Что такое пейзаж и виды пейзажа. Пейзаж. Жанр в изобразительном искусстве. Виды пейзажа: суть

Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий. Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.

Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.

История жанра

В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.

В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.

Историческая живопись

В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.

В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.

После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.

Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.

Пастораль в живописи

Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.

Особенности и виды пейзажной живописи

В переводе название жанра значит «местность», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.

К искусственным – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.

Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:

  • Деревенский;
  • Природный;
  • Городской.

Особенности древнегреческой вазописи

По характеру работы выделяют:

  • Эпический;
  • Героический;
  • Романтический;
  • Пейзаж-настроение.

Природа

Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.

Морской

Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.

Футуристический

Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.

Деревенский

Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.

Батальная живопись

Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.

Городской

Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек.
В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» — зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.

Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.

Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.

Особенности техник

На технические особенности работ влияет стиль, в котором работал художник:

  • Импрессионисты уделяли внимание цвету и особой передаче света, перспективы, работали мазками, создавая солнечные, весенние и зимние полотна, полные эмоций и динамики.
  • Академисты и реалисты стремились к максимальной достоверности, использовали природные цвета и оттенки, работали акварелью и маслом.
  • Барочные мастера наполняли пышностью даже изображения природы.
  • Романтисты делали изображение светлым, радостным, воодушевляющим, весенним.

Искусство пейзажа имеет свою прекрасную и давнюю историю. Пейзаж вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. У каждого живописца свое видение мира.

Пейзаж получил распространение в живописи, графике и даже скульптуре.

Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях керамике и т. д. В искусстве Египта с развитием интереса к сюжетному повествованию, складывается восприятие природы как среды действия.

Древнеримская живопись, рождает самостоятельные пейзажи, которые появляются в иллюзионистических росписях, украшающие жилые покои.

Совсем иное впечатление производят пейзажи средневекового искусства. Причудливые горки, вздымающиеся на фонах византийских и древнерусских икон, зримо разделяют мир на земной и божественный.

Исключительно важное положение занимает пейзаж в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург - создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. В Северной Европе в 16 веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Джорджоне оказал значительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу. Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажной живописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих его полотнах предстают величественные образы природы.

Образы природы занимают важное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов.

В 17 веке в Голландии получила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра - марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромным успехом. В числе лучших художников-маринистов: В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Д. Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в европейском искусстве в 17 веке.

В 17 веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине 18 столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетическую.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма.

Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичный мир современного города.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники - постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников - М.Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С. Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма.

В первой четверти 19 работает ряд художников, специализирующихся на писании видов и местностей, городов и усадеб.

К 50 годам 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж. Течение русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.

Творчество И.И. Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа.

Небольшая по размерам работа " Грачи прилетели " по праву занимает место среди шедевров других художников 19 века. У Саврасова было много учеников и последователей, которых учил он внимательно присматриваться и изучать природу, не бояться выйти с этюдником на пленэр. Учил искать красоту в простых и несложных ландшафтах родной земли.

Во второй половине 19 века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Импрессионизм вносит в пейзаж светозарную свежесть колористической игры, а символизм и модерн - любовь к декоративным обобщениям.

Пейзажная живопись 20 века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж, интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.

За долгую историю пейзажное искусство, постоянно обращавшееся не только к настоящему, но и к будущему, породило немало мечтаний, чаяний и надежд. И если оно в лучших образцах пребывает не просто декорацией, утехой для глаз, но поводам к творческому обновлению человеческого сознания, то можно с уверенностью утверждать: искусство это будет жить вечно. Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С. В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Белорусская живопись берёт своё начало на землях Великого Княжества Литовского. В 11-13 веках начинается строительство храмов, стены которых расписывались фресками или украшались скульптурой. Росписи до нашего времени практически не дошли, только небольшие фрагменты, которые практически не подлежат реставрации, можно только предположить, что в этих росписях мог присутствовать пейзаж.

Весомый вклад в историю развития белорусской живописи внесли мастера 15-17 веков. Особое место занимает иконопись этого периода. Возникает особая школа, которая оставила нам множество икон.

В Беларуси первые художники появились в 19 в. Основную профессиональную подготовку они получили на кафедре живописи Виленского университета, а затем и в Петербургской академии искусств. Среди них Я. Дамель. Одним из первых белорусских живописцев был И. Хруцкий. В своём творчестве он тоже обращался к пейзажу.

Во второй половине 19 века в пейзажной живописи нарастает реалистическая тенденция. Ярким представителем был А. Горавский.

