История искусств. Голландские пейзажи художника andreas schelfhout Голландские пейзажи картины

Жизнеописание Гейсбрехта Лейтенса было частично восстановлено лишь в XX веке.
Происходил из города Антверпена. Сначала был подмастерьем и изучал художественное мастерство под руководством художника Жака Вролика, картины которого не найдены.
В 1611 году он стал художником и членом гильдии святого Луки в Антверпене. С этого времени он имел право на открытие собственной мастерской в ​​городе и брать на обучение учащихся.
Последние годы жизни задокументированы плохо. По разным данным, он умер или в 1643, или до 1656 года.

В конце XVI и начале XVII века в Нидерландах работал анонимный художник, условно названный в наши дни Мастером зимних пейзажей, так как большинство его картин изображает зиму. Были попытки отождествить его с Денисом Альслотом , малоизвестным нидерландским пейзажистом. Но гораздо правдоподобней другая гипотеза. Одна из картин Мастера зимних пейзажей имеет монограмму и выжженный на обороте знак антверпенской гильдии художников. Эта монограмма дала возможность считать автором картины антверпенского мастера Гейсбрехта Лейтенса (около 1586 — около 1656).

В «Зимнем пейзаже» из собрания Эрмитажа изображен уголок голландской природы: убогие хижины под развесистыми деревьями, покрытая льдом земля и фигурки людей, занятых повседневным трудом. Художник сумел увидеть красоту обыкновенного пасмурного вечера, когда у горизонта розовеют последние лучи заходящего солнца, деревья отбрасывают длинные тени, а от замерзшей поверхности земли веет холодом. Живописец увидел красоту покрытых инеем ветвей, сплетающихся в затейливый узор и окутанных морозным воздухом.
Не расчленяя пейзаж на планы, как это делали предшествующие художники, Мастер зимних пейзажей строит пространство картины естественно и целостно, чему способствует умело использованная воздушная перспектива: предметы теряют четкость очертаний и как бы растворяются во влажном воздухе по мере удаления от первого плана.
Проблема атмосферы, взаимодействия пространства, света и воздуха — все волновало художника. Небо занимает более половины картины — живописец стремился подчеркнуть взаимосвязь его с землей.
Человеческие фигурки, населяющие пейзаж, неразрывно связаны с природой, составляют ее органическую часть. Яркие пятна их одежд вносят оживление в однообразную тональность картины. Строя колорит на сочетании нежных голубовато-серых и розовых тонов, художник проявил большое живописное мастерство. Он писал тонким жидким слоем краски, пользовался то легкими и прозрачными лессировками, то густыми мазками, когда подчеркивал отдельные предметы. Иногда сквозь живописный слой просвечивает светлый грунт.

Гейсбрехт Лейтенс во многих отношениях предвосхитил достижения голландских художников XVII столетия, и не только он один. Без основы, заложенной в XVI веке, невозможен был бы блестящий расцвет искусства последующей эпохи. Нидерландские художники начали разработку реалистических жанров — портретного, бытового, пейзажа и натюрморта, — окончательно сформировавшихся в XVII веке. Они создали первые групповые портреты, предвосхитив расцвет этого жанра в творчестве Хальса и Рембрандта, и достигли больших успехов в рисунке, композиции, построении пространства, усовершенствовали технику живописи. И самое главное — они решительно обратились к действительности.


Николай Николаевич Никулин. «Искусство Нидерландов XV-XVI веков». Очерк-путеводитель.

В экспозиции киевского музея эта картина до последнего времени была обозначена как произведение неизвестного художника круга Питера Брейгеля Старшего. Из-за полной недоступности зарубежной профессиональной литературы музейные работники не могли знать о статье голландского знатока живописи Петруса Реелика, который еще в 1942 году опубликовал изысканный зимний пейзаж из своей коллекции. На оборотной стороне этого произведения была монограмма из букв «Г» и «Л». В списках мастеров гильдии антверпенских живописцев — гильдии св. Луки исследователь разыскал сведения о художнике, начальные буквы имени которого совпадали с монограммой. Это имя — Гейсбрехт Лейтенс. Учитывая наличие подобных по стилю картин в европейских музеях и частных коллекциях и характерные детали авторского почерка, указанные В. Щавинским, П. Реелик высказал предположение, что Мастер зимних пейзажей и Гейсбрехт Лейтенс — один и тот же художник. Список аутентичных произведений мастера исследователь расширил от трех, указанных Щавинским, до восемнадцати.

