с людьми, дружелюбны. Но в то же время склонны диктовать свои условия, навязывать свое мнение.
  2. Сангвиники. Спокойные, рассудительные натуры. Прежде чем совершить решительный поступок, обдумают, как сделать это лучше. Легко уживаются в коллективе, действуют по ситуации. Но не открывают душу каждому. Немного сдержанны в своих поступках и мышлении. Трудоголики по натуре, они буквально пропадают на работе. Но это происходит до тех пор, пока им интересно. Если же работа рутинная и скучная, теряют к ней интерес, выполняют свои обязанности вполсилы.
  3. Меланхолики. Особы мечтательные, стеснительные, романтичные, впечатлительные. В случае конфликта или какого-то неординарного события легко выходят из равновесия, сильно переживая произошедшее.
  4. Флегматики. Эти люди неторопливы, долго взвешивают все «за» и «против», прежде чем принять решение. Очень скупы на слова, необщительны.

Это единственный из всех четырех видов темперамента, чьи представители способны выполнять планомерно рутинную, однообразную работу. При этом, несмотря на медлительность, они весьма продуктивны.

Разграничений людей на различные виды характера великое множество. На эту тему с середины 19 века написаны целые тома по психологии и психиатрии. Но четко выраженного портрета, который бы точно соответствовал тому или иному человеку, нет. Все дело в особенностях социума и близкого окружения, которые с младенчества оказывают сильнейшее влияние на формирование личности.

Современные психологи пришли к мнению, что каждый человек индивидуален. Слишком много факторов влияет на совершаемые им поступки.

К тому же, с изменением условий жизни, социума, круга общения нередко меняется и характер.

Такое хитросплетение условий невозможно объединить в единую характеристику. Даже один и тот же человек в одинаковой ситуации в разном возрасте поведет себя по-разному.

Но все-таки есть способы, которые помогают определить вид характера. К таковым относятся разнообразные психологические тесты. Конечно, нельзя за основу брать только один опросник. Но в совокупности они могут помочь составить истинный психоэмоциональный портрет визави.

Классификация темперамента, произведенная две с половиной тысячи лет назад Гиппократом, стала азбукой всех современных психологов. Умение по выражению лица, жестикуляции, а иногда и телосложению предсказать возможную реакцию человека на ту или иную возникающую ситуацию очень важно для любого руководителя или кадрового работника. Владение таким навыком позволяет правильно распределять обязанности в коллективе, поручая работу каждому по его способностям.

Заслуга Гиппократа в том, что он вычленил основные типы Их четыре, в чистом, рафинированном виде каждый из них встречается крайне редко, но какой-то обычно превалирует, влияя на избирательную трудоспособность по отношению к роду занятий и определяя психологический микроклимат.

Самыми приятными «во всех отношениях» членами коллектива считаются сангвиники. На первый взгляд их достоинства настолько высоки, что такими людьми можно просто залюбоваться. Некоторым руководителям порой кажется, что другие типы вообще не нужны, хочется собрать в команде одних сангвиников. Они креативны, всегда брызжут новыми идеями, со всеми ладят по причине природной общительности, доброжелательны, оптимистичны, остроумны, легко приспосабливаются к изменениям и очень энергичны. Однако присмотревшись к сангвинику повнимательнее, легко обнаружить его серьезные недостатки. Способность увлекаться новой идеей вполне логично сочетается с быстрой утратой к ней интереса, а следовательно, и отсутствием желания довести дело до конца. Сангвиники очень хороши в качестве генераторов идей и исполнителей наиболее творческих участков работы.

Флегматики кажутся полной их полной противоположностью - этакие увальни, все делают медленно и постепенно. Разговаривать они вообще не любят, жестикулируют редко и, привыкнув к какому-то образу жизни, любое изменение в нем воспринимают как враждебное вмешательство. Такая пассивность, на первый взгляд кажущаяся скверной чертой, на самом деле бывает очень ценным качеством. Усидчивости флегматика и его методичной трудоспособности можно найти очень хорошее применение для кропотливой работы, когда другие типы характеров людей вряд ли подойдут. Он может быть редким лодырем, но способен стать истинным работягой, тут все зависит от умения руководителя правильно поставить задачу.