Его пейзажные работы, как правило, называются конкретными адресами - "Почтовая станция Свислач", "Вечер в Минской губернии", что говорит о его приверженности писания с натуры.

В большинстве произведений таких художников, как А. Гаравский, Н. Селиванович, присутствует не только белорусская природа, но и города Беларуси, с приметными чертами быта простых людей. Любовь к своей родине и вместе с тем искреннее сочувствие лишенному народу, ярко проявляется во многих дореволюционных пейзажных произведениях, с их убогими патриархальными деревушками, пустыми полями и узкими лентами дорог.

На рубеже 19-20 веков появилась целая плеяда художников. Появились новые имена пейзажистов - Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского и других.

Творчество Ф. Рущица рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому неверной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи.

Творчество Ф. Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г. Вейсенгофа, К Стабровского, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволили говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце 19 - начале 20 века.

Наивысший подъем живописи в Беларуси наступил на рубеже 19-20 вв., в период русской революции 1905 г.

Пейзажистам Белоруссии не были чужды достижения французских импрессионистов, внесших в живопись свет, воздух. Творчество названных художников Белоруссии не было равноценным. В процессе своего развития оно претерпевало значительные изменения. Особенно заметны эти изменения в период с 1907 по 1917 гг. После поражения революции 1905 г. многие художники отошли от реалистических позиций. Основой их творчества стали поиски в области формы.

Рассматривая Белорусский пейзаж 1890-1917 гг., нельзя обойти творчество тех пейзажистов, которые оставались на позициях академизма. Как правило, это были художники невысокой профессиональной культуры. Их полотна не отличались большим мастерством и поэтому не оставляли значительного следа в истории изобразительного искусства.

Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия 20 века. В творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах, колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. В то же время пейзаж в живописи внес другие функции, во - первых в большинстве работ он служил вспомогательным материалам в произведениях художников и как правило оставался на уровне этюда с натуры. Во - вторых в пейзаже часто показывались мотивы камерного характера, возлюбленные уголки белорусской природы, или городские окраины.

Картины С. Жуковского отличаются утонченным изображением природы, мастерским использованием контрастов, на фоне колористической гармонии всей композиции, легкой декоративностью. Он показал в своих произведениях безграничное очарование родной природой, особенностью белорусской земли. Произведения художника эмоционально близки, "Плотина", "Осенний вечер".

Белиницкий - Бируля. Он много сделал для развития белорусской пейзажной живописи. Природу Беларуси художник воспринимал обострённо, тонко передавая её характерные особенности. Выработанный им своеобразный подчерк, ни с кем несравнимый, мягкий и лиричный. Всемирную известность получили его картины - "Весна идёт", "Осень". Именно он стал настоящим основателем белорусского пейзажа, тем мостиком, который объединяет традиции старых мастеров с находками современных белорусских пейзажистов.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии в послевоенный период можно разделить на 2 наиболее характерных этапа, первый - 50 г., другой - конец 60, 70 года. Первый период в основном связан с творчеством художников старшего поколения - В. Волкова, У. Кудревича, Б. Звиноградского. Большой любовью к природе выделяются лирические пейзажи У. Кудревича "Цветущий луг", "Перед грозой".

Народный художник Беларуси В.А. Громыко принадлежит к старшему поколению белорусских пейзажистов, его работы "Золотые дороги Минщины", "Утро туманное", "Над озером", и др. Белорусские пригорки, леса, озера раскрываются разнообразно, в произведениях В. Громыки, он обогащает пейзаж новыми эмоциями.

Большой вклад в развитие этого жанра внесли Н. Воронов, С, Катков, А. Гугель и др.

Заслуженный деятель искусства Беларуси П.А. Данелия известен не только у себя на родине, но и за рубежом. Его работы "Белорусская мелодия", "Плывут облака" и др.

Интересными пейзажистами заявили себя витебчане - В. Дежиц, М. Михайлов, У Кухарев. Лирические пейзажи В. Дежица в основном посвящены Витебску.

С гомельских художников, в творчестве которых основные места занимали лирические и индустриальные темы, выделялись: пейзажист старшего поколения Б. Звиноградский "Сож. Большая вода", "Лед прошел", В Казаченко, "Вечер на Соже", "Осень", "Гомельский порт", У Рыкалин "Порт Гомеля", "Нефтепровод Дружба".

Пейзажи, выполненные Г. Азгур в 50 года, выделяются тонким лиризмом, щедростью чувств в изображении неповторимой красоты белорусской природы "Логойские взгорки", "Последний снег", и эти чувства художница и дальше сберегла в своем творчестве.

В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В. Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. В. Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.