В 1973-м упорные архивные поиски и сравнительно-стилистический анализ позволили немецкой исследовательнице Эдит Грейндл назвать уже сорок четыре достоверные картины загадочного Мастера зимних пейзажей. Однако факты из биографии Гейсбрехта Лейтенса, которые исследовательнице удалось к тому времени установить, были чрезвычайно скудны. Художник родился в 1586 году в Антверпене, учился и был подмастерьем у известного только по имени живописца Жака Вролика. В 1611 году Гейсбрехт Лейтенс получил квалификацию самостоятельного мастера в гильдии св. Луки и с 1617-го по 1627 год имел нескольких учеников в собственном ателье. Кроме того, в архивах гильдии художник упоминается как капитан гражданской вахты. Для окончательной уверенности в тождественности монограммиста «Г.Л.» и антверпенского Мастера зимних пейзажей этих документально подтвержденных фактов было недостаточно.

И вот в 1988 году в журнале «Ди Кунст» немецкая исследовательница Урсула Хертинг опубликовала типичную по стилю картину «Зимний пейзаж с сокольничим и замерзшим ручьем». Произведение было подписано уже не монограммой, а полным именем художника — Гейсбрехт Лейтенс! Между тем в киевском музее, где хранится именно та картина художника, с которой и началось возвращение имени Гейсбрехта Лейтенса из небытия, об искусствоведческом расследовании ничего не было известно. В 2006 году благодаря международной организации исследователей искусства Нидерландов (CODART) мне посчастливилось работать в одном из известнейших в Европе искусствоведческих архивов в Гааге. Здесь я и познакомилась с материалами этого длительного расследования. Выяснилось, однако, что ни один из зарубежных коллег киевское произведение не видел и не анализировал. Принад­лежность этой картины — не только без подписи, но и без монограммы — кисти Гейсбрехта Лейтенса еще нужно было доказать.

Присмотримся к нашему «Зимнему пейзажу» внимательнее: застыли в ледовой роскоши голые деревья причудливой формы, припудренные первым снегом; сучковатые ветви, спутанные в лабиринт тысячами изгибов… На ветвях множество птиц. Здесь можно узнать сойку, удодов, несколько сорок. Пара зимородков на нижней ветви как будто ожидает момента, когда крестьянин, стоящий рядом на льду, пробьет жердью прорубь и можно будет начать подводное рыболовство.

На большинстве нидерландских картин такие клейма сегодня уже утрачены из-за многочисленных простругиваний основы. Так реставраторы предотвращали разрушение картины жуками-древоточцами. Все клейма «Зимнего пейзажа» нам удалось расшифровать.

Первое — «две ладони» — выжжено железным клеймом, раскаленным докрасна, принадлежит Антверпенской гильдии св. Луки и удостоверяет качество подготовленной под живопись доски. Сам знак — «две ладони», являющийся частью герба Антверпена, связывают с давней легендой о великане, который отрубывал кисти рук тем, кто не хотел платить налог, проезжая мимо города по реке Шельде. По народной этимологии, отсюда якобы и происходит название города: Антверпен (по-голландски «ханд врепен») — «отрезанная рука».

Второе клеймо — «замок» — на следующем этапе контроля гильдии служило уже подтверждением качества работы художника. Под «качеством» в этом случае контролеры понимали только технологические свойства живописи и не касались оценки художественного уровня произведения. Мотив «замка» гильдия позаимствовала также у герба Антверпена.

Последнее, третье, клеймо — «стилизованный растительный мотив» — выполнено на доске холодным способом — тиснением. Этот знак принадлежит лично мастеру, изготовившему доску, и почти приравнивается к подписи. Кроме элементов орнамента на клейме есть инициалы ремесленника. Важно так же, что на киевской картине имеется полный комплект клейм, что встречается довольно редко и может служить эталоном во время сравнения с другими работами Гейсбрехта Лейтенса.

Следовательно, на окончательное раскрытие загадки «Зимнего пейзажа» из коллекции Щавинского понадобилось без малого сто лет! Наконец старую этикетку в музее Ханенко можно поменять. Вместо «Неизвестный художник круга Питера Брейгеля Старшего. Начало XVII в.» на ней вскоре будет указано: «Гейсбрехт Лейтенс (1586—1646/56)».

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта Ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.


http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/


http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.

Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в творчестве голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Голландские художники больше не рассматривали зимние пейзажи как часть "Времен года" или "Месяцев", а превратили их в самостоятельные произведения искусства.
"В это время года дела обычно шли медленнее, и у каждого оставалось больше свободного времени. В те дни и недели, когда озёра и каналы стояли скованные льдом, никто не расставался с коньками. Молодёжь и старики, мужчины и женщины, проповедники, бургомистры, принцы - буквально все жили на льду.
Скользя на деревянных коньках с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, люди катались либо в одиночку, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд, либо парами, сцепив крендельком руки.
В креслах на полозьях везли малышей и стариков. Мальчишки скользили в санках, отталкиваясь палками.
У края катка трактирщики разбивали палатки и зажигали огни. Здесь можно было пропустить стаканчик, погреть руки на огне и вновь вернуться на лёд"
(Поль Зюмтор)
Предлагаем выбрать и купить картины голландский зимний пейзаж современных художников в нашей художественной интернет галерее.