Меланхолики кажутся не очень удачным приобретением для коллектива. Они сочетают медлительность с неуравновешенностью и вспыльчивостью, и при всей своей раздражительности обычно очень ленивы. Меланхолика легко обидеть, совершенно этого не желая. Инициативы - ноль, зато перекаламутить своим брюзжанием весь коллектив для него - пара пустяков. Но спешить избавляться от такого работника не следует. Меланхолики бывают очень талантливыми и, когда их ценят, способны творить чудеса. Это не ломовые лошади, а рысаки, ими просто нужно уметь управлять.

Холерики крайне энергичны и активны, их невозможно представить себе где-то с краю, а не в гуще событий. Способность быстро ориентироваться в обстановке и принимать решение, пусть и не всегда оптимальное, настойчивость и воля к доведению любого дела до конца сочетаются с агрессивностью и вспыльчивостью, а уверенность в себе с самоуверенностью. Настроение меняется очень часто. Холерики не умеют сдерживаться, но быстро отходят после вспышки гнева. Как правило, подчиненные таких начальников любят, если те умны, и ненавидят, если нет. А такое, увы, бывает, холерик-дурак - это самый страшный руководитель.

Таковы главные типы Среди них нет плохих и хороших, в природе все рационально. Просто бывает, что человек не на своем месте, и чаще всего от этого он сам же в первую очередь страдает.

Современная психиатрия рассматривает типы согласно теории немецкого профессора но базой этой классификации является априорная патологичность любого человека. Несмотря на расплывчатость границы, отделяющей больных людей от здоровых, очень хочется верить, что большинство окружающих нас людей все же нормальны.

1. Общие понятия о характере……………………………………....3

2. Типология характера…………………………………………..…..5

3. Черты характера………………………………………………..…12

4. Формирование характера у детей и пути его воспитания….…..14

5. Личность и характер человека…………………………………...18

6. Заключение…………………………………………………….….20

Литература………………………………………………………...21

1. Общее понятие о характере.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

2. Типология характера.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру , характеризует небольшая толщина тела п профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко , - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип . Характеризуется повышенной раздражительностью и склонны к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы т робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе в тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают большую привязанность к дружбе,обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип . Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, - любят мучить животных,избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в руки... власть, установить диктат над другим”.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят. когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера. при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном,” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

3 . Черты характера.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

4. Формирование характера у детей и пути его воспитания.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

5. Личность и характер человека

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью». Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй – интровертированным.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно,открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.Почти такую же устойчивость,как экстравервия и итраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

6. Заключение

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой.

Литература

1. Райгородский Д.Я. «Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров» - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1997г.

2. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: http://www.psychology.ru/Library).

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999.

4. . Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.-2000.

Черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Волевые черты характера человека. К группе волевых черт относятся те свойства характера, которые связаны с проявлениями воли человека. С одной стороны сюда относятся такие черты характера как целеустремлённость, настойчивость, решительность, уверенность, упорство, стремление к решению поставленных задач и преодолению препятствий - все эти качества относятся к характеру человека, обладающего сильной волей. С другой стороны сюда же причисляются и черты характера, соответствующие людям со слабой волей. Это бесхарактерность, уступчивость, отсутствие жизненных целей, безволие, непредсказуемость, непоследовательность и т.п.

Деловые черты характера человека. Деловые черты характера проявляются в той сфере, где осуществляется деятельность человека. Это может быть отношение к труду, к своим обязанностям, к бизнесу либо любым другим видам деятельности. Эти черты характера также можно отнести к двум полюсам: положительному и отрицательному. Положительному полюсу деловых черт будут соответствовать трудолюбие, ответственность, добросовестность, аккуратность, самоотверженность и т.д. К отрицательному полюсу можно отнести: лень, халатность, безответственность, недобросовестность, разгильдяйство и др.