Во второй половине 60-х г. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.

Большинство пейзажей Цвирко, созданных в конце 60-х годов начала 70-х годов открывает новую страницу в пейзажной живописи Белоруссии. Поэтичность работ раннего периода сменилось строгой декоративной упрощенностью, разнообразием плоскостных цветовых градаций. В каждом новом произведении художника чувствуется стремление к философскому размышлению о природе, времени. "Беларусь моя", "На старой земле", эти картины выделяются эмоциональностью цветового и композиционного решения, яркостью подчеркнутых планов, которые постепенно отводят взгляд до самого горизонта. Большинству пейзажных работ художника присуща монументальность, благодаря широте пространства. Белорусский ландшафт, в произведениях В. Цвирко и многих других художников показан во всем многообразии и неповторимости.

Не мене важно особенностью белорусского пейзажа в последнее время является эпическое изображение наиболее характерных и типовых явлений в природе или конкретных моментов и действий, связанных с природой.

Белорусские озера, леса, реки раскрываются в произведениях В. Громыки, перед зрителем богато и разнообразно. Некоторые с их насыщенные мягким лиризмом, поэтичностью, другие - высоким драматизмом. Во всех произведениях большую роль играет цвет - желто-зеленый, синий, красный.

Творчество В. Громыки в пейзажной живописи, за последние десять лет подымает этот жанр на более высокую ступень. Используя лучшие достижения мастеров старшего поколения, он обогащает пейзаж новым содержанием, новыми эмоциями, доводит его до значения картины высокого художественного уровня.

В середине 70-х г., в пейзажной живописи появляется тенденция аналитического образного раскрытия темы. Почти каждый автор ставит перед собой задачу, не только раскрыть внешнюю красоту родного края, но и поднять более глубокие вопросы философского понимания жизни.

Своеобразные по манере письма и цвету пейзажи Л. Щемелева, Д. Алейника, Н. Казакевича.

Образы природы сотканы из света и цвета, они удивительно прозрачны, чисты и хрупки. Н. Казакевич воссоздает родную природу с теплотой и задушевностью человека, влюбленного в свой край, в живопись.

Процесс освоения лучших традиций в искусстве прошлых лет, сопровождается поиском новых форм, новых решений.

Среди художников среднего поколения можно также назвать много имен, которые уже вошли в историю белорусского искусства - это А.В. Барановский, В.В. Немцов, Л.В. Рамановский, А.Я. Шибнев.

Для А. Барановского природа Беларуси - основная тема для творчества. Тонкий колорист, прекрасно владеющий выразительными возможностями живописи, цветом, композицией, рисунком. Произведения художника отличаются сочетанием остроты видения с мягкостью, добротой, особой трепетной любовью и теплотой к изображаемому миру. Образность и поэзия объединяются с неторопливым, тщательным анализом того или иного мотива, вниманием к средствам живописного высказывания.

Изменилась белорусская пейзажная живопись. Уже никого не удивишь нетрадиционностью и чистотой цвета в работах Б. Аракчеева, праздничностью и жизнерадостностью полотен Д. Алейника, В. Кубарева, А. Марочкина, каждый из них идет своим путем и открывает новую, неповторимую страницу в развитии изобразительного искусства.

Для каждого произведения Л. Дударенко, характерно своеобразное живописно пластическое решение, совершенство рисунка и композиционная завершенность. В основе творчества всегда присутствует тема духовности, художественной правды, что позволяет сохранять творческую индивидуальность.

Особенно актуальным стал пейзаж в последние годы, когда все более виден кризис композиций на социально значимые темы. Художники обратились к наиболее традиционной форме пейзажа - изображению природы, свободе и гармонии.

Все отчетливее зазвучали в творчестве художников ностальгические нотки по уходящим первозданным уголкам природы, все больше волнует гармония природы, привлекает романтичность восприятия пейзажей, где самое обычное, много раз увиденное, предстает в другом качестве, реальность под таинственным цветом обретает черты иллюзорности. Именно эти мотивы стремятся сохранить и воплотить в своих полотнах В. Зинкевич, В. Шкарубо, В. Хмыз, А. Мирский и др.

Пейзажи В. Зинкевича - это даже не ландшафты в привычном для нас понимании. Скорее, это их, эмоциональный отзвук, эхо того или иного состояния природы, долетевшее до нас. Субъективизм, фантастичность видения художника невозможно интерпретировать однозначно и конкретно. Пейзажные импровизации многозначны, они побуждают к размышлениям, ассоциациям.