Коммуникативные черты характера человека. Коммуникативные черты характера - это те особенности человека, которые проявляются во взаимоотношениях с другими людьми. Круг этого типа черт характера человека чрезвычайно широк. Это все те свойства, которые раскрываются при общении людей друг с другом. Это честность и принципиальность, доброта и бескорыстие, отзывчивость и мягкость, общительность и внимательность, скромность и сдержанность, спокойствие и рациональность. Вместе с тем это лживость и злость, чёрствость и эгоизм, замкнутость и обидчивость, агрессия и пренебрежительность, импульсивность и хитрость, злопамятность и презрительность. Всё это проявляется через выражение эмоций, через общение с окружающими.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека, каждый из которых он связал с типами характера:

1. Астенический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Астенический и атлетический типы отличаются аристократичностью, тонкостью чувств, отчужденностью, холодностью, эгоистичностью, властностью, сухостью, отсутствием эмоций.

Пикническому типу присущи веселость, болтливость, беспечность, задушевность, энергичность, легкое восприятие жизни.

Типы характера. Как было показано выше, существует большое количество черт характера, каждая из которых в той или иной степени может присутствовать или отсутствовать у человека. В связи с таким многообразием, понятно, что достаточно трудно выделить типы характеров, так как у разных людей они совершенно разные. Тем не менее в психологии существуют различные типологии характеров, в основе которых лежит один факт: совокупность черт, которая входит в структуру характера человека, случайной не является. Все черты характера человека образуют вполне определённые сочетания, которые как раз-таки и позволяют выделять типы характеров людей.

Одним из примеров классификации характеров по типам является их разделение на экстравертов и интровертов. Основой такой классификации типов характеров является преобладание в жизни человека внешних или внутренних интересов. Экстраверсия и интроверсия как типы характеров проявляются через открытость или замкнутость человека по отношению к окружающему его миру и окружающим его людям.

Тип характера: экстраверт. Тип характера экстраверт соответствует людям общительным, ярко проявляющим интерес к внешнему миру, ко всему тому, что происходит вокруг них. Обычно эти люди активны, энергичны, любознательны. Они живут тем, что их окружает, их мир связан с тем, что находится вокруг них. Жизнь людей с таким типом характера определяется их внешними интересами, теми событиями, которые происходят во внешнем мире. Для экстраверта внешний мир стоит выше его внутреннего субъективного состояния.

Тип характера: интроверт. Тип характера интроверт свойственен людям замкнутым, внимание которых направлено на себя, на свои собственные внутренние психические переживания. Такой человек обычно рано или поздно становится единственным центром собственных интересов. Люди с интровертированным типом характера ставят свой индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит в окружающем их мире. Нередко у них проявляются такие черты характера как отчуждённость, отстраненность, тревожность. Вместе с тем это обычно независимые и практичные личности, жизнь которых основана на динамике их собственного внутреннего психического состояния.

Как было указано выше, существует и множество других вариантов выделения различных типов характеров. Какой-либо одной строгой классификации здесь не существует - слишком уж велико многообразие черт характеров, формирование которых начинается с раннего детства.

Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой.

К. Юнг выделяет четыре типа характера:

1. Экстравертный - интровертный;

2. Рационалистический - иррационалистический;

3. Мыслительный (логик) - эмоциональный;

4. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.

Каждый из этих четырех типов может входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы характера.

В последнее время широкое распространение получила типология характера, связывающая его особенности с акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и совокупностей. (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.)

Отличительная черта холерика это сильные эмоции и быстрая смена настроений. То есть за одну минуту может быть, как очень весёлым, потом сникнуть, а дальше начать злится. При этом он сам может не понимать, отчего только что смеялся, а теперь плачет. Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается. Например, может по нескольку раз переписывать статью и так и оставить недописанную. Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика – сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система.