Искусство В. Шкарубо в значительной степени концептуально, поскольку всегда подчинено выражению заранее определенной и продуманной авторской идее. В его пейзажах отсутствуют люди, что лишь прибавляет таинственности, делает атмосферу картины несколько ирреальной, позволяет отойти от пасторальной сентиментальности и придать образному строю композиции большую емкость и глубину.

Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж. Так что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» произошло от французского pays – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Развитие пейзажного жанра

Пейзаж с древности был частью разных изображений. Его элементы есть в древнерусской иконописи (так называемые «горки»). Долгое время изображение природы оставалось условным, сохранялась его вспомогательная роль.

Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы, светотени, позволили сделать его более натуралистичным.

В период классицизма пейзажи носят скорее условный характер, являясь в большей степени вымышленными. Строгие каноны написания видов природы (трехплановая композиция) делали эти изображения напоминающими театральные декорации.

Расцвет жанра приходится на XIX в. Сначала роль его была переосмыслена в искусстве романтизма. Затем появилась пленэрная живопись (от французского «открытый воздух»). Ранее на природе делались наброски, а писалась картина в мастерской. После изобретения краски в тюбиках стало возможным полностью работать на природе.

Большую роль в развитии пленэрного пейзажа сыграли французские мастера Барбизонской школы. А затем импрессионисты, стремившиеся воплотить в своих работах непосредственные впечатления от увиденного (impression – впечатление). Появились пейзажи, пронизанные ощущением света и воздуха.

Виды пейзажа

Пейзаж часто носит вспомогательный характер, передавая эмоциональное состояние человека (лирический пейзаж). Являясь фоном, он может в зависимости от жанра картины быть историческим, абстрактным, героическим и т.д.

В XVIII в. получает развитие такая разновидность пейзажа как ведута – городской, архитектурный пейзаж.

Изображение моря также выделяется в особый вид: морской пейзаж – марина (яркий представитель – И.Айвазовский).

Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен? В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности. Он помогает не только показать место действия, определить время года и суток (описательная функция).

Он носит психологический характер. Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Таким образом, тесная взаимосвязь человека и природы породила такой жанр искусства как пейзаж.

- (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия

пейзаж - а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

- (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пейзаж - Пейзаж. Ван Гог, Звездная ночь. ПЕЙЗАЖ (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова

См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

- (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина) … Современная энциклопедия

- (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь

- (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

- (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь

Книги

  • Пейзаж , С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полные тематические подборки… Категория: Отечественные художники Серия: Наборы репродукций Издатель: Белый город ,
  • Пейзаж , Астахов А.Ю. , В набор репродукций включены самые знаменитые картины великих русских художников, работающих в жанре пейзажа, который не сразу стал полноправным жанром в русскомискусстве. Потребовались… Категория: Пейзаж, натюрморт Серия: Галерея русской живописи. Шедевры русского пейзажа Издатель:

фр. paysage от pays - местность, страна) – один из жанров живописи, изображающий природу. Существует ряд разновидностей П.: городской П., архитектурный П. и др.

Отличное определение

Неполное определение

ПЕЙЗАЖ

франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр живописи, посвященный изображению природы во всем многообразии ее форм, обликов, состояний, окрашенному личным восприятием художника.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворенности и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шелковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворен человек (см. ст. Китайское искусство).

В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включенными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ван Гойен, позднее Я. ван Рейсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время ее процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстает в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.

Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции (К. Коро и художники барбизонской школы). Еще более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.). Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.

В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семена Федоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России. В русских пейзажах 18 в., построенных по правилам классицизма, главный «герой» (чаще всего старинное архитектурное сооружение) помещался в центре; деревья или кусты по обеим сторонам выполняли роль кулис; пространство четко делилось на три плана, причем изображение на первом плане решалось в коричневых тонах, на втором – в зеленых, на дальнем – в голубых.

Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, в вечной изменчивости. Сильвестр Феодосиевич Щедрин, племянник Семена Федоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоенная светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией темных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьева («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842). За свою 40-летнюю службу в АХ Воробьев воспитал плеяду замечательных пейзажистов, среди которых был и прославленный маринист И. К. Айвазовский.

В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Проселок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах ее сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции. Пейзажи А. И. Куинджи поражали современников эффектами лунного или солнечного света. Выразительность широко и свободно написанных картин «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Березовая роща» (1879) строится на точно найденных световых и цветовых контрастах. В. Д. Поленов в картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (обе – 1878) тонко и поэтично передал очарование жизни в старинных «дворянских гнездах». Его работы окрашены едва ощутимыми нотками печали, ностальгии по уходящей культуре.

Отличное определение

Неполное определение ↓