О сангвинике можно сказать, что он жизнерадостный и энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие. Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало. Сангвиник занимается тем, что хочет, и из-за этого не может долго находиться на одном месте. При этом у него огромная работоспособность. И если что-то делает, то делает это запоем, за один раз. У этого типа темперамента преобладает хорошее настроение, поэтому сангвиники легко сходятся с другими людьми. Движения быстрые, как у холериков. Преобладает торопливая речь и громкий голос. Нервная система сильная, подвижная, уравновешенная.

Меланхолик – это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Примечательно, что всё это происходит внутри и почти не видно снаружи. Если его обидеть, то на лице и теле мало чего отразится, зато в душе останется глубокая рана. Внешне меланхолики выглядят худыми, грустными и суетливыми. Они тянутся к людям и очень хорошо реагируют на то, что происходит вокруг. При этом быстро выпадают в эмоции и не могут их контролировать. В основном боятся или печалятся. Занимаются тем, чем скажут другие. Например, девушки-меланхолики читают советы в женских журналах и безукоризненно следуют им. В нашем обществе типичный пример меланхоликов – субкультура эмо-кидов. Лучше всего меланхоликам удаются виды деятельности не связанные с эмоциональной сферой – бухгалтерия, конструирование, программирование. Меланхолик – слабый, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы.

Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен, и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чём-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ним трудно общаться. Флегматик копит в себе эмоции, и когда наступает переломный момент, он их выплёскивает. В каждом его движении чувствуется основательность и уверенность. Думает и принимает решения флегматик очень долго, зато, сделав выбор, он от него не отступится. Попав в новую обстановку, флегматик, скорее всего, будет одинок, так как ему нужно время, чтобы привыкнуть к ситуации. Он будет общаться с теми людьми, с которыми знаком и предпочтёт не замечать других, ведь они создают для него дискомфорт. Для флегматика лучше всего будет однообразная, постоянная работа, без смены вида деятельности. Тут он проявит себя лучше других, потому что очень работоспособен, когда входит в колею. Пример флегматика – это Терминатор. У флегматика – сильная, уравновешенная, инертная нервная система.

8. Любимый цвет и характер человека

Любимый цвет может рассказать о характере человека и его эмоциональном складе. Что может поведать цвет о характере человека?

Белый – это синтез всех цветов. Он является идеальным цветом, «цветом мечты». Белый имеет многогранный смысл, в нём мы видим и отблеск света, и холод снега. Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Те, кто другим тонам предпочитает чистый белый, обычно отличаются аккуратностью во всем, они осторожны и проницательны, критичны и несколько суетливы. Нелюбовь к белому не значит, что вы – неорганизованный или неопрятный человек, но вряд ли вами всецело владеет страсть к порядку, тем более вас нельзя назвать слишком суетливым человеком. Слегка асимметричные вещи для вас гораздо интереснее идеальных пропорций, а несколько пылинок на книжной полке не вызывают у вас желания немедленно приступить к большой уборке. Вы раскованны, и в компании с вами приятно проводить время.

Если человеку нравится чёрный цвет, то это может свидетельствовать о мрачном восприятии действительности. Жизнь нередко воспринимается таким человеком в мрачных тонах. Недаром, чёрный цвет символизирует траурную символику. Если любил человек черные вещи и вдруг стал одеваться в яркие одежды, то возможно его мировоззрение изменилось, и он стал смотреть на мир более оптимистично.

Серый – нейтральный цвет. Его предпочитают те, кто не склонен слишком громко заявлять о себе. Любители серого, прежде чем принять решение, проверят и перепроверят все несколько раз, что иногда бывает и неплохо.

Отдельно стоит сказать о красном цвете и характере человека. Красный цвет повышает внутреннюю энергию, это цвет страсти. Красный, способствует активизации кроветворения, повышает либидо и сексуальность. Человек, любящий красный цвет, скорее всего волевой, смелый, активный и общительный. А вот людей, которых раздражат этот цвет, отличает склонность к уединению, нежелание конфликтов и, возможно, комплекс неполноценности.

Люди, которым нравится оранжевый цвет, – мечтатели, им нравится привлекать к себе внимание. Такие люди обладают интуицией, но им свойственны также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет помогает победить усталость, хандру, депрессию. Вазочка с яркими апельсинами, красивые оранжевые занавески на кухне, оранжевый шарфик вернут хорошее настроение.

Коричневый – цвет земли. Любимый коричневый цвет говорит о характере человека, который твёрдо стоит на ногах. Эти люди ценят свой дом и свою семью, семейные традиции и ценности для них не пустой звук. И в то же время они скрытны и немного самолюбивы.

Жёлтый цвет обладает антидепрессивным действием. Этот цвет символизирует спокойствие, открытость в отношениях с людьми. Характер человека, любящего жёлтый цвет, общительный, смелый, он любит быть в центре внимания, ценит веселье и юмор. Тем, кому этот цвет неприятен, люди пессимистически настроенные, имеют трудности в общении с другими людьми.

Розовый – цвет добра и любви. Он нравится тонким, ранимым натурам. Это доброжелательные, часто слишком ранимые люди, быстро обижающиеся, но также быстро забывающие обиду. А вот рациональных, практичных людей розовый цвет раздражает.

Фиолетовый цвет символизирует высокую духовность, эмоциональность. Этот цвет отвечает за связь человека с космосом. Фиолетовый цвет любят гармонично развитые люди. Если фиолетовый вызывает раздражение, значит, что человек стремится жить только настоящим.

Синий – цвет неба, гармонии и спокойствия. Хорошо помогает при бессоннице, снимает напряжение, вызывая чувство спокойствия и комфорта. Если человеку нравится синий цвет, то возможно ему нужно чаще отдыхать, он быстро устаёт и нуждается в поддержке окружающих. Не любят синий цвет люди замкнутые, неуверенные в себе.

Зелёный – цвет листвы, цвет самой жизни. Любители зелёного ценят хорошее к себе отношение, но не любят жизненных трудностей. Ради любви способны на самопожертвование, но разочарование переносят крайне тяжело. Зелёный цвет нравится тем людям, которые не терпят чужого влияния и стремятся самоутвердиться в жизни.

9. Характер человека и его группа крови

Группа крови 1.

Плюсы характера . По мнению ученых, эта группа крови самая древняя. По разным данным составляет около 44 % всего населения. Люди, имеющие 1 группу крови, отличаются явно выраженными лидерскими качествами: уверены в себе, самодостаточны, склонны к смелым поступкам, сильные, ставят перед собой амбициозные цели и идут к ним до последнего. Склонны к независимости. Обычно это трудоголики, на них можно положиться в любой ситуации, поскольку очень развито чувство ответственности. Верят в свои силы и многого добиваются. В коллективе чаще неформальные лидеры. Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Люди редко их любят.

Минусы характера . Подозрительны, мало кому доверяют. Могут быть упрямы. Эти люди очень эмоциональны. Порой эмоции у них просто зашкаливают, справиться им с собой не удается, пока их 9 вал не отбушует. Самовлюбленные и высокомерные, не терпят кому-либо подчиняться, очень не любят критику, даже в виде безобидных шуток. С ними лучше не лезть на рожон и шутить очень корректно. Плохо приспосабливаются ко всему новому: месту, питанию, людям. Не умеют прощать, могут быть просто в ярости, если их предают или обманывают. Люди тянутся к ним, как к вожакам, доверяют им, но боятся их чрезмерной эмоциональности.

Группа крови 2.

Плюсы характера . Умеют здраво мыслить, к делу подходят хладнокровно, с головой. Добросовестны, отличаются исполнительностью, любят анализировать, прислушиваются к мнению других. Обращают внимание на детали. Эти качества помогают им в профессиональной деятельности идти вперед. На них можно положиться, они не любят разочаровывать своё окружение, и если им что-то поручено, то будут стараться изо всех сил выполнить на 5 баллов. Самые надёжные и верные друзья, которые спокойно могут выслушать вас, подбодрить, дать разумный совет. Любят гармонию, порядок и спокойствие. Во взаимоотношениях всячески стараются предотвратить конфликт, а если не получается, то просто отходят в сторону. Очень хорошо проявляют себя в коллективной работе, со всеми умеют находить общий язык. Видят людей насквозь, чувствуют их и могут к любому подобрать ключик. Всегда доброжелательны. В душе романтики.

Минусы характера . Упрямство и неспособность расслабляться. Некоторая медлительность, слабоволие. Пожалуй, это основные минусы этой группы крови. Люди со второй группой крови могут не отдыхать, не спать ночами, выполняя порученное. Всегда нацелены на то, чтобы закончить начатое. Именно это может подкосить их здоровье. Именно это делает их раздражительными в периоды наибольших нагрузок. Не приспособлены к лидерству, однако, при определённых условиях могут занимать руководящие места. Очень чувствительны. В моменты раздражительности могут быть резкими, что очень удивляет окружающих.

Группа крови 3.

Плюсы характера . Люди третьей группы крови творческие, находчивые, могут проявлять гибкость, могут ужиться в любом обществе, при этом целеустремлённы, честны и справедливы. У них высокая умственная активность, очень уравновешенны, умеют легко контактировать в любом коллективе, любят говорить, дадут дельный совет, при этом с удовольствием могут выслушать чью-то точку мнения, известны как эрудированные люди. Очень впечатлительные, но могут это скрывать, влюбляются с головой и навсегда. Проявляют недюжинные способности в любой сфере деятельности. Из них получаются хорошие руководители – высококвалифицированные профессионалы. Миролюбивы, при этом очень деловиты.

Минусы характера . Глубоко ранимы, не любят переживать неудачи на глазах у других людей, могут быть «взрывоопасными», когда это касается сердечных чувств, предъявляют высокие требования как к себе, так и к тем, кто рядом с ними. Их радость и удовольствия могут быть безудержными.

Группа крови 4.

Плюсы характера . Люди с этой группой крови своего рода хамелеоны, они многогранны. Легко адаптируются к новым условиям, более других групп способны к сочувствию, бескорыстны в дружбе, ничего не требуют взамен за свою любовь, реалисты, хорошие советчики, их девиз – «Всё, что не делается, делается к лучшему». Ими восхищаются, их любят, они популярны, к ним прислушиваются. Любят приносить людям радость. Разбираются во многих вопросах, особенно в экономических. Если знают, что могут огорчить, то считают, что лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Наиболее обаятельные и привлекательные личности.

Минусы характера . Неразборчивость в деталях. Имеющие четвертую группу крови – личности, действия которых не подвергаются никакой логике. Иногда кажется, что они играют, но они так живут!

10. Типы характера человека

«Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет и даже близнецы, столь неотличимые на первый взгляд, на второй оказываются совершенно разными людьми. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.

В современной психологии нет общей классификации типов характера человека. Да и как можно классифицировать характеры при том богатстве сочетаемости их черт у разных людей? Тем не менее, такие попытки предпринимались учеными с давних времен. Так, например, есть разделение характеров по их доминирующим волевым и эмоциональным качествам. В результате выделяют волевой тип характера (действенный, с доминирующей волей), эмоциональный (руководствующийся эмоциональным фоном) и рассудочный (трезвомыслящий, опирающийся на доводы разума).

В свое время немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров.

Пикники (от греч. «толстый, плотный») – склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикники – эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям.

Атлетики (от греч. «свойственный борцам») – широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетики – властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним.

Астеники (от греч. «слабый») – это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеники –упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).

Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.